76 конституции РФ

Последняя редакция Статьи 56 Конституции РФ гласит:

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Комментарий к Ст. 56 КРФ

1. В соответствии с содержанием ч. 1 комментируемой статьи целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации. Это корреспондирует закрепленной в статье 2 Конституции РФ норме о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и тому значению, которое Конституция придает защите конституционного строя.

В соответствии с требованиями ч. 1 анализируемой статьи 30 мая 2001 г. был принят ФКЗ «О чрезвычайном положении». В Законе подробно рассматриваются: цели, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения; меры и ограничения, применяемые в этих условиях; силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение; гарантии прав граждан; ответственность должностных лиц в условиях чрезвычайного положения и др.

Чрезвычайное положение означает временно вводимый в соответствии с Конституцией и названным ФКЗ на всей территории России или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Все ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия могут производиться лишь в соответствии с требованиями Конституции и федерального конституционного закона.

Статьей 3 названного ФКЗ предусмотрено, что чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю России и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

2. В соответствии со ст. 88 Конституции чрезвычайное положение на всей территории России или в ее отдельных местностях вводится указом Президента с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.

В указе Президента о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ Президента о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

После обнародования указа члены Совета Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова. Вопрос об утверждении указа рассматривается Советом Федерации в качестве первоочередного. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

Указ Президента о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население России или соответствующих отдельных ее местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток. По истечении указанного срока чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента с соблюдением требований, установленных настоящим ФКЗ для введения чрезвычайного положения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного в соответствии с настоящим ФКЗ срока Президент отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих отдельных ее местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Указом Президента о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение мер и временных ограничений, в частности: полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта Федерации, а также органов местного самоуправления; …установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций (ст. 11).

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в п. «а» ст. 3 настоящего ФКЗ, в дополнение к указанным мерам и временным ограничениям на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения: введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специальных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан; ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на 3 месяца.

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в п. «б» ст. 3 ФКЗ, в дополнение к указанным в его ст. 11 мерам и временным ограничениям, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены, в частности, следующие меры и временные ограничения: временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением стационарных или временных жилых помещений; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий; отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

Президент вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента о введении на данной территории чрезвычайного положения.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий. В исключительных случаях в дополнение к указанным силам и средствам для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Войска и органы пограничной службы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы России. В Законе (ст. 17) указано, для выполнения каких задач привлекаются Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, и определяются его полномочия. Комендант, в частности, издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и должностными лицами указанных организаций, гражданами, а также начальниками (командирами) органов внутренних дел, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и дополнительно привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения; устанавливает время и срок действия комендантского часа; определяет особый режим въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее.

Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, вправе принимать участие во всех заседаниях органов государственной власти и заседаниях органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и вносить предложения по вопросам, отнесенным настоящим ФКЗ и иными нормативными правовыми актами РФ к его компетенции. Деятельность комендатуры регулируется положением, утвержденным Президентом. Образование комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, не приостанавливает деятельность органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории.

Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

При введении чрезвычайного положения на всей территории России все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом.

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента может вводиться особое управление этой территорией путем создания: а) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение; б) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, действует на основании положения, утверждаемого Президентом.

В случае если на территории, на которой введено чрезвычайное положение, создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения чрезвычайного положения, может быть создан федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. При этом временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, прекращает свои полномочия.

3. В ч. 3 комментируемой статьи приводится перечень закрепленных в Конституции прав и свобод, которые не могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения. Этот перечень весьма обширный и включает, в частности, право на жизнь, охрану государством достоинства личности; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, вероисповедания.

Особенно необходимо отметить сохранение гарантии судебной защиты прав и свобод, права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, гарантии на получение квалифицированной юридической помощи, сохранение действия презумпции невиновности, о которой говорится в ст. 49 Конституции.

В ФКЗ «О чрезвычайном положении» приводятся нормативные положения, призванные обеспечить право на обращение в суд в условиях чрезвычайного положения и обязанность суда соблюдать установленные процессуальные правила.

В Законе (ст. 35) установлено, что правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют все суды, учрежденные в соответствии с гл. 7 Конституции. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускаются. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда или Высшего Арбитражного Суда в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Деятельность органов прокуратуры на территории, на которой введеночрезвычайное положение, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. При введении чрезвычайного положения на территориях нескольких субъектов Федерации Генеральным прокурором РФ может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение.

В Законе содержится ряд норм, которые определяют полномочия, порядок и пределы действий различных органов и должностных лиц, что также имеет важное значение в обеспечении прав свобод граждан, недопущении их необоснованного ограничения.

Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) полномочий органов государственной власти и управления, установленных Конституцией, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения. Эти меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из ее международных договоров в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и оказывается необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ.

Установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат.

Граждане, должностные лица и организации за нарушение требований режима чрезвычайного положения, установленных в соответствии с настоящим ФКЗ, несут ответственность в соответствии с российским законодательством.

Указы Президента и иные нормативные правовые акты РФ, нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временным ограничением прав и свобод граждан, а также прав организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением периода действия чрезвычайного положения без специального уведомления.

Прекращение периода действия чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.

Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, военнослужащих внутренних войск и Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также превышение должностными лицами сил, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, служебных полномочий, включая нарушение установленных настоящим ФКЗ гарантий прав и свобод человека и гражданина, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Первая Конституция новой России была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведенного в соответствии с указом президента РФ от 15 октября 1993 года. Вступила в силу в день ее официального опубликования — 25 декабря.

Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти. В ней закреплен принцип разделения властей, определен состав федеративного устройства России. Документ в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества.

За 20 лет в Основной закон был внесен ряд поправок. 9 января 1996 года указом президента РФ Бориса Ельцина — Ингушская Республика и Республика Северная Осетия были переименованы в Республику Ингушетия и Республику Северная Осетия—Алания соответственно. В 1996, 2001 и 2003 годах президент еще трижды уточнял названия регионов своими указами. Изменения коснулись Калмыкии, Чувашии и Ханты- Мансийского автономного округа. Поправки, связанные с укрупнением субъектов РФ, вносились пять раз — в 2005 году и по два раза в 2007 и 2008 годах. В документе появились Пермский, Камчатский и Забайкальский края, шесть округов и три области были исключены.

30 декабря 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон «О поправке к Конституции Российской Федерации» «Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной думы». Одновременно был принят закон «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации». В соответствии с этими документами, были увеличены сроки полномочий президента и Госдумы до 6 и 5 лет соответственно. Также были расширены полномочия Госдумы в части контроля над исполнительной властью, а именно: была установлена норма, обязывающая правительство России ежегодно отчитываться в Госдуме по итогам деятельности.

22 ноября 2013 года Госдума приняла, а 27 ноября Совет Федерации одобрил поправку в Конституцию РФ о создании объединенного Верховного Суда на базе действующих Верховного и Высшего арбитражного судов.

В ознаменование принятия всенародным голосованием Конституции Российской Федерации с 1994 года указами президента России /»О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря»/ день 12 декабря был объявлен государственным праздником и являлся официальным выходным. 24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. Закон предусматривает отмену выходного дня в День Конституции. День Конституции 12 декабря причислен к памятным датам России.

В конце ноября 2013 года с предложением обсудить возможность объявления выходного дня 12 декабря в День Конституции выступила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В начале декабря эту инициативу поддержал председатель Госдумы Сергей Нарышкин.

Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию на 2020 год предложил реформу Конституции: увеличить полномочия парламента, который будет иметь больше контроля над правительством, закрепить статус Госсовета, увеличить полномочия губернаторов за счет низовых структур муниципальной власти, а также сделать так, чтобы российские законы имели приоритет над международными договорами и решениями международных организаций.

Вслед за этим объявлением премьер России Дмитрий Медведев ушел в отставку с поста главы правительства: Путин предложил ему пост зампредседателя Совета безопасности.

Зачем Путину потребовалось менять Конституцию, которая действует в России с 1993 года, и каких целей он пытается добиться конституционной реформой и отставкой правительства? По мнению российского юриста Олега Румянцева, одного из непосредственных авторов российской Конституции 1990-1993 годов и председателя Конституционной комиссии, в Кремле это делают для того, чтобы «сбить» набирающие силу в России революционные настроения, и показать, что власть якобы готова идти на политическую реформу.

Но, как считает Румянцев, люди все равно вряд ли поверят в «надстроечные» изменения основного российского закона, пока не увидят реальных изменений.

«На мой взгляд, именно перестройка экономического строя и демонтаж неестественных монополий, которые сегодня управляют всеми политическими и экономическими процессами в России, могла бы быть гораздо более важным шагом, чем реформа Конституции», – настаивает Румянцев.

— Предложения Путина по реформе Конституции: насколько это закономерность?

— Сегодня очевидно, что в России сверхсконцентрирована власть, и ситуация в этой области зашла в тупик. Очевидно, что в стране из-за этого всерьез начали зреть революционные настроения, и игнорировать их невозможно.

Недавно вышел фильм «Союз спасения» о декабристах, в котором воспевается царизм. Фильм – ​это ответ (главы ОРТ) Константина Эрнста и его окружения на запрос пресекать любые декабристские кружки и поползновения, дискуссии о власти.

Делиться полномочиями – это неизбежный шаг в такой ситуации, который делается для того, чтобы отвести развитие событий от развития по взрывному пути. Так что это разумный и оправданный шаг, показывающий, что происходящим в России событиям в Кремле дается здравая оценка.

— Если рассматривать предложения Путина о реформе Конституции по пунктам, что является здравым, а что не очень?

— Пункт про приоритет российской Конституции над решениями международных судов: президент в послании аккуратно заявил о приоритете местной Конституции: она имеет приоритет только в случае, если международные обязательства и договоры нарушают права и свободы человека и положения Конституции РФ. Но то же обращение в ЕСПЧ – это расширение возможностей защиты российских граждан, и это, на мой взгляд, должно оставаться.

Несколько поспешным, на мой взгляд, является пункт об отказе от нормы о том, что органы местного самоуправления независимы от органов государственной власти. Потому что органы нижайшего самоуправления, территориальных сообществ очень важны для роста гражданственности и для решения конкретных повседневных вопросов. Сегодня противостоять мафии ЖКХ и другим мафиям на местах необходимо через придание органам местного самоуправления дополнительных полномочий, финансовых гарантий. А у нас органы местного самоуправления финансово не обеспечены. И поэтому оказались захвачены мафией.

На мой взгляд, сегодня неправильно встраивать их в систему органов публичной власти и подчинять губернаторам. Граждане должны быть готовы защитить свои права! Но если они будут встроены в единую систему, это значит, что все решения опять сваливаются на дядю, а граждане самоустраняются от того, что они могли бы сами делать на местном уровне.

— А изменение роли парламента и придание ему дополнительных полномочий, в том числе в контроле за правительством?

— Совершенно очевидно, что перекос, который есть в форме правления в России, рано или поздно надо было исправлять. Я согласен с предложением, что парламент мог бы давать согласие на назначение премьера, а также вице-премьеров и ключевых министров. Не всех членов правительства, потому что это будет единодушный «одобрямс», но ключевых министров. Почему? Это то, что изначально в Конституционной комиссии называлось «на три четверти президентская республика».

Парламенту нужно иметь полномочия на назначения ключевых министров и ставить вопрос об их отставке. Это существенные полномочия, которые корректируют форму правления.

Но чтобы эта мера была эффективной, у парламента должен быть инструмент не только кадрового контроля, но и парламентского контроля, проведения расследования работы министров – не только по итогам годичного отчета правительства, но и в текущем режиме. Контроль за деятельностью правительства и отдельных министров у парламента должен быть не фейковым, не имитационным, а постоянным и действенным.

Для этого оппозиционные фракции, к примеру, должны получить право на парламентские расследования. Если парламентские расследования проводятся не только парламентским большинством – то это та самая щука, которая нужна, чтобы карась не дремал. У любой парламентской фракции должно быть право на проведение парламентского расследования, на постановку задач перед следственными и правоохранительными органами. Если бы это было сделано – это был бы серьезный шаг, который бы скорректировал нынешнюю форму правления.

— А Конституцию действительно надо менять?

— Я последние 25 лет говорю о перекосах, которые были допущены в Конституции 1993 года. Потому что тот документ стал инструментом победы Ельцина над Съездом народных депутатов и над предложениями Верховного совета и Съезда народных депутатов, которые настаивали на принятии сбалансированной Конституции. Инструментом победы Ельцина стало именно принятие несбалансированной Конституции. И вот уже 25 лет мы говорим о том, чтобы восстановить легитимность строя, восстановить баланс между обществом и государством, между ветвями власти.

Для всего этого нужна разумная конституционная реформа. Так что никаких странностей для меня в предложении Путина нет. Общество сейчас поражено масштабным всепроникающим пессимизмом в отношении того, что происходит в России, и того, куда мы идем. И для меня не стало откровением, что Путин и его окружение взяли на вооружение тему конституционной реформы.

До них еще в октябре 2018 года такую же дискуссию предложил Валерий Зорькин (глава Конституционного суда РФ): он в статье для «Российской газеты» от 10 октября также предложил серьезные поправки в основной закон. Но дискуссии тогда не случилось. А теперь, надеюсь, ни общество, ни государство от нее не отвертятся. Потому что я сейчас иных способов предотвращения революционного сценария просто не вижу.

Другое дело – с моей точки зрения, реформа Конституции в России могла бы быть более смелой в определенных положениях. Надежда на это у меня все еще есть: предложения поправок в Конституцию пока не окончательные, Путин лишь предложил общественную дискуссию на эту тему.

— Какой реакции на предложения Путина вы ждете от действующей правящей верхушки и от россиян?

— Действующий политический строй, понятно, возьмет под козырек и будет исполнять. Россияне – другое дело: сегодня представителям действующего политического строя никто не верит. Вернее, верят все меньше и меньше.

Я думаю, что главное – избежать фейковости и имитационности дискуссии об изменении Конституции. Важно сделать ее как можно более серьезной. Что для этого нужно? Нужно услышать предложения президента и подвергнуть их критическому разбору.

— Путину удастся убедить россиян в том, что реформы будут серьезными?

— Конституционная реформа – это предпоследний шаг в арсенале президента. Последним шагом может стать созыв Конституционного собрания. Но, насколько я понял сегодняшнее выступление, о пересмотре Конституции и созыве Конституционного собрания речи пока не идет. Но этот инструмент остается у Путина в загашнике.

Мне кажется, ключевой вопрос сейчас в том, что Конституция является всего лишь надстройкой над существующими в России отношениями собственности и власти. Люди не поверят в «надстроечные» изменения Конституции, пока не увидят, что узкий круг бенефициаров и владельцев и совладельцев Российской Федерации готов делиться с народом всеми теми благами, которые сегодня принадлежат очень узкому кругу бенефициаров.

Поэтому, на мой взгляд перестройка экономического строя и демонтаж неестественных монополий, которые сегодня управляют всеми политическими и экономическими процессами в России, могла бы быть гораздо более важным шагом, чем реформа Конституции. И без перестройки в сфере собственности изменения только в сфере Конституции не дадут эффекта.

К тому же для изменения Конституции должны быть конституционные гарантии развития институтов гражданского общества. В первую очередь конституционные гарантии свободных выборов – потому что парламент, у которого будет больше полномочий, должен по-другому избираться. Мне кажется, в поправках в Конституции должны быть прописаны другие пределы свободы у институтов гражданского общества, у организаций гражданского общества. Потому что именно они обеспечивают участие граждан в свободных выборах.

Но люди, я думаю, услышали, что власть в России сегодня готова идти на политическую реформу. Движение в сторону более разумного устройства политической системы заявлено. А дальше – вопрос широкого обсуждения. И важно достичь консенсуса в обществе: какой должна быть эта политическая реформа и какие у нее должны быть результаты.

Читай нас в Яндекс.Дзене

Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *