Акт проверки самовольного занятия земельного участка

Муниципальный земельный контроль

Согласно утвержденного органом прокуратуры Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, проведена плановая документарно-выездная проверка в отношении ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие». Выявлено нарушение /ст. 7.1 /самовольное занятие земельного участка/ КоАП РФ/. Подготовлен акт проверки.

Сформирован и направлен на согласование в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре, проект ежегодного плана проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год.

Проведено натурных осмотров земельных участков — 200:

— 167 /обращение Департамента муниципальной собственности Администрации города/;

— 1 /обращение Департамента городского хозяйства Администрации города/;

— 2 /обращение юридического управления Администрации города/;

— 4 /обращение физического лица/;

— 12 /обращение Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ХМАО-Югре/;

— 1 /обращение управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по ХМАО – Югре/;

— 1 /обращение Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры/;

— 12 /обращение Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры/.

Проведены контрольные мероприятия по ранее выявленным нарушениям ст.ст. 7.1, 8.8 /самовольное занятие земельного участка, нецелевое использование земельного участка/ КоАП РФ. Выявленные нарушения устранены:

— 45 в добровольном порядке, без применения мер административного воздействия;

— 2 по исполнению предписания.

Направлено материалов проверки, для подготовки исковых заявлений в суд – 31:

— 12 юридическое управление Департамента муниципальной собственности, /самовольное занятие земельного участка, находящегося в собственности г. Ханты-Мансийска/;

— 10 юридическое управление Администрации города Ханты-Мансийска, /незаконная реконструкция/возведение вторых этажей/;

— 8 Департамент градостроительства и архитектуры, /незаконная реконструкция/пристрой к домам/;

— 1 Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры, /самовольное занятие земельного участка, находящегося в собственности Субъекта РФ/.

В ходе осуществления комплекса мероприятий в ГСК «Иртыш» и на территории города, выявлено 7 бесхозяйных объектов:

— 4 объекта недвижимого имущества /одноэтажные гаражные боксы, в ряду других гаражных боксов/;

— 3 объекта движимого имуществ /деревянное и металлическое строение и гараж/.

Департаментом муниципальной собственности проводятся мероприятия о признании данных объектов бесхозным имуществом и освобождения территории.

Проведение рейдовых мероприятий без взаимодействия с юридическим лицом.

Проведено 14 рейдовых осмотров. Выявлено 8 нарушений обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации. Вынесено 8 предостережений об устранении нарушений обязательных требований.

Муниципальный жилищный контроль

За отчетный период:

Проведены комиссионные обследования (совместно с ДМС и ДГХ Администрации города) 38 квартир, из них 27 муниципальных квартир /соблюдение правил пользования жилым помещением/. Выявлено 5 нарушения, из них:

— 3 проживание без договора найма жилого помещения /претензионная работа проводится ДМС/;

— 2 нарушение правил пользования жилым помещением, проводятся мероприятия направленные на устранение нарушения.

Согласно утвержденному графику, проведено 11 обследований муниципальной квартиры /соблюдение правил пользования жилым помещением/, нарушений не выявлено.

Муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог

Согласно утвержденного органом прокуратуры Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, проведена плановая документарно-выездная проверка в отношении М ДЭП. Нарушений обязательных требований действующего законодательства не выявлено. Подготовлены акты проверки.

Контроль за соблюдением Правил благоустройства территорий города

Осуществлены мероприятия, направленные на улучшение благоустройства территории города и соблюдения Правил благоустройства территории. В ходе мероприятий выявлено 225 нарушений. Устранено 195 нарушений.

За отчетный период выявлено:

— 31 стихийная свалка. Ликвидировано 29 стихийных свалок.

— 20 разукомплектованных транспортных средств. Эвакуировано 18 разукомплектованных транспортных средств.

Проведены мероприятия по выявлению нарушений Правил благоустройства на территории гаражных образований. Выявлено 25 нарушений. Устранено 18 нарушений. Составлено 4 административных протокола.

Нарушение тишины и покоя граждан

Проведены мероприятия по материалам, представленными МОМВД РФ «Ханты-Мансийский». В ходе мероприятий:

— составлено 71 административный протокол;

— вынесено 106 определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава (события) правонарушения.

Выгул домашних животных без поводка

Проведены мероприятия по выявлению фактов выгула собак без поводка и намордника. В ходе мероприятий составлено 10 административных протоколов по ст. 20.1 Закона ХМАО — Югры от 11.06.2010 N 102-оз «Об административных правонарушениях».

Административная практика

За отчетный период составлено:

— 134 протокола об административной ответственности, предусмотренным Законом ХМАО-Югры «Об административных правонарушениях» № 102-оз от 11.06.2010 г.;

— 2 протокола об административной ответственности, предусмотренной ст.19.5 /невыполнение в срок законного предписания должностного лица/ КоАП РФ.

Подготовлено и направлено в адрес в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре, для рассмотрения и принятия решения 9 административных материалов:

— 8 /ст. 7.1 самовольное занятие земельного участка/ КоАП РФ;

— 1 /ст. 8.8 /нецелевое использование земельного участка / КоАП РФ.

За отчетный период рассмотрено:

1. Административной комиссией рассмотрено — 137 административных протоколов. Вынесено штрафов на общую сумму 49 500 рублей.

2. Управлением Федеральной службы государственной регистрации права, кадастра и картографии по ХМАО-Югре — 8 административных материалов. Вынесено штрафов на общую сумму 90 000 рублей.

3. Мировым судом города Ханты-Мансийска — 5 административных протокола. Вынесен штраф на общую сумму 1 200 рублей.

Разработка муниципальных правовых актов

За отчетный период разработано 8 проектов муниципальных правовых актов.

Освещение деятельности в СМИ:

Проведено 3 мероприятия, направленные на разъяснение:

— обязательных требований законодательства в области, выгула домашних животных;

— обязательных требований законодательства в области Правил благоустройства и земельного законодательства на территории города по размещению (строений);

— обязательных требований земельного законодательства (в части самовольного занятия земельных участков) и Правил благоустройства территории города (в части хранения разукомплектованных транспортных средств на территории города). В ходе мероприятий были демонтированы (эвакуированы) нестационарный объект (сарай), разукомплектованное транспортное средство.

Информация о данных мероприятиях отражена в СМИ.

Рассмотрение обращений (заявлений)

За отчетный период рассмотрено 315 обращений (заявления) граждан, юридических лиц, структурных подразделений Администрации.

Затем решили его продать (или написать завещание, или подарить), подготовили на участок все документы, уточнили границы, и тут выяснилось, что вам в собственности принадлежит всего лишь 10 соток, а те 2 (например) прихваченные сотки оказывается вне закона. Но вы до уточнения границ вашего земельного участка просто об этом и не догадывались.

И тем не менее, вот эти 2 сотки, которые не вписываются в ваш правоустанавливающий документ и называется «самозахват».

Этим прихваченным участком можно пользоваться «до поры — до-времени». Потом его могут обнаружить проверяющие земельные комиссии: по плану обхода, или по жалобе соседей, или в том момент, когда вы надумаете продать свой участок или как то иначе им распорядится. И тогда самозахваченный кусок «всплывёт на поверхность».

Существует ответственность граждан за самозахват земельного участка, и она весьма существенна:

Поэтому, даже если вы ничего пока не собираетесь делать с этим земельным участком, лучше поспешить оформить самозахват законным способом, пока его не обнаружили, и уполномоченный надзорный земельный контроль не наложил бы штраф. Так же, помимо штрафа, вам придется восстановить нарушенных прав владельцев, т. е. самозахваченный участок будет у вас изъят в пользу настоящего собственника. То есть придется заплатить штраф и за свой счет привести границы в первоначальный вид.

К тому же, продать или завещать или подарить можно только то, что имеешь в собственности. И вот эти 2 сотки тоже хотелось бы продать законно, чтобы на полных основаниях увеличить продаваемую стоимость всего участка, которым вы пользовались много лет.

Как же законно оформить самозахват земли?

Проще всего узаконить самозахват земли, на которой нет никаких построек.

Оформление происходит так, как будь-то вы участком ни никогда и пользовались, а начинаете в установленном законом порядке испрашивать предоставление этого участка себе в собственность.

Итак, оформить самозахват участка нужно по следующему плану.

1. Заказываем из Росреестра выписку по земельному участку — выписка из ЕГРН.

Из неё можно получить информацию о зарегистрированном собственнике интересующего вас участка. Если его нет, значит земля государственная и оформлением самозахвата будут заниматься местные власти.

2. Направляем запрос в органы самоуправления о наличии ограничений, обременения на земельный участок.

Если земли принадлежат муниципалитету, обязательно у них уточнить, как можно получить земельный участок в собственность: через проведение аукциона, бесплатно или необходимо выкупать.

Если у участка уже имеется собственник с зарегистрированными правами, то вам необходимо его разыскать и договариваться об условиях выкупа или же взаимовыгодной аренды земли.

3. Если вам удалось договорится с собственником захваченных вами квадратных метров: с Администрацией М/О или же с частным собственником, то вам очень повезло. Останется все только узаконить на бумаге. А если же не удалось договорится, и у владельцев на это участок есть свои планы, то тут вам не повезло. Узаконить можно только ту часть земельного участка, на которую не претендуют ни Администрация М/О, ни частные или юридические лица.

А некоторые участки невозможно узаконить в принципе: выходы прирезки за «красные линии», отгораживающие коммуникационные элементы: газопровод или линии электропередачи. И те участки, которые уже кому то принадлежат на праве собственности. А так же, земли лесного фонда.

4. Если выяснится, что оформить самозахват можно только через аукцион, то вам остается подать заявку, подготовив кадастровый паспорт и внеся задаток за участок. После победы в аукционе, необходимо оплатить оставшуюся сумму Администрации района, подписать договор и направить его на регистрацию в Росреестр.

5. Получите свидетельство на право собственности или на право аренды.

Нужно понимать, что в каждом регионе существуют свои правила и требования к оформлению самозахвата в собственность. Мы предлагаем юридические услуги по оформлению земли в Краснодаре — оформление документов на землю.

Советуем записаться на консультацию адвоката по земельному праву и уточнить все волнующие Вас вопросы уже на первых этапах.

Однако Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства не одобрил этот законопроект. В Совете указали, что критериев нарушений, влекущих столь тяжкие последствия, документ не предусматривает, отнеся этот вопрос на уровень подзаконного акта. При этом из материалов к проекту можно сделать вывод, что речь идет о нескошенной траве, зарастании участка сорной растительностью, наличии на участке мусора. Участки предложено изымать по иску органа местного самоуправления в случае неисполнения владельцем участка в течение 6 месяцев предписания органа пожарного надзора. В этом случае принудительно прекращаются все права на земельные участки, включая охраняемое Конституцией РФ абсолютное право собственности, а участок выставляется на публичные торги.

В Росреестре между тем пояснили «Российской газете», что этот законопроект и не должен был коснуться граждан, проживающих в населенных пунктах или на территории садоводческих товариществ. Поскольку люди, проживающие на этих территориях, в непосредственной близости от источника пожара, при его возникновении являются пострадавшей стороной.

Второй важный момент. Изъятие имущества у собственника является крайней мерой, и в данном случае речь идет о гражданах, которые систематически уклоняются от выполнения законных требований органа, осуществляющего пожарный надзор.

В Росреестре уточнили, что категорией риска являются земельные участки, находящиеся в пятикилометровой зоне от населенных пунктов. Это, по данным МЧС, в основном земли сельскохозяйственного назначения или земли, покрытые лесными насаждениями.

Концепция проектов не отвечает конституционным критериям справедливости и соразмерности ограничений прав

По разъяснениям Росреестра, категорией риска являются земельные участки, находящиеся в пятикилометровой зоне от населенных пунктов. Это, по данным МЧС России, в основном земли сельскохозяйственного назначения или земли, покрытые лесными насаждениями.

Председатель Совета Павел Крашенинников заявил, что концепция проектов не отвечает конституционным критериям справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, не обеспечивает гарантии охраны собственности законом, вытекающие из принципа неприкосновенности собственности, а потому противоречит Конституции РФ.

Крашенинников подчеркнул, что законопроекты неправильны как по сути предлагаемой концепции, которая противоречит Конституции, так и по форме изложения. Поскольку вопросы прекращения права собственности в нарушение Гражданского кодекса РФ предложено урегулировать законом о противопожарной безопасности.

По мнению Павла Крашенинникова, лишение гражданских прав, особенно права собственности, является исключительной мерой, которая должна быть соразмерной последствиям совершения определенных действий. Это означает, что ограничения гражданских прав должны отвечать требованиям справедливости, разумности, соразмерности, должны дифференцироваться, и, конечно же, их применение должно опосредоваться федеральным законом, а не актом правительства РФ, которым предложено определять нарушения, — сказал Павел Крашенинников. На это неоднократно указывал Конституционный суд.

Кроме того, не учтено, что действующее законодательство уже предусматривает механизм противодействия нарушениям пожарной безопасности. Санкции предусмотрены статьей 8.32 КоАП РФ (нарушение пожарной безопасности в лесах) и Лесным кодексом. 

Прямая речь

Виктория Абрамченко, Заместитель министра экономического развития Российской Федерации, руководитель Росреестра

— Каждый год природные пожары наносят большой ущерб людям, пострадавшим в огне. Страдает экономика регионов, в которых случаются пожары. Природоохранному комплексу наносится огромный ущерб, поскольку выгорают большие площади лесных насаждений. Законопроект Минэкономразвития направлен, в первую очередь, на защиту жизни и здоровья граждан.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Кадастровая палата рассказала, какой самозахват земли можно узаконить, а за какой грозит штраф

16 сентября начали действовать поправки, внесённые в два федеральных закона – о регистрации недвижимости и кадастровой деятельности. Благодаря новшествам исполнители комплексных кадастровых работ теперь могут точнее и эффективнее проводить межевание, в том числе помогать владельцам земли оформить давно используемые «лишние метры». Однако ждать комплексных работ необязательно, узаконить так называемый самозахват можно и при межевании отдельного участка. Главное, соблюсти все необходимые условия.

Ситуации, когда используемая площадь земельного участка оказывается больше той, что реально принадлежит собственнику, нередки. И при соблюдении оговорённых в законодательстве критериев всегда можно было узаконить эту разницу в ходе межевания своего участка. Критерии остались прежними, у исполнителей комплексных работ лишь появилась возможность самостоятельно выявить такие случаи. «Важно – не стоит относиться к вступившим в силу поправкам, как к возможности быстро увеличить площадь своих земельных участков. Закон направлен на уточнение существующих участков и поддержку собственников, которые на протяжении многих лет использовали земли без уточнённых границ», – говорит замглавы Федеральной кадастровой палаты Марина Семёнова.

Оформить в собственность земельный участок, площадь которого больше, чем полагается по документам, можно только при одновременном выполнении четырёх условий. 1 – У гражданина есть земельный участок, сведения о котором есть в ЕГРН. 2 – Гражданин уже более 15 лет использует дополнительно к этому участку другой, и это подтверждают природные или искусственно созданные ограждения. 3 – На тот дополнительный участок, что гражданин использует уже более 15 лет, нет претензий со стороны соседей и органов власти. 4 – Площадь «лишних метров» не превышает установленный в данной местности предельный минимальный размер земельного участка, если же такой размер не установлен – то «лишние метры» не должны превышать 10% от площади основного участка, информация о котором есть в ЕГРН.

«Это означает, что только в том случае, если гражданин владеет определённым участком на законных основаниях и имеет тому документальное подтверждение, он вправе оформить в свою собственность дополнительные сотки, которые до этого, не имея никаких документов, уже использовал 15 лет и

более. Если же в ходе комплексных кадастровых работ исполнитель выявляет земельные участки и иные объекты недвижимости, сведений о которых в ЕГРН нет, и гражданин при этом не может подтвердить своё право собственности, то узаконить подобные объекты не получится, даже если их использовали 15 лет или 20. Более того, согласно вступившим поправкам исполнитель кадастровых работ обязан сообщить о выявленных «незаконных» объектах в местную администрацию и госземнадзор, после чего их пользователям грозит штраф», – добавляет замдиректора Кадастровой палаты Пермского края Светлана Дьяконова.

Уточнение границ земельного участка позволяет собственнику недвижимости защитить свои интересы и вовремя выявить такие спорные ситуации, как пересечение границ или «самозахват» земли соседом. В Пермском крае к началу сентября лишь собственники 60% всех учтённых в регионе земельных участков внесли в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведения о точном местоположении границ своей земли. Между тем отсутствие в реестре сведений о владельце недвижимости и том, где проходят границы объекта, прежде всего, усложняет жизнь самим собственникам: например, такой участок нельзя разделить на несколько, его невозможно продать по максимально выгодной цене и гораздо сложнее унаследовать. К тому же всегда остаются риски: земельный налог может быть рассчитан некорректно из-за отсутствия точной площади участка, соседи могут усомниться в законности давно установленного забора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *