Авторское право значок

Содержание

Значок авторского права: каково его значение?

Значок имеет силу тогда, когда рядом с ним прописано название организации или имя владельца исключительных прав, то есть автора. Более того, еще больший смысл вкладывается в обозначение, когда указан объект интеллектуальной собственности, на который распространяется защита. Ко всему прочему, необходимо датирование появления.

Никаких дополнительных возможностей этот символ не дает ни для автора, ни для тех, кто собирается использовать авторский объект. Знак лишь уведомляет о наличии владельца прав, но и отсутствие обозначения не гарантирует отсутствие автора.

Более того, символ не будет иметь силы и при оформлении лицензии или других документов.

Что представляет собой знак охраны авторского права?

Во-первых, символ имеет вид латинской буква С, обрамленной в окружность, или иначе заключенной в скобки ( © или (C)).

На компьютере и других электронных устройствах существует специальная комбинация для символа защиты авторских прав, она представляет собой кнопку «Alt» и набор чисел»0169″ . Установка этого знака с именем автора, рекомендуется для блоггеров, дизайнеров, создателей веб-сайтов, а также для иных людей создающих интеллектуальную собственность в виртуальной сети.

Во-вторых, смысловая нагрузка подобного обозначения заключается лишь в том, чтобы оповестить пользователя или посетителя блога, актуальной новостной ленты или же просто собственной страницы автора в социальных сетях. Что значит, что на данный момент данный символ носит лишь информационный характер и не добавляет законных оснований ни владельцу, ни будущему нарушителю.

Периоды развития авторского права — знак и его появление

Вопросы и аспекты авторского права были основательно рассмотрены на Женевской Конвенции 1952 впервые после Бернской Конвенции.

Разработки, положения, вопросы, подверженные обсуждению, носили более лояльный характер, нежели законопроекты Бернской Конвенции. Почему? Предположительно, к утвержденным аспектам Всемирной Конвенции об авторском праве должно было присоединиться максимальное количество государств, а, следовательно, и те, которые в силу своей степени развития не могли бы выдерживать строгие рамки, установленные Швейцарией.

Таким образом, было установлено, что не всегда факт появления на свет произведения считается достаточным для полной охраны. Следовательно, был введен ряд некоторых действий, которые могли бы обеспечить необходимый уровень защиты.

С этой целью был введен знак — Соответственно, было определено и правило использования условного обозначения, а именно: все элементы, экземпляры, разработки при первой публикации должны быть отмечены следующим символом, а также сопутствующей информацией (полное имя автора, дата выпуска)

Для каких видов интеллектуальной собственности актуален знак авторских прав?

Трудно судить о том, для какой отрасли авторского права более важно данное обозначение. Основные сферы, в которых предполагается наличие «Копирайт» знака, можно отметить следующим списком:

  • Литература (проза, драма, поэзия и др.)
  • Музыка (песни, саундтреки, самостоятельные композиции без текстового сопровождения и т.д.)
  • Разработки ЭВМ (программное обеспечение, операционные системы и др.)
  • Изобразительное искусство (в том числе, и эскизы)
  • Коммерческие элементы (товарные знаки, обозначения и др.)
  • Элементы архитектуры (памятники, здания)
  • Веб-разработки (сайты, блоги, персональные страницы, отдельные элементы)

Все соответствующие отношения в отраслях регулируются по разделу авторского права ГК РФ, где предусмотрены все возможные виды ответственности за правонарушения, а также способы представления доказательной базы в судебном и внесудебном процессе.

На компьютере и других электронных устройствах существует специальная комбинация для данного символа, она представляет собой кнопку

КОНСУЛЬТАЦИЯ: +7 495 921-2231; Задать вопрос

Адрес Copyright отдела регистрации прав

Регистрация произведения в Библиотеке Конгресса США

Существует возможность зарегистрировать произведения, созданные на территории РФ, в Библиотеке Конгресса США. Регистрация работ (точнее, авторского права на работы) проводится специальным государственным органом — Бюро по авторским правам США (The U.S. Copyright Office) при Библиотеке Конгресса США.

Положения авторского и процессуального права в США несколько отличаются от закрепленных российским законодательством. Правовая система США особенно благоприятствует тем, кто предпринял определенные предварительные действия по защите своих прав — осуществил регистрацию своих авторских прав.
Несмотря на то, что в США, как и в России, авторское право возникает с момента создания произведения, регистрация произведения является чрезвычайно важным условием для эффективной правовой защиты авторского права в случае его нарушения. Она создает для обладателей прав на зарегистрированные работы ряд преимуществ, среди которых основными являются следующие:

  1. Устанавливается презумпция правообладания — регистрация авторских прав на произведение ставит обладателя прав в привилегированное положение по отношению ко всем другим лицам. Потенциальный ответчик (нарушитель) не сможет в суде оспорить существование авторских прав истца. См.: Свод законов США, титул 17, ст. 410©.
  2. Устанавливается презумпция того, что работа защищена авторским правом и все третьи лица предупреждены об ответственности за незаконное (несанкционированное) использование данного объекта интеллектуальной собственности.
  3. Становится возможным взыскание штрафов, предусмотренных законодательством (размер которых в отличие от убытков не требует доказывания).
  4. Размер компенсации, присуждаемый за нарушения прав на зарегистрированные произведения, в несколько раз выше (иногда более чем в 10 раз), чем штраф, присуждаемый за незарегистрированные произведения.
  5. Возможным становится предъявление к ответчику требования о возмещении расходов, связанных с оплатой юридических услуг, которые обычно составляют значительную часть от убытков и расходов, связанных с нарушением.
  6. Депозит копии авторского произведения делает возможным «фиксацию» объекта авторского права и избавляет от необходимости предварительной регистрации экземпляров произведений в суде до подачи иска о нарушении авторских прав (по законодательству некоторых штатов).
  7. До судебного разбирательства Вы сможете обратиться в суд с просьбой вынести предварительное постановление о запрете несанкционированного использования («судебный запрет» (Injunction), который является отдаленным американским аналогом российской «меры по обеспечению иска»).

В настоящее время Copyright.ru («ЛЕТЕР») является агентом Библиотеки Конгресса США с целью регистрации произведений российских авторов для обеспечения правовой защиты произведений не только на территории Российской Федерации, но и во всем мире.
Эта регистрация будет Вам очень полезна, если Вы планируете использовать Ваше произведение за рубежом или если Вы опасаетесь, что принадлежащие Вам авторские права будут нарушены за пределами Российской Федерации. При регистрации осуществляется депонирование одного экземпляра Вашего произведения, который правительство США обязуется хранить в течение всего срока действия авторского права.
Выдается официальное свидетельство Copyright Office of the Library of Congress и подписью специально уполномоченного должностного лица США. Недостатками при такой регистрации является то, что заполнение и подача заявки представляют собой весьма специфическую процедуру, которую должен осуществлять агент-юрист, а также существенная стоимость данной услуги, включающая оплату пошлины в долларах США.

Стоимость услуг Copyright регистрации (авторских прав)

Самостоятельно подать заявку из России в Библиотеку Конгресса США очень сложно, так как необходимо иметь в США специальный почтовый ящик для «обратной связи» и прикладывать чек американского банка.

Адрес Copyright отдела регистрации прав

  • Судебная практика по вопросу
  • Где зарегистрировать права

Статьи и новости по теме:

07.02.2019 Государственную регистрацию прав интеллектуальной собственности нужно сделать привлекательной

На мероприятиях Форума «Деловая Россия» присутствовал президент Российской Федерации Владимир Путин, который выступил за совершенствование регистрации

17.01.2019 В России стали больше регистрировать права интеллектуальной собственности?

На последней пресс-конференции представители Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) заявили

30.12.2018 Что решает суд когда авторские права не зарегистрированы?

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности

30.11.2018 Регистрация интеллектуальной собственности не пользуется спросом в России

В Санкт-Петербурге прошло мероприятие под названием «XI Петербургский Международный инновационный форум», где с докладами выступали многие представители

27.09.2018 В Казахстане улучшили регистрацию интеллектуальной собственности

Правительство Казахстана давно уже обеспокоено ситуацией в сфере защиты и сохранности авторских прав в стране >>

18.09.2018 Как «Союзмультфильм» регистрирует права на персонажи

Представители Федеральной службы по интеллектуальной собственности сообщили, что в ведомство поступили заявки от «Союзмультфильма» >>

08.08.2018 В России будут регистрироваться региональные бренды

Председатель СФ РФ Валентина Матвиенко стала инициатором рассмотрения законопроекта, который предусматривает введение нового объекта интеллектуальных прав – «географические указания»

29.06.2018 Казахстанцы намерены автоматизировать регистрацию интеллектуальной собственности

Согласно имеющейся информации, в Казахстане особо обеспокоились защитой авторских прав. Эта тема сейчас актуальна на всем постсоветском пространстве

07.06.2018 Частные компании помогут Роспатенту с регистрацией прав интеллектуальной собственности

Не исключено, что в ближайшем будущем будут приняты специальные изменения в 4-ой части Гражданского кодекса России >>

02.02.2017 Библиотека Конгресса США приглашает принять участие в исследовании регистрации авторских прав

Все заинтересованные в вопросе защиты авторских прав были приглашены к участию в онлайн-опросе Библиотеки Конгресса США

ГОСТ Р 7.0.1-2003
Группа Т62

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу

ИЗДАНИЯ.
ЗНАК ОХРАНЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

Общие требования и правила оформления

ОКС 01.140

Дата введения 2004-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Российской книжной палатой Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Техническим комитетом по стандартизации ТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело»
ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 мая 2003 г. N 169-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Разработка стандарта «СИБИД. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления» в качестве российского стандарта обусловлена тем, что законодательство об авторском праве во всех странах — членах СНГ имеет свои особенности, часто противоречащие друг другу.
Учитывая данные обстоятельства, ТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело» принял решение разработать государственный стандарт Российской Федерации.
Стандарту присвоен регистрационный номер ГОСТ Р 7.0.1 (7.0 — определяет комплекс стандартов системы СИБИД Российской Федерации, 1 — порядковый номер стандарта).

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к составу и форме представления знака охраны авторского права, помещаемого в книгах и брошюрах, сериальных изданиях, нотных, картографических, изоизданиях, аудио- и видеоизданиях, электронных изданиях.
Стандарт предназначен для издателей, редакций, средств массовой информации, производителей фонограмм, производителей аудио- и видеоизданий, электронных изданий независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 7.4-95 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения
ГОСТ 7.5-98 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Журналы, сборники, информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов
ГОСТ 7.60-90 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения
ГОСТ 7.83-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 знак охраны авторского права: Элемент выходных сведений издания, оповещающий о наличии у обладателя (физического или юридического лица) исключительных авторских прав на используемый в издании объект интеллектуальной собственности.

3.2 объект авторского права: Произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, способа его выражения, существующие в какой-либо объективной форме.

3.3 Лицо, создавшее произведение или принимавшее участие в его создании, а также учреждение или организация, от имени которых публикуются материалы (ГОСТ 7.76).

3.4 со Лицо или организация, создавшие произведение совместно с другим лицом (лицами) или организацией (организациями) (ГОСТ 7.76).

3.5 составитель: Физическое лицо, собравшее, систематизировавшее и/или обработавшее какие-либо материалы для включения их в издание.

3.6 переводчик: Физическое лицо, осуществившее перевод текста произведения на язык данного издания.

3.7 основной текст: Текст произведения, публикуемого в издании.

3.8 аппарат издания: Совокупность дополнительных элементов издания, призванных пояснить, растолковать основной текст, способствовать усвоению содержания вошедших в издание произведений, облегчить читателю пользование изданием, а также помочь его обработке в статистических, библиотечно-библиографических и информационных службах.

3.9 иллюстрация: Графическое изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах (листах), включенных в пагинацию или фолиацию документа (ГОСТ 7.76).

3.10 год публикации: Календарный год, обозначенный в выходных данных издания.

3.11 переиздание: Вновь выпущенное издание произведения (произведений).

3.12 выходные сведения: Комплекс элементов, характеризующих издание и предназначенных для его оформления, информирования потребителей, библиографической обработки и статистического учета (ГОСТ 7.4).

3.13 издание: Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения (ГОСТ 7.60).

4 Общие положения

4.1 Знак охраны авторского права состоит из латинской буквы «С» в окружности, наименования объекта защиты права, имени правообладателя и цифрового обозначения года первого опубликования произведения (без слова «год» или сокращения «г.»).

4.1.1 Знак охраны авторского права приводят на каждом экземпляре издания (публикации) произведения в соответствии с действующим российским законодательством.

4.1.2 Если одно физическое или юридическое лицо обладает исключительными авторскими правами на издание в целом (основное содержание издания, перевод, вступительные статьи, текст справочного аппарата и т.п., а также на оформление издания), то знак охраны авторского права состоит из латинской буквы «С» в окружности, юридического имени правообладателя, года первого опубликования произведения:
© Московский государственный университет печати, 2002

4.1.3 Когда физическое или юридическое лицо обладает исключительным авторским правом на результаты нескольких видов деятельности, обозначения данных видов деятельности указывают в одном знаке охраны авторского права через запятую:
© Иванов В.И., предисловие, комментарии, 2002
© Составление, оформление. ООО «Восход», 2002

4.1.4 При наличии нескольких субъектов исключительно авторского права последовательность приведения их имен (наименований) в знаке охраны авторского права соответствует порядку указания имен (наименований) в издании на титульном листе, на заменяющих титульный лист элементах издания или в соответствии с договоренностью между правообладателями:
© Борисов В.И., Маслов В.А., 2002
© Российская государственная библиотека,
Российская национальная библиотека, 2002

4.2 Допускается не приводить знак охраны авторского права, если правообладателей четверо и более.

4.3 По объекту авторского права различают:
— знак охраны авторского права на основной текст издания (публикации);
— знак охраны авторского права на перевод, составление, иллюстрации, сопроводительный текст, научный аппарат издания (публикации) и т.п.;
— знак охраны авторского права на издание и распространение лицензионных (переводных) изданий;
— знак охраны авторского права на редакционно-издательское оформление издания.

4.4 При наличии в издании нескольких знаков охраны авторского права их указывают в приведенной в 4.3 последовательности (см. приложение А).

4.5 Язык элементов знака охраны авторского права совпадает с языком выходных сведений издания. На ином языке имя правообладателя приводят в том случае, если такая форма юридического имени установлена при регистрации данной организации на территории Российской Федерации.

4.6 При выпуске переводных или лицензионных изданий знак охраны авторского права оригинала, как правило, воспроизводят в той форме, в какой он дан в оригинале:
© 2001 GSC Game World
© Copyright by TRISTAR PICTURES 2001
© T. Corraghessan Boyle, 1990

5 Знак охраны авторского права на основной текст издания (публикации)

5.1 Знак охраны авторского права, информирующий о наличии у физических или юридических лиц исключительного авторского права на основной текст издания (публикации), состоит из латинской буквы «С» в окружности, фамилии и инициалов (псевдонима) физического лица или наименования организации (коллектива), года первой публикации произведения:
© Иванов Б.А., 2002
© ЗАО «Издательство «Экономика», 2002
© ООО «Руссобит-М», 2002
© «Машина времени», 2002
© ООО «Премьер-Видео», 2002

5.2 При издании произведения соавторов, образующего одно неразрывное целое, в знаке охраны авторского права имена соавторов указывают в том порядке, в каком они указаны на титульном листе издания (обороте титульного листа) или на выполняющем его функции элементе издания:
© Павлов Р.И., Дудина Е.А., Комаров В.А., 2002

5.3 При издании произведения, отдельные части (главы, разделы) которого созданы соавторами самостоятельно, знак охраны авторского права приводят на каждого автора с указанием после имени через запятую соответствующей части (главы, раздела) произведения:
© Ефимов П.Е., главы 1-2, 4, 2002
© Михайлов М.С, главы 3, 5, 2002
© Назарова Н.Ю., глава 6, 2002

5.4 Наименование организации (коллектива), обладающей исключительными авторскими правами на произведение (произведения), приводят в форме, установленной при регистрации юридического лица. Слова, обозначающие форму собственности, приводят общепринятыми аббревиатурами:
© ГУК «Российская книжная палата», 2002
© ООО «Издательский дом «Серебряный век», 2002
© «ЗАО «Киностудия «Квадрат», 2002
Примечание — Исключительные права на использование произведений, созданных в порядке выполнения служебных обязанностей, принадлежат работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

6 Знак охраны авторского права на перевод, составление, иллюстрации и научный аппарат издания

6.1 Знак охраны авторского права, информирующий о наличии исключительных авторских прав на перевод, составление, иллюстрации, сопроводительный текст, научный аппарат издания (публикации) и т.п., состоит из латинской буквы «С» в окружности, фамилии и инициалов лица, обозначения объекта защиты права, года первой публикации:
© Токарева В.Н., пересказ, 2002
© Пастухов В.И., иллюстрации, 2002
© Лопатина С.Е., вступительная статья, 2002
© Егоров Б.Н., составление, 2002
© Давыдова Л.А., аранжировка, 2002

6.1.1 В знаке охраны авторского права на перевод после имени переводчика (переводчиков) приводят сведения о языке, на котором сделан перевод:
© Горелов Н.И., Белова Н.И., перевод на русский язык, 2002
Если отдельные части (главы, разделы) произведения были самостоятельно переведены разными переводчиками, то знаки охраны авторского права приводят для каждого переводчика с указанием соответствующих глав (разделов):
© Солнцев А.И., перевод на русский язык, гл.1-3, 2002
© Шептунова И.Ю., перевод на русский язык, гл.4-8, 2002

6.2 При оформлении знака охраны авторского права на результат участия организации (коллектива) в создании издания сначала указывают наименование объекта права, затем через точку — юридическое имя организации, год:
© Перевод на русский язык, составление. ООО «Форум», 2002
© Русская версия. ООО «Фаргус», 2002
© Запись музыки. ООО «Аккорд», 2002

7 Знак охраны авторского права на выпуск лицензионных (переводных) изданий

7.1 В лицензионных (переводных) изданиях наряду со знаком охраны авторского права, указанным в оригинале, приводят знак охраны авторского права, информирующий о наличии имущественного права на издание (распространение) на русском языке, на языках народов Российской Федерации или на территории России произведения, вышедшего за рубежом, или на ином языке.
Знак охраны авторского права на выпуск лицензионных (переводных) изданий состоит из латинской буквы «С» в окружности, слов «Издание на русском языке», «Издание на территории Российской Федерации» и т.п., юридического имени организации или издателя, года издания (публикации):
© Издание на русском языке. ООО «Русь», 2002
© Издание на территории Российской Федерации.
ООО «Видеосервис», 2002
© Издание, распространение на территории России и
стран — членов СНГ. ООО «Real Records», 2002

7.2 Если помимо права на издание (распространение) организация или издатель обладают исключительным авторским правом на перевод, оформление, составление и т.п., это указывают в знаке охраны авторского права после обозначения права на издание (распространение):
© Издание на русском языке, перевод на русский язык,
оформление. ЗАО «Издательство «Экономика», 2002
© Издание на территории России, перевод на русский язык.
ООО «Фирма «1C», 2002

7.3 Знак охраны авторского права на выпуск переводного (лицензионного) издания приводят после всех прочих знаков охраны авторского права:
© 2002 THE ARXEL GUILD / Wanadoo Edition
© Русская версия. ООО «Nival Interactive», 2002
© Издание на территории России, оформление.
ЗАО «Компания «Бука», 2002
© Ross Macdonald, 2001
© Белов С.В., перевод на русский язык, предисловие, 2002
© Издание на русском языке, оформление.
ООО «РИПОЛ классик», 2002

8 Знак охраны авторского права на редакционно-издательское оформление издания

9 Знак охраны авторского права при переиздании произведений

9.1 Если издание выпускается вновь без изменений в тексте (содержании) произведения и без изменений в оформлении, то в новом издании воспроизводят все знаки охраны авторского права предыдущего издания вне зависимости от того, издается ли произведение вновь тем же издателем или другим. Имя нового издателя в знаке охраны авторского права в данном случае не приводят.

9.2 Когда переиздание произведения осуществлено с изменениями в тексте (содержании) произведения, в новом издании указывают знак охраны авторского права на произведение предыдущего издания и знак охраны авторского права на произведение нового издания со сведениями об изменениях:
© Денисов Б.Н., 1999
© Денисов Б.Н., 2002, с изменениями
© Оформление. ООО «Стимул», 2002

9.3 Если при переиздании произведения были созданы новые иллюстрации, новый аппарат издания (вспомогательный текст), издание прошло новую редакционно-издательскую обработку, то в новом издании приводят знаки охраны авторского права на вступительные статьи, комментарии, иллюстрации, оформление и т.п. только данного издания. Аналогично поступают и при использовании переработанных, дополненных элементов аппарата издания (вспомогательного текста). Знаки охраны авторского права на вступительные статьи, справочный аппарат книги, иллюстрации, оформление и т.п. предыдущего издания не воспроизводят.

10 Расположение знака охраны авторского права в издании

10.1 В печатных книжных, периодических и продолжающихся изданиях знак охраны авторского права, относящийся к изданию в целом, приводят в правом нижнем углу оборота титульного листа или на заменяющих его элементах издания (по ГОСТ 7.4).

10.2 Знак охраны авторского права, относящийся к отдельным произведениям, опубликованным в сборниках, выпусках периодических и продолжающихся изданий, приводят внизу начальной текстовой полосы произведения, статьи (по ГОСТ 7.5).

10.3 В листовых изоизданиях, листовых картографических и нотных изданиях знак охраны авторского права приводят на правой стороне нижнего поля листа или на оборотной стороне (по ГОСТ 7.4).
На репродукционных открытках, почтовых открытках знак охраны авторского права приводят на оборотной стороне (по ГОСТ 7.4).

10.4 В электронных изданиях знаки охраны авторского права, относящиеся к изданию в целом, размещают внизу титульного экрана, на физическом носителе, на вкладе в контейнер (по ГОСТ 7.83).

10.5 Знаки охраны авторского права, относящиеся к отдельным программам, произведениям, опубликованным в электронном издании, приводят внизу титульного экрана программы, в конце текста произведения.

10.6 В аудио-, видеоизданиях, выходящих на кассетах, знаки охраны авторского права размещают на кассете, а также на задней сторонке контейнера или на вкладке в контейнер.
Если аудио-, видеоиздания выходят на электронном оптическом диске (CD-ROM), знаки охраны авторского права размещают на физическом носителе, а также на вкладке в контейнер.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное). Примеры оформления знака охраны авторского права

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)

3 Знак охраны авторского права в издании произведения, все права на которое принадлежат издателю:
© ЗАО «Издательский дом «Грамотей», 2002

4 Знак охраны авторского права в совместном издании:
© Жукова Н.А., 2002
© Оформление. ООО «Март», ЗАО «Фирма «Дом», 2002

5 Знак охраны авторского права в переводном (лицензионном) издании:
© EMI Switzerland, 1998
© Издание на территории России.
ООО «S.B.I. Music Publishing», 2002
© Anna Robson, 2001
© Mary Stevenson, illustration, 2001
© Соколов В.А, перевод на русский язык, 2002
© Издание на русском языке, оформление.
ООО «Издательство «Восток-Запад», 2002

6 Знак охраны авторского права при публикации произведения в сборнике, периодическом или продолжающемся издании

20 января 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня я в очередной раз хочу затронуть тему авторского права (другими словами, копирайта), которое довольно часто не выполняется на просторах всемирной сети интернет.

Особенно плачевно дело обстоит с соблюдением требований международного положения о Copyright в рунете. Я уже писал об этой проблеме в статье про плагиат и способы антиплагиата, а также в опусе про copypast и некоторых способах защиты от него.

Но абсолютной защиты от этого зла нет и не будет, наверное, даже в будущем, во всяком случае до тех пор, пока такие крупные коммерческие организации, как Яндекс и Google, будут отстраняться от существующей проблемы.

Как только копирование чужих текстов (нарушение авторских прав) перестанет приносить результат (например, за счет попадания такого сайта под фильтр поисковика или же простого неучета дублей при ранжировании), то и проблема копирайта в интернете решится сама собой.

Авторское право (копирайт) в интернете

К сожалению, надеяться на столь благоприятное развитие событий не приходится, тем более, что на постсоветском пространстве вера в светлое будущее почила в бозе. Мы надеемся только на себя, поэтому я и решил разведать, как именно можно официально закрепить копирайт (авторские права) на тексты за собой, ну и заодно узнать побольше об этом понятии.

Сразу оговорюсь, что приемлемого решения проблемы я для себя не нашел, но возможно, что описанное ниже наведет именно вас на истинный путь джедая (борца с темной стороной силы). Точнее говоря, то решение, что имеет быть сейчас, меня не устраивает чудовищной волокитой и, возможно, пустой тратой времени и денег. Судебная система у нас, мягко говоря, не так эффективна, как в штатах, где на копирайтах делают целые состояния или приумножают уже существующие.

Однако, само понятие авторского права на интеллектуальную собственность зародилась именно в буржуляндии и термин Copyright перешагнул порог в две сотни лет. Первые законодательные акты на эту тему были приняты еще в конце восемнадцатого века. Сначала под защиту попали интеллектуальные права литераторов, чьи книги выходили в печать.

Затем под знак копирайта подвели композиторов, художников, фотографов и, наконец, кинематографистов. Ну, а в конце двадцатого века, в связи с бурным развитием компьютеров, под защиту попали и программные продукты.

Слово Copyright, собственно, и обозначает авторское право (что это?). Но в наши дни вы можете встретить производное от него слово копирайтер, что в свою очередь обозначает человека пишущего уникальные тексты (например, в таких биржах как Адвего, Текстсейл или Етхт) в противовес рерайтерам, которые просто слегка изменяют уже существующие тексты. В связи с этим иногда под копирайтом понимают заказ на написание уникальных текстов (в противовес, например, рерайту или уже упомянутому копипасту).

На самом деле то, во что сейчас превратился закон о копирайте, не устраивает многих людей в мире, которые в общем-то ничего не имеют против того, чтобы автор интеллектуальной собственности получал заслуженное вознаграждение, но во многих случаях ограничения, наложенные интеллектуальной собственностью, сильно надуманы и замедляют в целом прогресс человечества.

Как говорится, любое благое начинание можно превратить в инструмент неограниченного обогащения. В этом случае я согласен, что лейблы и прочие крупные владельцы патентов на интеллектуальную собственность просто зарвались и хотят получить бесконечно много денег за труд, который по-любому столько не стоит.

Но вот относительно защиты авторских прав владельцев сайтов в интернете я придерживаюсь диаметрально противоположного мнения. И тут есть ряд причин, которые разительно отличают ограничения на Copyright от лейблов (киномагнатов и прочих власть- и деньго-предержащих) и ограничение на тиражирование от автора уникальных текстов выложенных в интернет.

Ну, сидите сами. Не надо быть Робин Гудом, чтобы украсть у меня текст (который я, между прочим, пару дней честно писал, вычитывал и всячески причесывал) и сделать его доступным людям на своем заштатном, малоизвестном и никем не почитаемом ресурсе (ГС). Он и у меня на KtoNaNovenkogo.ru доступен всем желающим для прочтения, осмысления и выражения своего мнения в комментариях. Зачем?

А я вам скажу. За тем же, за чем и совершается любая другая кража — попытка обогащения за счет других. Воровство, оно и в Африке воровство. Но в то же время под закон о копирайте попадет и обычный пользователь скачавший трек бесплатно и не там, где это разрешено правообладателем. Он вор? Да нет, конечно. Но с точки зрения закона, во втором случае обычный человек будет противостоять монстру индустрии, а в первом случае (кража теста с KtoNaNovenkogo.ru) — вероятность понести заслуженную кару не в пример меньше.

Ведь я не монстр индустрии, а обычный вебмастер, каких тысячи, а тот кто может (и, по моему мнению, должен) вмешаться — бездействует. Я говорю о поисковиках, ведь сайты не появляются сами по себе — они являются плодом труда, пота и даже слез вебмастеров, которых при этом безжалостно обирают копипастеры (как липку обдирают). Поисковики зарабатывают очень много денег на агрегации информации с интернет проектов и одновременно не хотят потратить малую толику на наведение порядка в «датском королевстве».

Не знаю как, не знаю возможно ли это в принципе, но я бы вступил в профсоюз вебмастеров, когда он появится. Для нас (владельцев интеллектуальной собственности в виде текста или другого вида контента на сайтах) поисковики выполняю роль государства (мы полностью от них зависим), но очень странного государства, где вор и праведник стоят на одной чаше весов.

Думаю, что в финансовом плане поиску не выгодно отделять зерна от плевел, но с моральной точки зрения и с точки зрения чистоты поисковой выдачи сделать это было бы здорово.

Но это мы помечтали, а теперь пора вернуться к суровым реалиям действительности. Почти все вебмастера, пытаясь застолбить свои авторские права, прописывают в футере конструкцию типа:

© KtoNaNovenkogo.ru, 2009-2012 | Все права защищены

Причем делают это и авторы текстов и их плагиаторы. Лично я поставил знак копирайта © на свой блог просто потому, что все делали именно так. Кстати, символ © можно вставить в текст используя специальную таблицу символов, которая проживает в Виндос по следующему адресу: Пуск — Программы — Стандартные — Служебные — Таблица символов.

Как вы уже знаете, в этой таблице приведены символы в кодировке юникод (UTF 16), и для записи каждого из них используется два байта (четыре цифры в шестнадцатеричной системе счисления).

Но это все не суть важно, а важно то, что для многих из этих символов (в том числе и для знака копирайта) предусмотрен набор горячих клавиш (он отображается в правом нижнем углу таблицы при выборе нужного символа). Для ввода в текст символа Copyright достаточно будет удерживать клавишу Alt и набрать 0169 на цифровой клавиатуре — желаемый знак появится.

Но, т.к. мы все с вами считаемся вебмастерами, то негоже будет применять «ламерские» способы для вставки этого значка. Мы ведь с вами «великий и ужасный» Html изучали и поняли, что для ввода некоторых спецсимволов в этом языке гипертекстовой разметки имеется набор спецсимволов (мнемоник). И в случае знака копирайта можно использовать два варианта:

© или

Спецсимволы начинаются с амперсанда «&», а заканчивается обязательно точкой с запятой «;». В общем, ничего сложно тут нет. Во многих CMS (движках для сайтов) можно будет настроить текст в поле, отведенном под Copyright из админки, но по-любому всегда можно покопаться в шаблоне. Например, в папке со своей темой WordPress вы найдете файлик footer.php, где и сможете застолбить свои авторские права на все тексты своего блога.

По принятым стандартам сначала вводится значок ©, затем имя обладателя интеллектуальной собственности или торговая марка, ну, а в конце указывается временной промежуток, на протяжении которого уже действует этот копирайт. Все, теперь вы предупредили всех нечистых на руку копипастеров о том, что этот контент принадлежит вам.

А указание фразы «Все права защищены» означает, что вы обладаете доказательной базой авторства (например, заверенные у нотариуса копии текстов), которая может использоваться при судебном разбирательстве.

Вообще, общепринятые мировые нормы закона о Copyright довольно примечательны, ибо гласят, что любой продукт интеллектуальной собственности (произведение) попадет под действие этого закона сразу же после создания. Т.е. написали вы текст новой статьи и сразу же стали правообладателем. Однако, в случае возникновения судебного разбирательства по поводу авторства, нужно будет доказать свою претензию.

Знак копирайта является так называемым уведомлением о распространении, но вы вовсе не обязаны это делать, ибо по умолчанию ваша новая статья сразу попадает под действие закона об авторстве. Кроме этого, многие (и я в том числе) для закрепления авторских прав используют не только знак ©, но еще и описание правил распространения — Пользовательское соглашение.

Теперь довольно трудно будет доказать, что копипастера не предупреждали, хотя, еще раз повторюсь, авторское право вступает в силу сразу после создания произведения и какого-то дополнительного патента получать на это не требуется. Нужно будет только иметь доказательство того, что именно вы являетесь первоисточником, а не копипастером.

Для этого можно перед публикацией статьи заверить ее у нотариуса, но это довольно муторно. Можно, говорят, отправить самому себе заказное письмо с этим текстом и не вскрывать его до судебного разбирательства (дата отправки будет служить доказательством).

Ну и, как мне кажется, Оригинальные тексты из сервиса Яндекс для вебмастеров тоже могут служить доказательством, ибо дата и время добавления проставляются. А вы как думаете?

Сколько нужно заплатить за защиту копирайта

Кстати, есть еще и возможность официально зарегистрировать свое произведение в специально ориентированной на это организации Copyright.ru. Не могу отделаться от мысли, что все это сделано в основном для вытягивания денег, но чем черт не шутит…

В общем у них (Российское общество по управлению авторскими правами) можно зарегистрировать копирайт на множество видов интеллектуальной собственности, включая и тексты сайта:

Я так понимаю, после этого у вас появится на руках имеющий юридическую силу документ с подтверждением авторства. Но вам придется распечатать все страницы своего сайта и принести в их офис. Кроме этого заполнить ряд заявлений, после чего комиссия будет принимать решения по закреплению прав на эти материалы именно за вами.

Понять что-то на их сайте оказалось выше моих сил, поэтому я написал в техподдержку и довольно быстро получил ответ:

В следующем письме я получил подробную инструкцию по регистрации авторского права и бланки заявок в виде прикрепленных вордовских файлов. Кроме этого там были указаны расценки на услуги:

Очень трудно представить количество листов необходимых для распечатки текстов KtoNaNovenkogo.ru. Решил уточнить некоторые моменты и продолжил пытать техподдержку:

1. Нужно распечатывать все уже имеющиеся материалы? Может уйти огромное
количество бумаги.
2. Как быть с вновь появляющимися статьями? Каждую неделю распечатывать и
привозить их к Вам в офис?
3. Часть материалов с KtoNaNovenkogo.ru перекопирована на других сайтах с нарушением копирайта и никакие увещевания не помогают их оттуда убрать. Как в этом случае определяется авторство?

Ответ был таков:

1. Да, всё верно. При таком порядке регистрации нужно распечатывать всё, что Вы представляете на регистрацию.

2. Либо периодически регистрировать дополнения, либо зарегистрировать сайт как СМИ; в таком случае регистрация авторских прав уже не так важна.

3. Вам необходимо, во-первых, позаботиться и найти доказательства Вашего авторства. То есть, допустим, если статьи писали фрилансеры — найти и распечатать переписку с ними, где указана дата создания материалов. Любые предварительные материалы, наброски также подойдут, если можно установить дату их создания.

Далее Вам нужно обеспечить доказательства нарушения: найти, записать все ссылки на статьи с нарушениями, сделать скрины и распечатать. Можно также заверить у нотариуса, это было бы очень хорошо. Когда все эти документы будут собраны, нужно написать претензию каждому нарушителю вашего копирайта. Здесь уже наши специалисты могут Вам помочь. Стоимость написания претензии — 5 тыс. р.

Пять тысяч за выкатывание одной претензии меня просто убили. Надо сначала, получается, стать миллионером, а уже потом думать о защите своей интеллектуальной собственности. Хотя я уже писал, что обычное общение с вебмастерами-копипастерами, их хостерами и даже с техподдержкой поисковиков снимает многие проблемы. Похоже, что я уже пару сотен тысяч сэкономил того и не зная.

В общем, осталось только выяснить в этой конторе, что именно мне даст регистрация в качестве СМИ. Да, еще вспомнил — в качестве защиты своих авторских прав они также предлагают установить на сайте их баннерок, наверное, в качестве амулета или оберега:

Ну, вот и посмотрим, поможет ли он сохранить уникальность данной статьи в целости или же Copyright беззастенчиво будет нарушен. А вы как думаете?

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *