Акт о взаиморасчетах, образец

Акт сверки взаиморасчетов представляет собой документ, отображающий расчеты двух организаций за определенный срок. Т.к. действующим законодательством не предусмотрена официальная форма акта сверки взаиморасчетов субъектов хозяйствования, то организация имеет право самостоятельно разработать удобную для нее форму акта сверки.

Составлением акта сверки взаиморасчетов занимается непосредственно бухгалтерия предприятия.

Акт взаиморасчетов по договору

Бланк данного документа обязательно составляется в двух экземплярах, которые подписываются двумя должностными лицами: главным бухгалтером и руководителем предприятия. Оба экземпляра акта обязательно визируются печатью. Один экземпляр остается на предприятии, другой – передается контрагенту. Данные акта сверки организации, являющейся инициатором сверки должны полностью совпадать с данными предприятия-контрагента. В противном случае в конце документа должна фиксироваться информация, касающаяся имеющихся расхождений.

Для контроля за подписанием акта сверки следует указать сроки, в течение которых документ должен быть возвращен предприятию. Это касается и суммы долга, подлежащего уплате. Пункт по поводу сроков предварительно должен быть внесен в договор контрагента. Если таковой отсутствует, суд (в случае претензий) не принимает во внимание нарушения указанных сроков.

Акт сверки взаиморасчетов является основанием для прерывания срока исковой давности, который составляет 3 года. Если должник подписывает акт сверки в течение данного периода времени, он, таким образом, признает свой долг и обязан его погасить.

Если у организации нет споров по поводу имущества, акты сверок взаиморасчетов могут подписываться только главными бухгалтерами обеих организаций. В случае обращения в суд (в связи с определенными разногласиями) такой документ не будет считаться действительным.

Обычно акты сверок производятся по какому-либо договору поставки или согласно счет-фактуры. Возможны сверки и по всем коммерческим операциям за определенный период времени, интересующий организацию-контрагента.

Применения акта сверки взаиморасчетов не является обязательной по российскому законодательству. Но, не смотря на это, данный вид документа широко используется практически на всех предприятиях.

Получаем справку о состоянии расчетов с бюджетом

Получение лицензии, кредита в банке, участие в конкурсе или тендере, проверка правильности уплаты налогов и сборов — вот лишь некоторые причины для получения справки о состоянии расчетов по налогам и сборам. Как получить такую справку? Какие документы необходимо для этого подать? В каких случаях налоговая может отказать в предоставлении справки? О порядке получения справки о состоянии расчетов по налогам и сборам читайте в нашей статье.

Чем регулируется?

Порядок получения в налоговой инспекции справки о состоянии расчетов регулируется Административным регламентом ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения (далее — Регламент) <1>. Данный документ разработан в целях повышения качества исполнения государственной функции, создания комфортных условий для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, он определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФНС, ее территориальных органов и их должностных лиц.

<1> Утвержден Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н. Вступил в силу с 24.05.2008.

Порядок получения справки о состоянии расчетов

Порядку получения справки посвящен разд. 16 «Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам» Регламента.

Составляем запрос

Основанием для составления налоговым органом справки о состоянии расчетов является письменный запрос налогоплательщика (его представителя) в инспекцию ФНС.

Форма запроса. Следует отметить, что форма данного запроса не регламентирована и составить его можно в произвольной форме. Однако во избежание недоразумений и проблем целесообразно воспользоваться формой запроса, которая приведена в Приложении 7 к Регламенту.

Что указать в запросе? В запросе могут быть указаны способ получения (лично или почтовым отправлением) справки о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам и дата, по состоянию на которую она представляется. В случае если в запросе не отражен способ получения справки, оформленная справка направляется налогоплательщику (его представителю) заказным почтовым отправлением. Если в запросе отсутствует дата, по состоянию на которую формируется указанная справка, она составляется на дату регистрации запроса в инспекции ФНС.

Приведем пример заполнения запроса (см. с.

Особенности подписания и составления акта взаимозачета

50).

—————————————————————————¬
¦ место штампа ¦
¦ организации ¦
¦ ¦
¦ Начальнику ИФНС России по Сормовскому району ¦
¦ г. Нижнего Новгорода Сироткину В.А. ¦
¦ ¦
¦ от Общества с ограниченной ответственностью ¦
¦ «Альфа» ¦
¦ ИНН/КПП 5263036525/526301001 ¦
¦ 603047, г. Нижний Новгород, ул. Маршала ¦
¦ Казакова, д. 32, оф. 141 ¦
¦ ¦
¦ Запрос ¦
¦ ¦
¦ Прошу выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням ¦
¦ и штрафам по состоянию на 01.01.2009. Указанную справку прошу направить ¦
¦ почтой. ¦
¦ ¦
¦ ООО «Альфа» ¦
¦ ————————- ¦
¦ (наименование организации) ¦
¦ ¦
¦ Подпись руководителя организации ¦
¦ (физического лица) (представителя) ¦
¦ Иванов Иванов С.К. ¦
¦ ——— ——————— ¦
¦ (подпись) (расшифровка подписи) ¦
¦ ¦
¦ М.П. ¦
L—————————————————————————

Примечание. Несмотря на то что запрос может быть составлен в произвольной форме, установлен перечень реквизитов, которые должны присутствовать в нем, иначе возможен отказ в получении справки. Эти реквизиты позволяют четко идентифицировать налогоплательщика, представившего запрос: полное наименование организации (Ф.И.О. физического лица), ИНН (только для организаций), подпись руководителя организации (физического лица), печать организации. Наличие данных реквизитов необходимо, если запрос представлен на бумажном носителе (не на бланке организации).

Направляем запрос в налоговую инспекцию

Запрос рассматривается в инспекции по месту учета налогоплательщика (п. 91 Регламента), то есть направлять свой запрос необходимо в налоговую инспекцию по месту учета. Запрос налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, рассматривается в инспекции ФНС по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Порядку направления запроса посвящен п. 92 Регламента.

Запрос может быть представлен в инспекцию ФНС следующими способами:

  • налогоплательщиком (его представителем) лично. В данном случае целесообразно составить запрос в двух экземплярах: один останется в налоговой, второй, с отметкой о дате регистрации, — у налогоплательщика;
  • почтовым отправлением;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Последовательность действий должностных лиц ИФНС в этом случае определена в разд. 17 Регламента. В данной ситуации у налогоплательщика будет два документа: подтверждение налогового органа о дате получения запроса и квитанция о приеме запроса налогоплательщика.

А что в налоговой?

Кто подготавливает справку? Индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам осуществляют должностные лица структурного подразделения инспекции ФНС, ответственного за исполнение государственной функции, в обязанности которых входит предоставление справки в соответствии с НК РФ.

Форма справки. Регламентом предусмотрено несколько форм справок. Для организаций и индивидуальных предпринимателей форма справки приведена в Приложении 8 к Регламенту, для налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, форма справки и Приложение к ней приведены в Приложениях 10 и 10-1 к Регламенту соответственно.

Примечание. Справку о состоянии расчетов с бюджетом не следует путать с другими документами: справкой об отсутствии задолженности и актом сверки расчетов.

Срок подготовки справки. Справка предоставляется в течение пяти рабочих дней со дня регистрации запроса налогоплательщика (его представителя) в инспекции ФНС.

В каких случаях могут отказать? Справка не предоставляется налогоплательщику (его представителю) по следующим основаниям:

  • направление запроса налогоплательщика (его представителя) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит предоставление справки;
  • отсутствие в запросе полного наименования организации (фамилии, имени, отчества физического лица), ИНН (только для организаций), подписи руководителя организации (физического лица), печати организации, если запрос представлен на бумажном носителе (не на бланке организации);
  • представление уполномоченным представителем налогоплательщика запроса без приложения к нему копии документа (доверенности), подтверждающего в установленном порядке полномочие представителя на получение справки;
  • наличие в запросе нецензурных или оскорбительных выражений.

Примечание. Перечень оснований для отказа носит закрытый характер.

Последовательность действий работника ФНС. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции:

  • определяет наличие оснований, по которым справка не предоставляется налогоплательщику. В случае, когда в запросе отсутствует хотя бы один из реквизитов, предусмотренных Регламентом, и при наличии оснований для отказа в выдаче справки, установленных Регламентом, инспектор не позднее четырех рабочих дней со дня регистрации запроса докладывает о данном факте начальнику (заместителю начальника) своего структурного подразделения инспекции ФНС и подготавливает в двух экземплярах письмо о неисполнении государственной функции с указанием причины;
  • регистрирует запрос с указанием входящего номера документа и даты его поступления в информационном ресурсе налогового органа «Журнал учета письменных запросов налогоплательщиков по информированию и организации работы с налогоплательщиками»;
  • оформляет справку в установленный срок;
  • выдает справку. Конечным результатом исполнения административной процедуры по индивидуальному информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам является либо предоставление налогоплательщику (его представителю) справки, либо письмо налогоплательщику (его представителю) о неисполнении государственной функции (в случае отказа).

Последовательность действий сотрудника ФНС можно представить в виде схемы.

————————————————¬
¦Запрос заявителя на выдачу справки о состоянии¦
¦ расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам ¦
L————————T———————-
¦
¦/
Да ———————-¬ Нет
—————-+Правомерность запроса+————-¬
¦ L———————- ¦
¦/ ¦/
———————-¬ ———————-¬
¦ Регистрация ¦ ¦ Подготовка ¦
¦ заявлений ¦ ¦ аргументированного ¦
¦ ¦ ¦ письма о возврате ¦
¦ ¦ ¦ запроса ¦
L———T———— L———T————
¦/ ¦
———————-¬ ¦
¦ Формирование справки¦ ¦
¦ о состоянии расчетов¦ ¦
L———T———— ¦
¦ ————————¬ ¦
¦ ¦ Оформление исходного ¦ ¦
L—————>¦ документа ¦<————
¦Отправка или вручение ¦
¦ заявителю ¦
L————————

Идем за справкой

Получаем справку лично. При выдаче справки инспектор проверяет наличие у налогоплательщика (его представителя) документов, удостоверяющих личность (паспорт) и подтверждающих полномочие на получение указанной справки (доверенность). В случае подтверждения полномочия налогоплательщика (его представителя) на получение справки инспектор выдает ее налогоплательщику (его представителю). На втором экземпляре справки налогоплательщик (его представитель) ставит отметку о ее получении и дату, свои фамилию, имя, отчество и подпись. В противном случае налогоплательщику (его представителю) сообщается, что указанная справка будет направлена почтовым отправлением, а также при необходимости уточняется почтовый адрес налогоплательщика (его представителя).

Если налогоплательщик (его представитель) не получил подготовленную справку лично в течение пяти рабочих дней, первый экземпляр справки должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, передает по реестру в структурное подразделение инспекции ФНС, ответственное за делопроизводство, для направления ее почтовым отправлением налогоплательщику (его представителю).

Иными словами, если вы пришли в инспекцию без доверенности или не пришли в течение пяти рабочих дней, справка будет направлена вам по почте.

Получаем справку по почте. В запросе на выдачу справки налогоплательщик может указать, что хочет получить ее по почте. В случае если справка направляется налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением, первый экземпляр справки инспектор передает по реестру в структурное подразделение инспекции ФНС, ответственное за делопроизводство, для направления ее почтовым отправлением налогоплательщику (его представителю). На втором экземпляре справки ставятся подпись указанного должностного лица и дата передачи справки. Второй экземпляр справки остается на хранении в структурном подразделении инспекции ФНС, ответственном за исполнение государственной функции.

Должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС, ответственного за делопроизводство, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения справки по реестру, направляет ее налогоплательщику (его представителю) заказным письмом.

А можно не ходить… При наличии технической возможности налогоплательщик может получить справку о состоянии расчетов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Согласно п. 117 Регламента в этом случае должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС, ответственного за передачу писем в электронном виде по ТКС, направляет справку налогоплательщику (его представителю).

С.В.Абрамова

Эксперт журнала

«Налоговая проверка»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *