Что представляет собой 31-й счет?
Корректно сформировать финансовые результаты предприятия невозможно не только без правильного учета текущих расходов, но и без учета расходов будущих периодов (РБП). РБП — это расходы фирмы, понесенные ею в отчетном периоде, но предназначенные для учета в себестоимости предстоящих периодов ее деятельности. До 2001 г. такие расходы учитывались на 31-м счете, предусмотренном Планом счетов, утвержденным приказом Минфина СССР от 01.11.1991 № 56.
Согласно инструкции к данному плану счетов, на счете 31 возможно было учитывать расходы:
- имеющие отношение к горно-подготовительным работам;
- связанные с подготовкой к сезонной деятельности;
- имеющие отношение к освоению новых производств, технологий, оборудования и др.;
- по рекультивации земельных участков;
- по неравномерно осуществляемому ремонту основных фондов (в случае несоздания резервов соответствующего назначения);
- по внесению арендных платежей в счет предстоящих периодов;
- другие расходы подобного характера.
С 2002 г. все коммерческие фирмы без исключения перешли на новый План счетов (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). При этом для осуществления перехода компаниям был выделен промежуточный период (с 31.12.2001 по 01.01.2002), в течение которого необходимо полностью перенести остатки со старых счетов на новые. Не обошел стороной такой переход и 31-й счет. В обновленном Плане счетов его номер — 97.
При этом перенос сальдо 31-го счета следовало зафиксировать записью Дт 97 Кт 31. Таким образом формировалось начальное сальдо 97-го счета, предназначение которого — бухучет РБП, а счет 31 стал фигурировать в новом Плане счетов как недействующий.
Как отличить расходы будущих периодов от текущих расходов, вложений в активы и авансов?
Критерии отнесения к расходам, и в частности к РБП, нашли отражение и в бухгалтерском законодательстве. Так, п. 3 ПБУ 10/99 сообщает, что расходами не может быть признано выбытие активов в порядке предоплат и авансов. А п. 65 Положения по ведению бухучета и бухотчетности (приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н) с 2011 г. исключил правило из более ранней редакции п. 65 о том, что все расходы, которые были осуществлены в текущем периоде, но имеют отношение к последующим периодам, однозначно признаются РБП. Теперь необходимо по каждой расходной операции четко определять, что она обозначает — вложение в актив, аванс, текущий расход или все же РБП — и учитывать такие операции, применяя соответствующие ПБУ.
Кроме того, при решении вопроса о квалификации тех или иных трат предприятия необходимо учитывать условия, приведенные в п. 16 ПБУ 10/99. Расходами их можно назвать, только если:
- они осуществляются в соответствии с определенным договором, требованием законодательства, деловыми обычаями;
- их сумма может быть четко определена;
- предполагается, что в результате расходной операции уменьшатся экономические выгоды фирмы.
В случае невыполнения хотя бы одного из перечисленных условий расход не может быть признан.
О самых «популярных» затратах, осуществляемых российскими предприятиями, читайте в статье «Список наиболее часто используемых статей затрат в бухучете».
Таким образом, основная задача при учете РБП — правильно их квалифицировать, не отождествляя эти расходы с вложениями в активы и авансами. А определив, что понесенные затраты являются расходами, далее следует понять — единовременные они или распространяются на определенный временной интервал.