223 ФЗ консультант

Закон о закупках отдельными видами юридических лиц (он же 223-ФЗ) вступил в силу 01.01.2012. Он закрепляет основные положения проведения закупочных процедур определенной категорией организаций. Целями, ради которых он был принят, являются:

  • развитие конкуренции на товарном рынке;
  • рациональное использование денежных средств;
  • обеспечение открытости и прозрачности торгов;
  • недопущение коррупции и иных злоупотреблений.

223-ФЗ для чайников

Также закон закрепляет основополагающие принципы, среди которых необходимо выделить:

  1. Иинформационная доступность торгов. Этот принцип является общеправовым и обеспечивается путем размещения сведений в интернете. Единая информационная система (Закупки гов ру)официальный сайт 223 ФЗ, в ней публикуется информация о проводимых тендерах. Также среди площадок, на которых осуществляются торги, можно выделить, «Фабрикант» и «B2B-center» а из специализированных — Сбербанк УТП, торговая площадка 223 ФЗ, на которой проводит торги Сбербанк России, и торговая площадка РЖД.
  2. Равноправие и справедливость, а также отсутствие ограничения конкуренции в отношении участников тендера. Организатор процедуры обязан обеспечить равные права и возможности всем участникам, а также исключить избирательный подход при отборе победителя.
  3. Эффективное расходование денежных средств, а также уменьшение издержек заказчика. Означает, что заказчики должны стремиться рациональнее расходовать денежные средства. Обращаем внимание, что речь идет не о снижении цен, а о снижении общих издержек.
  4. Нельзя ограничивать допуск участников, установливая неизмеряемые требования. Следует избегать условий (финансовые ресурсы участников, производственным мощностям), которые могут трактоваться двусмысленно или не могут быть применены ко всем участникам в полной мере.

Какие лица относятся к заказчикам по 223-ФЗ

Итак, по 223-ФЗ к заказчикам относятся (статьи 3.1 223-ФЗ):

  • государственные корпорации, государственные компании, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которого доля Российской Федерации превышает 50%;
  • другие юрлица (субъекты естественных монополий, их дочерние хозяйственные общества и иные юрлица) в случае реализации инвестиционных проектов общей стоимостью не менее 10 млрд. рублей, при этом которым оказывается государственная поддержка;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (при соблюдении условий, обозначенных ст.

    223 фз о закупках последняя редакция 2018 скачать

    1 ФЗ);

  • федеральные государственные унитарные предприятия (их перечень утверждается Правительством РФ).

Ранее перечень был без дополнительных условий, но, как гласит223 ФЗ о закупках, последняя редакция 2018 года, указанные выше организации могут проводить тендеры только при наличии обозначенных Законом требований.

Особенности проведения торгов

Первой особенностью, а также и отличительной чертой заказов по 223-ФЗ, является принимаемое заказчиком Положение о закупках. Этот документ регламентирует закупочную деятельность заказчика. Его необходимо обязательно публиковать на официальном сайте ЕИС.

Положение включает в себя порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также другие важные правила, например, связанные с обеспечением закупки. Таким образом, при осуществлении закупочной деятельности заказчик должен руководствоваться как 223-ФЗ, так и принятым на его основании Положением.

Если обратиться к вопросу об утверждении документа, то в зависимости от вида юридического лица, утверждение происходит различными способами. К примеру, для государственной корпорации или компании — высшим органом управления, а для ГУПа, МУПа — его руководителем.

Еще одной особенностью является полная информационная открытость торгов. То есть закон обязывает публиковать все необходимые сведения в ЕИС (план закупок, извещение и документация, а также вносимые изменения). Предусмотрена возможность размещения информации о торгах на сайте заказчика.

Также, ФЗ № 223 предоставляет возможность проводить все закупки в электронном виде. Заказчик самостоятельно определяет формы и виды закупочных процедур в утверждаемом Положении.

Последние изменения

Последние изменения связаны с коррекцией перечня тех, кто имеет право осуществлять торги в соответствии с указанным ФЗ. Прежний перечень заказчиков сильно поредел, некоторые из них больше не могут проводить процедуры в соответствии с 223-ФЗ, не соблюдая новые требования. Например, ГУПы и МУПы вправе осуществлять тендеры лишь за счет грантов, передаваемых безвозмездно, а также в случае отсутствия бюджетных средств при закупке товаров, работ либо услуг.

Также ФЗ 223 о госзакупках, последняя редакция 2018, пополнился новыми требованиями в отношении аптечных организаций в форме ГУПов и МУПов.

  • Главная
  • >

  • Новости
  • >

  • С 1.07.18 начнут действовать новые поправки в №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц»

С 01 июля 2018 года начинают действовать новые поправки в Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Что ждет участников закупок? На этот вопрос мы попросили ответить председателя Комитета по государственному заказу ВО "ОПОРА РОССИИ" Виктора Лимонова

Виктор Лимонов: "Уже на протяжении последних месяцев все отчетливее видна тенденция к усилению прозрачности процедур по закупкам. Так, например, введение поправок в закон с требованием проводить торги с участием структур МСП только в электронном виде тому свидетельство. Торги в рамках 223-ФЗ раньше имели больше "степеней свободы" для Заказчиков, и это давало возможность разного рода злоупотреблениям. По сути, идет сближение требований 223-ФЗ и 44-ФЗ к более четкой регламентации процедур. Мы видим в этом позитивное движение в пользу малого и среднего предпринимательства".

Основные изменения, которые ждут участников закупок:

1. Все специальные торги с участием только субъектов МСП будут проводить только в электронном виде на площадках, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень площадок, на которых проводятся такие закупки по правилам 223-ФЗ.  Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

2. Теперь положение о закупке обязательно должно содержать порядок подготовки и осуществления закупок конкурентными (неконкурентными) способами, порядок заключения и исполнения договоров, связанные с обеспечением закупки положения. Все заказчики должны привести свои положения о закупках в соответствии с новыми правилами не позднее 01.01.2019.

ФЗ 223 скачать / ФЗ 223 о закупках скачать / ФЗ 223 скачать бесплатно

С 01.07.2018 в 223-ФЗ появляется понятие «конкурентной закупки».

Конкурентная закупка — закупка, в рамках которой обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие. Информацию о такой закупке заказчик размещает в ЕИС или направляет приглашения принять участие в закрытой конкурентной закупке.

4. Закрепляется обязанность заказчика определять требования к участникам конкурентной закупки в документации о закупке только в соответствии с положением о закупке. Также вводятся правила, схожие с 44-ФЗ, относительно описания предмета закупки.

5. Теперь любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган нарушение оператором электронной площадки установленных 223-ФЗ требований.

6. Предусмотрен закрытый перечень способов закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений), применяемых при проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП. Такие закупки проводятся исключительно в электронной форме. Для всех остальных закупок перечень разрешённых способов является открытым. Заказчик сохранил право проводить закупку теми способами, которые установлены в его положении о закупках. Также остается возможность устанавливать дополнительные этапы закупок (например, предквалификация, переторжка).

7. Предусматривается обязательное участие закупочной комиссии в определении победителя каждой конкурентной закупки. Состав комиссии и порядок её работы заказчик определяет самостоятельно. Заказчик лишён права отказаться от закупки после вскрытия конвертов независимо от способа и формы проведения конкурентной закупки. Права на отказ от заключения контракта не предусмотрено.

8. При проведении закупок в формате конкурса, аукциона, запроса котировок и предложений заказчик ограничен сроками для публикации извещения и документации в ЕИС: 

  • Конкурс — 15 дней до окончания приёма заявок; 
  • Аукцион — 15 дней до окончания приёма заявок;
  • Запрос котировок — 5 рабочих дней до окончания приёма заявок;
  • Запрос предложений — 7 рабочих дней до окончания приёма заявок.

При проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП ч. 3 ст. 3.4 установлены иные сроки размещения извещения о проведении:

  • Конкурс — 7 дней до окончания приёма заявок, если НМЦ не превышает 30 млн. рублей;
  • Конкурс — 15 дней до окончания приёма заявок, если НМЦ превышает 30 млн. рублей; 
  • Аукцион — 7 дней до окончания приёма заявок, если НМЦ не превышает 30 млн. рублей; 
  • Аукцион — 15 дней до окончания приёма заявок, если НМЦ превышает 30 млн. рублей;
  • Запрос котировок — 4 рабочих дней до окончания приёма заявок, при этом НМЦ не должна превышать 7 млн. рублей; 
  • Запрос предложений — 5 рабочих дней до окончания приёма заявок, при этом НМЦ не должна превышать 15 млн. рублей.

9. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. При проведении закупок с участием исключительно МСП такой договор заключается только на электронной площадке.

10. Электронная площадка не имеет право принимать ни от заказчика, ни от участника закупки документы и сведения, не подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью.

11. Расширены требования к составу закупочной документации. В частности, теперь заказчик обязан указать сроки проведения каждого этапа, а также критерии оценки заявки и порядок их применения.

Вносимыми изменениями урегулированы и вопросы разъяснения документации. Участник вправе подать запрос разъяснений не менее чем за три рабочих дня до окончания приёма заявок. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик публикует в ЕИС разъяснение с указанием предмета запроса, но без указания его автора. При проведении электронной закупки заказчик может игнорировать запрос, поступивший не через электронную площадку. Площадка со своей стороны отклоняет запрос, поступивший без усиленной квалифицированной подписи. Однако контроль содержания запроса, равно как и сроков его поступления, остаётся за заказчиком.

12. Поправки разрешают заказчику по умолчанию не размещать в ЕИС информацию о неконкурентной закупке. Исключение из этого правила заказчик вправе прописать в своём положении о закупках.

13. На оператора электронной площадки возложена обязанность обеспечивать до подведения итогов закупки конфиденциальность сведений об участнике, подавшем документы. Также оператор электронной площадки не даёт возможности заказчику ознакомиться и с коммерческими предложениями до момента окончания приёма заявок. Исключение составляет лишь аукцион в электронной форме. В случае аукциона участники могут видеть цены, предложенные конкурентами (но не наименования других участников). Это исключение необходимо для проведения ценового соревнования в онлайн режиме в рамках электронного аукциона.

14. Предусмотрено право заказчика устанавливать требование об обеспечении заявки при проведении закупки с начальной ценой более 5 млн. рублей. При этом размер обеспечения заявки не может быть более 5% от начальной цены. Способы обеспечения заявки заказчик, как и раньше, указывает в документации. Конкретный способ обеспечения из числа указанных заказчиком выбирает сам участник закупки.

Подготовлено Центром экспертизы и аналитики проблем предпринимательства, 2018г.

← Вернуться к списку новостей

Посмотрите также:

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Закупки по правилам Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Сафохина Е.С.)

Закупки по правилам Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Сафохина Е.С.)

Дата размещения статьи: 15.04.2016

Ряд организаций в Российской Федерации осуществляют торги по правилам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — Закон N 223-ФЗ). Так, на сайте zakupki.gov.ru можно найти информацию о торгах не только по Закону N 44-ФЗ, но и по Закону N 223-ФЗ.

Рассмотрим особенности осуществления закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, а также отличия этого способа от закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Действие Закона N 223-ФЗ распространяется на следующие категории заказчиков:

— государственные корпорации;

— государственные компании;

— субъекты естественных монополий;

— организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов;

— государственные унитарные предприятия;

— муниципальные унитарные предприятия;

— автономные учреждения;

— хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;

— дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;

— дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам;

— бюджетные учреждения.

Необходимо отметить, что бюджетные учреждения осуществляют закупки на средства субсидии на выполнение государственного задания по правилам Закона N 44-ФЗ. Однако согласно ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения могут использовать "двойной" режим закупок: закупки, осуществляемые за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, могут быть проведены в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Итак, Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы организации закупок. Одно из главных его требований состоит в том, что заказчик должен принять и разместить на сайте zakupki.gov.ru положение о закупке, утвержденное для организации в установленном порядке (далее — Положение). Положение — это основной документ, который регламентирует порядок осуществления закупки: он должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Учитывая огромную роль данного документа, еще до подачи заявки нужно изучить Положение того заказчика, в торгах которого поставщик хочет принять участие.

Не существует единых требований к разработке Положения. Каждая организация составляет его самостоятельно с учетом особенности своей деятельности.

Простым языком о законе о госзакупках 223-ФЗ

В то же время согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ не всегда руководитель данной организации сам утверждает его. Некоторые заказчики составляют Положение подобно нормам Закона N 44-ФЗ, в то время как другие используют все возможности, предоставленные Законом N 223-ФЗ.

В системе закупок по Закону N 223-ФЗ можно выделить несколько особенностей по сравнению с Законом N 44-ФЗ.

В соответствии со ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации основными процедурами являются аукцион и конкурс. Их исключение из Положения недопустимо. Помимо данных процедур заказчик имеет право осуществлять закупки любыми иными способами: запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры и т.д.

Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Это основное правило прямо прописано в Законе N 223-ФЗ.

Согласно Закону N 44-ФЗ (ст. 33) в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя. При осуществлении закупок по правилам Закона N 223-ФЗ заказчик имеет право закупать конкретный определенный товар с указанием его марки и модели. Такие закупки не являются нарушением, если не подпадают под действие антимонопольного законодательства.

В Законе N 223-ФЗ существует свой Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 г. N 616 "Об утверждении Перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме". Он распространяется на любой способ осуществления закупки помимо аукциона. При этом иных требований к проведению процедур в электронной форме Закон N 223-ФЗ не содержит. Так, Закон не запрещает проводить электронные закупки с использованием собственных программно-аппаратных средств заказчика.

В Положении может быть расширен перечень оснований осуществления закупок у единственного поставщика. Законодатель допускает два случая закупки у единственного поставщика: небольшая сумма закупки и закупка при наличии определенных обстоятельств. Исходя из смысла п. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ "малая закупка" — эта закупка на сумму, не превышающая 100 тыс. руб. (или 500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика составляет более 5 млн руб.). К определенным обстоятельствам заказчик может отнести те положения, которые важны организации. Например, закупка услуг по обслуживанию автотранспорта или услуг страхования и т.д. Таким образом, заказчик имеет право значительно расширить перечень оснований закупки у единственного поставщика по сравнению со ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

В Постановлении Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе по правилам Закона N 44-ФЗ. Согласно указанному Постановлению основные критерии — стоимостные. Закон N 223-ФЗ не регламентирует порядок оценки заявок и таким образом предоставляет свободу заказчикам установить свои правила. В том числе заказчик и вовсе может не учитывать стоимостные критерии при оценки заявок.

При закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестрах недобросовестных поставщиков. Подобные реестры ведутся как в соответствии с Законом N 223-ФЗ, так и в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В извещении заказчик может указать как оба реестра, так и один из них.

Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2015 г. N Д28и-2884 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ" сумма, предусмотренная контрактом, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ, должна быть уплачена победителю закупки в установленном контрактом размере независимо от применения исполнителем упрощенной системы налогообложения или уплаты исполнителем НДС.

В то же время согласно Положению конкретного заказчика может быть предусмотрено, что начальная цена контракта формируется без учета НДС, и, как следствие, предложения поставщика подается без учета НДС. А при заключении контракта цена может быть скорректирована в зависимости от налогового режима победителя.

Закон N 223-ФЗ предусматривает, что по результатам проведения закупки заказчик может заключить договоры с несколькими поставщиками, тем самым разделить запланированный объем ТЗ "зонтичная закупка".

Итак, с одной стороны, Закон N 223-ФЗ предоставляет большие возможности заказчику для осуществления закупок. Однако, с другой стороны, ФАС все чаще фиксирует случаи нарушения заказчиком собственного Положения. Положение о закупке обязательно для исполнения как заказчиком, так и поставщиком.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *