845 приказ ПДН

§ 1. Основные направления деятельности отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

Следует признать, что к настоящему моменту основной центр тяжести профилактической работы по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних сместился в сторону органов внутренних дел, поскольку они и подразделения по делам несовершеннолетних в частности, являются замыкающим звеном в длинной цепи субъектов государственной профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших восемнадцатилетия. Таким образом, роль подразделений полиции заключается, с одной стороны, в смягчении тех последствий, которые вызваны неэффективностью превентивной работы других субъектов на более ранних этапах профилактики, а с другой стороны, в осуществлении профилактических мероприятий непосредственно с несовершеннолетними лицами, поведение которых приобрело крайние формы девиации. В связи с этим у сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних больше специальных полномочий, определяемых Федеральным законом «О полиции» и иными законодательными актами, чем у работников иных учреждений, занимающихся проблемами противоправного поведения и административных правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с действующим российским законодательством современная система профилактики правонарушений лиц, не достигших восемнадцатилетия, может быть представлена тремя уровнями подразделений МВД России:

• первый уровень – подразделения по делам несовершеннолетних Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России;

• второй уровень – подразделения по делам несовершеннолетних аппаратов Министерств внутренних дел, Главных управлений внутренних дел, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, Управлений внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте МВД России;

• третий уровень – подразделения по делам несовершеннолетних городских, районных органов внутренних дел, линейных органов внутренних дел на транспорте.

Финансирование подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних осуществляется за счет средств федерального бюджета. Подразделения по делам несовершеннолетних, как правило, располагаются в зданиях горрайлиноргана внутренних дел. Помещения по делам несовершеннолетних должны быть изолированными от помещений других подразделений, отвечать требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам, по-возможности иметь отдельный вход в здание горрайлиноргана.

При нахождении помещения подразделения по делам несовершеннолетних вне здания горрайлиноргана оно должно: быть изолированным от других помещений; иметь двери с запорами (замками): по-возможности наружную – дощатую, толщиной не менее 40 мм, обитую с наружной стороны листовым металлом, либо цельнометаллическую и внутреннюю, решетчатую металлическую; иметь на оконных проемах металлические решетки; иметь охранную сигнализацию.

При рассмотрении вопроса о выделении подразделению по делам несовершеннолетних служебного помещения учитывается возможность размещения в нем доставленных беспризорных или безнадзорных несовершеннолетних до помещения их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Распределение сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних на территории горрайлиноргана осуществляется по зональному принципу. Размеры и границы обслуживаемых ими зон определяются начальником горрайлиноргана с учетом оперативной обстановки и численности инспекторов. При этом:

– в территориальных органах внутренних дел численность населения в возрасте до восемнадцати лет, проживающих на участке, обслуживаемом инспектором по делам несовершеннолетних, не должна превышать четырех-пяти тысяч человек;

– в органах внутренних дел на транспорте размеры участков (зон) обслуживания зависят от количества станций, портов, пристаней и других факторов;

– штатная единица школьного инспектора полиции закрепляется за средним образовательным учреждением численностью не менее пятисот учащихся с учетом оперативной обстановки на территории муниципального образования;

– семейный инспектор полиции обслуживает, как правило, всю территорию горрайоргана внутренних дел, работая при этом только с наиболее неблагополучными семьями, где родители отрицательно влияют на детей.

Закрепление инспектора по делам несовершеннолетних за обслуживаемой территорией и освобождение его от выполнения обязанностей осуществляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория. В зависимости от оперативной обстановки начальник органа внутренних дел может уменьшить или увеличить размеры обслуживаемой территории.

Ключевые моменты по основам организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних регламентируются основным ведомственным нормативно-правовым актом по работе отделов по делам несовершеннолетних – приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел». В подразделении по делам несовершеннолетних ведется журнал учета профилактических мероприятий, в котором отражается деятельность инспекторов по проведению профилактических рейдов и операций, других мероприятий, а также проведение индивидуально-профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.

Осуществляя общую превенцию правонарушений несовершеннолетних, сотрудники подразделений собирают, обобщают, анализируют информацию о состоянии борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних на обслуживаемой территории; прогнозируют тенденции распространения негативных факторов, влияющих на состояние профилактики правонарушений несовершеннолетних; разрабатывают с учетом складывающейся обстановки планы мероприятий и вносят на их основе в государственные и общественные организации предложения о совершенствовании профилактической деятельности заинтересованных ведомств.

Выявление несовершеннолетних правонарушителей и лиц, отрицательно влияющих на них, начинается прежде всего с ежедневного просмотра сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних: книги доставленных в дежурную часть органа внутренних дел; суточной сводки о совершенных преступлениях и задержанных лицах; книги учета сообщений о происшествиях.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы инспекторами по делам несовершеннолетних в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», если они зафиксированы в следующих документах:

– заявлении несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– приговоре, определении или постановлении суда;

– постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

– заключении, утвержденном руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений;

– документах, определенных законодательством как основания для помещения подростков в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, совершившие административные и иные правонарушения, могут быть доставлены в дежурную часть горрайоргана или в служебные помещения подразделений по делам несовершеннолетних на срок не более трех часов. Разбирательство проводит должностное лицо подразделения по делам несовершеннолетних, а в его отсутствие – оперативный дежурный по органу внутренних дел. При доставлении устанавливаются данные, характеризующие его личность, сведения о родных или законных представителях, условиях воспитания, обучения, в необходимых случаях оформляются материалы для привлечения к административной или уголовной ответственности. О задержании лица, не достигшего совершеннолетнего возраста, в обязательном порядке уведомляются его родители или заменяющие их лица. После разбирательства несовершеннолетнего передают в установленном порядке родителям или законным представителям, о чем делается отметка в протоколе административного задержания и книге учета лиц, доставленных в дежурную часть органа внутренних дел.

Инспектора по делам несовершеннолетних органа внутренних дел ведут два основных вида учета: учетно-профилактические карточки (УПК); и учетно-профилактические дела (УПД).

Разрешение о постановке на учет в отделе по делам несовершеннолетних выявленного несовершеннолетнего правонарушителя дается в письменном виде начальником горрайоргана или его заместителем.

На учет с заведением учетно-профилактических карточек ставятся несовершеннолетние:

– употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;

– совершившие правонарушения, влекущие меры административного взыскания;

– совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, либо совершившие антиобщественные действия;

– освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

– не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

– не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

– обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

Учетно-профилактические карточки заполняются инспекторами по делам несовершеннолетних также на родителей, отрицательно влияющих на детей.

На учет с заведением учетно-профилактических дел ставятся несовершеннолетние:

– условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания;

– освобожденные от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием;

– получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

– осужденные за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

– осужденные условно;

– осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам, не связанным с лишением свободы.

Кроме того, в целях предупреждения групповых правонарушений может быть заведено одно наблюдательное дело на группу несовершеннолетних с антиобщественной направленностью тем инспектором по делам несовершеннолетних, в зоне обслуживания которого проживает большинство ее участников либо лидер группы.

Лица, поставленные на учет с заведением учетно-профилактических карточек и дел, регистрируются в журнале регистрации лиц, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних. Инспектора по делам несовершеннолетних о постановке на учет извещают образовательные учреждения, где они учатся, либо предприятия и учреждения, где работают. Наркологические учреждения оповещаются о несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические и другие одурманивающие средства. Помимо этого, два раза в год списки подростков от семнадцати до восемнадцати лет, состоящих на учете, направляются в военные комиссариаты.

Учетно-профилактическое дело ведется инспектором по делам несовершеннолетних в течение шести месяцев, по истечении которых срок ведения дела при необходимости продлевается по утвержденному начальником горрайлиноргана или его заместителем постановлению каждый раз на шесть месяцев, но не более чем до достижения лицом восемнадцатилетнего возраста. К этому постановлению в каждом случае приобщается план профилактических мероприятий по предупреждению новых административных и иных правонарушений со стороны подучетного.

К учетно-профилактическим делам, как правило, приобщаются в хронологическом порядке следующие служебные документы:

• постановление о заведении дела;

• документы, содержащие сведения, послужившие основанием для постановки на учет;

• справка об установочных данных несовершеннолетнего;

• акт обследования семейно(жилищно)-бытовых условий;

• план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним;

• лист учета профилактических мероприятий;

• объяснения несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей, полученные при постановке на учет, а также по фактам совершения подучетным административных и иных правонарушений;

• справка о первичной беседе руководителя горрайоргана с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями;

• лист связей, в котором указываются сведения о лицах, с которыми общается несовершеннолетний, характер их влияния;

• лист ежемесячных проверок по информационно-справочным учетам о совершенных административных правонарушениях;

• информация из информационного центра о наличии судимостей;

• материалы, характеризующие подростка (характеристика с места жительства, учебы, работы);

• рапорты участковому уполномоченному полиции и оперативному уполномоченному полиции (о постановке несовершеннолетнего на учет и необходимости проведения с ним комплексной совместной профилактической работы);

• постановление о прекращении ведения учетно-профилактического дела.

Учетно-профилактические дела и учетно-профилактические карточки подлежат прекращению, и несовершеннолетние снимаются с учета в случаях:

– исправления (при этом лица, имеющие диагноз «наркомания» или «токсикомания», снимаются с учета по истечении пяти лет с момента воздержания от потребления наркотических и других средств, влекущих одурманивание; лица, потребляющие наркотические, другие средства, влекущие одурманивание, алкоголь, но не имеющие диагноза «наркомания» или «токсикомания», снимаются с учета по истечении одного года);

– достижения восемнадцати лет;

– вынесения судом определения об отмене условного осуждения или отсрочки отбывания наказания;

– истечения испытательного срока при условном осуждении;

– помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

– совершения преступления, если в отношении лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или при его осуждении к лишению свободы;

– наступления обстоятельств, исключающих возможность совершения правонарушений;

– смерти или признания лица умершим, безвестно отсутствующим.

На должностных лиц отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел возложена и обязанность осуществлять первоначальные действия по устройству детей, оставшихся без попечения родителей или их законных представителей. При доставлении таких детей в горрайлинорганы или подразделения по делам несовершеннолетних составляется акт о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Качество превенции правонарушений несовершеннолетних в крупных городах с развитой транспортной инфраструктурой во многом зависит от того, насколько тесно сотрудничают подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на транспорте с территориальными подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, наряду с выполнением функций, присущих всем сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних, призваны:

– осуществлять меры по выявлению на объектах транспорта безнадзорных детей, передаче их родителям или лицам, их заменяющим, либо направлению их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, информируя об этом органы внутренних дел по месту жительства несовершеннолетних;

– комплексно анализировать причины совершения несовершеннолетними правонарушений, повлекших нарушение безопасности движения на транспорте, несчастные случаи с подростками, и направлять по таким вопросам в заинтересованные органы и учреждения информацию с предложениями по устранению выявленных причин и условий;

– разрабатывать мероприятия по профилактике детского травматизма, правонарушений и иных деяний, угрожающих безопасной работе транспорта, и взаимодействовать в решении перечисленных задач с работниками транспортных организаций.

Основная часть работы в области предупреждения административных и иных правонарушений лиц, не достигших восемнадцати лет, не исчерпывается деятельностью органов внутренних дел. Предупреждение, осуществляемое органами внутренних дел, следует рассматривать в тесной связи с такой же деятельностью органов юстиции, прокуратуры и суда. Предупреждение административных и иных правонарушений несовершеннолетних требует комплексного подхода, объединения усилий многих субъектов, постоянного сочетания мер общего и индивидуального предупреждения на всех этапах превентивной работы.

Для перспективного развития новых тенденций деятельности подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних целесообразно предложить следующее.

1) С целью оптимизации работы подразделений по делам несовершеннолетних органы полиции комплектовать сотрудниками, которые имеют навыки и опыт работы с детьми; в системе учебных заведений МВД России разработать и внедрить учебную программу подготовки специалистов по данному направлению с профилем «деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел».

2) Необходимо исключить факты привлечения инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел к деятельности, не связанной с их основными функциями. Для этого дополнить главу III Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел «Организация работы ПДН аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) МВД России» дел пунктом следующего содержания: «Принимают меры по исключению случаев привлечения инспекторов отделов по делам несовершеннолетних и школьных инспекторов полиции к деятельности, не связанной с их основными функциями». По выявленным фактам неоднократного привлечения инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел к деятельности, не связанной с выполнением возложенных на них обязанностей, проводить служебные проверки с привлечением руководителей, допустивших указанные нарушений к ответственности.

3) Требуется периодически вносить на рассмотрение как в Министерство внутренних дел Российской Федерации, так и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения, предусматривающие доведение до установленных нормативов штатной численности инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и увеличения, с учетом возросших объемов работы, количества их помощников из числа внештатных сотрудников полиции.

4) Ежегодно вносить на рассмотрение в Министерство внутренних дел Российской Федерации и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по повышению уровня материально-технического обеспечения и социальной защищенности сотрудников подразделений полиции по делам несовершеннолетних, в том числе по выделению служебных помещений на территории обслуживаемых участков, автотранспортных средств, установке в помещениях стационарной телефонной связи, созданию автоматизированных рабочих мест.

5) Начальникам служб и подразделений полиции, затрагивающих в процессе осуществления профессиональной деятельности вопросы как прав и законных интересов несовершеннолетних, так и правонарушений лиц данной категории, в рамках занятий по служебной подготовке с личным составом рассматривать темы, касающиеся защиты прав, свобод и законных интересов детей и профилактики административных и иных правонарушений несовершеннолетних. Это будет способствовать повышению эффективности взаимодействия всех служб полиции с инспекторами по делам несовершеннолетних. По отработке вопросов указанных тем руководителям следует организовать прием зачетов.

6) Следует периодически проводить с инспекторами по делам несовершеннолетних органов внутренних дел совещания на уровне Министерств внутренних дел, Главных управлений внутренних дел, Управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, с заслушиванием инспекторов, допустивших определенные нарушения в процессе выполнения должностных обязанностей, выступлениями по модернизации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, освещением новейшего законодательства и изучением дискуссионных моментов правоприменительной практики по направлению деятельности.

7) На базе факультетов переподготовки и повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России следует проводить регулярные занятия с инспекторами по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, другими сотрудниками подразделений полиции по темам, затрагивающим вопросы профилактики правонарушений лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

8) В целях повышения эффективности согласованного взаимодействия инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с органами управления социальной защитой населения, органами управления образованием, органами опеки и попечительства, органами по делам молодежи, органами управления здравоохранением, органами службы занятости, прокуратуры и суда необходимо периодически на базе высших учебных заведений МВД России проводить тематические семинары-совещания и конференции с участием работников всех органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

9) Для минимизации количества латентных правонарушений, совершенных лицами, не достигшими восемнадцати лет, декриминализации ситуации в субъектах Российской Федерации в подростковой среде и усиления связи инспекторов подразделений полиции по делам несовершеннолетних с населением, необходимо обеспечить информирование населения о порядке деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и школьных инспекторов полиции.

10) Необходимо регулярно осуществлять выезды сотрудников Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России, организационно-инспекторских подразделений МВД России, сотрудников аппаратов полиции по охране общественного порядка органов внутренних дел субъектов федерации с целью проверки состояния законности на территории, обслуживаемой инспекторами по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

11) С целью дальнейшего эффективного внедрения новых форм контроля за деятельностью инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел следует осуществлять на плановой основе совместные с прокуратурой контрольные выезды руководителей горрайорганов внутренних дел на территории, обслуживаемые инспекторами по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

12) По всем фактам нарушений в организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, ущемления прав и законных интересов несовершеннолетних, ухудшения криминогенной ситуации в образовательном учреждении, изложенным в представлениях прокуроров, качественно проводить служебные проверки, по результатам которых в случае выявления нарушений привлекать к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

13) Для консолидированного информационного и методического сопровождения деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, других специализированных социальных институтов, работающих с подростками, увеличить тираж и организовать распространение по регионам Российской Федерации ежемесячного информационно-методического журнала «Инспектор по делам несовершеннолетних».

14) Разработать и ввести в действие «Кодекс поведения сотрудников органов внутренних дел при работе с несовершеннолетними лицами».

15) Ежегодно проводить конкурс на звание лучшего инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, в процессе которого проверять профессиональные знания по нормативной документации, регламентирующей деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, навыки владения табельным оружием, специальными средствами, боевыми приемами борьбы, анализировать умение инспектора применять имеющиеся навыки в смоделированных нештатных ситуациях.

16) Разработать новейшие методические рекомендации по организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и обеспечить ими территориальные органы внутренних дел.

17) Принять приказ МВД России «О мерах по усилению социальной защиты сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних», в котором установить положение о том, что инспекторам (старшим инспекторам) подразделений по делам несовершеннолетних горрайорганов внутренних дел производится дополнительная выплата за непрерывную службу.

Предупреждение подростковой преступности – это задача всех государственных органов, общественных организаций и объединений, следовательно, органам внутренних дел целесообразно расширять сотрудничество с общественными и благотворительными организациями и иными структурами гражданского общества для перспективного использования их позитивного потенциала в интересах несовершеннолетних, протекции их интересов и законных прав.

Итак, деятельность подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних остро нуждается в фундаментальном совершенствовании по целому ряду различных направлений. В частности, в сфере правоприменения материальных и процессуальных норм административного права следует вырабатывать единообразные не противоречащие законодательству подходы, кроме того, требуют определенной коррекции и сами нормы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: педагогические аспекты воспитательной работы с подростками Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Сведения об авторах: Мишланова Светлана Леонидовна,

доктор филологических наук, профессор, заведующий, кафедра лингводидактики, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Российская Федерация. Ктай: mishlanovas@mail.ru

Филиппова Анастасия Анатольевна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра лингводидактики, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Российская Федерация. Е-таИ: flore2004@list.ru

Заседателева Марина Геннадьевна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: zassedateleva@mail.ru

Information about the authors: Mishlanova Svetlana Leonidovna,

E-mail: mishlanovas@mail.ru

Filippova Anastasia Anatolevna,

Candidate of Sciences (Philology),

Associate Professor,

Department of Linguistics,

Perm State National Research University,

Perm, Russia.

E-mail: flore2004@list.ru

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Zasedateleva Marina Gennadevna,

Candidate of Sciences (Philology),

Associate Professor,

Department of German Language

and German Language Teaching Methods,

Chelyabinsk State Pedagogical University

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: zassedateleva@mail.ru

УДК 34c33.371.01 ББК 67.628.408:74.200.41

Р.Ф. Рамкулов, А.Л. Худобородов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ

Целью настоящей статьи является исследование и оценка педагогических аспектов деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, основной целью которых является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова: подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ, беспризорность, безнадзорность, подростковая преступность, девиантное поведение, делинк-вентное поведение, нормативное оформление деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ, инспектор по делам несовершеннолетних.

о

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

го !_ _

° È X ф

15 s

ц, Ф

0 s

1 *

I ° ф «

3 I

ф Р g»

о

ф £ I

щ

s s *

0 ï-k » ч о

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

S &

s о

1 5 c

ф ° , -r ^ о

t* s

5 a Q-■û S-i

if I ro

I I m m

5 x» ë

Ü * Ê im S ь

£ Q.S I— С

>>o I о ca m

R F. Ramkulov, A.L. Khudoborodov

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATIONAL

WORK WITH TEENAGERS

о

О ^

о ю о

t <

S го CL

ё □l

Наряду с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав одним из важнейших институтов системы профилактики и безнадзорности являются подразделения органов внутренних дел РФ по делам несовершеннолетних.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Современные исследования показывают, что за последнее десятилетие наметилась негативная тенденция по росту правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Растет и число зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними либо с их участием .

В этой связи возрастает роль органов внутренних дел РФ в вопросах охраны детства, профилактики безнадзорности, преступности, а также в воспитательной работе с подростками. Усиливается и значение педагогических аспектов в деятельности органов внутренних дел.

До конца XIX века российское общество и государство достаточно жестко реагировали на совершаемые несовершеннолетними правонарушения, при этом складывалась определенная юридическая практика, в которой правосудие по отношению к несовершеннолетним было исключительно карающим. Правовое положение детей с точки зрения юриспруденции того времени ничем не отличалось от правового положения взрослого, таким образом, ответственность и наказание, которые нес несовершеннолетний за совершенные проступки и преступления, были максимально строгими, без учета возрастных и психофизиологических особенностей подростка .

С начала ХХ века гуманизация общества, развитие педагогической мысли создали предпосылки для выделения детства в особую категорию охраняемых законом институтов.

22 января 1910 года в Санкт-Петербурге был открыт первый суд по делам несовершеннолетних. До 70 % подростков, уличенных в совершении правонарушений, эти суды направляли теперь не в исправительные казенные учреждения, а под надзор попечителей, которые должны были наблюдать за их поведением. Позднее, в 1913 году, в компетенцию таких судов были включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило сферу гражданского и опекунского судопроизводства.

Декретом Совнаркома РСФСР от 17 января 1918 года «О комиссиях о несовершеннолетних» внесены существенные изменения в российское правосудие: отменены тюремное заключение и суды для несовершеннолетних. В сентябре 1921 года учреждаются детские социальные инспекции, задачей которых стала в том числе и борьба с детской безнадзорностью, нищенством и правонарушениями.

31 мая 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) было принято специальное постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». На основании этого постановления в составе милиции выделялись специализированные звенья и работники, которые занимались проблемой предупреждения подростковой преступности .

В современной России опыт реализации возложенных на подразделения по делам несовершеннолетних функций в советский период был позитивно оценен, и данные подразделения не прекратили свою деятельность, а наоборот стали одним из основных органов, осуществляющих профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Подразделения органов внутренних дел РФ по делам несовершеннолетних в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Законом «О полиции» , Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , а также Приказом МВД № 845 от 13 октября 2013 года , которым утверждена инструкция по организации деятельности данных подразделений и др.

Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, непосредственно осуществляющие работу по профилактике и предупреждению детской преступности и девиантного поведения, согласно перечню должностей федеральной государственной службы занимают должности инспекторов по делам несовершеннолетних и старших инспекторов по делам несовершеннолетних, им присваиваются специальные звания в соответствии с занимаемой должностью и выслугой лет.

По заказу Министерства внутренних дел по Республике Тыва в 2012 году был проведен социологический опрос населения республики, в ходе которого весомая часть опрошенных респондентов при определении отрицательных составляющих имиджа полицейского охарактеризовали полицию в целом, как «карательный орган, который скорее не помогает людям, а наказывает».

Мы считаем несправедливым данное утверждение, однако стоит признать, что в российском обществе такое мнение достаточно распространено.

Тем более не обоснованным выглядит применение данного утверждения относительно деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в структуре органов внутренних дел РФ.

В связи с реформированием МВД России, начатом в 2011 году, в целях по-

вышения уровня компетентности сотрудников правоохранительных органов, Законом от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены квалификационные требования для лиц, изъявивших желание занять должности в системе органов внутренних дел. Так, большинство должностей среднего и начальствующего состава могут занимать лица, имеющие исключительно высшее юридическое образование. Однако данным Законом предусмотрено, что лица, имеющие иное высшее образование, соответствующее направлению деятельности, также могут занимать определенные должности .

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В этой связи неслучайно, что сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних может стать лицо, имеющее высшее педагогическое образование. Наличие данного образовательного ценза обусловлено пониманием законодателя того, что сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних, прежде всего педагог, способный понимать проблемные вопросы детства и умеющий находить эффективный подход к решению этих проблем.

Как уже было отмечено выше, сотрудники структурных подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ в своей деятельности руководствуются инструкцией, установленной Приказом МВД № 845 от 13 октября 2013 года. Положения данной инструкции имеют повседневное практическое применение.

Содержание инструкции наглядно демонстрирует педагогическую направленность деятельности инспектора по делам несовершеннолетних.

Так, в соответствии с п. 2.2 инструкции, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в пределах своей компетенции в отношении несовершеннолетних.

Действительно, особенно сложной частью профилактической работы инспектора по делам несовершеннолетних является работа с несовершеннолетни-

ш о

га

!_ _

ф

с

о

го ф

¡£

о ф

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

т

£ с; о

ф

ф Р

§5

ф £

¡И

ф го » о

» Чо

Я а.

ф °

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Г о

1*5

5 ою

£ ££ Б х £

хго £ £ Ё

X о Щю ш

ш о Ч

о ^

о ю

1 <

со

го о.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ё

ми, доставленными в органы внутренних дел за совершение административных правонарушений либо по иным основаниям.

Согласно Закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более 3-х часов. Работа с таким специфичным контингентом требует наличия у инспектора высокого уровня психолого-педагогических качеств и умения эффективно применять на практике приемы воспитания в сжатые сроки.

За очень короткое время сотрудники органов внутренних дел должны установить личность несовершеннолетнего, получить сведения о его родителях, опекунах и (или) иных законных представителях. Также инспектор должен выяснить условия проживания несовершеннолетнего, мотивы и обстоятельства, при которых несовершеннолетним совершено правонарушение. Инспектор по делам несовершеннолетних должен расположить к себе подростка, наладить коммуникативный контакт и объяснить подростку, что сотрудник полиции может помочь разобраться в сложной жизненной ситуации и принять правильное решение.

При этом в своей работе сотрудник органов внутренних дел, с учетом психофизиологических особенностей подростка, осуществляет выбор методов педагогического воздействия. Строгой классификации этих методов не существует, однако практический опыт указывает на наиболее широкое применение сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних методов убеждения, поощрения и наказания.

Метод убеждения — основной метод воспитательного воздействия на подростка. С помощью этого метода инспектор воздействует на формирование сознания несовершеннолетнего, оперативно решает воспитательные задачи. Как и любой метод воспитательного воздействия, метод убеждения имеет свои приемы, такие как разъяснение, доказательство и опровержение. Эти приемы используются, в основном, при прове-

дении профилактической беседы с подростком. При этом важно отметить, что положительный воспитательный эффект от применения этих приемов зависит от многих факторов, таких как содержание, актуальность и способы передачи воспитательного материала. Характерно, что при приведении примеров в профилактической беседе, тех или иных ситуаций, инспектор по делам несовершеннолетних может чередовать и положительные и отрицательные примеры. Такая потребность возникает ввиду необходимости обоснования подростку отсутствия положительного в тех ситуациях, когда несовершеннолетним, либо иными лицами, демонстрируются аморальное поведение, либо совершаются правонарушения. Главным условием эффективности и действенности применения метода убеждения является умение инспектора по делам несовершеннолетних донести до подростка и полностью раскрыть содержание воспитательного материала, а также его педагогические навыки .

Метод поощрения является также одним из методов, используемых в работе инспектора по делам несовершеннолетних. При проведении профилактической беседы поощряемый подросток получает удовлетворение от выводов, которые ему удалось вместе с инспекторов извлечь из проблемной ситуации. Эти чувства одобрения и удовлетворения, испытываемые поощренным подростком, вызывают у него уверенность в своих силах, позитивный настрой и желание в дальнейшем быть более старательным. Однако самый главный эффект, которого должен добиться инспектор, поощряя ребенка — это возникновение и дальнейшая устойчивость у подростка желания вести себя так, чтобы возникшее при поощрении чувство комфорта стало основным результатом всех действий, совершаемых несовершеннолетним. Как и метод убеждения, метод поощрения имеет свои приемы: одобрение, похвалу, призыв действовать чьему-то положительному примеру. При этом следует поощрять только тех подростков, кто проявляет искреннюю заинтересованность в дальнейшем недопущении для себя неблагоприятных

последствий, вытекающих из нарушения норм морали и законов .

Метод наказания также является действенным и довольно часто применяемым методом при работе с несовершеннолетними, доставленными в ОВД. При этом наказание, как метод педагогического воздействия, должно в будущем предупредить неодобряемые поступки, вызвать чувство вины подростка перед самим собой и другими членами общества. Сутью наказания является переживание подростком чувства раскаяния за совершение неодобряемых поступков, самоанализ подростком своего поведения. При этом, используя метод наказания, инспектор по делам несовершеннолетних применяет не только приемы осуждения и морального порицания. Основной целью использования данного метода является помощь подростку в формировании собственных взглядов и мотивировании его на дальнейшее совершение только одобряемых обществом поступков. Таким образом, используя приемы метода наказания, инспектор должен не только осудить отрицательные поступки несовершеннолетнего, но и максимально применить воспитательные навыки в целях дальнейшего предотвращения противоправного либо аморального поведения несовершеннолетнего. Применение инспектором приемов метода наказания позволяет и самому несовершеннолетнему осознать негативные последствия его поступков, понять причины их неодобрения в обществе, а также сделать выводы о том, как в будущем избежать повторения таких поступков .

Воспитание — это процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие ребенка. Но как эффективно оказать воспитательное воздействие на ребенка в столь сжатые сроки? Очевидно, что эффективность про-

филактической работы инспектора с подростком зависит от правильности выбора средств воспитания. Подбор и использование средств, с помощью которых производится воспитательное воздействие, должны осуществляться с учетом особенностей восприятия несовершеннолетнего, жизненной ситуации, в которой в настоящий момент времени находится подросток. Для определенной группы подростков более действенный воспитательный эффект будет иметь, совместный с инспектором, просмотр фильма об осуждении какого-либо негативного социального явления. Другая категория подростков может быть больше подвержена позитивному влиянию примеров ситуаций из жизни, приводимых инспектором.

Таким образом, начиная профилактическую работу, инспектор должен не только в кратчайшие сроки оперативно определить, применение каких методов воспитательного воздействия принесет наиболее положительный эффект, но и выбрать те средства, которыми воспитательное воздействие методов, ис-пользуемыхинспектором,можноусилить.

Таким образом, работа сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних многообразна и позволяет говорить о важном месте этих сотрудников в системе органов внутренних дел и профилактики девиантного и делинквентно-го поведения среди несовершеннолетних, так как работа с подростками постоянно требует глубокого профессионализма, знания оперативной обстановки и умения использовать в работе не только карательные средства, но и, прежде всего, педагогические навыки. А это предполагает активную работу руководящего состава органов внутренних дел по формированию и совершенствованию у своих сотрудников педагогических знаний, умений и навыков.

Библиографический список

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1. Деменчук, Д.В. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Д.В. Деменчук. — М., 2014. — 28 с.

2. Мельникова, Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии : учеб. пособие / Э.Б. Мельникова. — М.: ДЕЛО, 2000. — 272 с.

ш о х га !_ _

° Ё X ф

| 5

ш Ф о ^

X * X °

Ф <и 3 I

Ф Р

§5

ф £

ф ГО Я

» Чо с Ф £

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

«-в-ч

1 5 с

ф °

Г о

5 ою §.о го

6 х £

1 Н

х го £ £ £

X о Щю ш

3. Мещерякова, Е.И. Особенности применения методов и средств воспитания при индивидуальной работе с несовершеннолетними сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних / Е.И. Мещерякова // Вестник Воронежского института МВД России. — 2014. — № 2. — С. 82-87.

4. Приказ МВД России от 15 октября 2013 года № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

6. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

7. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Melnikova E.B. Juvenile justice: Problems of criminal law, criminal trial and criminology. M.: Delo. 2000. P. 272. .

5. Federal law № 3, dated 07 Feb. 2011, «About police». .

6. Federal law № 120, dated 24 June 1999, «About bases of prophylaxis of neglect and offenses of minors». .

Сведения об авторах: Рамкулов Руслан Фаритович,

аспирант, кафедра отечественной истории и права, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: ruslan_ramkulov@mail.ru

Information about the authors: Ramkulov Ruslan Faritovich,

Postgraduate student,

Department of History,

Chelyabinsk State Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

E-mail: ruslan_ramkulov@mail.ru

m о ч о

о ю о

3 <

со о

Ü s го CL

é □l

Худобородов Александр Леонидович,

доктор исторических наук, профессор, кафедра отечественной истории и права, Челябинский государственный педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: hudoborodov@cspu.ru

Организация работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

Должностные лица ПДН в целях предупреждения правонарушений несовершеннолетних, своевременного выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению:

  • 1. Анализируют состояние правонарушений несовершеннолетних за отчетный период и ряд лет, а при необходимости — по отдельным направлениям в зависимости от складывающейся оперативной обстановки, готовят аналитические материалы для информирования о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
  • 2. Изучают выступления средств массовой информации, сообщения государственных органов, общественных объединений и религиозных организаций, письма и заявления граждан, а также другие материалы, содержащие информацию, необходимую для организации работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
  • 3. Принимают участие в подготовке предложений в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации по вопросам:
  • 3.1 Совершенствования работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • 3.2 Устранения причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, оказанию отрицательного влияния на несовершеннолетних со стороны их родителей или законных представителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей.
  • 3.3 Организации трудоустройства, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних правонарушителей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, другим вопросам, связанным с предупреждением правонарушений несовершеннолетних.
  • 4. Участвуют в разработке и проведении целевых профилактических рейдов и операций.
  • 5. Осуществляют взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенными на обслуживаемой территории.

При этом, особое внимание уделяют организации и осуществлению взаимодействия с администрациями расположенных на обслуживаемой территории образовательных учреждений и специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа. Участвуют в разработке совместных планов горрайоргана и администрации указанных учреждений на полугодие или год по профилактике правонарушений и предупреждению чрезвычайных происшествий, а также групповых нарушений общественного порядка, самовольных уходов воспитанников из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Собирают и обобщают информационно-статистические материалы на образовательные учреждения (учебно-воспитательные учреждения открытого типа).

  • 6. Оказывают содействие:
  • 6.1 Администрации образовательных учреждений — в организации правовой пропаганды.
  • 6.2 Органам опеки и попечительства — в выявлении детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.
  • 6.3 Подразделениям Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Государственной противопожарной службы МВД России — в проводимой ими работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и неосторожного обращения с огнем.
  • 7. Незамедлительно информируют:
  • 7.1 Орган прокуратуры — о нарушении прав и свобод несовершеннолетних.
  • 7.2 Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • 7.3 Орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию.
  • 7.4 Орган управления социальной защитой населения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении.
  • 7.5 Орган управления здравоохранением — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.
  • 7.6 Орган управления образованием — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях.
  • 7.7 Орган по делам молодежи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
  • 8. Вносят в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.
  • 9. Проводят встречи с населением, проживающим на обслуживаемой территории, выступают в образовательных учреждениях, в средствах массовой информации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, формируют позитивное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел.

При этом, не должна использоваться в публикациях и выступлениях, а также разглашаться иными способами информация, если она содержит данные предварительного следствия, а также сведения, разглашение которых нарушает охраняемые законом права и интересы несовершеннолетних, их родителей или законных представителей.

  • 10. Принимают меры к использованию в деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних возможностей общественных объединений и религиозных организаций.
  • 11. Проводят работу по подбору и оформлению в установленном порядке внештатных сотрудников милиции, оказывающих содействие ПДН, осуществляют руководство их деятельностью.
  • 12. Должностные лица ПДН в целях предупреждения групповых правонарушений:
  • 12.1 Выявляют во время проведения профилактических мероприятий:
  • 12.1.1 Принадлежность подростков-правонарушителей к группам антиобщественного и иного характера, лидеров и активных участников этих групп, места их концентрации.
  • 12.1.2 Лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, склоняющих их к употреблению наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.
  • 12.2 Разъясняют несовершеннолетним, входящим в группы, указанные в подпункте 12.1.1, их родителям или законным представителям требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих ответственность за противоправные деяния, особенно групповые и повторные.
  • 12.3 Организуют, в целях предупреждения конфликтов между различными группировками подростков, личные встречи и беседы руководителей правоохранительных органов с несовершеннолетними, используют возможности воздействия на несовершеннолетних с помощью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • 12.4 Принимают меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на подростков со стороны их лидеров.
  • 12.5 Вносят предложения лицу, производящему дознание, следователю, прокурору, судье о рассмотрении возможности изменения мер пресечения в отношении активных участников антиобщественных групп, совершивших преступления.
  • 12.6 Участвуют в подготовке материалов для направления активных участников антиобщественных групп, совершивших преступления, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
  • 12.7 Вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к активным участникам антиобщественных групп, осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы и совершившим правонарушения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  • 12.8 Незамедлительно докладывают начальнику горрайлиноргана о выявлении лиц и сведений, представляющих оперативный интерес, для принятия к правонарушителям мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и использования этой информации при организации работы по предупреждению, раскрытию преступлений и пресечению случаев отрицательного влияния на несовершеннолетних.
  • 12.9 Вносят руководству горрайлиноргана предложения, вытекающие из анализа оперативной обстановки, об изменении планов комплексного использования сил и средств по охране общественного порядка, проведения рейдов и других мероприятий с участием сотрудников подразделений горрайлиноргана, иных государственных органов, общественных объединений, в том числе в местах концентрации групп несовершеннолетних.
  • 12.10. Ведут наблюдательные дела на группы несовершеннолетних с антиобщественной направленностью.
  • 13. Должностные лица ПДН в целях предупреждения систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних:
  • 13.1 Участвуют в проведении рейдов и операций по выявлению несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков, а также лиц, нарушающих правила торговли спиртными напитками в отношении несовершеннолетних; выявлению несовершеннолетних, допускающих немедицинское употребление наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, мест их концентрации, возможного сбыта, приобретения и употребления указанных средств и веществ; лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, организаторов и содержателей притонов.
  • 13.2 Устанавливают с помощью сотрудников других подразделений горрайлиноргана обстоятельства, связанные с приобретением и употреблением несовершеннолетними спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.
  • 13.3 Информируют органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.
  • 13.4 Анализируют состояние работы по предупреждению систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних на обслуживаемой территории.

Должностные лица ПДН обеспечивают своевременное выявление несовершеннолетних правонарушителей, родителей, отрицательно влияющих на детей, путем изучения и анализа данных, также сведений, содержащихся в документах о привлечении правонарушителей к административной и иной ответственности, материалах об отказе в возбуждении уголовных дел, их прекращении, в картотеках, книгах и журналах учета заявлений и сообщений о преступлениях, учета лиц, доставленных в горрайлинорган, ПДН или ЦВИНП, а также иные подразделения органов внутренних дел.

На каждое выявленное лицо составляется рапорт, который после рассмотрения начальником горрайлиноргана или его заместителем передается в ПДН.

Должностные лица ПДН при получении информации о несовершеннолетних правонарушителях, родителях, отрицательно влияющих на детей, и при наличии оснований, предусмотренных настоящей Инструкцией, в установленном порядке представляют начальнику горрайлиноргана предложения о постановке на учет указанных лиц, проводят с ними индивидуальную профилактическую работу.

В случае, если указанные лица уже состоят на учете ПДН, производятся соответствующие отметки о правонарушении и принятых в этой связи мерах.

Должностные лица ПДН ставят на учет несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей, в случаях, если их противоправное поведение в установленном порядке зафиксировано в:

  • 1. Приговоре, определении или постановлении суда.
  • 2. Постановлении КДН, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел.
  • 3. Заключении, утвержденном начальником горрайлиноргана, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений

На учет ПДН с заведением учетно-профилактических карточек и учетно-профилактических дел ставятся лица, проживающие на территории, обслуживаемой горрайорганом.

В случаях, когда несовершеннолетние совершают правонарушения на объектах транспорта, ПДН органа внутренних дел на транспорте направляют материалы об установленных фактах по месту жительства нарушителей для решения вопроса о постановке на профилактический учет и проведения профилактической работы.

Разрешение о постановке на учет дается в письменном виде начальником горрайоргана или его заместителем. Указанными руководителями не реже одного раза в полугодие изучаются учетно-профилактические карточки, учетно-профилактические дела на лиц, состоящих на учете. По результатам изучения даются письменные указания, направленные на повышение эффективности профилактики правонарушений.

Ведение учетно-профилактических карточек, учетно-профилактических дел на несовершеннолетних прекращается, и несовершеннолетние снимаются с учета ПДН в случаях:

1. Исправления.

При этом лица, состоящие на учете за употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо употребление одурманивающих веществ, снимаются с учета по согласованию с органами здравоохранения.

  • 2. Достижения 18 лет.
  • 3. Вынесения судом определения об отмене условного осуждения либо отсрочки отбывания наказания.
  • 4. Истечения испытательного срока при условном осуждении.
  • 5. Отмены либо изменения приговора, исключивших применение условного осуждения или отсрочки отбывания наказания, если судом не применены к этому лицу иные виды наказания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
  • 6. Помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
  • 7. Совершения преступления, если в отношении лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или при его осуждении к лишению свободы.
  • 8. Неподтверждения материалов, послуживших основанием для постановки на учет.
  • 9. Наступления обстоятельств, исключающих возможность совершения правонарушений.
  • 10. Смерти, признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим.

Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  • Приложение. Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации
    • Приложение N 1. Образец акта обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего
    • Приложение N 2. Примерный порядок проведения проверок по фактам совершения преступлений несовершеннолетними
    • Приложение N 3. Учетно-профилактическое дело на несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних
    • Приложение N 4. Учетно-профилактическая карточка на родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних
    • Приложение N 5. Учетно-профилактическая карточка на несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних
    • Приложение N 6. Информационно-статистические материалы на образовательную организацию (учебно-воспитательное учреждение открытого типа)
    • Приложение N 7. Информационно-статистические материалы на специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
    • Приложение N 8. Наблюдательное дело на группу несовершеннолетних антиобщественной направленности
    • Приложение N 9. Журнал учета преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории обслуживания территориального органа МВД России, и лиц, их совершивших
    • Приложение N 10. Образец сообщения
    • Приложение N 11. Карточка на выявленного (доставленного) несовершеннолетнего
    • Приложение N 12. Журнал учета приема граждан в подразделении по делам несовершеннолетних
    • Приложение N 13. Журнал учета результатов проверок деятельности подразделения по делам несовершеннолетних
    • Приложение N 14. Журнал учета несовершеннолетних, доставленных в территориальный орган МВД России
    • Приложение N 15. Образец заключения о постановке несовершеннолетнего, родителя, иного законного представителя на профилактический учет в ПДН и заведении учетно-профилактической карточки
    • Приложение N 16. Постановление о заведении учетно-профилактического дела на несовершеннолетнего
    • Приложение N 17. Образец заключения по результатам рассмотрения информации в отношении несовершеннолетнего
    • Приложение N 18. Образец справки о проведении руководителем территориального органа МВД России беседы с несовершеннолетним
    • Приложение N 19. Образец справки об установочных данных несовершеннолетнего
    • Приложение N 20. Журнал регистрации несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних
    • Приложение N 21. Журнал регистрации родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел
    • Приложение N 22. Образец представления
    • Приложение N 23. Образец протокола доставления несовершеннолетнего в территориальный орган МВД России
    • Приложение N 24. Образец постановления о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей
    • Приложение N 25. Образец акта о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
    • Приложение N 26. Образец акта о выявлении подкинутого или заблудившегося ребенка
    • Приложение N 27. Типовой анализ доставленных несовершеннолетних
    • Приложение N 28. Образец постановления о направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего
    • Приложение N 29. Заколючение по результатам рассмотрения информации в отношении родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего (рекомендуемый образец)
    • Приложение N 30. Официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения (рекомендуемый образец)

Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845
«Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

28 июня, 31 декабря 2018 г.

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 26 ноября 2018 г. — Приказ МВД России от 28 июня 2018 г. N 404

См. предыдущую редакцию

Руководствуясь пунктом 4 части 1 и частью 3 статьи 12, частью 3 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»1, статьями 20 и 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних2 и в целях совершенствования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации — приказываю:

——————————

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, ст. 3881; N 49, ст. 7067; 2013, N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 566; N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4374; 2016, N 27, ст. 4160, ст. 4238; 2017, N 22, ст. 3071; N 31, ст. 4821; N 50, ст. 7562; 2018, N 11, ст. 1591.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177; 2003, N 28, ст. 2880; 2004, N 27, ст. 2711; N 49, ст. 4849; 2018, N 27, ст. 3953.

——————————

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации.

Пункт 2 изменен с 26 ноября 2018 г. — Приказ МВД России от 28 июня 2018 г. N 404

См. предыдущую редакцию

2. ГУОООП (Ю.К. Валяеву), ГУТ (Д.В. Шаробарову) МВД России, начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации обеспечить изучение и выполнение требований Инструкции, утвержденной настоящим приказом.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *