Безвозмездное пользование земельными участками

Земельный кодекс РФ ограничил право постоянного (бессрочного) пользования на землю и обязал отдельные категории землепользователей переоформить земельные участки по своему желанию в аренду или в собственность до января 2012 г., а земельные участки, на которых находятся линейные объекты (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги и железнодорожные линии), — до января 2015 г. За нарушение указанных сроков с января 2013 г. землепользователи будут привлекаться к административной ответственности.

Данное правило установлено п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137-ФЗ). Исключение из него составляют государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры наследия президентов РФ, прекративших свои полномочия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Пункт 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ и п. 2.4 ст. 3 Закона № 137-ФЗ сохранили за ними право постоянного (бессрочного) пользования.

Правила п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ в части сроков переоформления не распространяются на юридических лиц, указанных в п. 2.1 данной статьи, в частности на садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные потребительские кооперативы. Эти организации не ограничены сроком переоформления своего права постоянного (бессрочного) пользования.

Несмотря на то что п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ разрешает землепользователям переоформить земельный участок в собственность, в Земельном кодексе РФ имеются положения, препятствующие этому. Остановимся на них.

Ограничение по передаче земли в собственность

Отказ в переоформлении земельного участка в собственность грозит в случаях, указанных в п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ. Это случаи изъятия земельных участков из оборота, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию земельных участков, установленные федеральным законом.

Изъятие земельных участков (в том числе путем выкупа) для государственных и муниципальных нужд проводится в исключительных случаях: в связи с выполнением международных обязательств РФ, размещением объектов государственного или муниципального значения, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, а также в связи с иными обстоятельствами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ. Изъятие земельного участка путем выкупа осуществляется в порядке ст. 279 ГК РФ и ст. 55 Земельного кодекса РФ.

Справка

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ не приватизируются земельные участки, на которых размещены следующие объекты:

  • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  • объекты использования атомной энергии;
  • объекты обороны и безопасности;
  • объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
  • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
  • объекты, обеспечивающие статус и защиту государственной границы РФ;
  • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
  • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных в ст. 49 и 70.1 Земельного кодекса РФ, и в соответствии с Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561. Резервирование осуществляется путем выкупа земельного участка у землепользователя.

Буква закона
Часть 3 ст. 129 ГК РФ

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Запрет на приватизацию установлен для следующих видов земельных участков:

  • земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ (то есть полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования), а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ);
  • земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, автомобильными дорогами и другими объектами (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ);
  • земельных участков в границах особо охраняемых территорий, например земли государственных заповедников, национальных парков (п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ);
  • земель, в границах территорий которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной (п. 5 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
  • земель, входящих в состав лесного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов, в состав земель транспорта и предназначенных для обеспечения деятельности в морских, речных портах, аэропортах или отведенных для их развития, а также зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению (п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Учитывая имеющиеся законодательные ограничения в приобретении земли в собственность, прежде чем принять решение о переоформлении права бессрочного пользования на право собственности, необходимо проверить, подпадает ли интересуемый земельный участок под случаи, указанные в п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ. Впоследствии это позволит избежать судебных разбирательств по оспариванию отказа государственного или муниципального органа в приватизации земельного участка.

С изъятием и резервированием земельных участков все достаточно просто. Для этого государственный орган или орган местного самоуправления (в зависимости от того, в чьей собственности находится земля) выносит соответствующее постановление, и землепользователю будет предоставлен равноценный земельный участок либо возмещена его стоимость.

Сложности появляются при определении категории земельного участка, приватизация которых запрещена.

В принципе определить категорию земли можно по кадастровой выписке о земельном участке, выданной территориальным подразделением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Суды учитывают такие выписки при оспаривании отказов в передаче участка в собственность (постановления ФАС Поволжского округа от 14.05.2009 по делу № А57-1196/208, Восточно-Сибирского округа от 19.02.2009 № А74-1966/08-Ф02-333/09, Московского округа от 01.07.2009 № КГ-А40/5579-09, Уральского округа от 05.06.2008 № Ф09-4003/08-С6).

Другим документом, содержащим сведения о категории земельного участка, является генеральный план города или округа, в котором отображаются границы населенных пунктов, схемы территориального планирования и расположение участка землепользователя (О пределение ВАС РФ от 30.07.2009 № ВАС-9018/09, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 02.12.2009 по делу № А11-1903/2009 и по делу № А11-1902/2009, Дальневосточного округа от 27.07.2009 № Ф03-2516/2009 (Определением ВАС РФ от 01.10.2009 № ВАС-12319/09 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), Центрального округа от 21.01.2010 по делу № А14-2851/2009/68/22).

По отношению к кадастровой выписке генеральный план обладает преимуществом. Если в кадастровой выписке и генеральном плане указаны разные сведения о земельном участке, суды отдадут предпочтение генеральному плану (постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2010 по делу № А56-12068/2009, Дальневосточного округа от 27.07.2009 № Ф03-2516/2009 (Определением ВАС РФ от 01.10.2009 № ВАС-12319/09 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ)).

На приватизацию земельного участка может повлиять статус объекта недвижимости, который на нем находится. Так, если недвижимостью является здание автовокзала, то получить земельный участок в собственность не удастся. В этом случае земельный участок, на котором расположен автовокзал, будет относиться к землям транспорта и в силу подп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ будет ограничен в обороте. Ограниченные в обороте земельные участки не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абз. 2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ). ФАС Северо-Кавказского округа полагает, что в данном случае отказ госоргана в предоставлении такого участка в собственность будет являться обоснованным (постановление от 14.08.2009 по делу № А32-25387/2008).

Вместе с тем в отдельных случаях наличие на земельном участке объекта недвижимости, находящегося в собственности землепользователя, напротив, может поспособствовать приватизации участка.

На земле есть недвижимость

Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ право постоянного (бессрочного) пользования переоформляется в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ, которая содержит правила приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения.

Организации, являющиеся собственниками зданий (строений, сооружений), имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков, которое реализуется в порядке, установленном Законом № 137-ФЗ и Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ. Судебная практика сложилась в пользу землепользователей (Определение ВАС РФ от 25.12.2009 № ВАС-14442/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 09.07.2009 № Ф04-3869/2009(9767-А46-31), Московского округа от 28.01.2009 № КГ-А40/12001-08, Северо-Западного округа от 16.10.2008 по делу № А56-41938/2007).

Землепользователь вправе приватизировать весь земельный участок, предоставленный ему в бессрочное пользование, а не только ту его часть, на которой находится здание и которая необходима для обслуживания этого здания (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.11.2009 по делу № А25-471/2009).

Если землепользователь является единственным собственником здания, он будет являться и единственным владельцем всего земельного участка. Но не исключено, что у здания может быть несколько собственников.

В этом случае земельный участок переоформляется в общую долевую собственность с учетом долей каждого собственника в праве собственности на здание, если иное не установлено Земельным кодексом РФ и федеральными законами. Предоставление земельного участка только одному из собственников считается незаконным, поскольку нарушает права других собственников. Подтверждение этой позиции можно найти в постановлениях ФАС Московского округа от 09.07.2008 № КГ-А41/5879-08 и Северо-Кавказского округа от 08.02.2008 № Ф08-70/08.

Земельный участок не передается в собственность, если в здании хотя бы одно из помещений находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Такой участок может быть предоставлен только в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2007 по делу № А56-52259/2006, Московского округа от 22.11.2006, 24.11.2006 № КГ-А41/11385-06).

Земля без недвижимости

Возникает вопрос: что делать организациям, у которых земельный участок находится в бессрочном пользовании и на нем отсутствует недвижимое имущество?

Напомним, что в п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ сказано, что организация вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на землю на право собственности в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, которая регулирует порядок приобретения в собственность земельных участков, на которых расположены здания (строения, сооружения).

Такая формулировка п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ вызвала много споров. С одной стороны, содержание данной нормы позволяет сделать вывод, что переоформить в собственность земельный участок, находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования, можно только при наличии на нем здания (строения, сооружения). До 2005 г. именно такую позицию занимали арбитражные суды (постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.05.2004 № А26-7059/03-24 и Поволжского округа от 02.11.2004 № А55-715/04-15).

Однако в марте 2005 г. Пленум ВАС РФ разъяснил (правда, эти разъяснения были адресованы арбитражным судам) особенности применения нового земельного законодательства, в том числе п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ (постановление от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

Высшие арбитры полагают, что согласно п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса РФ, вправе до 1 января 2006 г. (в настоящее время срок переоформления продлен до 2012 г.) по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами ст. 36 Земельного кодекса РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

Позже в ноябре 2006 г. Президиум ВАС РФ еще раз подтвердил указанную позицию. В постановлении от 21.03.2006 № 14711/05 высшие арбитры отметили, что одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям прав на соответствующие земельные участки не означает, что п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ и ст. 36 Земельного кодекса РФ регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность. Пунктом 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ предусмотрены специальные условия приобретения земли в собственность, в частности наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования. Статья 36 Земельного кодекса РФ устанавливает иные условия приобретения земли в частную собственность: наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости. Поэтому отсутствие на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего землепользователю на праве собственности, не может служить препятствием для переоформления им права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности.

У здания новый собственник

Организация, приобретая здание, расположенное на земельном участке, который находится у собственника в бессрочном пользовании, одновременно приобретает исключительное право на приватизацию всего или части этого участка в порядке п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ. При этом размер земельного участка зависит от способа приобретения здания.

Если собственник здания меняется в связи с его реорганизацией, право бессрочного пользования переходит на весь земельный участок в порядке правопреемства. Поскольку сохранить это право новый собственник, созданный в порядке реорганизации, не может (если он не относится к организациям, указанным в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ), он обязан переоформить его на право собственности или аренды в срок, указанный в п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.06.2009 № Ф04-3332/2009(8153-А45-37) и Уральского округа от 11.02.2010 № Ф09-1639/09-С6).

При переходе права собственности на здание иным способом (например, в случае купли-продажи) новый собственник приобретает право на использование не всего земельного участка, а только части, занятой зданием и необходимой для его использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. В случае перехода права собственности на здание к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание или сложившегося порядка пользования земельным участком. Так указано в п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ и п. 3 ст. 552 ГК РФ.

В силу указанных норм новый собственник здания вправе требовать оформления права собственности на ту часть земельного участка, которая занята объектом недвижимости и необходима для его использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, то есть в порядке п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ. Право требования возникает с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, при этом письменный отказ продавца от права бессрочного пользования на эту часть земельного участка не требуется. Такую же позицию занимают арбитражные суды (п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 24.01.2005 № 11, постановления ФАС Поволжского округа от 06.03.2008 по делу № А06-2003/07 и Западно-Сибирского округа от 09.07.2009 № Ф04-3869/2009(9767-А46-31)).

Согласно п. 2 ст. 35 Земельного кодекса РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Административная ответственность

В заключение напомним, что с 1 января 2013 г. Кодекс об административных правонарушениях РФ будет дополнен ст. 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или прав собственности.

Землепользователи (юридические лица и индивидуальные предприниматели) будут наказываться штрафами в размере от 20 000 до 100 000 руб.

Аренда земли – форма землепользования, при которой собственник земли передает в пользование земельный участок на определенное время другому лицу за плату.

Арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.

Баланс земельных угодий — система показателей, характеризующих наличие и изменение земельных угодий по категориям земель, категориям землепользователей и видам угодий.

Бессрочное пользование земельным участком – возможность использовать земельный участок (извлекать его полезные свойства в соответствии с целевым назначением земли) на безвозмездной недоговорной основе, без установления конкретного срока такого пользования.

Государственный земельный кадастр — это систематизированный свод документальных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в государстве, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, информация о субъектах прав на земельные участки.

Геодезическая площадь земельного участка — площадь земельного участка:
— определенная аналитическим способом на основе геодезических координат;
— исчисляемая по координатам углов поворотов границы;
— численно равная площади проекции границы участка на плоскость проекции, в которой установлена геодезическая система координат.

Границы земельного участка — специальные обозначения на (топографическом) плане земельного участка в удобном для использования масштабе.

Документы государственного земельного кадастра – подразделяются на основные, вспомогательные и производные документы. Основные – Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).

Земельное право – это совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, связанные с определением правового статуса и режима использования земельных участков, направленного на обеспечение наиболее рационального использования и охрану земель, а также защиту разнообразного права и интересы собственников земли, землевладельцев и землепользователей

Земельное налогообложение – совокупность налогов выплачиваемых управлению земельного налогообложения при министерстве финансов по поводу различного вида сделок с недвижимостью.

Земельный налог – один из целевых реальных налогов. Плательщиками налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Арендаторы не уплачивают З.н., т.к. с них взимается арендная плата. Объект налогообложения — земля (как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного назначения). Единицей налогообложения для перечисленных плательщиков определен один гектар (1 га) пашни.

Земельные правоотношения – это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Земельный сервитут – вид вещного права на землю, заключающийся в праве лиц, не являющихся собственниками, осуществлять пользование земельным участком, обусловленное соглашением. Обычно земельный сервитут заключается в праве прохода или проезда по чужой территории, проложении трубопроводов, установке линий электропередач. При этом собственник с введением сервитута не лишается права владения, пользования и распоряжения своим участком.

Земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Земельный кадастр – систематизированный свод достоверных сведений:
— о природном, хозяйственном и правовом положении земель;
— о местоположении, размерах и качественных характеристиках земельных участков;
— о владельцах земельных участков;
— o правовом режиме землепользования;
— об оценке земельных участков.
Земельный кадастр используется для исчисления налогов на землю.

Земельный регистр – официальный документ, в котором регистрируется право на владение земельными участками и недвижимостью. Земельный регистр используется для определения права владения на тот или иной объект недвижимости.

Землевладение — обладание участком земли юридическим или физическим лицом на условиях права собственности.

Землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Землепользование – форма распоряжения землей с целью извлечения из земли полезных свойств или дохода путем:
— свободного хозяйствования;
— рациональной организации территории;
— защиты земель от процессов разрушения и загрязнения;
— использования имеющихся на участке общераспространенных полезных ископаемых.
Порядок землепользования определяется соответствующим законодательством.

Землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.

Землеустройство – система мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Земли общего пользования – по земельному праву в городах, поселках и сельских населенных пунктах, состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий, и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.

Земли водного фонда — земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

Земли лесного фонда — лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Земли населенных пунктов-поселений – земли, используемые как пространственный базис для проживания, строительства зданий, сооружений, удовлетворения культурно-бытовых нужд населения.

Земли особо охраняемых территорий – земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значе¬ние, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Земли сельскохозяйственного назначения – компонент окружающей среды, включающий почвы, и природный ресурс, являющийся средством производства в сельском хозяйстве, обеспечивающим продовольственную безопасность страны, уровень благосостояния населения.

Земли запаса – по земельному праву все земли, не- предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. К ним также относятся земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено (в соответствии с земельным законодательством).

Земельный спор – это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений.

Земельная рента – регулярный платеж землепользователя-арендатора собственнику данного земельного участка, т.е. арендная плата за землю.

Земельный надел — земельный участок, которым наделен его владелец бесплатно или за определенную земельную ренту в денежной или натуральной форме.

Земельный пай — участок земли, выделенный в собственность отдельным гражданам идеально или в натуре в общем земельном массиве.

Земельный участок дачного объединения — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха
— с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений;
— с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля.

Земельный участок огороднического объединения — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им — для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; — с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории.

Земельный участок садоводческого объединения — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Зонирование земель — разделение земель на земельные участки с различным целевым назначением и режимом охраны. Зонирование земель осуществляется в соответствии с планами развития территорий.

Кадастр – систематизированный, официально составленный на основе периодических или непрерывных наблюдений свод основных сведений об экономических ресурсах страны. Кадастр основывается на топографической съемке границ участков недвижимой собственности, которым присваиваются надлежащие обозначения. Данные кадастров используются при установлении налогов, платы за пользование природными ресурсами, для оценки стоимости объектов при их аренде, залоге, продаже. Различают водный, земельный, лесной и другие кадастры.

Кадастровая карта – результат кадастровой съемки; крупномасштабная карта местности, содержащая границы участков землепользования с условными обозначениями землевладельцев.

Кадастровый номер земельного участка – уникальный, неповторяющийся на территории государства номер, индивидуализирующий земельный участок и объекты недвижимости на нем. Состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале.

Кадастровая оценка земель – как и другие виды оценочных работ (определение рыночной или инвестиционной стоимости, страховой стоимости, выкупной цены, стоимости ипотеки и т. д.), призвана установить денежное выражение ценности земельного участка.

Кадастровая съемка – геодезические работы по земельному участку, определяющие:
— границы землепользователей и межевых знаков;
— площадь застроенной и благоустроенной территорий;
— наличие твердых покрытий и газонов;
— характеристики строений;
— наличие или отсутствие споров по границам земельного участка.

Кадастровый учет – описание и индивидуализация земельного участка, в результате чего он получает характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества.

Кадастровая стоимость – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости и вводится она для обеспечения экономического регулирования земельных отношений, а именно, для целей налогообложения, а также определения арендной платы за предоставляемый из публичной собственности земельный участок. В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных выше, применяется нормативная цена земли. Таким образом, кадастровая стоимость призвана заменить нормативную цену. Разница в размере кадастровой стоимости и нормативной цены обусловлена различными методиками, которые используются при их определении.

Категория земель — часть единого государственного земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим. По функциональному назначению все земли подразделяются:
— на земли сельскохозяйственного назначения;
— на земли населенных пунктов;
— на земли промышленности, транспорта, связи и т.п. назначения;
— на земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения;
— на земли лесного фонда;
— на земли водного фонда;
— на земли запаса.

Карта (план) объекта землеустройства – документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей.

Материальное земельное правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами земельного права, устанавливающее права и обязанности их участников.

Межевание объектов землеустройства – работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закрепле¬нием таких границ межевыми знаками и описанием их местоположения.

Многоцелевой кадастр – система классификации и оценки земель, осуществляемая посредством составления карт участков собственности на основе кадастровой съемки и ведения реестров сведений об участках и их владельцах. Обычно многоцелевой кадастр состоит:
— из поземельного регистра;
— из регистра собственности;
— из регистра аренды и др.

Муниципальный земельный контроль – это деятельность, осуществляемая органами местного самоуправления в целях обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, выявлению, пресечению нарушений земельного законодательства в границах муниципальных образований, обеспечения соблюдения правообладателями земельных участков требований в области использования и охраны земель.

Мониторинг земель — это система наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель. Объектами мониторинга земель являются все земли государства.

Недра – часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Несовместимое землепользование – деятельность на земельном участке:
— не совместимая с использованием соседних участков; либо
— оказывающая негативное воздействие на соседей.

Обозначение участка недвижимости – обозначение участка землевладения в кадастровой карте, в регистрах кадастра и в юридических документах, содержащих описание участков собственности. В кадастровых документах все участки одного владения получают единое обозначение участка недвижимости.

Общественный земельный контроль – это деятельность граждан и их объединений по осуществлению проверки соблюдения установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Охрана земель – социально-правовой институт, характеризующий важнейшую область взаимоотношений человека, общества и природы. Эти взаимоотношения имеют социальный, естественно-природный и правовой аспекты.

Обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Оценочная зона – это часть земель, однородных по целевому назначению, ввиду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.

Поземельный регистр – составная часть многоцелевого кадастра; территориальная система учета правовых отношений по поводу недвижимости и юридической регистрации прав собственности при их возникновении, передаче или прекращении.

Право владения земельной собственностью – различают фактическое и юридическое владение. Фактическое, без юридического основания, владение земельным участком признается правонарушением. Владение означает обладание участком в наличии и реальности.

Право пользования земельным участком – правомочие собственника земли осуществляется путем присвоения полезных свойств и извлечения доходов от принадлежащего ему земельного участка.

Производственный земельный контроль – осуществляется специальной службой (отдельным работником) юридических лиц или индивидуальным предпринимателем на своих земельных участках и имеет задачей проверку соблюдения и исполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований законодательства в области использования и охраны земель.

Разрешенное использование земельного участка – исчерпывающий перечень целей, для которых может использоваться земельный участок или иной объект недвижимости, всех обременяющих его реальных повинностей, сервитутов и иных ограничений использования, разработанный на основе схем зонирования территории и отдельных объектов недвижимости.

Регистрация землепользователя – запись установленного содержания о правах юридических и физических лиц в Государственном земельном кадастре. Регистрационная запись является основным правоустанавливающим документом.

Регистр аренды – (возможный) регистр кадастровой системы, в котором ведется учет прав и отношений арендаторов и арендодателей.

Рекультивация – полное или частичное восстановление ландшафта, нарушенного хозяйственной деятельностью человека

Сервитут – это постоянное или временное, публичное или частное, право ограниченного пользования чужим земельным участком. В некоторых случаях сервитутами могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками участков.

Система землевладения – форма владения землей, определяющая права на ее использование. Различают общинную, частую, государственную, кооперативную и другие системы землевладения.

Угодье – территориально или функционально выделенный участок в составе землепользования.

Управление земельным фондом – исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, направленная на публично-правовое регулирование земельных отношений в государстве в целях обеспечения рационального использования и охраны земель вне зависимости от форм собственности и иных прав на землю, а также хозяйственное управление земельными участками, принадлежащими на праве собственности, ее субъектам и муниципальным образованиям.

Частный сервитут – право требования от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Право бессрочного пользования земельным участком представляет собой право его обладателя на безвозмездной и срочной основе извлекать из земельного участка его полезные свойства. От права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком данное право отличается наличием срока использования (так как это временное пользование) от права аренды – отсутствием платы за пользование земельным участком.

Согласно положениям действующего земельного законодательства в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться следующие земельные участки. Во-первых, из числа земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления (ст. 29 ЗК РФ) государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) на срок не более чем один год; во-вторых, из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора; в-третьих, из земель отдельных видов организаций, названных ниже, гражданам в виде служебного надела. В частности, служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. При этом категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, ЗК РФ предусматривает три вида безвозмездного срочного пользования земельным участком, в зависимости от того, кому принадлежит предоставляемый в пользование земельный участок: 1) публичным правовым образованиям (государству, государственным и муниципальным образованиям); 2) физическим и юридическим лицам; 3) организациям отдельных видов отраслей, работники которых имеют право на служебные наделы. При этом для земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, срок безвозмездного пользования устанавливается законом, для земельных участков, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, – соответствующим договором, а в отношении служебных земельных наделов срок пользования зависит от периода трудовых отношений.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование могут быть предоставлены только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также государственным и муниципальным органам на основании акта соответствующего органа исполнительной власти.

Земельные участки, находящиеся в частной собственности физических и юридических лиц, могут предоставляться другим физическим и юридическим лицам на основании соответствующего договора. Однако при этом следует учитывать законодательный запрет на передачу коммерческой организацией любого имущества (в том числе земельных участков) в безвозмездное пользование лицу, являющемуся его учредителем, участником, руководителем, членом органов управления или контроля (п. 2 ст. 690 ГК РФ).

Предоставление организациями служебных земельных наделов своим работникам на праве безвозмездного срочного пользования предусмотрено законодательством только для отдельных отраслей экономики, в частности, транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников данных отраслей, имеющих право на получение служебных земельных наделов, а также условия предоставления таких наделов должны устанавливаться законодательством РФ и законодательством ее субъектов. Однако до принятия соответствующих законодательных актов сохраняют силу ранее принятые акты в этой области.

Многочисленные сложности, связанные с получением и передачей права аренды коммунальной земли, побуждают юристов искать необычные формы урегулирования таких правоотношений. Так, участник форума ЛІГАБізнесІнформ задался вопросом о правомерности заключения без согласия арендодателя договора об уступке права пользования земельным участком, по которому к новому арендатору переходит только право пользования земельным участком, а обязанность по уплате арендной платы остается на прежнем арендаторе. То есть, чтобы те правоотношения, в которых прежний арендатор является должником, остались прежними, а изменения произошли бы только в тех правоотношениях, где арендатор выступает в роли кредитора. Но возможность заключения такого договора вызвала сомнения у других участников форума.

Позиция 1. Заключение договора об уступке права пользования земельным участком без согласия арендодателя возможно, поскольку:

— если разложить правоотношения, возникающие из договора аренды, на множество отдельных обязательств, возникающих на основании одного юридического факта (договора), то право аренды можно рассматривать как обязательственное право, поскольку оно состоит в праве на действия или бездействия арендодателя, связанные с возможностью использования его участка;

— из договора возникает ряд единичных правоотношений (обязательств), в каждом из них лицо — только должник или только кредитор. По предлагаемому договору уступки арендатор уступает другому лицу только право требования бездействия, не заменяя при этом арендатора в тех правоотношениях, где он является должником;

— право владения имуществом в данном случае не передается, а следовательно, вещных правоотношений не возникает;

— новому арендатору не нужно непосредственное отношение к вещи. Ему достаточно ограниченного получения полезных свойств от вещи путем воздержания обязанного лица от действий, мешающих этому;

— новому арендатору не нужна абсолютная защита полученного права пользования. Ему достаточно иметь связь с собственником вещи, защищаясь через него. Такие правоотношения вовсе не обязательно сводить к вещным, поскольку их объектом является не вещь, а действия обязанного лица, через которые арендатор и планирует удовлетворить свои потребности в чужой вещи;

— право пользования будет вещным, если стороны так прямо захотят. Если нет, тогда стороны могут использовать другие правовые конструкции, в том числе из обязательственного права;

— сервитуты, как и другие вещные права, родились из обязательственных правоотношений. Деление на вещные и обязательственные правоотношения — явление идеального толка. Объектом и вещного, и обязательственного правоотношения может быть вещь (но одни правоотношения ставят в подчинение непосредственно вещь, а другие — чье-то действие в отношении вещи), а потому основой их противоположности является не объект правоотношений, а иные признаки. А именно наличие/отсутствие абсолютной защиты, принципа следования (сохранение права пользования при отчуждении объекта аренды), владения, стабильность и непосредственное отношение к вещи без опосредования в виде действий обладателя вещи.

Позиция 2. Заключение такого договора без согласия арендодателя невозможно, поскольку:

— предлагаемая конструкция с обязательственным характером правоотношений не позволяет изменить пользователя без согласия собственника, поскольку на пользователе также лежат определенные обязанности перед собственником (как минимум относительно характера использования имущества). Следовательно, при изменении пользователя происходит замена должника, что без согласия кредитора не допускается;

— в данном случае смешиваются вещные и обязательственные правоотношения;

— обеспеченная правом возможность извлекать полезные свойства из вещи — это и есть право пользования вещью, т. е. право на вещь;

— в силу обязательства лицо получает право требования к другому лицу на совершение определенного действия либо воздержание от совершения определенного действия. Обязательственное правоотношение не имеет по своему содержанию права на имущество;

— для возникновения вещных правоотношений вовсе не обязательна передача имущества во владение, примером чему служит такое вещное право, как сервитут в виде права прохода/проезда;

— бездействие в виде непрепятствования пользоваться вещью нужно не только от собственника, но и от всех иных лиц, а это уже абсолютные правоотношения;

— удержание от совершения действий по препятствованию в использовании чужой вещи — это элемент абсолютного правоотношения. Обязательственные же правоотношения носят относительный характер. Обязанности в абсолютных правоотношениях не передаются, поскольку в этом просто нет смысла — эта обязанность есть у каждого и всякого;

— право использования чужой вещи по своей природе является вещным правом, обременяющим собственность. После его возникновения никто, в том числе собственник, не вправе препятствовать осуществлению этого права;

— вещное право является исключительным правом лица относительно вещи, при этом все остальные обязаны воздерживаться от нарушения этого права. Объем вещного права может колебаться от абсолютного до микроскопического личного сервитута;

— согласно ст. 8-1 Закона «Об аренде земли» право на аренду земельного участка государственной или коммунальной собственности не может быть отчуждено его арендатором другим лицам.

Евгений Даниленко

Мнение «Ю&З»: Правоотношения, возникающие из договора аренды земли, носят, в первую очередь, обязательственный характер. На это указывает и месторасположение главы 58 ГК (наем (аренда)) в разделе III ГК, регулирующем отдельные виды обязательств, и сама сущность договора аренды земельного участка, определенная в ст. 792 ГК. Согласно последней по договору аренды земельного участка наймодатель передает или обязуется передать нанимателю земельный участок на установленный договором срок во владение и пользование за плату.

Как утверждают авторы научно-практического комментария к ст. 93 ЗК, право аренды земли в классическом понимании является обязательственным правом. Но при этом они сами признают, что после внесения изменений в ЗК, которыми была предусмотрена возможность регистрации права земельного участка аренды и его отчуждения, этому праву законодатель придал вещно-правовой характер. На то, что право аренды земельного участка является вещным правом, указывает, в частности, ч. 5 ст. 93 ЗК, предусматривающая возможность отчуждения права аренды земельного участка, и ст. 4 Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений», требующая государственной регистрации этого права.

Исходя из этого, считаем, что само по себе право пользования вещью (право аренды) является вещным правом. Но, как и другие вещные права (в частности, право собственности), оно может участвовать в обороте через обязательственные правоотношения. В силу обязательств, возникающих из договора аренды, арендодатель, помимо прочего, передает право пользования его вещью (право аренды). Арендатор может требовать от арендодателя передачи ему этого вещного права, и это требование будет иметь обязательственный характер, так же как, к примеру, и требование о совершении арендодателем капитального ремонта арендуемой вещи. Получив же право аренды, арендатор получает все связанные с ним вещные права, в том числе право абсолютной защиты и право на отчуждение этого права.

Следовательно, арендодатель не может передать право пользования земельным участком другому лицу по договору уступки права требования. Ведь уступка права требования согласно ст. 512 ГК является способом замены кредитора в обязательственных правоотношениях, к числу которых правоотношения, возникающие из права аренды (не путать с правоотношениями, возникающими из договора аренды), не относятся.

Зато арендатор может продать принадлежащее ему право аренды. Во всяком случае такая возможность предусмотрена частью 5 ст. 93 ЗК. Причем для осуществления арендатором отчуждения такого права указанная норма не требует согласия арендодателя (но необходимость этого согласия может быть предусмотрена в договоре аренды). При отчуждении права аренды земельного участка к приобретателю переходят только вещные права, которые из этого права возникают в объеме, изначально переданном собственником арендатору. То есть, если арендатору было передано право аренды земельного участка на два года для строительства, то он не может продать право аренды этого участка на больший срок или для иной цели. При этом после отчуждения такого права между арендатором, продавшим полученное право аренды, и арендодателем сохраняются все обязательственные права и обязанности, оговоренные ими в договоре аренды. Но договор об отчуждении права аренды согласно ч. 4 ст. 124 ЗК может быть основанием для заключения договора аренды уже с лицом, которому это право перешло.

Впрочем, возможность отчуждения права аренды касается только земельных участков частной формы собственности, поскольку ст. 8-1 Закона «Об аренде земли» запрещает отчуждение права на аренду земельного участка государственной или коммунальной собственности за исключением земельного участка, предоставленного для строительства жилого дома.

К тому же не факт, что вышеуказанные теоретические изложения будут восприняты судебной инстанцией. Ведь, к примеру, в решении от 19.12.2012 года № 4/5009/6189/11 ВССУ обосновывал невозможность применения ст. 516 ГК, регулирующей порядок замены кредитора, к правоотношениям аренды тем, что кредитором по договору аренды является арендодатель, а должником — арендатор. Мол, первый передает земельный участок в аренду, а второй обязуется использовать земельный участок по целевому назначению и уплачивать арендные платежи. Поэтому перевод на третьих лиц прав арендатора является не переводом прав кредитора, а переводом прав должника, что согласно ст. 520 ГК возможно только с согласия кредитора. Это решение, по нашему мнению, наглядно демонстрирует, что далеко не все суды готовы вникать в сущность договорных правоотношений, раскладывая их на несколько обязательств и определяя при этом правовую природу каждого из них.

ВЫВОД:

Арендатор не может передать право пользования земельным участком по договору уступки права требования. Но он может продать его в случаях, не запрещенных законодательством или договором.

Евгений Даниленко

«ЮРИСТ & ЗАКОН»

«ЮРИСТ & ЗАКОН» — это электронное аналитическое издание, входящее в информационно-правовые системы ЛІГА:ЗАКОН и созданное специально для юристов и специалистов, нуждающихся в качественной аналитической информации об изменениях, происходящих в правовом поле Украины. По вопросам приобретения издания «ЮРИСТ & ЗАКОН» обращайтесь к менеджерам ЛІГА:ЗАКОН или крегиональным дилерам.

Министерство имущественных отношений Мурманской области

1. Краткое описание организации предоставления услуги в МФЦ: в ходе предоставления услуги осуществляется информирование и консультирование граждан о порядке предоставления государственной услуги, прием документов, необходимых для ее получения, выдача результатов.

2.Оплата услуги– предоставляется бесплатно

3. Срок предоставления услуги:

— при выдаче Заявителю решения о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование или об отказе в предоставлении земельного участка – не более тридцати дней со дня поступления в Министерство заявления о предоставлении земельного участка;
— при выдаче Заявителю проекта договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком с предложением о заключении соответствующего договора – не более тридцати дней со дня поступления в Министерство заявления о предоставлении земельного участка.

Приостановление предоставления услуги не предусмотрено.
Срок возврата Заявителю заявления, если оно не соответствует по форме и содержанию, установленным требованиям, подано в иной уполномоченный орган, или к заявлению не приложены документы, обязанность предоставления которых возложена на Заявителя, — не позднее десяти дней со дня поступления заявления с указанием причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

4. Получатели услуги: Заявителем на предоставление государственной услуги являются юридические и физические лица, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства в случаях предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.
От имени Заявителя за предоставлением государственной услуги вправе обращаться представитель, действующий на основании документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя (далее — представитель Заявителя)

5. Результат:

— выдача Заявителю соответствующего решения о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в государственной собственности Мурманской области, об отказе в предоставлении земельного участка;
— выдача Заявителю соответствующего договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной собственности Мурманской области.

6. Перечень документов, необходимых для получения услуги:

6.1. Для предоставления земельных участков необходимы следующие документы:

а) заявление (Приложение № 1) о предоставлении земельного участка;
б) документы (Приложение № 2), подтверждающие право Заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, необходимые для предоставления земельного участка на праве, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и указанном в заявлении;
в) документ, подтверждающий личность Заявителя;
г) документ, подтверждающий полномочия представителя Заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае обращения с заявлением о предоставлении земельного участка представителя Заявителя;
д) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если Заявителем является иностранное юридическое лицо.

6.2. Предоставление документов, перечисленных в подпунктах «б» — «д» пункта 6.1, не требуется в случае, если указанные документы направлялись в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В случае подачи заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 или подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса к этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

6.3. Обязанность по предоставлению документов, указанных в подпунктах «а» — «д», пункта 6.1 (за исключением документов подпункта «б», отмеченных в Приложении № 2 знаком «*») возложена на Заявителя. Документы, указанные в подпункте «б», отмеченные в Приложении № 2 знаком «*» запрашиваются Министерством в рамках межведомственного взаимодействия в государственных органах или подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (сведения, содержащиеся в них), в том числе, при наличии технической возможности, в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, если Заявитель не представил указанные документы по собственной инициативе.

6.4. Заявление может быть заполнено от руки или машинописным способом, распечатано посредством электронных печатающих устройств.
Заявления юридических лиц оформляются печатным способом на официальном бланке организации, подписываются ее руководителем (или его заместителем) и заверяются печатью организации (при ее наличии).
Копии документов заверяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо должностным лицом Министерства, осуществляющим прием документов, при наличии подлинных документов.

7. Перечень оснований для отказа в приеме документов и в предоставлении услуги:

7.1. Основания для отказа в приеме документов и приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.
7.2. Основания для возврата документов Заявителя: несоответствие заявления по форме и содержанию Приложению № 1 и (или) отсутствие необходимых документов, предоставление которых возложено на Заявителя,
7.3. Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

— наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (Приложение № 3);
— земельный участок, указанный в заявлении о его предоставлении, расположен на территории, в отношении которой уполномоченным органом принято решение о подготовке документации по планировке территории в целях дальнейшего формирования земельных участков для предоставления их гражданам в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации;
— наличие судебных споров о правах на земельный участок и (или) на расположенные на нем объекты недвижимого имущества, в том числе о границах земельного участка, о его площади, о разрешенном использовании земельного участка, до дня вступления в законную силу судебного решения.

8. Телефоны для справок:

Приёмная: (8152) 486-960
Факс: (8152) 451-023

Приложение 1. Образец Заявления

Приложение 2. Перечень документов, подтверждающих право Заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов

Приложение 3. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *