44 ФЗ обеспечение заявки

Все статьи Обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов (Булыгина О.)

При проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с Законом о контрактной системе <1> и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с данным Законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В статье автор рассматривает вопросы отражения поступления данных сумм на счетах бухгалтерского учета и отражения их в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).

Согласно нормам п. п. 14, 15 ст. 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок, размер которого должен составлять:

— от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта;

— 1%, если начальная (максимальная) цена контракта при проведении аукционов не превышает 3 млн руб.;

— не может превышать 2% от начальной (максимальной) цены контракта, если закупка проводится с участием учреждений или предприятий уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, субъекта малого предпринимательства либо социально ориентированной организации.

Обеспечение заявок может предоставляться участником закупки в случае участия (п. п. 1, 2 ст. 44 Закона о контрактной системе):

— в конкурсе или закрытом аукционе путем внесения денежных средств или банковской гарантией. При этом выбор способа обеспечения заявки осуществляется участником закупки;

— в электронных аукционах только путем внесения денежных средств участником закупки.

Обязательно ли возвращать обеспечение заявки участнику конкурса, аукциона?

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, возвращаются участнику конкурса или закрытого аукциона в течение пяти рабочих дней, а при проведении закрытого аукциона блокирование таких средств в соответствии с ч. 18 ст. 44 Закона о контрактной системе осуществляется в течение не более одного рабочего дня в следующих случаях (п. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе):

— подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, протокола закрытого аукциона. При этом обеспечение возвращается всем участникам, кроме победителя. Победителю обеспечение возвращается после заключения контракта;

— отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

— отклонение заявки участника закупки;

— отзыв заявки участником до окончания срока подачи заявок;

— получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;

— отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ заказчика от заключения контракта с победителем в соответствии с п. п. 9 и 10 ст. 31 Закона о контрактной системе;

— получение заказчиком решения от антимонопольного органа об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а при проведении электронного аукциона — получение оператором электронной площадки данного решения от заказчика, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения.

В Законе о контрактной системе предусмотрены основания невозврата заказчиком обеспечения заявок.

Обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов (Булыгина О.)

На основании п. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, не возвращаются, а в случае проведения электронного аукциона — перечисляются на указанный заказчиком счет, на котором учитываются операции с поступающими ему средствами, либо осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии в следующих случаях:

— уклонение или отказ участника закупки от заключения контракта;

— непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Законом, обеспечения исполнения контракта заказчику до заключения контракта.

Отражение в учете операций по поступлению в учреждение денежных средств в качестве обеспечения заявки

Денежные средства, поступившие в качестве финансового обеспечения участия в конкурсных процедурах на право заключения государственных контрактов и договоров, учитываются на лицевом счете для учета операций бюджетного учреждения с признаком 20. Порядком открытия и ведения лицевых счетов <2> не предусмотрено открытие отдельного лицевого счета, предназначенного для отражения операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждений с КФО 3.

<2> Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н.

Бухгалтерский учет данных средств осуществляется на счете 3 304 01 000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" (п. п. 21, 267 Инструкции N 157н <3>, п. 134 Инструкции N 174н <4>).

<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Поступление указанных средств оформляется бухгалтерской записью (п. п. 72, 135 Инструкции N 174н):

Дебет счета 3 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"

Кредит счета 3 304 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение".

Одновременно производится запись по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" (п. 365 Инструкции N 157н).

Возврат бюджетным учреждением денежных средств участнику закупки отражается следующей записью (п. п. 73, 136 Инструкции N 174н):

Дебет счета 3 304 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение"

Кредит счета 3 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства".

Одновременно сумма возврата учитывается по забалансовому счету 17 со знаком минус (п. 365 Инструкции N 157н).

Пример 1. На лицевой счет бюджетного учреждения поступили денежные средства в качестве обеспечения заявки от участников конкурса в сумме 90 000 руб. В течение пяти рабочих дней после процедуры подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе указанные средства возвращены участнику, не признанному победителем.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения формируются следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Документ-основание

Поступление на лицевой счет учреждения средств обеспечения заявки от участника торгов

3 201 11 510

3 304 01 730

90 000

Выписка из лицевого счета

Выбытие с лицевого счета учреждения средств обеспечения заявки в случае возврата участнику торгов

3 304 01 830

3 201 11 610

90 000

Средства, поступившие от участника конкурса в качестве обеспечения заявки, которые в соответствии с положениями Закона о контрактной системе не подлежат возврату, представляют собой вид санкций, за нарушение участником конкурса, аукциона норм данного Закона или возмещения ущерба.

Указанные средства являются для бюджетного учреждения доходом и отражаются по статье 140 "Суммы принудительного изъятия" КОСГУ в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ <5>. При этом полученные от принудительного изъятия средства являются собственными доходами бюджетного учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности учреждения. Это связано с тем, что средства принудительного изъятия не могут рассматриваться как средства субсидии на выполнение задания учредителя либо целевой субсидии и поступают в распоряжение учреждения независимо от источника финансового обеспечения обязательств по заключаемому контракту.

<5> Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Поступление доходов от принудительного изъятия отражается (п. 94 Инструкции N 174н):

Дебет счета 2 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"

Кредит счета 2 205 41 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия".

Далее производится запись по начислению доходов (п. 93 Инструкции N 174н):

Дебет счета 2 205 41 560 "Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия"

Кредит счета 2 401 10 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия".

В данном случае сумму средств обеспечения заявки, которая уже находится на лицевом счете учреждения и отражается в бухгалтерском учете на счете 3 201 11 000, необходимо перевести на КФО 2, счет 2 201 11 000.

Пример 2. Используем условия примера 1 и предположим, что по результатам конкурса участник был признан победителем, но отказался от заключения контракта. На этом основании сумма обеспечения заявки ему не возвращается.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут сформированы следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Документ-основание

Поступление на лицевой счет учреждения средств обеспечения заявки от участника торгов

3 201 11 510

3 304 01 730

90 000

Выписка из лицевого счета

Зачисление в состав собственных доходов денежных средств, полученных на лицевой счет учреждения в качестве обеспечения заявки, которые не подлежат возврату участнику конкурса

3 304 01 830

3 201 11 610

90 000

Протокол об отказе от заключения контракта, справка (ф. 0504833)

2 201 11 510

(статья 140 КОСГУ)

2 205 41 660

90 000

Начисление доходов учреждения от сумм принудительного изъятия

2 204 41 560

2 401 10 140

90 000

Справка (ф. 0504833)

Обращаем ваше внимание, что отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) по КФО 3 "Средства во временном распоряжении" не заполняется. При заполнении отчета по КФО 2 "Собственные доходы учреждения" перевод денежных средств с КФО 3 на КФО 2 в рамках одного лицевого счета 20, в соответствии с п. п. 42, 44 Инструкции N 33н <6>, будет отражен в графе 8 "Некассовые операции":

— в разд. 1 "Доходы учреждения" по строке 050 "Доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия" (статья 140 КОСГУ);

— в разд. 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения" по строке 710 "Увеличение остатков средств" (статья 510 КОСГУ) со знаком минус.

<6> Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

* * *

 

Денежные средства, поступающие на лицевой счет учреждения в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, аукционе, не являются доходом учреждения и подлежат возврату участникам торгов, за исключением случаев, предусмотренных п. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе.

За нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ст. 7.31.1 КоАП РФ установлена административная ответственность. Так, нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, оператором электронной площадки установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не более чем на три рабочих дня влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб.; на юридических лиц — 30 000 руб. Задержка возврата таких сумм на срок более чем на три рабочих дня влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 000 руб.; на юридических лиц — 90 000 руб.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Как и в какие сроки можно вернуть деньги, внесенные одновременно с подачей тендерной заявки? 44-ФЗ устанавливает строгие правила. Рассмотрим их подробно.

Возврат обеспечения в конкурсах и аукционах

Чтобы принять участие в конкурсе или закрытом аукционе, сумму для заявки можно внести либо в виде денежных средств на счет заказчика, либо в виде банковской гарантии (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

Для открытого электронного аукциона необходимо вносить только деньги на лицевой счет, открытый на ЭТП. Эта сумма блокируется оператором в момент подачи документов.

По 44-ФЗ возврат обеспечения заявки возможен при наличии следующих оснований:

  1. Подписание итогового протокола по тендеру (деньги возвращают всем, кроме победителя).
  2. Заключение контракта (возвращают победителю).
  3. Отмена закупочной процедуры.
  4. Отказ в допуске к участию.
  5. Отзыв документов участником до окончания подачи предложений.
  6. Просроченная подача предложения (после окончания приема).
  7. Отказ заказчика заключить контракт с поставщиком, если стало известно о несоответствии последнего требованиям документации либо при подачи им недостоверных сведений.
  8. Несогласование в ФАС контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Существует дополнительное основание, применимое только к аукционам: если поставщик не принял участия в торгах (не сделал ни одного ценового предложения).

В какие сроки вернут деньги

Не менее важный момент в процедуре возврата обеспечения заявки 44-ФЗ — сроки, статья 44 подскажет ответ на этот вопрос.

Если проходил аукцион, у оператора ЭТП есть только один рабочий день с момента публикации протокола проведения аукциона (ч. 23 ст. 44), чтобы разблокировать средства. Сумма становится доступной для дальнейшего использования на ЭТП или для вывода на расчетный счет участника.

При проведении конкурсной процедуры заказчик в срок, не превышающий 5 рабочих дней, обязан вернуть средства, внесенные вместе с предложением, на счет поставщика. Последний должен указать банковские реквизиты при подаче документов для участия в тендере. Несмотря на четкие правила и сроки, установленные законом, часто не лишним будет направить заказчику письмо с требованием вернуть сумму обеспечения в связи с наступлением одного из вышеуказанных обстоятельств.

Пример письма о возврате обеспечения заявки

Когда деньги не возвращают

Деньги не возвращают при уклонении победителя тендера от заключения контракта.

Обеспечение заявки по № 44-ФЗ: размер, формы и процедура подачи

Подобный финал также ожидает поставщика при отсутствующем или некорректно составленном обеспечении исполнения контракта.

Суммы, внесенные в виде банковских гарантий, не вернут. Взыскания по ним проводить также не будут (ч. 7 ст. 44).

Если за один квартал на одной ЭТП участника 3 раза отклонили по вторым частям заявок, то рассматриваемые средства ему не вернут (ч. 27 ст. 44). В этом случае у поставщика есть 30 дней для обжалования решения заказчика. После истечения этого срока оператор окончательно переводит деньги заказчику.

Ответственность

Оператор ЭТП и обслуживающий его в части рассматриваемых средств банк в равной степени несут ответственность за несвоевременный возврат сумм, внесенных для заявок (ч. 11 ст. 44).

За срыв сроков разблокировки либо возврата необходимой суммы поставщик (в т. ч. признанный победителем) имеет право потребовать выплатить ему пени (ч. 29 ст. 44).

В соответствии со ст. 7.31.1 КоАП РФ, при просрочке возврата обеспечения заявки не более, чем на 3 рабочих дня, штрафами облагаются как должностные лица (5000 руб.), так и юридические (30 000 руб.). При увеличении срока размер взыскания увеличивается до 15 000 и 90 000 руб. соответственно. А увеличение оператором ЭТП периода возврата обеспечения обойдется ему в 15 000 руб.

Рассмотрим, каким образом осуществляется обеспечение заявки на участие в электронном аукционе, каков размер, порядок перечисления и возврата.

Участие в электронном аукционе обязывает поставщика обеспечить наличие денежных средств на счету оператора торговой площадки. Это нужно для того, чтобы заказчик понял: поставщик намерен не только участвовать в торгах (что само по себе может преследовать недобросовестные цели), но и в дальнейшем заключить и исполнить контракт.

Понятие

Обеспечение электронного аукциона — инструмент защиты заказчика от недобросовестных действий поставщика. Он заключается в том, что на счету потенциального участника закупки на ЭТП на время блокируются денежные средства. И если тот победит, но откажется заключить контракт, деньги не вернут.

При проведении такой процедуры заказчик обязан установить это требование для каждого поставщика, который намеревается принять участие в торгах (ч.1 ст. 44 44-ФЗ ). А в соответствии с ч. 2 ст. 44 44-ФЗ, при проведении электронного аукциона обеспечение заявки осуществляется только путем внесения денег на счет торговой площадки. При этом у заказчика нет необходимости проверять их наличие, так как контроль соответствия суммы и ее блокировку осуществляет оператор ЭТП. Подача заявки уже означает факт корректного внесения денежных средств.

Размер

Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ (электронный аукцион) может быть различным:

  • от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) — в общем случае;
  • 1% от НМЦК, если она не более 3 млн. руб.;
  • не более 2% НМЦК, если закупка для учреждений уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, СМП либо СОНО.

Размер НМЦК и сумма обеспечения указываются в извещении и документации электронного аукциона.

Возврат обеспечения

Прекращение блокировки денег осуществляется оператором торгов в течение одного рабочего дня при наступлении события:

Заказчик не может отменить блокировку. Поэтому, если нарушены сроки возврата, необходимо обращаться непосредственно на торговую площадку.

Средства для обеспечения участия в электронных аукционах не подлежат возврату и перечисляются заказчику в следующих случаях:

  • уклонение или отказ от заключения контракта (п.1 ч.13 ст.44);
  • обеспечения исполнения контракта не предоставлено или предоставлено с нарушением (п.2 ч.13 ст.44);
  • если в течение одного квартала вторые части заявки участника три раза отклонили на одной ЭТП из-за несоответствия требованиям или недостоверной информации, либо он не предоставил их вовсе (ч.

    Статья 44 Обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов

    27 ст. 44).

Тендерный займ как альтернативный способ

Вложение собственных денег является самым простым, но не самым удобным способом, поскольку участнику необходимо изъять денежную сумму из оборота и оставить ее замороженной на счету оператора ЭТП на определенное время. А количество закупок, в которых поставщик одновременно может принять участие, ограничено размером его свободных денег.

В таком случае участники закупок могут воспользоваться тендерным займом. Оформить его можно самостоятельно или обратившись в брокерскую компанию. Требуется подготовить определенный пакет документов бухгалтерской отчетности, и, в случае положительного решения, денежные средства переводятся финансовой организацией на счет оператора ЭТП.

С 01 января 2014 года действует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок работ, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вопросы обеспечения заявки регулируются статьями 44, 45 Федерального закона 44-ФЗ.

Способы обеспечения заявки

1. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется путем:

2. Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может быть предоставлено только путем внесения денежных средств (свои средства, тендерный кредит или займ).

Размер обеспечения заявки

  • если начальная (максимальная) цена контракта более 3 млн.

    Похожие новости

    рублей &#8212; от 0,5 до 5 % ;

  • если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей &#8212; 1 % .

В случае, если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения не может превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта.

Возврат обеспечения заявки

Возврат обеспечения заявки осуществляется заказчиком, если:

  • истёк срок действия обеспечения заявки на участие в конкурсе;
  • заключён договор с победителем конкурса;
  • закончен конкурс без заключения договора и объявления победителя;
  • отозвана заявка на участие в конкурсе до истечения срока представления заявок;
  • отклонено предложение организатора торгов о продлении срока действия заявок на участие в конкурсе.

Возврат обеспечения заявки участнику конкурса или аукциона производится в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня, когда вступает в силу одна из вышеперечисленных позиций.

Обращаем внимание: во всех случаях, кроме проведения электронного аукциона, внесение денежных средств для обеспечения заявки считается исполненным только если средства поступили на счет Заказчика.

Дополнительная информация

Согласно части 8.1. статьи 45 44-ФЗ информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, если такие заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *