36 ст жилищного кодекса

Полный текст ст. 56 ЖК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 56 ЖК РФ.

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ.

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.(Часть дополнительно включена с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ)

Комментарий к статье 56 Жилищного Кодекса РФ

1. Комментируемая статья регламентирует основания и порядок снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и коррелируется с положениями ст. 55 коммент. закона, а также ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15).

2. Гражданин, состоящий на жилищном учете, может отказаться от поддержки государственных органов или органов местного самоуправления в получении жилья из состава государственного или муниципального жилищного фонда путем подачи соответствующего заявления в орган, осуществивший его постановку на жилищный учет. Это общее правило.

Орган, осуществивший постановку гражданина на жилищный учет, может снять гражданина с учета в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В силу положений ст. 49 коммент. закона правом на получение жилого помещения по договору социального найма обладают малоимущие граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении, а также иные категории очередников, определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

То есть снятие очередника с жилищного учета в данном случае будет обоснованным при улучшении финансового состояния гражданина, ранее признанного малоимущим, а также при улучшении его жилищных условий, например, в результате приобретения им иного жилья в собственность, выбытия из занимаемого очередником жилого помещения одного или нескольких членов его семьи и пр.

Кроме того, согласно упомянутой выше ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане снимаются с жилищного учета, в том числе в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

3. До введения в действие Жилищного кодекса РФ на территории РСФСР (Российской Федерации) порядок и условия ведения жилищного учета граждан регламентировались Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 (СПС «Кодекс»), а также принятыми в соответствии с ними региональными правилами.

В частности, в Ленинграде (Санкт-Петербурге) основания для постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий были перечислены в разделе II «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утвержденных решением Ленгорисполкома и Президиума Леноблсофпрофа от 7 сентября 1987 г. N 712/6 (СПС «Кодекс»).

Резюмируя вышесказанное, устанавливаем, что граждане, состоящие на жилищном учете, подлежат исключению из списков очередников:

— по основаниям, перечисленным п. п. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 коммент. закона;

— если они перестали быть в соответствии с Жилищным кодексом РФ малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях;

— если они перестали быть нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действовавшими до Жилищного кодекса РФ нормативами.

4. Пунктом 6 ч. 1 коммент. ст. установлены два основания для снятия с жилищного учета, а именно:

а) выявление в представленных гражданином документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет;

б) неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Недостоверность представленных гражданином в уполномоченный орган сведений для принятия на жилищный учет может быть определена как:

— ошибка;

— подлог.

5. Подлог осуществляется, как правило, путем изначального составления документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного по существу (интеллектуальный подлог), а также изменение изначально подлинного документа путем удаления части сведений и (или) дополнения его сведениями, не соответствующими действительности, в результате чего искажается оценка всей содержащейся в документе информации (материальный подлог). Способами материального подлога могут быть пометка другим числом, подчистка, вытравливание надписей и т.п.

Подлог — наказуемое деяние вплоть до несения уголовной ответственности.

6. Выражение «неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет» может включать в себя как рассмотренные выше ошибку и подлог (служебный), так и иные, часто уголовно наказуемые действия, результатом которых явился факт принятия положительного решения о постановке гражданина на жилищный учет, например:

— получение взятки (денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя);

— халатность, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, и др.

Решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, согласно ч. 2 коммент. ст., принимается органом, принявшим решение и осуществившим ранее прием гражданина на жилищный учет.

7. Следует обратить внимание на некорректность данной формулировки, поскольку из приведенной нормы следует буквально, что снять очередника с жилищного учета может только тот орган, который его на соответствующий учет и поставил. Однако не секрет, что в отдельных регионах в настоящее время продолжают состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях граждане, принятые на учет более 15 — 20 лет назад. Совершенно очевидно, что органы, в чью компетенцию в то время входил вопрос ведения жилищного учета граждан, давным-давно перестали существовать.

Таким образом, приведенные выше положения ч. 2 коммент. ст. при формальном подходе неисполнимы. Фактически же снятие с жилищного учета граждан в настоящее время осуществляется теми же уполномоченными органами, которые ответственны за постановку на учет нуждающихся в жилом помещении.

8. В части 2 коммент. закона жестко установлен и срок для принятия решения о снятии гражданина с жилищного учета — не позднее 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения, с обязательным обоснованием и ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 коммент. ст.

Установлен и срок для направления либо выдачи заинтересованному лицу принятого в отношении его решения о снятии с учета — не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения.

9. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Обращаем внимание читателя, что в силу действующих в момент написания настоящего комментария правил, а именно ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об обжаловании принятого уполномоченным органом или должностным лицом в отношении его решения в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока для обращения в суд с заявлением может явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 2 ст. 256 ГПК РФ).

1. Комментируемая статья устанавливает общий порядок предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно которому жилые помещения предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ряд случаев предоставления жилых помещений вне очереди. Таких случаев всего два:

1) признанная в установленном порядке непригодность для проживания жилых помещений, которые ремонту или реконструкции не подлежат;

2) наличие тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» был утвержден соответствующий Перечень тяжелых форм хронических заболеваний.

По мнению Конституционного Суда РФ, субъекты Российской Федерации могут дополнить этот перечень другими основаниями. Так, например, спустя три года с момента вступления в действие ЖК РФ предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ была жалоба С.Л. Пяткина, оспаривавшего конституционность ст. 13 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, более известного как Закон о монетизации льгот), в соответствии с которым реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, были, по его мнению, лишены права на первоочередное получение жилья. Определением от 21 февраля 2008 г. N 106-О-О Конституционный Суд РФ признал указанные выше доводы заявителя необоснованными, отметив, однако, что действующее законодательство «…не исключает возможности сохранения в законодательстве субъектов Российской Федерации положений о первоочередном порядке предоставления жилых помещений указанной категории граждан».

3 — 4. В ч. 3 комментируемой статьи содержится императивное правило о том, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления, которое выдается или направляется гражданину не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данного решения. Такое решение, принятое с соблюдением требований комментируемого Кодекса, является основанием для заключения договора социального найма в срок, установленный в этом решении.

5. В ч. 5 комментируемой статьи установлено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Как отмечено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», «судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 — 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете».

6. В ч. 6 комментируемой статьи говорится, что комнаты по договорам социального найма могут предоставляться лишь в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 59 ЖК РФ (то есть речь идет об освободившихся жилых помещениях в коммунальной квартире). Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель запретил заселять квартиры, предназначенные для одной семьи, по коммунальному принципу, и теперь очереднику жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться в виде отдельной квартиры за исключением случая, предусмотренного ст. 59 ЖК РФ (см. комментарий к ней).

7. Согласно ч. 7 комментируемой статьи, если у кого-то из членов семьи в собственности есть жилое помещение, оно учитывается при расчете площади предоставляемого помещения (площадь предоставляемого помещения уменьшается на площадь помещения, находящегося в собственности члена семьи).

8 — 9. Сделки, которые следует учитывать при определении общей площади предоставляемого жилого помещения, включают в себя прежде всего отчуждение жилья по договорам купли-продажи, дарения, мены и др. К действиям с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений, можно отнести осуществление перепланировки, результатом которой стало в том числе уменьшение размера жилого помещения.

Формально к числу таких действий не могут быть отнесены вселение новых членов семьи в занимаемое жилое помещение, а также умышленное уничтожение (снос) пригодного для проживания жилого помещения.

Все собственники квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома имеют равные права на пользование общим имуществом объекта кондоминиума, включая земельный участок многоквартирного жилого дома, при условии соблюдения строительных, санитарных, экологических, противопожарных и других обязательных норм и правил, если иное не установлено настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

Статья 6. Управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума

Собственники квартир, нежилых помещений осуществляют управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума путем участия на собрании, выбора формы управления объектом кондоминиума, избрания совета дома, а также оплаты расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума.

Убытки, причиненные собственникам квартир, нежилых помещений физическими, юридическими лицами, осуществляющими функции по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.»;

Статья 10-6. Объекты и субъекты информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства

  1. Объектами информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства являются электронные информационные ресурсы, информационные системы в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства.
  2. Субъектами информатизации (участниками) в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства являются уполномоченный орган, местные исполнительные органы, центр развития жилищно-коммунального хозяйства, субъекты естественных монополий, объединения собственников имущества, простые товарищества, управляющие многоквартирным жилым домом, управляющие компании, субъекты сервисной деятельности, собственники квартир, нежилых помещений и иные субъекты.
  3. Собственники квартир, нежилых помещений не несут расходов по использованию объектов информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства.»;

Статья 18

«3. Собственники квартир, нежилых помещений участвуют
в расходах на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом.»;

16) в пункте 4 статьи 23 слова «арендовать жилые помещения (квартиры)» заменить словами «нанимать жилище внаем»;

17) в статье 24:

в пункте 2 слова «отдельное жилое помещение» заменить
словом «жилище»;

в пункте 3 слова «помещение», «жилое помещение» заменить
словом «жилище»;

в пункте 4 слово «помещения» заменить словом «жилище»;

в части второй пункта 5 слова «жилого помещения» заменить
словом «жилища»;

в пункте 7 слова «жилым помещением» заменить
словом «жилищем»;

в пункте 8:

слова «или жилой дом, в котором находится сданное внаем жилое помещение» исключить;

слова «жилое помещение» заменить словом «жилище»;

18) в статье 25:

в пункте 1 слова «жилое помещение» заменить словом «жилище»;

в пункте 3 слова «жилого помещения» заменить словом «жилища»;

19) в статье 26:

в пунктах 1 и 4 слова «жилого помещения» заменить
словом «жилища»;

в пункте 5 слова «жилое помещение», «жилого помещения»
заменить соответственно словами «жилище», «жилища»;

20) в статье 27 слова «жилого помещения» заменить
словом «жилища»;

21) подпункт 5) пункта 1 статьи 29 изложить в следующей
редакции:

«5) сноса аварийного многоквартирного жилого дома.»;

Статья 32. Содержание общего имущества объекта кондоминиума

  1. Собственники квартир, нежилых помещений обязаны принимать меры по содержанию общего имущества объекта кондоминиума и обеспечению его безопасной эксплуатации, включая проведение текущего и капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума.
  2. Заказчик (застройщик) многоквартирного жилого дома, являющийся собственником квартир, нежилых помещений, не входящих в состав общего имущества объекта кондоминиума, обязан оплачивать расходы на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума в порядке, определенном настоящим Законом.
  1. Собственники квартир, нежилых помещений обязаны оплачивать расходы на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума.

Статья 34. Права и обязанности собственников квартир,нежилых помещений

  1. Все собственники квартир, нежилых помещений являются участниками кондоминиума и имеют равные права по управлению объектом кондоминиума и пользованию общим имуществом объекта кондоминиума.

Каждый собственник квартиры, нежилого помещения вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, принадлежащим ему на праве индивидуальной (раздельной) собственности.

Общее имущество объекта кондоминиума, включая земельный участок, необходимый для его размещения, эксплуатации и содержания, принадлежит собственникам квартир, нежилых помещений на праве общей долевой собственности и неотделимо от прав на квартиру, нежилое помещение, находящиеся в индивидуальной (раздельной) собственности.

  1. Проживание собственника квартиры по иному адресу, а также передача квартиры, нежилого помещения в имущественный наем (аренду) не ограничивают в правах собственника квартиры, нежилого помещения и не освобождают его от обязанностей, определенных законодательными актами Республики Казахстан, уставом объединения собственников имущества, договором простого товарищества и решением собрания.

Собственник квартиры, нежилого помещения уведомляет совет дома
о передаче в имущественный наем (аренду) принадлежащих ему квартиры, нежилого помещения.

Собственник квартиры, нежилого помещения, помимо обязанностей, установленных законодательными актами Республики Казахстан, несет иные обязанности, в том числе:

соблюдение тишины в ночное время, в том числе непроведение
в квартире, нежилом помещении и вне их сопровождаемых шумом работ,
не связанных с неотложной необходимостью, препятствующих нормальному отдыху и спокойствию граждан;

потребление табачных изделий в определенных для этого специальных местах;

соблюдение строительных, санитарных, экологических, противопожарных и других обязательных норм и правил.

  1. Собственники квартир, нежилых помещений вправе использовать части общего имущества объекта кондоминиума ограниченного пользования, закрепленные за ними на условиях, установленных договором имущественного найма (аренды) о передаче имущества в ограниченное пользование, с зачислением арендной платы на текущий счет объединения собственников имущества или простого товарищества.
  2. Собственник нежилого помещения обязан участвовать во всех расходах на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума.

Собрание вправе устанавливать для собственников нежилых помещений иной размер ежемесячных расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, который не должен превышать размер ежемесячных расходов, установленных для собственников квартир, более чем в два раза.

  1. Собственники квартир, нежилых помещений обязаны самостоятельно заключать договоры об:
  • управлении объектом кондоминиума с объединением собственников имущества, управляющим многоквартирным жилым домом, управляющей компанией;
  • оказании коммунальных услуг в квартирах, нежилых помещениях
    с организациями, предоставляющими коммунальные услуги.

Оказываемые коммунальные услуги должны соответствовать техническим требованиям, предусмотренным национальным стандартом и техническим регламентом.

  1. Собственники квартир, нежилых помещений вправе принять на собрании решение о делегировании управляющему многоквартирным жилым домом или управляющей компании функций:
  • управления текущим счетом объединения собственников имущества или простого товарищества на основании доверенности;
  • осуществления мониторинга за своевременным внесением денег собственниками квартир, нежилых помещений на текущий счет;
  • взыскания задолженности в соответствии с порядком, определенным законодательством Республики Казахстан.
  1. При непогашении собственником квартиры, нежилого помещения задолженности после установленной даты платежа председатель объединения собственников имущества или доверенное лицо простого товарищества либо на основании доверенности управляющий многоквартирным жилым домом или управляющая компания в соответствии с уставом объединения собственников имущества, договором простого товарищества или решением собрания вправе обратиться к нотариусу или
    в суд о принудительном взыскании задолженности.»;

Статья 42. Формы управления объектом кондоминиума

  1. Собственники квартир, нежилых помещений для управления объектом кондоминиума, финансирования его содержания и обеспечения сохранности общего имущества объекта кондоминиума обязаны выбрать одну из форм управления объектом кондоминиума:
  2. Собственники квартир, нежилых помещений свободны в выборе и смене форм управления объектом кондоминиума, определенных пунктом 1 настоящей статьи.

Статья 42-1. Собрание

  1. Собственники квартир, нежилых помещений на собрании рассматривают вопросы и принимают решения, связанные с управлением объектом кондоминиума и содержанием общего имущества объекта кондоминиума.

Принятые собранием решения являются обязательными для всех собственников квартир, нежилых помещений.

Решение собрания оформляется протоколом.

  1. К компетенции собрания относятся вопросы:

1) избрания членов совета дома, переизбрания, а также досрочного прекращения их полномочий;

2) избрания ревизионной комиссии (ревизора), переизбрания, а также досрочного прекращения ее (его) полномочий;

3) принятия решения о выборе формы управления объектом кондоминиума либо делегировании полномочий о выборе формы управления совету дома;

4) принятия решения о выборе управляющего многоквартирным жилым домом или управляющей компании либо делегировании таких полномочий совету дома;

5) утверждения устава объединения собственников имущества или заключения договора простого товарищества;

6) утверждения сметы расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума на один календарный год, а также внесения в нее изменений и дополнений;

7) утверждения годового отчета по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума об исполнении сметы расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума за один календарный год;

8) определения общего имущества объекта кондоминиума, а также изменения его состава;

9) утверждения размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума;

10) утверждения размера оплаты за содержание парковочного места;

11) принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума (модернизации, реконструкции, реставрации), об утверждении сметы расходов на проведение капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума;

12) принятия решения о сборе целевых взносов и их размере;

13) принятия решения о расходовании денег, накопленных на сберегательном счете, а также о получении жилищного займа на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума;

14) принятия решения о передаче собственнику квартиры, нежилого помещения части общего имущества объекта кондоминиума в имущественный наем (аренду);

15) согласования, при необходимости, размера вознаграждения совету дома и ревизионной комиссии (ревизору) по итогам деятельности за отчетный период;

16) согласования размера оплаты труда председателю объединения собственников имущества, доверенному лицу простого товарищества;

17) иные вопросы, связанные с управлением объектом кондоминиума и содержанием общего имущества объекта кондоминиума.

  1. Все собственники квартир, нежилых помещений уведомляются советом дома не менее чем за десять календарных дней о дате проведения собрания индивидуально, а также посредством электронной почты или сотовой связи и путем размещения объявления в общедоступных местах.
  2. Каждый собственник квартиры, нежилого помещения при голосовании имеет один голос. Если собственнику квартиры, нежилого помещения принадлежит несколько квартир, нежилых помещений, он имеет соответствующее количество голосов.
  3. 5. Собрание правомочно принимать решение, если в нем участвуют более половины от общего числа собственников квартир, нежилых помещений.

Решение принимается при согласии большинства от общего числа собственников квартир, нежилых помещений, непосредственно принявших участие в голосовании.

Каждый собственник квартиры, нежилого помещения имеет право знать, как проголосовали другие собственники квартир, нежилых помещений.

  1. По вопросам, указанным в подпунктах 8), 9), 10), 11), 12) и 13) пункта 2 настоящей статьи, собрание принимает решение при наличии более двух третей от общего числа собственников квартир, нежилых помещений. Решение принимается при согласии более двух третей от общего числа собственников квартир, нежилых помещений.
  2. Cписок проголосовавших собственников квартир, нежилых помещений с указанием их фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), номеров квартир, нежилых помещений является неотъемлемой частью протокола собрания, прошивается и нумеруется.
  3. В протоколе собрания указываются:

1) место нахождения многоквартирного жилого дома;

2) вопросы, вынесенные на голосование;

3) дата, форма, время проведения собрания (сроки голосования);

4) общее количество собственников квартир, нежилых помещений;

5) количество участвующих на собрании собственников квартир, нежилых помещений с указанием их фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), номеров квартир, нежилых помещений;

6) фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) приглашенных лиц (при наличии);

7) фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) председателя, секретаря собрания, членов совета дома;

8) форма и итоги голосования;

9) решение, принятое собранием;

10) приложение к протоколу собрания.

  1. Протокол собрания подписывается председателем, секретарем собрания, членами совета дома.
  2. Собрание проводится не реже одного раза в год. Собрание созывается по инициативе совета дома, доверенного лица простого товарищества либо по требованию ревизионной комиссии, либо по требованию не менее десяти процентов собственников квартир, нежилых помещений, либо по инициативе жилищной инспекции.

Протоколы собраний хранятся у совета дома или доверенного лица простого товарищества. Копии протоколов собрания предоставляются по требованию собственника квартиры, нежилого помещения.

  1. При проведении голосования посредством объектов информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства собственник квартиры, нежилого помещения по вопросу, вынесенному на голосование, голосует с использованием электронной цифровой подписи или лично расписывается в бумажном протоколе.

Итоги электронного голосования фиксируются посредством объектов информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства.

  1. Принятые собранием решения, оформленные протоколом, являются документом при рассмотрении спорных и иных вопросов в суде, иных государственных органах и организациях как волеизъявление собственников квартир, нежилых помещений, а также служат основанием для расчета жилищной помощи.

Статья 42-3. Совет дома

  1. Собственники квартир, нежилых помещений на собрании избирают из числа собственников квартир, нежилых помещений совет дома, который состоит не менее чем из трех собственников квартир, нежилых помещений.
  2. В многоквартирных жилых домах, расположенных на едином фундаменте либо имеющих единые общедомовые инженерные системы, собственники квартир, нежилых помещений вправе создать одно объединение собственников имущества при согласии более двух третей собственников квартир, нежилых помещений каждого многоквартирного жилого дома.

Собственники квартир, нежилых помещений принимают на себя все обязательства по совместному принятию решений и выполнению обязанностей, предусмотренных настоящим Законом.

«Статья 43. Объединение собственников имущества

В многоквартирных жилых домах, расположенных на едином фундаменте либо имеющих единые общедомовые инженерные системы, собственники квартир, нежилых помещений вправе создать одно простое товарищество при согласии более двух третей собственников квартир, нежилых помещений каждого многоквартирного жилого дома.

В многоквартирных жилых домах, расположенных на едином фундаменте либо имеющих единые общедомовые инженерные системы, собственники квартир, нежилых помещений вправе создать одно простое товарищество при согласии более двух третей собственников квартир, нежилых помещений каждого многоквартирного жилого дома.

  1. По договору о совместной деятельности (простое товарищество) собственники квартир, нежилых помещений обязуются совместно действовать в целях управления объектом кондоминиума и содержания общего имущества объекта кондоминиума.

Собственники квартир, нежилых помещений из своего состава могут определить доверенное лицо для руководства совместной деятельностью, действующее на основании простой письменной доверенности, выданной всеми собственниками квартир, нежилых помещений.

Для управления объектом кондоминиума и содержания общего имущества объекта кондоминиума собственники квартир, нежилых помещений вносят взносы деньгами либо путем трудового вклада.

Собственники квартир, нежилых помещений не отвечают по долгам объединения собственников имущества.

Статья 49. Ревизионная комиссия (ревизор)

  1. Собственники квартир, нежилых помещений на собрании вправе избирать ревизионную комиссию в составе не менее трех человек либо ревизора из числа собственников квартир, нежилых помещений, осуществляющих контроль за деятельностью по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума.
  2. Ревизионная комиссия (ревизор) в пределах своей компетенции выносит на собрание предложения по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума.
  3. Ревизионная комиссия (ревизор) избирается сроком на три года и
    не может выполнять иные функции по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума.
  4. Собственники квартир, нежилых помещений на основании решения собрания вправе заключить договор об оказании аудиторских услуг по проверке результатов деятельности по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума.

Статья 50. Участие собственников квартир, нежилых помещений в расходах на управление объектом кондоминиума содержание общего имущества объекта кондоминиума

  1. Собственник квартиры, нежилого помещения несет бремя содержания принадлежащих ему квартиры, нежилого помещения, а также общего имущества объекта кондоминиума.

Расходы на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума производятся ежемесячно.

Размеры расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума устанавливаются соразмерно доле собственника квартиры, нежилого помещения в общем имуществе.

Дополнительные расходы, не относящиеся к расходам на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, не могут возлагаться на собственников квартир, нежилых помещений без их письменного согласия и (или) решения собрания.

  1. Председатель объединения собственников имущества или доверенное лицо простого товарищества либо управляющий многоквартирным жилым домом или управляющая компания обязаны производить оплату за коммунальные услуги, потребленные на содержание общего имущества объекта кондоминиума, организациям, предоставляющим коммунальные услуги энергоснабжения, водоснабжения на основании заключенных договоров, по приборам учета, установленным на границе эксплуатационной ответственности, по утвержденным в установленном порядке тарифам из ежемесячных взносов собственников квартир, нежилых помещений на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума.

3.Собственники нежилых помещений обязаны возмещать сверх установленной сметой расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума на один календарный год расходы по пользованию общим имуществом, связанные с осуществляемой ими производственной, торговой и иной деятельностью.

В таком же порядке оплачиваются расходы собственников квартир, нежилых помещений, связанные с индивидуальным использованием предоставленного им объединением собственников имущества общего имущества ограниченного пользования или земельного участка.

  1. Расходы, связанные с использованием общего имущества объекта кондоминиума для личных целей, должны компенсироваться тем собственником квартиры, нежилого помещения, которому принадлежит право ограниченного пользования этим имуществом.
  2. При несвоевременной оплате собственником квартиры, нежилого помещения расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума за каждый просроченный день, начиная с первого дня последующего месяца, на сумму долга начисляется пеня в размере, определенном законодательством Республики Казахстан.

На требование по погашению задолженности срок исковой давности не распространяется.»;

  1. Собственники квартир, нежилых помещений многоквартирных жилых домов в течение одного года со дня введения в действие настоящего Закона обязаны провести собрание собственников квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома для принятия решения об избрании совета многоквартирного жилого дома и выбора формы управления объектом кондоминиума, предусмотренной пунктом 1 статьи 42 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях».

Источник: Закон о жилищных отношениях в РК от 26 декабря 2019

Подготовила
Главный редактор
Алия Богаева

Определение понятия «жилое помещение»
Виды жилых помещений:

  • жилой дом (жилой дом многоквартирный, индивидуальный жилой дом, блокированный жилой дом; по типу: жилое здание галерейного типа, жилое здание коридорного типа, жилое здание секционного типа);
  • квартира, коммунальная квартира;
  • комната.

Виды жилищного фонда в зависимости от целей использования
Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда
Виды жилищного фонда в зависимости от вида собственности на жилое помещение
Жилище и жилое помещение. Разница в понятиях

Определение понятия «жилое помещение»

В статье 130 ГК РФ в качестве самостоятельных объектов гражданских прав выделяются такие виды недвижимого имущества, как жилые и нежилые помещения.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Статья 16 ЖК РФ устанавливает следующие виды жилых помещений:

1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.

Виды жилых помещений

Определение понятия «жилой дом», прежде всего, содержится в части 2 статьи 16 ЖК РФ:

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Выделяют многоквартирные, индивидуальные, блокированные жилые дома:

  • Жилой дом многоквартирный — жилой дом, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы («Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004» (утв. Госстроем России).
  • Индивидуальный жилой дом — отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи (объект индивидуального жилищного строительства) (Решение Совета депутатов городского поселения Шаховская МО от 29.10.2013 N 10/62 (в редакции от 28.10.2014) «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского поселения Шаховская Шаховского муниципального района Московской области»).
  • Индивидуальный жилой дом — одноквартирный жилой дом, предназначенный для проживания одной семьи и имеющий придомовый участок (Решение Совета депутатов городского округа Дзержинский МО от 22.02.2012 N 5/2 (в редакции от 28.11.2012) «О Положении об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Дзержинский» Московской области»).
  • Блокированный жилой дом: Здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на придомовую территорию (Приказ МЧС России от 24.04.2013 N 288 (в редакции от 18.07.2013) «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (вместе с «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»).
  • Блокированный жилой дом — жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет индивидуальный выход на территорию общего пользования (Решение Совета депутатов городского поселения Шаховская МО от 29.10.2013 N 10/62 (в редакции от 28.10.2014) «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского поселения Шаховская Шаховского муниципального района Московской области»).
  • Блокированный жилой дом — здание квартирного типа, состоящее из двух и более квартир, каждая из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок («Методические рекомендации по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности» (утв. Приказом Госстроя РФ от 10.11.1998 N 8).

По типу выделяют следующие жилые здания:

  • Жилое здание галерейного типа — здание, в котором квартиры (или комнаты общежитий) имеют выходы через общую галерею не менее чем на две лестницы («Методические рекомендации по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности» (утв. Приказом Госстроя РФ от 10.11.1998 N 8).
  • Жилое здание коридорного типа: здание, в котором все квартиры этажа имеют выходы через общий коридор не менее чем в две лестничные клетки («СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утв. Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288).
  • Жилое здание коридорного типа — здание, в котором квартиры (или комнаты общежитий) имеют выходы на лестницы через общий коридор («Методические рекомендации по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности» (утв. Приказом Госстроя РФ от 10.11.1998 N 8).
  • Жилое здание секционного типа: здание, состоящее из одной или нескольких секций, отделенных друг от друга в жилой части строительными конструкциями без проемов и имеющих самостоятельные эвакуационные выходы («СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утв. Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288).
  • Жилое здание секционного типа — здание, состоящее из одной или нескольких секций («Методические рекомендации по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности» (утв. Приказом Госстроя РФ от 10.11.1998 N 8).

Квартира

Определение понятия «квартира» содержится в части 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ:

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Определения понятия «квартира» в законодательстве

  • Жилая квартира — жилые комнаты, коридоры, холлы, кухни, санузлы, ванные, кладовые, внутренние тамбуры, передние («Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004» (утв. Госстроем России).
  • Жилая квартира — изолированная часть здания, предназначенная для проживания одной или нескольких семей.
  • Жилая квартира в двух уровнях — квартира, жилые и подсобные помещения которой размещены в двух смежных этажах и соединены внутриквартирной лестницей («Методические рекомендации по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности» (утв. Приказом Госстроя РФ от 10.11.1998 N 8)

Определение понятия «жилая квартира» в литературе:

Жилая квартира — «конструктивно обособленная сложная функциональная часть жилого строения или нежилого строения с жилыми помещениями, предназначенная и в административном порядке признанная пригодной для постоянного проживания граждан, имеющая обособленный вход с улицы или с площадки общего пользования и не имеющая в своих пределах функциональных частей (площадей, объемов) других квартир (мест общего пользования)» (Кичихин А.Н. Жилищные права. Пользование и собственность: комментарии и разъяснения / А.Н. Кичихин, И.Б. Марткович, Н.А. Щербакова; Под ред. И.Б. Мартковича. М.: Юристъ, 1997. С. 94.)

Коммунальная квартира

  • Коммунальная квартира — квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством, совместно использующим вспомогательные помещения (места общего пользования квартиры) и инженерное оборудование в местах общего пользования («Методические рекомендации по осуществлению в МЧС России предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты» (утв. МЧС России 23.07.2015 N 2-4-87-27-25).
  • Коммунальная квартира — квартира, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме и помещениям общего пользования в квартире, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат), или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты) (ст. 11 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 (в редакции от 28.12.2016) «Основы жилищной политики города Москвы»).

Комната

Определение понятия «комната» содержится в части 4 статьи 16 Жилищного кодекса РФ:

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Жилая комната: жилое помещение для постоянного проживания в квартирах, а также временного проживания в гостиницах, пансионатах, домах отдыха, кемпингах и других общественных зданиях временного пребывания («СП 137.13330.2012. Свод правил. Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования» (утв. Приказом Госстроя от 27.12.2012 N 119/ГС).

Виды жилищного фонда в зависимости от целей использования

В соответствии с частью 3 статьи 19 Жилищного кодекса РФ, в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

  • жилищный фонд социального использования (ст. 49 – 91 ЖК) — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;
  • специализированный жилищный фонд (ст. 92 ЖК РФ)- совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  • индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
  • жилищный фонд коммерческого использования (статья 671 – 688 ГК РФ) — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда

Статья 92 Жилищного Кодекса РФ установила исчерпывающий перечень видов специализированных жилых помещений:

  • служебные жилые помещения;
  • жилые помещения в общежитиях;
  • жилые помещения маневренного фонда;
  • жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан;
  • жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;
  • жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;
  • жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целевое назначение указанных жилых помещений определяется в ст. ст. 93 — 98 Жилищного кодекса РФ.

Основанием для включения конкретных помещений в специализированный жилищный фонд и исключения жилых помещений из указанного фонда является решение соответствующего органа, уполномоченного собственником на управление государственным или муниципальным жилищным фондом (см., например статью «Как приватизировать служебное жилье?»)

Виды жилищного фонда в зависимости от вида собственности на жилое помещение

Жилищным кодексом РФ выделены следующие виды жилищного фонда:

  • частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
  • государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);
  • муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Жилище и жилое помещение. Разница в понятиях

Нормы ряда законов содержат понятие «жилище», тогда как нормы профильного Жилищного кодекса РФ, регулирующего как раз жилищные правоотношения, такого понятия не раскрывает, оперируя лишь понятием «жилое помещение».

Есть ли разница в понятиях «жилое помещение» и «жилище» или их можно рассматривать как тождественные?

См. далее статью «Понятие «жилище» в законе, практике ЕСПЧ и литературе», где содержатся следующие ответы на вопросы:

  • Понятие «жилое помещение» и «жилище» в гражданском законодательстве
  • Понятие «жилище» в практике Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ)
  • Понятия «жилище» и «жилое помещение» в литературе
  • Определение понятия «жилище» в законе (в УК РФ и в УПК РФ)
  • Какое из определений понятий «жилище» (данное в УК РФ или в УПК РФ) следует применять на практике?
  • 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
  • 2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
  • 3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
  • 4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
  • 5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
  • 6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
  • 7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • 8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
  • 1. Наименование комментируемой статьи («Жилищное законодательство»), на наш взгляд, не охватывает все нормативные правовые акты, которые могут содержать нормы жилищного права (жилищные нормы). Нормы жилищного права могут быть (и имеются) в правовых актах, которые не относятся к жилищному законодательству (Конституция, федеральные законы, подзаконные акты, включающие нормы разной отраслевой принадлежности и др.). Иначе говоря, наиболее полный объем (набор) жилищных норм содержит отрасль права — жилищное право, а не жилищное законодательство. Подробнее об этом см. вступительную статью.
  • 2. Жилищное законодательство представляет собой систему нормативных правовых актов, регулирующих определенный круг общественных отношений, связанных прежде всего с удовлетворением жилищной потребности граждан. Эти отношения называются «жилищными отношениями». Иначе говоря, жилищное законодательство — это самостоятельная отрасль российского законодательства, представляющая собой совокупность отраслевых нормативных правовых актов. Можно сказать, что эти акты принимаются специально для регулирования жилищных отношений, и в них, конечно, преобладают жилищные нормы. Ранее в ст. 3 ЖК РСФСР делалась ссылка на Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик 1981 г., в соответствии с которыми издавались другие акты жилищного законодательства, в том числе жилищные кодексы союзных республик. Теперь Основы жилищного законодательства не являются правовой базой российского жилищного законодательства. Они прекратили свое действие на территории РФ. Утратил силу с 1 марта 2005 г. и ЖК РСФСР (см. коммент. к Вводному закону).
  • 3. Согласно Конституции (ст. 72) жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому следует руководствоваться как законодательными актами, принятыми федеральными органами государственной власти, так и актами, принятыми государственными органами субъектов РФ.

Термин «жилищное законодательство» в буквальном смысле должен означать только законы и другие акты, принятые законодательными (представительными) органами государственной власти. Однако на практике этот термин применяется в широком смысле: как совокупность всех актов жилищного законодательства (независимо от вида акта и его юридической силы). Если говорить о термине «законодательство», то необходимо иметь в виду, что он используется в Конституции только применительно к актам федерального и регионального уровней. То есть к актам местного самоуправления этот термин не относится. В комментируемой статье термин «жилищное законодательство» включает и местные акты (акты органов местного самоуправления), что, можно сказать, соответствует сложившемуся представлению в отношении актов жилищного законодательства. Кроме того, следует отметить, что такой подход (о регулировании жилищных отношений правовыми актами органов местного самоуправления) базируется на нормах ст. 132 Конституции, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. На федеральном уровне это следующие акты:

  • а) законодательные акты РФ — законы и другие нормативные правовые акты, принятые федеральным законодательным (представительным) органом: Федеральным Собранием — парламентом РФ. По форме это федеральные законы, но могут действовать и законы РСФСР и РФ. Последние могут применяться в части, не противоречащей Конституции и ЖК РФ;
  • б) нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции), а также утверждаемые указами положения (например, Указ Президента РФ от 10.06.1994 № 1180 «О жилищных кредитах» и Положение о жилищных кредитах, утв. этим Указом1);
  • в) постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции). Для примера можно указать постановления Правительства РФ от 22.06.1994 № 743 «О государственной поддержке кооперативного жилищного строительства» (в ред. от 05.05.1995)2 и от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 — 2015 годы» (в ред. от 06.10.2011)3.

При этом нужно иметь в виду, что к жилищному законодательству относятся и действующие постановления, принятые предыдущими правительствами. Правительство РФ также утверждает различного рода нормативные акты типа правил или положений, которые содержат нормы жилищного права;

г) нормативные акты министерств, федеральных агентств, комитетов и других федеральных органов исполнительной власти, которые могут их издать на основании законов и иных нормативных правовых актов в рамках их полномочий. Они могут носить как отраслевой, так и межотраслевой характер и содержать нормы жилищного права. Например, Примерное положение о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утв. решением Комитета по муниципальному хозяйству от 18.11.1993 №4.

Субъекты РФ принимают свои акты жилищного законодательства. Акты могут издаваться законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти. Они регулируют вопросы, касающиеся содержания жилых домов и их ремонта, оплаты жилья и коммунальных услуг, установления порядка учета нуждающихся в жилье граждан и др. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам.

Нормативные акты по жилищным вопросам, касающимся жилищной сферы, принимают органы местного самоуправления, в том числе в случае наделения законом этих органов государственными полномочиями.

Продолжают действовать некоторые нормативные акты государственных органов СССР, которые применяются до принятия соответствующих законодательных актов РФ в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ.

В теории права существует понятие «источники права». Ими для большинства отраслей служат различные правовые акты — формы внешнего проявления права. Для жилищного права это все вышеперечисленные акты, составляющие жилищное законодательство, а также Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, законы, другие правовые акты, содержащие жилищные нормы, международно-правовые акты.

Касаясь теоретических воззрений относительно самого понятия «жилищное законодательство», отметим, что жилищное законодательство — это отраслевое законодательство, нормы которого регулируют определенную область общественных отношений (в данном случае — жилищных отношений). Она (отрасль) не может состоять из «чужих» норм — норм других отраслей российского законодательства и регулировать иные (не жилищные) отношения. Данная позиция высказана в связи с тем, что существует иная точка зрения, например, в одном из Комментариев к ЖК РФ разъясняется следующее: «ЖК, являясь комплексным нормативным актом, регулирует отношения, возникшие в жилищной сфере: собственно жилищные отношения, административные отношения и некоторые другие». На наш взгляд, такой подход не основывается на нормах ЖК РФ, в частности ст. 4 и 5, где говорится о том, что жилищное законодательство регулирует только жилищные отношения. Конечно, жилищные отношения не однородные, имеют комплексный характер, в зависимости от содержания их можно классифицировать. Однако это не означает, что ЖК РФ регулирует иные, например административные, отношения. То есть, на наш взгляд, скорее следует говорить о том, что жилищные отношения с точки зрения их классификации могут иметь гражданско-правовой и иной характер.

4. До принятия ЖК РФ наиболее значимыми актами жилищного законодательства были следующие.

ЖК РСФСР, несмотря на то, что отдельные его положения стали противоречить Конституции, был одним из основных актов жилищного законодательства. В нем наиболее полно были урегулированы вопросы, касающиеся предоставления жилых помещений и пользования ими, содержания и ремонта жилищного фонда. Он действовал с 1 января 1984 г. по 1 марта 2005 г.

Закон о приватизации, который установил основные принципы и условия осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории РФ, а также определил порядок обслуживания и ремонта приватизированного жилья. Теперь он имеет ограниченное действие (см. Вводный закон).

Основы — качественно новый этап в формировании правовой базы урегулирования жилищных отношений в условиях рыночных отношений. Основы были приняты в 1992 г. и содержали важные положения о новых подходах в решении жилищной проблемы, а также регулировали вопросы собственности и недвижимости в жилищной сфере. Они вышли за пределы вопросов, касающихся предоставления и использования жилищного фонда, что было характерно для прежнего жилищного законодательства, заложили не только общие направления применительно к жилищным отношениям, но и указали направления развития отношений собственности в жилищной сфере. Кроме того, Основы содержали нормы прямого действия, например, относительно нового порядка оплаты жилых помещений и коммунальных услуг, заселения освободившихся в коммунальных квартирах жилых помещений (комнат). С 1 марта 2005 г. данный Закон (Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики») утратил силу (ст. 2 Вводного закона).

  • 5. В связи с принятием и введением в действие ЖК РФ должны быть приняты многие законы и подзаконные акты, в том числе предусмотренные Кодексом. Некоторые из них приняты практически одновременно с ЖК РФ (см. вступительную статью).
  • 6. О действии и применении жилищного законодательства см. коммент. к ст. 6 и 7, а о полномочиях органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных отношений — коммент. к ст. 12 — 14.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *