Бережливое производство в медицинских организациях

Цель исследования. Оценить степень детализации, объем визуализируемых данных и уровни навигационных систем медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Материалы и методы. Объектом настоящего исследования стали 33 медицинских организации (МО) первичного звена, расположенные на территории 7 субъектов РФ. Предметом исследования явились все внутренние и внешние навигационные элементы МО. За основу оценки был взят чек-лист ALIDS (версия 1.0) из 72 показателей, объединенных по общности характеристик в пять блоков: архитектурно-планировочные и дизайнерские решения, передаваемая информация, уровни и элементы навигации. Блок «Уровни» был представлен 19 параметрами с отдельной оценкой внутреннего (9 показателей), промежуточного (5 показателей) и внешнего уровней (5 показателей) навигации. По каждому критерию выставлялась номинальная дихотомическая балльная оценка с возможностью при необходимости (сомнение, уточнение, вопрос и т. п.) указания комментария эксперта. Результаты. При очном изучении навигационных систем 33 МО первичного звена установлено, что уровни промежуточной и внешней визуализации используются недостаточно. В отличие от архитектурно-планировочных решений, различные уровни навигации максимально представлены в медицинских учреждениях Тюменской и Калининградской областей, Красноярского края. Отсутствие внешнего уровня навигации способствует возникновению основных потерь бережливого производства: лишним перемещениям, ненужной транспортировке и ожиданиям со стороны пациентов и посетителей. Среди объектов внутренней навигации наиболее часто на навигационных элементах размещаются кабинеты и знаки безопасности. Максимальный процент соответствия среди категории «промежуточная навигация» установлен в отношении основных входов для посетителей, включая входы для маломобильных пациентов.

Заключение. Навигационная система МО является важной частью системы визуализации и одним из критериев качества пространства. Квалиметрия систем навигации не только МО, но и любых других зданий и помещений в настоящий момент доказательно не представлена. Использование авторского метода ALIDS аудита навигационных систем позволяет дать количественную и качественную оценку используемых в медицинских учреждениях навигационных элементов. При совершенствовании навигационных систем действующих МО и проектировании/построй-ке новых, особенно с комплексной смешанной или секционной планировкой, с целью снижения основных потерь бережливого производства необходимо создавать максимально подробные и понятные общие схемы навигации.

Главная \ Детские поликлинические отделения \ ДПО 60

Почтовый адрес и схема проезда

Телефон вызова врача на дом: 241-35-25

Телефон справочной службы: 241-35-26

Контактный телефон: 241-35-23

Адрес электронной почты: dpo60@zdrav.spb.ru

основные цели и задачи — оказание медико-санитарной помощи детскому населению, организация лечебно-диагностического процесса, квалифицированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому, проведение мероприятий направленных на профилактику и снижение общей и инфекционной заболеваемости, инвалидности и детской смертности, организация и совершенствование форм обслуживания закрепленного населения.

13 педиатрических участков общей численностью – 12 280 детей. Поликлиника обслуживает отдаленные участки: поселок Володарский, Ленино, совхоз «Предпортовый».

График работы поликлиники:
Дошкольно-школьное отделение

Основные цели и задачи отделения — организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях является проведение лечебно-диагностических мероприятий, организация квалифицированной медицинской помощи детям в дошкольно-школьных учреждениях, проведение мероприятий направленных на профилактику и снижение общей, инфекционной заболеваемости, организация и совершенствование форм работы с детьми и их родителями, координация в деле внедрения и широкого применения современных методов диагностики, лечения и профилактики детей находящихся ДОУ.

Лечебно-профилактическое отделение

Лечебно — профилактическая работа среди детей первого года жизни, начиная с периода новорожденности

  • раннее выявление и дальнейшее наблюдение новорожденных детей из групп высокого риска с перинатальной патологией нервной системы, с задержками внутриутробного развития, расстройствами питания и другой перинатальной патологией
  • совместно с заведующей педиатрическим отделением и врачом неврологом проведении комиссии по реабилитации новорожденных детей из групп высокого риска, а также поступивших из стационарных этапов реабилитации
  • проведение работы среди кормящих женщин по профилактике и лечению гипогалактии
  • профилактическая работа с беременными женщинами по антенатальной охране плода:
  • выявление групп риска среди беременных
  • прогнозирование рождения здорового ребенка
  • рекомендации по режиму и питанию беременных
  • подготовка беременных женщин к грудному вскармливанию, психологическая ориентация на продолжительное грудное вскармливание
Реабилитация

В отделение реабилитации входят все специализированные службы

Основные цели и задачи

  • своевременное формирование индивидуальной программы оздоровления и использования реабилитационных средств и методов;
  • выполнение индивидуальной программы реабилитации детей и подростков;
  • использование комплекса всех необходимых методов и средств реабилитации;

В структуру отделения реабилитации детей и подростков входят

специализированные службы:

  • лечебно-профилактическое отделение — врач неонатолог, врач подростковый
  • хирургическое отделение — врач хирург, врач эндоскопист, ортопед
  • физиотерапевтическое отделение — врач физиотерапевт
  • отделение лучевой диагностики — врач рентгенолог, врачи УЗИ
  • инфекционно – паразитарное отделение-гельминтолог (район), инфекционист,
  • иммунолог
  • реабилитационно-диагностическое отделение – заведующий отделением, педиатр,
  • гастроэнтеролог, нефролог, невролог, врач ЛФК
  • кабинет аллергологии (районный) — врач аллерголог
  • кабинет офтальмологический — врач офтальмолог
  • кабинет оториноларинголога — врач ЛОР
  • кабинет эндокринолога
  • кабинет невролога – врач невролог
  • кабинет ЛФК — врач по лечебной физкультуре
  • кабинет функциональной диагностики — врач функциональной диагностики (допплерография, УЗИ, энцефалография, ЭКГ)

3-4 апреля 2017 года в г.Ярославль, в концертном зале «Миллениум» состоялся семинар–совещание под председательством Министра здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцовой. В семинаре –совещании приняли участие Руководители органов здравоохранения всех регионов РФ, ТФ ОМС, а также главные врачи и представители ведущих медицинских организаций России.

Совещание проводилось по вопросам освещения результатов внедрения проекта «Бережливая поликлиника» в амбулаторных медицинских организациях Ярославля, Калининграда и Севастополя, а также созданию единой модели организации работы поликлиник в РФ.

Место проведения семинара обусловлено тем, что именно Ярославская область первой в стране начала внедрение бережливых технологий в медицине.

В составе делегации от Ленинградской области в совещании участвовали Председатель Комитета по здравоохранению Ленинградской области С.В.Вылегжанин, Председатель ТФ ОМС ЛО А.Н.Алексеев, главный врач ГБУЗ ЛО «Токсовская РБ» А.А.Авдюшкин.

В начале представительной встречи выступили Министр здравоохранения РФ В.И.Скворцова, заместитель министра РФ Т.В.Яковлева, Врио Губернатора Ярославской области Д.Ю.Миронов и другие официальные лица.

Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в своем выступлении на пленарном заседании отметила, что результаты Ярославской области вдохновляют: проект «Бережливая поликлиника» был запущен в конце 2016 года, но даже за такой короткий срок удалось добиться важных показателей — очереди в пилотных медорганизациях сократились в 8 раз, время ожидания приема врача у двери кабинета — в 12 раз. Министр заявила о превращении в «бережливые» более 200 поликлиник по всей стране в ближайшие два года.

Татьяна Яковлева констатировала, что лишь 38% пациентов приходят в поликлинику с профилактической целью, остальные 62% посещают врачей по поводу обострений и новых заболеваний.

«А должно быть наоборот: 60% — в целях профилактики,40% — при заболеваниях»,

— подчеркнула она. Замминистра особо обратила внимание на важность комфортности при посещении поликлиник: вежливый и квалифицированный персонал, открытые регистратуры, удобная запись на прием через интернет и инфоматы, понятная маршрутизация, забор анализов без очередей, доступность в оптимальные сроки профилактических мероприятий.

Врио губернатора Ярославской области Дмитрий Миронов рассказал, что на первом этапе в поликлиниках-образцах был проведен анализ, выявивший системные проблемы, которые требуют изменения подходов к организации труда медиков и стандартизацию процессов работы поликлиники. Комплекс последующих мероприятий был направлен на оптимизацию процессов оказания медицинской помощи: проведены ремонтные работы, сделана перепланировка, организованы колл-центры, внедрены информационные технологии. Особое значение уделено учебе специалистов по работе с электронной медицинской картой.

В рамках круглых столов, руководители медицинских организаций, руководители департаментов органов здравоохранения, ТФ ОМС регионов в которых стартовал проект «Бережливая поликлиника» делились опытом внедрения и результатами пилотного проекта. Освещались механизмы анализа работы учреждений, выявления слабых сторон, определения болевых точек и поиска путей оптимизации работы поликлиник.

Главный врач Токсовской районной больницы А.Авдюшкин в ходе круглого стола, модераторами в котором выступили Е.Г.Камкин (директор Департамента здравоохранения МЗ РФ), А.Ю.Кравченко (врио Министра здравоохранения Калининградской области) с участием руководителей органов здравоохранения Северо-западного региона, рассказал об успешной реализации в нашей организации проекта «Вежливая регистратура», инновационных подходах в информатизации, создании контакт-центра, внедрении электронной медицинской карты больного.

В завершении семинара состоялось расширенное пленарное заедание под председательством заместителя министра здравоохранения Т.В.Яковлевой, на котором кроме нее выступили Председатель ФФ ОМС Н.Н.Стадченко, Заместители директоров Департаментов и главные специалисты МЗ РФ.

Наталья Стадченко напомнила, что первыми в реализацию проекта «Бережливые поликлиники» включились Севастополь, Ярославская и Калининградская области.

«Были выбраны самые отстающие на тот момент поликлиники, чтобы на их примере увидеть наглядный результат».

С удовольствием стоит отметить, что реорганизация работы амбулаторных подразделений Токсовской больницы, начавшаяся с поликлиники д.Новое Девяткино и постепенно реализуемая в Токсово, Мурино и других поликлиниках и амбулаториях, выглядит достаточно успешно на фоне преобразований в региональных медицинских организациях, которые только начинают движение в новом направлении.

Что такое «Бережливая поликлиника»

«Бережливая поликлиника» — это проект по совершенствованию амбулаторной помощи путем оптимизации кадровых, имущественных, финансовых и других ресурсов медицинской организации.

Как работает проект «Бережливая поликлиника»

Проблемы в поликлинике

Перепроизводство

  • ненужные или слишком большие отчеты (из 13 мин, отведенных на пациента, 10-11 мин уходят на бумаги);
  • дублирование информации в некоторых документах;
  • дублирование поручений.

Лишние движения

  • неудобное расположение оргтехники и мебели;
  • поиск необходимого файла на компьютере, рабочем столе;
  • отсутствие кратких памяток и инструкций.

Ненужная транспортировка

  • передача документов вручную;
  • потеря времени в пути на совещание вместо решения вопроса дистанционно.

Излишние запасы

  • залежи канцтоваров, бумаги;
  • накопление нерассмотренных вопросов, задач, документов.

Избыточная обработка

  • наполнение презентаций и отчетов ненужной Заказчику информацией.

Ожидание

  • огромные очереди даже при системе электронной записи;
  • ожидание согласований, принятия решений;
  • медленная работа IT-систем.

Переделка, брак

  • ошибки при подготовке материалов;
  • разные замечания при повторных согласованиях;
  • запрос информации, требующей уточнений и изменения формулировок.

Решения по оптимизации

Запись на прием

Среднее время от обращения пациента до окончания приема

Было — 127 минут

Цель — 43 минуты

За счет чего будет достигнут результат:

  • создание обучающих буклетов,
  • упрощение интерфейсов электронных систем записи (интернет, терминал)
  • организация работы с амбулаторными картами,
  • исключение повторного обращения в регистратуру

Прием у терапевта

Время приема

Было — 65,5 минут

Цель — 34 минуты

Пропускная способность терапевта

Было — 22 пациента в смену

Цель — 30 пациентов в смену

За счет чего будет достигнут результат:

  • исключены ненужные перемещения пациентов;
  • сбалансирована загрузка врача и медсестры;
  • отказ от заполнения бумажных носителей и обработки излишней информации;
  • увеличение времени работы врача непосредственно с пациентом.

Анализ крови

Время от входа пациента в поликлинику до его выхода

Было — 40 минут

Цель — 20 минут

Пропускная способность кабинета забора крови

Было — 85 пациентов в смену

Цель — 96 пациентов в смену

За счет чего будет достигнут результат:

  • исключены лишние перемещения;
  • сбалансирована работа персонала;
  • стандартизирована работа медсестер.

Получение льготных лекарств

Время от оформления рецепта до выдачи препарата

Было — 122 минуты

Цель — 49 минут

Время для пациента

Было — 87 минут

Цель — 5 минут

За счет чего будет достигнут результат:

  • после осмотра больного врач сам запускает процедуру оформления рецепта, она осуществляется без участия соц. работников или родственников больных;
  • после завершения требуется лишь их обращение в отдельный кабинет для немедленного получения готового рецепта.

Диспансеризация

Время, затраченное на прохождение всех медосмотров, консультаций со специалистами и получение заключения

Было — 40 дней 140 мин

Цель — 3 дня 56 мин

За счет чего будет достигнут результат:

  • появление возможности записаться на определенное время;
  • унификация бланков направлений;
  • разделение потоков больных пациентов и пришедших на диспансеризацию;
  • внедрение «экспресс-системы» сдачи анализов;
  • оптимизация движения анализов.

Источник: доклад Минздрава РФ о создании при ведомстве Проектного офиса по применению методов бережливого производства в сфере медицинских услуг.

Госкорпорация «Росатом» совместно с Министерством здравоохранения РФ принимает участие в федеральном проекте «Бережливая поликлиника». Он призван повысить эффективность работы лечебно-профилактических учреждений и общую доступность медицинской помощи в различных регионах страны.

Суть проекта заключается во внедрении принципов Производственной системы «Росатом» (ПСР) в амбулаторно-поликлиническом звене медицинских учреждений. Проект в разы сокращает очереди, ускоряет сдачу и выполнение анализов, упрощает запись к терапевту и позволяет обслуживать гораздо больше пациентов при том же количестве ресурсов. Все это позволяет сберечь время как медицинского персонала, так и пациентов.

Важно отметить, что проект «Бережливая поликлиника» направлен на решение системных проблем здравоохранения, являющихся общими для учреждений медицины разных уровней и ведомственной принадлежности. Организаторы рассчитывают, что одним из побочных эффектов реализации проекта станет создание доброжелательной атмосферы в медучреждениях, и, как следствие, повышение удовлетворенности потребителей медицинских услуг.

«Бережливая поликлиника» в целом подразумевает целый ряд процессов, которые можно оптимизировать. В частности, в рамках проекта перестраивается работа регистратуры медучреждения с учетом современных стандартов коммуникации, информатизации и формирования доступной среды для маломобильных групп населения. Внедряется электронная очередь. Врачи освобождаются от несвойственной им работы, в том числе бумажной. Меняется логистика в том, что касается вакцинации, профилактических осмотров, диспансеризации, получения льготного лекарственного обеспечения. Разводятся потоки здоровых посетителей, которым нужны только справки и профилактические осмотры, и заболевших, в том числе пациентов с вирусной инфекцией. Улучшается эргономика на рабочих местах медперсонала.

Работа с каждым медучреждением начинается с аудита, в атомных городах и части пилотных регионов их проводит группа сотрудников предприятий Росатома, владеющих инструментами ПСР. В процессе аудита проводится анализ, как устранить перепроизводство, излишние запасы, ожидание, лишние движения и операции, брак. Проводятся замеры (по очередям, загрузке врачей и т.д.). Устанавливается, где нужно убрать посторонние предметы, улучшить организацию рабочих мест. Затем разрабатываются планы-графики по реализации мероприятий, создаются рабочие группы. Рабочая группа проводит аудиты, уточняет цели и планы-графики. Во всех проектах проводится детальное картирование (например, от момента назначения пациенту анализа и моментом, когда анализ получен).

В 25 медицинских учреждениях ЗАТО и других городах размещения организаций атомной промышленности в 20 субъектах РФ открыто около 200 ПСР-проектов, направленных на улучшение доступности медицинской помощи. Работа организована в рамках приоритетных направлений: регистратура как информационный центр поликлиники, повышение результативности в проведении диспансеризации, повышение эффективности работы отделения производственной медицины, модернизация процесса работы врач-медсестра, организация функционирования лабораторного блока.

В среднем время нахождения пациентов в регистратуре снизилось в 2-4 раза, сокращение времени нахождения в очереди к врачу в 3-7 раз, количество посещений поликлиники по вопросам прохождения диспансеризации, медицинских осмотров сократилось в 2-3 раза, время ожидания забора крови сократилось в 1,5-2 раза. Медицинский персонал отмечает снижение бумажного документооборота, компьютеризацию рабочих мест, помощь в оснащении современным медицинским оборудованием.

На базе Комиссии по здравоохранению Общественного совета Госкорпорации «Росатом» создана система общественного контроля за реализацией проекта «Бережливая поликлиника». Новости по реализации проекта можно увидеть в ленте «Новости».

Буклет о проекте «Бережливая поликлиника» pdf, 22.33 Мб

Публичная отчетность

Противодействие коррупции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *