922 постановление правительства

Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 декабря 2007 года № 922

Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы

1. Настоящее Положение устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – средний заработок).

2. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся:

а) заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время;

б) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам;

в) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;

г) заработная плата, выданная в неденежной форме;

д) денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе;

е) денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время;

ж) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;

з) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления;

и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления;

к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие;

л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

м) вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений;

н) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;

о) другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

3. Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

4. Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев.

5. При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:

а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации;

б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному.

7. В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период и до начала расчетного периода, средний заработок определяется исходя из размера заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка.

8. В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период, до начала расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, средний заработок определяется исходя из установленной ему тарифной ставки, оклада (должностного оклада).

9. При определении среднего заработка используется средний дневной заработок в следующих случаях:

для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска;

для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

10. Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4).

В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах.

Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.

11. Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели.

12. При работе на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящего Положения.

13. При определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок.

Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период.

Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.

14. При определении среднего заработка для оплаты дополнительных учебных отпусков оплате подлежат все календарные дни (включая нерабочие праздничные дни), приходящиеся на период таких отпусков, предоставляемых в соответствии со справкой-вызовом учебного заведения.

15. При определении среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в следующем порядке:

ежемесячные премии и вознаграждения – фактически начисленные в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода;

премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, – фактически начисленные в расчетном периоде за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода;

вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, – независимо от времени начисления вознаграждения.

В случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде (ежемесячные, ежеквартальные и др.).

Если работник проработал неполный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному времени, они учитываются при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном настоящим пунктом.

16. При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке:

если повышение произошло в расчетный период, – выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода (абзац в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2009 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2009 года № 916, – см. предыдущую редакцию);

если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, – повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;

если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, – часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.

В случае если при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения изменяются перечень ежемесячных выплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению и (или) их размеры, средний заработок повышается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты (абзац дополнительно включен с 26 ноября 2009 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2009 года № 916).

При повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность), за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность).

При повышении среднего заработка выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах, не повышаются.

17. Средний заработок, определенный для оплаты времени вынужденного прогула, подлежит повышению на коэффициент, рассчитанный путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных работнику с даты фактического начала работы после его восстановления на прежней работе, на тарифную ставку, оклад (должностной оклад), денежное вознаграждение, установленные в расчетном периоде, если за время вынужденного прогула в организации (филиале, структурном подразделении) повышались тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение.

При этом в отношении выплат, установленных в фиксированном размере и в абсолютном размере, действует порядок, установленный пунктом 16 настоящего Положения.

18. Во всех случаях средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в расчетный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

19. Лицам, работающим на условиях совместительства, средний заработок определяется в порядке, установленном настоящим Положением.

Комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 “Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы“

Комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации
от 24.12.2007 N 922 “Об особенностях порядка исчисления средней
заработной платы“
В соответствии со ст. 139 ТК РФ Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 утверждено новое Положение “Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы“ (далее — Положение N 922) которое подлежит применению в случаях, предусмотренных трудовым законодательством РФ, и распространяется на правоотношения, возникшие после 06.01.2008*(1). Ранее действовавшее Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 (далее — Положение N 213), утратило силу.
Право давать разъяснения по вопросам об исчислении среднего заработка с применением Положения N 922 предоставлено Минздравсоцразвития РФ.
Выплаты, подлежащие включению в расчет среднего заработка
В соответствии с п. 2 Положения N 922 для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. В перечень видов данных выплат, включаемых для исчисления среднего заработка, утвержденных ранее Положением N 213, внесены изменения:
1. Из него исключена оплата разницы в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности). Это связано с тем, что данная компенсация оплачивается из расчета среднего заработка, если перевод был предусмотрен производственной необходимостью (ст. 74 и 182 ТК РФ).
2. Перечень дополнен новыми видами выплат, а именно:
— денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время;
— вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений.
3. Внесено уточнение в пункт, касающийся выплаты денежного вознаграждения (денежного содержания), начисляемого за отработанное время лицам, замещающим государственные должности. Законодателем дополнено, что данная выплата подлежит включению в расчет среднего заработка лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности субъектов РФ. Кроме того, в список лиц, которым выплачивается денежное вознаграждение, внесены депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий, действующих на постоянной основе.
Выплаты, не учитываемые при исчислении среднего заработка
В пункте 3 Положения N 922 законодатель выделил, что при расчете среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда. Среди них материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие. Это связано с тем, что данный вид выплат не соответствует определению заработной платы. В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата — это вознаграждение, которое работодатель выплачивает работнику за исполнение трудовой функции и ни за что более. Несмотря на то, что в бюджетных учреждениях вышеперечисленные выплаты, не являющиеся заработной платой, включены в систему оплаты труда, их не следует учитывать при расчете среднего заработка.
Расчетный период
При любом режиме работы средняя заработная плата работника рассчитывается исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом законодатель п. 4 Положения N 922 уточнил период времени, который следует считать календарным месяцем. Данного определения в Положении N 213 не было. В соответствии со ст. 139 ТК РФ следует учитывать период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).
По-прежнему п. 5 Положения N 922 при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:
— за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ. В данный подпункт законодателем внесено уточнение — за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных ТК РФ. В ранее действовавшем Положении N 213 это время не исключалось;
— работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
— работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
— работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
— работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
— работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ.
Обратите внимание: из перечня периодов, не подлежащих включению в расчет среднего заработка, исключено также время, когда работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством РФ.
Порядок расчета среднего заработка
Пунктом 9 Положения N 922 определен порядок расчета среднедневного заработка:
— в случаях оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск;
— для других случаев, предусмотренных ТК РФ, кроме случаев, когда работникам установлен суммированный учет рабочего времени. Формула расчета среднего заработка осталась прежней, для его определения следует среднедневной заработок умножить на количество дней в периоде, подлежащем оплате. При этом в расчете могут быть использованы либо календарные, либо рабочие дни, определенные для случаев в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Исчисление среднего заработка для оплаты отпусков
Пунктом 10 Положения N 922 законодательно закреплен порядок расчета среднедневного заработка для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска в соответствии со ст. 139 ТК РФ. Он исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4).
Следует отметить, что теперь оплата отпусков и выплата компенсации за неиспользованные отпуска при суммированном учете рабочего времени производятся в общеустановленном порядке на основе среднего дневного заработка. Положением N 213 было предусмотрено применение среднечасового заработка.
Расчетный период отработан не полностью
В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время, подлежащее оплате по среднему заработку, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах (п. 10 Положения N 922).
Обратите внимание: количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, отработанных в данном месяце. Положение N 213 предусматривало применение коэффициента 1,4, на который умножались рабочие дни, приходящиеся на отработанное время в неполном месяце.
Особенности расчета отпуска, предоставляемого в рабочих днях
Основным направлением государственной политики в области охраны труда является установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 210 ТК РФ). Гражданам, занятым на таких работах, положен дополнительный отпуск, который в соответствии с некоторыми нормативными актами предоставляется в рабочих днях.
Порядок установления таких отпусков находится в ведении Правительства РФ, но следует заметить, что законодатели уже давно не выпускали документов, посвященных этому вопросу. В соответствии со ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов… в соответствие с настоящим Кодексом… законодательные акты бывшего Союза ССР… применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу… Применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Поэтому многие бюджетные учреждения до сих пор вынуждены обращаться к нормативным актам, которые действовали до вступления в силу ТК РФ (до 1 февраля 2002).
Одним из таких документов является Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день*(2). Вследствие того, что данные нормативные акты подлежат применению на территории РФ, Правительством РФ был закреплен в п. 11 Положения N 922 порядок расчета среднедневного заработка. Он не претерпел изменений по сравнению с Положением N 213.
Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели.
Следует также отметить, что отпуска в рабочих днях также предоставляются работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, а также сезонным работникам. Им ежегодные отпуска предоставляются из расчета два рабочих дня за месяц работы (ст. 291, 295 ТК РФ).
Отдельным п. 14 Положения N 922 выделен порядок оплаты учебного отпуска. В предусмотренных законодательством случаях предоставления учебных отпусков оплате подлежат все календарные дни (включая нерабочие праздничные дни), приходящиеся на их период, в соответствии со справкой-вызовом учебного заведения. Ранее, в Положении N 213, это не предусматривалось.
Исчисление среднего заработка для других случаев
Средний дневной заработок, кроме случаев, применяемых для расчета отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы фактической заработной платы, начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней (п. 9 Положения N 922). При этом законодателем уточнено, что в сумму заработной платы подлежат включению премии и вознаграждения, входящие в перечень выплат, участвующих при расчете среднего заработка.
Как и ранее, в Положении N 922 отдельным пунктом выделен порядок расчета среднего заработка при суммированном учете рабочего времени, который исчисляется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате (п. 13 Положения N 922).
При этом средний часовой заработок определяется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество часов, фактически отработанных в этот период.
Расчет среднего заработка
при повышении заработной платы
При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке.
Повышение произошло в расчетный период. Выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода.
Повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка. Повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период.
Повышение произошло в период сохранения среднего заработка. Часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода (п. 16 Положения N 922).
Обратите внимание: при повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность). При этом не повышаются выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность), а также выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах.
В заключение хотим напомнить, что средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в расчетном периоде норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (п. 18 Положения N 922). В настоящее время в соответствии с Законом N 54-ФЗ*(3) он равен 2 300 руб.
“Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера“, N 3, март 2008 г.
————————————————————————-
*(1) От редакции: источник официального опубликования — “Российская газета“ от 29.12.2007 N 294.
*(2) Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 “Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день“.
*(3) Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда“ и другие законодательные акты РФ“.

Общий порядок исчисления

Порядок расчета зависит и от рабочего графика сотрудника. Для специалистов, рабочее время которых учитывается суммарно, подсчет отработанного периода времени должен производиться в часах. Для сотрудников, работающих на условиях стандартной рабочей недели, обычно отработанное время учитывается в днях.

Формула

Общая формула расчета среднего заработка выглядит следующим образом: сумма заработка рассчитывается как итоговое произведение количества временных единиц, за которые должна быть выплачена компенсация, на величину среднего заработка за одну данную единицу.

Например, сотрудник командирован предприятием на двенадцать дней. Среднедневной заработок его составляет 1520 рублей. За период командировки ему следует выплатить 1520*12=18240 рублей.

Длительность расчетного периода

Среднюю зарплату определяют, отталкиваясь от начисленной суммы зарплаты и времени, которое фактически отработано сотрудником, за двенадцать календарных месяцев, которые предшествовали периоду, за который сохранена заработная плата.

За календарный месяц принимается период с первого по тридцатое (тридцать первое) число месяца включительно (для февраля это с первого по двадцать восьмое).

Компания вправе установить любую другую длительность расчетного периода, если это не приводит к снижению сумм, которые причитаются сотруднику. Если принято решение об изменении периода, это должно быть закреплено в трудовом договоре.

Время, в течение которого сотрудник по уважительным причинам не находился на своем рабочем месте и за ним не сохранялся заработок, при определении периода следует исключить.

К указанным причинам можно в том числе отнести дни простоя по не зависящим от работника причинам, дни, когда сотрудник не работал в связи с установлением режима неполной рабочей недели, дни отпуска за свой счет.

Размер заработка

После определения периода устанавливается общее число дней (часов), которые фактически были отработаны на протяжении расчетного периода. При этом время, когда за сотрудником должна сохраняться средняя зарплата (отпуск, больничный, время, когда работником выполнялись общественные обязанности, и время пребывания в командировках), не учитывается.

В случаях, когда у работника перед тем, как наступает событие, требующее расчета средней зарплаты, фактически отработанные дни присутствуют только лишь в том месяце, который предшествует данному событию, либо в месяце его наступления, величина средней зарплаты определяется с учетом выплат, фактически начисленных за дни, которые были отработаны (в пределах двух месяцев периода, который учитывается при расчете).

Если сотрудник приступил к исполнению своих обязанностей с первого числа месяца, который предшествует месяцу наступления события, расчет среднедневной (или в некоторых случаях среднечасовой) зарплаты необходимо производить из выплат, которые были начислены за такой полный месяц.

Постановление правительства

Многие организации до сих пор вынуждены руководствоваться нормативными актами, которые были приняты и действовали до вступления в силу действующего Трудового Кодекса.

Применение их возможно, если они не противоречат действующему Кодексу и действие их распространяется только на вопросы и ситуации, которые могут регулироваться исключительно федеральными законодательными актами, впредь до момента вступления в законную силу соответствующих актов и постановлений.

Один из таких документов — «Список профессий и производств с вредными условиями труда». Работа там предоставляет сотруднику право на дополнительные дни отпуска, а также на работу по графику, предусматривающему работу в режиме сокращенного рабочего дня. Учитывая, что данные нормативные акты обязательны к применению, порядок расчета средней зарплаты за день был узаконен Правительством в пункте 11 Положения №922.

В случаях, которые предусмотрены законодательством для предоставления отпуска, оплате подлежат все дни с учетом выходных и праздничных. Среднедневной заработок исчисляется, согласно п.9 Положения №922, как частное от деления суммы вознаграждения за работу, которое начислено за отработанные в течение периода дни на количество отработанных дней.

Исключением здесь будут только случаи, когда необходимо определить среднюю зарплату при расчете отпускных и выплаты положенной компенсации за дни отпуска, не использованные сотрудником в рамках графика отпусков.

Законодательством уточняется, что в сумму зарплаты для определения ее среднего показателя включаются все суммы премий и вознаграждений, входящие в перечень выплат, которые необходимо учесть при определении данной величины.

Действовавшим до этого положением №213 предписывалось применение коэффициента, равного 1,4. На него следовало умножить рабочие дни, которые приходились на отработанное в течение неполного месяца время.

Основное направление политики государства в сфере охраны труда – предоставление компенсаций за работу во вредных условиях труда, а также за выполнение тяжелой работы (статья 210 ТК).

Если сотрудник занят на таких работах, ему предоставляется право на дополнительный отпуск, который согласно нормативным документам должен быть предоставлен в рабочих днях.

Порядок установления условий для предоставления такого рода отпусков находится в компетенции Правительства РФ. Однако, законодателями давно уже не принимались документы, которые посвящались бы данному вопросу.

В 2016 году

Согласно Постановлению Правительства №1054 от 15.10.2014, зарплата, рассчитанная как окончательный итог после завершения года, который предшествовал событию, обусловленная действующей на предприятии системой оплаты труда вне зависимости от времени ее начисления, включала в себя:

  • надбавки и различные доплаты, предусмотренные за классность, профессионализм, выслугу лет;
  • надбавки за работу с особой категорией сведений, представляющих собой государственную тайну;
  • прибавление суммы за осуществление руководства бригадой;
  • сумму за совмещение должностей (либо профессий), а также расширенную зону обслуживания, вынужденное увеличение предусмотренного должностной инструкцией объема работ;
  • надбавка за знание и использование в работе иностранных языков.

В 2017 году

Так же, как и до этого, в Положении №922 от 24.12.2007 в редакции от 10.12.2016 отдельно выделяется порядок расчета среднего заработка при проведении учета рабочего времени. Он определяется как произведение среднечасового заработка на количество отработанных часов согласно графику работы сотрудника в том периоде, который подлежит оплате (пункт 13 Положения).

Среднечасовой заработок при этом определяется как частное при делении общей суммы фактически начисленной за отработанное время зарплаты (включая все поощрительные выплаты), на количество часов, которые отработаны в данном периоде.

Ежемесячные вознаграждения в виде премии и других поощрительных выплат, фактически начисленные в периоде, за который производится расчет, должны учитываться не более одного раза по каждому премиальному показателю за каждый месяц, входивший в расчетный период.

Вознаграждения, которые начислены за период работы, который превышает один месяц, учитывались как общая начисленная по факту сумма, если период, за который произведено начисление не превышал общий период определения средней зарплаты.

Если период, за который произведено начисление таких выплат, превышает расчетный, для определения среднего заработка они должны быть учтены в размере одной месячной доли за каждый месяц, входящий в период расчета.

Премии по итогам работы за календарный год, а также единовременная выплата вознаграждения за выслугу лет должны быть учтены независимо от того момента, когда производилось начисление данного вознаграждения.

В случае пересмотра в сторону повышения предусмотренных коллективным договором на предприятии должностных окладов (ставок, размеров материального вознаграждения), средняя зарплата сотрудников должна повышаться таким образом:

Если повышение произведено на протяжении расчетного периода, выплаты, входящие в расчет среднего показателя, повышаются на коэффициент, который следует рассчитать как частное от деления тарифной ставки (оклада), установленную в месяце последнего проведения такого повышения, на тарифную ставку, определенную для каждого из месяцев, входящих в расчетный период.

Предыдущая статья: Оформление стандартного налогового вычета на ребенка в 2018 году Следующая статья: Оформление справки о составе семьи через Госуслуги

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ

О мерах по развитию дополнительного образования

детей в 2014-2015 учебном году

В целях повышения качества оказываемых жителям города Москвы образовательных услуг и наибольшего удовлетворения потребностей в дополнительном образовании детей

приказываю:

1. Осуществлять финансирование реализации дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в форме предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы (далее – государственная работа).

2. Утвердить Порядок расчета и использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для жителей города Москвы для государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, согласно приложению к настоящему приказу.

3. Установить, что зачисление жителей города Москвы на освоение дополнительных общеразвивающих программ осуществляется государственными образовательными организациями, подведомственными Департаменту образования города Москвы, через Комплексную информационную систему «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» (КИС ГУСОЭВ) в порядке, установленном Департаментом образования города Москвы. При этом источником данных об обучающихся является Реестр обучающихся подсистемы «Нормативно-справочная информация и Реестры» КИС ГУСОЭВ.

4.Установить, что для государственных организаций дополнительного образования детей, подведомственных Департаменту образования города Москвы, кроме государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для жителей города Москвы в государственное задание может быть включено выполнение иных государственных работ.

5.Руководителям государственных общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, обеспечить предоставление дополнительного образования не менее 75% обучающихся в организации.

6. Распространить действие настоящего приказа на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2014 г.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Васильеву Т.В.

Руководитель Департамента образования

города Москвы И.И. Калина

Приложение к приказу

Департамента образования

города Москвы

от «17» декабря 2014 г. № 922

Порядок расчета и использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для жителей города Москвы для государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы

1. Порядок расчета и использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для жителей города Москвы (далее – государственная работа) для государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, разработан в целях наибольшего удовлетворения потребностей жителей города Москвы в качественном дополнительном образовании детей.

2. Государственная работа предоставляется государственным образовательным организациям, подведомственным Департаменту образования города Москвы (далее – образовательные организации), на реализацию дополнительных общеразвивающих программ:

– на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях в государственных общеобразовательных организациях, государственных образовательных организациях среднего профессионального образования;

– на базовом и углубленном уровнях в государственных организациях дополнительного образования детей.

3. К ознакомительному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 3 месяцев, время обучения –от 1 до 3 часов в неделю. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

4. К базовому уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 8 до 18 лет, осваивающим программы начального общего (с 3 класса), основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования. При этом срок освоения программы составляет не менее 1 года, время обучения – от 3 до 5 часов в неделю. Результатом обучения является участие в общегородских мероприятиях, включенных в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призеров общегородских мероприятий, входящих в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 10% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; переход на углубленный уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

5. К углубленному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 12 до 18 лет, осваивающим программы основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования. При этом срок освоения программы составляет не менее 2 лет, время обучения – от 4 до 8 часов в неделю. Результатом обучения является участие в общегородских мероприятиях, включенных в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 80% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призеров общегородских мероприятий, входящих в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

6. Предельные размеры расходов образовательной организации на 1 обучающегося, осваивающего дополнительные общеразвивающие программы, за счет средств государственной работы в год составляют:

— на ознакомительном уровне 2 до 6,0 тыс. рублей;

— на базовом уровне – до 12,0 тыс. рублей;

— на углубленном уровне – до 24,0 тыс. рублей.

7. Для обучающихся из числа детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов, применяется корректирующий коэффициент к предельным размерам расходов образовательной организации на 1 обучающегося, осваивающего дополнительные общеразвивающие программы, – 2,0.

8. Для обучающихся из числа детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов, применяется корректирующий коэффициент к предельному размеру расходов образовательной организации на 1 обучающегося, осваивающего дополнительные общеразвивающие программы, – 3,0.

9. Объем дополнительного финансирования государственных общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, на реализацию дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся, осваивающих программы основного общего, среднего общего образования в данных организациях, определяется по следующей формуле:

V1 = (К1 х 75% х N1) / 2 + (К2 х 75% х N2) / 2 + (К3 х 75% х N3) / 2,

где V1 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы для государственной общеобразовательной организации, подведомственной Департаменту образования города Москвы, тыс. рублей;

К1 – количество обучающихся, осваивающих программы начального общего образования, человек;

N1 – расчетная сумма дополнительного финансирования на 1 обучающегося, осваивающего программы начального общего образования, тыс. рублей;

К2 – количество обучающихся, осваивающих программы основного общего образования, человек;

N2 – расчетная сумма дополнительного финансирования на 1 обучающегося, осваивающего программы основного общего образования, тыс. рублей;

КЗ – количество обучающихся, осваивающих программы среднего общего образования, человек;

N3 – расчетная сумма дополнительного финансирования на I обучающихся, осваивающего программы среднего общего образования, тыс. рублей.

10. Объем дополнительного финансирования государственных образовательных организаций среднего профессионального образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы, на реализацию дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих программы среднего профессионального образования, определяется по следующей формуле:

V2 = (К4 х 75% х N4) / 2,

где V2 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы для государственной образовательной организации среднего профессионального образования, подведомственной Департаменту образования города Москвы, тыс. рублей;

К4 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих программы среднего профессионального образования, человек;

N4 — расчетная сумма дополнительного финансирования на 1 обучающегося в возрасте до 18 лет, осваивающего программы среднего профессионального образования, тыс. рублей.

11. Для обучающихся из числа детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов, применяется корректирующий коэффициент к расчетной сумме дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы (пп. 9–10) на 1 обучающегося –2,0.

12. Для обучающихся из числа детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов применяется корректирующий коэффициент к расчетной сумме дополнительного финансирования в форме в форме субсидии на выполнение государственной работы (пп. 9–10) на 1 обучающегося – 3,0.

13. Объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы для государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, на 2014–2015 учебный год определяется с использованием следующих расчетных сумм дополнительного финансирования:

— на 1 обучающегося, осваивающего программы начального общего образования, (N1) – 12,0 тыс. рублей в год;

— на 1 обучающегося, осваивающего программы основного общего образования, (N2) – 16,0 тыс. рублей в год;

— на 1 обучающегося, осваивающего программы среднего общего образования, (N3) – 20,0 тыс. рублей в год;

— на 1 обучающегося в возрасте до 18 лет, осваивающего программы среднего профессионального образования, (N4) – 20,0 тыс. рублей в год.

14. Государственным общеобразовательным организациям и организациям среднего профессионального образования, подведомственным Департаменту образования города Москвы, дополнительно к объему финансирования, определенному в соответствии с пунктом 9 настоящего порядка, по результатам реализации дополнительных общеразвивающих программ в 2013–2014 учебном году предоставляется дополнительное финансирование в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций:

14.1. Для образовательных организаций, занявших места с 1 по 20 в рейтинге образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты в 2013–2014 учебном году, по следующей формуле:

V3 = К5 / 5 х N5 + К6 / 5 х N6,

где V3 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К5 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, человек;

N5 – расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К6 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, человек;

N6 – расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей.

14.2. Для образовательных организаций, занявших места с 21 по 70 в рейтинге образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году, по следующей формуле:

V4 = К7 / 7 х N5 + К8 / 7 х N6,

где V4 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К7 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, человек;

N5 – расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К8 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, человек;

N6 – расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей.

14.3. Для образовательных организаций, занявших места с 71 по 170 в рейтинге образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году, по следующей формуле:

V5 = K9/10xN5 + K10/10x N6,

где V5 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К9 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, человек;

N5 – расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К10 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, человек;

N6 – расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей.

14.4. Для образовательных организаций, занявших места с 171 по 400 в рейтинге образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году, по следующей формуле:

V6 = K11 / 14xN5 + K12/14xN6

где V6 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К11 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, человек;

N5 –расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К12 — количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, человек;

N6 – расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей.

15. Объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций для государственных общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, на 2014–2015 учебный год определяется с использованием следующих расчетных сумм дополнительного финансирования:

— на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, (N5) – 100,0 тыс. рублей в год;

— на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, (N6) – 60,0 тыс. рублей в год.

16. Для образовательных организаций, занявших места ниже 400 в рейтинге образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты в 2013–2014 учебном году, которые были реорганизованы путем присоединения государственных организаций дополнительного образования детей, с количеством обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам из других общеобразовательных организаций в текущем учебном году не менее 1000 человек объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций на 2014–2015 учебный год составляет 10 млн рублей.

17. Предоставление дополнительного финансирования в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы на предоставление дополнительных общеразвивающих программ обучающимся из других образовательных организаций (п. 14) осуществляется на основании заявок государственных общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

18. Объем предельного финансирования в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы государственным организациям дополнительного образования детей, подведомственным Департаменту образования города Москвы, определяется сметным методом.

19. Государственные организации дополнительного образования детей, подведомственные Департаменту образования города Москвы, сверх субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы обязаны обеспечить жителям города Москвы возможность получения в 2014–2015 учебном году дополнительного образования в объеме не менее 12,5 процентов от объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (без учета поступлений от аренды).

20. Образовательные организации самостоятельно определяют количество и структуру обучающихся, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы за счет средств государственной работы, по уровням.

21. Средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы могут быть использованы образовательными организациями на оплату труда педагогических и иных работников, услуги связи, транспортные расходы, приобретение материальных запасов и прочие расходы, связанные с реализацией дополнительных общеразвивающих программ.

Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»

Постановление Правительства РФ
от 24 декабря 2007 г. N 922
«Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»*1

_____
*1 Текст официального документа см.: НВ: комментарии… — N 4. — С. 30 — 33.

Комментарий*1

_____
*1 См. также комментарий И.Н. Девятова к этому документу // НВ: комментарии… — N 4. — С. 34 — 41.
И.Н. Мартынова

1. Общие положения

С 6 января 2008 года введено в действие Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — новое Положение о среднем заработке, Положение N 922). С этой же даты утратило силу применявшееся в течение последних пяти лет Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 (далее — Положение N 213).
Принятие нового Положения о среднем заработке вызвано тем, что изменения, внесенные в Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) в 2006 году, привели к реальному несоответствию между требованиями ст. 139 ТК РФ, устанавливающей порядок исчисления средней заработной платы, и разъяснениями этого порядка, данными Правительством РФ в Положении N 213. Количество несоответствий увеличилось после утверждения постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, (далее — Положение N 375). Все эти противоречия были устранены с принятием Положения N 922.

2. Выплаты, которые производятся исходя из показателя средней заработной платы

В размере средней заработной платы производятся выплаты, полагающиеся работнику за неотработанное время в случаях, предусмотренных ТК РФ, а также при перемещениях работника внутри и за пределы основного места работы в связи с производственной необходимостью.
В частности, на основе среднего заработка рассчитываются:
— «отпускные»:
— оплата ежегодных отпусков — основного и дополнительного (ст. 114, 116 ТК РФ);
— выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении (ст. 127 ТК РФ);
— оплата учебных отпусков (ст. 173-176 ТК РФ);
— выплаты за время нахождения в командировке и при повышении квалификации:
— оплата в размере среднего заработка за период нахождения работника в служебной командировке (ст. 167 ТК РФ);
— оплата за период, когда работник проходил повышение квалификации с отрывом от производства (ст. 187 ТК РФ);
— выплаты при трудоустройстве и увольнении работника:
— выплаты в виде выходного пособия в период трудоустройства и при увольнении (ст. 84, 178, 181 ТК РФ);
— выплаты в размере среднего заработка за весь период вынужденного прогула, если неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения препятствовала устройству работника на другую работу (часть восьмая ст. 394 ТК РФ);
— выплаты за участие в коллективных переговорах и в комиссиях по трудовым спорам:
— выплаты лицам, участвующим в коллективных переговорах, в подготовке проекта коллективного договора, соглашения с освобождением от основной работы на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ст. 39 ТК РФ);
— выплаты членам комиссий по трудовым спорам при участии в работе этих комиссий (ст. 171 ТК РФ);
— оплата при временном переводе на низкооплачиваемую работу:
— выплаты в размере не ниже среднего заработка по предыдущей работе при переводе работника на более низкооплачиваемую работу с целью предотвращения или устранения последствий катастроф, производственных аварий, несчастных случаев на производстве, пожаров, наводнений, землетрясениях и т.д. (ст. 72.2 ТК РФ);
— выплаты в размере не ниже среднего заработка по предыдущей работе при переводе работника на основании медицинского заключения на другую нижеоплачиваемую работу у данного работодателя, производимые в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, — до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника (ст. 182 ТК РФ);

— выплаты в размере среднего заработка, если орган, рассматривающий трудовой спор, признает перевод работника на нижеоплачиваемую работу незаконным (часть вторая ст. 394 ТК РФ);
— оплата при вынужденных простоях и прогулах:
— оплата простоев не по вине работника (ст. 157 ТК РФ);
— оплата времени вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе (ст. 373, 391 ТК РФ);
— льготы для некоторых категорий работников:
— оплата льготных часов работающих кормящих матерей и учащихся (ст. 92, 94, 258 ТК РФ);
— оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами (ст. 262 ТК РФ);
— оплата за время, затраченное на медосмотры и медицинские обследования:
— оплата за дни нахождения работников в медицинских учреждениях на осмотре (обследовании), если работники обязаны его проходить (ст. 185 ТК РФ);
— оплата донору за день обследования, день сдачи крови и день отдыха в размере его среднего заработка (ст. 186 ТК РФ);
— оплата беременным женщинам за дни обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях (ст. 254 ТК РФ);
— «больничные» и «декретные»:
— выплата пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами (ст. 183 ТК РФ);
— оплата отпуска по беременности и родам, а также по уходу за ребенком (ст. 255-256 ТК РФ);
— другие виды выплат, установленные ТК РФ.
Во всех этих и подобных ситуациях при расчете среднего заработка читателям журнала следует руководствоваться ст. 139 ТК РФ и двумя новыми положениями Правительства РФ: при расчете «больничных» и «декретных» — Положением N 375, а в остальных случаях — Положением N 922.

3. Что нового привнесло Положение N 922 по сравнению с ранее действовавшим Положением о среднем заработке

Прежде всего заметим, что новое Положение о среднем заработке должно применяться всеми работодателями, а не только организациями, как это было установлено раньше (п. 2 Положения N 922). Это означает, что требования Положения N 922 распространены и на индивидуальных предпринимателей, производящих расчеты со своими работниками. Это уточнение сделано в соответствии с изменением, внесенным в ТК РФ Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Данная поправка корреспондирует с подпунктом «о» п. 2 Положения N 922, допускающим при расчете среднего заработка учитывать другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя. В подпункте «н» п. 2 Положения N 213 формулировка была другая: другие виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда. Таким образом, список включаемых в расчет выплат по-прежнему остается открытым и в то же время становится более конкретным. Например, если у работодателя локальным нормативным актом или коллективным соглашением предусмотрена выплата квартальных премий, то их суммы, начисленные работникам за расчетный период, должны учитываться при расчете среднего заработка, а если она не предусмотрена, то суммы, начисленные работникам за расчетный период, не должны учитываться при расчете среднего заработка.

4. Изменения в списках выплат, учитываемых и исключаемых при расчете среднего заработка

Новым является требование п. 3 Положения N 922, согласно которому при расчете среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные не относящиеся к оплате труда выплаты (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и т.д.); в Положении N 213 такого уточнения не было.
К списку выплат, учитываемых при расчете среднего заработка, добавлено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическими работниками государственных и муниципальных учебных заведений (подпункт «м» п. 2 Положения N 922). Конкретизированы государственные и иные должности, при замещении которых средний заработок рассчитывается исходя из соответствующего денежного вознаграждения (содержания). К ним отнесены государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутаты, должностные лица и члены органов местного самоуправления, члены избирательных комиссий, действующих на постоянной основе. В остальном перечень выплат, участвующих в расчете среднего заработка, почти не изменился, и поправки носят по преимуществу редакционный характер.

5. Периоды времени, учитываемые при расчете среднего заработка

Список временных периодов и начисленных за них выплат, исключаемых из расчета среднего заработка (п. 5 Положения N 922), подвергся незначительной редакции. От ранее действовавшего списка он отличается двумя позициями:
— время и производимые за него выплаты, полагающиеся женщинам для кормления грудных детей в возрасте до полутора лет.
Теперь при расчете среднего заработка это время и производимые за него выплаты не исключаются, а, наоборот, учитываются. Согласно ст. 258 ТК РФ такие перерывы должны предоставляться не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый, а при наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет — не менее одного часа. По заявлению женщины эти льготные периоды могут присоединяться к обеденному перерыву либо в суммированном виде переноситься как на начало, так и на конец рабочего дня с его сокращением. Согласно действующей редакции ТК РФ перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и оплачиваются в размере среднего заработка. И несмотря на то, что все периоды, когда за работником сохранялся средний заработок и производимые за них выплаты в общем случае при расчете среднего заработка исключаются, для этих выплат подпунктом «а» п. 5 Положения N 922 сделано исключение;
— дни отдыха (отгулов), предоставляемые работнику в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Эта позиция, присутствовавшая в списке периодов времени и сумм, не учитываемых при исчислении среднего заработка (подпункт «ж» п. 4 Положения N 213), в Положении N 922 не указана. Следовательно, соответствующие периоды и производимые за них выплаты должны учитываться.

6. Порядок расчета среднего заработка

Порядок расчета среднего заработка в целом не изменился. Так же как и прежде, во всех случаях, кроме применения суммированного учета рабочего времени, за основу берется средний дневной заработок. И во всех ситуациях, кроме расчета среднего заработка для оплаты отпусков и компенсаций за неиспользованные отпуска, средний заработок определяется путем деления заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество отработанных в этом периоде дней. Полученный результат умножается на количество дней (календарных или рабочих), подлежащих оплате (п. 9 Положения N 922).
Уточнена формулировка для расчетного периода: он составляет 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (п. 4 Положения N 922). В Положении N 213 эта норма была изложена по-другому: за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. Текст нового Положения о среднем заработке приведен в соответствие с трактовкой действующей редакции ст. 139 ТК РФ.
Приведено в соответствие с ТК РФ и положение о расчетном периоде для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска (абзац второй п. 4 Положения N 922): средний дневной заработок в этих случаях исчисляется за последние 12 календарных месяцев, а не за 3, как это было в Положении N 213. Соответственно средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, не на 3, как это было раньше, а на 12 и на среднемесячное число календарных дней, которое теперь составляет 29,4 (ст. 139 ТК РФ, п. 10 Положения N 922), а не 29,6 (п. 9 Положения N 213).

7. Что делать с праздничными и нерабочими днями?

В новом Положении о среднем заработке отсутствует требование, которое содержалось в п. 12 Положения N 213, о том, что при определении среднего дневного заработка из расчетного периода исключаются праздничные нерабочие дни, установленные федеральным законом. Значит ли это, что теперь их следует учитывать? По нашему мнению, нет. Ведь согласно формулировке п. 9 Положения N 922 расчет среднего дневного заработка производится исходя из заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, которая делится на количество дней, отработанных в этом периоде.
Что же касается времени, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата, то праздничные нерабочие дни в некоторых случаях учитываются (например, при оплате дополнительных учебных отпусков, предоставляемых в соответствии с вызовом учебного заведения, на основании п. 14 Положения N 922, который содержит прямое требование оплачивать выходные и праздничные дни, попадающие на период отпуска, и т.д.), в большинстве случаев — нет. Ответ в каждой конкретной ситуации следует искать в ТК РФ и других нормативных документах. Например, в соответствии со ст. 120 ТК РФ нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число предоставляемых работнику календарных дней отпуска не включаются; иными словами, они увеличивают продолжительность таких отпусков, но не оплачиваются. Это и логично, ведь согласно ст. 106 и 107 ТК РФ выходные и праздничные нерабочие дни отнесены к времени отдыха, когда работник освобожден от исполнения трудовых обязанностей и вправе воспользоваться этим временем по своему усмотрению.
Наличие двух вариантов при решении этого вопроса также следует из абзаца четвертого п. 9 Положения N 922, который прямо устанавливает, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
В то же время заметим, что если речь идет о расчете и выплате «больничных» и «декретных», то выходные и праздничные дни учитываются как при определении среднего дневного заработка, так и при расчете самого пособия (п. 18 Положения N 375).

8. Если при расчете отпускных один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью

Изменился способ подсчета календарных дней при расчете отпускных, когда в расчетном периоде один или несколько месяцев были отработаны не полностью или из него исключалось время, когда за работником сохранялась средняя заработная плата.
Этот показатель определяется в настоящее время как частное от деления среднемесячного числа календарных дней (29,4) на количество календарных дней в месяце, отработанном не полностью, умноженное на количество отработанных календарных дней (п. 10 Положения N 922).
Раньше принцип расчета был другой: надо было умножить количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4 (п. 9 Положения N 213).
В то же время способ расчета среднего дневного заработка остался прежним: он исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных отработанных месяцах.
Очевидно, что могут быть различия в результатах при расчете количества дней в не полностью отработанных месяцах с использованием старого и нового методов: ведь раньше использовались повышающие коэффициенты (1,4 и 1,2), которые применялись к рабочим дням, а в настоящее время — комбинированные, в основном понижающие , применяемые к календарным дням.
Рассмотрим это на примере.
Пример 1. Расчет оплаты за отпуск, когда в расчетном периоде были отработаны не все дни.
Работнику, которому установлен месячный оклад в размере 30 000 руб., предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 8 февраля по 7 марта 2008 года (28 календарных дней плюс не учитываемый при расчете отпускных День защитника Отечества, приходящийся на 23 февраля). При этом работник с 21 по 25 января 2008 года болел, с 24 по 28 сентября 2007 года был в отпуске без сохранения содержания, с 7 мая по 3 июня 2007 года он находился в ежегодном основном оплачиваемом отпуске.
Произведем расчет заработной платы, начисленной работнику за расчетный период (см. табл. 1).

Таблица 1

Месяц, год

Количество календарных дней

Количество рабочих дней

Сумма начисленного

в месяце

отработано

по графику

отработано фактически

оклада, руб.

1

2

3

4

5

6

Февраль 2007 г.

28

28

19

19

30000

Март 2007 г.

31

31

21

21

30000

Апрель 2007 г.

30

30

21

21

30000

Май 2007 г.

31

3 (минус ежегодный основной отпуск)

21

3 (минус ежегодный основной отпуск)

4285,71 (30 000 руб. : 21 дн. х 3 дн.)

Июнь 2007 г.

30

27 (минус ежегодный основной отпуск)

20

19 (минус ежегодный основной отпуск)

28500 (30 000 руб. : 20 дн. х 19 дн.)

Июль 2007 г.

31

31

22

22

30000

Август 2007 г.

31

31

23

23

30000

Сентябрь 2007 i

30

25 (минус отпуск за свой счет)

20

15 (минус отпуск за свой счет)

22500 (30 000 руб. : 20 дн. х 15 дн.)

Октябрь 2007 г.

31

31

23

23

30000

Ноябрь 2007 г.

30

30

21

21

30000

Декабрь 2007 г.

31

31

21

21

30000

Январь 2008 г.

31

26 (минус «больничные»)

17

12 (минус «больничные»)

21 176, 52 (30000руб. : 17дн. х 12дн.)

Итого

365

327

249

220

316 462,23 руб.

Таким образом, сложением значений всех строк графы 6 таблицы мы получили сумму заработной платы, начисленной работнику за расчетный период, которая составила 316 462,23 руб.
Количество полностью отработанных месяцев за расчетный период равно 8 (февраль, март, апрель, июль, август, октябрь, ноябрь, декабрь 2007 года).
Теперь определим расчетное число дней в не полностью отработанных месяцах;
— по новому способу, применяемому начиная с 6 января 2008 года (согласно п. 10 Положения N 922).
Напомним читателям журнала, что в расчете участвуют только календарные дни (см. графы 2 и 3 табл. 1):
— май 2007 года — 29,4 дн. : 31 дн. х 6 дн. = 5,69 дн.;
— июнь 2007 года — 29,4 дн. : 30 дн. х 27 дн. = 26,46 дн.;
— сентябрь 2007 года — 29,4 дн. : 30 дн. х 25 дн. = 24,50 дн.;
— январь 2008 года — 29,4 дн. : 31 дн. х 26 дн. = 24,66 дн.
Рассчитаем средний дневной заработок работника:

316 462,23 руб. : (29,4 дн. х 8 мес. + 5,69 дн. + 26,46 дн. + 24,50 дн. + 24,66 дн.) = 999,85 руб.

Работнику должны быть начислены «отпускные» в размере 27 995,8 руб. (999,85 руб. х 28 дн.);
— по старому способу, применявшемуся до 6 января 2008 года (согласно п. 9 Положения N 213).
Напомним читателям журнала, что в расчете участвуют рабочие дни, которые преобразуются в календарные (см. графы 4 и 5 табл. 1):
— май 2007 года — 3 дн. х 1,4 = 4,2 дн.;
— июнь 2007 года — 19 дн. х 1,4 = 26,6 дн.;
— сентябрь 2007 года — 15 дн. х 1,4 = 21 дн.;
— январь 2008 года — 12 дн. х 1,4 = 16,8 дн.
Рассчитаем средний дневной заработок работника:

316 462,23 руб. : (29,4 дн. х 8 мес. + 4,2 дн. + 26,6 дн. + 21 дн. + 16,8 дн.) = 1041,68 руб.

Работнику будут начислены «отпускные» в размере 29 167,04 руб. (1041,68 руб. х 28 дн.).
Как видим, разница в результатах весьма ощутима. В нашем случае она составляет 1171,24 руб. (29 167,04 руб. — 27 995,8 руб.).
Эту разницу можно объяснить тем, что при расчете по старому способу не учитывались праздничные календарные дни. При этом особенно много их «набегает» в январе в связи с рождественскими каникулами. Сравните: расчетное число календарных дней в январе составляет при старом способе исчисления — 16,8 дн., а при новом — 24,66 дн.

9. Учет премий и вознаграждений при расчете среднего заработка

Особых изменений при учете премий и вознаграждений для целей расчета среднего заработка не произошло, уточнена только формулировка. Согласно п. 14 ранее действовавшего Положения N 213 условием учета премий, выплачиваемых по итогам за квартал, за год, единовременных вознаграждений и т.д., было их фактическое начисление за расчетный период. Однако они и раньше могли приниматься во внимание только в случае, если момент их начисления (учета по ведомостям) приходился на расчетный период. Это отражено в новом Положении о расчете среднего заработка, п. 15 которого разрешает учитывать премии и вознаграждения при условии их фактического начисления в расчетном периоде, в том числе в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает расчетный (п. 15 Положения N 922).
Так же как и прежде, вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, учитываются независимо от времени начисления вознаграждения (абзац четвертый п. 15 Положения N 922).
Если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключались периоды, когда за работником по основаниям, предусмотренным ТК РФ, сохранялась заработная плата, премии и вознаграждения учитываются пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время (ежемесячные, ежеквартальные и т.д.). Тот же принцип применяется и в случае, если работник проработал не полный рабочий период, за который начисляется премия: в расчете среднего заработка участвуют суммы, фактически начисленные за отработанное время (абзацы пятый и шестой п. 15 Положения N 922).
Рассмотрим это на примере.
Пример 2. Учет квартальных премий при расчете среднего заработка.
Работнику установлен оклад в размере 24 000 руб. Кроме того, в организации выплачиваются квартальные премии в размере 30% от оклада. Работник направлен организацией на повышение квалификации с отрывом от производства на пять рабочих дней с 24 по 29 февраля 2008 года. В соответствии с требованием ст. 187 ТК РФ за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата.
В течение расчетного периода, составляющего 12 месяцев, работником был использован очередной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней (с 1 по 27 июня 2007 года).

Произведем расчет среднего заработка, сохраняемого за работником в период его повышения квалификации (см. табл. 2).

Таблица 2

Месяц, год

Количество рабочих дней

Сумма начисленного

Сумма начисленной

Всего начислено

Средний дневной

по графику

отработано фактически

оклада, руб.

премии, руб.

с учетом премии, руб.

заработок, руб.

1

2

3

4

5

6

7

Февраль 2007 г.

19

19

24000

24000

Март 2007 г.

21

21

24000

4800 (24 000 руб. х 30% : 3 мес. х 2 мес.*1)

28800

Апрель 2007 г.

21

21

24000

24000

Май 2007 г.

21

21

24000

24000

Июнь 2007 г.

20

3 (минус ежегодный основной отпуск)

3600 (24000руб. : 20 дн. х 3 дн.)

5160

8760

1258,45 (291960руб. : 232дн.)

Июль 2007 г.

22

22

24000

24000

Август 2007 г.

23

23

24000

24000

Сентябрь 2007 г.

20

20

24000

7200 (24 000 руб. х 30%)

31 200

Октябрь 2007 г.

23

23

24000

24000

Ноябрь 2007 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *