Билеты на экзамен на судью

Рекомендации по сдаче и приему экзамена на должность судьи

Заместитель председателя

экзаменационной комиссии

при Квалификационной коллегии судей Смоленской области,

Председательствующий административного состава

Смоленского областного суда,

Председатель Совета судей Смоленской области

Рекомендации по сдаче и приему экзамена на должность судьи

Квалификационный экзамен является важным и серьезным испытанием для гражданина Российской Федерации, который хочет посвятить свою жизнь работе, связанной с осуществлением правосудия.

Это испытание связано не только с тем, что гражданин должен показать свой профессиональный уровень — знание специальных дисциплин, юридическое мышление, но и с тем, что в процессе сдачи экзамена человек испытывает стресс, публично выступая перед авторитетными юристами.

Многие кандидаты в судьи, имеющие большой стаж работы по юридической профессии, получили образование много лет назад, то есть потеряли навыки сдачи экзаменов.

В свою очередь многие члены экзаменационной комиссии не располагают опытом педагогической деятельности, соответственно не имеют достаточных навыков по приему экзаменов.

Для того, чтобы кандидат в судьи свободно отвечал на вопросы, поставленные в билетах, а также на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии, ему необходимо знать требования, предъявляемые к ответам.

Очень важно, чтобы отношения кандидата и экзаменаторов строились на взаимном уважении и понимании, а экзамен проходил в форме публичного выступления кандидата, переходящего в диалог коллег — юристов.

От того, как сложатся эти взаимоотношения, зависит и то, насколько проявит себя человек, сдающий экзамен: покажет свои профессиональные знания, умение логически мыслить, даст возможность экзаменаторам увидеть умение излагать мысли и отвечать на поставленные вопросы.

Только в таком случае возникнет общее понимание тех высоких требований, предъявляемых государством в лице экзаменаторов к специалисту, который хочет стать судьей, с учетом особенностей его статуса в обществе.

От понимания кандидатом, каким должен быть уровень ответа, зависит не только возможность показать его знания при сдаче экзамена, но, что не менее важно, и подходы экзаменаторов к оценке, которые влияют на оперативность принятия приемной комиссией решения и повышают объективность при выставлении оценок.

Цель рекомендаций видится в создании примерной модели поведения кандидатов и экзаменаторов, улучшения процесса сдачи экзаменов кандидатами в судьи и оказания методической помощи членам экзаменационных комиссий.

Рекомендации кандидатам в судьи

Сдача экзамена является проверкой профессионального уровня кандидата в судьи.

Следует отметить, что работа судьи во многом носит исследовательский характер, поскольку связана с оценкой большого объема информации, с отбором необходимых фактов, оценкой доказательственной базы, обобщением и анализом, выдвижением гипотез, формулированием выводов.-1

Профессиональный юрист, обладающий необходимым уровнем знаний и большим опытом работы, систематизирует многие вопросы, возникающие на практике, получая билет, по существу имеет готовые ответы, которые ему остается изложить в виде тезисов.

Ответ на вопрос должен содержать несколько составляющих:

1. Законодательно-нормативная.

Кандидат в судьи определяет нормативную базу, регулирующую отношения по избранному вопросу.

2. Практическая

В ответах приводятся примеры судебной практики, соответствующей вопросу.

3. Теория

Владение юридической лексикой, научными методами исследования, знание основ правовой доктрины.

1 М.И. Калеандров., Кандидатская диссертация юриста: Первые шаги исследователя., М., 2004

Уровень квалификации кандидата определяется с учетом уровня ответа, свидетельствующего о его соответствии высоким квалификационным требованиям.

При ответе на поставленный в билете вопрос кандидату в судьи не следует ограничиваться цитированием нормы права, которая раскрывает содержание темы.

Достаточно часто кандидаты в судьи читают заранее приготовленный текст выступления, не отрывая глаз от листа.

В результате у экзаменаторов создается впечатление, что у него отсутствуют не только навыки публичного выступления, но умение изложить свою позицию на поставленный вопрос.

Вот почему кандидату, сдающему экзамен целесообразно готовить тезисы выступления, а не текст, который он старается воспроизвести дословно. Либо, выступая, следует, не воспроизводить подготовленный текст.

Использование тезисов выступления при ответе на поставленный вопрос, отсутствие зависимости от текста, написанного заранее, свидетельствует о глубоком понимании проблематики, о серьезной подготовке кандидата в судьи к сдаче экзамена.

Комиссия высоко оценивает ответ в случае, если сдающий экзамен кандидат в судьи, кроме цитирования нормы права, последовательно излагает свои мысли, используя юридическую лексику, демонстрируя общую эрудицию, гибкость мышления.

Члены комиссии могут задать дополнительные вопросы, в том числе о системе законодательства Российской Федерации (ее иерархии, становлении и развитии, взаимосвязи составных частей), о судебной системе, сложившихся подходах судебной практики высших судебных инстанций и т.п.

Для выяснения профессиональной подготовки кандидата могут быть заданы и другие вопросы. Как правило, они связаны с вопросом, который указан в билете.

В качестве примера можно привести тезисы выступления по теме «Договор подряда»:

— определение договора подряда, данное в Гражданском кодексе Российской Федерации;

— природа договора;

— предмет договора;

— существенные условия договора;

— недействительность договора подряда;

— примеры из судебной практики.

Иногда кандидат в судьи при ответе на задачу, пытается повторить ее условия.

В этом нет необходимости, поскольку у экзаменаторов имеются билеты с условиями задач, поэтому следует сразу приступить к ответу.

При ответе необходимо не только высказать свое мнение относительно принятого судом решения.

Например, нужно дать ответ на задачу — следует иск удовлетворить, либо в иске отказать (в условиях некоторых задач есть вопросы, правильно ли поступил суд в той или иной ситуации). При этом кандидат должен объяснить экзаменаторам, почему он сделал вывод о правомерности иска.

При этом необходимо ответить на вопросы, какие нормы материального и процессуального права применил суд при принятии решения.

Высоко оценивается выступление кандидата, если в его ответе на поставленную задачу, имеются ссылки на сложившиеся подходы в применении норм материального права, содержащиеся в постановлениях высших судебных инстанций Российской Федерации.

Рекомендации экзаменационным комиссиям

Достаточно серьезной задачей для экзаменационной комиссии является оценка знаний и профессиональных навыков кандидата за короткое время ответа.

Включение в билеты 3-х вопросов и 2-х задач продиктовано тем, что кандидат, отвечая на поставленные вопросы и решая задачи, раскрывает свои профессиональные качества, в том числе:

— профессиональные знания;

— интеллектуальный потенциал;

— уровень специальных юридических знаний;

— кругозор, общую юридическую эрудицию;

— гибкость и скорость мышления (способность быстро вникать в суть проблемы, воспринимать новые цели и задачи);

— логичность мышления (четкое изложение мыслей, подбор вариантов при решении задач, обоснованность умозаключений);

— дальновидность (умение видеть перспективу того или иного конкретного дела, при наличии тех или иных обстоятельств, прямо не обозначенных в условиях задачи);

— память (точность, объем).

При ответе на задачу экзаменаторам важно услышать и определить не только правильность ответа, но и последовательность умозаключений, уверенность экзаменуемого в своей позиции.

В соответствии с высокими требованиями, предъявляемыми к экзаменам на должность судьи, вопросы в билетах следует формулировать с учетом последних изменений в законодательстве, а при составлении задач — изменений в судебной практике.

При составлении экзаменационных билетов для кандидатов в арбитражные судьи, принимая во внимание важность некоторых отраслей законодательства, а также увеличение количества дел, вытекающих из административных правоотношений в системе арбитражных судов, целесообразно включать в билеты вопросы, связанные с применением административного, таможенного, валютного, налогового, антимонопольного законодательства и законодательства о банкротстве.

Уважаемый Юрий Иванович! Уважаемые делегаты и гости съезда!

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей от 31 декабря2008 г. № Пр-2801 Председателю Верховного Суда РФ В.М. Лебедеву, Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Иванову и Председателю Совета Судей РФ Ю.И. Сидоренко в срок до 30 октября2009 г. было поручено подготовить изменения в федеральные законы, предусматривающие повышение статуса и совершенствование порядка формирования экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи, а также уточнение требований к квалификационному экзамену (включая вопросы права, знание судебной практики, владение письменной формой подготовки процессуальных документов).

С целью выполнения поручения Президента РФ по итогам VII Всероссийского Съезда судей Экзаменационная комиссия совместно с Высшей квалификационной коллегией судей РФ организовали сбор и анализ предложений в субъектах Российской Федерации.

В сентябре 2009 года был организован двухдневный семинар-совещание с председателями экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, на котором участники семинара-совещания выработали целый ряд ключевых предложений.

Среди таких предложений прежде всего хотелось бы выделить три:

– первое – о создании новых самостоятельных органов судейского сообщества – Высшей экзаменационной комиссии РФ и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации;

– второе – о создании единой системы экзаменационных комиссий в России;

– третье – о предоставлении Высшей экзаменационной комиссии РФ права осуществлять методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации.

Данные и многие другие предложения участников семинара-совещания в дальнейшем вошли в принятый Федеральный закон от 3 декабря2011 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи».

В соответствии с названным Федеральным законом Высшей экзаменационной комиссией были оперативно разработаны и утверждены регламент экзаменационной комиссии и экзаменационные билеты.

Хотелось бы назвать только несколько цифр, характеризующих работу экзаменационных комиссий. За период работы между VII и VIII Всероссийскими съездами, с января2009 г. до 1 ноября2012 г. по представленной в Высшую экзаменационную комиссию информации в экзаменационных комиссиях субъектов Российской Федерации сдавали квалификационный экзамен 17889 кандидатов в судьи в суды общей юрисдикции (включая кандидатов в мировые судьи) (91,4 %) и 1691 кандидат в судьи в арбитражные суды (8,6 %).

Из них 929 кандидатов в судьи (4,7 %) отказались от ответа, а 5987 кандидатов в судьи (30,6 %) получили оценку «неудовлетворительно».

Таким образом, всего 35,3 % кандидатов в судьи (более чем каждый третий) не смогли сдать квалификационный экзамен на должность судьи.

2820 кандидатов в судьи (14,4 %) получили оценку «удовлетворительно».

Следовательно, 49,7 % кандидатов в судьи (примерно каждый второй) отказались от ответа, получили оценки «неудовлетворительно» или «удовлетворительно», т.е. не смогли успешно пройти квалификационный барьер.

Только 3293 кандидата в судьи (16, 8 %) получили оценку «отлично».

Думаю, названные результаты сдачи квалификационных экзаменов в экзаменационных комиссиях субъектов Российской Федерации позволяют сделать вывод: подготовка кандидатов в судьи является явно недостаточной, с кандидатами в судьи необходимо проводить предварительные дополнительные занятия по специализированным программам.

Результаты работы Высшей экзаменационной комиссии значительно отличаются от результатов работы экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации. Так, за период с 1 января2009 г. до 1 декабря2012 г. в Высшую экзаменационную комиссию подали заявление о сдаче квалификационного экзамена 497 кандидатов в судьи. Из числа кандидатов в судьи 232 кандидата в судьи сдавали экзамен в военный суд, 223 – в арбитражный суд и 34 – в суд общей юрисдикции. Из них только 5 кандидатов в судьи отказались от ответа (примерно 1 %), 4 кандидата в судьи получили оценку «неудовлетворительно» (менее 1 %) и 57 кандидатов в судьи – оценку «удовлетворительно (11,4 %). Таким образом, лишь 66 кандидатов в судьи (13,6 %) не смогли пройти квалификационный барьер. Остальные 431 кандидат в судьи (86,4 %) успешно сдали квалификационный экзамен с оценками «хорошо» и «отлично».

Далее хотелось бы остановиться на наиболее актуальных проблемах работы экзаменационных комиссий.

Первая проблема связана с задачами и процессуальными документами, содержащимися в экзаменационных билетах. Смысл многих замечаний экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации сводится к предложению предоставить экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации право самостоятельно разрабатывать задачи и процессуальные документы.

Учитывая всё разнообразие и специфику дел, рассматриваемых судами в субъектах Российской Федерации, хотелось бы поддержать такое предложение. Более того, такая позиция была сформулирована ранее и на семинаре-совещании с председателями экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, состоявшемся в сентябре2009 г., но, к сожалению, не нашла своего закрепления в Федеральном законе № 388-ФЗ.

Думаю, теоретически обоснованно, а практически необходимо внести изменение в Федеральный закон № 388-ФЗ, установив в нем правовую норму, в соответствии с которой Высшей экзаменационной комиссии было бы предоставлено право утверждать в экзаменационных билетах только единые теоретические вопросы для всей России, а экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации – вырабатывать и утверждать задачи и процессуальные документы индивидуальные для каждого субъекта Российской Федерации.

Вторая проблема. Многие экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации справедливо задают вопрос: вправе ли экзаменационная комиссия одного субъекта Российской Федерации принимать квалификационный экзамен у кандидата на должность судьи в другой субъект Российской Федерации? В федеральном законе точного ответа на этот вопрос нет. Как представляется, необходимо дополнить Федеральный закон нормой права, согласно которой кандидат в судьи должен сдавать квалификационный экзамен только в соответствующей экзаменационной комиссии.

Третья проблема. Зачастую экзаменационные комиссии задают вопрос: могут ли кандидаты в судьи, сдавшие экзамен, обращаться в экзаменационную комиссию с заявлениями о пересдаче экзамена на более высокую оценку?

Думаю, нет, поскольку кандидаты в судьи уже сдали квалификационный экзамен, результаты которого, согласно языкового толкования ст. 1 ФЗ РФ № 388 от 3 декабря2011 г. «действительны в течение трёх лет после его сдачи…». Вместе с тем такой ответ, полагаю, должен быть буквально сформулирован непосредственно в Федеральном законе.

Четвертая проблема. Один из самых популярных вопросов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации следующий: является ли получение кандидатом на должность судьи по одному из вопросов экзаменационного билета неудовлетворительной оценки основанием для вывода о том, что экзамен не сдан, либо такая оценка по одному их вопросов может быть лишь основанием для снижения общей оценки?

Полагаю, универсального ответа на все случаи жизни быть не может, поскольку, во-первых, вопросы могут быть разной степени сложности; во-вторых, многие вопросы в праве вообще не имеют единственно точного ответа. Например, в случае пробела в праве.

Вместе с тем считаю, что соответствующий ответ на данный вопрос может быть сформулирован в Федеральном законе.

Пятая проблема. Многие экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации ставят вопрос о необходимости решения вопроса о выплате вознаграждения членам экзаменационных комиссий, избираемых из числа преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных работников, а также от общероссийских общественных объединений юристов.

Как представляется, перечень проблем, связанных с деятельностью экзаменационных комиссий, возможно продолжать бесконечно, и они требуют своего дополнительного специального обсуждения.

Хотелось бы также проинформировать съезд, что благодаря активной работе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2012 году создан сайт Высшей экзаменационной комиссии, на котором возможно размещать все необходимые правовые документы, график работы Высшей экзаменационной комиссии, вопросы экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, ответы Высшей экзаменационной комиссии и другую информацию, необходимую для экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации и кандидатов в судьи.

Большинство экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации предлагает провести семинар-совещание председателей комиссий в2013 г. Поддерживаю данное предложение, поскольку в работе экзаменационных комиссий возникло множество специальных вопросов. В этой связи предлагаю обратиться с просьбой к Председателю Верховного Суда РФ В.М. Лебедеву и Генеральному директору Судебного Департамента при Верховном Суде РФ Александру Владимировичу Гусеву о внесении соответствующих дополнений в План повышения квалификации слушателей в Российской академии правосудия на 2013 год.

Как представляется, вновь избранному на VIII съезде составу Высшей экзаменационной комиссии прежде всего необходимо проанализировать все предложения экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, связанные с изменениями и дополнениями регламента работы экзаменационных комиссий и экзаменационных билетов и срочно внести соответствующие изменения и дополнения.

Предлагаю также принять Постановление VIII Всероссийского съезда судей о создании рабочей группы по выработке проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 3.12.2011 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи».

В этой связи считаю необходимым дополнить подготовленный проект Постановления VIII Всероссийского съезда судей следующим пунктом: «Просить Президента Российской Федерации внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 3.12.2011 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи».

Как представляется, одной из важнейших проблем, связанных не только с деятельностью экзаменационных комиссий в России, но и судов, является состояние права в нашей стране. Однако, в соответствии с легизмом, продолжающим господствовать в нашей стране, право в России, как правило, ограничивается «законодательством». К сожалению, термин «законодательство» имеет самое разнообразное содержание в различных российских кодексах и других федеральных законах. Как это ни странно, но, например, ст. 1 ГПК РФ относит к «законодательству» не только Конституцию РФ, но даже и международные договоры.

До настоящего времени в нашей стране не принят Федеральный закон «О нормативных правовых актах», не разработаны и не приняты федеральные законы о других формах российского права, о формах международного права, реализуемых в России, а также о соотношении международного и внутригосударственного права в Российской Федерации.

Предлагаю вновь избранному Совету Судей Российской Федерации в 2013 году создать рабочую группу для обсуждения и подготовки соответствующих законопроектов с последующим внесением их в Госдуму России.

В конце своего выступления мне, как ректору Российской академии правосудия, хотелось бы коротко остановиться на работе Академии.

Планом работы Академии на2012 г. только в г. Москве было запланировано повышение квалификации 3480 федеральных судей, государственных гражданских служащих, а также профессиональная переподготовка 800 судей, впервые назначенных на должности судей федеральных судов общей юрисдикции. Планы успешно выполнены.

На 2013 г. запланированы ещё более высокие планы: повышение квалификации 3653 федеральных судей и государственных гражданских служащих, а также профессиональная переподготовка 800 судей, впервые назначенных на должности судей федеральных судов общей юрисдикции. Убежден, что и эти планы будут успешно выполнены.

Вместе с тем, к сожалению, учебные и вспомогательные площади Академии длительное время не увеличиваются, что ограничивает наши возможности в увеличении слушателей. В Академии нет гостиницы для слушателей. В этой связи Академия вынуждена арендовать различные гостиницы в г. Москве и перевозить слушателей на автобусах. Это приводит к дополнительным финансовым затратам из государственного бюджета и проблемам, связанным с безопасностью слушателей.

В Академии отсутствует также и общежитие для студентов. В этой связи объективно ограничивается число талантливых студентов Академии из субъектов Российской Федерации.

Одной из причин сложившегося положения является невыполнение органами государственной власти целого ряда постановлений Съездов судей.

Например, постановлением VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря2008 г. Правительству Российской Федерации было поручено «принять необходимые меры для обеспечения капитальными вложениями по основным направлениям и сферам деятельности Российской академии правосудия в целях специализированной подготовки высококвалифицированных кадров для судебной системы, повышения квалификации судей, работников аппаратов судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации».

В проекте постановления VIII Всероссийского съезда судей содержится поручение Правительству Российской Федерации об обеспечении капитальными вложениями по основным направлениям и сферам деятельности Российской академии правосудия.

Прошу Вас, во-первых, поддержать данное постановление.

Во-вторых, прошу вновь избранный Совет Судей Российской Федерации добиться его безусловного исполнения как Правительством Российской Федерации, так и всеми должностными лицами судебной системы.

Благодарю Вас за внимание.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Кандидаты на должность судьи в Российской Федерации отбираются на конкурсной основе. Претендовать на замещение должности судьи может гражданин, успешно сдавший специальный (непростой) квалификационный экзамен.
Экзамен принимается по экзаменационным билетам, которые составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции, судьи арбитражного суда, судьи специализированного суда. В силу п. 2 ст. 26.3 Закона об органах судейского сообщества билеты должны содержать:
— три теоретических вопроса по различным отраслям права;
— две задачи по вопросам судебной практики;
— письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела.
Представленный нами уникальный сервис – это результат многолетней, специальной и кропотливой работы Наших опытнейших и въедливых сотрудников в виде решенных оригинальных экзаменационных билетов на должность судьи суда общей юрисдикции. Большинство из наших клиентов, кто приобрел высокий статус судьи с удовольствием делятся с нами информацией о ходе экзамена, предоставляют информацию из своих экзаменационных билетов. Мы систематизируем, анализируем и предоставляем вам эту информацию, чтобы у вас была возможность полноценно подготовиться к экзамену на должность судьи, решив их вместе с нашими опытными сотрудниками.
В результате перманентной работы по предоставлению и улучшению нашего Сервиса, мы выявили следующую закономерность: в регионах РФ теоретические вопросы, задачи и письменные задания во многом повторяются и/или имеют существенные сходства. При этом, зачастую, меняются лишь номера билетов, в которых они (задания) расположены, и порядковые номера самих заданий. Например, третий теоретический вопрос семнадцатого билета одного региона будет первым вопросом шестого билета в другом регионе. Некоторая часть практических задач и письменных заданий уникальны, поскольку составлены по материалам обобщенной судебной практики конкретного региона.
Мы прилагаем максимум усилий и используем наши возможности для пополнения и поддержания билетов в актуальном состоянии. Следите за обновлениями, которые мы осуществляем от 2 до 5 раз в год. У вас будет возможность бесплатно скачать самую последнюю и полную версию в течение трех календарных месяцев с момента покупки.
Желаем успехов в подготовке и сдаче экзамена и обретении статуса судьи.
=====================================================================================
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БИЛЕТОВ:
БИЛЕТ №1
Вопрос 1. Конституционные нормы: особенности и виды
Вопрос 2. Договор аренды
Вопрос 3. Потерпевший в уголовном процессе
ЗАДАЧА №1. Баранов обратился в суд с иском к Лялиной о прекращении права пользования жилым помещением, ссылаясь на то, что является единственным собственником …
ЗАДАЧА №2. Иванов, ранее осужденный в июле 2010г. по ч. 1 ст. 228 УК РФ к 1 году лишения свободы; в августе 2012г. по ч. 1 ст. 234 УК РФ к 8 месяцам исправительных работ …
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
Выйдя в процесс, адвокат заявил отвод секретарю судебного заседания, мотивируя тем, протокол за предыдущее судебное заседание не был изготовлен …
БИЛЕТ №2
Вопрос 1. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
Вопрос 2. Рассмотрение дел об ограничении прав и свобод граждан
Вопрос 3. Понятия и система обязательств страхования
ЗАДАЧА №1. Иванова обратилась с заявлением об оспаривании действий УФМС, указав, что ей было отказано в постановке на регистрационный учет по месту жительства несовершеннолетней дочери …
ЗАДАЧА №2. Лыткин, работающий участковым, согласился помочь Волкову решить ее следователем вопрос о прекращении уголовного дела. Через 3 дня Латыкин сказал, что следователь согласен …
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
Хомяков обратился с иском к Ланцевичу о взыскании долга по договору займа в сумме 100 000 рублей. В ходе судебного разбирательства Ланцевичем заявлено ходатайство об утверждении …
БИЛЕТ №3
Вопрос 1. Конституционно-правовой статус и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации
Вопрос 2. Трудовой распорядок, дисциплина труда
Вопрос 3. Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях…
ЗАДАЧА №1. Гражданин Ж. обжаловал в суд Областной закон «Об установлении границы и наделении статусом городского округа муниципального образования «Город Томинск». Заявитель в судебном заседании пояснил, что указанным нормативным правовым актом…
ЗАДАЧА №2. 29 марта 2015 года Сурков С.И. через форточку проник в квартиру незнакомой ему Серовой В.О. с целью хищения имущества. Увидев в квартире потерпевшую, он ударил ее ножом, причинив тяжкий вред здоровью. Забрав…
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
Радов М.Ю. обратился в суд с иском к ООО «Страховая компания» о взыскании страхового возмещения, ссылаясь на то, что в результате дорожно-транспортного происшествия застрахованному в компании ответчика автомобилю истца причинены …
БИЛЕТ №4
Вопрос 1. Государственный суверенитет Российской Федерации. Правовые позиции Конституционного…
Вопрос 2. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику
Вопрос 3. Подведомственность и подсудность, дел об административных правонарушениях судам …
ЗАДАЧА №1. Пионтова Г.А. обратилась в суд с иском к Травину Д.А. о выселении и снятии с регистрационного учета, ссылаясь на то, что она является собственником квартиры. С 1990 г. в указанной…
ЗАДАЧА №2. 21 января 2015 года Воронин А.А., 07.02.1997 года рождения, подошел к незнакомому Гурову М.И., нанес ему удар ногой по лицу, от которого тот упал, затем нанес удары ногой по туловищу, причинив потерпевшему телесные повреждения…
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
Котов Г.Р. обратился в суд с заявлением в порядке особого производства об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на 1/6 долю …
БИЛЕТ №5
Вопрос 1. Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) …
Вопрос 2. Понятие и цели административного наказания. Виды административных наказаний…
Вопрос 3. Прекращение производства и оставление заявления без рассмотрения по …
ЗАДАЧА №1. Пестова заключила договор с химчисткой на чистку дорогостоящей дубленки. При приемке дубленки в чистку и заключении договора сторонами не оговаривалось, что какие-то из загрязнений, имеющихся на дубленке, не будут отчищены. Когда Пестова…
ЗАДАЧА №2. В. совершил преступление, предусмотренное пп. «ж», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ. В судебном заседании В. признал себя виновным по всем пунктам обвинения, досудебное соглашение о сотрудничестве заключено с ним при участии защитника, условия заключенного соглашения им полностью соблюдались.
Дело в отношении В.…
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
Прокурор Октябрьского района г.Энска в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Панченко Д.С. и Ратову А.А. о признании постройки здания самовольной, обязании ответчиков снести самовольную постройку либо оплатить работы по сносу постройки, признать выданные ответчикам свидетельства о регистрации права собственности на возведенный объект…
БИЛЕТ №6
Вопрос 1. Нормативно-правовое и индивидуальное (судебное) регулирование общественных отношений
Вопрос 2. Недействительность сделки, совершенной с целью, противной …
Вопрос 3. Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору
ЗАДАЧА №1. Супруги Бариновы проживают в зарегистрированном браке с 2007 года. В 2013 году бабушка Бариновой умерла, оставив ей, как единственной наследнице по завещанию, квартиру стоимостью 1 700 000 рублей …
ЗАДАЧА №2. Валишина Т., будучи в состоянии алкогольного опьянения, на почве личных неприязненных отношений нанесла И. не менее двух ударов ножом в область грудной клетки, причинив проникающее колото-резанное ранение груди…
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
Енин К.Н. обратился в суд с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения районного суда по гражданскому делу по иску Енина К.Н. к ООО «ННН», которым частично удовлетворены его требования о взыскании задолженности по заработной плате…
БИЛЕТ №7
Вопрос 1. Судебные прецеденты толкования права и судебные прецеденты права
Вопрос 2. Рассмотрение дел о банкротстве. Особенности банкротства физических лиц
Вопрос 3. Особенности производства по уголовному делу, рассматриваемому с участием…
ЗАДАЧА №1. Травин обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по требованию, основанному на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже. На пятый день после поступления заявления в суд мировой судья вынес…
ЗАДАЧА №2. С., ученик 11 класса, 26 мая 2015 года пришел на дискотеку, посвящённую последнему звонку, в сельский клуб. Охрана на входе не разрешила ему пройти, так как молодой человек был в состоянии алкогольного опьянения. С. очень …
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
Айвенгова Д.О. обратилась в суд с иском о признании приказа об увольнении незаконным и восстановлении на работе. В предварительном судебном заседании представитель ответчика указал на то, что копия приказа об увольнении …
БИЛЕТ №8
Вопрос 1. Равенство прав и свобод человека: применение судами
Вопрос 2. Регулирование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения …
Вопрос 3. Особенности обжалования актов судебного контроля …
ЗАДАЧА №1. Гражданка обратилась к мировому судье с заявлением об определение порядка пользования земельным участком, указав, что соседка самовольно передвинула забор на …
ЗАДАЧА №2. Лисицина ссылаясь на то, что ее телефон разрядился, попросила Баранова одолжить мобильный для звонка. Воспользовавшись тем, что Баранов отвлекся Лисицина скрылась с телефоном …
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
Постановление и.о. начальника ГИБДД Струнова — ООО «Транс» признан виновным в административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.21 КоАП РФ, штраф 400 000 р. Не согласившись …
БИЛЕТ №9
Вопрос 1. Правовое государство
Вопрос 2. Принудительные меры медицинского характера
Вопрос 3. Особенности производства по административным делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости
ЗАДАЧА №1. Задача №1. А. обратилась в суд с иском о признании утратившим право пользования жилым помещением сына С., ссылаясь, что он фактически не проживает в квартире уже более 10 лет …
ЗАДАЧА №2. Подсудимый обратился с апелляционной жалобой на постановление суда о назначении судебного заседания по итогам предварительного слушания, ссылаясь, что потерпевший не явился на …
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
И. обратился в суд с заявлением о пересмотре решения суда по его иску к МВД о восстановлении на работе по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на то, что через год после вынесения судом решения свидетель…
БИЛЕТ №10
Вопрос 1. Преодоление и устранение пробелов в российском праве
Вопрос 2. Решения собраний как основания возникновения гражданских прав …
Вопрос 3. Возмещение при производстве по уголовному делу имущественного вреда и…
ЗАДАЧА №1. Монина обратилась в суд с иском о взыскании с Халикова 20000 руб. В обоснование своего требования она указала, что Халиков взял у нее в долг 20000 руб. и выдал об этом расписку, но от исполнения своего обязательства уклоняется. Возражая …
ЗАДАЧА №2. Григорьев С.О., ранее судимый: 29.12.2008 года по п. «а» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 1 году 11 месяцам лишения свободы, в соответствии со ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 1 год. Постановлением суда от 25.09.2009 года условное осуждение было отменено, и Григорьев был направлен…
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
В районный суд г. Н. поступило дело об административном правонарушении в отношении К. о привлечении к административной ответственности по ст. 12.27 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно…
БИЛЕТ №11
Вопрос 1. Источники (формы) международного права, применяемые в России
Вопрос 2. Понятие административного правонарушения как основания административной ответственности …
Вопрос 3. Процессуальный порядок и особенности рассмотрения в апелляционной инстанции частных…
ЗАДАЧА №1. Прохорова обратилась в суд с иском к местной администрации о продлении срочного трудового договора, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда …
ЗАДАЧА №2. По приговору мирового судьи от 06.02.2012 года Т. признан виновным и осужден по ч.1 ст. 157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей. Судом установлено…
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
В районный суд поступили материалы дела об административном правонарушении в отношении Зудина Н.Е. Согласно протоколу об административном правонарушении 3. совершил нарушение п. 8.12 Правил …
БИЛЕТ №12
Вопрос 1. Правовая природа и назначение судебной власти в современном государстве
Вопрос 2. Понятие и виды обязательств из односторонних действий
Вопрос 3. Сокращенное (упрощенное) административное производство
ЗАДАЧА №1. Подсудимый заявил отвод судье, мотивируя это тем, что указанный судья в 2005 году уже выносил в отношении него обвинительный приговор и у судьи сложилось …
ЗАДАЧА №2. Гражданке В. в 2000 году выдали ордер на жилое помещение. Она проживала у своей дочери, а в жилом помещении проживали иные лица. В 2012 году жилое помещение сгорело в результате …
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
Несовершеннолетний И. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Ч. 1 ст. 105, напишите резолютивную часть приговора. Назначьте максимальный размер наказания …
БИЛЕТ №13
Вопрос 1. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в сфере …
Вопрос 2. Разрешение трудовых споров
Вопрос 3. Производство по делам об административных правонарушениях и его стадии …
ЗАДАЧА №1. В июне 2013 года в связи с систематическим пьянством и аморальным поведением супруги Рябовы по решению суда были лишены родительских прав в отношении их сына Ивана, 2006 года рождения. После этого …
ЗАДАЧА №2. Ранее неоднократно судимый за совершение преступлений средней тяжести и тяжких Никоноров В.А. по приговору от 24 марта 2015 г. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч.2 ст. 158, п. «б» ч.2 ст. 158 УК РФ…
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
Департамент имущественно-земельных отношений (далее — ДИЗО) г.С. обратился в суд с иском, указав, что 11.03.2000 года между Администрацией г.С. и Крюковым С.С. заключен …
БИЛЕТ №14
Вопрос 1. Источники и формы российского права
Вопрос 2. Право частной собственности юридических лиц
Вопрос 3. Производство по административным делам о взыскании обязательных…
ЗАДАЧА №1. Приговором Коркинского городского суда от 16 февраля 2015 года К. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК РФ и осужден к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года без лишения права управления…
ЗАДАЧА №2. Х. обратился в суд с иском к Управлению службы судебных приставов, Министерству Финансов РФ, ООО «Автомиг» о возмещении ущерба. В обоснование указал, что в ходе…
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
В производстве следователя находится уголовное дело, возбужденное по признакам состава преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ. В ходе расследования уголовного дела следователем было вынесено постановление о производстве обыска в жилище подозреваемого в случаях…
БИЛЕТ №15
Вопрос 1. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина. Правовые позиции …
Вопрос 2. Ответственность по договорам перевозки грузов…
Вопрос 3. Принципы уголовного процесса и их характеристика. Соотношение …
ЗАДАЧА №1. По приговору суда от 01.11.2014. года М. признан виновным и осужден по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ за кражу, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенное с незаконным проникновением в жилище. Как следует …
ЗАДАЧА №2. Прокурор обратился в суд с иском к Ватрушевой об оспаривании отцовства признанного недееспособным Потемкина в отношении малолетнего ребенка Ватрушевой. Судья отказал в принятии заявления, сославшись …
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
Тарасов О.П. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что 18 июня 2009 года умерла мать истца — Тарасова В.П. Умершей на праве общей долевой собственности принадлежало 784/10000 долей в нежилом помещении. Истец является единственным …
БИЛЕТ №16
Вопрос 1. Правовое государство: понятие, соотношение права и государства
Вопрос 2. Понятие подряда, его виды, соотношение рисков заказчика…
Вопрос 3. Принципы уголовного процесса, принцип диспозитивности…
ЗАДАЧА №1. Сидоров О. состоял в зарегистрированном браке с Сидоровой Л. с октября 2010 года. В августе 2012 года Сидоров О. будучи индивидуальным предпринимателем заключил кредитный договор с ОАО Сбербанк России …
ЗАДАЧА №2. Ранее судимый в 2012 году по ч. 1 ст. 158 УК РФ и отбывавший лишение свободы Петров совершил преступление предусмотренное ч. 2 ст. 264 УК РФ и ч. 1 ст. 166 УК РФ. Суд признав обстоятельством отягчающим наказание …
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
25 ноября 2013 года Гаева обратилась в суд к Суворовой и Фёдорову о восстановлении срока для принятия наследства после смерти её матери С. В обоснование исковых требований указала что 20 ноября 1998 года умерла её мать, после которой осталось наследство …
БИЛЕТ №17
Вопрос 1. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина…
Вопрос 2. Преступления с двумя формами вины
Вопрос 3. Подведомственность гражданских и административных дел…
ЗАДАЧА №1. М. и Б. 18 апреля 2012 заключили предварительный договор купли-продажи недвижимости, срок заключения основного не определили. В апреле 2014 года М. обратился к Б. с претензией …
ЗАДАЧА №2. К. осуждённый приговором Энского городского суда от 2012 года, обратился с ходатайством об УДО. Постановлением Энского городского суда от 30 августа 2014 года в удовлетворении ходатайства отказано …
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
П. обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ООО «Консул» начисленной но не выплаченной зарплаты в сумме 75 тысяч рублей. Мировой судья выдал приказ …
………….
БИЛЕТ №81
Вопрос 1. Заключение трудового договора
Вопрос 2. Уголовная ответственность за хулиганство (ст. 213 УК РФ) и вандализм (ст. 214 УК РФ)
Вопрос 3. Принцип состязательности в гражданском процессе
ЗАДАЧА №1. Бухгалтер Макеева 18.08.2011 подала заявление об увольнении с работы по собственному желанию. 20.08.2011 она заболела. Во время пребывания Макеевой в больнице …
ЗАДАЧА №2. Гаева подарила своей племяннице дом, надлежаще оформив договор дарения и пройдя государственную регистрацию. Через несколько месяцев Гаева обратилась в суд с иском к племяннице о признании договора дарения недействительным, ссылаясь на то, что, оформляя договор…
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ПО МАКЕТУ ДЕЛА
После ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемый Иванов заявил ходатайство о проведении предварительного слушания с целью исключения из числа доказательств пока-заний свидетеля Петрова — оперуполномоченного уголовного розыска…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *