Что значит третья группа здоровья у ребенка?

Для детей младшего и дошкольного возраста существует 5 групп здоровья.

Здоровье детей оценивают по следующим показателям:

1. Особенности развития (генеалогический, биологический и социальный анамнез – данные, полученные при осмотре пациента).

2. Уровень физического и нервно-психического развития.

3. Степень сопротивляемости организма болезням.

4. Уровень функционального состояния основных систем организма.

5. Наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития.

Учитывая каждый пункт, педиатр определяет группу здоровья ребенка и заносит ее в медицинскую карту.

«Группа здоровья» – условный термин. В медицинской практике он используется для составления планов мероприятий по оздоровлению и обучению детей. Для детей младшего и дошкольного возраста существует 5 таких групп.

В первую группу входят дети, у которых отсутствуют отклонения в состоянии здоровья. Физическое развитие таких малышей гармоничное и соответствует их возрасту, они редко болеют, болезни протекают легко.

Вторая группа включает детей, имеющих какие–либо функциональные нарушения, чаще всего связанные с неравномерным ростом и развитием. Например, функциональные систолические шумы в сердце, нарушение осанки легкой степени, незначительный дефицит или избыток массы тела. Эти дети болеют до четырех раз в год.

К третьей группе здоровья относятся дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации (организм обеспечивает приспособление к изменениям вследствие заболевания).

Четвертая группа – дети с хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (после обострения основного заболевания длительно нарушаются общее состояние и самочувствие).

К пятой группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. В эту группу также включают детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие ребята обычно не посещают детские дошкольные учреждения общего профиля.

Группу здоровья ребенка необходимо знать инструкторам ЛФК, учителям физкультуры. В зависимости от нее школьнику подбираются подходящие физические нагрузки и определяется медицинская группа по физкультуре: основная, подготовительная и специальная.

К основной относятся ученики с абсолютным здоровьем. Они могут заниматься в различных кружках и секциях, участвовать в соревнованиях.

Вторая группа – практически здоровые дети, имеющие некоторые отклонения в здоровье и входящие в группу риска (например, с пищевой аллергией). Также сюда относят физически слабо подготовленных детей. Для таких ребят подходят упражнения с постепенным освоением программы.

В специальных медицинских группах занимаются дети с хроническими заболеваниями. Для них допустимы занятия ЛФК.

Группа здоровья ребенка может измениться со временем. Например, малыш болел дискинезией желчевыводящих путей. Если он прошел лечение, строго следовал всем указаниям, то спустя 2 года, после контрольного обследования, его могут снять с диспансерного учета и перевести в другую группу здоровья.

Дарья АНДРИАНОВА

Фото Виталия ГИЛЯ

1 Passion — Пэшн; A90 Edition — A90 Эдишн.
2 Для автомобилей в комплектациях с кожаной обивкой салона применяется комбинация из натуральной и синтетической кожи.
3 Количество автомобилей по указанным ценам ограниченно. Производитель оставляет за собой право изменять спецификацию и цены без предварительного уведомления. Информация о ценах на продукцию, модельном ряде и комплектациях носит исключительно информационный характер. Указанные цены являются максимальными ценами перепродажи, могут отличаться от действительных цен Уполномоченных Дилеров и/или Уполномоченных Партнеров. Приобретение любой продукции осуществляется в соответствии с условиями индивидуального договора купли-продажи. Представленная информация о продукции также не означает, что данная продукция имеется в наличии у Уполномоченных Дилеров и/или Уполномоченных Партнеров для продажи. Информацию о наличии автомобилей, а также подробные сведения об автомобилях вы можете уточнить в отделе продаж.
4 Автомобили, представленные на фото, могут отличаться от автомобилей, доступных для заказа у официальных дилеров Тойота.
5 В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии* ООО «Тойота Мотор» оформляет паспорта транспортных средств в электронном виде** (ЭПТС).
ЭПТС равнозначен ПТС с точки зрения действующего законодательства Российской Федерации.
Обращаем внимание, что в случае покупки автомобиля у Дилера, подключённого к системам электронных паспортов (далее — СЭП), в ЭПТС будет указана информация о Дилере как собственнике автомобиля. Перечень Дилеров Тойота, подключенных к СЭП, размещён на официальном сайте www.toyota.ru.
При продаже автомобиля Дилер, подключённый к СЭП, может внести в ЭПТС дополнительную информацию о новом собственнике — Покупателе автомобиля. Внесение дополнительной информации осуществляется на добровольной основе с учётом положений Федерального закона «О персональных данных».
В случае покупки автомобиля у Дилера, не подключённого к СЭП, в ЭПТС не указываются сведения об этом Дилере, как собственнике автомобиля. При продаже автомобиля Дилер, не подключённый к СЭП, не вносит в ЭПТС информацию о новом собственнике — Покупателе автомобиля.
Обращаем внимание, что постановка транспортных средств на регистрационный учёт осуществляется в соответствии с положениями действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации. ООО «Тойота Мотор» не несёт ответственности за действия Дилеров по оформлению ЭПТС, равно как и за действия органов ГИБДД, совершаемые при государственной регистрации транспортных средств.
Проверить статус ЭПТС для вашего автомобиля Toyota вы можете .
* Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств».
** С 01 ноября 2019 года на все автомобили марки Toyota, ввезённые в Российскую Федерацию и произведённые в Российской Федерации ООО «Тойота Мотор», компания ООО «Тойота Мотор» осуществляет оформление электронного паспорта транспортного средства (далее — ЭПТС) вместо паспортов транспортных средств на бумажном носителе (далее — ПТС) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

«Физ-ра, физрук, подумаешь, что это такое!» — цитирует некоторых родителей руководитель научного коллектива по разработке учебных программ Виктор Овчаров. Вместе с другими специалистами он отвечает за содержание уроков физкультуры и искренне недоумевает, почему к этому предмету у многих «превратное отношение». Но еще больше эксперта расстраивает, когда после несчастных случаев на физкультуре в интернете сходу выставляют виноватыми учителей.

Обсуждая две последние трагедии со столичными школьницами, многие родители ставили под сомнение необходимость оценок и учебных нормативов на уроках физкультуры. Разговоры о безотметочной системе уже не первый год идут и на министерском уровне.

Сторонники таких вольностей аргументируют свою позицию тем, что в погоне за высокими баллами дети перенапрягаются и получают проблемы со здоровьем. Логика в этих рассуждениях есть: почему ребенок не может прийти на физкультуру и выбрать занятие по душе, не получая за это оценку? И для здоровья польза, и стрессов никаких.

Но пока урок физкультуры в нашей стране по-прежнему четко регламентирован: прописано, какими видами спорта могут заниматься школьники, в какое время года, с какой интенсивностью и за что на уроках получают отметки.

«Учебная программа — это серьезный государственный документ», — подчеркивает ее разработчик Виктор Овчаров. Вместе с коллегой, практикующим учителем физкультуры и членом научного коллектива Светланой Хваловой он рассказал нам о некоторых особенностях этого несерьезного, с точки зрения родителей, предмета.

Кто решил, что лыжи нужны, а плавание не очень

Сегодня белорусские школьники занимаются физкультурой три раза в неделю: два стандартных урока и один «час здоровья и спорта».

Основа учебной программы досталась нам в наследство от СССР. Со временем некоторые активности из нее исключали (особенно травмоопасные, такие, как упражнения на брусьях) и внедряли новые, например, элементы аэробики. Последний раз программу меняли в 2012 году. Прежде чем сделать ее обязательной для всех школ республики, научный коллектив трудился над ней несколько лет, включая предварительную апробацию на базе школ в разных регионах страны.

Фото: Reuters

Все занятия специалисты разделили на базовые, то есть обязательные для выполнения во всех школах без исключения, и вариативные — тут учитель волен выбирать. К стандартному набору относятся гимнастика, акробатика, легкая атлетика, лыжные гонки и 4 командные игры: волейбол, баскетбол, гандбол, футбол.

Виктор Овчаров называет эти виды спорта базовыми, поскольку, изучив их, ребенок может перейти к любым другим. Кроме того, есть понятие «пожизненного вида спорта».

— Посмотрите, что у нас летом на пляже происходит? Во что играют? В волейбол и в мини-футбол, а это пример пожизненных видов спорта. Круглый год люди ходят в бассейны. Потребность есть, а возникла она после того, как учитель научил в школе.

Плавание не оказалось в базовом наборе по одной простой причине: школы с бассейном — по-прежнему в Беларуси редкость. Обеспечить школьников лыжами проще, поэтому этот вид спорта, напротив, входит в программу.

К вариативным видам спорта разработчики отнесли то же плавание, настольный теннис, аэробику, атлетическую гимнастику и некоторые игровые виды спорта. В средних классах из 70 уроков по обязательной программе должны проходить 60, а в старших — 50.

Почему нельзя выбирать занятия по желанию

Разрешить школьникам заниматься на физкультуре тем, что нравится, пока невозможно, считают разработчики программы. «Вообще это прекрасная мысль! — поддерживает Виктор Овчаров и сразу же выступает против. — Во-первых, это будет развивать ребенка очень односторонне. А во-вторых, это нереально с точки зрения организации уроков».

Светлана Хвалова соглашается с коллегой. «Один ребенок может сказать, что хочет заниматься волейболом, второй — баскетболом, третий — настольным теннисом. Как можно натянуть в спортивном зале волейбольную сетку и одновременно играть в баскетбол?».

Учитель напоминает, что во многих школах сегодня залы переполнены, а учителей физкультуры не хватает. Предоставить учащимся право выбора сегодня могут единичные школы, к примеру, лицей № 1 Минска. Там ребята приходят на урок и расходятся по нескольким группам, к разным учителям, рассказывает Хвалова. «Это шикарно, это насущно, но мало где применимо». По словам специалиста, в свое время в Беларуси даже создавалась инициативная группа с предложением разрешить учащимся 10−11 классов заниматься физкультурой по своему сценарию. Но идея разбилась о материальные возможности школы.

«А вы представьте, что вы с сельским учителем разговариваете, который один на всю школу? — вступает Овчаров. — Чем конкретнее программа, тем легче учителю от этой базы переходить на те виды деятельности, к которым больше тянутся дети».

Детям, кстати, в большинстве своем нравятся игровые виды спорта, рассказывают специалисты. А вот на занятия по легкой атлетике школьники чаще всего приходят через силу, особенно им не нравится кроссовая подготовка. Но это не значит, что нужно идти на поводу у желания школьников и исключать из программы тренирующий выносливость бег, отмечает Виктор Овчаров. По его мнению, в неприязни к физкультуре нужно винить не программу, а отдельных непрофессиональных учителей.

— Грубая ошибка некоторых начинающих учителей заключается в том, что они сразу ставят детей на старт и заставляют бежать, вместо того, чтобы учить, как бежать, как сохранять темп, как поставить дыхание, чтобы от бега получать удовольствие, а не отрицательный эмоциональный всплеск. Понятно, что после этого ребята часто могут сказать: да ну ее, эту физкультуру, я не бегал и бегать не буду! Тут вопрос в учителях.

Откуда взялись учебные нормативы

Перечень нормативов, которые сдают сегодня школьники, белорусские разработчики также взяли не из воздуха. Существует система контрольных упражнений «Еврофит» — ей пользуются европейские страны и Всемирная организация здравоохранения. Белорусские ребята подтверждают уровень своей физической подготовленности по тестовым упражнениям из европейского списка.

Сама шкала, по которой учителя ставят отметки за норматив, разрабатывается на научной основе. Создается временный научный коллектив, в который входят опытные учителя-практики и ученые, определяются экспериментальные регионы и школы. Так, в последний раз масштабный эксперимент проводился в 2003-2005 годах на базе более 30 районов республики.

В начале и в конце учебного года девочки и мальчики, девушки и юноши разных возрастов выполняли одни и те же тестовые упражнения. Полученные результаты для каждого класса выстраивали по убыванию в вертикаль. Верхние 10% — это результат на десятку, от 80 до 90% — на девятку и так далее. Доказательством того, что таблицы составлены правильно, должно быть преимущество средних результатов. Так, за прошлый год в середине оказались более 82% учащихся, высокий результат — у 14% и крайне низкий — всего у 4%.

Сам принцип формирования оценочной шкалы говорит о том, что школьники не могут поголовно сдавать нормативы на «отлично», как того хотят родители. «А к нашему предмету почему-то превратное отношение, подумаешь «физ-ра»! Почему там семь? А когда по физике семерку принесет, так еще и похвалят: ой, молодец! По физкультуре все хотят иметь почему-то не ниже девятки», — возмущается Виктор Овчаров.

Нормативы позволяют судить о том, в чем хорошо подготовлены современные ребята. Так, из года в год девочки неплохо сдают поднимание туловища на время, наклон вперед, демонстрирующий гибкость. Мальчишки, как правило, хорошо пробегают короткие дистанции. А вот прыжки в длину с разбега и кроссовый бег современным ребятам даются сложно — эти упражнения требуют длительной целенаправленной подготовки.

Стали ли дети быстрее, выше, сильнее

Любопытно сравнить сегодняшние нормативы с советскими, когда физкультура была в особом почете.

Возьмем учащихся выпускных классов. В далеком 1987 году, чтобы получить пятерку в беге на 100 метров, юношам нужно было выбежать из 14,2 секунды. Сегодня таких скоростных качеств отличникам будет недостаточно: ту же дистанцию надо пробегать в 13,8 секунды. Но для средних баллов норматив изменился в пользу современных ребят: с 14,5 до 14,8 секунды. Минимальный результат тоже стал мягче: было 15,0 секунды, стало 15,7.

В советское время девушкам-отличницам нужно было пробежать кросс 2000 метров за 10 с половиной минут. В наши дни любительницам высоких баллов придется пробежать эту дистанцию немного быстрее — за 10 минут и 17 секунд. Зато средних результатов, как и в случае с предыдущим нормативом, достичь стало легче.

Советские юноши могли подтянуться 12 раз и получить пятерку. Сегодня десятка дается школьникам гораздо сложнее — минимум 16 подтягиваний. Средняя отметка в прошлом ставилась за 10 подтягиваний, сегодня посредственным результатом считается 8 раз. Программа-минимум в прошлом — те же 8 подтягиваний, у современных ребят в этой графе значится цифра 1 — всего одно подтягивание.

Контрольные упражнения 1987 2012−2015
Бег 100 метров (юноши)

максимальный — 14,2
средний — 14,5
минимальный — 15,0

максимальный — 13,8
средний — 14,8
минимальный — 15,7
Бег 100 метров (девушки) максимальный — 16,0
средний — 16,5
минимальный — 17,0
максимальный — 15,2
средний — 16,6
минимальный — 17,3
Кросс 2000 метров (девушки) максимальный — 10,30
средний — 12,10
минимальный — 13,10
максимальный — 10,17
средний — 12,30
минимальный — 13,31
Подтягивание в висе максимальный — 12
средний — 10
минимальный — 8
максимальный — 16
средний — 8
минимальный — 1

Несложно заметить, что со временем изменилось отношение к максимальным результатам — они должны быть действительно выдающимися. Зато средние показатели разработчикам пришлось смягчить, чтобы они были по зубам большинству современных школьников. Физическая подготовка юного белоруса в среднем стала незначительно хуже по сравнению с советскими временами.

Имеют ли нормативы значение для итоговой отметки

Сравнение результатов в динамике — одна из причин, для чего нужны школьные нормативы, поясняют специалисты. Они не понимают родительских волнений по поводу плохой отметки за челночный бег или прыжок в длину — это всего лишь показатель подготовленности, не более того.

Немногие родители знают, что в 5−8 классах нормативы вообще не учитываются при выставлении четвертных отметок. Ребята выполняют положенные упражнения для контроля собственных навыков, но отметки получают за теоретические знания, технику выполнения упражнений и домашние задания. И только начиная с 9 класса нормативы становятся одним из четырех компонентов для выставления итоговой отметки за четверть и за год. Неспортивным отличникам специалисты напоминают, что даже «шестерка» по физкультуре не исключает получения ни золотой, ни серебряной медали.

Если подросток не допущен к выполнению хотя бы одного из нормативов (подготовительная группа здоровья), его четвертная отметка также не зависит от тестовых упражнений. Выходит, что реальное значение нормативные цифры имеют только для старшеклассников основной группы здоровья (по неофициальным данным, сегодня в Беларуси без ограничений физкультурой занимаются всего около 70% школьников).

В 2012 году разработчики учебной программы внедрили систему альтернативных упражнений, что также смягчило напряженность вокруг нормативов. Вместо бега на длинные дистанции сейчас школьникам в качестве альтернативы предлагается ходьба на время — ее очень любят и ученики, и учителя. Каждый может справиться с этим упражнением, освобождений не бывает. Челночный бег сегодня по желанию можно заменить на прыжки через скакалку — и школьники охотно этим пользуются. Вместо прыжка в длину с места теперь девочки могут бросать мяч из положения сидя.

Нельзя забывать и о лояльности педагогов, которые редко ставят выполнение норматива во главу угла.

— У меня, например, такой подход, — делится опытом Светлана Хвалова. — Дети сдают норматив, и я выставляю результат такой, какой он есть, — и двойки, и тройки в том числе. Через некоторое время мы повторно выполняем это упражнение, и я смотрю на динамику, хотя бы на доли секунды. То есть ребенок может по-прежнему находиться в диапазоне двойки, но если у него есть динамика, я ставлю рядом хорошую отметку, таким образом компенсирую изначально плохую подготовленность.

Зачем вообще нужны отметки

Светлана Хвалова убеждена, что отметка очень хорошо стимулирует школьников. «Мы посадим детей на скамейку, если уберем отметку. Они просто перестанут стараться», — считает учитель. Среди ее воспитанников все по-разному относятся к отметкам. Кто-то жалуется на то, что учителя «пытаются оценить их здоровье», а кто-то, наоборот, радуется, что может с помощью физкультуры «легко повысить балл аттестата».

Около 10 лет назад Виктор Овчаров руководил научным экспериментом по безотметочному обучению на базе Стародорожской школы № 1. Результаты тогда были сплошь положительные. Вопрос посещаемости уроков физкультуры исчез сам собой, нормативы дети сдавали даже немного лучше, чем те, кто занимался с выставлением отметок. Объективных минусов обнаружено не было. Специалист предполагает, что этот опыт тогда не приняли во внимание, потому что школа готовилась к переходу на 12-летнее обучение — было не до этого.

Сегодня в рабочей группе по разработке учебных программ нет сторонников безотметочного обучения. «В отдельно взятой одной школе на уровне эксперимента это можно организовать. Но при современной правовой базе никто не пойдет на то, чтобы вычленять из системы какой-то один предмет и противопоставлять его другим».

В России подобный эксперимент проводился в 2004 году. По словам Виктора Овчарова, результат был отрицательным. В США в некоторых штатах запрещено сравнивать показатели учащихся между собой, при этом отметки по физкультуре ставятся.

Как часто школьники получают травмы

Виктор Овчаров категорически не согласен с тем, что между необходимостью получать отметки и несчастными случаями есть взаимосвязь.

— Были у нас, к сожалению, смертельные случаи на физкультуре и раньше. Медицинская диагностика показала, что педагоги непричастны к последствиям, повлекшим смерть ребенка. Чаще всего это или ошибка в установлении диагноза, или некачественное, формальное проведение медобследования. В итоге учителю приносят справку об основной группе здоровья и вводят его в заблуждение.

Очень давно, рассказывает специалист, случались трагедии, когда отчасти были виноваты и учителя. Причины лежали на поверхности.

— Лет 15 назад девочке-выпускнице стало плохо на уроке физкультуры, спасти ее не смогли. Но мать сразу же написала заявление на то, что она не имеет претензий ни к школе, ни к учителю физкультуры. Оказалось, что у ученицы был врожденный порок сердца. Девочка очень хотела поступать в БГУ на престижный факультет, а там недопустимо было иметь «зачтено» в спецмедгруппе. Мама уговорила учителя, чтобы он с ней занимался, как с обычными детьми, и поставил ей отметку.

Фото: Reuters

Если группа здоровья определена правильно, риск для ребенка получить тяжелую травму минимален, заверил Виктор Овчаров. Школьники из спецмедгруппы занимаются отдельно от других ребят по щадящей программе, лечебная группа вообще не ходит на уроки физкультуры — ребятами занимаются врачи.

Что касается травматизма в целом — ушибов, растяжений, вывихов, переломов — их на уроках физкультуры в республике происходит около 300 в год. Застраховаться от них не может ни один учитель, подчеркивает Виктор Овчаров, поскольку физкультура — это изначально самый травмоопасный предмет в школе. Причем еще 8−10 лет назад травматичность была вдвое выше. Тогда специалисты ужесточили контроль за проведением занятий, ввели теорию и обучение страховке и самостраховке, убрали из программы травмоопасные упражнения.

Сегодня к травмам зачастую приводит неправильная экипировка школьника. Типичный пример — выполнение челночного бега в обуви на скользкой подошве. Разбитый нос в этом случае — ответственность пап и мам. К сожалению, родителей обычно мало тревожит, как проходят занятия по физкультуре в течение года, вздыхает Светлана Хвалова. Большинство интересует только конечный результат — отметка, в то время как главное на физкультуре — привить у ребенка интерес к спорту, отмечает учитель.

ЗДОРОВЬЕ, или здравие ср. состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни. Каково дорогое здоровьеце ваше? Да мое здоровьишко плохое. Здоровье всего дороже (дороже денег). Он чужим здоровьем болен. завистлив. Начал за здравие, а свел за упокой! некстати. Тот здоровья не знает, кто болен не бывает. Без болезни и здоровью не рад. Кому скоромно, а нам на здоровье! отвечает кот мышам. Не твоему здоровью пьют, не отзывайся спасибом! Запила Хавронья про свое здоровье. С твоим здоровьем и говорить скоромно. Господская болезнь — крестьянское здоровье. От здоровья не лечатся. Здоровьем болен, прихотничает. Здоровья не купишь. Бог дал живот. Бог даст и здоровье. Дал бы Бог здоровья, а дней много впереди (а дни впереди). Даст Бог здоровья, даст и счастья. Дал Бог здоровье, да денег нет. Бог дал здоровье в дань, а деньги сам достань. Деньги — медь, одежа — тлен, а здоровье — всего дороже. За здоровье того, кто любит кого! Пить за чье или чье здоровье, выпить вина, пожелав здоровья. Здравия желаю! привет нижних военных чинов высшим. Я пришел до твоего или к твоему здоровью, я твоему здоровью говорил, почет или величанье, употрбл. крестьянами. Хорошо, у кого такое здоровьище. Здоровый, не больной, одаренный здоровьем; | дюжий, сильный, крепкий, дебелый; | здоровье сохраняющий, полезный для здоровья, укрепляющий. о растении, дереве, негнилой, незагнивший, недряблый: нехилеющий. Здоровому все здорово. Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово. Что русскому здорово, то немцу смерть. Здоровый урока не боится. Здорового и призор не берет. Здоровому лечиться — наперед хромать поучиться. Свинья да мякина, гусь да вода — здоровы живут. Будь здорова, как корова, плодовита, как свинья! задравное пожеланье хозяйке дома. Будь здорова, как вода, богата, как земля, плодовита, как свинья! Здорово живешь, ни зачто, ни прочто, говор, о обиде. Здорово живешь голову на плаху не кладут. По здорову или по добру, по здорову, благополучно, в целости, сохранно. Здорово! привет, пожеланье: здравствуй, здоров ли. Здорово, сват! «Прощай, сват!» Здорово парился! идущему из бани. За добра ума по здорову убираться. Здорово, да без коровы. Не снова здорово. Не скоро, да здорово (споро). У нас дома нездорово: таракан с печки свалился (или в сучке ногу увязил; или: блошка с печки упала). Здорово отеч, братеч, сестрица, приятель, друг- скажи челобитье, поклон: прости, отеч, мать, дедка, батюшка, братеч, сестрича, птича, курича! чистоговорка. Здоровая голова, здравая, здравомыслящий человек. Здорово в избу, перм. здорово живете, вологодск. привет входящего; а ему от хозяев: лезь на избу! перм. поди пожалуй! вологодск. просим. Здоровая вода, моск. высокая, вешняя. Здоров дуб (велик, толст), да дупляст. Здоровая трава, Hypericum, см. зверобой. Здравый, здоровый, но более уптрб. в знач. иносказат. Здравый ум, рассудок; здравое ученье, сужденье, прямое, правильное, основательное, со смыслом. Здравый смысл, рассудок, рассудительность, прямой толк. У него ум обиходный, но здравого смысла много. Он здорово пьет, здорово бегает; южн. кур. здорово богат, здорово болен, очень, весьма. Здоровенький, здоровый, ласкат. Здоровенько нареч. здорово, изрядно здорово. Здоровехонек, здоровешенек, совсем здоров, ничуть, нисколько не болен. Здоровенный, здоровя(и)щий, огромный, рослый, большущий и толстый, плотный. Здоровость ж. свойство здорового, т. е. полезного для здоровья. Здоровость здешнего воздуха, воды известна. Здоровища, здоровуша, здоровяга, здоровенщина об. здоровяк м. здоровячка ж. человек либо животное крепкого, здорового сложенья: дюжий, матерый. Здоровка ж. в народе: чернокровная жила (вена) мизинца. Здравица ж. стар. заздравный кубок и пожеланье; заздравие, тост. Он с лавицы встает, он речи ведет, здравицу пьет. Чью здравицу пьем, того чествуем. Здоровщина ж. приветливое названье какой-либо местности. Что в вашей здоровщине делается? Здоровко м. приветливая кличка лошади. Здороветь, здраветь, становиться здоровым, крепким, дюжим; каково здоровится, что-то не здоровится, безличн. каково здоровье, как можешь; плохо можется, хворается. Здравить стар. быть здоровым. Здравишь ли? Не здравлю. Здравствовать, быть здоровым; | жить, находиться в живых: поживать изрядно, хорошо. Он здравствует еще. Дай Бог ему здравствовать надолго! | — кому: желать здоровья; отслужить заздравный молебен; | пить или подносить здравицу; | кому на чем: поздравлять кого с чем, на чем. Здравствуй, -те! привет при свиданье. Митрополит здравствовал Государю на Богом данной ему отчине. Здравствуй ты, здравствуй я, здравствуй, милая моя! Здравствуй ты, здравствуй я, ночевать пусти к своей милости! Здравствуй, милая, хорошая моя, чернобровая, похожа на меня! Здравствуй, да не засти. Здравствуй, стаканчик, прощай, винцо! Здравствуй, без шапки. Богаты, так здравствуйте, а убоги, так прощайте! Здравствуйте, дружки-толоконнички, а толоконце съев, да розно все. Он и чоху не здравствует. На чих кошки здравствуй, зубы болеть не станут. Здоровают (здравствуют) Косте в новой коросте, насмешка. Здравствоваться или здороваться, иногда здоровкаться, приветствовать друг друга при встрече или свидании. Один здравствуется, другой прощается, т. е. бестолочь. Здравствованье, здорованье ср. приветствованье встречного или вообще при свидании. Здравничать, пить за чье здоровье, чокаться, пить чью здравицу. Здравничанье ср. питье за чье здоровье. Здравствователь м. -ница ж. кто кому здравствует, желает здравия: кто пьет чью здравицу. Здравщик, здоровщик, здорователь м. то же, здравствователь. Здравомыслие или здравоумие ср. прямое, толковое суждение, правильное понятие, основательное заключение и самая способность к тому. Здравомысленный, здравоумный, о человеке и суждении: со здравым умом или смыслом согласный или им одаренный. Здравомыслящий, здравоумый человек, с прямым, здравым умом. Здравоумник м. здравоумница об. то же. Здравомудрый, основательно мудрствующий. Здравоносный, дарующий, приносящий здоровье телу, или душе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *