125 ГПК РФ

Статья 125 ГПК РФ. Основания для возвращения заявления о вынесении судебного приказа или отказа в его принятии

Новая редакция Ст. 125 ГПК РФ

1. Судья возвращает заявление о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 135 настоящего Кодекса, а также в случае, если:

1) не представлены документы, подтверждающие заявленное требование;

2) заявленное требование не оплачено государственной пошлиной;

3) не соблюдены требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа, установленные статьей 124 настоящего Кодекса.

2. Возвращение заявления о вынесении судебного приказа не является препятствием для повторного обращения взыскателя в суд с заявлением к тому же должнику, с тем же требованием и по тем же основаниям после устранения допущенного нарушения.

3. Судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 134 настоящего Кодекса, а также в случае, если:

1) заявлено требование, не предусмотренное статьей 122 настоящего Кодекса;

2) место жительства или место нахождения должника находится вне пределов Российской Федерации;

3) из заявления и представленных документов усматривается наличие спора о праве.

4. О возвращении заявления о вынесении судебного приказа или об отказе в его принятии судья в течение трех дней со дня поступления заявления в суд выносит определение.

Комментарий к Статье 125 ГПК РФ

1. Получив заявление о вынесении судебного приказа, судья должен решить вопрос о возбуждении приказного производства. В ст. 125 ГПК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии заявления. Данные основания могут быть разделены на две группы. К первой относятся основания, общие для всех гражданских дел независимо от вида судопроизводства. Перечень этих оснований содержится в ст. 134 и 135 ГПК. Вторую (специальную) группу составляют следующие четыре основания:

1) заявлено требование, не предусмотренное ст. 122 ГПК. Как отмечалось в комментарии к данной статье, суд не вправе принимать заявление, если требование взыскателя не указано в перечне оснований для выдачи судебного приказа. Поэтому не могут рассматриваться в приказном производстве требования из внедоговорных обязательств (например, о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу гражданина); требование о компенсации морального вреда; требование о защите прав собственности; требование, вытекающее из устной сделки или обычаев делового оборота и т.п., поскольку рассмотрение таких дел связано, как правило, с необходимостью разрешения спора о праве, вызова в суд ответчика, предложения ему представить суду свои возражения и контрдоказательства и т.д. Требования такого рода могут разрешаться только в порядке искового производства. Как правильно отметил В.Н. Аргунов, любое требование, подлежащее судебной защите в порядке приказного производства, может быть также предметом искового производства. Но не по каждому требованию, подлежащему судебной защите, может быть выдан судебный приказ <1>;
———————————
<1> Научно-практический комментарий к ГПК РФ РСФСР / Под ред. М.К. Треушникова. М., 1999. С. 193.

2) судья обязан отказать в принятии заявления о вынесении судебного приказа и тогда, когда должник имеет место жительства или место нахождения вне пределов Российской Федерации. Не имеет значения, находится ли должник в каком-либо государстве СНГ или он пребывает в так называемом дальнем зарубежье. Не важно и то, на временное или постоянное место жительства или пребывание в иностранное государство выбыл должник, является ли он российским гражданином, лицом без гражданства или иностранным гражданином. Важен сам факт нахождения должника за пределами границ России. Практическая оправданность отказа судьи в принятии заявления по такому основанию объясняется тем, что в случае выдачи судебного приказа его невозможно будет принудительно исполнить за границей, так как нормы международного частного права допускают признание и исполнение за границей только решений иностранных судов и арбитражей и то, как правило, при наличии между Россией и государством, на территории которого пребывает должник, договора о правовой помощи. Следует учитывать и то, что согласно требованиям договоров о правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам ответчик (должник) всегда должен извещаться о времени и месте судебного разбирательства, что нормами о приказном производстве ГПК РФ не предусмотрено;

3) непредставление взыскателем документов, подтверждающих заявленное им требование о вынесении судебного приказа, — еще одно основание к отказу в принятии заявления. Данное основание ставит два вопроса: 1) может ли судья при рассмотрении заявления взыскателя кроме документов использовать иные доказательства, предусмотренные ст. 55 ГПК РФ, и 2) что следует понимать под словом «документ»? На первый вопрос следует дать отрицательный ответ. Коль скоро приказное производство осуществляется без вызова сторон и судебного разбирательства, судья не выслушивает объяснения взыскателя и должника, показания свидетелей, заключение эксперта. Не осматриваются и не фиксируются в протоколе вещественные доказательства ввиду того, что он просто не ведется. Следовательно, единственными средствами доказывания, которые обязан представить взыскатель, являются только письменные доказательства. Отвечая на второй вопрос, следует отметить, что понятие «документ» законодатель употребляет в широком смысле этого слова. Под документом понимается не только составленная законным образом бумага, выданная и заверенная компетентным органом и имеющая необходимые реквизиты (дату выдачи, номер, указание на выдавший орган, подпись должностного лица, печать, штамп и т.п.), но и любые другие письменные доказательства, подтверждающие законность и обоснованность требований взыскателя. К ним можно отнести тексты договоров, облеченные в письменную форму, письма делового и личного характера, расписки, акты, записки, платежные и деловые документы, налоговые декларации, справки о зарплате и т.п. Согласно ст. 71 ГПК РФ эти доказательства могут быть выполнены в форме цифровой, графической записи, в том числе получены посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным, позволяющим установить достоверность документа способом.

Возможно представление взыскателем в качестве доказательств приговоров и решений суда, иных судебных постановлений, если они касаются взыскателя и должника и имеют преюдициальное значение для приказного производства.

Непредставление документов и других письменных доказательств является безусловным основанием для отказа судом в принятии заявления взыскателя;

4) суд вправе отказать в принятии заявления о вынесении судебного приказа только тем лицам и по тем требованиям, которые по закону не имеют льгот по освобождению от уплаты государственной пошлины (см. комментарий к ст. 123).

2. На решение вопроса об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа судье отводится три дня. В течение этого срока судья или принимает поданное ему заявление, если взыскатель выполнил все необходимые требования закона (ст. 122 и 124 ГПК РФ), или отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

Если судья усматривает отсутствие оснований для возбуждения приказного производства, он обязан в течение трех дней вынести определение об отказе в принятии заявления. Это определение должно соответствовать требованиям ст. 225 ГПК. Копия данного определения вручается (направляется) взыскателю не позднее следующего рабочего дня со дня его вынесения. Вместе с копией определения взыскателю возвращаются все поданные им документы. Подлинник определения судьи об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, копия заявления и сопроводительное письмо о возврате документов хранятся в соответствующем наряде мирового суда.

Процессуальные нормы гл. 11 ГПК РФ ничего не говорят о праве суда оставить заявление о вынесении судебного приказа без движения, например, в связи с тем, что взыскатель не указал свой адрес или имя, отчество должника или стоимость истребуемого от него имущества и т.п. Отсутствие четких указаний на этот счет можно рассматривать как пробел в новом ГПК. Представляется, что судья вправе оставить заявление о выдаче судебного приказа без движения, сославшись по аналогии на ст. 136 ГПК. Применение норм гражданского процессуального права по аналогии разрешено теперь ч. 4 ст. 1 ГПК.

Статья 125. Порядок участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Комментарий к статье 125 Гражданского Кодекса РФ

Будучи равноправными субъектами гражданских правоотношений, государственные и муниципальные образования выступают в данном качестве носителями субъективных гражданских прав (имущественных и личных неимущественных) и обязанностей, составляющих содержание соответствующего правоотношения, а также гражданско-правовой ответственности.

От имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований гражданские права и обязанности приобретают соответственно федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в рамках закрепленной за ними компетенции.

Система федеральных органов государственной власти установлена Конституцией РФ и включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, федеральные органы судебной власти. Исходя из конституционного принципа разделения властей, за Правительством РФ закреплен статус высшего федерального органа исполнительной власти, а исходя из природы исполнительной власти, именно ее органы реализуют правомочия государства как участника гражданских правоотношений.

Статус Правительства РФ регламентирован Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», а система федеральных органов исполнительной власти и их компетенция устанавливаются Президентом РФ.

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ (статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»).

В соответствии со статьей 17 указанного Федерального закона в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Как и аналогичные федеральные органы, органы исполнительной власти субъектов РФ, как правило, уполномочены выступать в гражданских правоотношениях от имени соответствующего субъекта РФ и приобретать для него имущественные и личные неимущественные права и обязанности.

Муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Вопросы непосредственного жизнеобеспечения населения муниципального образования определяются как вопросы местного значения. Полномочия по решению этих вопросов возлагаются на органы местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, установленных Федеральным законом (статья 34 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления»).

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования (пункт 1 части 2 статьи 36 указанного Федерального закона), реализуя тем самым гражданскую правосубъектность муниципального образования и приобретая соответствующие права и обязанности.

Комментарий к статье 125 ГК РФ

1. Согласно положениям п.1, 2 комментируемой статьи в качестве общего правила закреплено положение, в соответствии с которым от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках установленной компетенции могут органы государственной власти и муниципальные органы.

Таким образом, в Российской Федерации реализована так называемая «плюралистическая модель» участия государства и иных публично-правовых образований в имущественных правоотношениях. А система органов, которые наделены компетенцией участия в имущественном обороте, закрепляется в нормах публичного права, что является одним из проявлений публично-правовых начал в регулировании этих отношений.

Основным недостатком данной модели в Российской Федерации является тот факт, что система органов государственной власти, их компетенция находится в постоянной законодательной динамике вследствие отсутствия устойчивой структуры органов государственной власти, что делает достаточно сложной задачу закрепления ее в оптимальном виде. Так, например, в Указе Президента РФ от 09.03.2004 N 314 с момента его вступления в силу изменения и дополнения вносились уже более 5 раз, а в Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 изменения и дополнения вносились более 20 раз.

В отношении органов местного самоуправления и их компетенции, в том числе, в гражданско-правовых отношениях ситуация складывается еще более «плачевная». Так, с момента принятия ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в него были внесены изменения и дополнения более 80 раз.

2. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает возможность от имени публично-правовых образований выступать государственным органам, органам местного самоуправления, а также юридическим лицам и гражданам. Однако указанная возможность должна иметь нормативное закрепление следующими актами:
— федеральными законами;
— указами Президента РФ;
— актами Правительства РФ;
— актами субъектов РФ;
— актами муниципальных образований.

Данный перечень актов свидетельствует об определенной степени произвольности решений законодателя в вопросе наделения обозначенными представительскими полномочиями.

3. Применимое законодательство:
— ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— ФЗ от 06.10.99 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
— Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724;
— Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314;
— приказ Минэкономразвития РФ от 22.06.2009 N 229;
— письмо Минфина РФ от 09.08.2006 N 08-04-14/4048;
— письмо Казначейства России от 27.07.2006 N 42-7.1-15/9.2-311.

4. Судебная практика:
— определение ВС РФ от 03.07.2013 N 11-АПГ13-7;
— определение ВС РФ от 20.04.2012 N 34-КГ12-1;
— решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.04.2014 по делу N А60-716/2014;
— решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.02.2014 по делу N А60-42624/2013.

Консультации и комментарии юристов по ст 125 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 125 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *