6 педагогическая экспертиза

ПРИМЕР №1

Объект экспертизы: Взаимоотношения родителей и ребенка.

Вид экспертизы: психолого-педагогическая.

Заказчик экспертизы: Балашихинский городской суд.

Проблема: Психологу необходимо определить индивидуально-психологические особенности ребенка, родителей, описать характер взаимоотношений в семье, определить структуру привязанности ребенка, произвести анализ семейного конфликта и на основе психологических потребностей и интересов ребенка в рекомендательной форме предложить порядок общения несовершеннолетнего ребенка с матерью, отцом.

Результат: Для производства экспертизы были привлечены 2 специалиста: Клинический психолог и психолог, ориентированный на работу с детьми. Для производства данного типа экспертизы экспертами-психологами была использована батарея методик для анализа индивидуально-психологических особенностей родителей (Тест смысложизненных ориентаций Д. Крамбо и Л. Махолик; методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда; Личностный опросник Айзенка и пр.); индивидуально-психологических особенностей ребенка (Тест Кетелла; Тест «Несуществующее животное»; Методика Рене Жиля и пр.), различные патопсихологические методики (пиктограмма, 10 слов, исключение предметов и пр.); а также методики взаимоотношений родитель-ребенок (Методика «Рисунок семьи»; Методика Рене Жиля и пр.).

Временно-пространственная организация исследования может варьироваться в зависимости от уровня конфликтности в семье, но обычно предлагается такая схема:

  • Исследование ребенка

  • Исследование матери

  • Исследование отца

  • Исследование отец+ребенок

  • Исследование мать+ребенок.

Время проведения экспертизы 1 человека – от 2 до 4 часов. Экспертиза может проводиться в несколько дней. Исследование ребенка проводится без присутствия родителей.

По результатам исследования экспертами-психологами составлено заключение, состоящее из вступительной части, где указываются основания для производства экспертизы, производится описание процедуры исследования, перечисление присутствующих; исследовательской части, где приведены результаты исследования и их интерпретация и выводов, где отражены ответы на вопросы, поставленные судом перед экспертом. Очень важным и обязательным является наличие приложений, где приводятся сканы рисунков, тестов и опросников, выполняемых подэкспертными.

ПРИМЕР №2

Объект экспертизы: исследование личности конкретного человека

Вид экспертизы: психологическая

Заказчик экспертизы: частное физическое лицо

Проблема: Женщина, Иванова И.И., осуществляя сделку, полагала, что приобретает квартиру. На самом же деле она приобрела долю в паевом инвестиционном фонде. Подписи поставлены, сделка состоялась. Конечно, в такой ситуации доказать свою правоту весьма сложно. Однако в рамках психологических экспертиз есть исследование сделок с «пороком воли», которые по статье 177 ГК РФ могут быть признаны недействительными. Что относится к «пороку воли»: неспособность человека понимать значение и последствия своих действий (с психологической точки зрения), сделка под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, а также сделка под влиянием насилия, угрозы. Сюда также могут быть отнесены: неадекватность мотивации, необоснованность решений, дефектность программирование системы действий, дефектность исполнительских механизмов, в т.ч. волевая регуляция.

Результат: Для производства данного типа экспертизы экспертом-психологом исследованы такие параметры личности человека, как уровень внушаемости, неадекватность антиципации, акцентуации характера, ошибки восприятия, сенсорная недостаточность, познавательные процессы: мышление, внимание, память. Использованы следующие методики: MMPI, патопсихологические методики: «Пиктограмма», «Классификация предметов», «Исключение предметов», «10 слов», «Опосредованное запоминание по Леонтьеву» и пр., методика определения акцентуаций характера Леонгарда и пр.

С подэкспертной проведена батарея соответствующих методик, в том числе проективных, проведен эксперимент по стрессоустойчивости.

По результатам проведенного исследования установлен истерический тип личности со склонностью к сужению сознания, снижению интеллектуального потенциала в психически напряженных ситуациях.

Таким образом, Иванова И.И. может на законных основаниях требовать признать данную сделку недействительной.

В паре с такой психологической экспертизой может также проводится правовая или лингвистическая экспертиза Договора, который скрепил данную сделку.

ПРИМЕР №3

Объект экспертизы: текст, расположенный на личной WEB-странице в социальной сети ВКонтакте

Вид экспертизы: комплексная психолого-лингвистическая

Заказчик экспертизы: Частное физическое лицо

Проблема: На исследование поступил текст, расположенный на личной WEB-странице в социальной сети ВКонтакте, в котором была размещена информация, в том числе о деятельности ООО «ХХХ» (название организации и заказчика не приводятся из соображений конфиденциальности) и ее Генеральном директоре. Экспертам в области психологии и лингвистики предлагалось ответить на вопросы, относительно присутствия/отсутствия проблемной (спорной) тематики, использованных автором языковых средств и приемов психологического воздействия и влияния на потенциального читателя.

Результат: Для производства данного типа экспертизы экспертом-лингвистом было установлено, что в тексте вообще не идет речь о заданном в вопросе предмете речи, и
сделан отрицательный вывод об отсутствии описанного в вопросе значения. Также эксперт-лингвист установил, что использованное языковое средство в данном контексте и коммуникативной ситуации может быть понято «двояко» и объяснил причины неоднозначности. Далее эксперт-психолог установил имеющиеся в тексте приемы психологического воздействия и влияния, а именно: внушение и пробуждение импульса
к подражанию читательской аудитории, которые, однако, не были связаны с деятельностью компании ООО «ХХХ», а выражали исключительно упования и негодования автора относительно снижения уровня качества определенного вида продукции на рынке в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *