Что такое базисный учебный план

8.4. Учебный план средней общеобразовательной школы

Учебный план

Учебные планы — нормативные документы, направляющие деятельность школы.

Учебный план общеобразовательной школы — это документ, содержащий перечень изучаемых в ней учебных предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.

Определяя набор учебных предметов, время, отводимое на изучение каждого из них в целом и по отдельным этапам, учебные планы, с одной стороны, устанавливают приоритеты в содержании образования, на которые непосредственно ориентируется школа, а с другой — сами являются предпосылкой для реализации.

В практике современной общеобразовательной школы известны следующие виды учебных планов: базисный учебный план РФ, примерные типовые федеральные и региональные учебные планы и учебный план конкретной школы.

Базисный учебный план

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой РФ как часть стандарта для основной школы. Примерный федеральный учебный план утверждается Министерством образования РФ. Являясь частью государственного стандарта, Базисный учебный план представляет собой государственную норму общего среднего образования, которая устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся. Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Региональный базисный учебный план

Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана. Он носит рекомендательный характер и утверждается Министерством образования РФ.

Учебный план общеобразовательной средней школы

Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе государственного Базисного и регионального учебных планов на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. Существуют два типа учебных планов школы:

  • собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе Базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. В качестве такого учебного плана могут служить типовые учебные планы из примерных, предложенных в качестве приложения к базисному учебному плану для начальной школы, основной школы с русским родным языком обучения, средней общеобразовательной по профилям с русским родным языком обучения, сельской малокомплектной школы, общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения и с обучением на русском языке (неродном) и др. (см. «Вестник образования», 1998, № 4);

  • рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий. Рабочий план школы утверждается ежегодно педагогическим советом школы.

Разработка учебных планов общеобразовательной школы и их совершенствование ведется по двум направлениям:

  1. Вводятся новые, ранее не изучавшиеся предметы. Они отражают прогресс науки, техники, изменения в общественной жизни.

  2. Пересматривается удельный вес традиционных дисциплин. Ведутся поиски баланса между разными компонентами образования — обязательными и элективными между циклами учебных предметов.

Государственные органы разрабатывают единые стандартные учебные планы. Закон РФ «Об образовании» дает школам право составлять индивидуальные учебные планы при том условии, что они отвечают государственным образовательным стандартам. Это означает наличие обязательных для всех школ учебных предметов и право на углубленное изучение ряда предметов, выражающее некоторую специализацию по направлениям: естественно-математическое, гуманитарное и пр. Имеется и набор предметов по выбору (факультативы). Дифференцированное обучение, его сроки и степень составляют проблему теоретического и практического плана, поскольку напрямую влияет на развитие личности и полноту образования.

Учитывая тот факт, что базисный нормативный документ коренным образом отличается от всех предыдущих вариантов учебных планов, по которым работали наши школы многие десятилетия, помещаем новый вариант Базисного учебного плана, утвержденного Министерством образования 9 февраля 1998 г.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации

Образовательные области

Образовательные компоненты

Количество часов в неделю

Филология

Русский язык как государственный

Языки и литература

Математика

Математика

Информатика

Обществознание

История

Обществознание

География

Окружающий мир

Естествознание

Биология

Физика

Химия

Искусство

Музыкальное и изобразительное искусство

Физическая культура

Физическая культура

ОБЖ

Технология

Технология

Трудовое обучения

Черчение

Обязательные занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия (6-дневная учебная неделя)

Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 6-дневной учебной неделе

Обязательные занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия (5-дневная учебная неделя)

Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 5-дневной учебной неделе

Особенности структуры Базисного учебного плана

Представленный Базисный учебный план свидетельствует о том, что содержание образования учебного заведения любого типа отражает деление образования на фундаментальное и технологическое. Эти две линии образования пронизывают процесс обучения и различно проявляются в нем в зависимости от специфики учебного заведения и этапа обучения. Фундаментальная составляющая проявляет себя в большей степени в начальной и основной общеобразовательной школе. На старшей ступени усиливается объем технологической подготовки. Ее особенность состоит в том, что она реализуется в школе в своей допрофессиональной (общетрудовой) части. В этом заключается первая особенность рассматриваемых учебных планов.

Второй особенностью является то, что образовательные области и на их основе комплектование учебных планов соответствующих ступеней образовательных учреждений позволяет выделить два вида обучения: теоретическое и практическое. На их пересечении находится такая форма организации учебного процесса, как лабораторно-практические занятия. Однако в Базисном плане основной школы большинство видов учебных и производственных практик отсутствует. Они могут появляться только на старшей ступени школы при начальной профессиональной подготовке в виде производственной практики школьников.

В структуре учебного плана выделяются инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьника, и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся. Она учитывает их личностные особенности.

Обе части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате этого в учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения выделяются три основных вида учебных занятий:

  • обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

  • обязательные занятия по выбору учащихся;

  • факультативные занятия (необязательные занятия по выбору).

В учебном плане выделяются федеральный, национально-региональный и школьный (местный) компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения (русский язык, математика, информатика, физика и астрономия, химия и частично такие области, как «Окружающий мир» и «Искусство»).

Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история, география региона). Ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентами (история и социальные дисциплины, искусство, биология, трудовая подготовка).

Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии со ст. 32, п. 2 Закона «Об образовании» является исключительно прерогативой образовательного учреждения.

Базисный учебный план общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

а) продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;

б) недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;

в) максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

г) итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).

Таким образом, Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, являясь частью государственного стандарта, составляет основу основ региональных и школьных (местных) учебных планов и тем самым обеспечивает преемственность в образовательной политике на всем образовательном пространстве страны.

Seminar_UOS_GOSt_BUP_i_uchebny_plan

Семинар УОС №3 Нормативные документы регламентирующие содержание общего среднего образования.

  1. Государственный образовательный стандарт.

  2. Базисный учебный план и учебный план школы

  3. Образовательная программа ОУ

  4. Учебная программа и учебник.

Содержание образования – система научных знаний и практических умений и навыков, а так же мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.

1. Государственный образовательный стандарт – система параметров, характеризующих качество образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по их достижению. Стандарт устанавливается как государственная норма и фиксируется федеральным законом. Стандартизация отечественного образования стала актуальна в начале 1990-в связи с демократизацией школы и предоставления регионам широких прав в разработке собственных учебных планов и программ.

Назначение ГОСта: управление системой образования, фиксирует результат и содержание образования. Функции ГОСта: основа аттестации, качество образования, обеспечение единого федерального образовательного пространства, гарантия вариативности и прав на качественное образование.

В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке: 1) обязательный минимум содержания основных образова­нных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки учащихся; 3) требования к уровню подготовки выпускников.

Государственные образовательные стандарты разрабаты­ваются на конкурсной основе и уточняются не реже одного раза в десять лет. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом и является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников незави­симо от форм получения образования.

Это нормирование в условиях изначальной вариативности многообразия форм образования. Формы, методы организации учебного процесса в сферу регулирования стандарта не входят. Стандарт не только гарантия единства образовательного пространства страны, но и гарантия от некомпетентного вмешательства в творчество педагога. Это МЕРА ЕДИНСТВА ТРЕБОВАНИЙ и ВАРИАТИВНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ.

2. Базисный учебный план общеобразовательной школы — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Дает интегральное представление о структуре и содержании среднего (полного) общего образования, фиксирует комплекс основных нормативов образования:

  • продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;

  • недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий;

  • максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

  • суммарная оплачиваемая государством нагрузка, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.

БУП служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы. Базисный учебный план как часть стандарта образования для основной школы утверждается Государственной думой, а для полной средней школы — Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

БУП определяет максимальный объем учебной нагрузки обу­чающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учеб­ное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образователь­ным областям и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отече­ственной и мировой школы.

Базисный учебный план является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты.

Функции БУПа: стандарт образования, валеологическая (нагрузка, оптимальный режим), развитие содержание образования, образовательного пространства регионов с помощью выявления образовательных потребностей его жителей.

Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является инвариантной частью содержания общего среднего образования, включает учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.

Школьный компонент позволяет более полно учесть местные условия, возможное ти конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования. Часы школьного компонента учебного плана исполь­зуются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях (в том числе для углубленного изучения), на введение новых учебных курсов или модулей факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

Соотношение перечисленных компонентов между собой как и состав учебных дисциплин окончательно не определены и имеют различные варианты. Например, преобладает подход, что содержание и объем образовательных областей на 75% определяется Федеральным органом управления образованием и на 25% — национально-региональными управленческими структурами. Это относится к таким предметам, как литература, история, обществознание, география, иностранный язык. Такие образовательные области, как искусство, физическая культура, технология и образовательные компоненты — родной язык и окружающий мир, полностью относятся к национально-региональному компоненту, и частично остальные области, в большинстве которых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.

Базисный учебный план создает условия для реализации инноваций в школьном образовании, обновления его содержания в рамках новой структуры, определяемой учебным планом, внедрения новых организационных форм обучения (дистанционное обучение, цикличные формы обучения и др.). План ориентирован на дальнейшую гуманитаризацию образования, в нем сбалансировано время, отводимое образовательные области естествознания и обществознания. В базисном учебном плане заложена возможность полноценного, качественного изучения иностранного языка за счет болee раннего начала обучения, а затем продолжения его изучения на всех ступенях.

Учебный план общеобразовательной средней школы документ определяющий состав учебных предметов изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения по годам и количествам часов отводимых на изучение предмета в отдельных классов, составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существуют два типа учебных планов школы:

  • собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов);

  • рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

Структура учебного плана школы в значительной мере обусловлена необходимостью отражения в нем инвариантной и вариативной частей.

Инвариантная часть (ядро) учебного плана обеспечивает приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование с целью их базовой культуры.

Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Эти взаимодополняющие и относительно автономные части учебного плана не являются полностью независимыми. В результате их пересечения в учебном плане любого общеобразовательного заведения выделяются три основных вида учебных занятий: обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования; обязательные занятия по выбору учащихся; факультативные занятия (необязательные занятия по выбору).

Инвариантная часть БУПа Вариативная часть БУПа

Федеральный компонент + 10-15% НРК региональный и школьный компоненты

3. Образовательная программа школы включает в себя:

общие сведения о школе, анализ предыдущей деятельности, основные достижения и проблемы, образовательные потребности учащихся и родителей, специфику педагогического коллектива, структуру школы, режим работы, образовательную концепцию, цели и задачи, учебный план, структурно-функциональную схему образовательного процесса, специфику отдельных образовательных направлений и программ, характеристику общеобразовательного процесса на разных уровнях, функции отдельных структур подразделений и должностных лиц, план опытно-экспериментальной и методической работы, план общешкольных мероприятий, связь с другими организациями и учреждениями, систему диагностики и оценки результатов, форму и порядок проведения аттестации учеников и педагогов и др.

Образовательная программа устанавливает содержание образования определенных уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и до­полнительные); 2) профессиональные (основные и дополни­тельные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего I (полного) общего образования.

К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессио­нального образования; 4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной про­граммы или основной профессиональной образовательной программы (по конкрет­ной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Нормативные сроки освоения основных образователь­ных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреж­дениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным об­разовательным стандартом.

4. Учебный предмет и учебная программа. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет — это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Она определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством образования РФ и имеют рекомендательный характер.

На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. При наличии рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов они утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

Исторически в построении учебных программ сложились два способа: концентрический и линейный. При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубине в зависимости от возраста учащихся. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. Например, раздел физики «Работа и энергия» изучается в VI и VIII классах; раздел биологии «Клетка» — в V и X классах.

При линейном способе развертывания содержания учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах.

Эти два способа развертывания содержания образования взаимно дополняют друг друга.

Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента.

Первый — объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета.

Второй — собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий.

Третий — некоторые методические указания, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков.

Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования РФ для всех школ страны.

Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.

Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования о нем. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Учебники содержат изложение основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, они учат учиться. В этой связи к учебнику предъявляются требования, не только касающиеся построения учебных текстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащенным основным фактическим материалом. Он должен содержать изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.

Учебник отражает в единстве логику науки, логику учебной программы и логику развития личности. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, лапидарен, связывает учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждает к самообразованию и творчеству.

Формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью. Особое значение имеет не только доступность, но и проблемность изложения, возможность учебника пробуждать познавательный интерес учащихся и заставлять их думать.

Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Как уже отмечалось, содержание образования на уровне учебного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории; сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Смотреть что такое «БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН» в других словарях:

  • Базисный учебный план — нормативная база для создания общеобразовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования. Базисный учебный план включает федеральный, национально региональный, школьный и ученический компоненты … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации — Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и… … Википедия

  • РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН — учебный план рекомендательного характера, разрабатываемый региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Учебный план базисный — основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы Министерством… … Педагогический терминологический словарь

  • УЧЕБНЫЙ БАЗИСНЫЙ ПЛАН — 1. Полный набор учебных предметов (учебных дисциплин), обязательных для изучения на определенном этапе получения образования. 2. Основной государственный нормативный документ, утвержденный как часть стандарта для определенного типа учебных… … Российская энциклопедия по охране труда

  • Учебный базисный план — 1) полный набор учебных дисциплин, обязательных для изучения на определенном этапе получения образования; 2) основной государственный нормативный документ, утвержденный как часть стандарта для определенного типа учебных учреждений. Служит базой… … Педагогический словарь

  • БУП — Базисный учебный план бассейновое управление пути боевой устав пехоты … Словарь сокращений русского языка

  • Факультатив — Факультативный курс или факультативный предмет (фр. facultatif от лат. facultas «возможность») необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика).… … Википедия

  • Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования — компонент государственного стандарта общего образования. Устанавливался республикой субъектом Российской Федерации. Отменён 1 декабря 2007 года Федеральным законом № 309 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части… … Википедия

  • Национальное образовательное учреждение — образовательное учреждение, реализующее образовательные программы, в которых наравне с федеральным компонентом и компонентом образовательного учреждения представлен национально региональный компонент государственного образовательного стандарта … Википедия

Учебный план

Учебный план — нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года. Учебный план — это сертификат учебного заведения. Он составляется в соответствии со следующими принципами: опора на достижения науки, учет санитарно-гигиенических норм, предметность, возрастной подход, обеспечение целей каждой образовательной ступени, преемственность, оптимальность расположения учебных предметов по годам обучения, сочетание обязательных и вариативных предметов и видов занятий.

Учебные планы массовых общеобразовательных школ базисные, разрабатываются централизованно но, как правило, в нескольких вариантах, один из которых выбирается школой. Инновационные учебные заведения обычно разрабатывают свои собственные документы, но опираясь на образовательные стандарты.

Федеральный Базисный учебный план выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его освоению, при определении требований к организации образовательного процесса, при расчете бюджетного финансирования, и в качестве одного из основных механизмов его реализации. Федеральный Базисный учебный план призван фиксировать рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени между ними.

В структуре Федерального Базисного учебного плана должны быть в явном виде выделены:

  • • инвариантная часть (обязательная), обеспечивающая приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам; определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей;
  • • вариативная часть, включая компонент внеурочной деятельности, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивающая индивидуальный характер развития обучающихся, их интересы и склонности; интересы субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования.

Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой, может быть использовано: на увеличение учебных часов, на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.

Для развития потенциала одаренных и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Федеральный Базисный учебный план должен включать три части, ориентированные на ступени общего образования: начального, базового общего и среднего полного общего образования.

Разработка Базисного учебного плана опирается, прежде всего, на представление о структуре основных общеобразовательных программ, представление о структуре и составе результатов общего образования.

Учебные программы

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами). Примерные (базисные) учебные программы но предметам призваны обеспечить возможности вариативной реализации содержания образования. Поскольку базисные учебные программы регулируют педагогический процесс, их положения по необходимости должны иметь ориентирующий и некатегоричный характер. Это означает, что при наличии надлежащих оснований (например при реализации экспериментальной или авторской образовательной программы) образовательным учреждениям разрешается отступать от рекомендаций базисных программ при обязательном исполнении требований стандарта, относящихся к результатам образования.

Базисные учебные программы дополняются программами развития универсальных учебных действий, которые призваны регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений. Разработка примерных учебных программ опирается, прежде всего, на представление о структуре основных общеобразовательных программ, представление о структуре и составе результатов общего образования, а также на конкретизацию понятия образовательных результатов, отраженную в Фундаментальном ядре содержания общего образования.

Различают типовые, рабочие и авторские учебные программы.

Базисные учебные программы разрабатываются на основе Федерального образовательного стандарта но определенной дисциплине. Они имеют примерный, рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы создаются на основе базисных, утверждаются педагогическим советом школы (в вузе — решением ведущей кафедры). Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного образовательного учреждения.

Авторские учебные программы, учитывая требования госстандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы автора к рассмотрению теорий, явлений и процессов. Авторские программы проходят процедуру рецензирования и утверждаются на педагогическом совете школы.

Такие программы широко распространены в преподавании курсов по выбору.

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

  • • пояснительная записка;
  • • планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы определенной образовательной ступени;
  • • учебный план образовательного учреждения;
  • • программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий па определенной образовательной ступени;
  • • программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • • система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов также содержат:

  • • варианты тематического планирования;
  • • рекомендации но материально-техническому обеспечению учебного предмета.

Содержание образования в программе может иметь различную структуру изложения. Наиболее распространенными в настоящее время являются: линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения.

При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, т.е. содержание образования (знания) передастся один раз в определенной логике. Повое излагается на основе уже изученного и в тесной связи с ним. Такое построение программ более экономично.

Концентрическая структура изложения предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз на постоянно расширяющемся углубленном уровне (например, изучение математики в начальных классах). В традиционной начальной школе программы в основном построены по концентрическому принципу. Концентризм необходим и педагогически оправдан в тех случаях, когда те или иные понятия, законы не могут быть сразу раскрыты с нужной для целей общего образования глубиной, например, законы механики, электрического тока, сложные вопросы физиологии живого организма, закономерности исторического процесса и т.д. Необходимость повторного возвращения к ранее изученному материалу диктуется природой и законами развивающегося мышления учащихся, научные понятия не усваиваются учащимися сразу в готовом, наиболее зрелом виде, а проходят длительный путь развития.

Характерной особенностью спиральной системы изложения материала является то, что учащиеся, изучая какую-либо проблему, постоянно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В ней нет перерывов, характерных для концентрической системы.

При смешанной системе происходит комбинация вышеуказанных подходов.

Программа школьного учебного предмета — результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний. В каждой программе отражен историко-педагогический опыт, достижения педагогической и психологической наук.

Функции учебных программ:

  • • обогащение учащихся знаниями, умениями и навыками;
  • • содержательная и идейно-воспитательная, состоящая в том, что знания, включенные в программы, направлены па формирование духовности и научного мировоззрения у школьников;
  • • организационно-методическая. Они организуют деятельность учителя но подготовке к занятиям: отбор материала, видов практических работ, активных методов и динамичных форм обучения. Программы организуют учебный труд учащихся: определяют характер их деятельности по изучению предмета в школе, дома, в процессе усвоения свободной информации.

Специфика каждого учебного предмета по содержанию, характеру применения знаний на практике, но видам деятельности обусловливает вариативность программных структур.

Предметное построение учебного плана вызывает опасность изоляции в сознании ученика знаний одного предмета от знаний другого, навыков и умений, даваемых в одном учебном предмете, от специфических навыков и умений, формируемых при изучении другого. Поэтому учебный процесс предполагает преднамеренное руководство по усвоению межпредметных связей. Такое руководство осуществляется указаниями программы, содержанием учебников, введением обобщающих учебных предметов (обществознание) и деятельностью учителя.

Межпредметные связи могут быть подразделены на связи между знаниями и умениями, специфическими для каждого учебного предмета, и на связи между знаниями, навыками и умениями, общими для разных предметов. В первом случае необходимые связи раскрываются и устанавливаются каждым учебным предметом. Во втором случае возможно разделение между учебными предметами. Так, навыки и умения учебной работы (работы с книгой, конспектирование и т.д.), универсальные учебные действия формируются всеми учителями, но в различных учебных предметах им будет уделено больше или меньше времени. При этом содержание внутри смежных учебных предметов распределяют по годам обучения таким образом, чтобы сведения из данного предмета, необходимые для сознательного усвоения другого, давались, по преимуществу, заблаговременно.

Реализация межпредметных связей затрудняется тем, что различные разделы одного предмета, более всего связанные с соответствующими разделами другого предмета, могут изучаться в разное время. Поэтому различают реализацию предшествующих, или опережающих, и последующих межпредметных связей. Первые реализуются в том случае, когда тема одного предмета предшествует (с большим или меньшим временным промежутком) изучению соответствующей темы другого предмета. В этом случае подчас приходится привлекать материал из другой темы. Последующие связи реализуются при рассмотрении темы, изучаемой позже той, с которой она связана. В этом случае ранее изученный материал становится опорой для повой темы из другого предмета.

В этой статье мы рассмотрим, что такое учебный план, как именно он составляется и какие разделы должен в себя включать. Для начала введем определение, что такое учебный план образовательного учреждения.

Определение 1

Учебный план – это документ, устанавливающий список предметов, объем рабочего времени, порядок следования и отдельные этапы подготовки учебных дисциплин, стажировок, факультативных занятий, учебных модулей и других видов практической образовательной деятельности. Также в нем указываются положения о промежуточной оценке студентов и учеников, если этого не определяет Федеральный закон об образовании.

Структура учебного плана

Учебный план состоит из следующих частей:

  • структура четвертей, триместров и иных учебных промежутков, их длительность, каникулярный период;
  • полный перечень изучаемых предметов;
  • отдельные списки предметов по годам обучения;
  • указание на то, какие дисциплины являются обязательными, а какие – дополнительными;
  • распределение времени, отведенного на каждый предмет в каждом классе, по неделям и годам.

Содержимое учебного плана должно соответствовать образовательным стандартам. Также необходимо учитывать примерную основную образовательную программу основного общего образования (примерные учебные планы). Так, Федеральный стандарт определяет, что в учебном плане с 5 класса по 9 должно содержаться не более 6 020 и не менее 5 267 учебных часов.

Каждое образовательное учреждение готовит учебный план и программу обучения самостоятельно. Их одобрение и проведение в жизнь соответствует тому порядку, который зафиксирован в уставе школы, вуза, училища. Учителя могут проявлять творческую инициативу в составлении плана, создавать и использовать собственные авторские программы и способы обучения, воспитания в границах отдельно взятой учебной программы. Также педагоги имеют право участвовать в подготовке основных программ, в том числе рабочих планов учебных дисциплин.

Одно образовательное учреждение может готовить для себя как один план, так и несколько. Существуют различные виды учебных планов – как для бесплатных, так и для дополнительных платных программ обучения.

Осуществление плана на практике происходит с помощью расписания, который тоже является официальным документов. Учебное заведение несет ответственность за то, чтобы план был реализован в полном объеме и в нужном качестве. В школе план должен строго соответствовать Федеральному закону об образовании и требованиям ФГОС НОО.

При построении учебного плана необходимо учитывать те цели и задачи, которые ставятся перед учебным заведением, а также интеллектуальные и творческие возможности педагогического коллектива. По возможности надо учитывать право учащихся на выбор тех предметов, которые им наиболее интересны и наилучшим образом отвечают их потребностям. Также важны ценности и приоритеты образовательной политики государства.

Основные педагогические требования к учебному плану

Определение 2

Эффективный учебный план – это документ, который:

  • проектируется с учетом санитарно-эпидемиологических норм и требований к условиям обучения в образовательных организациях;
  • предоставляет возможность овладеть государственным и родным языками, учитывает количество уроков, которые на них выделяются (на каждый год обучения);
  • предусматривает возможность добавления учебных программ, ориентированных на дополнительные образовательные потребности учеников, например, этнокультурные.

В составе основной образовательной программы основного общего образования может быть, как один учебный план, так и несколько. Это может быть и сочетание нескольких планов по разным профилям обучения. В них обозначается само основание развития учебной деятельности, формируется система познавательных побуждений ученика, его способностей выполнять образовательные цели. Учебный план должен учитывать методы и возможности контроля и оценки результатов учебного действия, распределение часов, создавать так называемые универсальные учебные действия, подготавливать и развивать в учениках способность к одновременной и совместной работе с коллективом и педагогом, создавать основы нравственного поведения и корректного отношения с окружающими людьми и обществом. На этом этапе воспитательные цели основаны на добавлении в программу тех курсов, которые дают возможность построить целостное восприятие мира, обеспечить активный подход и индивидуальную работу с каждым учеником.

Основная суть учебного плана отражает само содержание образования, которое решает ряд важнейших задач:

  • воспитание гражданской ответственности учеников;
  • ознакомление с национальными и общекультурными ценностями и социальной информацией;
  • формирование стремления к продолжению образования после завершения основной учебной программы;
  • пропаганда здорового образа жизни, ознакомление с основными правилами охраны здоровья и поведения при чрезвычайных ситуациях;
  • формирование индивидуального подхода к каждому ученику в соответствии с его способностями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *