3 вида судов в РФ

Содержание

КОНЦЕПЦИЯ

информационной политики судебной системы

на 2020-2030 годы

I. Общие положения

Концепция информационной политики судебной системы Российской Федерации является выражением официальных взглядов судейского сообщества России на цели, задачи, принципы и основные направления работы в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации (информационных ресурсов), субъектов, осуществляющих сбор и распространение информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных и правовых отношений.

Настоящая концепция дополняет и развивает положения Концепции информационной политики судебной системы Российской Федерации, принятой Постановлением Совета судей Российской Федерации от 16 ноября 2001 года № 60.

Основу настоящей Концепции составляют: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»; Федеральный закон от 08 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях по защите информации»; Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»; процессуальные кодексы в части, касающейся вопросов информационных прав, гласности; ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие создание и сопровождение официальных интернет-сайтов судов общей юрисдикции Российской Федерации; постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам открытости и гласности судопроизводства и доступа к информации о деятельности судов.

Успешная реализация мероприятий информационной политики судебной системы способствует выходу на новый уровень развития информационной среды, внедрению современных информационных и коммуникационных технологий в процесс судопроизводства, трансформации способов распространения информации, улучшению технического оснащения судов, эффективному функционированию сайтов судов и государственных автоматизированных систем, в связи с чем необходима выработка новых направлений и задач Концепции информационной политики судебной системы Российской Федерации.

Под информационной политикой судебной системы понимается проведение комплекса мероприятий нормативно — правового, организационного, научно — исследовательского, издательского и иного характера, направленных на гармонизацию отношений судебной власти и общества, понимание гражданами целей и содержания проводимой в государстве судебной реформы, а также на объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации.

Основы настоящей Концепции представляют собой:

— определение единых подходов представителей всех ветвей судебной власти, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Судебный департамент) при организации и осуществлении взаимодействия со средствами массовой информации, регламентации и совершенствования работы с информационными ресурсами судебной системы Российской Федерации;

— подготовку предложений нормативно — правового, методического, научного и организационного характера, направленных на совершенствование и повышение эффективности информационной политики, проводимой судебной системой Российской Федерации;

— организацию практической работы по информационному обеспечению деятельности судебной системы и системы Судебного департамента;

— разработку и осуществление целевых и иных программ, направленных на совершенствование информационного обеспечения судебной системы Российской Федерации.

Концепция информационной политики судебной системы направлена на достижение следующих целей:

1) гармонизация отношений судебной власти и общества;

2) открытость и гласность судопроизводства;

3) совершенствование способов доступа граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, представителей средств массовой информации к информации о деятельности судов;

4) объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации;

5) формирование благоприятного имиджа органов судебной власти;

6) повышение уровня доверия к судебной системе.

II. Формирование информационной политики судебной системы как фактор укрепления независимости и самостоятельности правосудия

Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями дальнейшего развития судебной системы. От освещения деятельности судов зависят предупреждение коррупционных проявлений, формирование доверия к российской судебной системе, прозрачность, публичность и гласность правосудия, нашедшие свое развитие в Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 года № 1735-р.

В пункте 15 Заключения № 7, принятого Консультативным советом европейских судей (2005) отмечено, что наилучшей гарантией независимости судов является активная их роль в информировании общественности, что не является препятствием для соблюдения требования о беспристрастности суда. Государства должны поощрять представителей судебной власти, расширять и углублять образовательное значение их деятельности, что способствует росту доверия населения судам. От качества предоставляемой гражданскому обществу информации о деятельности суда зависит мнение общества о судебной системе в целом, независимости правосудия.

Вместе с тем, проводимая политика информационной открытости влечет необходимость обеспечения информационной безопасности, предполагающей введение определенных запретов и ограничений, в связи с чем актуальность приобрела проблема поиска баланса между реализацией принципа информационной открытости деятельности судов и применением мер защиты в информационной сфере.

В настоящее время доступ к информации о деятельности судов обеспечивается посредством использования различных ресурсов: официальных интернет-сайтов судов, официальных интернет-порталов правовой информации, справочных информационных систем «Гарант» и «Консультант Плюс», печатных изданий, информационных терминалов судов, средств массовой информации. Взаимодействие судов и СМИ осуществляется в целях объективного, достоверного и оперативного информирования пользователей информацией о деятельности судов.

III. Принципы информационной политики судебной системы

и основные задачи по их реализации

Принципы информационной политики судебной системы должны отвечать общим принципам государственной информационной политики, а именно принципам законности, научной обоснованности, системности, эффективности.

Принципы развития информационной политики судебной системы:

1) информационная открытость и доступность для граждан и организаций;

2) эффективность, достоверность, своевременность предоставления информации о деятельности судов;

3) безопасность информационных баз судов и охрана персональных данных;

4) невмешательство в сферу осуществления правосудия при предоставлении информации о деятельности судов;

5) нераспространение информации, предоставление которой запрещено законом;

6) компетентное взаимодействие судов со средствами массовой информации;

7) единство информационного пространства.

Задачи развития информационной политики судебной системы:

1) создание условий по обеспечению прав граждан на получение своевременной, объективной, полной и разносторонней информации о деятельности судебной системы;

2) соответствие технологического развития и оснащения судов современным требованиям;

3) увеличение количества информационных ресурсов судов (порталы, издания, мобильные приложения, социальные сети, информационно-образовательные проекты, видео);

4) повышение уровня подготовки специалистов по взаимодействию со средствами массовой информации и сопровождению Интернет-ресурсов судов;

5) повышение уровня правовой и информационной грамотности населения;

6) доступность предоставления достоверной информации о деятельности судов;

7) координация действий органов судебной власти при создании и ведении информационных ресурсов в Российской Федерации в целях соблюдения принципа разумной достаточности при обработке и передаче данных;

8) установление пределов ответственности за распространение недостоверной информации о деятельности судов, порочащих сведений о судьях.

IV. Основные направления и механизмы реализации информационной

политики судебной системы

Популяризация знаний о судебной системе и деятельности судов

Информационная политика должна быть частью общей стратегии развития судов. Популяризация знаний о судебной системе повышает имидж суда, расширяет возможности профориентации, является действенным инструментом для расширения кругозора в области судебной деятельности среди широкой общественности. Популяризация предполагает нацеленность на различные возрастные и социальные группы населения и включает в себя ряд мероприятий.

В связи с развитием в России коммуникаций и способов широкого информирования общественности о судебной деятельности необходимо использовать новые платформы взаимодействия с гражданами – мобильные приложения сайтов судов и государственных автоматизированных судебных систем, аккаунты в социальных сетях; информационные каналы и площадки, в том числе расширять информационное наполнение официального канала Верховного Суда Российской Федерации и других судов в YouTube, официальных страниц в социальных сетях за счет освещения актуальных правовых новостей, интервью с судьями и первыми лицами, представителями общественности, видео-роликов о работе судей.

Популяризация знаний о деятельности судов на современном уровне не позволяет ограничивать публикационную активность бумажными изданиями. В связи с этим, предлагается создать на федеральном и региональном уровнях официальное сетевое интернет-издание судебной системы Российской Федерации, использовать для освещения деятельности судов не только специализированные сайты, но и региональные информационные ресурсы. Установка на использование периодических печатных изданий должна быть сохранена.

Отдельного внимания заслуживает модернизация и внедрение единой архитектуры и дизайна интернет-сайтов судов всех уровней и обеспечение постоянной оперативной технической поддержки информационных систем и сайтов судов.

Самостоятельным направлением популяризации знаний о судебной системе и деятельности судов является взаимодействие с представителями экспертного сообщества, которые осуществляют мониторинг (опрос) общественного мнения о деятельности судебной системы, а также проводят социологические исследования, направленные на повышение эффективности взаимодействия органов судебной власти и СМИ.

В рамках популяризации судебной деятельности возможно создание (при наличии соответствующей базы в суде или судейском сообществе) музеев, посвященных становлению, формированию, функционированию судебной системы в отдельных регионах, и организация экскурсий школьников, студентов, учащихся средне-специальных учебных заведений в данные музеи. На базе региональных судов целесообразно открытие информационно-образовательных центров для проведения различных мероприятий по продвижению правовой информации.

Формирование эффективной и устойчивой информационно-образовательной

среды судов

Одной из приоритетных задач информационной политики судебной системы выступает создание единого информационного пространства как совокупности обеспечивающих информационное взаимодействие судов всех уровней, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил (ст. 1 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»). На базе единого информационного пространства должно получить свое развитие и легализацию такое направление информационной политики судебной системы, как формирование эффективной и устойчивой информационно-образовательной среды судов. Образовательный компонент деятельности судов объединяет в себе внутреннее и внешнее проявления. Повышение уровня знаний о правосудии (внешний образовательный компонент) должно быть достигнуто за счет:

— проведения мероприятий по гражданскому воспитанию населения, разъяснительной работы в образовательных организациях (школах, училищах, ВУЗах);

— проведения совместных научных и образовательных мероприятий (семинары, конкурсы, круглые столы, конференции) с учебными заведениями различного уровня;

— возможности участия судов в программах профессиональной ориентации школьников и студентов;

— организации производственной практики студентов юридических специальностей в судах;

— организации Дней открытых дверей в судах для студентов – выпускников отделений журналистики;

— проведения модельных судебных заседаний с участием студентов;

— создания на официальных сайтах судов дополнительных страниц, касающихся информационно-образовательной деятельности судов, интернет-страниц, разъясняющих алгоритм действий граждан по вопросам правового характера, связанным с обращением в суд;

— создания в системе ГАС «Правосудие» обучающего модуля, при помощи которого граждане, а также студенты юридических вузов смогут изучить систему и сформировать навыки работы в ней по аналогии с Порядками подачи документов в электронном виде в Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды Российской Федерации;

— распространения информационно-образовательных материалов («Электронное правосудие», «Гражданские права в суде», «Я- присяжный», и др.);

Реализация информационно-образовательной деятельности зависит от организационных особенностей судов. Поскольку в малосоставных районных судах нагрузка на судей и аппарат суда является повышенной, проводить работу по данному направлению деятельности представляется трудновыполнимой задачей. В связи с этим целесообразным представляется привлечение к информационно-образовательной деятельности ветеранов судебной службы, судей, пребывающих в почетной отставке, общественных объединений судей.

Для судейского сообщества и сотрудников аппарата суда особую актуальность приобретает внутренний образовательный компонент. Низкий уровень навыков работы с персональными компьютерами, информационными ресурсами, государственными автоматизированными судебными системами среди судей и персонала судов обусловливает задержку информационного прогресса. В связи с этим остро встает вопрос о сотрудничестве с образовательными организациями по обучению и повышению квалификации судей и сотрудников аппарата судов с целью обеспечения эффективного и качественного уровня их подготовки в указанном направлении, а также об обеспеченности судов современными персональными компьютерами, и необходимостью иметь в штате судов специалистов по информационным технологиям, обеспечивающих их бесперебойную работу.

Кроме того, образовательные курсы, посвященные принципам и проблемам взаимодействия судебной системы и средств массовой информации, изучению вопросов организации электронного правосудия, применения федерального законодательства в сфере информатизации судов, должны быть включены в базовую подготовку юридических ВУЗов страны и в первую очередь Российского государственного университета правосудия.

Повышение эффективности взаимодействия средств массовой

информации и органов судебной системы

Высокий уровень эффективного взаимодействия средств массовой информации и органов судебной системы может быть достигнут посредством компетентного подхода к этому вопросу, подразумевающего создание иерархической системы пресс-служб судов как самостоятельных, укомплектованных структурных подразделений с надлежащим уровнем профессиональной подготовки их сотрудников, введение института штатных пресс-секретарей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, освобожденных от иных функций, при координации судьи по взаимодействию со СМИ. Обязанности пресс-секретарей судов подразумевают:

-проведение аккредитации представителей средств массовой информации при планирующемся их участии в судебном заседании;

-организацию работы журналистов во время судебных заседаний;

-осуществление программ поддержки информационной работы в судебных органах и системе Судебного департамента;

-подготовку пресс-релизов и взаимодействие с региональными СМИ по их опубликованию;

-выступление наряду с судьями в образовательных учреждениях (организациях) с лекциями;

— организацию семинаров-совещаний для журналистов;

— осуществление мониторинга информационных ресурсов в целях анализа общественного мнения по вопросам деятельности судов.

В целях формирования единого информационного пространства на уровне субъектов Российской Федерации следует создать объединенные пресс-службы (координационные советы) судебной системы региона, отвечающие за проведение семинаров и вебинаров для судей и пресс-секретарей судов с участием пресс-секретарей судов областного уровня и органов Судебного департамента, а также представителей научного (экспертного) сообщества, повышение квалификации пресс-секретарей. На федеральном уровне необходимо эффективное функционирование Центральной пресс-службы судебной системы, создание Редакционно-издательского центра судебной системы с детальной регламентацией редакционно-издательской деятельности Судебного департамента, судов, описание ее стандартов.

Повышению качества взаимодействия СМИ и судов должна способствовать разработка стандартов подачи материалов пресс-службами судов, стандартов контроля их работы. В рекомендательном формате суды могут составлять программы проведения любого медиа-мероприятия в суде.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о порядке и способах урегулирования возможных спорных (конфликтных) ситуаций, которые могут возникнуть в процессе взаимодействия судебной системы со СМИ.

Создание единого информационного пространства судебной системы

Развитие цифровых и информационных технологий открывает новые возможности для работы с большим объемом информации. Оптимальным на сегодняшний день вариантом решения данного вопроса является ее облачное хранение на специальных серверах. Использование организациями, в том числе государственными таких облачных хранилищ, удовлетворяющих требования законодательства Российской Федерации по защите информации предоставляет ряд преимуществ по сравнению с традиционным хранением данных на материальных носителях или внутренних серверах, а именно:

— пространство для хранения является безграничным, что предусматривают условия договора с поставщиком данной услуги;

— облачные решения обеспечивают повышенную безопасность данных (возможность иметь резервные копии баз данных, возможность дистанционного удаления данных с похищенных устройств, недоступность для третьих лиц, поскольку данные при загрузке в облако шифруются);

— выгода с материальной точки зрения.

Для фиксирования хода судебного заседания путем аудиопротоколирования используются электронные носители информации – диски, дискеты, флеш-карты, которые приобщаются к материалам дела (протоколу судебного заседания) – один электронный носитель информации по каждому делу отдельно.

Облачное хранение аудиопротоколов не только позволит уйти от их копирования на электронные носители и приобщения к материалам дела, но и предоставит участникам процесса возможность ознакомиться с аудиопротоколом независимо от своего места нахождения. В рамках действующего законодательства каждый гражданин, организация, общественное объединение, орган государственной власти и местного самоуправления, представитель редакций средств массовой информации также будет иметь возможность получить необходимую для него информацию о конкретном рассмотренном каким-либо судом деле, о проведенном мероприятии и т.д.

Обеспечение интересов судебной системы Российской Федерации

в информационной сфере

В рамках настоящей Концепции необходимо выработать приемлемые с точки зрения действующего законодательства алгоритмы действий судебной системы по защите судей от тенденциозных публикаций, имеющих цель сформировать негативный образ судьи и оказать давление на суд.

В настоящий момент особую актуальность приобрела проблема «скандализации правосудия», подразумевающая манипулирование общественным мнением в отношении судебной власти, умаление ее авторитета, беспорядочную, необоснованную критику, подрывающую доверие общественности к процессу отправления правосудия, что обусловливает острую необходимость формулирования ответственности за ее проявление в СМИ.

В связи с этим, предлагается:

— предусмотреть возможность проведения региональных мероприятий (семинаров, конкурсов, круглых столов, встреч с руководством судов) для СМИ с участием представителей судебной системы с целью обсуждения актуальных вопросов правоприменения, выработки подходов эффективного взаимодействия судов и СМИ, а также нивелирования возможных конфликтных ситуаций;

— стимулировать деятельность по таким формам развития взаимодействия со СМИ, как создание и сопровождение (например, разъяснение норм закона и т.д.) гильдии судебных репортеров, работа с региональными союзами журналистов;

— сформировать при советах судей субъектов Российской Федерации постоянно действующие комиссии по мониторингу открытости и доступности правосудия на территории субъектов Российской Федерации, включив в их состав представителей совета судей субъекта, профильных высших и средне-специальных учебных заведений, верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, управлений Судебных департаментов в субъектах, представителей органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность мировых судей, для работы которых разработать программу и методику мониторинга.

— обозначить необходимость разработки стандартов информирования общественности через СМИ как о процессуальной, так и о внепроцессуальной деятельности судов;

— разъяснять позицию судебной системы по вопросам применения института аккредитации представителей средств массовой информации (в т.ч. в отношении электронных СМИ, доступ к которым заблокирован на территории Российской Федерации по решению суда), ограничений размещения информации.

Мониторинг региональных информационных ресурсов позволит судебным органам анализировать динамику общественного мнения по ключевым вопросам деятельности, выявлять наиболее интересные с общественной точки зрения аспекты такой деятельности и оперативно реагировать на размещение не соответствующей действительности информации. В случаях выявления действий по оказанию давления на судей и суды со стороны СМИ предполагается организация незамедлительного и эффективного реагирования через другие средства массовой информации и иными способами для защиты репутации судебных органов и их представителей.

При возникновении споров, связанных с освещением деятельности судов и конкретных судей в средствах массовой информации, они могут разрешаться во внесудебном порядке, в связи с чем не исключается возможность обращения за их разрешением в Общественную коллегию по жалобам на прессу, которая рассматривает информационные споры, прежде всего, нравственно-этического характера, возникающие в сфере массовой информации, в том числе дела о нарушении принципов и норм профессиональной журналистской этики.

На это ориентированы судьи и органы судейского сообщества п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 года № 16 (ред. от 09.02.2012) «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

В целях недопущения направления в суды обращений, содержащих нецензурную брань, оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу судей и сотрудников судов, необходимо при подаче электронных обращений введение обязательной аутентификации гражданина с подтверждением личности по аналогии с Порталом государственных услуг Российской Федерации.

Защита персональных данных при предоставлении

информации о деятельности судов

В рамках информационной политики судебной системы необходимо обеспечить баланс между своевременным внедрением современных технологий обработки данных и защитой прав граждан, включая право на личную и семейную тайну. Обязательно четкое сохранение персональных данных, ставших известными при исполнении служебных обязанностей и в ходе осуществления правосудия, соблюдение положений законодательства Российской Федерации о персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, требований к защите персональных данных, как того требует Федеральный закон «О персональных данных». Остро стоит проблема персонификации и безопасности доступа к информационным ресурсам судов, а именно обладание каждым судьей, работником аппарата суда индивидуальным логином и паролем и недопустимость передачи таких данных третьим лицам. Это касается как лиц, подающих документы, так и принимающих и реагирующих на них.

Особую важность приобретает проведение мероприятий по противодействию незаконной обработке и сбору сведений о гражданах, в том числе персональных данных граждан на территории Российской Федерации неуполномоченными и неустановленными лицами, а также используемыми ими техническими средствами.

Информационная безопасность судебной системы и формы ее реализации должны сопровождаться:

— принятием адекватных мер, направленных на обеспечение компьютерной безопасности судов всех уровней, на защиту информации, используемой в сфере судопроизводства от кибер-атак, для чего в системе судов необходимо создание служб обеспечения электронной безопасности, способных эффективно предотвращать попытки несанкционированного доступа к электронной информации и ее сбору;

— обеспечением криптографической защиты персональных данных в информационных системах судов;

— дальнейшим развитием электронной идентификации и других средств обеспечения безопасности и достоверности электронных судебных процедур;

— упорядочиванием алгоритмов обработки данных и доступа к таким данным;

— обеспечением обработки данных на российских серверах при электронном взаимодействии лиц, находящихся на территории Российской Федерации, а также передачу таких данных на территории Российской Федерации с использованием сетей связи российских операторов.

Нормативно-правовое и ведомственное регулирование взаимоотношений

судов и средств массовой информации

Законодательная деятельность, обеспечивающая интересы информационной политики судебной системы, должна быть направлена на:

— разработку положений о нормах организационного и материально-технического обеспечения деятельности пресс-служб судов (в зависимости от уровня суда);

— разработку стандартов подачи материалов пресс-службами судов, стандартов контроля их работы.

V. Ожидаемые результаты реализации Концепции информационной

политики судебной системы

Реализация Концепции информационной политики судебной системы Российской Федерации позволит достичь следующих результатов:

1) совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере управления информационными ресурсами судов;

2) создание единого информационного пространства для судов всех уровней;

3) осуществление информационного обеспечения судебной системы в следующих формах:

— присутствие в открытых судебных заседаниях;

— информационное освещение в средствах массовой информации деятельности судов, в том числе по вопросам предоставления информации о прошедших судебных заседаниях;

— совместное участие представителей судов, органов судейского сообщества в пресс-конференциях и иных совместных с представителями редакций средств массовой информации мероприятиях;

— рассылка пресс-релизов СМИ, объясняющих суть процессуальных норм, в том числе на примере судебной практики;

— систематические сообщения, разъясняющие сложные вопросы, возникающие в судебной деятельности;

— ведение в средствах массовой информации постоянных рубрик, блоков судебной информации, тематических передач на телевидении и радио и т.п., приглашение на конференции.

4) создание курсов повышения квалификации, отделений дополнительного образования для работников суда по связи с общественностью по направлению подготовки пресс-секретарей, обладающих навыками в области ораторского искусства, журналистики, дачи интервью для СМИ, написания статей для печатных изданий;

5) применение правил и рекомендаций для лиц, ответственных за связи с общественностью, с учетом специфики освещения вопросов, не подлежащих разглашению в СМИ, а также типового положения о пресс-службе суда;

6) применение типового должностного регламента государственных гражданских служащих суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, ответственных за взаимодействие с общественностью и СМИ, предусматривающего требования к их профессиональным, деловым, этическим качествам, либо положения суда о пресс-службе;

7) введение в штат кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, областных и равных им судов не менее двух ставок работников, ответственных за взаимодействие с общественностью и СМИ, в штат районных (городских) судов (в зависимости от составности) и в штат управлений Судебного департамента – ставку освобождённого работника по взаимодействию с общественностью и СМИ;

8) внедрение системы оценки (рейтинга) работы пресс-служб и государственных гражданских служащих, ответственных за взаимодействие с общественностью и СМИ.

VI. Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Концепции

Реализация Концепции осуществляется в рамках мероприятий, проводимых Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации совместно с кассационными и апелляционными судами общей юрисдикции, областными и равными им судами, районными (городскими) судами, управлениями Судебных департаментов в субъектах Российской Федерации, в пределах, выделенных на эти цели, бюджетных ассигнований.

Выбор исполнителей мероприятий определяется в установленном законом порядке.

Финансирование мероприятий по реализации Концепции производится за счет средств, выделенных из федерального бюджета Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации.

В рамках судебной реформы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система.
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
В них рассматриваются в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного суда Российской Федерации. Кроме того, арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.
Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81

Арбитражные апелляционные суды

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Челябинской области;
(пп. 9 в ред. Федерального конституционного закона от 25.03.2004 N 2-ФКЗ)

Арбитражный апелляционный суд:

  • проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

Федеральные арбитражные суды округов

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. В полномочия Федерального арбитражного суда округа входит:

проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях; — пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;

обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных арбитражных судов округов определены в Главе III Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Общее количество федеральных арбитражных судов -10.

Верховный Суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации — высший судебный орган Российской Федерации. Расположен в бывшем здании Верховного Суда СССР в Москве. Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации, существовавший с момента принятия Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, когда он был высшей инстанцией в системе федеральных судов общей юрисдикции, был изменен Президентом Российской Федерации, подписавшим 5 февраля 2014 года Закон № 2-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

На основании этого Закона произошло объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации в новый орган, являющийся их правопреемником, — Верховный Суд Российской Федерации, который с момента начала своей работы не будет принадлежать к системе федеральных судов общей юрисдикции. Согласно статье 22 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» местом постоянного пребывания Верховного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург, однако это положение вступает в силу с даты начала осуществления Верховным Судом Российской Федерации своих полномочий в этом городе, которая устанавливается Президентом Российской Федерации по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации. До наступления указанной даты Верховный Суд Российской Федерации осуществляет свои полномочия в городе Москве.

Снуд представляет собой трубу или шарф связанный по кругу. Т.к. конструкция этого аксессуара очень проста, для вязания снуда спицами мы рекомендуем выбрать фасонную пряжу, пряжу ярких оттенков или меланжевую пряжу. Снуд можно носить с разными вещами: пальто, куртками и пиджаками. В интернете много схем вязания снуда: крючком, вязание спицами,” на линейке” и даже просто на пальцах.

Вязаный снуд спицами носят не только женщины, но и мужчины. Снуд может быть коротким, чтобы можно было обернуть его всего один раз вокруг шеи, а может быть и длинным, чтобы его хватило на два оборота. Он может быть широким и узким, толстым и тонким, в зависимости от его предназначения. Широкий снуд гораздо функциональнее. При сильном ветре вы можете накинуть его на голову, как капюшон. Узкий же снуд можно использовать только в качестве шарфа.

Вязание снуда спицами дело не сложное, если вы выберете простой узор: «рис” или объемная резинка. Этот аксессуар очень прост в исполнении! Главное правильно выбрать пряжу. Ведь если вы хотите связать большой и объемный аксессуар, то нужно взять плотные полушерстяные или акриловые нитки. А для легкого весеннего снуда нужна более тонкая пряжа, с минимальным содержанием шерсти или вовсе без нее.

Мы собрали для вас описание нескольких моделей снудов связанных спицами из журналов, работы наших читателей и снуды, связанные крючком. Надеемся, что вы найдете для себя нужную модель.

Шарф снуд спицами. Интересные модели из журналов и интернет

Вязание мохерового снуда

Вам потребуется: 100 г мохеровой пряжи серого цвета (80′% кид мохер, 20% полиамид, 25гх250м), 50 г мохеровой пряжи белого цвета (80 % супер кид мохер, 20% полиамид, 25rx250м); катушечная нить серого цвета; круговые спицы № 5.

Описание снуда

интересная подборка на knitka.ru Ажурный Шарф Большая подборка ажурных шарфов

Трехцветный шарф снуд

Размер: 40 см в диаметре, 2 м в длину.

Описание модели

Вязание снуда спицами

Вам потребуется: 200 г акрила с метанитом (400м х 100 г) сиреневого цвета, 200 г фасонной пряжи (100 % полиэстера, 80м х 200г); круговые спицы №4; игла.

Снуд описание

Вязаный снуд Переплетения

Он-лайн по вязанию этого снуда проходит . Там же вы найдете схемы и описание снуда.

Материалы для вязания:

  1. нитки Ализе ланаголд 240м/100гр, 3 мотка, цвет №684,50% шерсть, 50% акрил,
  2. спицы №4,
  3. крючок или дополнительную спицу для вязания кос.

Размер готового изделия будет 30см/130см .

Мужской снуд спицами.

Еще одна подборка схем

Cнуд c листьями

Модель из азитаского журнала. Подробного описания к ней нет, зато есть схемки. Половинка связана узором с листьями, а вторая половина – резинкой.

Полосатый снуд

Для вязания использована нить Orange Flower ( 50% мериносовая шерсть супервош, 50%шелк, 230ярдов/100гр) цвета состаренного золота и космического.
Плотность вязания 18п*24р=10см чулочной вязкой до блокировки. Спицы: 4.5мм и 5мм круговые длиной.
Дополнительно: остатки пряжи контрастного цвета, крючок для набора петель provisional cast on, маркеры, дополнительная круговая спица , тупая игла.
Снуд представляет собой петлю приблизительно 24.1см шириной и 76.2см окружностью незаблокированным.
Эта модель смотрится оригинально, а по сути она очень универсальная, унисекс. Ее можно связать как для женщины, так и для мужчины. Даже ребенку она отлично подойдет. Люблю такие модели. Подберите нитки нужного цвета, и ваш снуд найдет своего хозяина!

Схемы и описание:

Снуд Розовый пепел

Автор ФрауСми.

Ментоловый шарф снуд

Размеры: окружность 174см, высота 21.6см.
Пряжа O’Wool Legasy Bulky (100% органическая мериносовая шерсть, 97м/100гр) 4мотка.
Плотность вязания 9.25п*16р =10см узором «рис»; 29п узора с косами = 19см.
Сохраните свое время, проверьте свою плотность вязания. Спицы 8мм прямые.

Снуд спицами. Работы наших читателей

Мастер – класс от Ольги

Для снуда понадобится: спицы № 3,5, № 4, одна вспомогательная спица, 500 г пряжи (5 мотков по 100 г). Нитки 70% акрил, 30% шерсть.

Описание снуда

Красный снуд – работа Валерии

Набрать 40 петель + 2 кромочные на спицы и вязать по схеме до желаемой высоты. Сшить.

Меланжевый шарф снуд. Работа Евгении

Вязаный спицами снуд. Работа Валерии

Пряжа детская, два моточка по 135 грамм, ширина 40 петель. Снуд связан английской резинкой.

Схема снуда спицами

Вязание спицами снуда, двухсторонним узором

Работа Валерии. Нитки полушерсть средней толщины грамм 200. Получилось на один обхват.

Схема вязания снуда спицами

Снуд спицами. Работа Ирины Стильник

Связан из пряжи Nаkо Nakоlеn 100гр/210м., спицами №8. Расход ниточки до 200 гр.

Снуд спицами схемы

Берет и снуд спицами. Работы Оксаны Усмановой

Комплект связан из пряжи Пехорка – Мериносовая (100гр-200м) 2,5 мотка, круговые спицы №3.

Схема снуда спицами

Снуд, шапочка и варежки. Работы Марины Ефименко

Пряжа «ALIZE lana gold fine” (51% акрил, 49% шерсть). Ушло 2 моточка (390м в 100гр). Спицы №2.

Снуд схемы и описание

Шапочка и снуд спицами. Работы Марины Ефименко

Пряжа «Супер экселенс” (49% шерсть, 51% акрил). Ушло около 4 мотков (228м в 100гр). Спицы №2,5.

Размеры снуда: окружность – 147.5 см, высота – 25.5 см.

Материалы: пряжа RED HEART® Sparkle Soft (99% акрил, 1% металлик, 113 г/190 м) 2 мотка белого цвета, спицы круговые 5 мм.

Плотность вязания: 16 петель и 21 круг = 10х10 см основным узором по схеме.

Схема вязания снуда спицами:

Снуд спицами. Работа Юлии

Связан из ниток шекерим беби спицами № 3, теплый, удобный. Схемку добавляю, если кто-то захочет связать. Ширина 30 см, длина 120 см, в сшитом состоянии – 60 см.

Снуд схемы и описание

Синий снуд спицами. Работа Люси Туевой

Пряжа мохер деликат от NAKO. на снуд набрать 162 петли и вязать основным узором на необходимую высоту.

Схема снуда спицами:

Шарф – снуд спицами. Работа Евгении

Этот тот самый случай, когда можно взять самый простой рисунок, но при этом дорогую фантазийную пряжу. И у вас получится красивый аксессуар, с минимальными затратами на изучения рисунка.

Шарф, хомут, снуд. Размер 80см *33см (сложенный вдвое) мягкий и пушистый, приятный к телу связан из нити Alize Flower, ушло 4 мотка. Спицы круговые №4. Узор обычный: чередование лицевой и изнаночной. В следующем ряду наоборот, как шахматный рисунок.

Комплект: шапочка и снуд. Работы Екатерины

Связала себе, любимой комплект: шапочку и снуд. Пряжа Пехорка”северная” (ангора-30%, полутонкая шерсть-30%, акрил высокообъёмный-40%). Ушло 7 мотков по 50 г. Вязала узором «жемчужным” и резинка 2*2. Помпон сделан из старого воротника.

Узор путанка:

  • 1ряд: кр, 1лиц., 1изн. и так до конца ряда.
  • 2ряд: кр. 1 изн,, 1лиц. и так до конца ряда.
  • 3ряд: повторяем 1-й ряд.
  • 4ряд: повторяем 2-й ряд.и т.д.

Снуд Серебро. Работа TatVen

Изюминка этого шарфа в пайетках. Они не заметны с первого взгляда и не бросаются в глаза. Но при этом придают изделию легкий шик. Для тех, кто любит придать повседневной вещи свой характер. Это просто очумительная вещь получилась!

Связан в три нитки:

  • одна полушерсть,
  • вторая мохер,
  • а третья мохер с маааленькими пайетками. Которые очень мило слегка поблёскивают.

В меру пушистый и не толстый, т.к. ниточки все тонкие. При желании можно дополнить подходящей шапочкой или же связать из этих же ниток.

Расход пряжи – 100 гр. каждой. Ширина 35 см, длина в сложенном виде около 80 см. Хорошо одевается на голову и обматывается вокруг шеи. Связан английской резинкой.

Снуд и шапочка. Работы Татьяны

Доброго всем времени суток. Вот такой у меня связался комплектик: шапочка и снуд с бисером.

Снуд я увидела в СтранеМам и очень мне захотелось попробовать вязание с бисером. Понадобилось пряжа Ализе ангора голд батик 100г550м, спицы 3мм, крючок для ввязывания бисера 0,6мм, ну и бисер.

Сначала я связала все по описанию, даже поносила немного, но мне не понравилась ширина снуда, поэтому я перевязала, сделала поуже (но это как кому нравится). А пряжи у меня было два моточка, и как то сама собой связалась шапочка.

Шапка двойная, резинка тоже двойная полая. Как связать двойную шапочку можно посмотреть здесь. Совет для тех, кто захочет попробовать вязание с бисером: за бисером обязательно идите с крючком и пряжей. На месте попробуйте, пройдет ли крючок с нитью через бисеринку.

Вязаный снуд. Работа Ларисы Величко

С вязанием данного снуда справится даже новичок. Для вязания я использовала пряжу Brilliant фирмы Vita(в 3 нити), прямые спицы 4,5 и очень простой рисунок «рис”(на всякий случай предоставляю схемку) Набираем 60 петель и вяжем рисунком «рис ” 140см. Далее сшиваем швом «петля в петлю”.

Схема снуда:

Вязаный снуд крючком

Снуд вяжут не только спицами, но и крючком. Снуд крючком чаще получается более ажурный. Много схем вязания снудов крючком можно найти на просторах интернета. Мы же хотим показать несколько работ наших читателей:

Шарф снуд крючком от Эльвиры Алеевой

Шарф cвязан из шерстяных ниток желтого цвета «Австралийский меринос» 200 гр. по 400 м, крючком №5.

Шарф снуд крючком МК от Лены Мастерицы смотрите .

Снуд крючком. Работа Валентины Литвиновой

Снуд схема

Снуд спицами. Видео – уроки

Снуд спицами с объемными косами

Длина снуда 77 см. в сложенном виде. Ширина – 23см.

Здесь должно загрузиться видео, подождите или обновите страницу.

Шарф-снуд спицами (безшовный)

В этом видео связан шарф-снуд на круговых спицах, жемчужным узором. Нитки 200г на 80м, 25% шерсти и 75% акрила. Спицы №7.

Здесь должно загрузиться видео, подождите или обновите страницу.

Снуд спицами «Зимняя ежевика”

Здесь должно загрузиться видео, подождите или обновите страницу.

  • Главная
  • »

  • Статьи
  • »

  • Виды судов и их полномочия

Судом является государственный орган, деятельность которого состоит в осуществлении правосудия путем разрешения дел различных категорий. Суд защищает права человека, выступая гарантом справедливости и законности. В России функционируют несколько видов судов, каждый из которых осуществляет деятельность по рассмотрению уголовных, гражданских, административных и других дел.

В таких государственных структурах, как суды общей юрисдикции, рассматриваются гражданские и уголовные дела, а также административные нарушения. В систему таких судов входят следующие подкатегории:

  • Верховный суд России;
  • верховные суды республик, краевые и областные, суды автономной области и округов, городов федерального значения;
  • военные суды – осуществляют деятельность в формированиях и войсках, создаются по территориальному признаку, учитывая место дислокации флотов и войск;
  • специализированные суды – рассмотрение определенных категорий гражданских и административных дел происходит быстрее благодаря соответствующим специализациям судей.

Следующей категорией судов выступает арбитражный суд, который рассматривает дела об экономических спорах, возникающих между юридическими лицами вследствие гражданских и административных правоотношений. Такая категория судов состоит из:

  • Высшего арбитражного суда;
  • федеральных окружных судов;
  • арбитражных судов субъектов федерации;
  • апелляционных арбитражных судов.

Структура и функции арбитражного суда во многом похожи на суды общей юрисдикции. В системе работы последних действует принцип централизованной организационной модели. Суды общей юрисдикции функционируют даже в малых административно-территориальных подразделениях, чтобы быть ближе для населения.

Высшим судебным органом страны выступает Конституционный суд, осуществляющий правовую деятельность и контроль за соответствием законов и нормативно-правовых актов Конституции.

Также существуют суды субъектов федерации, к которым относят уставные и мировые суды. Последние избираются населением или органом законодательной власти, осуществляют деятельность в количестве одного мирового судьи и регулируют гражданские, уголовные дела и административные правонарушения. В компетенцию уставных судов входит рассмотрение дел о соответствии правовых актов субъекта Конституции.

» К списку статей

Звоните С 9 до 18, с понедельника по пятницу (495) 504-65-53
(495) 609-64-42 Написать office@bppgrilvil.ru Написать письмо Обратный звонок на номер

А.Г. Гатауллин,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Татарстан (ИСГЗ)

МЕСТО КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье отмечается специфика конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации как органов государственной власти субъектов Российской Федерации, являющихся составной частью единой судебной системы российского государства.

Ключевые слова: судебная система РФ, конституционные (уставные) суды, конституционное правосудие, орган государственной власти, компетенция судебного органа.

Судебная власть выступает в качестве одной из важнейших сторон воплощения народовластия, обязательным атрибутом правового государства, основным элементом защиты прав и свобод человека и гражданина.

Закрепляемое в Российской Федерации право на судебную защиту реализуется через различные виды судопроизводства: уголовное, гражданское, административное, арбитражное и, безусловно, через конституционное. Это в полной мере соответствует Всеобщей Декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом» (статья 8). Представляется, что под защитой государства находятся не только основные (конституционные), но и остальные права и свободы (т.е. которые установлены законами, подзаконными актами и т.д.). Таким образом, в зависимости от характера нарушенного права его защита может осуществляться в порядке того или иного вида судопроизводства.

Конституцией Российской Федерации провозглашается единство судебной системы. Однако это не означает, что подобное единство может быть обеспечено только ее построением без организационного деления

на суды, осуществляющие конституционное, гражданское, уголовное, административное, арбитражное судопроизводство. Из единства судебной власти не следует и наличие единого высшего судебного органа. Представляется, что единство должно быть обеспечено четким разграничением компетенции между существующими судами.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась двухуровневая судебная система (федеральные суды и суды субъектов федерации), в рамках которой функционируют суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный Суд РФ и аналогичные суды в 18 субъектах федерации, которые связаны между собой функционально как институты, обеспечивающие конституционную законность в РФ.

Взаимоотношения конституционных (уставных) судов друг с другом основываются на принципах федерализма и носят децентрализованный характер. Осуществляя деятельность автономно друг от друга, не будучи связанными процессуальными взаимоотношениями, эти органы руководствуются принципом единства осуществления судебной власти. В основе их единства лежит однородная правовая природа, связанность общим конституционным пространством, едиными конституционными ценностями. Однако подобные,

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(13)2013

обусловленные конституционным статусом правовые связи между органами судебного конституционного контроля приводят отдельных ученых и практиков к мнению о возможности закрепления иерархических взаимоотношений между ними, игнорируя тот факт, что укрепление вертикали органов, осуществляющих судебный конституционный контроль, необратимо повлечет чрезмерную централизацию, унитаризм и, как следствие, — централизацию судебной власти в целом и централизацию правовых систем субъектов Российской Федерации и федеральной правовой системы.

В связи с этим нельзя рассматривать конституционные (уставные) суды только как организационный элемент государственной власти конкретного субъекта. Невозможно и противопоставлять федеральный и региональный конституционный контроль, провозглашая полную автономию и независимость конституционных (уставных) судов субъектов федерации по отношению к федеральному Конституционному Суду.

Предусмотрев Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» возможность создания конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, федеральный законодатель впервые предпринял попытку размежевать государственную власть по вертикали не только внутри законодательной и исполнительной ветвей, но и судебной ветви власти. Следовательно, формирование и осуществление судебного конституционного контроля в Российской Федерации непосредственно связано с ее федеративным характером. Федеральная Конституция полагает существование единой федеральной судебной системы Российской Федерации, в которую входят суды, действующие в ее субъектах, и исключает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов федерации.

Таким образом, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации признаны судебными органами конституционного (уставного) контроля, осуществляющими свои функции в качестве судов субъектов Российской Федерации как составной

части единой судебной системы РФ.

Учитывая положения Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», касающиеся самостоятельности органов судебного конституционного (уставного) контроля субъектов РФ, следует признать лишь организационную обособленность соответствующих органов, что не исключает возможность формирования в дальнейшем единой системы органов конституционного контроля, тем более, что мировой опыт свидетельствует о возможности развития в органическом единстве регионального и федерального судебного конституционного контроля.

Субъекты Российской Федерации, принимая законы о специализированных органах конституционного (уставного) контроля, учитывая, что Федеральный конституционный закон «О судебной системы Российской Федерации» не требует установления конституциями (уставами) субъектов федерации единообразного перечня полномочий конституционных (уставных) судов, по разному определяют полномочия своих судебных органов. В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 марта 2003 года субъекты федерации могут наделять конституционные (уставные) суды дополнительными, по сравнению с установленным Федеральным конституционным законом перечнем, полномочиями, лишь бы это не влекло вторжения в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, других федеральных судов и соответствовало компетенции субъекта Федерации.

Как справедливо отмечает Ж.И. Овсепян, действующее законодательство не разрешает проблему взаимоотношений конституционного (уставного) и общего правосудия. Более того, в ряде случаев оно наделяет суды разных систем «конкурирующей» компетенцией. В связи с этим следует более четко определить подведомственность дел судами различных систем, особенно в части осуществления нормоконтроля. Конкуренция конституционных (уставных) судов и судов общей юрисдикции стала выглядеть не только как соотношение специализиро

ванных и неспециализированных судов, но и как конкуренция федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации .

В юридической науке под системой понимается построение на принципах централизации, иерархии и подчиненности. Однако в сфере конституционного судебного контроля отсутствие таковых не означает, что нельзя вести речь о системе конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. В.В. Гошуляк отмечает, что не следует забывать, что эти суды существуют в едином правовом поле, являются судами в области права и имеют свои совершенно определенные черты, отличающие их от судов общей юрисдикции и арбитражных судов. При этом следует отметить, что система конституционных (уставных) судов совместно с системами судов об-щей юрисдикции и арбитражных судов входит в единую систему судов Российской Федерации. Автор считает, что систему судов Российской Федерации можно рассматривать как систему систем, где системы отдельных видов судов Российской Федерации являются подсистемами единой судебной системы России .

Стоит согласиться с точкой зрения И.А. Умновой, что, в отличие от судебной системы, охватывающей суды общей юрисдикции и арбитражные суды, построенной на принципе централизма, система конституционных (уставных) судов организована при отказе от этого принципа .

Систему конституционных (уставных) судов в Российской Федерации можно характеризовать следующим образом.

Конституционные (уставные) суды субъектов федерации, независимо от разделения их компетенции, функционируют в рамках единого правового пространства, имеют единые цели и задачи, смысл которых состоит в утверждении идей правового государства, действуют в рамках единой формы конституционного судопроизводства, строится на общих принципах организации и деятельности.

Единство системы органов судебного конституционного контроля субъектов федерации строится на принципах разделе-

ния компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и компетенции конституционных (уставных) судов субъектов федерации. При этом федеральный Конституционный Суд не вправе вторгаться в компетенцию региональных конституционных (уставных) судов, а последние не вправе рассматривать дела, находящиеся в юрисдикции Конституционного Суда Российской Федерации. Иными словами, единство системы конституционных судов Российской Федерации всех уровней строится на единстве правовой системы России с учетом разграничения подсудности органов судебного конституционного контроля при условии разделения их полномочий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на то, что Конституционный Суд Российской Федерации не является по отношению к конституционным (уставным) судам субъектов федерации вышестоящей судебной инстанцией и они не связаны вертикалью подчиненности, последние в своей деятельности учитывают правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. В случае если решение конституционного (уставного) суда федерации было основано на норме конституции (устава), нормативного правового акта субъекта федерации, признанных в дальнейшем Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, оно утрачивает юридическую силу. Следовательно, иерархические связи Конституционного Суда Российской Федерации с конституционными (уставными) судами субъектов федерации являются не непосредственными, а опосредованными.

Единство системы конституционных (уставных) судов в Российской Федерации строится и на том, что региональные конституционные (уставные) суды имеют право направлять в федеральный Конституционный Суд запросы о конституционности закона или иного нормативного правового акта, подлежащего применению или уже примененного в конкретном деле. Конституционные (уставные) суды субъектов федерации обязаны обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(13)2013

с запросом о проверке конституционности норм конституций и уставов субъектов федерации, поскольку это полномочие отнесено Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» к юрисдикции Конституционного Суда Российской Федерации. Оценка конституционности учредительных актов субъектов федерации возможно только с позиций Конституции Российской Федерации. Правовая охрана основных законов субъектов федерации их органами конституционного контроля возможно только при условии их соответствия Конституции РФ.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов федерации представляют один вид судопроизводства, но — различные подсистемы в рамках судебной системы и системы органов государственной власти. Конституционные (уставные) суды субъектов федерации имеют двойственную природу: во-первых, они являются судами субъекта федерации в единой судебной системе Российской Федерации, элементы которой устанавливаются федеральным конституционным законом; во-вторых, входят в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которая устанавливается субъектами федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами, установленными федеральным законом.

Этой двойственной природой конституционных (уставных) судов обусловлено, что: а) Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Феде-

рации»предусмотреналишьвозможность,но не обязательность создания конституционных (уставных) судов субъектов федерации;

б) в рамках федерального регулирования субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют порядок организации и деятельности своих конституционных (уставных) судов; финансирование этих судов производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

в) перечень вопросов, для решения которых могут создаваться конституционные (уставные) суды субъектов федерации, сформулирован в части первой статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» неисчерпывающим образом. Допустимо предоставление конституционным (уставным) судам иных полномочий, если они соответствуют юридической природе данных судов и касаются вопросов, относящихся к ведению субъектов РФ в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации .

Сегодня в Российской Федерации продолжается активное реформирование государственной власти, в том числе и судебной. Сильная, самостоятельная и независимая судебная власть, в том числе и на уровне регионов, является необходимым условием для эффективной деятельности законодательной и исполнительной ветвей государственной власти, всего государственного механизма. Разрешая правовую коллизию, правовой спор между ветвями государственной власти в особом процессуальном порядке, суд уравновешивает интересы личности, общества и государства, выступает важнейшим стабилизирующим фактором в общественных отношениях

ЛИТЕРАТУРА

2. Гошуляк В.В. Необходимость судебного конституционного контроля в субъектах Российской Федерации// Дайджест. Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации. 2005. № 4.

3. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. С.121.

4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 марта 2003 года по запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части первой статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *