27.2 КоАП РФ

Статья 27.2. Доставление

Статья 27.2. Доставление

1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:

1) должностными лицами органов внутренних дел (милиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (милиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, — в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

2) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, должностными лицами ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону, — в служебное помещение органа внутренних дел (милиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;

3) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.1-20.3, 20.5, 20.8, 20.13, 20.17-20.22 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

4) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при выявлении административных правонарушений на транспорте — в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение;

5) должностными лицами военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации — в помещение военной комендатуры или воинской части;

6) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере — в служебное помещение органа внутренних дел (милиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение;

7) военнослужащими пограничных органов, иными военнослужащими, должностными лицами органов внутренних дел (милиции), а также иными лицами, исполняющими обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации — в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (милиции), служебное помещение воинской части или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

8) военнослужащими пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, наконтинентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации — в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (милиции), служебное помещение воинской части, находящиеся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации суда и орудия совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре, подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);

9) утратил силу;

10) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил — в служебное помещение таможенного органа;

11) военнослужащими и сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, — в служебное помещение учреждения уголовно-исполнительной системы или органа внутренних дел (милиции);

12) должностными лицами органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 83 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях, — в служебное помещение органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или органа внутренних дел (милиции).

2. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Комм. Филоненко И.О.

Основной целью доставления как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является составление протокола об административном правонарушении.

Основанием доставления является совершение деяния, содержащего признаки правонарушения. Недопустимо доставление лица в служебное помещение компетентного органа, например, для проверки документов при отсутствии признаков правонарушения.

Кодексом предусмотрены два условия доставления: оно проводится при невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте выявления правонарушения и только в тех случаях, когда составление протокола является обязательным.

К обстоятельствам, препятствующим составлению протокола на месте, относятся отсутствие у лица, совершившего противоправное деяние, документов, удостоверяющих его личность или иных документов (паспорта, свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, водительского удостоверения, личной медицинской книжки), либо появление сомнения в том, что они подлинны, отказ сообщить о себе необходимые сведения и т.д.

Под доставлением понимается принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел или иное служебное помещение. Принудительность препровождения предполагает не только кратковременное ограничение свободы действий и передвижения лица путем доставления его в служебное помещение, но и подавление при этом возможного сопротивления, как психического, так и физического, — словесного отказа выполнить требование должностного лица, отказа выйти из транспортного средства, помещения торговой точки и т.д.

AZ-libr.ру

Доставление как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует отличать от иных принудительных мер, для реализации которых не требуется совершения административного правонарушения; они носят предупредительный характер. Например, в зоне контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, вправе доставлять в орган внутренних дел лиц, совершивших не только правонарушения, но и иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции.

Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление, является исчерпывающим.

Кодекс не определяет сроков доставления, но обязывает должностных лиц осуществлять его в возможно короткий срок.

Разбирательство с лицом, доставленным за совершение административного правонарушения, производится, как правило, немедленно. В случае если в дежурную часть доставлены несколько лиц, совершивших административные правонарушения, и приступить к разбирательству незамедлительно не представляется возможным, оно проводится в порядке очередности доставления. Проводя разбирательство с лицами, доставленными за совершение административного правонарушения, оперативный дежурный обязан выяснить все данные, указывающие на наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность доставленного лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Оперативный дежурный должен проверить сведения о доставленном по картотеке лиц, привлеченных к административной ответственности, а также по другим картотекам по месту жительства правонарушителя, произвести при необходимости личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при доставленном лице, в соответствии с требованиями статьи 27.7 КоАП РФ, составить протокол либо сделать соответствующую запись в протоколе о доставлении или протоколе об административном задержании.

В случае доставления в орган внутренних дел лица, находящегося в состоянии наркотического опьянения или токсикологического отравления, оперативный дежурный обязан поместить доставленного в медицинское учреждение путем вызова скорой медицинской помощи.

В случае необоснованного доставления в орган внутренних дел лицу должны быть принесены извинения.

Законодательством определен перечень лиц, которые не могут быть привлечены к административной ответственности, и, соответственно, не могут подвергаться административному доставлению (депутаты, судьи, прокуроры и др.). Если в процессе разбирательства выясняется, что доставленный относится к указанной выше категории лиц, он немедленно освобождается, о чем в книге учета лиц, доставленных в орган внутренних дел, производится соответствующая запись. О доставлении такого лица составляется письменный рапорт на имя начальника органа внутренних дел, информируется дежурная часть вышестоящего органа внутренних дел и прокурор.

В случае доставления в орган внутренних дел за совершение административных правонарушений военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, а также сотрудников органов внутренних дел и других лиц, которые согласно требованиям статьи 2.5 КоАП РФ несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах, оперативный дежурный после установления личности доставленного, его места службы, а также оснований и причин доставления, обязан известить командира воинской части (военного коменданта), начальников соответствующих органов внутренних дел о произведенном доставлении, вызвать представителя воинской части или указанных органов для передачи доставленного и привлечения последнего к дисциплинарной ответственности.

В отличие от ранее действовавшего Кодекса, доставление как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях оформляется процессуально: о нем составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Дополнительной процессуальной гарантией обеспечения прав граждан является закрепленная частью 3 ст.27.2 КоАП РФ обязанность должностных лиц вручить доставленному лицу по его просьбе копию протокола о доставлении.

С момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (в частности, протокола о доставлении) дело об административном правонарушении считается возбужденным (п.1 ч.4 ст.28.1 КоАП РФ).

Новая редакция Ст. 27.2 КоАП РФ

1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:

1) должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

2) военнослужащими и сотрудниками федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, должностные лица ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления войск национальной гвардии Российской Федерации;

3) военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.1 — 20.3, 20.5, 20.8, 20.13, 20.17 — 20.22 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

4) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при выявлении административных правонарушений на транспорте — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в иное служебное помещение;

5) должностными лицами военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — в помещение военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации или воинской части;

6) должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение;

7) должностными лицами пограничных органов, военнослужащими, должностными лицами органов внутренних дел (полиции), а также другими лицами, исполняющими обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации — в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

8) должностными лицами пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации — в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части, находящиеся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации суда и орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);

9) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

10) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил — в служебное помещение таможенного органа;

10.1) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил во внутренних морских водах, в территориальном море — в служебное помещение таможенного органа, находящееся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и другие орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);

11) военнослужащими и сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, — в служебное помещение учреждения уголовно-исполнительной системы или органа внутренних дел (полиции);

12) утратил силу;

13) должностными лицами, осуществляющими контртеррористическую операцию, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или иного органа, осуществляющего контртеррористическую операцию;

14) должностными лицами органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), — в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции);

15) утратил силу;

16) должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.17 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение муниципального органа или в иное служебное помещение.

2. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Комментарий к Статье 27.2 КоАП РФ

1. Административное доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.

Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным.

Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Данный перечень меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим в п.

Статья 27.2 КоАП РФ. Доставление

1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Хотя комментируемая статья в общем говорит лишь о доставлении физических лиц, в п. 8 ч. 1 ее термин "доставление" используется применительно к принудительному перемещению судов и орудий совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре.

2. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия/отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п.

Комментируемая часть не определяет, сколько времени доставленное лицо может находиться в соответствующем органе, если административное задержание не было произведено. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что указанный срок не может превышать одного часа, обосновывая это ссылкой на ч. 6 ст. 238 КоАП РСФСР, где было закреплено, что нахождение в штабе добровольной народной дружины не может длиться более одного часа <160>. По нашему мнению, данный срок в большинстве случаев действительно является достаточным для реализации цели доставления. В случае же если по причинам объективного характера составление протокола в указанный срок является невозможным, после окончания доставления возможно применение административного задержания. В силу этого представляется целесообразным закрепление указанного выше срока в комментируемой части настоящей статьи.
———————————
<160> См., например: Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 152.

3. В комментируемой части указываются основные варианты фиксации факта доставления: 1) составление протокола доставления; 2) запись в протоколе об административном правонарушении; 3) запись в протоколе об административном задержании. В указанных документах обязательно должны быть указаны причины применения данной меры.

Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП.

Другой комментарий к Ст. 27.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная принудительная мера применяется к правонарушителю в целях составления протокола об административном правонарушении, если отсутствует возможность его составления на месте выявления правонарушения, а составление протокола является обязательным. Например, при нарушении правил пользования транспортными средствами, Правил дорожного движения, законодательства об охране окружающей среды, при выявлении нарушений таможенных правил и др.

2. Доставление — это принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел, помещение военной прокуратуры, органа местного самоуправления или в иное служебное помещение. По своей правовой природе доставление нарушителя является составной частью такой процессуальной меры, как административное задержание.

3. Комментируемая статья содержит перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление. Так, по делам об административных правонарушениях, подведомственных органам внутренних дел, доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (милиции); при выявлении административных правонарушений на транспорте — должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; при выявлении административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды, лесного фонда, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства — должностными лицами органов, на которые возложен надзор и контроль за соблюдением законодательства в соответствующей сфере, и т.д.

4. Срок доставления не предусмотрен, однако закреплено, что доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

5. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Если лицо оказало неповиновение, сопротивление или иное противодействие должностным лицам, а также в случае применения к нему специальных средств (дубинка, наручники и т.д.), в протоколе о доставлении это должно быть зафиксировано.

Статья 27.2. Доставление

Новая редакция Ст. 27 УК РФ

Если в результате совершения умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и которые не охватывались умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершенным умышленно.

Комментарий к Статье 27 УК РФ

1. С двумя формами вины совершаются так называемые составные преступления. Характеристика понятия составного преступления дана в коммент. к ст. 15. Составные преступления подразделяются на складывающиеся из деяний, совершаемых с одной и той же формой вины (разбой, превышение должностных полномочий при особо отягчающих обстоятельствах и пр.), и складывающиеся из деяний, совершаемых с различной формой вины (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, похищение человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, и др.).

2. В коммент. статье речь идет о составных преступлениях, складывающихся из деяний, совершаемых с различными формами вины.

3. Когда при совершении умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые не охватывались умыслом лица, УО за такие последствия наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий.

4. С точки зрения интеллектуального момента при совершении преступления с двумя формами вины лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления предусмотренных уголовным законом определенных общественно опасных последствий, однако при этом наступает еще и другое тяжкое последствие, которое по закону влечет более строгое наказание и не охватывалось умыслом виновного. Относительно этого тяжкого последствия должна быть установлена вина лица в виде легкомыслия либо небрежности.

5. Лицо несет УО только в случае, если оно предвидело возможность наступления тяжкого последствия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на его предотвращение, или в случае, если не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этого тяжкого последствия <1>.
———————————
<1> В диспозиции ст. 27 описан лишь один из нескольких вариантов возникновения двух форм вины в одном преступлении. Примеч. науч. ред.

6. Согласно закону преступления с двумя формами вины признаются в целом умышленными со всеми вытекающими для умышленного преступления последствиями (при признании наличия рецидива преступления, определении вида исправительного учреждения осужденным к лишению свободы, определении последствий совершения условно осужденным нового преступления в период испытательного срока и т.п.).

Другой комментарий к Ст. 27 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Преступления с двумя формами вины не образуют качественно иного сочетания, чем умысел и неосторожность.

Статья 27.2 КоАП РФ. Доставление (действующая редакция)

Сами по себе эти преступления представляют собой всего лишь определенный прием законодательной техники.

Этот прием обусловлен тем, что в реальной жизни в силу закономерного и часто встречающегося развития причинно-следственных связей при совершении ряда деяний наступают определенные последствия, которые не охватываются умыслом лица, но по отношению к которым можно констатировать его вину в форме неосторожности. По общему правилу такие деяния образовывали бы совокупность двух преступлений, однако законодатель их объединяет в единое составное преступление: умышленное преступление и более тяжкое последствие, являющееся неосторожным преступлением.

Взятые вместе, в рамках одного состава эти два преступления становятся единым сложным преступлением — преступлением с двумя формами вины (например, ч. 4 ст. 111, п. "а" ч. 3 ст. 111 УК РФ).

2. Согласно оговорке в последнем предложении статьи по своим уголовно-правовым последствиям (например, в плане рецидива (ст. 18 УК РФ), назначения наказания и освобождения от наказания) преступления с двумя формами вины рассматриваются как умышленные преступления.

Вопрос № 2. Правовые основания, цели доставления нарушителя. Сроки доставления.

Глава 27 КоАП РФ посвящена мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Эти меры представляют собой принудительное воздействие с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

К этим мерам относятся:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод;

10) временный запрет деятельности.

Согласно ст. 27.2 КоАП РФ доставление— это принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органов внутренних дел в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Цель доставления: составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Место доставления: служебное помещение органа внутренних дел, органа местного самоуправления, помещение военной комендатуры или иное служебное помещение.

Статья 27.2 КоАП РФ содержит перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление. Так, по делам об административных правонарушениях, подведомственных органам внутренних дел, доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции); при выявлении административных правонарушений на транспорте — должностными лицами органов, на которых возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом и т.п.

При наличии возможности протокол об административном правонарушении может быть составлен на месте совершения правонарушения без применения доставления. С лицами, совершившими малозначительные правонарушения, необходимо тщательно разобраться на месте совершения проступка и принять к ним соответствующие меры воздействия, не доставляя их в помещения того или иного органа.

Основанием доставления является совершение лицом административного правонарушения.

Защита документов

Доставлять такое лицо можно лишь при наличии указанных в законе следующих двух условий одновременно:

1) деяние лица должно содержать признаки административного правонарушения, о совершении которого обязательно составляется протокол;

2) должны быть обстоятельства, препятствующие его составлению на месте совершения правонарушения или на месте нахождения нарушителя(у доставляемого отсутствуют документы, удостоверяющие его личность, его поведение препятствует составлению протокола, необходимо проведение дополнительной проверки по выяснению обстоятельств правонарушения).

Часть 2 статьи 27.2 КоАП РФ предписывает осуществлять доставление в возможно короткий срок, то есть законодатель не оговаривает конкретный срок доставления.

Согласно части 3 статьи 27.2 КоАП РФо доставлении составляется протокол (протокол о доставлении лица, совершившего административное правонарушение) либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административ­ном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

О доставлении лица, совершившего административное правонарушение, также составляется рапорт на имя начальника ОВД. В рапорте необходимо указать: фамилию, имя, отчество, домашний адрес «доставленного», время, место, обстоятельства правонарушения, основания для доставления, фамилии и адреса свидетелей, а также лиц, оказавших содействие при доставлении.

Если лицо оказало неповиновение, сопротивление или иное противоправное действие должностным лицам, а также в случае применения к нему специальных средств, в протоколе о доставлении и в рапорте это должно быть зафиксировано.

Перед началом проведения доставления сотрудники полиции могут провести наружный досмотр доставляемого лица. Согласно ст. 266 Устава ППСП, наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников милиции или граждан. Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются.

Особенности доставления в полицию изложены в ст.ст. 268-269 Устава ППСП.

Вопрос № 3. Административное задержание: понятие, цели и сущность. Протокол об административном задержании. Органы (должностные лица), правомочные осуществлять административное задержание. Сроки административного задержания.

Административное задержание также является мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В соответствии со статьёй 27.3 КоАП РФ административное задержание– это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Сущность административного задержания заключается в кратковременном ограничении свободы физического лица.

Защита прав и свобод гражданина во время административного задержания обеспечивается обязательностью исполнения следующих требований: по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учёбы), а также защитник; об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители; задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чём делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Согласно ст. 27.4 КоАП РФ, об административном задержании составляется протокол (протокол об административном задержании), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Статья 27.5 КоАП РФ предусматривает, что:

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ, об административном правонарушении, совершённом во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Вопрос № 4. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Лица, уполномоченные производить досмотр. Применение фото- и киносъёмки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Документальное оформление результатов досмотра. Правовые основания и порядок производства осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Досмотр транспортного средства. Правовые основания и порядок производства досмотра транспортного средства. Вещи и документы, подлежащие изъятию при задержании, личном досмотре и досмотре вещей. Должностные лица, правомочные производить изъятие. Место изъятия. Сроки хранения изъятых вещей и документов. Фиксирование результатов изъятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *