16 лет это ребенок

14 лет — особенный возраст в жизни каждого человека. Это один из ключевых этапов становления человека, как личности, так и гражданина. Согласно Российскому законодательству, подросток в 14 лет получает паспорт и делает важный шаг во взрослую жизнь. Вместе с новыми правами появляются и новые обязанности, а также возрастает степень ответственности. Что именно меняется в жизни подростка, отметившего свое 14-летие? Сегодня в нашей постоянной рубрике «Знать, чтобы жить» в этом вопросе постарается разобраться педагог-психолог ГУ ЯО «ЯОМИЦ» Людмила Акулова.

Права подростка

Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения человека. Гражданские и политические права, права в семье и в области социального обеспечения закреплены в таких документах как Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка.

Конвенцией ООН гарантируются следующие права: право на жизнь и доступные медицинские услуги, право на развитие (образование, досуг, отдых и участие в культурной жизни), право на защиту себя и своих интересов, на активное участие в жизни общества.

Права подростка в школе не ограничиваются правом получения бесплатного образования. Подросток также имеет право на выбор образовательного учреждения и программы образования; перевод в другое образовательное учреждение; педагогическую и психологическую помощь; обучение в условиях, которые гарантируют его безопасность, а также соответствуют современным требованиям и стандартам обучения и т.д.

Имущественные права

После достижения 14 лет расширяются имущественные права подростка. В возрасте от 14 до 18 лет подросток получает право распоряжения своим имуществом: может совершать сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

Подросток 14 лет может осуществлять ряд прав самостоятельно: свободно распоряжаться своими заработками, стипендией, осуществлять права автора произведений искусства, науки, литературы и т.д., вносить вклады в кредитные организации, самостоятельно нести ответственность за свои действия.

Однако, при наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и попечительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достигший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский кодекс, ст. 26).

Трудовое право

Подросток 14 лет может устраиваться на временную работу и зарабатывать.

Подросткам нередко хочется иметь деньги на карманные расходы и на покупку желаемого. Если до сих пор деньги давали родители, то с 14 лет подросток может сам начать подрабатывать.

Согласно Трудовому кодексу РФ, с 14 лет допускается трудовая деятельность подростков на временных работах в свободное от учебы время. Занятость подростков 14-16 лет не должна превышать 2,5 часа в день и препятствовать обучению. Продолжительность рабочего времени в каникулярный период не может превышать 4 часов в день для 14-летних, 5 часов в день для 15-летних и 7 часов в день для 16-17-летних подростков. Вид работ должен быть легким и не оказывать негативного влияния на здоровье. Окончание рабочего дня должно быть не позднее 21:00. При оформлении на работу необходимо обязательно пройти медицинский осмотр. При приеме на работу подростков 14-15-ти лет необходимо согласие родителей на их трудовую деятельность. Испытательный срок для несовершеннолетних работников не устанавливается (часть 4 ст. 70 ТК РФ).

Чтобы трудоустроиться и выбрать рабочее место в Ярославле — необходимо обратиться в Ярославский городской молодежный центр. Здесь предложат выбрать вакансию и помогут грамотно подобрать рабочее место, сформируют и объяснят, как правильно заполнить документы для трудоустройства, а также расскажут, где можно получить необходимые справки. С каждым подростком заключается трудовой договор, оформляется трудовая книжка, выдается банковская карта, на которую в дальнейшем будет перечислена заработная плата.

Подросткам предлагается работа в различных организациях города Ярославля. В основном работа заключается в благоустройстве территории, уборке помещений, работе с документами, курьерской деятельности. Трудоустройство носит срочный характер, договор заключается на 1 месяц.

Если появится желание устроиться на работу в период летних каникул, то за полтора месяца до предполагаемой даты устройства на работу необходимо обратиться за консультацией в Ярославский городской молодежный центр и зарегистрироваться в электронной очереди на сайте Управления по молодежной политике мэрии города Ярославля.

Защита прав подростков

Мы часто слышим о несоблюдении прав подростков, но почему-то об их защите начинают вспоминать только после очередного громкого дела, когда эти права нарушаются.

Кто защищает права детей и подростков?

Во-первых, органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав). Во-вторых, родители и лица их заменяющие (опекуны). В-третьих, общественные организации.

Кроме того, помощь подростку могут оказать педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья, социальную защиту и социальное обслуживание.

Применительно к городу Ярославлю и Ярославской области необходимую информацию и контакты Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, городских округов и районов в городских округах Ярославской области можно найти на интернет-портале для несовершеннолетних «Подросток и закон» (прямая ссылка http://podrostok.edu.yar.ru/map/list.html?id=2)

Анонимную бесплатную срочную психологическую помощь подросток может получить, позвонив по единому общероссийскому номеру детского телефона доверия 8-800-2000-122

Правовая ответственность и обязанности

Нельзя забывать о том, что кроме прав к подросткам 14 лет общество и государство предъявляет также и требования.

В 14 лет подросток уже несет уголовную ответственность за свои действия. Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение тяжких преступлений, в том числе за грабежи, разбои, хулиганство, угон автотранспортных средств, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вымогательство, вандализм и др. Соблюдение закона становится необходимым условием полноценной жизни в обществе. Незнание закона, как известно, от ответственности не освобождает.

И конечно, 14 летний подросток должен помнить, что основным содержанием его деятельности остается учеба. Согласно Федеральному закону №194 от 21.07.2007 каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование. Эта обязанность сохраняется за ним до достижения 18 лет.

Есть еще много аспектов, которые касаются изменений в жизни подростка 14 лет: они затрагивают сферу нравственного и личностного развития.

Материал подготовила педагог-психолог ГУ ЯО «ЯОМИЦ» Людмила Акулова

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

Права ребёнка

Ребёнок имеет право:

1.На жизнь и охрану здоровья.

  1. На гражданство.
  2. На необходимый уровень жизни.
  3. На имущество.
  4. На образование.
  5. На получение профессии.
  6. На неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия.
  7. На проживание в семье.
  8. На жильё.
  9. Право на отдых.
  10. На защиту чести и достоинства.

Обязанности ребёнка

Ребёнок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относится к окружающей среде, всем видам собственности.

Соблюдение законов государства является конституционной обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь. За их неисполнение наступает юридическая ответственность.

Никто не может быть освобождён от обязанностей соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других лиц. С точки зрения уголовного права при несоблюдении закона ребёнок может быть привлечён к ответственности за некоторые преступления с 14 лет, к административной ответственности с 16 лет.

Права и свободы одного человека «заканчиваются» там, где «начинаются» права и свободы другого человека. Поэтому на ребёнка также возлагается обязанность уважать права и законные интересы других граждан. Он также должен уважать традиции и культурные ценности не только своего народа, но и других наций и народностей. Традициями являются определённые установления, нормы поведения, идеи, ценности, обычаи, обряды, которые передаются от поколения к поколению и таким образом сохраняются в течении длительного времени.

На ребёнка возлагается обязанность овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности. Для этого в средних учебных заведениях проводятся уроки труда, в старших классах учат определённым специальностям. В Республике Беларусь создана широкая сеть высших учебных заведений, средне – специальных учебных заведений, профессионально – технических училищ.

ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Уголовный Кодекс Республики Беларусь

Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

  1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
  2. Лица, совершившие запрещённые настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за

1) убийство (статья 139);

2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);

4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);

5) изнасилование (статья 166);

6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);

7) похищение человека (статья 182);

8) кражу (статья 205);

9) грабёж (статья 206);

10) разбой (статья 207);

11) вымогательство (статья 208);

12) угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);

13) умышленное уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218);

14) захват заложника (статья 291);

15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);

16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);

17) хищение наркотических средств, психотропных веществ (статья 327);

18) хулиганство (статья 339);

19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);

20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341).

ОСНОВАНИЯ ПОСТАНОВКИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

НА УЧЁТ В ИНСПЕКЦИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Постановке на учёт в Инспекции по делам несовершеннолетних подлежат лица до 18 лет:

  1. Вернувшиеся из мест лишения свободы.
  2. Осужденные с отсрочкой исполнения приговора.
  3. Осужденные условно.
  4. Амнистированные.
  5. Обвиняемые в преступлении.
  6. Имеющие диагноз наркомания.
  7. Осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
  8. Совершившие преступления, но освобождённых с применением мер общественного воздействия.
  9. Совершившие общественно опасное деяние в возрасте до 14 лет.
  10. Вернувшиеся из спец. школ, спец. ПТУ
  11. Совершившие правонарушения, влекущие меры общественного или административного воздействия.
  12. Употребляющие спиртные напитки или токсичные вещества.
  13. Систематически уходящие из дома (Бродяжничество.)

В специальные учебные заведения закрытого типа направляются несовершеннолетние, совершившие правонарушения.

ПО ЭТИМ ТЕЛЕФОНАМ ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ

ЗА ЗАЩИТОЙ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

Сектор охраны детства отдела образования Брагинского райисполкома

Методист – Зубарь Марина Николаевна

Тел. 2-11-37

Директор Брагинского социально-педагогического центра – Скороход Екатерина Анатольевна

Тел. 2-11-37

Комиссия по делам несовершеннолетних

Заместитель председателя Ясинская Ольга Михайловна

тел. 2-16-70

ДЕТСКИЙ ПРАВОВОЙ САЙТ

Получить информацию по вопросам закона и прав, и ознакомиться с материалами по данной тематике вы можете на Детском правовом сайте, расположенном в Интернете по адресу http://mir.pravo.by

ДЕТИ, У НАС ТОЖЕ ЕСТЬ ПРАВА! (Взрослые)

Сотрудничайте с нами. Протяните нам руку помощи и дайте понять, что мы можем расти вместе, и что мы можем на вас рассчитывать.

Помните, что серьёзная учёба означает серьёзное дело.

Мы не были родителями и учителями изначально, мы стали ими. От нас зависит, какими вы станете, но и от вас зависит, какие родители и учителя получатся из нас.

Мы стараемся свести до минимума наши требования и пореже употреблять «ты должен». Но и вы постарайтесь развить в себе ответственность и, не дожидаясь требований, совершить акт доброй воли: «Давай я сделаю…»

Помните, мы (взрослые) не мене вас способны на ошибки, и зачастую мы несостоятельны. Будьте великодушны и примите нашу способность падать.

Очень хотелось бы, чтобы вы не обижали нас своим невниманием, когда мы о вас заботимся. «Спасибо» – это такой стимул!

Старайтесь принимать наши правила, даже если не совсем понимаете их. Мы действительно иногда знаем, что лучше.

Не всегда ждите ответа от нас. Постарайтесь сами продумать и понять вопрос. Понимание вопроса важнее, чем знание ответа.

Постарайтесь любить нас и тогда, когда мы ошибаемся. Взрослые – не боги и не ангелы, хотя и стараются ими казаться.

Не копируйте нас, будьте самими собой.

Постарайтесь относиться к нам как к равным. Родители и учителя отнюдь не рабы своих детей; нам тоже нужна справедливость.

Учитесь принимать свои собственные решения, а мы будем любить вас в независимости от того, мудрыми будут эти решения или нет.

Мы растём и развиваемся вместе с вами. Так давайте грести вместе и в одном направлении, иначе наша лодка запросто может опрокинуться.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Ученик имеет право:

На образование в соответствии с Законом РБ » Об образовании в Р Б»;

На правовую и социальную защищенность в соответствии с действующим законодательством;

На уважение своего достоинства;

На помощь учителей в овладении знаниями;

На бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;

На поощрение и вознаграждение за успехи в учебе;

На защиту труда и здоровья в процессе обучения;

Представлять школу в конкурсах, олимпиадах, смотрах, соревнованиях и других мероприятиях в соответствии со своими возможностями;

Выбирать и быть выбранным в Совет школы, органы ученического самоуправления;

На получение общественного признания и оценки своей учебной и общественной деятельности;

На открытую оценку своих знаний, своевременное уведомление о сроках контрольных работ, срезов знаний, экзаменов.

Ученик обязан:

Старательно учиться, овладевать устойчивыми знаниями и практическими навыками, быть дис­циплинированным, заботиться о чести класса, школы, поддерживать ее традиции;

Не унижать достоинство людей, уважать их взгляды и убеждения;

Достойно вести себя в школе и за ее пределами, проявлять уважение к старшим и ровесникам, милосердие, человечность;

Бережно и с уважением относиться к национальной истории и культуре своего и других народов;

Беречь родную природу и окружающий мир, их богатство и красота;

Подчиняться решениям Совета школы, указаниям и приказам директора и его заместителей, требованиям учителя и других сотрудников школы, исполнять Устав школы.

Учащимся школы запрещается

Носить в школу и иметь при себе любые опасные и нелегальные предметы, особенно оружие, боеприпасы и т.д., применение или угроза их применения.

Развязывать и провоцировать драки в школе и в школьном дворе и участвовать в них.

Не пропускать занятия без уважительных причин.

Иметь спиртные напитки, употреблять их, находиться под их воздействием в школе и на проводимых школой мероприятиях.

Курить в школьных помещениях и школьном дворе.

Играть на занятиях и в перерывах в карты и другие азартные игры.

Заниматься воровством, совершать акты вандализма, наносить умышленный ущерб школьному имуществу, собственности учителя и учащегося.

Игнорировать замечания, сделанные учителем или представителем администрации школы, проявляя при этом грубость и неуважительность.

Регулярно не выполнять получаемые задания или их систематически недобросовестно выполнять.

(Неофициальное изложение)

Конвенция о правах ребенка (КПР) получила самое широкое международное признание из всех документов по правам человека: ее ратифицировали все страны мира за исключением двух. Конвенция объединяет весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав – относящихся к детям в одном документе. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу в сентябре 1990 года.

В 41 статье Конвенции излагаются права человека, которыми обладает каждый ребенок в возрасте до 18 лет и которые должны защищаться и уважаться.

Статья 1

Считает ребенком «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста», если по закону страны совершеннолетие не достигается ранее.

Статья 2

Все права, предусмотренные настоящей конвенцией, обеспечиваются за каждым ребенком без какой-либо дискриминации.

Статья 3

Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Статья 5

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и членов расширенной семьи.

Статья 6

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Статья 7

Ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8

Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности и на гражданство.

Статья 9

Ребенок имеет право не разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Статья 12

Ребенок имеет право выражать свои собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание.

Статья 13

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода.

Статья 14

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Статья 15

Ребенок имеет право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Статья 16

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 17

Государства-участники обеспечивают право ребенка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников.

Статья 18

Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка.

Статья 19

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Статья 24

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи.

Статья 26

Каждый ребенок имеет право пользоваться благами социального обеспечения.

Статья 27

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Статья 28

Ребенок имеет право на образование. С этой целью государстваучастники вводят бесплатное и обязательное начальное образование и поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, и обеспечивают его доступность для всех детей. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка, воспитание уважения к правам человека и основным свободам, на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, на воспитание уважения к окружающей природе.

Статья 30

Ребенок имеет право пользоваться своей культурой.

Статья 31

Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Статья 32

Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и развитию.

Статья 33

Дети имеют право на защиту от незаконного употребления наркотических средств.

Статья 34

Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, использования детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике, в порнографии и порнографических материалах.

Статья 38

Государства-участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечения зашиты затрагиваемых вооруженным конфликтом детей и ухода за ними.

Статья 40

Каждому ребенку, который обвиняется в совершении правонарушения или преступления, гарантируется презумпция невиновности до тех пор, пока вина его не будет доказана, получение правовой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты, свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины, полное уважение его личной жизни, также как и обращение с учетом его возраста, обстоятельств и благосостояния. Дети, не достигшие 18-летнего возраста, не могут быть приговорены к смертной казни или пожизненному тюремному заключению без возможности досрочного освобождения.

Полный текст конвенции и дополнительных протоколов имеется на многих сайтах в Интернете, включая страницу ЮНИСЕФа (http://www.unicef.org/crc/)

Источник: Центр ООН по правам человека и Народное движения за образование в области прав человека: www.pdhre.org

В центрах и офисах «Мои Документы» можно подать документы для получения земельного участка.

Кто имеет право на бесплатное получение земельного участка (заявители):

Физические лица – граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, относящиеся к категориям граждан:

1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно:

— гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— гражданам, имеющим трех и более детей – родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей;

— гражданам – членам молодых семей, в том числе членам неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного и более детей, в которых возраст соответственно супругов или одного молодого родителя на дату подачи заявления не превышает 35 лет, проживающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа;

— работникам государственных (муниципальных) медицинских, образовательных организаций и организаций культуры в Республике Коми, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах;

— ветеранам боевых действий;

— гражданам – членам семей или одиноким гражданам, у которых их единственный жилой дом (жилое помещение) уничтожен (о) вследствие пожара или наводнения;

— молодым специалистам, возраст которых на дату подачи заявления о предоставлении земельных участков не превышает 35 лет, имеющим высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, работающим в сельской местности по трудовому договору по основному месту работы в организациях агропромышленного комплекса или лесничествах в соответствии с полученной квалификацией;

— инвалидам I и II групп, гражданам, имеющим детей-инвалидов.

2. Гражданам, выезжающим из закрывающихся в установленном законом порядке населенных пунктов Республики Коми, предоставляются в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых построены индивидуальные жилые дома по договорам, заключенным указанными гражданами с застройщиками, имеющими право на использование земельного участка для малоэтажного жилищного строительства.

3. Гражданам, имеющим десять и более детей, ранее не получавшим земельные участки бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома, предоставляются однократно в собственность бесплатно для строительства жилых домов блокированной застройки с количеством этажей не более трех.

4. Многодетным родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, которые воспитывают трех и более детей, имеющим переданные им по договору аренды для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, такие земельные участки по желанию данных граждан предоставляются однократно в собственность бесплатно при условии наличия у указанных граждан прав, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на жилые дома, возведенные на этих земельных участках

Необходимые документы:

I. Обязательные документы:

1. Запрос о предоставлении муниципальной услуги по рекомендуемой форме

2. Доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством, и (или) иной документ, подтверждающий полномочия представителя (законного представителя) (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае, если заявление подписывается представителем заявителя (законным представителем)

3. Документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации заявителя (представителя заявителя) (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит)

4. Документ, подтверждающий воздействие на заявителя радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется заявителями, указанными в подпункте 1 пункта 1 Раздела «Заявители»)

5. Свидетельство о заключении брака (при наличии брака), свидетельство о рождении ребенка (на каждого из детей), документы об усыновлении (удочерении) ребенка (детей), об установлении отцовства, документы об устройстве ребенка (детей) под опеку или попечительство в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется заявителями, указанными в подпункте 2 пункта 1, пункте 3 Раздела «Заявители»)

6. Свидетельство о заключении брака (при наличии брака), свидетельство о рождении ребенка (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется заявителями, указанными в подпункте 3 пункта 1 Раздела «Заявители»)

7. Документ, подтверждающий трудовые отношения между гражданином и государственной (муниципальной) медицинской, образовательной организацией или организацией культуры в Республике Коми (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется заявителями, указанными в подпункте 4 пункта 1 Раздела «Заявители»)

8. Документ, подтверждающий отнесение гражданина к ветеранам боевых действий (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется заявителями, указанными в подпункте 5 пункта 1 Раздела «Заявители»)

9. Документы, подтверждающие профессиональное образование гражданина и трудовые отношения по основному месту работы между гражданином и организацией агропромышленного комплекса или лесничеством в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется заявителями, указанными в подпункте 7 пункта 1 Раздела «Заявители»)

10. Документ, подтверждающий, что гражданин является инвалидом I или II группы или имеет ребенка-инвалида (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется заявителями, указанными в подпункте 8 пункта 1 Раздела «Заявители»)

11. Документы, подтверждающие родственные отношения граждан и членов их семьи (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляются в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий, при наличии иных членов семьи граждан, кроме детей)

12. Документы, подтверждающие в соответствии с установленным федеральным законодательством перечнем тяжелую форму хронического заболевания гражданина или члена его семьи, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляются гражданами, указанными в подпункте 4 пункта 1.2.4.5 административного регламента в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий)

13. Справки филиала акционерного общества «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» по Республике Коми или иной организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию, о наличии в собственности заявителя и лиц, указанных в качестве членов его семьи, недвижимого имущества (жилых помещений), расположенного по месту их жительства (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит)

14. Документы, подтверждающие наличие согласия заявителя и лиц, указанных в качестве членов его семьи, или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочия гражданина действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в орган местного самоуправления. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет подписывают заявление, с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя (1 экз., оригинал, пишется заявителем и лицами, указанными в качестве членов семьи заявителя и зарегистрированными совместно с заявителем, или их представителем (законным представителем), в присутствии специалиста отдела по организации предоставления муниципальных услуг МБУ «ГИКЦ» или заверяется в соответствии с действующим законодательством), возврату не подлежит)

15. Справка о составе семьи, выданная организацией частной формы собственности, осуществляющей управление жилым домом, подтверждающая факт совместного проживания гражданина и членов семьи с указанием занимаемой общей площади жилого помещения (1 экз., оригинал, возврату не подлежит).

II. Дополнительные документы (на усмотрение заявителей):

1. Сведения в отношении жилых помещений гражданина и каждого из членов его семьи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, выдаваемые Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, в виде выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Российской Федерации (1 экз., оригинал, возврату не подлежит)

2. Акт обследования помещения межведомственной комиссией, заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания (1 экз., копия, (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется гражданами, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания)

3. Документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (жилыми помещениями), занимаемым (занимаемыми) гражданином и членами его семьи на условиях социального найма жилого помещения (договор социального найма, ордер на жилое помещение) (1 экз., копия, (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае проживания гражданина в жилом помещении по договору социального найма)

4. Документы, подтверждающие, что единственный жилой дом (жилое помещение) граждан (одинокого гражданина) уничтожен (о) вследствие пожара или наводнения (1 экз., копия, (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется заявителями, указанными в подпункте 6пункта 1 Раздела «Заявители»)

5. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования каждого совершеннолетнего члена семьи (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит)

6. Документ о составе семьи, предоставляемый органами местного самоуправления или подведомственными органу местного самоуправления организациями, и подтверждающий факт совместного проживания гражданина и членов его семьи, с указанием занимаемой общей площади жилого помещения (1 экз., оригинал, возврату не подлежит)

Срок предоставления услуги:

30 календарных дней, исчисляемых со дня регистрации заявления (запроса) с документами, необходимыми для предоставления муниципальной услуги

Стоимость услуги:

Бесплатно

Результат предоставления услуги:

1. Выдача уведомления о постановке граждан на учет

2. Выдача уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги

Права и обязанности детей

Права детей

Декларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребенок ввиду его фи­зической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, на­циональные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер (Декларация прав ребенка. Резо­люция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.59 г.).

Кто такой ребёнок?

Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Кто защищает права ребенка?

1. Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления (приме­чание редакционной комиссии).

2. Родители ребенка, лица, их заменяющие.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специа­листы, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоро­вья, социальную защиту и социальное обслуживание.

4. Общественные организации.

Когда у ребенка появляются права?

Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рожде­ния человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:

· с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;

· в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;

· при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он ра­ботает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предприни­мательской деятельностью (Семейный кодекс РФ, ст. 53, Конституция РФ, ст. 60).

В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие воз­растные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления от­дельных прав и выполнения некоторых обязанностей.

Какими гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:

· на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

· на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечи­тельства, а по достижении возраста 14 лет — в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

· на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веще­ствами (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 33);

· на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Конвен­ция о правах ребенка, 1989 г., ст. 32);

· на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно учиты­вается при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение толь­ко с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при реше­нии вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Се­мейный кодекс РФ);

· на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие роди­телей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном по­рядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по пись­менному заявлению хотя бы одного из родителей (Конституция РФ, ст. 27);

· на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодеж­ных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских об­щественных объединений — лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кам­паниях и политических акциях (Конституция РФ, ст. 30);

· на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (Конституция РФ, ст. 24, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 17);

· на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициатора­ми этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста);

· на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (Конституция РФ, ст. 28, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 14, Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах, 19.12.1966 г., ст. 18).

Какие права имеет ребёнок в семье?

Каждый ребёнок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:

· на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58);

· жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государст­вах;

· на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;

· на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспи­тание ребенка;

· на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также го­сударства, если ребенок остается без попечения родителей; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заме­няющих (Семейный кодекс РФ, ст. 54, 55, 56, 60);

· на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстре­мальной ситуации, т. е. попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. (Се­мейный кодекс РФ, ст. 55);

· на выражение собственного мнения (Семейный кодекс РФ, ст. 56).

Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на­значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз­расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — еже­месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про­житочного минимума.

Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

· ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);

· дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;

· жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;

· помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, пе­редаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

· при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Какими имущественными правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

· право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущест­во, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое иму­щество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);

· право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вно­сить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по­печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг­ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко­декс, ст. 26).

За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их ро­дители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет са­мостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определен­ных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

Какие обязанности несёт ребёнок?

Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

· каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федера­ции от 10.06.92 г. «Об образовании» в редакции от 13.01.96 г., ст. 19);

· несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воин­ского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1);

· в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову воен­ного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 8,9);

· в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (Закон Российской Фе­дерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 10);

· после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призы­ву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника про­тиворечит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу. По международному гумани­тарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, «не имеют права прини­мать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться: от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы (Дополни­тельный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных конфликтов, 08.06.77 г., Конвенция о правах ребенка, 1989 г.);

· контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;

· лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллек­ционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бу­меранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (федеральный Закон от 13; 12.96 г. «Об оружии» ст. 3, 6 и 13).

Какую ответственность несёт несовершеннолетний?

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, адми­нистративную и материальную ответственность.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения, преступления 16-летнего возраста. Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Россий­ской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответствен­ности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе за грабежи, раз­бои, умышленное убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, хулиганство, угон автотранспортных средств, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение или вымогательство, оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ, вандализм и др.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

· в судах — на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступ­лениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, в порядке особого про­изводства по делам несовершеннолетних;

· в комиссиях по делам несовершеннолетних на основании «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и Кодекса РФ об административных право­нарушениях — на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), на совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса РФ, совершивших мелкое хули­ганство, на совершивших неправомерное завладение имуществом без цели хище­ния, на уклоняющихся от учёбы до получения основного базового образования, или достижения ими 15-летнего возраста, на совершивших иные антиобществен­ные поступки, на употребляющих спиртные напитки, наркотики, на самовольно ушедших из семьи, занимающихся бродяжничеством.

Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения. К лицам, совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет, применяются меры, предусмотренные положением о комиссиях по делам несовершеннолетних: за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движе­ния, повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появле­ние в пьяном, оскорбляющем человеческое достоинство, виде в общественных местах, приставание к прохожим, приобретение самогона и др., к лицам, совер­шившим некоторые виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима и др.).

Права учащихся: вопрос – ответ

Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с неуспевающими учащимися или теми, кто пропускал уроки по болезни?

Заниматься дополнительно с неуспевающими или теми, кто пропустил уроки по болезни, – право, а не обязанность учителя. Эта работа учителю не оплачивается.
Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках, опоздал и плохо себя вёл на уроке?
Нет. Любая оценка – показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку за эти проступки учитель не имеет права. Но если ученик пропустил урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка «2» может быть выставлена за фактически невыполненную работу.
Существует ли оценка по поведению?
Официальной оценки по поведению в настоящее время нет. Однако классный руководитель вправе еженедельно выставлять в дневник оценку за поведение и ведение дневника. Данная мера необходима для информирования родителей.
Должен ли учитель сообщать родителям о проступках ученика, допущенных им в школе?
Родители ученика на основании закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими людьми. Из этого следует, что сообщать о проступках детей родителям учителя обязаны.
Какие последствия могут ожидать ученика, если он пропустил много уроков по болезни?
Если ученик пропустил много уроков по болезни, но прекрасно усвоил программу и сдал экзамены (итоговую контрольную работу, зачёт), то ничего неприятного ему не угрожает. Если состояние здоровья ученика не позволяло ему учиться и осваивать образовательную программу, он может быть оставлен на повторный год обучения по болезни.
Имеет ли право учитель не отпускать в туалет с урока?
Учитель не имеет права отпустить ребёнка в туалет без личного сопровождения, так как, в случае травмы ребёнка (например, поскользнулся на лестнице), ответственность будет нести сам учитель. Но, учитель не имеет права оставить без присмотра класс во время урока (по тем же причинам).Из выше написанного следует, что у учителя нет другого выхода, кроме как не разрешить выходить в туалет во время уроков. Однако если у ребёнка имеются определенные медицинские показания (энурез, пиелонефрит и др. официально подтвержденные заболевания мочеполовой системы), учитель обязан выпустить его в туалет.
Имеет ли право учитель не впустить меня в класс, если я опоздал?
Не имеет. В соответствии с законом «Об образовании» и Уставом школы. Однако учитель имеет право потребовать у Вас дневник, чтобы написать соответствующее замечание.
Имеет ли право учитель выгнать меня с урока?
Не имеет. В соответствии с законом «Об образовании» и Уставом школы. Исключением являются случаи, когда ученик своими действиями грубо нарушает технику безопасности на уроке (в кабинете информатики, на уроке физического воспитания) или своими действиями угрожает жизни и здоровью других детей, ставит под угрозу сохранность материальных ценностей.

Когда я имею право покидать пределы территории школы?
По медицинским направлениям, по письменным просьбам родителей (или по звонку), в чрезвычайных ситуациях. Во всех остальных случаях школа несёт ответственность за безопасность ребёнка, поэтому самовольный выход за пределы школы в учебное время не допускается.
Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами?
Обсуждать личные проблемы ученика с другими учителями ради удовлетворения собственного любопытства учитель не должен. Однако существуют законы, например Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которые требуют от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.).Тут уж обсуждение проблем ученика с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребёнка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом.
Может ли учитель распространять личную информацию об ученике, обсуждать его внешкольное поведение и личные проблемы в присутствии класса?
Учитель не имеет права распространять (в том числе и обсуждать) сведения об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, привязанностях и увлечениях, его имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учёбой и поведением в школе.
Имеет ли право классный руководитель заставлять учеников ходить с классом, например, в театр?
Классный руководитель не имеет права принуждать учеников к посещению театра, музея, зоопарка и других подобных учреждений и мероприятий. В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что учащиеся гражданских (не военных) образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом и расписанием занятий. Учебным планом в данном случае называется официальный документ, утвержденный администрацией школы, в котором содержатся перечень всех предметов, преподаваемых в школе, и количество отведенных на эти предметы часов учебного времени.
Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу?
Вопрос о переводе из класса в класс или из группы в группу (по иностранному языку) решается только директором школы с согласия или по заявлению родителей учащегося.
Имеет ли право школа вводить платные образовательные услуги?
Право организовывать платные дополнительные образовательные услуги школе предоставлено Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 45). Это могут быть различные кружки, спортивные секции, студии, курсы, занятия, посещения которых не предусмотрено школьной программой. Ты имеешь право воспользоваться этими услугами. Именно право, а не обязанность. Всё, чему ты обязан научиться в школе в соответствии со школьной программой, преподаётся бесплатно.
Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую это медицинскую справку?
Обязан. Учащийся освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на уроке. Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период их пребывания в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков неизвестно куда нельзя. Этот вопрос решается директором школы по заявлению родителей.
Имеет ли право школа не допустить до занятий учащегося без справки от врача о выздоровлении?
Если сотрудникам школы известно, что учащийся находится на больничном с инфекционным/вирусным заболеванием, которое может негативно повлиять на других учащихся школы, они могут потребовать медицинскую справку, в которой стоит пометка о выздоровлении ребёнка. Без этой справки ребёнка до уроков могут не допустить, предварительно уведомив об этом родителей.
Может ли учитель отбирать вещи и осуществлять личный досмотр учеников?
Ни личные досмотры учеников в школе, ни изъятие личных вещей ученика кем-либо из сотрудников школы не допускаются. Это считается нарушением конституционного права на личную неприкосновенность и права собственности. Исключением из этого правила может быть только ситуация, когда то, что лежит в кармане ученика, представляет опасность для его жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья окружающих. Чрезвычайность ситуации даёт право учителю отобрать, например, взрывоопасный предмет, ядовитую жидкость, наркотические средства, сигареты и пр. Но, в любом случае, в действиях учителя не должно быть ничего такого, что унижало бы человеческое достоинство ученика.

Имеют ли право ученики коллективно просить администрацию школы о замене учителя?
Ученики как участники образовательного процесса имеют право обращаться к директору школы лично и от имени класса с любыми вопросами.

К кому можно обратиться, если ученик не согласен с оценками, выставляемыми учителем?
Право оценивать знания учащегося принадлежит учителю, преподающему предмет. Если ученик не согласен с его оценкой, родители ученика должны обратиться с письменным заявлением к директору школы. В школе будет создана комиссия учителей данной школы, которая проверит и оценит знания учащегося. Оценки за тестовые работы и работы проверяемые с помощью автоматизированных систем не оспариваются.
Для кого в школе звонок: для учеников или учителей?
Звонок в школе предназначен для уведомления учащихся и сотрудников школы о том, что наступило время очередного урока или перемены. Не стоит придавать этому сигналу слишком большого значения. Организовать учебный процесс возможно было бы и без звонка, так как существует расписание уроков и перемен. Но вполне понятно, что при большом количестве участников образовательного процесса в школе удобно пользоваться подобным сигналом. По собственному усмотрению удлинять или сокращать продолжительность уроков и перемен учителя не имеют права. Это совсем не значит, что у учителя нет шансов закончить после звонка произносимую фразу. Так же и ученик должен иметь несколько секунд в начале урока для того, чтобы, услышав звонок, успеть занять своё место.
Может ли учитель читать отобранные у детей записки?
Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому учитель не имеет права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *