8.37 КоАП РФ

КоАП РФ Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Нарушение , за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, —

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты —

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием —

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

О разграничении составов административных правонарушений, предусмотренных настоящей частью и КоАП РФ, см. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27.

2. Нарушение, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, —

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Задайте вопрос дежурному юристу,

Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 2 настоящей статьи, —

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Ст. 8.37 КоАП РФ. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира

(Наименование в редакции, введенной в действие с 13 мая 2015 года Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 120-ФЗ.

1. Нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 201-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 91-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 201-ФЗ.

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

(Часть дополнительно включена с 3 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 201-ФЗ)
1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты —
влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

(Часть дополнительно включена с 3 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 201-ФЗ)
1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием —
влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

(Часть дополнительно включена с 3 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 201-ФЗ)
2. Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 мая 2015 года Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 120-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 91-ФЗ.
3. Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-2 настоящей статьи, —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 201-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 8.37 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Введение комментируемой статьи в состав КоАП РФ обусловлено необходимостью охраны животного мира как важнейшего компонента окружающей среды, обеспечения правопорядка при пользовании животным миром.

Правовое регулирование охраны животного мира и пользования им регламентируется многочисленными законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами, в первую очередь Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ, устанавливающим правила охраны объектов животного мира, виды и способы пользования им, в том числе охоты и рыболовства, применения традиционных методов добывания объектов животного мира и приоритетного пользования животным миром, условия и порядок лицензирования.

2. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области охраны и использования животного мира. Предметом посягательства является животный мир — совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, за исключением относящихся к водным биоресурсам континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ.

В качестве предмета административного правонарушения может выступать как отдельное (конкретное) дикое животное, так и их популяция.

3. Объективная сторона включает действие (при нарушениях правил охоты и рыболовства), а при нарушении правил осуществления других видов пользования животным миром и правил охраны рыбных запасов может быть выражена и в виде бездействия. Наступления последствий для установления состава административного правонарушения не требуется. Правонарушение считается оконченным с момента нарушения соответствующих правил.

Охота представляет собой один из видов пользования животным миром и заключается в разрешенном выданным в установленном законом порядке документом выслеживании или преследовании с целью добычи и собственно в добыче животных. При этом к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, охотничьими собаками, ловчими птицами, иными орудиями охоты.

Рыболовство или добыча водных биологических ресурсов является одним из видов пользования животным миром.

Нарушением правил охоты признается охота, осуществляемая лицом, не обладающим правом на охоту либо не отвечающим иным установленным законом требованиям, нахождение в охотничьих угодьях с охотничьим оружием, собаками или ловчими птицами без разрешения, добыча большего, чем предусмотрено разрешением, количества животных либо нарушение иных условий лицензии. Нарушение правил рыболовства имеет место в случае добычи водных биоресурсов без надлежащего разрешения на лов рыбы и добычу морских животных в промышленных, научных, контрольных и рыбоводных целях, при несоблюдении условий разрешения по предмету, объему, при применении орудий лова, не указанных в соответствующих правилах, либо в случае лицензионного лова, добычи рыбы лицом по чужой лицензии, в случае отсутствия регистрации лицензии на данной территории.

С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются умышленной формой вины.

4. Под осуществлением иных видов пользования животным миром понимается использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира: почвообразователей, естественных санитаров леса, опылителей растений, биофильтраторов и других, изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания, извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира, получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира, добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, которая допускается только по разрешению специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования животного мира и среды обитания.

С субъективной стороны правонарушения характеризуются умышленной или неосторожной формами вины.

5. Субъектами административной ответственности могут быть граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

Другой комментарий к статье 8.37 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной объектов животного мира. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е.

Статья 8.37.2 Кодекса об Административных правонарушениях РФ

несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Юридическими лицами и гражданами в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (ч. 1 ст. 34).

3. Охотой согласно Положению об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 10 октября 1960 г. N 1548 <99>, признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте. Удостоверением на право охоты служит охотничий билет с отметками о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим огнестрельным оружием и об уплате государственной пошлины. Охотник обязан иметь при себе охотничий билет и предъявлять его по требованию уполномоченных на это лиц и членов охотничьих обществ во время охоты, при транспортировке продукции охоты, продаже или сдаче ее заготовительным организациям. Продукцией незаконной охоты признается пушное сырье, шкуры, мясо и другая продукция охотничьего промысла, добытые недозволенными способами, в запрещенные для охоты сроки или в запрещенных местах; вся продукция охоты, добытая во всякое время лицами, не имеющими охотничьего билета, за исключением шкурок зверей, указанных в п. 16; пушное сырье, шкуры и мясо диких зверей и птиц, запрещенных к добыче или добытых сверх установленных норм (п. 10, п. 15, п. 18, п. 30).

———————————
<99> СП РСФСР. 1960. N 34. Ст. 164; см. с изм. и доп.

4. Право пользования водными биоресурсами, согласно Типовым правилам рыболовства, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 28 июля 2005 г. N 133 <100>, возникает на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, договора пользования рыбопромысловым участком и по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ (п. 6). Добыча водных биоресурсов в соответствии с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ представляет собой изъятие водных биоресурсов из среды их обитания. Под рыболовством понимается деятельность по добыче водных биоресурсов. В целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться такие ограничения рыболовства, как запрет рыболовства в определенных районах промысла и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; закрытие рыболовства в определенных районах промысла и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; минимальные размер и вес добываемых водных биоресурсов; виды разрешаемых орудий и способов добычи водных биоресурсов; размер ячеи орудий лова, размер и конструкция орудий добычи водных биоресурсов; объем и состав водных биоресурсов, добыча которых допускается одновременно с добычей водных биоресурсов, указанных в разрешении на добычу водных биоресурсов (разрешенный прилов); распределение районов промысла между группами судов, различающихся по орудиям добычи водных биоресурсов, типам и размерам; периоды промысла для групп судов, различающихся орудиями добычи водных биоресурсов, типами и размерами; количество и типы судов, которые могут осуществлять промышленное рыболовство одновременно в одном районе промысла; минимальный объем добычи водных биоресурсов на одно промысловое судно; время выхода в море рыбопромысловых судов для осуществления промышленного рыболовства; периоды рыболовства в водных объектах рыбохозяйственного значения; иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения рыболовства (ч. 8, ч. 9 ст. 1, ч. 1 ст. 26).

———————————
<100> БНА. 2005. N 38.

5. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289. Форма долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, форма заявки на получение объектов животного мира в пользование и Порядок определения размеров сбора за выдачу долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира утверждены Приказом Минсельхозпрода РФ от 22 июня 1998 г. N 378 и Госкомэкологии РФ от 22 июня 1998 г. N 400 <101>. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении, утвержден Приказом Минсельхоза РФ от 28 апреля 2005 г. N 70 <102>. Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства утвержден Приказом МПР РФ от 27 июля 2005 г. N 211 <103>. Перечень лицензируемых видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, утвержден Приказом Госкомрыболовства РФ от 15 мая 2001 г. N 137. Форма сведений о выданных организациям лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, форма сведений о выданных индивидуальным предпринимателям лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и форма сведений о выданных физическим лицам лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов утверждены Приказом МНС РФ от 5 апреля 2004 г. N САЭ-3-21/260@ <104>. Порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов и долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства и Положение о комиссии по проведению аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов и долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства утверждены Приказом Минсельхоза РФ от 5 сентября 2005 г. N 163 <105>.

———————————
<101> БНА. 1998. N 21.
<102> БНА. 2005. N 23.
<103> БНА. 2005. N 36.
<104> БНА. 2004. N 27.
<105> БНА. 2005. N 39.

Решения районных судов

По жалобе ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ. Решение от 19 апреля 2011 года № . Кемеровская область.

Судья Заводского районного суда города Кемерово Лопатина *.*. ,

с участием:

ведущего специалиста – эксперта Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания ФИО2,

Филиппова *.*. ,

рассмотрев в судебном заседании жалобу Филиппова ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ на Постановление начальника Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных ресурсов и среды их обитания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ,

Установил:

Постановлением начальника Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных ресурсов и среды их обитания от ДД.ММ.ГГГГ Филиппов *.*. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере .

Филиппов *.*. обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное Постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В сходе судебного заседания Филиппов *.*. доводы жалобы поддержал, настаивал на её удовлетворении, пояснил, что считает Постановление начальника Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, так как в качестве доказательства его вины в совершении административного правонарушения был использован протокол об административном правонарушении, который является незаконным, так как содержит исправления, а именно исправлено место составления протокола исправлено на . На самом деле он находился на , что не является участком, отведенным для организации любительского и спортивного рыболовства. В нарушение требований КоАП РФ в качестве свидетелей в протоколе об административном правонарушении указаны заинтересованные лица, а именно сотрудники рыбоохраны. Кроме того, при рассмотрении в отношении него дела об административном правонарушении не было рассмотрено заявленное им ходатайство о вызове пяти свидетелей – лиц, находящихся в непосредственной близости от него в момент составления протокола об административном правонарушении. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, в связи с чем, просил производство по делу об административном правонарушении в отношении него прекратить.

Ведущий специалист – эксперт Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания ФИО2 в судебном заседании пояснила, что считает Постановление начальника Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Филиппова *.*. законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Пояснила, что протокол составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ. Имеющееся в протоколе исправление, не является существенным, поскольку далее в указанного постановления указано, что место совершения административного правонарушения имело место на

Суд, выслушав Филиппова *.*. , ведущего специалиста – эксперта Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания ФИО2, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30. 6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 29. 10 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении должно содержать, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное Решение по делу, которое в соответствии с требованиями КоАП РФ должно быть принято на основе всех представленных по делу доказательств, всестороннего, полного, объективного, и своевременного выяснения обстоятельств дела.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил добычи (вылова) водных биоресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление рыболовства, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) подлежат квалификации по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ. В данном случае Филиппову *.*. инкриминировано нарушение п. «б» ст. 13.3 КоАП РФ, а именно осуществление незаконно добычи водных биологических ресурсов с использованием спиннинга, без путевки на рыбопромысловом участке, отведенном для организации любительского и спортивного рыболовства. Однако какие – либо доказательств, подтверждающих, что является рыбопромысловым участком, отведенным для организации любительского и спортивного рыболовства в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют, и начальником Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Филиппова *.*. не исследовались. В постановлении по делу об административном правонарушении фактически указаны обстоятельства, установленные государственным инспектором Томского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания при составлении протокола об административном правонарушении, и отраженные им в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ. Обстоятельства, установленные непосредственно при рассмотрении дела об административном правонарушении в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ не отражены.

Начальником Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания при рассмотрении в отношении Филиппова *.*. дела об административном правонарушении не исследовались и не отражены в постановлении по делу об административном правонарушении доказательства по делу, в том числе объяснения Филиппова *.*. , в присутствии которого было рассмотрено дело об административном правонарушении, им не дана правовая оценка. Также фактически не исследовался протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, не дана оценка содержащимся в нем обстоятельствам и имеющимся исправлениям. Мотивированное Решение по делу об административном правонарушении отсутствует, также отсутствует мотивированное Решение о квалификации деяния, за совершение которого Филиппову *.*. назначено административное наказание.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ Филипповым *.*. было заявлено ходатайство о допросе 5 свидетелей Данное ходатайство заявлено в письменной форме. В нарушение требований ст. 24.4 КоАП РФ указанное ходатайство при рассмотрении дела об административном правонарушении рассмотрено не было, так как данные о том, что принимались меры к допросу указанных Филипповым *.*. лиц, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют. Также отсутствует определение об отказе в удовлетворении заявленного Филипповым *.*. ходатайства.

При решении вопроса о виде и размере наказания Филиппову *.*. в нарушение требований ч.2 ст. 4.1 КоАП РФ не учтены характер совершенного им административного правонарушения, личность Филиппова *.*.

По жалобе ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ. Решение от 19 апреля 2011 года № . Кемеровская область.

и его имущественное положение.

В качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства было учтено непризнание Филипповым *.*. вины. Однако, ст. 4.3 КоАП РФ, предусматривающая исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, такого обстоятельства не предусматривает.

Санкция ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ предусматривает возможность назначения гражданам дополнительного наказания в виде конфискации судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, однако в постановлении по делу об административном правонарушении не мотивировано не применение данного дополнительного наказания Филиппову *.*.

Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении в отношении Филиппова *.*. указано, что данное Постановление может быть обжаловано в десятидневный срок с момента его вынесения, тогда как согласно ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на Постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

При таких обстоятельствах суд считает, что Постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ начальником Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания в отношении Филиппова *.*. с существенным нарушением норм КоАП РФ и данные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и установить виновность Филиппова *.*. в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения в настоящее время суд не усматривает.

Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на Постановление по делу об административном правонарушении, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело суд выносит Решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, правомочный рассматривать дело.

При таких обстоятельствах, в связи с существенным нарушением процессуальных требований предусмотренных КоАП РФ, Постановление начальника Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны биоресурсов и среды их обитания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Филиппова *.*. , подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение в Кемеровский отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания. При новом рассмотрении дела необходимо устранить допущенные процессуальные нарушения, исследовать все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, учесть доводы, изложенные в жалобе, и принять мотивированное Решение.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Решил:

Жалобу Филиппова *.*. удовлетворить частично.

Постановление начальника Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных ресурсов и среды их обитания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении Филиппова ФИО7 ФИО5 отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении Филиппова ФИО6 направить на новое рассмотрение в Кемеровский отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья

копия верна

Судья *.*. Лопатина

Статья 8.37.

Защита документов

Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира

1. Нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ статья 8.37 настоящего Кодекса дополнена частью 1.1

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ статья 8.37 настоящего Кодекса дополнена частью 1.2

1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты —

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ статья 8.37 настоящего Кодекса дополнена частью 1.3

1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием —

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

3. Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

1. Нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, &#8212;

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц &#8212; от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, &#8212;

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет; на должностных лиц &#8212; от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты &#8212;

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием &#8212;

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

Судебная практика по ст. 8.37 КоАП РФ

Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, &#8212;

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц &#8212; от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц &#8212; от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

3. Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 &#8212; 2 настоящей статьи, &#8212;

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц &#8212; от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц &#8212; от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Комментарий к Ст. 8.37 КоАП РФ

1. Введение комментируемой статьи в состав КоАП РФ обусловлено необходимостью охраны животного мира как важнейшего компонента окружающей среды, обеспечения правопорядка при пользовании животным миром.

Правовое регулирование охраны животного мира и пользования им регламентируется многочисленными законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами, в первую очередь Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ, устанавливающим правила охраны объектов животного мира, виды и способы пользования им, в том числе охоты и рыболовства, применения традиционных методов добывания объектов животного мира и приоритетного пользования животным миром, условия и порядок лицензирования.

2. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области охраны и использования животного мира. Предметом посягательства является животный мир &#8212; совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, за исключением относящихся к водным биоресурсам континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ.

В качестве предмета административного правонарушения может выступать как отдельное (конкретное) дикое животное, так и их популяция.

3. Объективная сторона включает действие (при нарушениях правил охоты и рыболовства), а при нарушении правил осуществления других видов пользования животным миром и правил охраны рыбных запасов может быть выражена и в виде бездействия. Наступления последствий для установления состава административного правонарушения не требуется. Правонарушение считается оконченным с момента нарушения соответствующих правил.

Охота представляет собой один из видов пользования животным миром и заключается в разрешенном выданным в установленном законом порядке документом выслеживании или преследовании с целью добычи и собственно в добыче животных. При этом к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, охотничьими собаками, ловчими птицами, иными орудиями охоты.

Рыболовство или добыча водных биологических ресурсов является одним из видов пользования животным миром.

Нарушением правил охоты признается охота, осуществляемая лицом, не обладающим правом на охоту либо не отвечающим иным установленным законом требованиям, нахождение в охотничьих угодьях с охотничьим оружием, собаками или ловчими птицами без разрешения, добыча большего, чем предусмотрено разрешением, количества животных либо нарушение иных условий лицензии. Нарушение правил рыболовства имеет место в случае добычи водных биоресурсов без надлежащего разрешения на лов рыбы и добычу морских животных в промышленных, научных, контрольных и рыбоводных целях, при несоблюдении условий разрешения по предмету, объему, при применении орудий лова, не указанных в соответствующих правилах, либо в случае лицензионного лова, добычи рыбы лицом по чужой лицензии, в случае отсутствия регистрации лицензии на данной территории.

С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются умышленной формой вины.

4. Под осуществлением иных видов пользования животным миром понимается использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира: почвообразователей, естественных санитаров леса, опылителей растений, биофильтраторов и других, изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания, извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира, получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира, добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, которая допускается только по разрешению специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования животного мира и среды обитания.

С субъективной стороны правонарушения характеризуются умышленной или неосторожной формами вины.

5. Субъектами административной ответственности могут быть граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *