Актуальные проблемы административного права 2018

1. Государственное управление, исполнительная власть, исполнительная деятельность: понятия, соотношения. Основные черты и принципы государственной исполнительной деятельности.

2. Понятие, основные черты, принципы и формы реализации местного самоуправления. Его отграничение от государственного управления и соотношение с ним.

3. Административное право как отрасль права, его предмет и методы, соотношение с другими отраслями российского права. Его роль и задачи в современный период.

4. Механизм административно-правового регулирования общественных отношений и его элементы.

5. Нормы административного права (понятие, источники, структура, формы реализации).

6. Классификация норм административного права. Действие норм в пространстве и во времени. Последствия неисполнения.

7. Понятие, структура, особенности административно-правовых отношений и их классификация.

8. Административная правосубъектность граждан (частных лиц).

9. Структура административно-правового статуса граждан (частных лиц). Права и обязанности граждан, реализуемые во взаимоотношениях с исполнительной властью.

10. Специальные (социальные) административно-правовые статусы граждан.

11. Правовое регулирование и организационное обеспечение реализации права граждан на проведение массовых публичных мероприятий

12. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в РФ.

13. Правовое регулирование въезда иностранных граждан в РФ. Виды правовых статусов иностранных граждан в РФ и их особенности.

14. Административно-правовые аспекты правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Особенности их участия в трудовой деятельности в РФ.

15. Гарантии и способы защиты прав и свобод граждан. Общественный контроль за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания.

16. Правовое регулирование права граждан на обращение в органы публичной исполнительной власти и обжалование их действий и актов. Виды жалоб и правовые основы регулирования их подачи, рассмотрения.

17. Понятие и виды общественных объединений, некоммерческих организаций. Основы их административно-правового статуса (особенности государственной регистрации, основания и порядок приостановления деятельности и ликвидации).

18. Особенности административно-правового статуса политических партий (требования к созданию и функционированию, особенности регистрации, контроля, приостановления деятельности и ликвидации).

19. Виды религиозных объединений и особенности их административно-правового статуса.

20. Общая характеристика и принципы построения системы органов исполнительной власти в РФ.

21. Органы государственной исполнительной власти (понятие, отличительные черты, виды).

22. Система федеральных органов исполнительной власти и ее характеристика (по Указу Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»), особенности статуса федеральных исполнительных органов различных форм.

23. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе, его правовой статус и соотношение с территориальными федеральными исполнительными органами, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления.

24. Органы исполнительной власти субъектов РФ. Их соотношение с федеральными исполнительными органами и органами местного самоуправления.

25. Служба как вид социальной деятельности (понятие, отличительные черты). Виды службы и их правовое регулирование законодательством РФ.

26. Государственные должности и государственная служба (понятие, правовые основы регулирования). Особенности статуса лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ.

27. Система государственной службы РФ. Государственные служащие (понятие, классификация). Понятие должностного лица в административном праве.

28. Характеристика административно-правового статуса государственных служащих (структура, правовое регулирование, общие права и обязанности, ограничения, гарантии, ответственность).

29. Прохождение государственной службы (понятие, элементы и их правовое регулирование).

30. Административно-правовые меры противодействия коррупции в системе государственной службы.

31. Понятие и виды форм исполнительной деятельности.

32. Понятие и виды правовых актов органов исполнительной власти. Административные договоры.

33. Требования, предъявляемые к правовым актам исполнительной власти, их действие в пространстве и времени, последствия неисполнения. Особенности принятия актов, подлежащих государственной регистрации.

34. Понятие, виды методов, используемых в государственной исполнительной деятельности и методы реализации исполнительной власти (классификация, правовая характеристика).

35. Административное принуждение: понятие, отличительные черты, правовое регулирование, субъекты применения.

36. Классификация мер административного принуждения (по характеру воздействия, по целям применения, по субъектам применения и по субъектам, в отношении которых реализуются).

37. Административно-предупредительные меры принуждения (понятие, правовая характеристика, субъекты применения).

38. Меры административного пресечения (понятие, правовая характеристика, субъекты применения).

39. Меры административно-процессуального принуждения (обеспечения) (понятие, правовая характеристика, отличительные черты и субъекты применения).

40. Административный процесс (понятие, структура, стадии, принципы). Виды административных производств и их нормативная основа.

41. Производство в органах исполнительной власти по обращениям граждан и должностных лиц. Виды обращений граждан в органы внутренних дел, в органы миграционной службы (нормативная основа порядка их рассмотрения).

42. Законность и дисциплина в исполнительной деятельности. Гарантии и способы их обеспечения.

43. Государственный контроль за законностью в исполнительной деятельности (виды, субъекты осуществления, формы реализации контрольных полномочий).

44. Судебный контроль и надзор прокуратуры за законностью в исполнительной деятельности.

45. Обеспечение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора). (по ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

46. Дисциплинарная ответственность: понятие, отличительные черты, правовое регулирование.

47. Дисциплинарная ответственность и дисциплинарное производство по административному праву.

48. Понятие, структура административной ответственности. Ее основания и отличительные черты. Значение института административной ответственности в современных общественных отношениях.

49. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях. Предметы ведения РФ. Характеристика КоАП РФ. Законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях (по закону Саратовской области от 29 июля 2009 г. № 104-ЗСО).

50. Меры административного наказания: понятие, виды, характеристика, общие правила наложения и субъекты применения. Основные и дополнительные наказания.

51. Субъекты административной ответственности. Административная ответственность юридических лиц, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.

52. Особенности административной ответственности некоторых физических лиц – специальных субъектов (депутатов, судей, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы, иностранных граждан (лиц без гражданства), прокуроров, следователей СКП, инвалидов, женщин).

53. Защита прав несовершеннолетних в законодательстве об административных правонарушениях, особенности их административной ответственности и производства по делам о правонарушениях с участием несовершеннолетних.

54. Понятие административного правонарушения, его отличительные черты. Отграничение от преступлений и дисциплинарных проступков. Виды административных правонарушений (классификация).

55. Понятие и элементы состава административного правонарушения. Виды составов.

56. Основания освобождения от административной ответственности. Основания прекращения производства по делу. Обстоятельства смягчающие и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

57. Понятие и содержание производства по делам об административных правонарушениях. Его правовая основа, цели, задачи и принципы.

58. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

59. Возбуждение дела об административном правонарушении и подготовка материалов дела (основания, процедуры, сроки, субъекты и задачи). Основания и порядок проведения административного расследования. Возбуждение дел должностными лицами ОВД. Возбуждение дел прокурором.

60. Характеристика правового статуса участников производства по делам об административных правонарушениях. Установленные законом требования к ним и ограничения к участию в производстве.

61. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (характеристика, назначение, процессуальное оформление, субъекты применения).

62. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.

63. Рассмотрение дела как стадия производства по делам об административных правонарушениях (правовое регулирование, участники, сроки и порядок, процессуальные документы).

64. Субъекты рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. Характеристика компетенции судей и должностных лиц органов внутренних дел по рассмотрению дел.

65. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении. Пересмотр постановления, решения по жалобе, протесту (вступивших или не вступивших в законную силу).

66. Правовое регулирование исполнения административных наказаний. Меры, принудительного их исполнения (ст. 68 ФЗ от 2 октября 2009 г. № 229-ФЗ).

67. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях.

68. Административно-процессуальные документы в производстве по делам об административных правонарушениях.

69. Административно-правовое регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ. Административная ответственность за его нарушения.

70. Административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения (характеристика составов, подведомственность).

71. Административные правонарушения на транспорте и в области дорожного движения (характеристика отдельных составов, подведомственность). Отграничение от однородных преступлений.

72. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок (составы, подведомственность). Отграничение от однородных преступлений.

73. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти и порядок управления (составы, подведомственность). Отграничение от однородных преступлений.

74. Административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность (составы, подведомственность), отграничение от однородных преступлений.

75. Административные правонарушения в области режима пребывания иностранных граждан в РФ.

76. Основы современной административно-правовой организации государственного управления в отраслях и сферах.

77. Функции и формы государственного регулирования в экономической и социально-культурной сферах в современных условиях.

78. Государственная регистрация как форма государственного регулирования (назначение, виды, правовое регулирование). Государственная регистрация и государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

79. Система персонального учета населения в РФ: значение, предпосылки, сроки и перспективы (на основе Концепции создания системы персонального учета населения РФ, утв. распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2005 г.).

80. Лицензирование как форма государственного регулирования (назначение и правовые основы лицензионной деятельности).

81. Административно-правовые режимы (понятие, виды, общая характеристика).

82. Административно-правовое регулирование управления образованием в РФ.

83. Государственно-муниципальная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в РФ. Подразделения по делам несовершеннолетних ОВД и центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ОВД.

84. Административно-правовое регулирование государственного управления в области культуры. Правовые основы ввоза и вывоза культурных ценностей.

85. Административно-правовое регулирование в сфере деятельности СМИ.

86. Государственное управление в сфере труда и занятости населения. Характеристика административно-правового статуса безработных.

87. Административно-правовое регулирование миграционных процессов. Федеральная миграционная служба.

88. Административно-правовые меры и субъекты обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

89. Воинская обязанность и военная служба (понятия, виды, правовая основа, особенности). Субъекты реализации законодательства о военной службе по призыву.

90. Правовая основа и субъекты организации воинского учета, административная ответственность за нарушения законодательства в области воинского учета.

91. Правовые основы альтернативной гражданской службы в РФ.

92. Характеристика правового статуса военнослужащих.

93. Государственное управление охраной государственной границы в РФ.

94. Виды режимов охраны государственной границы. Режим внутреннего моря, прилежащей зоны и исключительной экономической зоны РФ. Административная ответственность за нарушения режимов.

95. Государственное управление в сфере юстиции (система органов, особенности, задачи, правовое регулирование).

96. Судебный департамент при Верховном суде РФ и его подразделения: назначение, особенности статуса, задачи, функции.

97. Организационно-правовые основы деятельности Федеральной службы судебных приставов.

98. Административно-правовое регулирование адвокатской деятельности и адвокатуры в РФ.

99. Безопасность как социально-правовая категория. Элементы безопасности и их характеристика.

100. Правовые и организационные основы обеспечение безопасности в РФ. Органы обеспечения и силы защиты безопасности.

101. Правовой режим чрезвычайного положения: понятие, основания и порядок введения и отмены, меры обеспечения). Государственное управление в условиях режима чрезвычайного положения.

102. Организационно-правовые основы государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства в РФ.

103. Задачи и правовое положение органов ФСБ России; ФСО России.

104. Современные правовые и организационные основы противодействия терроризму в РФ.

Н.С. Посулихина*

Актуальные проблемы административного права и процесса

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы организации института административного судопроизводства, отсутствия закона об административных процедурах, несформированности централизованной системы государственного контроля за качеством работы медицинских организаций, множественности процессов в административном праве, разработки собственной административно-процессуальной формы, реформирования КоАП РФ, обоснованности наделения субъектов РФ правом установления административной ответственности, соотношения административных правонарушений и преступлений, развития института административной преюдициальности, предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Ключевые слова: административное судопроизводство, административные процедуры, административно-процессуальное законодательство, множественность процессов, административный процесс, административно-процессуальная форма, реформирование, административно-деликтное регулирование, административные правонарушения, административная преюдициальность, государственные услуги, электронный документ.

января — 4 февраля 2015 г. в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялась Зимняя школа молодых ученых — 2015 «Продвижение юридических школ на российском научном пространстве». В рамках научного мероприятия было проведено несколько круглых столов, в том числе по актуальным проблемам административного права и процесса, на котором получили освещение научные изыскания доктора юридических наук, профессора Воронежского государственного университета Ю.Н. Старилова, а также молодых ученых Зимней школы, представлявших различные юридические школы России. В ходе заседания были рассмотрены три основных направления в развитии административного права и процесса: организация института административного судопроизводства, институт административных процедур и комплекс суждений, связанных с реформированием действующего КоАП РФ. Научно-правовой анализ представленных вопросов целесообразно начать с апеллирования к основным положениям Конституции РФ, а именно к конституционно установленным терминам «административное законодательство» и «административно-процессуальное законодательство».

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся административное и административно-процессуальное законодательство, однако официальное толкование такой дефиниции, как «административно-процессуальное законодательство», до

настоящего времени отсутствует. В связи с этим возникает проблема понимания сущности одной из ключевых категорий административного права и процесса.

Административное законодательство должно развиваться согласно конституционно-правовым установлениям. Тем не менее в настоящее время имеет место не реализованный потенциал Конституции в системе административно-правового регулирования. Это связано с отсутствием закона об административных процедурах, то есть закона о порядке принятия правовых актов управления. Данный факт указывает на отрицание какой-либо правовой государственности в сфере исполнительной власти, умаление господства Конституции как основного признака правового государства. В свою очередь, принятие закона об административных процедурах позволило бы минимизировать усмотрение чиновников. Как особо отметил Ю.Н. Старилов в своем выступлении, смысл существования административного права в целом заключается в подчинении публичного управления закону.

Если экстраполировать рассмотренные выводы на сферу здравоохранения, правильным решением проблемы несформированности централизованной системы государственного контроля за качеством работы медицинских организаций представляется реализация правовой процедуры лицензирования профессиональной деятельности медицинских работников в общей системе административных процедур. Внедрение указанной меры в практику будет способствовать проведению эффективной оценки

*

© Посулихина Н.С., 2015

Посулихина Наталья Семеновна — аспирант кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.

Зимняя школа — 2015

уровня квалификации специалистов и, как следствие, — повышению качества предоставляемой медицинской помощи, а также решению целого ряда стратегических задач, отмеченных в прогнозе социально-экономического развития РФ, среди которых: существенное улучшение демографических показателей и показателей состояния здоровья населения; снижение общего коэффициента смертности, в том числе среди трудоспособного населения; увеличение средней продолжительности жизни; создание системы здравоохранения, способной конкурировать со здравоохранением развитых европейских стран; повышение влияния профессиональных врачебных объединений и медицинских организаций на принятие решений в сфере здравоохранения.

Следующим дискуссионным вопросом представляется тезис о множественности процессов в административном праве. Придерживаясь точки зрения профессора Ю.Н. Старилова, следует подчеркнуть, что процесс должен быть один. Следовательно, административный процесс — это административное судопроизводство. Вместе с тем целесообразно уточнить, что в настоящее время существует сложная дискуссия по вопросу определения административного процесса. Использование гражданско-процессуальной и арбитраж-но-процессуальной форм для административного права обусловлено нормами действующих правовых актов. Профессор Ю.Н. Старилов убежден, что сложившаяся ситуация противоречит правовой природе процессуальных отношений. Учитывая тот факт, что реализация гражданско-правовых норм осуществляется посредством гражданско-процессуальной формы, бесспорна необходимость создания для административного права административно-процессуальной формы, полноценно функционирующей со своими собственными атрибутами, механизмами, закрепленными в таком нормативно-правовом акте, как Кодекс административного судопроизводства. Например, в Украине с 1 сентября 2005 г. начали действовать административные суды. Что касается Российской Федерации, то в настоящее время имеет место только обсуждение проекта Кодекса административного судопроизводства. В контексте рассматриваемой проблематики возникает следующий вопрос: уместно ли инициировать процесс принятия Кодекса административного судопроизводства, если отсутствует закон об административных процедурах? По мнению Ю.Н. Ста-рилова, первоочередной по значимости мерой является разработка закона об административных процедурах, устанавливающего четкие правила принятия актов управления. В противном случае отсутствует нормативная основа для оспаривания того или иного административного акта.

Основным аргументом, к которому прибегают ученые — гражданские процессуалисты в

целях формирования доказательственной базы, оправдывающей идею главенствующего положения гражданско-процессуальной формы, — это ее универсальность. Указанная характеристика получила отражение в возможности решения любого правового спора за счет преимуществ гражданско-процессуальной формы. В то же время рассмотренный подход вступает в противоречие с механизмом дифференциации публичного и частного права, принципом разделения властей, учением о субъективных публичных правах человека и гражданина, о действиях административной власти, о взаимоотношениях гражданина и должностного лица. Таким образом, оптимальная универсальная гражданская форма представляет собой весьма неопределенную материю, порождающую большое количество научных дискуссий.

Еще одним спорным направлением развития административного регулирования является реформирование КоАП РФ. Период с момента принятия КоАП РФ и по настоящее время характеризуется внесением многочисленных поправок, что предопределяет существование мнения о несовершенстве столь масштабного нормативно-правового акта. Однако позиция Ю.Н. Старилова однозначно отражает мысль о том, что внесение изменений и дополнений в большом количестве обусловлено принятием новых федеральных законов, устанавливающих правила государственного управления в сфере деятельности того или иного органа исполнительной власти. Важно отметить, что в КоАП РФ вносятся изменения не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ. Данное обстоятельство порождает многочисленные споры среди ученых-админи-стративистов по вопросу обоснованности наделения субъектов РФ правом установления административной ответственности. Например, профессор Ю.Н. Старилов неоднократно доказывал необходимость введения запрета на установление административной ответственности для субъектов РФ в связи с тем, что порой мера неблагоприятных последствий в результате нарушения норм административного права сравнима либо превышает меру уголовной ответственности. Реализация указанного постулата на практике позволила бы создать чистоту административно-деликтно-го регулирования, уменьшить массив админи-стративно-деликтного законодательства, а также усилить значимость самого административно-де-ликтного закона.

При анализе перспектив реформирования действующего КоАП РФ необходимо обратить внимание на существование идеи создания двух кодексов, материального и процессуального. Безусловно, данная позиция имеет право на существование. Тем не менее наиболее рациональной представляется точка зрения Ю.Н. Старилова, указывающего на то, что в настоящее время не

исчерпаны все значимые возможности улучшения административно-процессуальной формы в рамках действующего КоАП РФ, и поспешность в его реформировании может привести к деструктивному результату.

Для полноценного освещения существующих проблем в сфере административно-правового регулирования следует расширить диапазон рассматриваемых направлений путем включения целого ряда позиций, освещенных молодыми учеными Зимней школы. Например, в своем докладе «К вопросу о соотношении административных правонарушений и преступлений» аспирантка кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина А.В. Ми-кая затронула сложнейшую для подавляющего большинства постсоветских государств проблему разграничения преступлений и административных правонарушений. В рамках выступления докладчиком была отражена научная полемика по данному вопросу как в ее ретроспективе, так и в современных реалиях, а также раскрыты положения концепции «criminal matter» или «уголовного права в широком смысле», сформулированной Европейским Судом по правам человека. На примере анализа норм Федерального закона «О защите конкуренции» А.В. Микая продемонстрировала несоответствие отдельных положений действующего законодательства РФ требованиям международно-правовых стандартов, которые, в случае если государство декриминализирует и выводит за границы формального уголовного права определенные деяния, обязуют его сохранить при производстве по делу все гарантии, предусмотренные для производства по уголовным делам (презумпцию невиновности, право на защиту, право на обжалование и др.).

Аналогичная проблематика была затронута в выступлении аспиранта кафедры уголовного права НИИ Высшая школа экономики О.Е. Одоева на тему «Взаимосвязь норм административно-де-ликтного и уголовного законодательств в странах СНГ». Как отметил автор, деструктивное влияние западноориентированных центробежных сил, растаскивающих хрупкую материю СНГ, является одним из ключевых факторов ухудшения криминогенной обстановки в странах, образующих Содружество. В этой связи представляет интерес обращение к правопорядкам в части, устанавливающей предупредительные механизмы и превентивные средства воздействия на преступность. Одним из наиболее эффективных способов предупреждения преступлений, по мнению О.Е. Одоева, является конструирование уголовно-правовых норм, обусловленных признаком административной преюдиции. При этом в обозначенном контексте сравнительно-сопоставительный метод исследования позволит выявить

как достоинства, так и недостатки правового регулирования института административной пре-юдициальности.

Стратегия модернизации административно-правового регулирования в том числе включает проблемные вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. В рамках своего выступления аспирант кафедры правовых дисциплин Института международного бизнеса и права Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики И.В. Боровков, отметил, что граждане РФ положительно относятся к системе электронного документооборота и активно ею пользуются в различных сферах деятельности. Российское законодательство предусматривает возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, однако практический опыт показывает, что современные технологии с большим трудом внедряются в работу органов государственной власти и местного самоуправления. Способами решения указанной проблемы, по мнению докладчика, могли бы стать мероприятия по принятию Федерального закона «Об электронном документе» и единого регламента по оказанию государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Особое внимание, с точки зрения И.В. Боровкова, стоит уделить организации форм сотрудничества государства и субъектов предпринимательства в сфере проектов электронного документооборота, обязательному повышению квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере электронного документооборота и введению рейтинговой системы для органов государственной власти и местного самоуправления в части предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

С учетом изложенного обозначим основные гипотезы проведенных исследований:

1) учитывая результаты судебной реформы, целесообразно отметить, что административное судопроизводство становится сегодня междисциплинарным с явными признаками и принципами правового регулирования;

2) в предмет административного права входит административное судопроизводство как процессуальная форма рассмотрения особых административно-правовых споров;

3) сущность деятельности органов государственной власти, должностных лиц при рассмотрении конкретных дел базируется на необходимости утверждения законодательства об административных процедурах, призванного установить барьеры для произвольного управления.

Материал поступил в редакцию 21 февраля 2015 г.

Цели и задачи дисциплины Цель преподавания дисциплины «Актуальные проблемы права» заключается: 1. в подготовке магистров к правотворческой, правоприменительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, педагогической профессиональной деятельности; 2. в ориентации обучающихся на комплексное, последовательное и критическое изучение административно-правовых норм и административно-правовых институтов, а также их взаимодействия с другими отраслями права. Задачи дисциплины состоят: — в формировании у обучающихся знаний, умений и навыков в области разработки и реализации правовых норм; обеспечения законности и правопорядка, проведения научных исследований, образования и правового воспитания; – в углубленном изучении теоретических источников, административного законодательства и других нормативных актов; – в обеспечении обучающихся необходимыми знаниями о современном состоянии российского административного права и путях его совершенствования; – в воспитании у магистрантов потребности аналитического восприятия нормативного материала административного права; – в формировании навыков применения наиболее эффективных мер правового и воспитательного характера, направленных на защиту прав и законных интересов граждан; — в формирование научных знаний об актуальных проблемах теории административного права и практики применения административного законодательства, о современных тенденциях развития административного права и основных направлениях его реформирования; — формировании научных подходов и позиций не только по вопросам предмета, метода и источников административного права, структуризации отраслевых институтов, но и административно-правового регулирования в отраслевых сферах государственного управления. Краткое содержание дисциплины Дисциплина «Актуальные проблемы административного права Российской федерации» углубляет знания обучающихся по вопросам материального и процессуального административного права – его основных институтов, категорий, актуальных проблем и направлений развития. Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Актуальные проблемы административного права» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки магистранта, который должен обладать: способностью соотносить нормы административного права с нормами других отраслей права, выявлять административно-правовые нормы, не соответствующие нормам высшей юридической силы; применять административно-правовые нормы на практике; толковать нормы административного права с учетом базовых общеправовых и отраслевых принципов; способностью руководствоваться административно-правовыми ценностями в укреплении законности государственного управления; уметь выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений, в том числе коррупционных; навыками учета и систематизации правовых позиций Конституционного Суда РФ в области административного права, иных судебных органов, их применения в соответствующих правовых ситуациях. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Выпускник должен обладать:

  • ОК-1 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания
  • ОК-2 способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
  • ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
  • ОК-4 способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения
  • ОК-5 компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом
  • ПК-2 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
  • ПК-3 готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
  • ПК-4 способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления
  • ПК-5 способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
  • ПК-6 способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения
  • ПК-7 способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
  • ПК-8 способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности
  • ПК-9 способностью принимать оптимальные управленческие решения
  • ПК-11 способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права
  • ПК-12 способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне
  • ПК-14 способностью организовывать и проводить педагогические исследования
  • ПК-15 способностью эффективно осуществлять правовое воспитание

106

Юридическая наука. 2016. № 3

НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

* * *

ОБЗОР НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО КРУГЛОГО СТОЛА «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА» (г. РЯЗАНЬ, 22 АПРЕЛЯ 2016 г.)

Аннотация. В обзоре представлены тезисы выступления участников научно-практического круглого стола «Актуальные проблемы административного права и процесса», прошедшего на базе Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина 22 апреля 2016 г.

Ключевые слова: административно-правовые отношения, система административного права, административная ответственность, административное правонарушение.

На базе кафедры финансового, административного права и основ правоведения юридического факультета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина состоялось межрегиональное научное мероприятие в формате круглого стола по актуальным вопросам административного права и административного процесса.

Достаточно широко очерченный предмет для научных дискуссий в такой важнейшей отрасли публичного права, как административное право, позволил обсудить актуальные вопросы государственного управления, соотношение научных терминов и методологические подходы к пониманию категорий «государственное управление» и «исполнительная власть», концептуальные и прикладные вопросы административной ответственности в связи с разработкой проектов кодексов об административной ответственности и кодифицированного акта, сохранившего традиционное наименование — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, проблемы противодействия коррупции в различных областях государственной деятельности, эффективность правовых средств борьбы с этим злом, а также существующие методики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, ряд других вопросов, требующих научного осмысления и поиска путей их решения.

Тезисы докладов участников круглого стола

В.А. Юсупов

О системе административного права

Развитие российского законодательства в последние десятилетия, начиная с 90-х гг. ХХ в. и заканчивая текущим 2016 г., можно охарактеризовать как процесс медленного, порой противоречивого и бессистемного принятия отдельных законов или кодифицированных актов. Специалисты в области общей теории права уже обратили внимание на бессистемность и внутреннюю противоречивость нынешнего состояния законодательства и даже заметили, что появляется вопрос о неприменимости к нему такой категории, как «система»1.

Для того чтобы понять сущность системы законодательства, дать ей научную характеристику, нужно соотнести ее с системой права. Для административного законодательства это означает, что его система должна отражать характер и особенности административного права как совокупности административно-правовых отношений. Между тем, вопрос о системе административного права до сих пор

1 Общая теория государства и права. Академический курс. М., 2007. Т. 2. С. 592.

Научные мероприятия

до конца не исследован и требует пристального к нему внимания.

Как известно, любые нормы права объединяются друг с другом по предметно-функциональному признаку. Именно на этой основе образуются правовые институты и подотрасли права. Что касается административного права, то оно в системе отраслей права представляет особый, довольно большой массив, который с полным основанием можно назвать мегаотраслью права.

Структура системы административного права складывается из трех групп правоотношений.

Первая группа объединяет административно-правовые отношения в сфере государственного управления хозяйственно-экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни российского общества. Характерной особенностью этих правоотношений является то, что они, реализуя управленческую волю государства, являются средством организации планирования, обеспечения управляемых объектов финансовыми средствами. Они координируют работу нижестоящих исполнительно-распорядительных органов, предприятий, организаций и учреждений. Наконец, в процессе реализации управленческих административно-правовых отношений обеспечивается контроль и надзор как особые функции государственного управления. Эти отношения формируют подотрасль административного права — административно-управленческое право.

Другая группа административно-правовых отношений возникает в ходе разрешения конфликтов в сфере государственного управления в процессе обеспечения органами государственного управления общественного порядка, общественной безопасности. Эти отношения возникают на основе деликтов. Деликт в административном праве можно определить как умышленное виновное действие (бездействие), совершенное субъектом административного правоотношения, нарушающего нормы административного права и влекущее за собой административную ответственность. Административный деликт представляет собой сложную систему связей между органами государственного управления (или его законным и полномочным представителем) и управляемыми субъектами. Один из них — управляющий — своим поведением осуществляет управленческую волю государства, а другой (его в литературе называют административным де-

ликвентом) своими действиями или бездействиями противоречит осуществлению этой воли. Между ними возникают информационные, организационные или правоприменительные связи, которые регулируют поведение сторон. Нормы административного права регулируют эти связи, формируют особую группу административных правоотношений — административно-деликтные правоотношения. Административно-деликтные правоотношения, хотя и примыкают к административно-управленчес-ким правоотношениям, но по своей сущности отличаются от них своим негативным, коллизионным характером. Именно этот коллизионный характер проводит линию разграничения и в то же время соприкосновения двух подотраслей административного права: административно-управленческого и административно-деликтного.

Административно-управленческое право объединяет следующие институты:

— институт административно-правового регулирования прогнозной деятельности;

— институт административно-правового регулирования государственного планирования, формирования и исполнения государственного бюджета;

— институт административно-правового обеспечения принятия государственно-управленческих решений;

— институт административно-правового обеспечения координации работы органов государственного управления;

— институт административно-правового регулирования процесса создания управленческих структур, а также их реформирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— институт административно-правового регулирования контроля и надзора в государственном управлении.

Предметом же административно-деликт-ного права, как убедительно показал А.В. Ки-рин, являются:

— институт административных правонарушений (деликтов);

— институт административной ответственности (административных наказаний);

— институт административной юрисдикции;

— институт производства по делам об административных правонарушениях;

— институт исполнения решений по делам об административных правонарушениях2.

2 Кирин А.В. Административно-деликтное право. Административное право. М., 2015. Т. 6. С. 126.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *