Аттестация образовательных учреждений

Лицензирование,аттестация и аккредитация образовательных учреждений

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ — выдача на определенных условиях разрешений (лицензий) на право осуществления определенных операций

При проведении процедуры лицензирования образовательных учреждений особое внимание уделялось:
• качеству условий ведения образовательного процесса;
• профессиональному уровню педагогических работников образовательных учреждений;
• состоянию материально-технической базы образовательных учреждений в том числе наличию у соискателя лицензии (лицензиата) учебно-методической документации, предусмотренной пунктами 6, 6.1 и 8 статьи 9 Закона Российской Федерации «Об образовании», а также учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации образовательных программ заявленного уровня и направленности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (федеральными государственными требованиями) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании требованиям;
• наличию новейших методик в организации образовательного процесса (при оценке образовательных программ с учетом их уровня и направленности).
Аккредитация (лат. accredo, «доверять») — в общем случае это процесс, в результате которого приобретается официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг некоему стандарту.
Аккредитационная экспертиза образовательного учреждения проводится один раз в пять лет. Ее целью является обеспечение единой государственной политики в области образования, установление государственного статуса учреждения (типа, вида, категории), подтверждение уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также, за исключением образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования и дополнительного образования детей, соответствия содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям.
Государственная аккредитация образовательного учреждения дает ему право на выдачу документов об образовании государственного образца по аккредитованным образовательным программам.
В функциональные обязанности сотрудников отдела входит организационно-методическое и информационное обеспечение процедур по исполнению государственной функции:
— аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории Калининградской области и осуществляющих образовательную деятельность в области дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, специального (коррекционного), дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования;
— переоформление свидетельства о государственной аккредитации и (или) приложения к нему;
— приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации;
— возобновление действия свидетельства о государственной аккредитации;
— лишение учреждения государственной аккредитации;
— ведение реестра свидетельств о государственной аккредитации, предоставление информации из указанного реестра.
Аттестация образовательного учреждения — проводимая государственной аттестационной службой один раз в пять лет экспертиза образовательного учреждения на предмет установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Обязательным условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последних лет.


73. САМОПОЗНАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ПОПЫТКА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Любой человек, прежде чем приступить к сложному делу самосовершенствования, должен начать с составления своего рода физических и психологических качеств, своих возможностей и ограничений, или, как говорят психологи, с самоанализа и самопознания.

Самопознание – это оценка человеком самого себя, осознание своих интересов, мотивов поведения. Трудность этой задачи связана с тем, что она предполагает попытку посмотреть на свой внутренний мир как бы со стороны, соединить субъект и объект наблюдения. Поэтому результаты самоанализа оказываются не совсем точными.

Что же нужно делать, чтобы получить более или менее объективные результаты анализа своих собственных психических и физических качеств? Для этого используют некоторые рекомендуемые наукой приемы:

Например – беспристрастная, по возможности, оценка накопленного профессионального и жизненного опыта, которая так или иначе даст ответ на вопрос о наших сильных качествах, таких, как активность, честность, готовность к риску, общительность, стремление к повышению своего социального статуса и т.п., а также о наших слабостях: недостаточная энергичность, нежелание рисковать, боязнь нового и т.п. Чем богаче ваш жизненный опыт, тем больше материала будет в вашем распоряжении, чтобы дать самому себе правдивую оценку. По мнению И. В. Гете, «человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир».

Рекомендуются и другие методы самопознания, в том числе: тестирование, треннинги, деловые игры. С помощью этих приемов, получаемых все большее распространение в качестве методов обучения, контроля и самопознания, можно добиться более или менее объективных результатов.

Но и эти методы, как считают психологи, все же не являются полностью надежными. Поэтому важен также и учет мнений других людей о наших сильных и слабых сторонах, особенно мнение тех, кто знает нас уже много лет: родственников, друзей товарищей по работе.

И наконец, результаты самопознания будут более надежны , если будут постоянно проверяться, дополняться, уточняться, корректироваться в ходе повседневной трудовой, познавательной и общественной деятельности человека. «Как можно познать самого себя? – спрашивал Гете и отвечал: — Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся исполнить свой долг и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено».

Смысл всей работы человека по самопознанию русские мыслители издавна видели в том, чтобы найти наилучшее соответствие между способностями и талантами, которыми обладает каждый человек, и теми реальными условиями их развития и совершенствования, которые даны ему судьбой, условиями его реальной жизни. Работа эта весьма напряженная, многотрудная, порою даже трагическая.

74. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
На основе результатов всесторонней самооценки и слагается более или менее точная картина наших отрицательных и положительных качеств, тот итог самопознания, который и может быть положен в основу плана самосовершенствования.
Четкое планирование – еще одна важная предпосылка успешного самосовершенствования.
Планирование представляет собой своеобразный проект размещения процессов труда, учебы и других форм деятельности во времени на более или менее продолжительный период: от одного дня и до всей жизни человека.
Основной целью планирования является обеспечение рационального использования личного времени. Установлено, что увеличение времени, затраченного на сам процесс планирования, приводит в итоге к экономии времени в целом.
Как показывает опыт, альтернативой планирования может быть только беспорядок, хаос, неразбериха как в общественной , так и в личной жизни.
Планирование включает два основных этапа:
1. Составление плана. Это вид работы, который, так или иначе, присутствует в любой человеческой деятельности, в том числе и в деятельности по самосовершенствованию. Это целый набор действий и операций, среди которых особое значение имеют такие, как исследование затрат времени на отдельные виды планируемых дел, консультации с людьми , имеющими значительный опыт планирования, разработка самого плана.

Планирование личного труда, обучения представляет собой целую систему, включающую в себя ряд подсистем: долгосрочные планы, конкретизирующие их среднесрочные и краткосрочные планы.

Планирование начинается с составления долгосрочного плана, который может охватывать несколько лет и даже всю вашу жизнь. В среднесрочных планах, составляемых на период от одного года до одного месяца, намечаются как правило мероприятия, проводимые регулярно в каждом году или каждом месяце. Краткосрочные планы – это планы на сегодня-завтра, охватывающие время от одного дня и до недели. Все виды личных планов, конечно, должны соответствовать друг другу. Важно также оставлять резерв времени; при этом рекомендуется соблюдать правило: 60 : 40, т.е. планом может быть охвачено только 60% времени, а остальные 40% следует отвести как результат для возникновения неожиданных дел.

2. Реализация принятого плана. Ее успех,как установлено исследованиями, во многом зависит от умения классифицировать поставленные задачи по степени их важности, т.е. учитывать, что не все дела одинаково важны.

Необходимо также ежедневно планировать свой рабочий день, каждое утро определять перечень задач и действий.

Важно постоянно помнить, что главная цель планирования – конкретный результат. Поэтому должен вестись постоянный контроль итогов и результатов планирования как по срокам , так и по качеству

3.Аттестация и аккредитация образовательных учреждений.

Государственная аттестация и аккредитация образовательных учреждений являются основными формами проверки и подтверждения качества образовательных услуг, оказываемых этими учреждениями.

Государственная аккредитация образовательного учреждения– это юридическое признание его прав и способности осуществлять свою деятельность на уровне не ниже официально признанной нормы. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Аккредитованные образовательные учреждения могут пользоваться печатью с изображением государственного герба РФ. Для негосударственных общеобразовательный учреждений последствием государственной аккредитации является включение в схему централизованного государственного или муниципального финансирования.

Она проводится федеральными и иными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными органами (субъектов РФ) на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. Закон не предоставил право обжаловать в суд отказ в аккредитации. Однако, поскольку нет и запрета повторного обращения за аккредитацией, образовательное учреждение может повторно, но не ранее чем через 12 месяцев, обратиться с аналогичным заявлением.

Существует также общественная аккредитация образовательного учреждения, которая способствует повышению его престижа, увеличению количества обучающихся, преобразованию в нетиповое образовательное учреждение высшей категории.

Аккредитация и аттестация образовательных учреждений неразрывно связаны между собой. Аттестация всегда предшествует аккредитации. Учреждение, обращаясь за аккредитацией, должно представить соответствующему государственному органу положительное заключение о его аттестации. Порядок аттестации и аккредитации образовательных учреждений устанавливается различными нормативными актами, в зависимости от типа учреждения и реализуемых им образовательных программ. Но общая схема и принципы осуществления аттестации и аккредитации аналогичны.

Рассмотрим их на примере учреждений общего и начального профессионального образования. Их аттестация и аккредитация осуществляются в соответствии с Положением, которое было утверждено приказом Минобразования от 22 мая 1998 г. (с изменениями от 11 августа 2000 г.).

Аттестацияявляется основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях. Основными принципами ее осуществления являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.

Она проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.

По общему правилу, аттестация проводится по заявлению образовательного учреждения один раз в пять лет. Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при соблюдении названного выше условия. При этом первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по указанным ступеням образования.

Аттестация проводится государственными и муниципальными органами управления образованием. Так, Министерство образования РФ проводит аттестацию подчиненных ему образовательных учреждений, за исключением учреждений начального профессионального образования, а также российских образовательных учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации. Органы управления образованием субъектов Федерации проводят аттестацию учреждений начального профессионального образования и других образовательных учреждений всех типов и видов, расположенных на территории данных субъектов Российской Федерации либо могут поручить (доверить)ее осуществление органам местного самоуправления. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.

Для аттестации образовательного учреждения создается аттестационная комиссия. В ее состав включаются представители образовательных учреждений, научных организаций, методических служб, профессиональных общественных организаций и объединений (кроме лиц, находящихся на оплачиваемой работе в аттестуемом учреждении). Образовательное учреждение представляет необходимые документы: заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения; копии устава образовательного учреждения и лицензии на образовательную деятельность; учебный план; гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации; данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3 последних лет. Для того, чтобы подготовиться к процедуре внешней экспертизы, образовательное учреждение организует проведение самообследованияилисамоаттестации, в процессе которой осуществляется анализ всех необходимых данных, определяется соответствие условий и порядка организации образовательного процесса всем предъявляемым требованиям.

В ходе аттестации образовательного учреждения комиссия должна установить исполнение учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности (обязательного минимума содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся; полноты выполнения основных образовательных программ), а также соответствие этим требованиям содержания, уровня и качества подготовки выпускников. Для этого осуществляется экспертиза учебных планов, образовательных программ, анализируется расписание учебных занятий, изучаются классные журналы, результаты итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ, рекомендованных к применению органами управления образованием.

По итогам работы аттестационная комиссия составляет заключение, которое подписывается всеми ее членами и доводится до сведения коллектива образовательного учреждения. Если учреждение реализует образовательные программы разных уровней, в заключении должны содержаться выводы о его аттестации по каждой образовательной программе.

На основании этого заключения в 2-недельный срок соответствующий орган издает приказ о признании образовательного учреждения аттестованным или не аттестованным по определенным образовательным программам. Повторная аттестация может проводиться по требованию образовательного учреждения не ранее чем через двенадцать месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации. Отрицательное заключение аттестационной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.

На каждое образовательное учреждение формируется аттестационное дело, состоящее из документов, связанных с проведением аттестации. Оно хранится до следующего срока прохождения аттестации.

Положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации. Она может проводиться как названными выше органами, так и ведомственными органами управления образованием (в отношении находящихся в их ведении образовательных учреждений).

Методика проведения аккредитации аналогична изложенной выше применительно к аттестации. Так, первым этапом является подача образовательным учреждением заявления о государственной аккредитации с необходимыми документами (копиями заключения аттестационной комиссии; приказа о признании образовательного учреждения аттестованным; лицензии на право ведения образовательной деятельности, а также сведений о данном учреждении по установленной форме). На втором этапе создается аккредитационная комиссия или коллегия. В ее состав включаются представители органов управления образованием субъекта РФ или муниципального образования, профессиональных общественных объединений, а при необходимости – представители органа, проводившего аттестацию данного образовательного учреждения. Комиссия должна установить соответствие типа, вида и категории образовательного учреждения предъявляемым требованиям на основании следующих показателей: уровня и направленности реализуемых образовательных программ; структуры классов; качества подготовки выпускников; кадрового обеспечения, информационно-технического оснащения, медико-социальных условий пребывания обучающихся и др. Основные показатели государственной аккредитации и их критериальные значения определяются приказами Минобразования для конкретных типов образовательных учреждений. Например, для учреждений среднего профессионального образования они были утверждены приказом Министерства от 1 октября 2001 г. Такие показатели разделяются на две группы: в первую включаются показатели, определяющие аккредитационный статус по типу образовательного учреждения, а во вторую – используемые для определения его вида (техникум, училище, колледж). Среди показателей первой группы можно назвать содержание и качество подготовки обучающихся, информационно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса, а также социальную поддержку студентов. Во вторую группу включены такие показатели, как реализуемые образовательные программы, уровень информатизации, качественный состав педагогических кадров, учебная и учебно-методическая работа.

Государственный статус учреждения устанавливается с учетом средних показателей для образовательных учреждений соответствующего типа, вида, категории на территории данного субъекта Российской Федерации. В случае выявления несоответствия указанных показателей аккредитационным показателям образовательному учреждению в аккредитации отказывают.

На следующем этапе соответствующий орган управления образованием на основании представления аккредитационной комиссии принимает решение о государственной аккредитации образовательного учреждения либо об отказе в таковой. Свидетельство о государственной аккредитации или уведомление об отказе в ней с указанием его причин выдается или высылается образовательному учреждению в 2-недельный срок после принятия решения.

Законодательство устанавливает, что пересмотр государственного статуса образовательного учреждения и проведение повторной государственной аккредитации возможны по таким основаниям, как заявление образовательного учреждения, его отказ от прохождения или непрохождение аттестации в установленные сроки, признание образовательного учреждения неаттестованным, представление о несоответствии условий осуществления образовательного процесса предъявляемым к ним государственным и местным требованиям. Аналогичные последствия наступают также в случае вынесения общим собранием родителей (законных представителей) обучающихся о неудовлетворительном качестве образования; официального представления ведомственного или местного органа управления образованием либо государственной аттестационной службы субъекта Федерации.

В случае реорганизации образовательного учреждения, изменения его организационно-правовой формы или статуса, о чем учреждение обязано уведомить соответствующий орган управления образованием, свидетельство о его государственной аккредитации утрачивает силу.

Поскольку лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений преследуют практически одинаковые цели и осуществляются в рамках аналогичной процедуры, законодательство предусматривает возможность проведения комплексной оценки деятельности образовательных учреждений. Такая оценка представляет собой процедуру повторного или очередного лицензирования, аттестации и аккредитации. Она является более эффективной в организационном плане и позволяет сократить экономические издержки. Такая процедура проводится начиная с 1 января 2000 г. в отношении высших учебных заведений, с 1 сентября 2001 г. – в отношении находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, а с 1 января 2002 г. ею охвачены также учреждения среднего профессионального образования, включая негосударственные.

Рассмотрим данный порядок на примере комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения. Как подчеркивалось выше, он основан на объединении процедур повторного (очередного) лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Это означает, что вузу будут выданы на единый срок лицензия на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации. Сокращение времени принятия необходимых решений и объема делопроизводства, финансовых затрат вуза достигается за счет проведения внешней экспертизы силами единой комплексной комиссии.

Комплексная оценка деятельности вуза проходит следующие стадии:

1. Подача вузом в Государственную инспекцию по аттестации учебных заведений России при Минобразовании (далее — Госинспекция) заявленияна включение в график для проведения аттестации, а также заявления в Управление лицензирования, аккредитации и аттестации (далее — Управление) о проведении повторного лицензирования (его копия направляет также и в Госинспекцию).

2. Формирование графика проведения комплексной оценкии включение в него вуза. График доводится до сведения вуза не позднее чем за шесть месяцев до проведения комплексной оценки.

3. Формирование Госинспекцией с учетом предложений Управлениякомплексной комиссии, в состав которой входят подкомиссия, состоящая из специалистов по лицензионной экспертизе, и подкомиссия по аттестации и оценке аккредитационных показателей.

4. Осуществление экспертизы деятельности вузаи подготовка на ее основе трех документов: экспертного заключения о лицензировании вуза, которое направляется в Управление для подготовки распорядительного документа о лицензировании (первое направление); заключения об аттестации вуза, которое направляется в Госинспекцию для подготовки постановления по аттестации (второе направление); показатели государственной аккредитации вуза, которые направляются в Управление для подготовки материалов по аккредитации (третье направление).

5. Принятие решений. При положительной оценке деятельности вуза по первому направлению Управление готовит приказ о его лицензировании. В случае отрицательного заключения о лицензировании аттестация вуза прекращается и устанавливается срок для устранения выявленных недостатков. При положительной оценке деятельности вуза по первому и второму направлениям экспертизы он получает право подачи заявления на государственную аккредитацию. Затем Минобразование коллегиально принимает решение об аттестации учебного заведения. Если оно будет положительным, то в таком же порядке принимается решение о государственной аккредитации вуза, оформляется приказ об аттестации и государственной аккредитации, на основании чего оформляются лицензия и свидетельство о государственной аккредитации на равный срок действия.

Государственная аккредитация – это не только права образовательных учреждений, но и их ответственность. Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляет государственная аттестационная служба, входящая в структуру Минобразования. Она может направить образовательному учреждению рекламациюна качество образования и (или) несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта.

Основаниями для рассмотрения высшим органом аттестационной службы вопроса о направлении указанной рекламации являются:

  1. применительно к учреждению, реализующему общеобразовательные программы – решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся и официальное представление отделения аттестационной службы по месту его нахождения;

  2. применительно к учреждению, которое реализует профессиональные образовательные программы – решение общего собрания обучающихся и официальное представление государственной службы занятости населения.

Решение о направлении рекламации или об отклонении требований заявителей принимается высшей аттестационной службой и сообщается им в месячный срок. Отказ в удовлетворении требования заявителей может быть обжалован в судебном порядке. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически лишает образовательное учреждение государственной аккредитации. Возобновление аккредитации осуществляется в указанном выше порядке.

Аккредитация и аттестация образовательных учреждений

Аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений являются основными формами проверки и подтверж­дения качества образовательных услуг, оказываемых ими.

Государственная аккредитация образовательного учреждения — это юридическое признание его прав и способности осуществлять свою деятельность на уровне не ниже официально признанной нормы. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает го­сударственный статус, уровень реализуемых образовательных про­грамм, соответствие содержания и качества подготовки выпуск-пиков требованиям государственных образовательных стандар­тов, право на выдачу документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

Аккредитованные образо­вательные учреждения могут пользоваться печатью с изображе­нием Государственного герба Российской Федерации. Для него­сударственных общеобразовательных учреждений последствием государственной аккредитации является их включение в схему централизованного государственного или муниципального фи­нансирования.

Она проводится федеральными и иными государственными органами управления образованием или по их доверенности ины­ми органами (субъектов РФ) на основании заявления образова­тельного учреждения и заключения по его аттестации. Закон не предоставил права обжаловать в суд отказ в аккредитации. Одна­ко, поскольку нет и запрета на повторное обращение за аккреди­тацией, образовательное учреждение может повторно, но не ра­псе чем через 12 месяцев, обратиться с аналогичным заявлением.

Существует также общественная аккредитация образователь­ного учреждения, которая способствует повышению его прести­жа, увеличению количества обучающихся, преобразованию в не­типовое образовательное учреждение высшей категории.

Аккредитация и аттестация образовательных учреждений не­разрывно связаны между собой. Аттестация всегда предшествует аккредитации. Учреждение, обращаясь за аккредитацией, должно представить соответствующему государственному органу положи­тельное заключение о его аттестации. Порядок аттестации и ак­кредитации образовательных учреждений устанавливается различ­ными нормативными актами в зависимости от типа учреждения и реализуемых им образовательных программ. Но общая схема и принципы осуществления аттестации и аккредитации аналогичны.

Рассмотрим их на примере учреждений общего и начального профессионального образования. Их аттестация и аккредитация осуществляются в соответствии с Положением о порядке аттеста­ции и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. № 1327 (с изм. от 11 августа 2000 г.).

Аттестация образовательного учреждения — это основная форма государственно-общественного контроля за качеством об­разования в образовательных учреждениях, основными принци­пами осуществления которой являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.

Аттестация проводится в целях установления соответствия со­держания, уровня и качества подготовки выпускников образова­тельных учреждений требованиям государственных образователь­ных стандартов. Условием аттестации образовательного учрежде­ния, выдающего документ об образовании, являются положитель­ные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествую­щих аттестации.

По общему правилу аттестация проводится по заявлению об­разовательного учреждения один раз в пять лет. Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ра­нее чем через три года после получения лицензии, при соблюде­нии названного выше условия.

При этом первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования мо­жет проводиться поэтапно по указанным ступеням образования. Государственная аккредитация и аттестация проводятся госу­дарственными органами управления образованием (федеральны­ми и субъектов РФ), которые наделены полномочиями по осуще­ствлению лицензирования образовательной деятельности соответ­ствующих образовательных учреждений. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.

Для аттестации образовательного учреждения создается аттес­тационная комиссия. В ее состав включаются представители обра­зовательных учреждений, научных организаций, методических служб, профессиональных общественных организаций и объеди­нений (кроме лиц, находящихся на оплачиваемой работе в аттес­туемом учреждении).

Образовательное учреждение представляет необходимые документы:

— заявление с приложением информационной карты (паспор­та) образовательного учреждения;

— копии устава образовательного учреждения и лицензии на образовательную деятельность;

— учебный план;

— гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведе­нием аттестации;

— данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в те­чение трех последних лет.

Для того чтобы подготовиться к процедуре внешней эксперти­зы, образовательное учреждение организует проведение самооб­следования или самоаттестации, в процессе которой осуществля­ется анализ всех необходимых данных, определяется соответствие условий и порядка организации образовательного процесса всем предъявляемым требованиям.

В ходе аттестации образовательного учреждения комиссия долж­на установить исполнение учреждением требований государствен­ных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направ­ленности (обязательного минимума содержания основных обра­зовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся; полноты выполнения основных образовательных программ), а также соответствие этим требованиям содержания, уровня и качества подготовки выпускников.

В этих целях осуществ­ляется экспертиза учебных планов, образовательных программ, анализируется расписание учебных занятий, изучаются классные журналы, результаты итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ, рекомендованных к применению орга­нами управления образованием. По итогам работы аттестационная комиссия составляет заклю­чение, которое подписывается всеми ее членами и доводится до сведения коллектива образовательного учреждения. Если учреж­дение реализует образовательные программы разных уровней, в заключении должны содержаться выводы о его аттестации по каж­дой образовательной программе.

На основании этого заключения в двухнедельный срок соот­ветствующий орган издает приказ о признании образовательного учреждения аттестованным или не аттестованным по определен­ным образовательным программам. Повторная аттестация может проводиться по требованию образовательного учреждения не ра­нее чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации. Отрицательное заключение аттестационной комис­сии может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.

На каждое образовательное учреждение формируется аттеста­ционное дело, состоящее из документов, связанных с проведени­ем аттестации. Оно хранится до следующего срока прохождения аттестации.

Положительное заключение аттестационной комиссии являет­ся условием для получения образовательным учреждением госу­дарственной аккредитации. Она может проводиться как назван­ными выше органами, так и ведомственными органами управле­ния образованием (в отношении находящихся в их ведении обра­зовательных учреждений).

Методика проведения аккредитации аналогична изложенной выше методике применительно к аттестации. Так, первым этапом является подача образовательным учреждением заявления о госу­дарственной аккредитации с необходимыми документами (копи­ями — заключения аттестационной комиссии, приказа о призна­нии образовательного учреждения аттестованным, лицензии на право ведения образовательной деятельности, сведений о данном учреждении по установленной форме).

На втором этапе создается аккредитационная комиссия или коллегия. В ее состав включаются представители органов управления образованием субъекта РФ или муниципального образования, профессиональных общественных объединений, а при необходимости — представители органа, про­водившего аттестацию данного образовательного учреждения.

Ко­миссия должна установить соответствие типа, вида и категории образовательного учреждения предъявляемым требованиям на основании следующих показателей:

— уровня и направленности реализуемых образовательных про­грамм;

— структуры классов;

— качества подготовки выпускников;

— кадрового обеспечения;

— информационно-технического оснащения;

— медико-социальных условий пребывания обучающихся и др.

Основные показатели государственной аккредитации и их кри­териальные значения определяются приказами Минобрнауки Рос­сии для конкретных типов образовательных учреждений. Напри­мер, для учреждений среднего профессионального образования они были утверждены приказом Министерства от 1 октября 2001 г. Такие показатели подразделяются на две группы. В первую группу включаются показатели, определяющие аккредита-ционный статус по типу образовательного учреждения, а во вто­рую — показатели, используемые для определения его вида (тех­никум, училище, колледж).

Среди показателей первой группы мож­но назвать содержание и качество подготовки обучающихся, ин­формационно-методическое и материально-техническое обеспе­чение учебного процесса, а также социальную поддержку студен­тов. Во вторую группу включаются такие показатели, как реализуемые образовательные программы, уровень информатиза­ции, качественный состав педагогических кадров, учебная и учеб­но-методическая работа.

Государственный статус учреждения устанавливается с учетом средних показателей для образовательных учреждений соответству­ющего типа, вида, категории на территории данного субъекта РФ. В случае выявления несоответствия указанных показателей аккре-дитационным показателям образовательному учреждению в ак­кредитации отказывают.

На следующем этапе соответствующий орган управления об­разованием на основании представления аккредитационной ко­миссии принимает решение о государственной аккредитации об­разовательного учреждения либо об отказе в таковой. Свидетель­ство о государственной аккредитации или уведомление об отка­зе в ней с указанием его причин выдается или высылается обра­зовательному учреждению в двухнедельный срок после приня­тия решения.

Законодательство устанавливает, что пересмотр государствен­ного статуса образовательного учреждения и проведение повтор­ной государственной аккредитации возможны по таким основа­ниям, как заявление образовательного учреждения, его отказ от прохождения или непрохождение аттестации в установленные сроки, признание образовательного учреждения неаттестованным, представление о несоответствии условий осуществления образо­вательного процесса предъявляемым к ним государственным и местным требованиям.

Аналогичные последствия наступают так­же в случае вынесения общим собранием родителей (законных представителей) обучающихся о неудовлетворительном качестве образования; официального представления ведомственного или местного органа управления образованием либо государственной аттестационной службы субъекта РФ. В случае реорганизации образовательного учреждения, изме­нения его организационно-правовой формы или статуса, о чем учреждение обязано уведомить соответствующий орган управле­ния образованием, свидетельство о его государственной аккреди­тации утрачивает силу.

Поскольку лицензирование, аттестация и аккредитация обра­зовательных учреждений преследуют практически одинаковые цели и осуществляются в рамках аналогичной процедуры, законода­тельство предусматривает возможность проведения комплексной оценки деятельности образовательных учреждений. Такая оценка представляет собой процедуру повторного или очередного лицен­зирования, аттестации и аккредитации. Она является более эф­фективной в организационном плане и позволяет сократить эко­номические издержки.

Процедура лицензирования проводится на­чиная с 1 января 2000 г. в отношении высших учебных заведений, с 1 сентября 2001 г. — в отношении находящихся в ведении феде­ральных органов исполнительной власти учреждений дополнитель­ного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, а с 1 января 2002 г. ею охвачены также учреждения среднего профессионального образования, включая негосудар­ственные.

Рассмотрим данный порядок на примере комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения. Как подчеркивалось выше, он основан на объединении процедур повторного (очередного) лицензирования, аттестации и государственной аккредита­ции. Это означает, что вузу будут выданы на единый срок лицен­зия на право ведения образовательной деятельности и свидетель­ство о государственной аккредитации. Сокращение времени при­нятия необходимых решений и объема делопроизводства, финан­совых затрат вуза достигается за счет проведения внешней экс­пертизы силами единой комплексной комиссии.

Комплексная оценка деятельности вуза проходит следующие стадии:

1. Подача вузом в Управление лицензирования, аккредитациии аттестации Федеральной службы по надзору в сфере образова­ния и науки (далее — Управление) заявления на включение в гра­фик для проведения аттестации, а также заявления о проведении
повторного лицензирования.

2. Формирование графика проведения комплексной оценки и вклю­чение в него вуза. График доводится до сведения вуза не позднее чем за шесть месяцев до проведения комплексной оценки.

3. Формирование Управления комплексной комиссии, в состав которой входят подкомиссия, состоящая из специалистов по ли­цензионной экспертизе, и подкомиссия по аттестации и оценке аккредитационных показателей.

4. Осуществление экспертизы деятельности вуза и подготовка на ее основе трех документов: экспертного заключения о лицензиро­вании вуза, которое направляется в Управление для подготовки распорядительного документа о лицензировании (первое направ­ление); заключения об аттестации вуза, которое является основа­нием в Госинспекцию для подготовки постановления по аттеста­ции (второе направление); показателей государственной аккреди­тации вуза, которые направляются в Управление для подготовки материалов по аккредитации (третье направление).

5. Принятие решений: при положительной оценке деятельности вуза по первому направлению Управление готовит приказ о его лицензировании. В случае отрицательного заключения о лицензи­ровании аттестация вуза прекращается и устанавливается срок для устранения выявленных недостатков. При положительной оценке деятельности вуза по первому и второму направлениям эксперти­зы он получает право подачи заявления на государственную ак­кредитацию.

Затем Федеральной службой по надзору в сфере об­разования принимается решение об аттестации учебного заведе­ния. Если оно будет положительным, то в таком же порядке при­нимается решение о государственной аккредитации вуза, оформ­ляется приказ об аттестации и государственной аккредитации, на основании чего оформляются лицензия и свидетельство о госу­дарственной аккредитации на равный срок действия.

Государственная аккредитация не только предоставляет права образовательным учреждениям, но и возлагает на них ответственность. Государственный контроль за качеством образования в ак­кредитованных образовательных учреждениях осуществляет госу­дарственная аттестационная служба, входящая в структуру Мин-обрнауки России. Она может направить образовательному учреж­дению рекламацию на качество образования и (или) несоответ­ствие образования требованиям государственного образователь­ного стандарта.

Основаниями для рассмотрения высшим органом аттестаци­онной службы вопроса о направлении указанной рекламации яв­ляются:

1) применительно к учреждению, реализующему общеобразокательные программы, — решение общего собрания родителей либо законных представителей обучающихся и официальное пред­ставление отделения аттестационной службы по месту его нахож­
дения;

2) применительно к учреждению, которое реализует профес­сиональные образовательные программы, — решение общего со­брания обучающихся и официальное представление государствен­ной службы занятости населения.

Решение о направлении рекламации или об отклонении тре­бований заявителей принимается высшей аттестационной служ­бой и сообщается им в месячный срок. Отказ в удовлетворении требования заявителей может быть обжалован в судебном порядке. Повторная, в течение двух лет, рекламация автоматически лиша­ет образовательное учреждение государственной аккредитации. Во-юбновление аккредитации осуществляется в указанном выше по­рядке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *