9 или 11 классов?

Общее образование включает в себя три этапа, соответствующих уровню учебных программ:

Начальное общее образование (как правило, стандартная продолжительность обучения составляет четыре года);
Основное общее образование (стандартная продолжительность обучения составляет пять лет);
Среднее (полное) общее образование (стандартная продолжительность обучения составляет от двух до трех лет).

В настоящее время продолжительность программ общего образования составляет одиннадцать лет, а до 1985 г. — 10 лет. Увеличение общей продолжительности связано с приемом в школу детей в возрасте от 6 лет (до 1985 г. прием осуществлялся только по достижении ребенком 7-летнего возраста). Таким образом, учащиеся, как правило, получают среднее (полное) общее образование в 17 лет. Существуют вечерние школы и школы искусств, продолжительность обучения в которых составляет двенадцать лет.
В настоящее время в систему общего образования входят 66 909 образовательных учреждений, в которых учатся 20 825 000 учащихся. За последние годы были открыты около 607 частных школ. Официальное название общеобразовательных школ — средняя общеобразовательная школа. За последние годы стали создаваться новые типы школ, как государственных, так частных, называемые гимназии и лицеи (ед. ч. — гимназия и лицей). Продолжительность обучения в гимназии и лицее может превышать продолжительность обучения в средней общеобразовательной школе, а их образовательные программы могут быть повышенного уровня.
Учебные программы общего образования, обычно предусматривают тридцать четыре недели обучения в год и, как правило, от двадцати семи до тридцати восьми часов обучения в неделю. Учебный год начинается 1 сентября и продолжается до начала июня. Школьные экзамены проводятся в июне. Для отдельных категорий учащихся, установленный период обучения может быть изменен в соответствии с конкретным государственным образовательным стандартом.
Разработана основная (базовая) учебная программа общего образования (Таблица 1), которая устанавливает государственные требования к минимуму содержания образования и учебной нагрузки учащихся. Основная учебная программа определяет обязательные предметные области (гуманитарный цикл, в котором особое внимание уделяется таким предметам, как русский языка, литература, общественные науки и физкультура; естественно-научный цикл, в котором первостепенная роль отводится математике; и предметы, относящиеся к технологии). Общественные науки включают в себя такие предметы, как иностранные языки, российская история, мировая история, экономика и география, правоведение, политология, экономика и т.д. Предметы естественно-научного цикла включают в себя биологию, физику, астрономию, химию, экологию и т.д. Предметы, объединенные под названием «технология», как правило, включают рисование/черчение и ряд предметов, развивающих определенные профессиональные умения (домоводство, шитье, приготовление пищи, металлообработка, столярное дело и т.д.), а в старших классах — базовые навыки конкретной профессии.
Кроме указанных обязательных предметов, основная учебная программа предусматривает ряд дополнительных дисциплин, отвечающих специфики региона расположения школы, или факультативных дисциплин с учетом интересов учащихся.
На практике каждая школа разрабатывает собственную программу на базе основной учебной программы.
Таблица 1.

Основная (базовая) программа общего образования в Российской Федерации.

В России существует хорошо развитая сеть школ, предлагающих программы повышенного уровня на базе основной учебной программы, которые реализуются по нескольким направлениям:

  • Школы, предлагающие программы повышенного уровня по отдельным дисциплинам, таким как иностранные языки, математика, физика и т.д.;

  • Школы, специализирующиеся на внешкольной деятельности и предлагающие учащимся углубленное освоение изобразительных искусств, философии, экономики, спорта и других областей знаний;

  • Школы, в которых старшие классы учатся под эгидой (наставничеством) вузов и используют преподавательский состав и материально-техническую базу вузов.

Обязательным для всех граждан является начальное и основное общее образование. По окончании основного общего образования (девятилетней программы обучения) учащиеся сдают выпускные экзамены (процедура называется государственной итоговой аттестацией) и получают, в случае успешной сдачи, аттестат об основном общем образовании (Приложение 2, Рис. 1). По результатам государственной итоговой аттестации учащиеся могут продолжать, а могут и не продолжать свое дальнейшее образование. Аттестат предоставляет держателю право поступления на курс среднего (полного) общего образования или профессионального образования, а также высшего образования неуниверситетского уровня (среднего специального образования).
Аттестат о среднем (полном) общем образовании; до 1993 г., аттестат о среднем образовании (Приложение 2, Рис. 2 и 3) выдается по окончании 11-летней программы обучения и успешного прохождения государственной итоговой аттестации (сдачи итоговых экзаменов). Количество предметов, по которым проводятся итоговые экзамены, должно быть не менее пяти: два общегосударственных обязательных письменных экзамена (сочинение и математика) и не менее трех экзаменов по выбору учащегося. Помимо результатов итоговых экзаменов, свидетельство об окончании школы включает в себя приложение (Приложение 2, Рис. 4) с указанием всех оценок, полученных учащимся по всем предметам в течение всего периода обучения. В аттестате о среднем образовании старого образца не предусматривалось приложения, и оценки выставлялись в самом аттестате. Количество предметов может варьироваться от семнадцати до двадцати.
По форме итоговые и годовые экзамены на две трети письменные и на одну треть устные; а для экзаменов, сдаваемых в течение года, это соотношение, напротив, обратное.
Аттестат о среднем (полном) общем образовании дает право держателю продолжать профессиональное образование: в учреждениях начального профессионального образования и учреждениях высшего образования как университетского, так и неуниверситетского уровня.
За последние несколько лет создано много частных школ. Право выдавать свидетельства государственного образца связано с успешностью прохождения процедуры государственной аккредитации. Свидетельства, выдаваемые не получившими государственную аккредитацию учебными заведениями, т.е. свидетельства негосударственного образца, не дают право поступления в высшие учебные заведения.

В настоящее время система образования в Испании базируется на четырех основных уровнях:

1) дошкольное образование – Educación Infantil;

2) начальное образование – Educación Primaria;

3) среднее образование:

  • обязательное среднее образование – Educación Secundaria Obligatoria;
  • бачилерато – Bachillerato;

4) высшее образование – Educación superior.

Существует также профессиональное образование (Ciclos Formativos) по типу привычных нам российских ПТУ, колледжей и техникумов. Профессиональное образование в Испании является двухступенчатым, оно состоит из Ciclos Formativos de Grado Medio и Ciclos Formativos de Grado Superior и может быть получено вместо бачилерато после окончания обучения на уровне обязательного среднего образования. Выпускник Ciclos Formativos de Grado Superior на равных основаниях с обладателями титула Bachillerato имеет право получить высшее образование в Испании, поступив в соответствующее учебное заведение.

Помимо четырех основных уровней, названных выше, система образования в Испании включает в себя образование для взрослых (вечерние школы – Escuela de Adultos), а также специализированное языковое, художественное или прикладное образование.

Дошкольное образование в Испании (Educación Infantil)

Система образования в Испании начинается с дошкольного образования для самых маленьких, которое не определено в качестве обязательного, является бесплатным в государственных учреждениях (гарантированно бесплатным в государственных учреждениях является обучение детей с 3 до 6 лет) и платным – в частных. Его можно разделить на два этапа:

  • для детей от 0 до 3 лет;
  • для детей от 3 до 6 лет.

Обязательное школьное образование в Испании (Educación básica)

Базовое школьное образование в соответствии с действующим законодательством страны является обязательным. Как и дошкольное образование, оно может быть бесплатным в государственных учреждениях и платным – в частных. В систему базового образования Испании помимо государственных и частных колледжей входят также религиозные учебные заведения, финансируемые церковью.

Система образования в стране находится под контролем Министерства образования Испании. Именно государство следит за качеством образования, устанавливает нормативы численности педагогического состава, количества учеников в классе, утверждает методологические программы, контролирует вопросы финансирования и т.д. Обязательное образование в Испании во всех типах колледжей ученики получают с 6 до 16 лет в два этапа:

  • начальный этап (educación primaria). Для детей от 6 до 12 лет с разделением на 3 цикла по 2 года каждый: начальный цикл (6–8 лет), средний цикл (8–10 лет), высший цикл (10–12 лет);
  • второй этап (educación secundaria оbligatoria). Завершает базовое образование для учащихся от 12 до 16 лет. По завершении программы ученик получает диплом о среднем образовании.

Основные предметы, преподаваемые в рамках школьной программы среднего испанского образования: естественные науки (география, природоведение), гуманитарные науки (история, обществоведение, литература, гражданское воспитание и права человека), языки (испанский язык, иностранный язык, языки автономий – валенсийский, каталонский, галисийский, баскский), математика, физкультура, музыка и изобразительное искусство.

Выпускник школы с дипломом о среднем образовании может продолжить свое обучение на курсах среднего профессионального образования, в колледже по программе бачилерато либо начать трудовую деятельность.

Bachillerato

Система образования в Испании включает в себя уровень бачилерато, который напоминает старшие классы российской общеобразовательной школы и состоит из двух курсов. Бачилерато – это не обязательная, а добровольная ступень образования. Учебу на данном этапе выбирают в основном те ученики, которые планируют продолжить обучение в высших учебных заведениях. Второй курс бачилерато предполагает выбор учеником основного направления специализации: точные науки или гуманитарные и общественные науки, искусство. Выпускные экзамены в бачилерато являются вступительными в университет. В условиях конкурсной системы поступления в вузы выпускники с высоким итоговым средним баллом имеют весомые преимущества при выборе университета. Учеба в Испании на бачилерато начинается с 16 лет, т.е. после завершения базового школьного образования.

Специализированное обучение в Испании проходит по 3 направлениям:

  • искусство (Artes) (изобразительное искусство и дизайн (Artes plásticas imagen y diseño) или сценическое искусство, музыка и танец (о Artes escénicas, música y danza);
  • наука и технология (Ciencias y Tecnología);
  • гуманитарные и общественные науки (Humanidades y Ciencias Sociales).

Ученики переводятся с курса на курс только при условии успешной сдачи всех экзаменов. Допускается несдача 2 предметов с возможностью повторного прохождения курса обучения и переносом экзамена на следующую сессию. Несдача 4 и более экзаменов повлечет за собой автоматическое оставление ученика на второй год.

Выпускник, успешно сдавший все итоговые экзамены, получает диплом о полном среднем испанском образовании (Título de Bachiller, «бакалавр»). Такой диплом дает право на получение высшего образования в Испании.

Среднее профессиональное образование в Испании

Среднее профессиональное образование занимает важное место в системе образования в Испании. Его можно получить по 142 специальностям. Продолжительность каждого курса определяется по каждой специальности индивидуально и обычно составляет от 1300 до 2000 часов с обязательным посвящением 25% учебного времени производственной практике.

Среднее профессиональное испанское образование (Formación Profesional de Grado Medio) могут получить следующие категории граждан:

  • выпускники колледжей с дипломами о базовом образовании (Título de Educación Secundaria);
  • помощники специалиста (Técnico Auxiliar);
  • специалисты (Técnico);
  • выпускники второго курса бачилерато (Bachillerato Unificado y Polivalente);
  • выпускники вузов;
  • успешно сдавшие вступительный экзамен (минимальный возраст для сдачи данного экзамена – 17 лет).

Учащиеся, завершившие среднее профессиональное образование (Formación Profesional de Grado Medio) и высшее профессиональное образование (Formación Profesional de Grado Superior), получают дипломы специалиста (Técnico) и главного специалиста (Técnico Superior) соответственно. Диплом специалиста дает право на продолжение обучения в Испании на бачилерато. Диплом главного специалиста дает право на поступление без экзаменов в высшие учебные заведения Испании для прохождения дальнейшего обучения по тому же направлению.

Особые виды образования (Enseñanzas de régimen especial)

Данные виды обучения в системе образования Испании выделяются в отдельный тип и охватывают все возрастные категории учащихся. Система образования в Испании предусматривает, что специализированное образование может начаться с дошкольной подготовки и закончиться получением диплома, эквивалентного диплому о высшем образовании. Обучение проводится по следующим направлениям:

  • изобразительное искусство и дизайн (Artes plásticas y Diseño);
  • сохранение и реставрация объектов культурного наследия (Conservación y Restauración de bienes culturales);
  • музыка;
  • танец;
  • театральное искусство – Arte Dramático (Teatro);
  • иностранные языки (Idiomas).

Система высшего образования в Испании

Высшее университетское образование в Испании (Enseñanza Universitaria) согласно общеевропейским и мировым нормам, а также по нормам Болонского процесса делится на три цикла.

  • Степень Градо (Grado) – бакалавриат. Присуждается после окончания трехлетнего или четырехлетнего университетского курса обучения. Продолжительность обучения на первой ступени высшего образования зависит от специализации. Например, бакалавриат в сфере медицины длится до 6 лет. Высшее образование первого цикла в Испании grado можно получить по всем направлениям – как гуманитарным, так и естественнонаучным и социальным.
  • Степень Мастер/Магистр (Máster). Присуждается после окончания годичного или двухгодичного узкоспециализированного университетского курса. Зачисление на такой курс происходит только при наличии степени Grado.
  • Степень Докторадо (Doctorado), аналог российской аспирантуры. Продолжительность программы 3–6 лет. Поступить на программу доктората можно после получения диплома магистра, а в некоторых случаях и после программы бакалавриата. Завершающим этапом учебы в докторате станет защита докторской диссертации.

Зачисление в бакалавриат большинства высших учебных заведений Испании проводится на основании результатов единого государственного экзамена, который носит название PAAU (Pruebas de Aptitud para Acceso a la Universidad). Однако чаще всего его называют более коротко – Selectividad (по-русски – «конкурсный отбор»). Экзамен проводится непосредственно в школах (для выпускников, получающих диплом о полном среднем образовании) или на подготовительных курсах, проводимых высшими учебными заведениями Испании. UNED (Universidad Nacional de Education a Distancia – Государственный университет дистанционного обучения) предоставляет возможность сдать конкурсный экзамен заочно.

В процессе экзамена определяется общий уровень подготовки выпускника, а также проходит тестирование по предметам, соответствующим выбранному направлению (техническому или гуманитарному). Оценка выставляется по 10-балльной шкале после подсчета среднего арифметического балла за ответы на все вопросы. Суммарный результат в обязательном порядке учитывает также средний балл школьного аттестата. Требования к поступающим на программы магистратуры и доктората могут различаться и зависят от кафедры, вуза и даже региона Испании.

Система образования в Испании подразумевает платность обучения в высших учебных заведениях. Образование в государственных вузах Испании без натяжки можно назвать общедоступным. Стоимость обучения составляет от 2500 до 5000 евро в год. Учеба в частном вузе Испании обойдется заметно дороже – от 3000 до 10 000 евро в год. Существует развитая система стипендий и грантов, а также программы международного обмена. Студенты-отличники могут не только покрыть всю стоимость обучения за счет стипендии, но и пройти курсы обучения по обмену в ведущих мировых вузах.

Высшее образование в Испании согласно действующему законодательству можно получить только в университетах, т.е. в высших учебных заведениях. Государственные университеты в Испании считаются более престижными, чем частные. Существуют также духовные университеты, находящиеся под патронажем церкви, и вузы, ведущие подготовку специалистов в таких областях, как искусство, кинематография или военное дело.

Все вузы в Испании являются автономными и имеют право на внесение изменений в программу обучения студентов. Именно на вузы возложена разработка учебных планов, которые помимо обязательных профилирующих предметов включали бы необязательные предметы и предметы, выбор которых оставляется на усмотрение студента. Учебные планы легализуются комиссией вузов. Администрация каждого вуза Испании занимается расчетом и определением стоимости обучения на всех факультетах, а также отвечает за выдачу дипломов.

Академический год в университетах Испании длится, как правило, с октября по июнь. Большая часть испанских вузов проводит обучение на испанском языке. Иностранным абитуриентам предлагаются подготовительные курсы по испанскому языку, которые могут быть специализированы по направлениям (с юридическим уклоном, экономическим, медицинским и т.д.). С каждым годом в университетах Испании увеличивается и количество англоязычных программ.

При поступлении на некоторые программы может понадобиться подтвердить уровень владения испанским языком. Подтверждающим документом может быть признан DELE (Diploma de Español como Lengua Extranjera). Подготовка к экзамену DELE ведется в многочисленных языковых школах Испании и России. Экзамен проходит несколько раз в год. При подтверждении уровня знания испанского языка особое внимание следует обратить на сроки: сроки подачи заявок и сроки ожидания сертификатов. Это говорит о том, что к поступлению в испанский вуз российскому абитуриенту следует готовиться заранее, заблаговременно связав сроки подачи документов со сроками получения языкового сертификата.

Планирование учебного процесса в вузах Испании организуется системой «кредитов». 10 часов аудиторных занятий соответствуют одному «кредиту». По сумме набранных «кредитов» судят о степени подготовки студента, интенсивности его обучения и достигнутых в учебе успехах.

Бизнес-школы Испании

Говоря о системе высшего образования в Испании, стоит отметить большой выбор частных бизнес-школ, многие из которых являются известными и престижными. Например:

Качество обучения в представленных бизнес-школах Испании находится на уровне мировых стандартов. Стоимость обучения может превысить стоимость обучения в частных университетах. Многие программы обучения, предлагаемые бизнес-школами, ведутся на английском языке. Если иностранный студент недостаточно свободно владеет испанским языком, но при этом имеет свободный английский, у него есть прекрасный шанс получить качественное образование в бизнес-школе. Стоимость обучения может варьироваться в пределах от нескольких тысяч до восемнадцати тысяч евро в год.

Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!

Круг участников образовательных отношений исключительно широк – от индивидов до учреждений и организаций, от государственных органов до общественных объединений. Все они занимают свое вполне определенное место в образовательной системе, играют в ней свою столь же определенную роль, что и обусловливает своеобразие их статуса как элемента этой системы. Особое место среди них занимают обучающиеся– от учащихся общеобразовательных школ до слушателей и студентов высших учебных заведений, аспирантов и докторантов..

Однако, как на это ранее уже обращалось внимание, в официальном законодательном определении понятия системы образования (ст. 8 Закона РФ «Об образовании») обучающиеся, равно как и педагогические работники, законодателем, к сожалению, не включены в состав элементов системы образования Российской Федерации. Такой подход представляется ошибочным уже по одной лишь той причине, что трактовка системы права без главных участников образования – обучающихся и педагогических работников – дает основания для определенного противопоставления их органам управления, образовательным стандартам, образовательным программам, образовательным учреждениям, которые и образуют, согласно законодательству, собственно образовательную систему.

В различных педагогических словарях и учебниках по педагогике термин одноименное ему понятие «обучающийся» почти не встречаются, а там, где они есть, содержание их подробно не раскрываются. Между тем, научная и практическая необходимость в этом более чем очевидна, поскольку считать обучающимся просто любого индивида, ставящего перед собой цель (или стоящего перед поставленной перед ним целью) получения образования как способа и средства его социализации, явно недостаточно. Не вдаваясь во все особенности этой проблематики, подобучающимсяв дальнейшем будем считатьиндивида (физическое лицо), который: а) является обладателем и носителем конституционного права на образование и соответствующих законных интересов, б) обладающий универсальной и/или специальной образовательной правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), в) выступающий субъектом образовательной деятельности, цели, содержание, форм и, процесс которой опосредованы управленческими, организационными, правовыми, педагогическими и иными нормами, принципами, средствами и способами.

Как можно видеть, данным понятием охватывается практически весь круг лиц, которые обучаются в установленной законодательством организационной форме и порядке. Исходя их такой трактовки понятия «обучающиеся», можно выделить различные их категории, в основании которых могут быть положены различные критерии.

Так, в зависимости от соответствии оттипаивидаобразовательных учреждений, уровнями образования, можно выделить следующие категории обучающихся с разным правовым статусом:

  • обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений;

  • школьники, лицеисты, гимназисты (обучающиеся общеобразовательных учреждений);

  • обучающиеся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;

  • воспитанники общеобразовательных школ – интернатов;

  • кадеты (обучающиеся, воспитанники кадетских школ и кадетских школ – интернатов);

  • воспитанники образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;

  • обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

  • обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

  • обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

  • обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • обучающиеся, лицеисты образовательных учреждений начального профессионального образования;

  • студенты, курсанты, слушатели образовательных учреждений среднего профессионального образования;

  • слушатели образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов);

  • студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования;

  • обучающиеся в системе послевузовского профессионального образования (магистранты, аспиранты, докторанты, соискатели).

В соответствиис формами обученияможно выделить такие категории обучающихся как:

  • обучающиеся по очной форме обучения;

  • обучающиеся по заочной форме обучения;

  • обучающиеся по вечерней форме образования;

  • экстерны.

Есть еще одна категория обучающихся, которая не может быть отнесена к названным категориям — обучающиеся в семье, поскольку их обучение осуществляется вне стен образовательного учреждения, хотя остальные основные требования (соответствие содержания обучения образовательным программам и государственным образовательным стандартам) сохраняются.

В зависимостиот способа финансирования образовательных услугобучающихся можно разделить на следующие категории:

1) обучающиеся, обучение которых финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов;

2) обучающиеся, обучение которых финансируется за счёт средств физических и юридических лиц. К этой же категории могут быть отнесены обучающиеся, заключившие договоры с юридическими лицами, которые оплачивают их обучение в образовательных учреждениях (предприятия, учреждения, различного рода общественные объединения и организации). Образование данной категории обучающихся регламентируется, кроме нормативно-правовых актов Российской Федерации, договорами, заключёнными между обучающимся и образовательным учреждением.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Организация такого образования является обязанностью публичной власти.

В ст. 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Эта гарантия дается всем гражданам, независимо от состояния их здоровья.

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями здоровья. Задача Закона не столько в том, что бы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, что бы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в законе рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Закон об образовании в Российской Федерации дает спектр базовых определений, в частности:

  • обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
  • инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. Таким образом, есть два возможных варианта обеспечения права – либо создание отдельного стандарта, либо включение особых требований в «общий» стандарт.

Основными статьями закона, регулирующими вопросы образования лиц, имеющих проблемы в сфере здоровья, являются ст. 41 и 79 закона.

Ст. 41 регулирует ситуацию, когда ребенок по состоянию здоровья не может посещать образовательную организацию.

Частью 5 данной статьи установлена следующая гарантия. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.

Обучение на дому или в медицинской организации по форме получения образования является обучением в образовательной организации, данные лица входят в контингент образовательной организации, однако место их обучения находится вне места нахождения образовательной организации. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Если такое заключение имеется, и родители обратились с заявлением, муниципальное образование обязано обеспечить организацию такого обучения.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ.

Статья 79 посвящена непосредственно регулированию особенностей обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно ч. 6 ст. 79 Закона, особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются Минобрнауки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно первой части данной статьи, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Данные два документа – адаптированная образовательная программа и индивидуальная программа реабилитации инвалида – составляют основу организации образования.

Согласно части 4 данной статьи, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, фактически закон дает выбор из трех возможностей — либо организовать образование лиц с ограниченными возможностями здоровья полностью инклюзивно, т.е. в общих классах, либо создать для них отдельные классы в образовательных учреждениях, либо создать отдельные (специальные, коррекционные) образовательные учреждения для таких лиц.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно ч. 11 ст. 79, при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта РФ в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством РФ.

Очевидно, что в условиях недостатка финансовых и материально-технических, а также квалифицированных для такой работы кадровых ресурсов организация обучения лиц с определенными проблемами здоровья возможна лишь в рамках отдельных классов либо отдельных учреждений. В этом смысле массовая ликвидация коррекционных образовательных учреждений не отвечает интересам обучающихся, т.к. зачастую именно обучение в специальном коррекционном учреждении способно максимально обеспечить реализацию прав человека на получение образования.

Частью 5 ст. 79 Закона предусмотрено, что отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов РФ для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В Законе нашло также отражение увеличение финансирования оказания образовательной услуги для рассматриваемой категории лиц, ст. 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» говорит о том, что нормативы, определяемые органами государственной власти РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования должны учитывать создание специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 17 Закона носит название «Формы получения образования и формы обучения», и говорит о том, что в РФ образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Формами получения образования являются получение образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо вне такой организации (в двух разных вариантах – семейное и самообразование).

Соответственно, формами обучения являются: очная, очно-заочная, заочная, семейное образование и самообразование.

Классификация форм получения образования и форм обучения – относительно новое явление для российского образования. Особо отметим, что Закон не дает преференций ни одной из форм, все они являются равными. В этом смысле российское законодательство является одним из наиболее либеральных, если сравнивать регулирование данных вопросов, например, с европейскими и иными зарубежными странами, где зачастую общее образование либо обязательно получается в образовательной организации, либо иные формы получения образования дискриминируются.

В нашей же стране формы получения образования равны, дети, освоившие образовательную программу соответствующего уровня общего образования, имеют равные права, в том числе право пройти итоговую аттестацию, подтверждающую факт освоения программы, что в дальнейшем дает право на доступ к иным уровням образования.

Такое решение обеспечивает возможности по существенному варьированию содержания образования. Семейное образование и самообразование позволяют добиваться результатов, закрепленных соответствующим стандартом, с максимальным учетом интересов, особенностей обучающегося, его склонностей, состояния здоровья, и т.п. Фактически признание равенства форм получения образования означает широкие возможности семей по организации образования своих детей в том ключе, который представляется им оптимальным.

Выбор формы получения образования и формы обучения для своих детей осуществляют родители (до достижения ими совершеннолетия либо до получения основного общего образования). Кроме того, что ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения.Возможных сочетаний может быть достаточно много. Отказывать в выборе сочетания форм получения образования также незаконно.

Вместе с тем, представляется, что такая возможность должна быть реализована через такой инструмент, как обучение по индивидуальному учебному плану. Выбор родителями, например, формы получения образования в виде обучения в образовательной организации, но при этом изучения, например, русского языка и литературы в форме семейного образования крайне сложно реализовать в аспекте оформления государственного (муниципального) задания образовательному учреждению, а также расчета нормативных затрат на такую «усеченную» услугу. В этом смысле реализация индивидуального учебного плана технически существенно проще для оформления. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено Законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, стандарт должен определить для каждого уровня образования, можно ли его получать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне таких организаций, а также может ли оно быть получено в различных формах: очной, очно-заочной, заочной.

Для общего образования указанные вопросы конкретизированы в том числе и в самом законе. В ч. 2 ст. 63 Закона говорится о том, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Таким образом, форма самообразования не допускается на более ранних ступенях, чем среднее общее образование.

Согласно ч. 3 ст. 17 Закона, обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Указанная третья часть устанавливает следующее. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Фактически это означает, что публичная власть принимает на себя обязательства по бесплатному обеспечению прохождения аттестации для обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы, в какой бы форме они ни обучались. Те, кто учится в форме семейного образования или самообразования, будут зачислены в организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, на период прохождения аттестации, и пройдут ее бесплатно. В данный момент именно это и понимается законом под экстернатом – лица, зачисленные для прохождения аттестации, считаются экстернами. Экстернат не является ни формой получения образования (их две – в организации, либо вне ее, в качестве семейного образования или самообразования), ни формой обучения (очное, очно-заочное, заочное). Экстерн – лицо, которое, обучаясь в форме семейного образования или самообразования, зачислено в организацию для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Фактически, экстернат – это форма прохождения аттестации в образовательной организации, когда само образование было получено в иной форме (в семье или самостоятельно).

В данном аспекте к лицам, осваивающим основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, закон приравнивает и тех детей, которые обучаются по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Частью 5 ст. 41 Закон устанавливает, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Обучение на дому также не является ни формой получения образования, ни формой обучения. Это обучение в образовательной организации в соответствующей (например, в очной) форме обучения. Однако это такое обучение в образовательной организации, которое организовано не на территории этой организации. Оно проходит либо на дому у обучающегося, либо в медицинской организации. Но, несмотря на фактическое место обучения, это именно обучение в данной образовательной организации, обучающийся зачисляется туда в качестве учащегося, имеет все права и обязанности учащегося на все время освоения образовательной программы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *