Акты министерств и ведомств

Акты министерств и ведомств

Акты министерств и ведомств также являются одним из источников трудового права подзаконного характера. Главным образом к этим актам относятся акты Министерства труда и социального развития РФ, в меньшей степени — акты Министерства финансов РФ, Министерства юстиции РФ и др. В этих актах даётся дальнейшая конкретизация норм трудового права, а также разъяснения по вопросам трудового законодательства.

В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей отрасли.

Предусмотрена обязательная регистрация ведомственных актов в Министерстве юстиции РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы специально для всеобщего сведения. Такие акты подлежат обязательной публикации в газете «Российские вести». Соответственно не зарегистрированные и не опубликованные акты министерств и ведомств не могут служить источниками трудового права.

С принятием нового Трудового кодекса, согласно ст. 422 ТК, ряд подзаконных актов утратили свою силу 01.02.2002г., а другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, подлежат приведению в соответствие с ТК. Вместе с тем, в ст. 423 ТК регламентируется применение законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до принятия нового ТК.

В ст. 15 Конституции РФ говорится, что все подзаконные акты должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. Кроме того, согласно ст. 5 ТК, подзаконный акт, низший по иерархии, должен соответствовать высшему по иерархии подзаконному акту.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации

Постановление от 8 февраля 2000г. № 14

«Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Акты федеральных министерств и ведомств

  • •Правоведение
  • •Основные признаки унитарного государства
  • •Виды унитарных государств
  • •Признаки конфедерации
  • •Виды социальных норм, и их классификация
  • •Нормы морали
  • •Религиозные нормы
  • •Право и религиозные нормы
  • •Корпоративные нормы
  • •Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей
  • •Понятие права
  • •Признаки права
  • •Нормативность
  • •Волевой характер
  • •Формальная определенность
  • •Общеобязательность
  • •Системность и иерархичность строения
  • •Регулирующее воздействие права
  • •Установление и обеспечение права государством
  • •Понятие и признаки права
  • •Понятие и структура системы права
  • •2. Признаки нормы права.
  • •Источники права
  • •Правовой обычай
  • •Продолжительность существования
  • •Устный характер
  • •Формальная определенность
  • •Локальный характер
  • •Санкционированность государством
  • •Преимущества и недостатки правового обычая как источника права
  • •Нормативный правовой акт
  • •Юридический прецедент
  • •Договор нормативного содержания
  • •Юридическая наука
  • •Понятие нормативных актов
  • •Требования, предъявляемые к нормативным актам
  • •Виды нормативных актов
  • •Понятие нормативно-правовых актов
  • •Виды нормативно-правовых актов
  • •Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • •Действие нормативного акта в пространстве
  • •Действие закона по кругу лиц
  • •Виды законов
  • •Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды
  • •Указы и распоряжения Президента России
  • •Акты Правительства рф
  • •Акты федеральных министерств и ведомств
  • •Подзаконные акты на уровне субъекта рф Акты исполнительной власти субъектов рф
  • •Акты органов местного самоуправления
  • •Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)
  • •Классификация
  • •Понятие и стадии законотворчества в рф.
  • •Реализация права: понятие и формы
  • •Формы реализации права
  • •Правоприменение как особая форма реализации права
  • •Раздел IV. Теория правя
  • •Глава 20. Реализация норм права. Правоприменение
  • •Применение права как особая форма его реализации
  • •Стадии процесса применения норм права
  • •Установление фактической основы дела
  • •Выбор и анализ юридической нормы
  • •Вынесение и документальное оформление правоприменительного решения
  • •Стадии правоприменения (правоприменительного процесса)
  • •Правовые отношения
  • •Основные признаки правовых отношений
  • •Содержание правоотношений
  • •Субъективное право
  • •Юридическая обязанность
  • •Двойственный характер содержания правоотношений
  • •Виды правоотношений
  • •Структура правоотношения
  • •Субъективные права и юридические обязанности
  • •Понятие правонарушения
  • •Признаки правонарушения
  • •Виновное поведение человека
  • •Совершение деяния дееспособным лицом
  • •Виды правонарушений
  • •Понятие юридической ответственности
  • •Признаки юридической ответственности
  • •Характеристика основных видов юридической ответственности
  • •Уголовная ответственность
  • •Административная ответственность
  • •Дисциплинарная ответственность
  • •Гражданско-правовая ответственность
  • •Материальная ответственность
  • •Виды юридической ответственности
  • •Иные меры государственного принуждения (меры защиты)
  • •Понятие и предмет конституционного права
  • •Наука конституционного права: понятие и предмет исследования
  • •Структура системы науки конституционного права
  • •Права и свободы человека и гражданина
  • •Гарантии осуществления и защита прав и свобод
  • •Обязанности человека
  • •Классификация прав и свобод человека
  • •Личные права
  • •Политические права
  • •Политические права и свободы
  • •Экономические, социальные, культурные права
  • •Экономические права человека
  • •Социальные права человека
  • •Культурные права человека
  • •Общие сведения
  • •Трудовые права в России
  • •Социальное обеспечение в России Охрана здоровья в России
  • •Право на образование в России
  • •Свобода вероисповедания в России
  • •Свобода слова
  • •Право избирать и быть избранным
  • •Случаи пыток и жестокого обращения
  • •Массовое избиение в Благовещенске
  • •Ситуация в Чечне
  • •Утверждения о похищениях людей на Северном Кавказе
  • •Нарушения прав человека в отношении выходцев из Кавказа
  • •Нарушение прав сексуальных меньшинств
  • •Борьба со случаями торговли людьми
  • •Мнения правозащитников Оценка Freedom House
  • •Мнения и оценки
  • •Органы государственной власти субъектов рф
  • •Предмет, методы и система уголовного права
  • •Система уголовного права
  • •Система уголовного права в России
  • •Состав преступления
  • •Понятие состава преступления
  • •Элементы (стороны) состава преступления и их признаки
  • •Классификация (виды) составов преступлений
  • •Понятие и цели уголовного наказания
  • •Понятие наказания
  • •Цели наказания
  • •Цели уголовного наказания
  • •Система трудового права
  • •Трудовое право в системе юридических наук. Роль предмета и метода в отграничении трудового права от смежных наук
  • •Система и структура трудового права
  • •Наука трудового права
  • •Трудовое право как учебная дисциплина
  • •Понятие принципа трудового права
  • •Классификация принципов трудового права
  • •Принципы, сформулированные Международной организацией труда
  • •Конституционные принципы трудового права
  • •Виды принципов трудового права
  • •Нормативно-правовое закрепление принципов трудового права
  • •Дисциплинарная ответственность
  • •Дисциплинарное взыскание
  • •Сроки применения дисциплинарного взыскания
  • •Понятие гражданского права
  • •Предмет гражданского права
  • •Принципы гражданского права
  • •Гражданское право как наука и учебная дисциплина
  • •Система гражданского права
  • •Институционная и пандектная системы права
  • •Особенности исторических систем гражданского права
  • •Роль и место гражданского права в системе российского права
  • •Приобретение права собственности
  • •Способы приобретения права собственности
  • •Прекращение права собственности
  • •Основания возникновения обязательств
  • •Понятие и система оснований прекращения обязательств. Последствия прекращения обязательств
  • •Прекращение обязательств по воле их участников
  • •Прекращение обязательств независимо от воли их участников
  • •Виды наследования
  • •Наследование по закону
  • •Наследование по завещанию
  • •Обязательная доля
  • •Ответственность наследников по долгам наследодателя
  • •Понятие и значение наследования
  • •Основные категории наследственного права
  • •Основания наследования
  • •Состав наследства
  • •Недостойные наследники
  • •Принятие наследства и отказ от наследства
  • •Порядок принятия наследства
  • •Способы принятия наследства
  • •Отказ от наследства
  • •Свидетельство о праве на наследство

Нормативные акты министерств и ведомств как источники экологического права

Разновидностью источников экологического права являются нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, наделенных надведомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных объединений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей отрасли.

Требования по подготовке нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств определяются постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997 г.

НПА министерств и ведомств издаются только в виде:

  • постановлений;
  • приказов;
  • распоряжений;
  • правил;
  • инструкций;
  • положений;
  • регламентов (с 2005 года).

Акты, изданные в ином виде (например, указания, письма, телеграммы и др.), не должны носить нормативный правовой характер.

19 января 2005 г. постановлением Правительства РФ №30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти перечень издаваемых видов ведомственных актов пополнился регламентом. Каждый орган исполнительной власти обязан разработать свои регламенты в соответствии с Типовым регламентом. Этим органом предписывалось также разработать административные регламенты исполнения государственных функций.

В зависимости от характера правовых норм, устанавливаемых в ведомственных актах, последние подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

  1. содержащие правовые нормы, затрагивающие:

экологические права и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ;

механизм реализации прав и обязанностей;

  1. устанавливающие правовой статус организаций;
  2. имеющие межведомственный характер.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нормативные правовые акты, принимаемые специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды, как правило, имеют межведомственный характер.

Примеры НПА министерств и ведомств в области природопользования

Обширный массив таких актов, в частности, включает:

  • Правила охраны поверхностных вод, утвержденные приказом Госкомприроды СССР от 21 февраля 1991 г.;
  • Приказ Минприроды России «Об утверждении «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» от 29 декабря 1995 г.;
  • Приказ Госкомэкологии «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 251 «Об утверждении перечня вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен» от 19 апреля 2000 г.;
  • Приказ Госкомэкологии РФ «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» от 16 мая 2000 г.;
  • Приказ МПР РФ и МНС РФ «О совместной деятельности МПР России и МНС России в осуществлении сбора платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую природную среду» от 22 марта 2001 г.;
  • Приказ Минимущества РФ, МНС РФ, Минфина РФ и Росземкадастра «О проведении совместных мероприятий по обеспечению поступления доходов от арендной платы за землю в федеральный бюджет Российской Федерации» от 23 апреля 2001 г.;
  • Приказ МПР РФ «О создании системы обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов в лесном фонде Российской Федерации, об утверждении положений о системе и о знаке соответствия системы» от 16 апреля 2001 г.;
  • Приказ МПР РФ «Об установлении лимитов водопользования субъектам Российской Федерации» от 7 мая 2001 г.;
  • Приказ МПР РФ «О специализированных морских инспекциях Министерства природных ресурсов Российской Федерации» от 26 сентября 2000 г.;
  • Приказ МПР РФ «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» от 30 марта 2007 г. № 71;
  • Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья» от 16 июля 2008 № 151.

Важную роль в качестве источников экологического права играют нормативные акты, принимаемые специально уполномоченным государственными органами в области охраны окружающей среды в соответствующих сферах:

  • Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в области санитарной охраны окружающей среды;
  • Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии — в области экологической регламентации и стандартизации производства продукции массового производства; и др.

Правотворчество федеральных министерств и ведомств

Министерства, государственные комитеты, ведомства являются центральными органами государственного управления. Их полномочия в области руководства порученными им сферами управления, в том числе осуществляемые в форме издания нормативных актов, определены законами, указами Президента и Правительства. Чаще всего министерства издают нормативные акты в форме инструкций, а государственные комитеты — постановлений.

Нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете “Российские вести” в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Требования по подготовке нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств определяются постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997 г.

НПА министерств и ведомств издаются только в виде:

постановлений;

приказов;

распоряжений;

правил;

инструкций;

положений;

регламентов (с 2005 года).

Акты, изданные в ином виде (например, указания, письма, телеграммы и др.), не должны носить нормативный правовой характер.

19 января 2005 г. постановлением Правительства РФ №30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти перечень издаваемых видов ведомственных актов пополнился регламентом. Каждый орган исполнительной власти обязан разработать свои регламенты в соответствии с Типовым регламентом. Этим органом предписывалось также разработать административные регламенты исполнения государственных функций.

В зависимости от характера правовых норм, устанавливаемых в ведомственных актах, последние подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

содержащие правовые нормы, затрагивающие:

экологические права и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ;

механизм реализации прав и обязанностей;

устанавливающие правовой статус организаций;

имеющие межведомственный характер.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нормативные правовые акты, принимаемые специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды, как правило, имеют межведомственный характер.

ПРОЦЕДУРА ВЕДОМСТВЕННОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА

При подготовке и принятии ведомственных нормативных актов необходимо соблюдать определенную процедуру, состоящую из последовательных стадий.

В результате их прохождения ведомственный акт начинает официально действовать.

В рамках этой процедуры действуют требования, выполнение которых является обязательным.

Определение оснований издания ведомственного акта

Речь идет о правотворческой инициативе и принятии решения о подготовке ведомственного акта. При этом она может исходить как от подразделения и служащих министерства, службы, так и от граждан. Однако решение об издании ведомственного акта принимает руководитель ведомства или его заместитель.

Здесь следует указать на следующее правило: прежде чем принять такое решение, необходимо изучить вопрос о необходимости издания ведомственного акта (правовая неурегулированность вопроса, появление потребности в изменении правового регулирования, множественность ведомственных актов, делающая необходимым их систематизацию или консолидацию, несоответствие действующих нормативных актов требованиям дня и др.) и определить основания его издания (поручения вышестоящих органов, планы правотворческой работы ведомства, инициатива других органов).

Разработка концепции ведомственного акта

Концептуальные начала акта могут содержаться в законах, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, поручениях руководства ведомства.

К составлению концепции может приступить и сама группа разработчиков проекта. После уяснения невозможности разрешения вопроса путем действующих правовых норм и наличия у ведомства полномочий по изданию акта по данному вопросу осуществляется разработка проекта акта.

Составление плана-проспекта и плана-графика подготовки ведомственного акта

В плане-проспекте определяется предполагаемая структура нормативного акта, раскрывается краткое содержание соответствующих разделов и подразделов. В календарном плане-графике обозначаются основные этапы работы, определяются сроки их завершения, указываются конкретные исполнители, ответственные за результаты работы.

Определение срока подготовки ведомственного акта

Срок подготовки ведомственного акта, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлено иное.

Определение разработчиков ведомственного акта

Субъектами разработки нормативных актов чаще всего выступают заинтересованные подразделения министерств, в компетенции которых находится рассматриваемый вопрос. Из их состава выделяются должностные лица, ответственные за подготовительные работы. При необходимости привлекаются сторонние организации. Активное участие в этом принимают правовые подразделения ведомств.

Если акт затрагивает интересы нескольких подразделений, они берут его разработку на себя. Сложные нормативные акты, а тем более издаваемые совместно несколькими министерствами, могут готовиться рабочими комиссиями из числа наиболее опытных сотрудников. Крупные ведомственные акты выносятся на рассмотрение коллегий, совещаний либо экспертных советов министерств.

Сбор необходимой информации

Такая информация может содержаться в законах, указах, актах Правительства РФ, ведомственных актах. Изучается научная литература, периодическая печать, обобщается практика применения нормативных актов, данные социологических, статистических исследований, материалы заседаний коллегий, инспекторских проверок. Исследуются различные справочно-информационные документы: отчеты, справки, служебная переписка, письма граждан, зарубежный опыт.

Написание текста проекта нормативного акта

Прежде всего надо неукоснительно соблюдать правило законности и конституционности ведомственного акта, что означает соответствие проекта действующему законодательству. Проект должен также отвечать современным требованиям развития экономики и, конечно, правилам юридической техники. Определяющим моментом при разработке проекта должна быть ориентация на социальную справедливость, приоритет принципов и норм международного права, обеспечения прав и свобод граждан.

Проведение правовой экспертизы

Правовая экспертиза проводится юридической службой ведомства. Экспертиза предполагает исследование проекта по всем вопросам (компетенция ведомства, необходимость издания акта, его содержание и структура, правильность ссылок и т. д.).

Согласование проекта

Согласование проекта проводит заинтересованное структурное подразделение. Проект согласуется как внутри ведомства (с другими подразделениями), таки при необходимости с другими государственными органами и органами местного самоуправления. Обязательным во всех случаях является его визирование в юридическом отделе ведомства. При наличии замечаний к проекту после их устранения производится перевизирование.

Подписание ведомственного акта

Подписание осуществляет уполномоченное должностное лицо. Им является первое лицо (руководитель) ведомства.

К проекту прилагается пояснительная записка и расчеты, где раскрывается замысел проекта, разъясняются возможные источники финансирования.

Далее нормативный акт регистрируется в общем отделе ведомства, размножается и рассылается по списку.

Государственная регистрация ведомственного акта

Государственная регистрация касается только тех из них, которые затрагивают права, свободы и обязанности граждан, правовой статус организаций или имеют межведомственный характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *