Акт о ненадлежащем предоставлении коммунальных услуг

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением. При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
Объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредоставления коммунальной услуги. В случае если исполнитель после заключения договора своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг, потребитель вправе потребовать от исполнителя возмещения понесенных убытков и уплаты неустойки в соответствии с гражданским законодательством, законодательством о защите прав потребителей и договором.
В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее — аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В случае если сотруднику аварийно-Комуслугидиспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.
В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается: а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; б) время, указанное в акте, в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, — в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета.

Нормативное регулирование процедуры установления факта оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества определено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила).

Согласно Правилам, порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества устанавливается в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг.

При обнаружении факта некачественного предоставления коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно — диспетчерскую службу исполнителя коммунальной услуги (управляющей компании, ТСЖ, ресурсоснабжающей организации). Данное уведомление может быть сделано в письменной форме или устно (по телефону). При этом, обязанностью сотрудника аварийно-диспетчерской службы является информирование заявителя о лице, принявшем сообщение, номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

Проверка качества коммунальных услуг назначается исполнителем коммунальной услуги не позднее 2 часов с момента получения сообщения или в другое время, согласованное с потребителем. По результатам проверки составляется акт, который служит основанием для изменения размера платы за коммунальные услуги. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами. В случае если при проверке между потребителем и исполнителем возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, данные лица самостоятельно определяют порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.

Кроме того, в случае непроведения исполнителем проверки в установленный срок, а также невозможности уведомить его о факте некачественного предоставления коммунальной услуги в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы, потребитель вправе составить соответствующий акт, который подписывается не менее чем двумя потребителями, а также представителем организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.

При подтверждении факта оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества, потребитель вправе требовать от исполнителя перерасчета стоимости оказанных коммунальных, а также возмещения иных убытков, причинённых оказанием коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Порядок установления факта коммунальных услуг ненадлежащего качества определен подразделом X.

При обнаружении факта некачественного предоставления коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно -диспетчерскую службу исполнителя (управляющей компании, ТСЖ, ресурсоснабжающей организации). Это может быть сделано в письменной форме или устно (по телефону). Сотрудник аварийно­диспетчерский службы обязан сообщить сведения о лице, принявшем сообщение, номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

Проверка качества коммунальных услуг назначается исполнителем не позднее двух часов с момента получения сообщения или в другое время, согласованное с потребителем. По результатам проверки составляется акт, который служит основанием для изменения размера платы за коммунальные услуги.

В случае непроведения исполнителем проверки в установленный срок, а также невозможности уведомить его о факте некачественного предоставления коммунальной услуги в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы, потребитель вправе составить соответствующий акт, который подписывается не менее чем двумя потребителями, председателем совета многоквартирного дома, ТСЖ или кооператива.

27 июня арбитражный суд Западно-Сибирского округа вынес Постановление № Ф04-2488/2019 по спору об оплате автотранспортных услуг в связи с удержанием заказчиком штрафных санкций, несмотря на подписание акта приемки услуг.

В январе 2016 г. предприниматель Андрей Галахов и ООО «БИЗНЕС-ТРАНС-ГРУПП» заключили договор на оказание автотранспортных услуг. По его условиям оплата производилась согласно установленным тарифам за фактически отработанное каждым транспортным средством время, при этом услуги считались оказанными после подписания заказчиком соответствующего акта.

Во исполнение условий договора ИП оказал обществу услуги на 22 млн руб. за период с января по декабрь 2016 г. В связи c якобы ненадлежащей оплатой услуг заказчиком, который задолжал предпринимателю около 2 млн руб., Андрей Галахов обратился в суд с иском о взыскании этой суммы.

Суд первой инстанции, а затем и апелляция отказались удовлетворять исковые требования, исходя из правомочности общества по одностороннему удержанию штрафов из сумм, выплачиваемых исполнителю за оказанные им услуги, согласно п. 5.17 заключенного между ними договора.

В своей кассационной жалобе предприниматель просил отменить эти судебные решения и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование своих требований Андрей Галахов указал, что акты оказанных услуг были подписаны ответчиком без замечаний и возражений в отношении качества и сроков их оказания, поэтому оснований для удержания им штрафных санкций не имелось.

Изучив обстоятельства дела № А75-2769/2018, окружной суд отметил, что факт оказания истцом услуг ненадлежащего качества на оспариваемую им сумму подтверждается в том числе соответствующими претензиями, актами, уведомлениями и оригиналами чек-листов технического аудита, которые (за исключением одного) были подписаны в том числе водителями ИП. Суд округа также указал на факт признания истцом в своем ответном письме на претензию обоснованности штрафа на сумму 1,6 млн руб., наложенного на него в рамках договора. В указанном документе истец просил рассмотреть вопрос о рассрочке выплаты штрафа и снизить его на полмиллиона руб.

Как указала кассация, в нарушение ст. 65 АПК РФ в материалах дела не было представлено доказательств того, что исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, равно как и доказательств недопущения ответчиком нарушений при оказании услуг по спорному договору. «С учетом изложенного суды обоснованно признали правомерным начисление заказчиком штрафа исполнителю на основании п. 3.1.20, 5.2, 5.17 договора. Расчет штрафа произведен за нарушения, указанные в актах, в соответствии с условиями договора», – указано в постановлении.

В связи с этим окружной суд заключил, что заказчик своевременно и полностью оплатил оказанные ему услуги, поскольку договор наделял его правом удерживать суммы штрафных санкций из окончательных платежей исполнителю за фактические оказанные услуги.

Кроме того, окружной суд отметил, что реализация ответчиком права на начисление договорной неустойки не может расцениваться как злоупотребление правом. «Отсутствие в подписанных сторонами актах оказанных услуг указаний на замечания при наличии на момент их подписания выявленных фактов нарушений условий договора не свидетельствует об утрате заказчиком права на начисление штрафных санкций, согласованных в договоре», – заключил суд округа в своем решении.

Таким образом, окружной суд оставил в силе судебные акты нижестоящих инстанций.

Адвокат АП г. Москвы Алина Емельянова согласилась с выводами кассационной инстанции. «Действительно, подписанный сторонами акт не лишает заказчика права заявить о ненадлежащем качестве услуг и, при наличии тому доказательств, воспользоваться возможностями, которые предоставляет ему закон или договор (в рассматриваемом случае – предъявить исполнителю штраф)», – отметила она.

По мнению эксперта, подписанный сторонами акт оказанных услуг не презюмирует безусловно факт качественного оказания услуг: «Здесь уместно вспомнить известную правовую позицию Президиума ВАС РФ, сформулированную в п. 13 Информационного письма от 24 января 2000 г. № 51 об обзоре практики разрешения споров по договору строительного подряда: «заказчик не лишен права представить суду свои возражения по качеству работ, принятых им по двустороннему акту”».

Адвокат добавила, что, хотя нормы о строительном подряде напрямую не применяются к договорам об оказании услуг, позиция кассации в пользу сохранения права на возражения по качеству принятых по двустороннему акту работ может быть распространена и в отношении споров из таких договоров.

Старший юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко считает, что выводы окружного суда согласуются со сложившейся судебной практикой. «При рассмотрении подобных дел суды, как правило, ссылаются на принцип свободы договора, а также на п. 2 ст. 407 ГК РФ, из которого следует, что допускается прекращение обязательства по требованию одной из сторон в случаях, предусмотренных договором (см. например, Постановление Президиума ВАС РФ от 19 июня 2012 г. № 1394/12, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2017 г. № Ф07-9835/2017)», – отметила эксперт.

Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ

  • | Печать |

Подробности Родительская категория: ЖКХ Категория: А у нас в квартире газ, а у Вас? Просмотров: 6863

Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ

Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в указании услуг или выполнении работ отражается в акте.

Основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является указанный акт.

Порядок составления акта определяется п.п. 109-113 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354.

В акте указывается дата и время начала нарушения качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов.

Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.

После устранения причин нарушения качества услуг и работ, исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляются услуги, выполняются работы надлежащего качества в необходимом объеме. Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества услуг по содержанию жилого помещения, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *