Акт списания угля, образец

Как в бухгалтерском учете отразить операции по приобретению и продаже угля?

Организация «А», применяющая общую систему налогообложения заключила договор поставки угля с поставщиком. Поставщик по агентскому договору от своего имени и за счет Вашей организации заключает договор с перевозчиком на доставку угля по железной дороге. По договору поставки угля обязанность поставщика передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику. Поставка угля осуществляется напрямую на склад конечного покупателя (транзитом).

Организация «А» с организацией «Б», применяющей УСН, заключила агентский договор на продажу угля, согласно которому агент (организация «Б»), действуя от своего имени и за счет принципала (организации «А»), продает уголь конечным покупателям. Договором предусмотрено, что агент участвует в расчетах

Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В силу п. 5 ст. 454 ГК РФ поставка товаров является одним из видов договора купли-продажи и общие положения о купле-продаже (параграф 1 главы 30 ГК РФ) применяются, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ об этом виде договора.

В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 458 ГК РФ).

Как следует из вопроса договором поставки обязанность поставщика передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику. С этого момента у организации-покупателя возникает право собственности на товар (п. 1 ст. 223 ГК РФ).

Отражение операций по приобретению угля

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации, к которым относятся и товары, установлены нормами ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01) и Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее — Методические указания), утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

На основании п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» к объектам бухгалтерского учета относятся в том числе активы организации, под которыми следует понимать и товары (п. 2 ПБУ 5/01). При этом товар становится имуществом организации в результате возникновения соответствующего права на него.

Таким образом, товары в бухгалтерском учете принимаются к учету на дату перехода права собственности на них к покупателю вне зависимости от сроков оплаты и того, где они фактически находятся. Следовательно, при переходе права собственности на товар выполняются условия признания расхода по его приобретению в бухгалтерском учете, предусмотренные нормами п.п. 16, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99).

В соответствии с п.п. 5 и 6 ПБУ 5/01 товары принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой при приобретении товара за плату признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

К фактическим затратам на приобретение товаров в том числе относятся: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товары; затраты по заготовке и доставке товаров.

Вместе с тем организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

Как правило, затраты по доставке товара до склада приобретающей товары организации и суммы агентского вознаграждения включаются в фактическую себестоимость товара. Расходы же на доставку приобретенных товаров со склада организации-продавца до покупателя являются расходами на продажу.

В данной ситуации операции по приобретению и реализации угля осуществляются минуя склад организации, то есть в рамках «транзитной» торговли, что затрудняет порядок квалификации затрат на перевозку угля, которые, с одной стороны, связаны с его приобретением, с другой стороны, — с реализацией.

Каких-либо специальных правил порядка учета и признания транспортных расходов при «транзитной» торговле нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета, не установлено.

В такой ситуации, на наш взгляд, организация имеет право самостоятельно квалифицировать указанные расходы или определить методику их распределения, прописав соответствующие положения в учетной политике для целей бухгалтерского учета (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Учитывая, что в данном случае приобретаемый уголь не завозятся на склад организации, а доставляется транспортной организацией непосредственно покупателю, полагаем, что транспортные расходы и агентское вознаграждение за организацию доставки угля в размере фактических затрат могут учитываться в составе расходов на продажу, так как выполняются все критерия для признания расходов, установленные п. 16 ПБУ 10/99.

В рассматриваемой ситуации необходимо также учитывать, что для торговых организаций расходы на продажу товаров являются расходами по обычным видам деятельности.

Пунктом 4 ПБУ 10/99 установлено, что расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:

— расходы по обычным видам деятельности;

— прочие расходы.

Для целей ПБУ 10/99 расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

Учитывая то, что основным видом деятельности организации являются операции по предоставлению имущества в лизинг, а не торговые операции, то расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров, будут являться прочими расходами организации. Планом счетов и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — План счетов), для отражения в бухгалтерском учете прочих расходов предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Если же организация планирует осуществлять торговые операции систематически и объем доходов и расходов по этим операциям будет существенным, то, по нашему мнению, целесообразно отражать доходы и расходы от торговых операций в составе доходов и расходов по обычным видам деятельности.

Заметим, что нормы ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99) и ПБУ 10/99 не ставят порядок квалификации видов доходов и расходов в зависимость от закрепленного в уставе (учредительных документах) организации основного вида деятельности. Поэтому организация по своему усмотрению может установить классификацию доходов и расходов от торговых операций, закрепив принятую классификацию в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

В рассматриваемой ситуации по агентскому договору поставщик от своего имени и за счет Вашей организации (принципала) заключает договор с перевозчиком на доставку угля до покупателя.

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Агент за оказанные услуги получает вознаграждение, размер и порядок уплаты которого устанавливаются агентским договором (ст. 1006 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1008 ГК РФ в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.

Если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала (п. 2 ст. 1008 ГК РФ).

К договору, по условиям которого Агент действует от своего имени (а в рассматриваемой ситуации Агент действует от своего имени), применяются правила ГК РФ о договоре комиссии (ст. 1011 ГК РФ).

По исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии (ст. 999 ГК РФ).

Комитент обязан, помимо уплаты комиссионного вознаграждения, возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы (ст. 1001 ГК РФ).

Следует учитывать, что агент (комиссионер) выступает в рамках договора оказания услуг в качестве заказчика и первичные документы транспортная организация оформляет на его имя.

Основанием для отражения в бухгалтерском и налоговом учете принципала операций по агентскому договору является отчет агента. По мнению налоговых органов, для правомерного отражения таких операций в бухгалтерском учете у принципала агент по требованию принципала обязан представить последнему все сведения о движении имущества принципала (товаров, денежных средств), в том числе и в виде копий накладных, счетов-фактур и платежных поручений (письмо УМНС России по г. Москве от 24.03.2004 N 24-11/21011).

Форма отчета агента разрабатывается и согласовывается сторонами договора с учетом требований п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», может быть утверждена в качестве приложения к агентскому договору.

В рассматриваемой ситуации агент должен представить следующие документы:

— отчет агента;

— копии железнодорожных накладных;

— счет-фактуру на транспортные услуги;

— копии акта и счета-фактуры, выставленных перевозчиком на имя агента;

— акт и счет-фактуру на сумму агентского вознаграждения;

— другие документы, подтверждающие расходы агента.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации операции по приобретению угля в бухгалтерском учете отражаются в учете «ЗАО» следующими записями:

Дебет 41 Кредит 60

— отражена договорная стоимость приобретенного угля на момент отгрузки перевозчику;

Дебет 19 Кредит 60

— отражен НДС, предъявленный поставщиком угля;

Дебет 68 Кредит 19

— НДС, предъявленный поставщиком, принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 51

— перечислены денежные средства в счет оплаты угля;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по агентскому договору» Кредит 51

— перечислены денежные средства агенту для оплаты транспортных услуг;

Дебет 44 (91) Кредит 76, субсчет «Расчеты по агентскому договору»

— на основании отчета агента отражены затраты на доставку угля и агентское вознаграждение;

Дебет 19 Кредит 76, субсчет «Расчеты по агентскому договору»

— отражен НДС по транспортным услугам и агентскому вознаграждению;

Дебет 68 Кредит 19

— НДС по транспортным услугам и агентскому вознаграждению принят к вычету;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по агентскому договору» Кредит 51

— агентское вознаграждение перечислено агенту.

Продажа угля по агентскому договору

Для учета товара, переданного агенту, Планом счетов предусмотрен счет 45 «Товары отгруженные». Передача принципалом товара агенту оформляется товарной накладной (за образец можно взять унифицированную форму N ТОРГ-12, утвержденную постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) с пометкой «по агентскому договору».

Учитывая то, что в рассматриваемой ситуации непосредственно со склада поставщика уголь перемещается конечному покупателю, минуя склад Вашей организации и агента, полагаем, что накладная на передачу товара агенту может быть оформлена на дату отгрузки угля перевозчику.

В этот же день организации необходимо отразить операцию в бухгалтерском учете:

Дебет 45 Кредит 41

— уголь передан агенту для реализации.

Как правило, выручка от реализации товаров признается принципалом (торговой организацией) доходом от обычных видов деятельности организации (п.п. 5, 12 ПБУ 9/99). Признание выручки производится при выполнении условий, указанных в п. 12 ПБУ 9/99, одним из которых является переход права собственности на товар к покупателю. Выручка признается организацией-принципалом на указанную в отчете агента дату продажи товара покупателю в сумме, указанной в отчете. Одновременно себестоимость товара списывается со счета 45.

Данные операции отражаются следующими записями:

Дебет 76, субсчет «Расчеты по агентскому договору» Кредит 90 (91)

— на основании отчета агента отражена выручка (прочий доход) от продажи угля;

Дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж» (91) Кредит 45

— списана стоимость реализованного угля;

Дебет 90 (91), субсчет «НДС» Кредит 68

— начислен НДС с реализации товара покупателю;

Дебет 44 (91) Кредит 76, субсчет «Расчеты по агентскому договору»

— учтено вознаграждение посредника в составе расходов;

Поскольку в рассматриваемой ситуации агент не является налогоплательщиком НДС (применяет УСН), то на свое вознаграждение он не выставляет счет-фактуру, что, в свою очередь, не освобождает его от обязанности выставлять счета-фактуры на имя покупателей угля (письма Минфина России от 01.07.2013 N 03-07-14/25028, УФНС России по г. Москве от 17.01.2011 N 16-15/003145):

Дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 44

— списаны расходы на агентское вознаграждение;

Дебет 51 Кредит 76, субсчет «Расчеты по агентскому договору»

— получены денежные средства от агента за реализованный товар за минусом агентского вознаграждения.

>ЗАКУПКА И УЧЕТ ТОПЛИВА

ЗАКУПКА И УЧЕТ ТОПЛИВА

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

С закупками и учетом топлива сталкивается в своей деятельности каждое государственное (муниципальное) учреждение. Топливо закупается как для автомобилей учреждения, так и для систем отопления и горячего водоснабжения. Летом самое время позаботиться о приобретении топлива для следующего отопительного сезона.

Виды и назначение топлива

К топливу относятся горюче-смазочные материалы (ГСМ) для автомобилей, плавательных и воздушных судов, твердое топливо и магистральный природный газ для отопления и приготовления хозяйственной горячей воды.
К ГСМ относятся:
— моторное топливо (бензин, дизельное топливо, керосин, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);
— смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);
— специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).
Твердое топливо — это дрова, уголь, торф, древесные пеллеты и др.
Природный газ — это топливо в газообразном состоянии, которое подается газоснабжающей организацией по сетям газораспределения непосредственно к отопительным приборам (котлам, водонагревателям и др.).

Закупки топлива

Приобретение всех видов топлива должно производиться в соответствии с требованиями законодательства о закупках. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее — Закон № 44-ФЗ). Его положения распространяются на закупки органов власти, казенных (пункты 5, 6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ) и бюджетных учреждений (пункты 1 и 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ осуществление закупки природного газа может осуществляться у единственного поставщика, так как данная закупка относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Закупки остальных видов топлива должны осуществляться на общих основаниях, то есть, как правило, с применением конкурсных процедур.
Автономные учреждения по-прежнему осуществляют большинство закупок согласно Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).
При закупке, согласно Закону № 44-ФЗ, необходимо:

соблюдать лимиты беспроцедурной закупки и закупки путем запроса котировок, которые установлены в процентах от общего объема закупки в год согласно утвержденному плану-графику;
проводить экспертизу товаров, работ и услуг в процессе их приемки своими силами или путем привлечения сторонних экспертов;
осуществлять приемку товаров, работ и услуг путем оформления документов о приемке, который подписывается заказчиком (комиссией по приемке, если она создана в учреждении). При приемке должно учитываться экспертное заключение (п. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Только после прохождения процедур экспертизы и приемки топливо может быть учтено, оприходовано и использоваться в деятельности учреждения, если иное не предусмотрено договором (контрактом) с поставщиком.
Обратите внимание! Специальный порядок приемки товаров, работ и услуг распространяется на все закупки учреждений, произведенных в рамках Закона № 44-ФЗ! Таким образом, при закупке природного газа ежемесячно необходимо осуществлять его приемку согласно предусмотренной законом процедуре.
Учреждения, осуществляющие закупки в рамках Закона № 223-ФЗ, производят приемку исполнения контрактов (договоров) по привычной процедуре, без учета положений Закона № 44-ФЗ.

К какой статье КОСГУ необходимо отнести расходы на приобретение твердого топлива для отопления бюджетного учреждения? Каков порядок списания твердого топлива? Есть ли нормы расхода дров на отопление?

10 апреля 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение твердого топлива относятся на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
При отсутствии нормативов расхода дров на отопительный период в расчете на 1 кв. метр отапливаемой площади либо при отсутствии порядка расчета указанного норматива, утвержденного на уровне публично-правового образования*(2), норма расхода дров может быть установлена учреждением самостоятельно.
В целях списания твердого топлива могут применяться Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) или Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Обоснование вывода:
В соответствии с положениями п. 118 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), все виды топлива, включая дрова, учитываются организациями госсектора в составе материальных запасов на счете 105 03 «Горюче-смазочные материалы».
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы на приобретение нефинансовых активов, учитываемых в составе материальных запасов, включая горюче-смазочные материалы, относятся на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Способ определения стоимости материальных запасов при их выбытии необходимо применять в течение финансового года непрерывно (п. 108 Инструкции N 157н).
Единые нормы расходования твердого топлива при отоплении помещений законодательно не установлены. В то же время на уровне соответствующих публично-правовых образований могут быть разработаны и утверждены нормативы обеспечения государственных (муниципальных) учреждений твердым топливом*(1). Требование о применении указанных нормативов в целях списания фактически израсходованного твердого топлива отсутствует. В то же время при наличии указанных нормативов учреждение может использовать их (либо методику их определения) при разработке норм расходования твердого топлива в целях его списания.
При отсутствии нормативов расхода дров на отопительный период в расчете на 1 кв. метр отапливаемой площади либо при отсутствии порядка расчета указанного норматива, утвержденного на уровне публично-правового образования*(2), норма расхода дров может быть установлена учреждением самостоятельно по итогам контрольных замеров, проведенных комиссионно. К работе в комиссии должны быть привлечены специалисты конкретной области, работающие в учреждении и (или) привлеченные со стороны.
По результатам проведенных контрольных замеров устанавливаются нормы расхода топлива (дров) с учетом:
— режима эксплуатации помещения с учетом соответствующих СанПИНов;
— климатических факторов (время года, погодные условия и т.д.).
Результаты проведенных комиссией замеров (испытаний) могут быть оформлены Актом контрольного замера, который составляется в произвольной форме.
Порядок документального оформления операций по выбытию твердого топлива необходимо установить в рамках учетной политики. В целях списания твердого топлива в соответствии с приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н могут применяться Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) или Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

22 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например:
— Таблица 29 Приложения к приказу Министерства имущественных отношений Омской области от 29.06.2016 N 38-п «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства имущественных отношений Омской области и подведомственного ему казенного учреждения в части закупок товаров, работ, услуг»;
— п. 2 решения Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области от 15.05.2006 N 325-44 «Об утверждении норматива обеспечения населения и муниципальных учреждений твердым топливом»;
— Приложение 2 к Закону Московской области от 01.12.2004 N 164/2004-ОЗ;
— Приложение 1 к постановлению Мэра г. Томска от 05.06.2003 N 239.
*(2) Смотрите, например, Порядок расчета удельного расхода натурального топлива, потребляемого населением для отопления жилых домов или квартир в многоквартирных домах населенных пунктов Сахалинской области, при отсутствии централизованного теплоснабжения, утвержденный распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 12.04.2012 N 2.

Нормы потребления и списание угля для обогрева

Специальных норм в данном случае не предусмотрено. Если такие нормы не определены в документах на уголь или печь, на предприятии создается приказом руководителя специальная комиссия, которая должна определить нормы списания. При этом комиссия проводит необходимые замеры с учетом как сортности угля, так и температуры окружающего воздуха. Результаты работы комиссии кладутся в основу приказа руководителя, в котором и определяется норма списания. При этом можно в качестве необязательного к применению, в качестве методической основы использовать Приказ Минэнерго РФ от 30.12.2008 № 323.

Остались вопросы по жилищным правоотношениям? Ответ найдется в Системе Юрист

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

ПРИКАЗ МИНЭНЕРГО РОССИИ ОТ 30.12.2008 № 323 «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии»

«40. Норматив удельного расхода топлива на отпущенную отопительными (производственно-отопительными) котельными тепловую энергию (максимально допустимая технически обоснованная мера потребления топлива на единицу тепловой энергии, отпускаемой источником (источниками) в тепловую сеть) определяется в целом по организации — юридическому лицу.

Тепловая энергия, отпущенная в тепловую сеть, определяется, как тепловая энергия, произведенная котельными агрегатами, за вычетом тепловой энергии, использованной на собственные нужды котельной, и переданная в тепловую сеть.

Норматив удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию от котельной (групповой норматив) рассчитывается на основе индивидуальных нормативов котлоагрегатов с учетом их производительности, времени работы, средневзвешенного норматива на производство тепловой энергии всеми котлоагрегатами котельной и величине расхода тепловой энергии на собственные нужды котельной.

В качестве расчетного топлива принимается вид топлива, указанный в техническом паспорте котла.

Нормативы определяются в килограммах условного топлива на одну гигакалорию (кг у.т./Гкал)*.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *