174 ФЗ об экологической

Федеральный закон об экологической экспертизе № 174-ФЗ

В ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ указано основное назначение экологической экспертизы — предупреждение отрицательных последствий планируемой деятельности для окружающей среды.

В качестве правовой основы при проведении экологической экспертизы (ст. 2 закона № 174-ФЗ) используются положения:

  • Конституции РФ;
  • ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;
  • ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним законов и других НПА РФ и субъектов РФ, например положения «О порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698, и др.

Финансовое обеспечение ГЭЭ (в т. ч. повторной) осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня (ст. 28 закона № 174-ФЗ).

Общественная экологическая экспертиза финансируется общественными организациями, специализированными фондами самостоятельно за счет добровольных материальных взносов от граждан и организаций и средств, предоставляемых по решению соответствующих органов местного самоуправления (ст. 29 указанного закона).

Виды экологической экспертизы: государственная и общественная экологическая экспертиза

Закон об экологической экспертизе № 174-ФЗ (ст. 4) предусматривает 2 вида экспертизы:

  • государственную — организация и проведение входит в компетенцию специально уполномоченных госорганов (ст. 10 закона № 174-ФЗ);
  • общественную — реализуется по предложению граждан, общественных организаций, органов местного самоуправления (ст. 20 закона № 174-ФЗ).

Перечень объектов ГЭЭ, проводимой на федеральном уровне, содержится в ст. 11 закона № 174-ФЗ. К ним относятся в том числе:

  • нормативно-техническая документация в сфере охраны ОС, утверждаемая органами госвласти РФ;
  • проекты федеральных целевых программ, документация на технические новшества, материалы для подтверждения лицензий на конкретные виды деятельности, предполагающие возможное негативное влияние на ОС;
  • материалы, поясняющие придание обследуемым участкам статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, перевод территорий из одно вида ООПТ в другой;
  • проектная документация на искусственно созданные земельные участки, территории, используемые для размещения отходов различного класса опасности, ликвидации горных выработок и т. д.

В ходе ГЭЭ регионального уровня обследуется аналогичная документация и объекты, но не федерального, а регионального и местного значения, в соответствии с перечнем, приведенным в ст. 12 закона № 174-ФЗ.

В рамках общественной экологической экспертизы может проводиться обследование любых объектов, упомянутых в ст. 11–12 закона № 174-ФЗ, за исключением объектов, информация о которых представляет тайну, находящуюся под охраной закона (ст. 21 указанного закона).

Как проводится государственная экологическая экспертиза

Согласно ФЗ об экологической экспертизе № 174-ФЗ ГЭЭ проводится экспертной комиссией, образованной уполномоченными госорганами (п. 5 ст. 14):

  • на федеральном уровне — Росприроднадзором и его территориальными органами (п. 9 приказа Минприроды РФ «Об утверждении Административного регламента…» от 06.05.2014 № 204);
  • на региональном уровне — органами госвласти субъектов РФ (п. 1 ст. 6 закона № 174-ФЗ), например министерством природных ресурсов края, комитетом области по природопользованию и охране ОС и т. д.

Заказчик экологической экспертизы обязан оплатить эту процедуру (п. 2 ст. 14 закона № 174-ФЗ) в полном объеме и регламентированном законом порядке до ее осуществления на основании сметы, подготовленной уполномоченным госорганом (см. приказ Минприроды РФ «Об утверждении Порядка определения сметы расходов на проведение ГЭЭ» от 12.05.2014 № 205).

Максимальный срок проведения ГЭЭ составляет 2 месяца (п. 4 ст. 14 закона № 174-ФЗ). Процедура может быть продлена на 1 месяц по желанию заказчика, если другое не предусмотрено федеральным законодательством (например, срок проведения ГЭЭ объектов инфраструктуры, подлежащих такой экспертизе, не может быть более 45 дней с даты представления всех документов — п. 4 ст. 6 ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений…» от 13.07.2015 № 221-ФЗ).

Начало срока проведения ГЭЭ назначается не позднее чем через 15 дней (а для объектов, перечисленных в пп. 7.1 и 7.3 ст. 11 и п. 4.1 ст. 12 закона № 174-ФЗ, — не позднее чем через 3 дня) после внесения платы и представления полного комплекта документов заказчиком (п. 3 ст. 14 указанного закона).

По итогам экологической экспертизы оформляется заключение (п. 7 ст. 14 закона № 174-ФЗ).

Как проводится общественная экоэкспертиза

Общественная экологическая экспертиза может быть проведена до ГЭЭ или одновременно с ней (п. 1 ст. 22 закона № 174-ФЗ).

Такая экологическая экспертиза осуществляется общественными организациями (объединениями), зарегистрированными в регламентированном законом порядке (см. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ), основным видом деятельности которых в соответствии с уставом является охрана ОС, в т. ч. проведение экоэкспертизы (ст. 20 закона № 174-ФЗ).

Условием осуществления общественной экологической экспертизы является госрегистрация заявления общественной организации о проведении процедуры (п. 1 ст. 23 указанного закона).

Органы местного самоуправления обязаны в течение 7 дней с момента получения такого заявления либо зарегистрировать его, либо отказать в регистрации (п. 2 указанной статьи).

Ответственные за проведение такой экспертизы организации должны уведомить население о начале и итогах ее реализации (п. 4 указанной статьи).

Обычно уведомление происходит посредством размещения информации в СМИ с указанием:

  • наименования исполнителя;
  • описания объекта экспертизы;
  • информации о регистрации соответствующего заявления;
  • сроков проведения;
  • состава экспертной комиссии;
  • технического задания;
  • контактных данных для предложений от заинтересованных лиц и т. д.

Оформленное по итогам общественной экологической экспертизы заключение обретает юридическую силу после его одобрения федеральным органом исполнительной власти в сфере экоэкспертизы или органом госвласти субъекта РФ (п. 2 ст. 25 закона № 174-ФЗ).

Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экспертизе

Заказчики экологической экспертизы имеют право (ст. 26 закона № 174-ФЗ):

  • получать от уполномоченного органа госвласти сведения о сроках проведения экспертизы, задевающей интересы указанных заказчиков;
  • получать от уполномоченного органа госвласти нормативно-техническую документацию и инструктивно-методические материалы об осуществлении ГЭЭ (п. 5 приказа Минприроды № 204);
  • обращаться в уполномоченный орган госвласти с требованием устранить нарушения порядка проведения ГЭЭ;
  • представлять свои замечания, комментарии, пояснения относительно объектов ГЭЭ;
  • оспаривать в суде заключения ГЭЭ;
  • направлять в судебные органы иски о компенсации вреда, возникшего в связи с умышленным нарушением законодательства РФ об экоэкспертизе.

При этом на заказчика экспертизы возлагаются следующие обязанности (ст. 27 закона № 174-ФЗ):

  • представлять на экспертизу необходимую документацию, а также материалы, сведения, данные расчетов, дополнительные разработки относительно исследуемых объектов (исчерпывающий перечень содержится в пп. 13–18 приказа Минприроды № 204);
  • производить своевременную оплату экспертизы (см. п. 23 указанного приказа);
  • реализовывать планируемую хозяйственную или иную деятельность в соответствии с документацией, одобренной по результатам проведения экспертизы;
  • представлять информацию о результатах ГЭЭ в кредитные организации с целью получения финансовой поддержки для реализации объектов ГЭЭ (без положительного заключения ГЭЭ финансирование такого объекта и его реализация невозможны (абз. 2 п. 5 ст. 18 закона № 174-ФЗ)).

Ответственность за нарушение законодательства РФ об экологической экспертизе

За несоблюдение норм законодательства РФ об экологической экспертизе предусмотрены различные виды ответственности в зависимости от тяжести последствий, вызванных такими нарушениями:

  • Уголовная (ст. 31 закона № 174-ФЗ). Возлагается на лиц, совершивших нарушения законодательства РФ об экоэкспертизе или иные нарушения, вызвавшие тяжкие экологические последствия. В Уголовном кодексе РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ нет отдельной статьи, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение положений закона № 174-ФЗ, и необходимо проводить анализ описанных в УК РФ составов преступлений, содержащих признаки такого нарушения закона об экологической экспертизе (в т. ч. нарушения закона № 174-ФЗ могут быть допущены при совершении преступлений, ответственность за которые предусмотрена главами 24, 26 УК РФ и т. д.). См., например, решение Ростовского облсуда от 06.10.2015 по делу № 22К-4881/2015).
  • Административная (ст. 32). Возлагается на лиц, которые совершили не повлекшие уголовную ответственность правонарушения, перечисленные в ст. 30 закона № 174-ФЗ, в соответствии с положениями ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (см., например, решение Ростовского облсуда по делу от 13.10.2015 № №11-963/2015).
  • Материальная (ст. 33). К ней привлекаются должностные лица, эксперты, консультанты и иные сотрудники, участвующие в проведении экспертизы, по вине которых заказчику или соответствующим органам госвласти пришлось нести расходы на компенсацию вреда третьим лицам.
  • Гражданско-правовая (ст. 34). Возлагается на органы экоэкспертизы, заказчиков экспертизы и иных заинтересованных лиц, неисполнение которыми требований соответствующей области законодательства повлекло нарушение прав и возникновение убытков у иных граждан или организаций.

***

Итак, экологическая экспертиза проводится с учетом положений закона № 174-ФЗ и иных законов и НПА. Такую экспертизу проводят с целью проверки соответствия планируемой хозяйственной деятельности установленным экологическим требованиям.

Экологическая экспертиза бывает 2 видов: государственная и общественная.

За нарушение законодательства в сфере экоэкспертизы предусмотрена юридическая ответственность.

Современный мир обеспокоен экологической ситуацией в мире. Человечество понимает, что следует уделять больше внимания вопросам природоохранного контроля и проводить мероприятия по уменьшению степени отрицательного влияния на окружающую среду. Желание улучшить экологию привело к принятию ФЗ-174 «Об экологической экспертизе». Что регулирует законопроект и какие изменения коснулись его в ходе последней редакции, рассмотрим далее.

Описание закона 174

23 ноября 1995 года вступил в силу Федеральный закон 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Законопроект регламентирует проводимые мероприятия по природоохранному контролю для предотвращения неблагоприятного влияния на окружающую среду для улучшения уровня жизни граждан РФ.

Закон состоит из 10 глав и 38 статей:

  • общие положения, дающие читателю понятие о значении термина «экологическая экспертиза», о ее видах и принципах (ст. 1-4);
  • обязанности главы государства РФ, органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 5-9);
  • государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ). Дает определение термину «гос экологическая экспертиза», перечисляет объекты ГЭЭ федерального и регионального уровня, определяет порядок осуществления процедуры (ст. 10-18);
  • права граждан и общественных объединений. Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ). Глава дает определение термину ОЭЭ, описывает объекты, порядок и условия осуществления данного типа экспертизы (ст. 19-25);
  • полномочия и круг обязанностей заказчиков документации, которые подлежат природоохранной проверке (ст. 26-27);
  • материальное обеспечение ОЭЭ и ГЭЭ (ст. 28-29);
  • виды ответственности за нарушение действующего ФЗ — уголовная, административная, материальная и гражданско-правовая (ст. 30-34);
  • решение споров. Однако глава состояла из одной статьи 35, которая утратила правовую силу;
  • интернациональные соглашения РФ (ст. 36);
  • заключительные положения (ст. 37-38).

Статьи 7-8, 13, 35 и 38 закона про экологическую экспертизу утратили правовую силу.

Последняя редакция настоящего закона произошла 29 декабря 2015 года, изменения и дополнения вступили в силу в тот же день, а другие вступят только 1-го января 2018 года.

Скачать ФЗ-174 «Об экологической экспертизе»

По действующему Федеральному закону осуществляется два вида экологической экспертизы — государственная и общественная. В первом случае она проводится Росприроднадзором и правительственным органом субъектов. Во втором случае осуществляется самостоятельно гражданами и различными общественными организациями, а также органами местного самоуправления. Целью в обоих случаях является охрана окружающей среды и улучшение условий для проживания граждан.

Скачать ФЗ-174 «Об экологической экспертизе» в действующей редакции можно по .

Последние изменения, внесенные в закон про экологическую экспертизу

Корректировки в действующих положениях закона последний раз производились 29 декабря 2015 года. Однако некоторые изменения вступят в силу только в январе 2018 года.

В статье 11 согласно ФЗ «О гос экологической экспертизе» перечисляются объекты ГЭЭ общефедерального уровня. Изменениям подвергся пункт 4-ый. В нем значится, что к объектам гос экологической экспертизы на общефедеральном уровне относятся материалы обоснования лицензий на выполнение определенных работ, которые наносят вред окружающей среде согласно ФЗ «Об использовании атомной энергии». К другим объектам относятся:

  • технические проекты и методические документы в сфере охраны природы;
  • проекты договоров о разделе продукции;
  • проекты по строительству и использованию объектов хоздеятельности, оказывающие влияние на природу;
  • проекты исследования территорий РФ для придания им статуса государственного природного заповедника или области экологического бедствия и т. д.;
  • документы, дающие объяснение смене статуса «государственный природный заповедник» на «национальный парк»;
  • план отмены ведения горных работ с применением отходов производства IV и V уровня опасности;
  • и т. д.

Вследствие последней редакции утратил правовую силу пункт 3-й в статье 12. Действующая статья перечисляет в свою очередь объекты ГЭЭ общерегионального уровня. Государственная экологическая экспертиза осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. К объектам такого типа относятся:

  • проекты документов, определяющие общие принципы, характеристики и итоги некоторых видов деятельности по охране природы;
  • план строительства и использования объектов хоздеятельности;
  • материалы для обоснования наделения территорий статусом «особо охраняемые природные территории общерегионального значения»;
  • проектная документация объектов — строительство и преобразование будет осуществляться на охраняемых территориях местного и общерегионального значения;
  • и т. д.;

1-го января 2018 года вступят в законную силу дополнения, внесенные в статью 11 закона про экологическую экспертизу. Она будет дополнена подпунктами 7.5 и 7.6 в пункте 7 существующей статьи. Напомним, что в вышеуказанной статье речь идет об объектах ГЭЭ общефедерального уровня.

Согласно подпункту 7.5 к такому роду объектов относят — проектные материалы объектов незавершенного строительства, которые относятся к сфере защиты окружающей среды к объектам первой категории. Исключением является вхождение проектных документов в состав материалов обоснования лицензий, согласно пп.4 ст.11.

Подпункт 7.6 относит к объектам ГЭЭ общефедерального уровня — документацию подтверждения совокупного природоохранного разрешения, согласно ФЗ-7 «Об охране окружающей среды». Это допустимо при следующем обстоятельстве, если вышеуказанная документация не содержит сведения о существовании положительного заключения государственной экологической экспертизы, которая была осуществлена по отношению к объектам, описанным в пп.7.5 ст.11.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *