Авторские права на скульптуру

  • Понятие произведения
  • Качество произведения
  • Форма выражения произведения
  • Произведения, охраняемые авторским правом
  • Произведения, не охраняемые авторским правом
  • Охрана идей
  • Охрана официальных документов
  • Охрана произведений народного творчества
  • Охрана названий и иных частей произведений
  • Охрана персонажей
  • Соотношение прав на произведение и прав на товарный знак
  • ОХРАНЯЕМЫЕ И НЕОХРАНЯЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    Понятие произведения

    В законодательстве понятие «произведение» не определяется, указывается лишь, что авторское право распространяется на произведения, являющиеся результатами творческой деятельности (ст. 6 Закона об авторском праве).

    Предполагается, что любое произведение – это результат творческой деятельности, однако понятие творческой деятельности также является неоднозначным. Обычно поясняется, что имеется в виду не всякая творческая деятельность, а которая приводит к возникновению произведения. Таким образом, круг замыкается: произведение определяется как результат творческой деятельности, a творческая деятельность – как деятельность, приводящая к созданию произведения.

    Иногда отмечается, что в качестве произведений должны рассматриваться только оригинальные результаты творческой деятельности, но при этом не исключается возможность самостоятельного и независимого создания разными авторами одинаковых произведений. Разумеется, для книг и иных больших произведений такое совпадение невозможно.

    Проблема состоит в том, что в качестве произведения может рассматриваться любая его часть, представляющая результат творческой деятельности, вплоть до отдельных предложений, фраз, названий и даже отдельных оригинальных слов. Бывает очень трудно определить ту грань, за которой часть произведения перестает признаваться произведением.

    На практике большое значение имеет судебное усмотрение, которое пока не выработало каких-либо единых подходов. Интересно отметить, что складывающаяся судебная практика все же идет по пути признания авторских прав не только на отдельные создаваемые авторами слова, но и на названия персонажей, особенно если они стали широко известными в России и ассоциируются именно с произведениями данного автора.

    Охрана должна предоставляться независимо от назначения и достоинства произведения. Для получения охраны произведение должно быть выражено в объективной форме (устной, письменной и т. д.).

    В Законе специально указаны также произведения, не охраняемые авторским правом (законы, судебные решения и т. д.).

    Качество произведения

    Закон не предусматривает какой-либо зависимости между предоставлением охраны произведению и его «качеством». Авторское право распространяется на любые произведения, независимо от их назначения и достоинства.

    Автора, написавшего безнравственное или клеветническое произведение, можно критиковать, не публиковать, преследовать в гражданском или уголовном порядке, однако авторское право на его произведение все равно признается. С точки зрения авторского права произведениями могут быть признаны даже протоколы допросов, если их содержание в достаточной степени оригинально, творчески самостоятельно.

    Форма выражения произведения

    Для предоставления охраны произведение должно быть выражено в объективной форме. Это вовсе не означает, что оно обязательно должно быть закреплено на каком-либо долговечном материальном носителе.

    Объективной формой признается не только письменная форма, звукозапись, видеозапись, рисунок или фотография, но даже устная форма – произнесение произведения в присутствии публики. Исполнение на музыкальном инструменте произведения также будет считаться его выражением в объективной форме.

    Формально охрана не зависит от способа выражения произведения, хотя, разумеется, обеспечить защиту авторских прав для устных произведений может оказаться весьма затруднительно.

    Произведения, охраняемые авторским правом

    В ст. 7 Закона об авторском праве перечислены виды охраняемых авторским правом произведений, однако их перечень является незамкнутым (неисчерпывающим) и служит только для примерной классификации встречающихся на практике произведений. Вопрос о целесообразности закрепления подобного перечня в законе является дискуссионным.

    Следует также упомянуть, что в Законе часто используется выражение «произведения науки, литературы и искусства» – в тех случаях, когда речь идет о любых возможных произведениях. Деление на «произведения науки», «произведения литературы» и «произведения искусства» реального практического значения не имеет.

    Иллюстрации к положенной на музыку сказке о Золушке. Рисунок Шарля Франсуа Добиньи. 1843

    Произведения, не охраняемые авторским правом

    Некоторые результаты творческой деятельности не охраняются авторским правом, на что специально указывается в Законе.

    Во-первых, это относится к таким достижениям, как идеи, открытия, поскольку считается, что они могут возникать в результате творческой деятельности разных авторов совершенно независимо друг от друга, в отличие от случаев копирования оригинальной формы их выражения. Не охраняются авторским правом также факты, хотя их оригинальное изложение может претендовать на авторско-право-вую охрану.

    Во-вторых, в отношении ряда объектов закон специально оговаривает, что авторское право на них не распространяется, хотя они являются произведениями. К числу таких объектов относятся законы, судебные решения, государственные символы и т. д. Считается, что введение их охраны создало бы препятствия для широкого использования, доступа к ним граждан, нормального функционирования институтов гражданского общества.

    Охрана идей

    В п. 4 ст. 6 Закона специально оговаривается, что «авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты». Теоретически данное положение объясняется тем, что авторское право охраняет форму произведения, а не его содержание. Предполагается, что одну и ту же идею можно выразить в разных формах, и авторское право не должно этому препятствовать. Так, на один и тот же сюжет может быть создано неограниченное количество творчески самостоятельных произведений.

    И все-таки утверждение об охране авторским правом только формы произведения является не совсем верным. Например, для произведений скульптуры и многих других произведений изобразительного искусства содержание по существу неотделимо от формы. Иногда предпочитают говорить о том, что авторское право охраняет «содержание произведения через его форму» или «форму, отражающую определенным образом конкретное содержание».

    Интерес к возможности охраны идей с помощью авторского права часто проявляют научные работники, в том числе в связи с прекращением в России государственной регистрации открытий. На самом деле их чаще интересует не обеспечение охраны идей, а закрепление доказательств первенства, приоритета в их выражении. Для этого желательно иметь такой экземпляр произведения, дату создания которого можно доказать (см.: Доказательства принадлежности авторских прав).

    Охрана официальных документов

    Законы, судебные решения и иные официальные документы исключены из сферы авторско-правовой охраны, что объясняется прежде всего необходимостью обеспечения наиболее свободного доступа к ним для всех заинтересованных граждан. Данное исключение не следует толковать расширительно, под его действие не подпадают официальные документы организаций, и в их отношении формально должны соблюдаться все требования закона об авторском праве.

    Слово имеет подсудимый. Рисунок Оноре Домье. 1835

    Охрана произведений народного творчества

    Охрана произведений народного творчества или выражений фольклора российским Законом об авторском праве не предусмотрена. Обычно это объясняют тем, что у таких произведений отсутствует конкретный автор, что в большинстве случаев не соответствует действительности.

    Утверждения о неизвестности автора произведения или существование у него множества авторов также нельзя использовать в качестве универсального критерия, поскольку и то и другое не делает его неохраняемым.

    Многие широко известные в России произведения ошибочно считаются неохраняемыми из-за недостатка имеющейся информации или в силу привычки к их свободному использованию. Особенности развития российского авторского права таковы, что охрана многих произведений неоднократно продлевалась либо даже восстанавливалась уже по истечении первоначально предоставленного срока действия прав на них. Например, текст известной в России новогодней песенки «В лесу родилась елочка» был написан Р.А. Кудашевой и опубликован в 1903 г. Кудашева умерла в 1964 г., но авторские права на ее произведения будут действовать в России как минимум 70 лет после ее смерти, т. е. до 2034 г. включительно. Кроме того, многие произведения народного творчества (сказки, былины и т. д.) часто используются в «авторском пересказе» Алексея Николаевича Толстого, Эдуарда Николаевича Успенского и других известных российских авторов, у которых возникают собственные авторские права на созданные ими переработки таких произведений.

    Охрана названий и иных частей произведений

    В соответствии с российским Законом авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, которая сама по себе может рассматриваться в качестве произведения или, как указывается в Законе, является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Так, в качестве произведения будет рассматриваться как пьеса или книга в целом, так и любой авторский афоризм из нее. Однако в отношении отдельных слов или словосочетаний подобная определенность отсутствует, что затрудняет, в частности, охрану названий произведений.

    Формально название произведения считается одной из его частей и на него должны распространяться все положения, связанные с обеспечением их охраны. Так, чтобы название произведения охранялось авторским правом, оно само должно быть произведением, понятие которого также однозначно не определено в Законе.

    В условиях отсутствия четких критериев судебные решения оказываются совершенно непредсказуемыми. Нередко судьи учитывают степень известности названия произведения, особенности создания произведения и его названия или даже уровень оригинальности, хотя российским законодательством не предусматривается ни один из этих подходов.

    Охрана персонажей

    В настоящее время в России сложилась довольно парадоксальная ситуация.

    Закон об авторском праве не упоминает о персонажах, зато об охране авторских прав на них говорится в российском законодательстве о товарных знаках (в Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).

    В российской деловой практике самое широкое распространение получили приобретение и передача именно авторских прав на персонажи, однако в ряде случаев их охрана может быть надежно обеспечена только при условии регистрации в качестве товарных знаков их названий и (или) изображений. Для осуществления такой регистрации требуется получение согласия от авторов персонажей, в противном случае регистрация товарного знака может быть признана недействительной.

    Как свидетельствует весьма немногочисленная судебная практика, решения по делам, связанным с использованием персонажей, во многом зависят от конкретных обстоятельств. Зачастую суды пытаются путем расширительных толкований закона обеспечить защиту авторских прав известнейших российских авторов в условиях отсутствия развитых законодательных положений о недобросовестной конкуренции или авторско-правовой охране персонажей.

    Оформление приобретения у российских авторов прав на использование на территории Российской Федерации их персонажей либо их названий, образов, внешнего вида является очень непростой задачей. Наиболее надежным в настоящее время представляется заключение одновременно двух договоров:

    1) о предоставлении авторских прав;

    2) предоставлении прав на товарный знак (лицензионного соглашения или договора об уступке товарного знака), который подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по патентам и товарным знакам.

    Следует отметить, что в России в настоящее время под персонажем чаще всего понимают наименование, образ или внешний вид вымышленного героя литературного или аудиовизуального произведения, в то время как за рубежом к числу персонажей иногда относят не только вымышленных героев, но и актеров, исполняющих те или иные роли, а также известных спортсменов, моделей и т. д., в результате чего права на персонаж в таком широком понимании тесно связаны с правами артистов-исполнителей, а также правами граждан на использование их изображений.

    Соотношение прав на произведение и прав на товарный знак

    Согласно российскому законодательству о товарных знаках регистрация в качестве товарного знака произведения, фрагмента произведения, цитаты или персонажа из них является незаконной, если она осуществляется без согласия «обладателя авторского права или его правопреемника» (ст. 7 Закона Российской Федерации «О товарных знаках и знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Таким образом, законодательство о товарных знаках отдает приоритет авторским правам перед правами на товарный знак, регистрация которого всегда может быть оспорена обладателями авторских прав, не дававшими согласие на ее осуществление.

    Каждый творческий человек, в период своей деятельности, создает различные объекты авторского права, будь то стих, картина, или какое-нибудь иное художественное произведение. Понятно, что каждое из них требует своей охраны и по необходимости в дальнейшем – защиты. Однако для этого нужно знать, как зарегистрировать объект авторского права и уметь верно им распоряжаться.

    В этой статье мы поговорим о скульптурах. Подлежать ли они охране авторских прав и что необходимо предоставить в случае их регистрации.

    Относится ли скульптура к объектам авторского права?

    Согласно пункту 1 ст 8. Закона Украины (далее Закона) «Об авторском праве и смежных правах» к объектам авторского права относятся произведения изобразительного искусства, а это в свою очередь: скульптуры — вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета; картины, рисунки, гравюры, литографии, произведение художественного (в том числе сценического) дизайна и т.п.

    Кто является автором скульптуры?

    Автором будет выступать скульптор — это художник, посвятивший себя искусству скульптуры, высекающий или вылепливающий различные изображения, с обозначением их форм, из различных материалов, представляющих для этого удобство, например, из дерева, мрамора, различных камней, воска и пр.

    Какие права на скульптуру будет иметь автор?

    Автор произведения имеет весь объем личных (неимущественных) авторских прав и имущественных прав на свое произведение, который предусмотрен Законами Украины. Также предусмотрены особые права автора произведения изобразительного искусства:

    • Право доступа – из ст. 26 Закона: при передаче произведения в собственность другому лицу, автор имеет право требовать доступа к этому произведению с целью его использования для воспроизведения если это не нарушает законные права и интересы владельца.
    • Право следования — предусмотрено ст. 448 ГК Украины и ст. 27 Закона: автор, на протяжении всей жизни, а в случае его смерти — и его наследники в течение 70 лет после смерти автора пользуются относительно проданных автором оригиналов произведений неотчуждаемым правом на получение 5% от цены каждой следующей продажи произведения.
    • Право выкупа произведения в случае, предусмотренном Законодательством Украины — в ст. 12 Закона: не разрешается разрушать оригинал произведения без предварительно предложения его выкупить автору произведения за цену, которая не превышает стоимости материалов, израсходованных на его создание.

    Зачем нужна регистрация авторского права на скульптуру?

    • Доказательства наличия прав — даже если заказчик откажет в приемке работы, или использует ее повторно — Вы сможете доказать свое авторство и взыскать компенсацию.
    • Документы для выставок и аукционов — для того, чтобы разместить произведение на зарубежных выставках, или аукционах нужно подтвердить авторство.
    • Регистрация облегчает процесс доказывания авторства при спорах, в частности, в суде;
    • Регистрация упрощает процесс переоформления авторского права по наследству;
    • Позволяет передать на баланс предприятия объект авторского права;
    • Предоставляет право следования – автор получает определенный процент с суммы перепродажи своего творения;
    • Не допускает без согласия автора и без выплаты вознаграждения использование изображений произведений изобразительного искусства.

    Международная охрана авторских прав

    Поскольку многие произведения, охраняемые авторским правом, нередко используются за пределами одной страны, сложилась так называемая система международной охраны авторских прав, основу которой составляют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (9 сентября 1886 г.) и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (6 сентября 1952 г.).

    Сколько действует авторское право на скульптуру?

    Согласно Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, охрана составляет всю жизнь автора и, как минимум, 50 лет после его смерти. Согласно законодательству отдельных стран, такие сроки могут отличаться в сторону увеличения, в частности, в Украине они достигают 70 лет после смерти автора.

    Документы для регистрации авторского права на скульптуру необходимы следующие:

    • Доверенность установленного образца на человека, который будет представлять ваши интересы;
    • Заявление на украинском языке;
    • Фотографии произведения/ чертежи в печатном или электронном виде, дающие полное впечатление о фигуре;
    • Документы, которые свидетельствуют о факте и дате создания произведения;
    • Документ об оплате сбора за подготовку к регистрации АП на произведение (готовится нашим специалистом);
    • Документ об оплате государственной пошлины за выдачу Свидетельства (готовится нашим специалистом).

    Что говорят скульпторы?

    Французский создатель, художник и скульптор — Николя Лаварен осуждает отсутствие образования в школьной системе по вопросам авторского права и того, как его использовать, чтобы зарабатывать на жизнь. Иногда студенты приходят и смотрят в окна его мастерской. Он говорит, что хочет, чтобы они вошли, увидели и знали, что они тоже могут сделать что-то подобное. «Почему кто-то не сказал мне, когда я учился в школе, что я могу создавать и жить по своим работам?».

    Скульпторы из бронзы, такие как Николя Лаварен, по французскому законодательству уполномочены делать только 12 оригиналов каждой скульптуры. Каждый должен быть пронумерован: восемь в арабских цифрах и четыре — так называемые «épreuves d’artiste» — в римских цифрах.

    Мистер Лаварен подсчитывает свои произведения, 1/8 — на первое из восьми — и так далее. Он работает с авторитетным литейным заводом, и после изготовления оригиналов уничтожаются формы. У Николаса были различные предложения сделать репродукции, от которых он категорически отказался.

    Важно понимать, на сколько выгодно и необходимо обозначить свои права на созданный объект авторского права, дабы распоряжаться им с пользой для себя.

    Специалисты компании «Инвента» помогут вам грамотно оформить все документы и в кратчайший срок получить свидетельство, Вам стоит лишь связаться с нами по телефону указанному на сайте, или же написать на почту.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *