0503125 форма бухгалтерской отчетности

Что отражается в справке по консолидируемым расчетам (форма 125)?

Цитата (Письмо Казначейства РФ от 18-12-2007 42-7-1-152-4-418):Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)21. Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) составляется получателем средств бюджета, администратором поступлений в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. На основании этой справки проводится консолидация взаимосвязанных показателей в отчетности всех участников бюджетного процесса — распорядителей, главных распорядителей, органов, организующих исполнение бюджетов, и на завершающем этапе при формировании Отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации — Федерального казначейства.
Справка представляется в Федеральное казначейство нарастающим итогом с начала года:
по счету 130404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» в части движения средств на банковских счетах, нефинансовых кредитов международных финансовых организаций и связанных кредитов правительств иностранных государств,банков и фирм;
по счетам 140101180 «Прочие доходы»; 140101241 «Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям» при передаче (получения) финансовых, нефинансовых активов и обязательств между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям средств федерального бюджета;
по счетам 140101151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 140101251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» в части расчетов между учреждениями разных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
по счетам 120612560 «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», 120612660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» (в части возвратов субсидий, субвенций в федеральный бюджет), 120612000 «Расчеты по выданным авансам поперечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» в случаях наличия остатков субсидий и субвенций на 1 января 2008 года, в соответствии с Приказом Минфина России от 18 июля 2006 года N 95н, в остальных случаях по счету 130212830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
по счетам 120702540 «Увеличение задолженности по бюджетным кредитам другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», 120702640 «Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», 120702000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» в части наличия остатков по предоставленным кредитам другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на 1 января 2008 года;
22. В Справке (ф. 0503125) по счету 130404000 представляемой в Федеральное казначейство в части нефинансовых кредитов международных финансовых организаций и связанных кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм главный распорядитель бюджетных средствзаполняет по строке «Итого» только графы 6, 7; по строкам «в том числе по номеру (коду) счета» «из них: денежные расчеты, неденежные расчеты»:
в графе 2 указывается код главы (код по ППП) федерального органа исполнительной власти, с кем проведены взаимные расчеты;
графы 3, 4 не заполняются;
в графе 5 указывается номер счета бюджетного учета (26 знаков);
в графе 6 Минфином России отражаются суммы переданных средств федерального бюджета (дебетовый остаток счета 130404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств»). Итоговая сумма по графе 6 «По дебету» должна равняться строке 822 «Уменьшение остатков во внутренних расчетах» графы 7 «Некассовые операции» Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127);
в графе 7 главными распорядителями отражаются полученные средства федерального бюджета (кредитовый остаток счета 130404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств»). Итоговая сумма графы 7 «По кредиту» должна равняться строке 821 «Увеличение остатков во внутренних расчетах» графы 7 «Некассовые операции» Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127);
в графе 8 по строкам «денежные расчеты» отражается код корреспондирующего счета бюджетного учета (9 знаков).
Примеры заполнения Справки (ф. 0503125) по счету 130404000:
бюджетополучателем (Приложения 2, 3);
главным распорядителем средств федерального бюджета (Приложения 4 — 8).
23. В Справке (ф. 0503125) по счету 140101241 «Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям» главный распорядитель средств бюджета отражает расчеты по переданным другим главным распорядителям активам и обязательствам, при этом по строке «Итого» заполняется только графа 6, по строкам «в том числе по номеру (коду) счета», «из них неденежные расчеты»:
в графе 2 указывается код главы (код по ППП) федерального органа исполнительной власти, с кем проведены взаимные расчеты;
графы 3, 4 не заполняются;
в графе 5 по строке «в том числе по номеру (коду) счета указывается код счета 140101241, а по строке «из них неденежные расчеты» номер счета бюджетного учета (26 знаков);
в графе 6 «Сумма по дебету» отражаются суммы переданных объектов финансовых и нефинансовых активов и обязательств другим главным распорядителям бюджетных средств;
в графе 8 по строке «неденежные расчеты» отражается код корреспондирующего счета бюджетного учета.
В Справке (ф. 0503125) по счету 140101180 «Прочие доходы» главный распорядитель средств бюджета отражает расчеты по полученным от других главных распорядителей средств бюджета объектам финансовых, нефинансовых активов и обязательств, при этом по строке «Итого» заполняется только графа 7, по строкам «в том числе по номеру (коду) счета», из них «неденежные расчеты»:
в графе 2 указывается код главы (код по ППП) федерального органа исполнительной власти, с кем проведены взаимные расчеты;
графы 3, 4 не заполняются;
в графе 5 по строке «в том числе по номеру (коду) счета указывается код счета 140101180, а по строке «из них неденежные расчеты» номер счета бюджетного учета (26 знаков);
в графе 7 «Сумма по кредиту» отражаются суммы полученных объектов финансовых и нефинансовых активов и обязательств от других главных распорядителей бюджетных средств;
в графе 8 по строке «неденежные расчеты» отражается код корреспондирующего счета бюджетного учета.
Обращаем внимание, что при расчетах между главными распорядителями одного бюджета осуществляются только «неденежные» расчеты, т.е. расчеты по передаче активов и обязательств.
Примеры заполнения Справки (ф. 0503125):
по счету 140101241 (Приложения 9, 10);
по счету 140101180 (Приложения 11, 12).
24. В Справке (ф. 0503125) по счету 140101251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» главный распорядитель средств бюджета отражает расчеты с учреждениями других бюджетов, при этом по строке «Итого» заполняется только графа 6, по строкам «в том числе по номеру (коду) счета», «из них неденежные расчеты»:
в графе 2 указывается код главного распорядителя (код по ППП) уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, с которым были проведены взаимные расчеты (кроме строки «в том числе по номеру (коду) счета»);
в графе 3 указывается код по ОКАТО (8 знаков);
в графе 4 указывается код элемента бюджета;
в графе 5 указывается код счета 140101251 (9 знаков);
в графе 6 «Сумма по дебету» отражается итоговая сумма расчетов;
в графе 8 по строке из них «неденежные расчеты» отражается код корреспондирующего счета бюджетного учета.
В Справке (ф. 0503125) по счету 140101151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» главный распорядитель средств бюджета отражает расчеты с учреждениями других бюджетов, при этом по строке «Итого» заполняется только графа 7, по строкам «в том числе по номеру (коду) счета», из них «неденежные расчеты»:
в графе 2 указывается код администратора доходов (код по ППП) уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, с которым были проведены взаимные расчеты (кроме строки «в том числе по номеру (коду) счета»);
в графе 3 указывается код по ОКАТО (8 знаков);
в графе 4 указывается код элемента бюджета;
в графе 5 указывается код счета 140101151 (9 знаков);
в графе 7 «Сумма по кредиту» отражается итоговая сумма расчетов;
в графе 8 по строке из них «неденежные расчеты» отражается код корреспондирующего счета бюджетного учета.
Пример заполнения Справки (ф. 0503125):
по счету 140101251 (Приложения 13, 14);
по счету 140101151 (Приложения 15, 16).
25. В соответствии с письмом Федерального казначейства от 7 февраля 2007 года N 42-7.1-15/2.1-56 главными распорядителями средств федерального бюджета в составе отчетности за 2006 год были представлены согласованные с финансовыми органами субъектов Российской Федерации Справки по внутренним расчетам (ф. 0503125) в части полученных (переданных) в собственность субъектов Российской Федерации нефинансовых активов, в том числе в рамках реализации национальных проектов и федеральных целевых программ.
Анализ несоответствий, установленных по переданному и полученному имуществу в рамках реализации национальных проектов и федеральныхцелевых программ, показал, что федеральные органы исполнительной власти своевременно не оформили актами приема-передачи имущество, полученное и переданное в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В то же время уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации не были представлены документы в федеральные органы исполнительной власти для оформления передачи имущества в собственность субъектов Российской Федерации.
Так, Федеральное агентство по культуре своевременно не оформило актами приема-передачи имущество, переданное в собственность Брянскойобласти, Смоленской области, Ставропольского края, Республики Марий Эл, Саратовской области, Новосибирской области, Томской области; Федеральное агентство по здравоохранению — в собственность Брянской области, Московской области, г. Санкт-Петербурга, Ставропольского края, Ростовской области, Самарской области, Пензенской области, Саратовской области, Иркутской области, Новосибирской области, Камчатской области, Сахалинской области, Еврейского Автономного округа; Федеральное агентство по образованию — в собственность Белгородской области, Брянской области, Самарской области, Пензенской области, Ямало-Ненецкого Автономного округа; Министерство сельского хозяйства — в собственность Белгородской области, Брянской области, Чеченской Республики, Республики Марий Эл, Новосибирской области.
В связи с чем напоминаем, что показатели, отраженные в Справке федерального органа исполнительной власти, должны быть взаимоувязаны с показателями, отраженными в Справке уполномоченного органа государственной власти субъекта.
26. Справка (ф. 0503125) по коду счета 120702540 «Увеличение задолженности по бюджетным кредитам другим бюджетам бюджетной системыРоссийской Федерации» оформляется при представлении кредитов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, начислении процентов и штрафных санкций за пользование кредитом; по коду счета 120702640 «Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» в части погашения бюджетных кредитов и поступления в федеральный бюджет процентов и штрафных санкций за пользование кредитом; по коду счета 120702000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» в части неиспользованных остатков на конец финансового года.

Инструкция по заполнению 125х форм Ф0503125. 130404000

Инструкция по заполнению 125х форм

Ф0503125.130404000

Для заполнения строки в таблице, необходимо заполнить графы 1, 5, 8, 9:

Заполнение графы 1

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать “наименование” и нажать OK.

Заполнение графы 5

Графа 5 “Номер счета бюджетного учета”, разделена на две ячейки, которые заполняются отдельно.

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать КБК расходов (с1 по 17 знаки) и нажать OK.

Затем, таким же образом, заполнить вторую часть, выбрав КОСГУ и нажать OK.

Заполнение графы 8

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать код корреспондирующего счета бюджетного учета и нажать OK.

Заполнение графы 9

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать вид расчетов и нажать OK.

Форма Ф0503125.140101151

Для заполнения строки в таблице, необходимо заполнить графы 2, 3, 4, 8, 9:

Заполнение графы 2

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать “ППП” и нажать OK.

Заполнение графы 3

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать код ОКАТО и нажать OK.

Заполнение графы 4

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать “элемент бюджета” и нажать OK.

Заполнение графы 8

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать код корреспондирующего счета бюджетного учета и нажать OK.

Заполнение графы 9

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать вид расчетов и нажать OK.

Форма Ф0503125.140101180

Для заполнения строки в таблице, необходимо заполнить графы 2, 8:

Заполнение графы 2

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать “ППП” и нажать OK.

Заполнение графы 8

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать код корреспондирующего счета бюджетного учета и нажать OK.

Ф0503125. Ф0503125.140101241

Для заполнения строки в таблице, необходимо заполнить графы 2, 5, 8, 9:

Заполнение графы 2

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать “ППП” и нажать OK.

Заполнение графы 5

Графа 5 “Номер счета бюджетного учета”, разделена на две ячейки, которые заполняются отдельно.

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать КБК расходов (с1 по 17 знаки) и нажать OK.

Затем, таким же образом, заполнить вторую часть, выбрав КОСГУ и нажать OK.

Заполнение графы 8

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать код корреспондирующего счета бюджетного учета и нажать OK.

Заполнение графы 9

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать вид расчетов и нажать OK.

Ф0503125. Ф0503125.140101251

Для заполнения строки в таблице, необходимо заполнить графы 2, 3, 4, 5, 8:

Заполнение графы 2

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать “ППП” и нажать OK.

Заполнение графы 3

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать код ОКАТО и нажать OK.

Заполнение графы 4

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать “элемент бюджета” и нажать OK.

Заполнение графы 5

Графа 5 “Номер счета бюджетного учета”, разделена на две ячейки, которые заполняются отдельно.

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать КБК расходов (с1 по 17 знаки) и нажать OK.

Затем, таким же образом, заполнить вторую часть, выбрав КОСГУ и нажать OK.

Заполнение графы 8

Нажмите дважды левой кнопкой мыши, в отдельном окне откроется словарь, нужно выбрать код корреспондирующего счета бюджетного учета и нажать OK.

Обязательно заполните графу 9 “вид расчетов”, в тех формах, где она есть!

После заполнения форм, не забудьте сделать Пересчет!

>Консолидированная финансовая отчетность

Последовательность составления сводной (консолидированной) финансовой отчетности АО

В некоторых случаях реструктуризация хозяйствующего субъекта требует составления консолидированной финансовой отчетности.

Сводная бухгалтерская (финансовая) отчетность — это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций.

Отчетность составляется, если материнская компания:

  • обладает боле 50% голосующих акций АО или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;
  • имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между ними договором либо иными способами.

Консолидированная отчетность составляется суммированием одноименных статей отчетности (показателей активов и пассивов баланса основного и дочерних обществ) компаний, входящих в материнскую компанию.

Важным признаком группы взаимосвязанных организаций является наличие единого контроля над активами и операциями входящих в нее обществ и возможность оказания решающего влияния на финансово-хозяйственную деятельность.

В процессе составления сводной отчетности целесообразно выделить следующие два этапа:

  • первичную консолидацию, т. е. составление сводной отчетности на дату объединения компаний;
  • составление ежегодной сводной отчетности в последующие периоды деятельности объединившихся компаний.

Основы составления консолидированной финансовой отчетности

Значение консолидированной финансовой отчетности

Развитие крупного бизнеса в России привело к необходимости выхода компаний (групп компаний) на международный финансовый рынок и привлечения инвестиций путем эмиссии ценных бумаг, обращающихся на открытом рынке ценных бумаг. Это создает информационную потребность пользователей бухгалтерской отчетности в получении достоверной информации о деятельности групп компаний. Составление бухгалтерской отчетности, отвечающей информационным запросам инвесторов, государственных органов и других заинтересованных пользователей отчетной информации, возлагается в этом случае на компанию, стоящую во главе группы. Такая отчетность в международной практике называется консолидированной финансовой отчетностью.

В целях повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, Правительство Российской Федерации проводит реформу бухгалтерского учета и отчетности, направленную на сближение российских положений по бухгалтерскому учету (национальных стандартов) с МСФО. Это отражено в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина России от 01.07.2004 г. № 180), где приводятся, как уже отмечалось, понятия консолидированной и индивидуальной финансовой отчетности. Индивидуальная отчетность, характеризующаяся как элемент метода бухгалтерского учета, призвана выполнять информационную и контрольную функции и должна составляться всеми экономическими субъектами за каждый отчетный период. Консолидированная финансовая отчетность. характеризующаяся как разновидность бухгалтерской отчетности, выполняет исключительно информационную функцию по обеспечению внешних пользователей при принятии ими экономических решений информацией о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы взаимосвязанных экономических субъектов, основанной на отношениях контроля.

Все входящие в группу организации, являясь самостоятельными экономическими субъектами (юридическими лицами), образуют экономическую единицу — группу, не имеющую статуса юридического лица. Критерием взаимосвязи организаций, входящих в группу, являются отношения контроля головной организации (компании) над ее дочерними и зависимыми обществами (компаниями). Контроль представляет собой право головной организации определять финансовую и хозяйственную политику организаций (обществ) с целью получения экономической выгоды от их деятельности. Консолидированная финансовая отчетность не заменяет индивидуальных бухгалтерских отчетов отдельных организаций, а позволяет получить объективное представление о финансовом положении, финансовых результатах и перспективах развития группы как единого хозяйствен ного организма.

Консолидированная финансовая отчетность необходима пользователям, имеющим интересы в данной группе. Она позволяет показать масштабы различных видов деятельности внутри группы, сделать деятельность группы прозрачной для пользователей отчетной информации, способствует повышению их доверия как к группе, так и к отдельным входящим в нее организациям.

В западных странах методика консолидирования отчетности организаций. входящих в группу, достаточно отработана. Требования и порядок составления консолидированной финансовой отчетности определены МСФО (MS) 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность»

В России требование консолидации отчетности выдвинуто относительно недавно и в последующие годы подчеркивалось как обязательное к исполнению группами, имеющими дочерние и зависимые общества, находящиеся на территории Российской Федерации и за ее пределами. Порядок составления и представления консолидированной финансовой отчетности определяется Методическими рекомендациями но составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. В соответствии с этими рекомендациями в российской практике понятие консолидированной финансовой отчетности отождествляется с понятием сводной бухгалтерской отчетности.

Сводная бухгалтерская отчетность — это особый вид бухгалтерской отчетности, составляемой путем объединения данных бухгалтерской отчетности нескольких организаций в рамках одного собственника или для статистического наблюдения, например сводная бухгалтерская отчетность федеральных органов исполнительной власти (министерств) или сводная бухгалтерская отчетность по организации. имеющей филиалы и другие структурные подразделения, выделенные на отдельный баланс.

Отличительной особенностью сводной бухгалтерской отчетности является ее составление простым построчным суммированием соответствующих показателей отчетности подведомственных министерству предприятий или отчетов структурных подразделений (филиалов) организации.

Консолидированная отчетность составляется о деятельности группы взаимосвязанных юридически самостоятельных организаций, совместно контролирующих определенную деятельность, операции, имущество. Консолидированная отчетность составляется головной (материнской) организацией (компанией) о деятельности группы организаций (компаний) как о едином хозяйственном образовании, но не имеющем юридического лица.

Сущность, состав и содержание консолидированной отчетности

Для получения информации о состоянии группы компаний владельцам, кредиторам, инвесторам и другим пользователям учетной информации необходима консолидированная финансовая отчетность. Основная идея консолидированной отчетности заключается в объединении отчетности компаний, связанных юридически и (или) экономически, а также в формировании достоверной информации, необходимой пользователям для принятия взвешенных и обоснованных решений.

Консолидированные финансовые отчеты — это финансовые отчеты группы, представленные как отчетность единой компании.

При рассмотрении сущности консолидированной отчетности необходимо отметить следующее:

  • основное назначение отчетности — формирование общего представления о деятельности группы;
  • консолидация представляет собой не простое суммирование показателей отчетности входящих в группу организаций (методики ее формирования будут отражены ниже).

Материнская компания — компания, имеющая одно или более дочерних предприятий.

Конечная материнская компания — материнская компания в многоуровневой группе, в которой дочерние компании по отношению к конечной материнской компании в свою очередь являются промежуточными материнскими компаниями более низкого уровня (рис. 1).

По степени влияния компании инвестора на инвестируемую компанию различают контроль и существенное влияние (т.е. определенное воздействие на операционную и финансовую деятельность инвестируемой компании).

Рис. 1. Структура конечной материнской компании

Контроль — право головной организации определять финансовую и хозяйственную политику компаний (управлять операционной и финансовой деятельностью) в целях получения выгод.

Контроль осуществляется. если головная компания владеет прямо или косвенно более чем 50% голосов другой компании при выполнении ряда условии:

  • определение финансовой и хозяйственной политики по уставу или соглашению;
  • назначение или снятие с должности большинства членов совета директоров или аналогичного органа управления;
  • принятие большинством голосов на собраниях совета директоров управленческих решений.

Дочерняя компания — организация, которая находится под контролем материнской компании.

Информация о дочерней компании не включается в консолидированный отчет в случаях, если:

  • дочерняя компания была приобретена в целях се последующей перепродажи в ближайшем будущем (т.е. контроль носит временный характер);
  • дочерняя компания работает в условиях строгих долгосрочных ограничений, значительно снижающих возможность передач и ею средств головной компании.

Внучатая компания — компания, находящаяся под косвенным контролем головной организации (контроль осуществляется опосредованно. через дочерние общества).

Ассоциированная (зависимая) компания — компания, в которой инвестор обладает значительным влиянием, а именно;

  • владеет не менее 20% акций ассоциированной компании, имеющих право голоса;
  • участвует в совете директоров или аналогичном органе управления ассоциированной компании;
  • производит крупные операции с ассоциированной компанией;
  • участвует в процессе выработки финансовой политики зависимой компании;
  • осуществляет обмен управленческим персоналом;
  • производит обмен важной технической информацией с ассоциированной компанией и др.

Ассоциированные компании не являются дочерними или совместно контролируемыми и не входят в состав группы.

Периметр консолидации — совокупность бизнес-единиц, включенных в группу для составления консолидированной отчетности.

Элиминирование — исключение сделок между компаниями из консолидированной отчетности.

Миноритарные акционеры (доля меньшинства) — это акционеры в дочерних компаниях, которые не входят в группу материнской компании.

Доля меньшинства (доля миноритариев) — часть прибыли (убытка), а также часть чистых активов дочерней компании, приходящаяся на долю в капитале, которой материнская компания не владеет ни напрямую, ни опосредованно.

Доля меньшинства может быть выражена формулой

Доля меньшинства = (100% — Доля участия материнской компании в дочерней компании) х Чистые активы дочерней компании на отчетную дату.

Гудвилл — разница между справедливой стоимостью чистых активов приобретаемой организации и справедливой стоимостью уплаченною вознаграждения. Гудвилл может быть выражен с помощью формулы:

Гудвилл = (Стоимость обьединения бизнеса — Доля покупателя в приобретаемой компании х Чистые активы на дату покупки) — Обесценение гудвилла.

Формула расчета гудвилла дочерней компании несколько отличается:

Гудвилл дочерней компании = Цена покупки — Доля участия материнской компании в дочерней компании х Чистые активы дочерней компании на дату покупки — Обесценение гудвилла дочерней компании.

Чистые активы на дату покупки определяются по справедливой стоимости. В их состав включаются идентифицируемые нематериальные активы и условные обязательства.

При формировании консолидированной отчетности следует соблюдать ряд правил:

  • отчеты должны составляться па основе единой учетной политики. Это возможно, если компании группы формируют отчетность по универсальной для всех членов группы учетной политике. Если дочерняя компания использует учетную политику, отличную от политики материнской компании, то в финансовом отчете этой компании делаются соответствующие поправки:
  • финансовая отчетность материнской компании и дочерних компаний должна составляться за один и тот же отчетный период и па одну и туже дату. Если финансовые отчеты, используемые при консолидации, составлены на разные отчетные даты, то следует внести корректировки в итоги существенных операций или других событий хозяйственной деятельности, которые произошли в период между отчетными датами. В любом случае разница в сроках между отчетными датами не должна превышать 3 месяцев;
  • если в состав групп компаний могут входить компании, расположен — ные в разных странах, то возникает необходимость пересчета полученных от отдельных компаний данных в валюту консолидированной отчетности. Для различных статей нужно использовать разные курсы валют — на конец отчетного периода, среднюю за период, курс валюты на дату совершения операции:
  • элиминирование остатков по расчетам внутри группы, операциям, доходам и расходам. Согласно данному положению все операции между компаниями группы исключаются при составлении консолидированной отчетности.

Методы консолидации финансовой отчетности

Выбор метода консолидации определяется долей инвестора в уставном или акционерном (в зависимости от организационно-правовой формы) капитале инвестируемой компании. Такая доля определяется как прямым, так и косвенным владением долей или акций. Особенности методов консолидации отражены на рис. 2. Наиболее распространенными являются следующие методы:

  • долевого участия;
  • полной консолидации (приобретения);
  • пропорциональной консолидации.

Метод долевого участия (метод чистой стоимости капитала) — используется по отношению к зависимым предприятиям (по отношению к которым группа является инвестором, т.е. ассоциированным компаниям). В основе метода — отражение в консолидированной отчетности инвестиций в зависимое предприятие, а также прибыли (убытка), начисленной инвестору за отчетный период.

Рис. 2. Сущность основных методов консолидации

Таким образом, в консолидированной финансовой отчетности инвестора инвестиции отражаются по стоимости их приобретения с корректировкой на долю инвестора в прибыли, полученной ассоциированной компанией после приобретения.

Показатели отчетности зависимого предприятия (активы и пассивы, прибыли и убытки) в консолидированную отчетность не включаются. В то же время, поскольку ассоциированная компания не входит в состав группы, операции между компаниями не исключаются при формировании консолидированной отчетности инвестора. Порядок расчета ряда показателей по долевому методу приведен в табл. 1.

Таблица 1. Методика расчета показателей по долевому методу

Показатель

Расчетная формула

Инвестиции в зависимую компанию по долевому методу

Доля участия компании-инвестора в ассоциированной компании х Чистые активы зависимой компании на отчетную дату + Гуд- вилл ассоциированной компании

Цена покупки + Доля участия компании-инвестора в зависимой компании х (Нераспределенная прибыль ассоциированной компании на отчетную дату — Нераспредепенная прибыль ассоциированной компании на дату покупки)

Гудвилл ассоциированной компании

Цена покупки — Доля участия компании-инвестора в зависимой компании х Чистые активы ассоциированной компании на дату покупки — Обесценение гудвилла ассоциированной компании

Нераспределенная прибыль ассоциированной компании

Доля участия компании-инвестора в зависимой компании х (Нераспределенная прибыль ассоциированной компании на отчетную дату — Нераспределенная прибыль ассоциированной компании на дату покупки) — Обесценение гудвилла ассоциированной компании

Полная консолидация (метод приобретения) — метод, применяемый для консолидации отчетности дочерних предприятий.

В упрощенном виде можно выделить следующие этапы консолидации:

  • корректировка положений учетной политики дочерних организаций и материнской компании в целях приведения к единым учетным методикам и, следовательно, внесение изменений в индивидуальную отчетность каждого участника группы;
  • проведение элиминирования, т.е. определенных корректировок, обусловленных методиками консолидации;
  • расчет дополнительных показателей, возникающих при консолидации отчетности (например, гудвилла, доли меньшинства и пр.);
  • непосредственно формирование статей консолидированной отчетности.

Показатели консолидированной отчетности рассчитываются путем суммирования показателей отчетности всех дочерних предприятий с учетом консолидационных корректировок.

Корректировки заключаются в исключении (элиминировании) всех взаимных расчетов внутри группы. К данным статьям относятся:

  • балансовая стоимость инвестиций головной компании в каждую дочернюю компанию и, соответственно, доля головной компании в собственном капитане каждой дочерней компании (т.е. акционерный (уставный) капитал дочерних компаний);
  • межгрупповые сальдо и операции, в том числе показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;
  • дивиденды, выплачиваемые участниками группы друг другу (но дивиденды, подлежащие выплате организациям, не являющимся участниками группы, отражаются в консолидированной отчетности);
  • прибыль и убытки от операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;
  • доля меньшинства в чистом доходе и чистых активах консолидированных дочерних компаний за отчетный период. Доля меньшинства должна показываться в консолидированном балансе отдельно от обязательств и собственного капитала материнской компании и отдельно от прибыли группы.

Метод пропорциональной консолидации — метод, применяемый для консолидации отчетности предприятий, занимающихся совместной деятельностью с группой в рамках простого товарищества. Данный метод является разновидностью метода полной консолидации, но отсутствует показатель «Доля меньшинства» (поскольку показатели активов, обязательств и финансовых результатов суммируют исходя из процента участия в совместно контролируемой компании). В основе метода — включение в консолидированную отчетность активов. обязательств, доходов и расходов пропорционально доле контроля группы над предприятиями, которые контролируются совместно.

Совместный контроль — распределение контроля за экономической деятельностью на договорной основе, предполагающее единодушное согласие участников при принятии стратегических решений в области различных аспектов деятельности.

Совместная деятельность может осуществляться в виде совместно контролируемых:

  • операции — вид деятельности, связанный с использованием активов или иных ресурсов участниками совместной деятельности без образования юридического лица;
  • активов (не возникает самостоятельное юридическое лицо) — вид совместной деятельности, при котором под совместным контролем находятся активы, внесенные в качестве взноса в совместную деятельность либо приобретенные для целей осуществления этой деятельности и используемые для получения выгод ее участниками;
  • компании (в ПВУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» данный вид не рассматривается).

Совместно контролируемая компания — совместная деятельность, предполагающая создание организации, в которой каждый участник совместной деятельности имеет свою долю участия (в частности, право на часть результатов деятельности). Совместно контролируемая компания осуществляет ведение бухгалтерского учета и составляет финансовую отчетность. При этом бухгалтерский баланс включает долю активов, которые она контролирует совместно, и обязательств, за которые она несет совместную ответственность. Отчет о прибылях и убытках включает долю доходов и расходов совместно контролируемой компании.

При этом могут использоваться различные форматы отчетности (табл. 2).

Таблица 2. Форматы отчетности участника совместной деятельности при пропорциональной консолидации

Формат

Сущность

Последовательный

Построчное объединение своей доли каждого из элементов отчетности совместно контролируемой компании с аналогичными статьями в своей консолидированной отчетности

Выборочный

Включение 8 свою консолидированную отчетность отдельных статей, касающихся доли совместно контролируемой компании

Выбор формата не влияет на итоговые значения показателей отчетности.

Формулы расчета гудвилла и нераспределенной прибыли в совместно контролируемой компании аналогичны представленным для метода долевого участия.

Задание 1. Компания А владеет 80% акций компании Б. Бухгалтерские балансы компаний на 31 декабря отчетного года представлены в табл. 3.

Таблица 3. Информация об активах и обязательствах компаний, тыс. руб.

Статья

Компании

А

Б

Инвестиции в компанию В

Основные средства

Оборотные активы

Баланс

Обязательства

Уставный капитал

Нераспределенная прибыль

Баланс

Компания А приобрела компанию В пять лет назад, когда нераспределенная прибыль компании Б составляла 450 ООО руб. На дату объединения справедливая стоимость основных средств была больше балансовой на 30 ООО руб., срок полезного использования — 10 лег. Деловая репутация каждый год обесценивается на 20%.

Рассчитайте деловую репутацию и подготовьте консолидированный бухгалтерский баланс.

Задание 2. Компания А 1 января отчетного года приобрела 45% акций с правом голоса за 950 000 руб. Стоимость чистых активов на дату приобретения у ассоциированной компании Б приведена в табл. 4.

Таблица 4. Чистые активы компании Б

Статья

Балансовая стоимость. тыс. руб.

Справедливая стоимость, тыс. руб.

Оборотные активы

Земельный участок

Здание (срок полезного использования — 10 лет)

Оборудование (срок полезного использования — 5 лет)

Обязательства

(615)

(615)

Чистые активы

Чистая прибыль и дивиденды компании Б отражены в табл. 5.

Таблица 5.Информация о чистой прибыли и дивидендах

Год

Чистая прибыль, тыс. руб.

Дивиденды, тыс. руб.

Год, предшествующий предыдущему

Прошлый год

Отчетный год

Рассчитайте остаток счета инвестиций на конец отчетного гола и доходы по методу участия за отчетный год (обесценение деловой репутации составляет 5% в год).


Передача имущества

01.05.2014 Практикум № 5 Май 2014 Версия для печати

Что такое «Консолидируемые расчеты»

Чтобы разобраться, как те или иные операции передачи имущества следует отражать в отчетности, надо четко понимать, что такое «консолидация», что такое «консолидируемые расчеты».

Формирование отчетности на уровне главных распорядителей бюджетных средств, имеющих подведомственные учреждения, на уровне финансовых органов, состоит из двух шагов:

1. Формирование сводной отчетности, которая представляет собой арифметическую сумму соответствующих показателей входящих отчетов.

2. Консолидация отчетности, то есть исключение внутренних оборотов.

Согласно нормам пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее — Инструкция № 191н), бюджетная отчетность составляется на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном настоящей Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) формируется:

  • получателем бюджетных средств;
  • администратором источников финансирования дефицита бюджета;
  • администратором доходов бюджета.

Справка используется для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированных форм бюджетной отчетности.

Показатели сводных форм представляют собой арифметическую сумму соответствующих данных исходных форм. А консолидированные формы – это сводные формы, из которых исключены взаимосвязанные обороты и остатки. Этим консолидированные и сводные формы отличаются друг от друга.

При консолидации отчетности может возникнуть ситуация, требующая исключения оборотов и остатков, поэтому Справка (ф.0503125) может быть «оборотная», т. е. содержащая обороты, которые подлежат исключению, и «сальдовая», т. е. содержащая только остатки по соответствующему счету, в которой не указывается корреспондирующий счет.

Справка (ф. 0503125) составляется раздельно по каждому счету, подлежащему исключению, раздельно по бюджетной и приносящей доход деятельности. Соответственно, код счета, по которому составляется Справка (ф. 0503125) содержит:

  • для «оборотной» — код вида финансового обеспечения, код счета, код КОСГУ;
  • для «сальдовой» — код вида финансового обеспечения, код счета, 000.

Представляется Справка (ф. 0503125) на следующие отчетные даты:

  • ежемесячно — в части определения взаимосвязанных показателей по денежным и неденежным расчетам в части некассовых операций;
  • на 1 января года, следующего за отчетным, — по денежным и неденежным расчетам;
  • на иную отчетную дату, установленную органом, уполномоченным формировать консолидированные формы бюджетной отчетности.

До представления Справки (ф. 0503125) учреждению в отношении операций с передачей имущества необходимо проведение сверки с тем учреждением, с которым осуществлялись соответствующие расчеты (операции). Это обусловлено возможными временными разрывами в датах списания и оприходования имущества, особенно в части недвижимого имущества.

Консолидируемые расчеты можно разделить на три типа, которые отражаются в учете и отчетности различным способом.

  • Передача имущества, денежных средств, обязательств;
Вид расчетов Передающая сторона Принимающая сторона
Внутриведомственные 0 304 04 ХХХ 0 304 04 ХХХ
Внутрибюджетные 0 401 20 241 0 401 10 180
Межбюджетные 1 401 20 251 1 401 10 151
  • Бюджетные кредиты
Вид операции Передающая сторона Принимающая сторона
Выдача 1 207 00 540 – 1 304 05 540 1 210 02 710 – 1 301 00 710
Возврат 1 210 02 640 – 1 207 00 640 1 301 00 810 – 1 304 05 810
  • На период времени, пока получатель пользуется заемными денежными средствами, у него сохраняется кредиторская задолженность на счете 1 301 00 000, а у стороны, выдавшей кредит, – дебиторская задолженность на счете 1 207 00 000. Поэтому по этим счетам составляется не только «оборотная» Справка (ф. 0503125), но «сальдовая».
  • межбюджетные трансферты целевого характера:
    • субвенции;
    • субсидии, предоставляемые муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;
    • межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.

По этим видам межбюджетных трансфертов в учете и отчетности отслеживается объем использования средств получающей стороной с отражением на соответствующих счетах дебиторской или кредиторской задолженности.

Вид операции Передающая сторона Принимающая сторона
Отражение полученных / переданных денежных средств 1 206 51 560 – 1 304 05 251 1 210 02 151 – 1 205 51 660
Отражение факта расходования денежных средств получающей стороной 1 401 20 251 – 1 302 51 730

1 302 51 830 – 1 206 51 660

1 205 51 560 – 1 401 10 151

В итоге объем неизрасходованных получающей стороной средств отражается у передающей стороны в виде дебетового сальдо счета 1 206 51 000 в разрезе получателей трансфертов, а у получающей стороны в виде кредитового сальдо счета 1 205 51 000 в разрезе учреждений, предоставляющих трансферты. Соответственно, учреждениями составляются не только «оборотные» Справки (ф. 0503125), но и «сальдовые».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *