Договор с Украиной 1997

ВТС и военное сотрудничество

Еще в марте 2014 года Украина практически полностью приостановила сотрудничество с Россией в военно-технической сфере, заморозив отгрузки в Россию товаров военного назначения. 16 июня того же года президент страны Петр Порошенко запретил сотрудничество с РФ в сфере ВПК. 27 августа Совет национальной безопасности и обороны принял решение о прекращении экспорта в Россию товаров военного назначения и двойного использования, за исключением космической техники, применяемой для исследования космоса в рамках международных проектов. В тот же день президент Украины поручил правительству принять меры по запрету экспорта этих товаров в РФ. 20 мая 2015 года украинский кабинет министров денонсировал соглашение с РФ от 26 мая 1993 года о военно-техническом сотрудничестве.

21 мая 2015 года Верховная рада Украины денонсировала еще ряд соглашений в военной сфере (8 июня 2015 года законы о денонсации подписал президент Украины). Среди них три соглашения от 25 ноября 1995 года: о сотрудничестве в военной отрасли, о транзите по территории Украины российский воинских формирований, которые временно находятся на территории Молдовы, об организации военных межгосударственных перевозок и расчетов за них. Кроме этого, Рада денонсировала соглашения о сотрудничестве в области военной разведки (от 26 августа 1997 года) и о взаимной охране секретной информации (от 2 декабря 2000 года).

В 2017 году Киев разорвал соглашения о порядке взаимодействия при осуществлении экспорта товаров военного назначения в третьи страны от 18 июля 2003 года (денонсировано 9 августа); о сохранении специализации предприятий и организаций, которые участвуют в производстве продукции военного назначения, от 21 декабря 2000 года (18 октября); о порядке взаимных поставок вооружения и военной техники, комплектующих изделий и запасных частей, организации ремонта и предоставления услуг военного назначения от 8 февраля 1995 года (8 ноября).

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной

Стороны обязались воздерживаться не заключать с третьими странами договоров, направленных против друг друга, и не допускать использования своей территории «в ущерб безопасности другой стороны».

Договор также предполагает экономическую интеграцию и формирование общего экономического пространства. Кроме того, стороны обязались развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в экономике, воздерживаться от действий, которые могут нанести экономический ущерб друг другу.

Особое внимание сторон уделено развитию сотрудничества в обеспечении функционирования национальных топливно-энергетических комплексов, транспортных систем, связи, информатики. Для этого предполагалось обеспечить благоприятные экономические, финансовые и правовые условия для предпринимательской и другой хозяйственной деятельности предприятий и организаций, включая стимулирование и взаимную защиту инвестиций.

Предполагалось расширение сотрудничества в области науки, техники, образования и культуры, искусства, здравоохранения.

Украина и Россия, согласно документу, должны обеспечить защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории и создать условия для поощрения этой самобытности.

В договоре отмечалось, что Россия и Украина будут содействовать созданию равных возможностей и условий для изучения русского языка в Украине и украинского языка в Российской Федерации, подготовки педагогических кадров для преподавания на этих языках в образовательных учреждениях, оказывать в этих целях равноценную государственную поддержку.

Договор был заключен сроком на десять лет и вступил в силу 1 апреля 1999 года.

Документ автоматически продлевается каждые десять лет, если одна из сторон не уведомит заблаговременно о его расторжении.

В октябре 2008 года договор автоматически был продлен еще на десять лет.

2 декабря 2014 года ряд внефракционных депутатов Верховной рады Украины внесли на рассмотрение парламента законопроект о расторжении Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной.

3 февраля 2016 года законопроект был возвращен на доработку инициатору внесения.

В августе 2016 года, после попыток диверсий в Крыму, группа депутатов от Коммунистической партии РФ во главе с Сергеем Обуховым обратилась к президенту России с призывом денонсировать договор. Глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что Россия не будет этого делать.

14 марта 2018 года стало известно, что МИД Украины подготовил для президента страны Петра Порошенко ряд предложений по Договору о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией и анализ относительно возможного приостановления самого договора, либо частично, либо полностью.

12 апреля 2018 года президент Украины Петр Порошенко заявил, что внесет в Верховную раду проект закона о немедленном одностороннем прекращении отдельных положений договора о дружбе с Россией в части, в которой действие настоящего договора не совместимо с национальными интересами государства и реализацией права Украины на самооборону.

28 августа 2018 года украинский президент Петр Порошенко объявил о начале процесса разрыва соглашения о дружбе с Россией. Он заявил, что ждет необходимый пакет документов от МИД.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной

Ратифицирован
Федеральным законом РФ
от 2 марта 1999 года N 42-ФЗ

Российская Федерация и Украина, далее именуемые «Высокие Договаривающиеся Стороны»,
опираясь на исторически сложившиеся тесные связи, отношения дружбы и сотрудничества между народами России и Украины,
отмечая, что Договор между РСФСР и Украинской ССР от 19 ноября 1990 года способствовал развитию добрососедских отношений между обоими государствами,
подтверждая свои обязательства, вытекающие из положений Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, подписанного в Дагомысе 23 июня 1992 года,
считая, что укрепление дружественных отношений, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам их народов, служит делу мира и международной безопасности,
стремясь придать новое качество этим отношениям и укрепить их правовую основу,
преисполненные решимости обеспечить необратимость и поступательность демократических процессов в обоих государствах,
учитывая договоренности в рамках Содружества Независимых Государств,
подтверждая свою приверженность нормам международного права, прежде всего целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, и следуя обязательствам, взятым в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, договорились о нижеследующем:

Статья 1

Высокие Договаривающиеся Стороны как дружественные, равноправные и суверенные государства основывают свои отношения на взаимном уважении и доверии, стратегическом партнерстве и сотрудничестве.

Статья 2

Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ.

Статья 3

Высокие Договаривающиеся Стороны строят отношения друг с другом на основе принципов взаимного уважения, суверенного равенства, территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, права народов свободно распоряжаться своей судьбой, невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения взятых международных обязательств, а также других общепризнанных норм международного права.

Статья 4

Высокие Договаривающиеся Стороны исходят из того, что добрососедство и сотрудничество между ними являются важными факторами повышения стабильности и безопасности в Европе и во всем мире. Они осуществляют тесное сотрудничество в целях укрепления международного мира и безопасности. Они предпринимают необходимые меры с тем, чтобы способствовать процессу всеобщего разоружения, созданию и укреплению системы коллективной безопасности в Европе, а также укреплению миротворческой роли ООН и повышению эффективности региональных механизмов безопасности.
Стороны прилагают усилия к тому, чтобы урегулирование всех спорных проблем осуществлялось исключительно мирными средствами, и сотрудничают в предотвращении и урегулировании конфликтов и ситуаций, затрагивающих их интересы.

Статья 5

Высокие Договаривающиеся Стороны проводят регулярные консультации с целью обеспечения дальнейшего углубления двусторонних отношений и обмена мнениями по многосторонним проблемам, представляющим взаимный интерес. Они в необходимых случаях координируют свои позиции для осуществления согласованных действий.
В этих целях по согласованию между Сторонами проводятся регулярные встречи на высшем уровне. Министры иностранных дел Сторон встречаются не реже чем два раза в год.
Рабочие встречи между представителями других министерств и ведомств Сторон для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, проводятся по мере необходимости.
Сторонами могут создаваться на постоянной или временной основе смешанные комиссии для решения отдельных вопросов в различных областях.

Статья 6

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон воздерживается от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и обязуется не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой Стороны. Ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой Стороны.

Статья 7

В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Высоких Договаривающихся Сторон, создает угрозу миру, нарушает мир или затрагивает интересы ее национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности, она может обратиться к другой Высокой Договаривающейся Стороне с предложением безотлагательно провести соответствующие консультации. Стороны обмениваются соответствующей информацией и при необходимости осуществляют согласованные или совместные меры с целью преодоления такой ситуации.

Статья 8

Высокие Договаривающиеся Стороны развивают свои отношения в сфере военного, военно-технического сотрудничества, обеспечения государственной безопасности, а также сотрудничества по пограничным вопросам, таможенного дела, экспортного и иммиграционного контроля на основе отдельных соглашений.

Статья 9

Высокие Договаривающиеся Стороны, подтверждая решимость идти по пути сокращения вооруженных сил и вооружений, будут способствовать процессу разоружения и взаимодействовать в деле неукоснительного выполнения соглашений в области сокращений вооруженных сил и вооружений, в том числе ядерных.

Статья 10

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам другой Стороны права и свободны на тех же основаниях и в таком же объеме, как и своим собственным гражданам, кроме случаев, установленных национальным законодательством Сторон или их международными договорами.
Каждая из Сторон защищает в установленном порядке права своих граждан, проживающих на территории другой Стороны, в соответствии с обязательствами по документам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и другими общепризнанными принципами и нормами международного права, договоренностями в рамках Содружества Независимых Государств, участниками которых они являются.

Статья 11

Высокие Договаривающиеся Стороны принимают на своей территории необходимые меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости.

Статья 12

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории и создают условия для поощрения этой самобытности.
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, индивидуально или совместно с другими лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки их воле.
Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, полностью и эффективно осуществлять свои права человека и основные свободы и пользоваться ими без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом.
Высокие Договаривающиеся Стороны будут содействовать созданию равных возможностей и условий для изучения русского языка в Украине и украинского языка в Российской Федерации, подготовки педагогических кадров для преподавания на этих языках в образовательных учреждениях, оказывать в этих целях равноценную государственную поддержку.
Высокие Договаривающиеся Стороны заключат по этим вопросам соглашения о сотрудничестве.

Статья 13

Высокие Договаривающиеся Стороны развивают равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в экономике, воздерживаются от действий, могущих нанести экономический ущерб друг другу. В этих целях, сознавая необходимость поэтапного формирования и развития общего экономического пространства путем создания условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, Стороны принимают эффективные меры для согласования стратегии осуществления экономических реформ, углубления экономической интеграции на основе взаимной выгоды, гармонизации хозяйственного законодательства.
Высокие Договаривающиеся Стороны будут обеспечивать широкий обмен экономической информацией и доступ к ней предприятий, предпринимателей и ученых обеих Сторон.
Стороны будут стремиться к согласованию своей финансовой, денежно-кредитной, бюджетной, валютной, инвестиционной, ценовой, налоговой, торгово-экономической, а также таможенной политики, к созданию равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов, будут содействовать формированию и развитию прямых экономических и торговых отношений на всех уровнях, специализации и кооперации технологически связанных производств, предприятий, объединений, корпораций, банков, производителей и потребителей продукции.
Высокие Договаривающиеся Стороны будут способствовать сохранению и развитию на взаимовыгодной основе производственной и научно-технической кооперации между промышленными предприятиями при разработке и производстве современной наукоемкой продукции, включая продукцию для нужд обороны.

Статья 14

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечат благоприятные условия для прямых торговых и иных экономических отношений и сотрудничества на уровне административно-территориальных единиц, в соответствии с действующими национальными законодательствами, уделяя особое внимание развитию экономических связей приграничных регионов.

Статья 15

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают благоприятные экономические, финансовые и правовые условия для предпринимательской и иной хозяйственной деятельности предприятий и организаций другой Стороны, включая стимулирование и взаимную защиту их инвестиций. Стороны будут поощрять различные формы кооперации и прямых связей между хозяйствующими субъектами обоих государств, независимо от форм собственности.

Статья 16

Высокие Договаривающиеся Стороны взаимодействуют, в ООН и других международных организациях, включая экономические, финансовые, оказывают поддержку друг другу во вступлении в международные организации и присоединении к соглашениям и конвенциям, участником которых не является одна из Сторон.

Статья 17

Высокие Договаривающиеся Стороны расширяют сотрудничество в области транспорта, обеспечивают свободу транзита лиц, грузов и транспортных средств через территории друг друга в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Перевозки грузов и пассажиров железнодорожным, воздушным, морским, речным и автомобильным транспортом между обеими Сторонами и транзитом по их территории, включая операции через морские, речные и воздушные порты, железнодорожные и автомобильные сети, а также операции через линии связи, магистральные трубопроводные и электрические сети, расположенные на территории другой Стороны, осуществляются в порядке и на условиях, предусмотренных отдельными соглашениями.

Статья 18

Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в проведении поиска и аварийно-спасательных работ, а также в расследовании чрезвычайных происшествий на транспорте.

Статья 19

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают соблюдение правового режима государственного имущества, имущества юридических лиц и граждан одной Высокой Договаривающейся Стороны, находящегося на территории другой Высокой Договаривающейся Стороны, в соответствии с законодательством этой Стороны, если иное не предусмотрено соглашением между Сторонами.
Стороны исходят из того, что вопросы отношений собственности, затрагивающие их интересы, подлежат урегулированию на основе отдельных соглашений.

Статья 20

Высокие Договаривающиеся Стороны уделяют особое внимание развитию сотрудничества в обеспечении функционирования национальных топливно-энергетических комплексов, транспортных систем и систем связи и информатики, способствуя сохранению, рациональному использованию и развитию сложившихся в этих областях комплексов и единых систем.

Статья 21

Высокие Договаривающиеся Стороны на основе отдельных соглашений осуществляют сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства, совместном производстве и разработке ракетно-космической техники на принципах равноправия, взаимной выгоды и в соответствии с международным правом. Высокие Договаривающиеся Стороны способствуют сохранению и развитию сложившихся кооперационных связей предприятий ракетно-космической отрасли.

Статья 22

Высокие Договаривающиеся Стороны будут оказывать взаимное содействие при ликвидации возникших в результате чрезвычайных ситуаций аварий на представляющих взаимный интерес для обеих Сторон линиях связи, магистральных трубопроводах, энергетических системах, путях сообщения и других объектах.
Порядок взаимодействия при проведении аварийных и восстановительных работ определяется отдельными соглашениями.

Статья 23

Высокие Договаривающиеся Стороны сотрудничают в области образования, науки и техники, в развитии исследовательской деятельности, поощряя прямые связи между их научно-исследовательскими организациями и осуществление совместных программ и разработок, в особенности в области передовых технологий. Вопросы использования результатов совместных исследований, полученных в ходе сотрудничества, будут согласовываться в каждом конкретном случае путем заключения отдельных соглашений.
Стороны взаимодействуют в сфере подготовки кадров, поощряют обмен специалистами, учеными, аспирантами, стажерами и студентами. Они взаимно признают эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях и заключат по данному вопросу отдельное соглашение.
Стороны осуществляют обмен научно-технической информацией, а также сотрудничают по вопросам защиты авторских и смежных прав, других видов интеллектуальной собственности в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами своих стран в этой области.

Статья 24

Высокие Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области культуры, литературы, искусства, средств массовой информации, туризма и спорта.
Стороны взаимодействуют в области сохранения, реставрации и использования их историко-культурного наследия.
Стороны всемерно содействуют укреплению и расширению творческого обмена и взаимодействия между коллективами, организациями и объединениями деятелей литературы и искусства, кинематографии, книгоиздательской сферы, архивного дела своих стран, проведению традиционных дней национальных культур, художественных фестивалей и выставок, гастролей творческих коллективов и солистов, обмена делегациями деятелей культуры и специалистов на государственном, региональном и местном уровнях, организации национальных культурных центров на территории своих государств.
Стороны оказывают государственную поддержку в разработке и реализации совместных программ возрождения и развития индустрии туризма, освоения новых перспективных рекреационных зон, сохранения, реставрации и эффективного использования культурно-исторических и религиозных памятников и объектов. Всемерно поощряются укрепление контактов между спортивными организациями и клубами, совместное проведение межгосударственных спортивных мероприятий.
Стороны совместно разрабатывают и реализуют взаимовыгодные программы развития материально-технической базы телевидения и радио, в том числе спутникового вещания, обеспечивают на паритетной основе организацию теле- и радиопередач в России — на украинском языке, в Украине — на русском языке.
Стороны будут содействовать развитию контактов между людьми, политическими партиями и общественными движениями, профсоюзами, религиозными организациями и объединениями, оздоровительными, спортивными, туристическими и другими объединениями и союзами.
Весь комплекс вопросов, предусмотренных настоящей статьей, явится предметом отдельных соглашений.

Статья 25

Высокие Договаривающиеся Стороны осуществляют сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды, предотвращения трансграничных загрязнений, рационального и ресурсосберегающего природопользования, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, способствуют согласованным действиям в этой области на региональном и глобальном уровнях, стремясь к созданию всеобъемлющей системы международной экологической безопасности.
Стороны исходят из того, что вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе вопросы охраны и использования экосистем и ресурсов реки Днепр и других трансграничных водотоков, действий в условиях чрезвычайных экологических ситуаций, подлежат регулированию на основе отдельных соглашений.

Статья 26

Высокие Договаривающиеся Стороны сотрудничают в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и заключат по этому вопросу отдельное соглашение.

Статья 27

Высокие Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области социальной защиты, включая социальное обеспечение граждан. Они заключат специальные соглашения с целью решения вопросов трудовых отношений, трудоустройства, социальной защиты, возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанными с несчастными случаями на производстве, социального обеспечения граждан одной Стороны, осуществляющих трудовую деятельность или приобретших трудовой стаж на территории другой Стороны, и по другим вопросам в этой области, требующим согласованных решений.
Стороны обеспечат свободный и своевременный перевод пенсий, пособий, алиментов, средств по возмещению вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, и других социально значимых платежей гражданам одной из Сторон, постоянно проживающим или временно пребывающим на территории другой Стороны.

Статья 28

Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать по вопросам восстановления прав депортированных народов в соответствии с договоренностями в рамках СНГ на двусторонней и многосторонней основе.

Статья 29

Высокие Договаривающиеся Стороны как причерноморские государства готовы и далее развивать всестороннее сотрудничество в деле спасения и сохранения природной среды Азово-Черноморского бассейна, проведения морских и климатологических исследований, использования рекреационных возможностей и природных ресурсов Черного и Азовского морей, развития судоходства и эксплуатации морских коммуникаций, портов и сооружений.

Статья 30

Высокие Договаривающиеся Стороны сознают важность сохранения технически единой для Российской Федерации и Украины системы сбора, обработки, распространения и использования гидрометеорологической информации и данных о состоянии окружающей среды для обеспечения интересов населения и национальной экономики и будут всемерно содействовать развитию сотрудничества в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

Статья 31

Высокие Договаривающиеся Стороны уделяют особое внимание развитию взаимовыгодного сотрудничества в области здравоохранения и улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, производства лекарственных препаратов и медицинской техники, подготовки высококвалифицированных кадров для лечебных учреждений Сторон.

Статья 32

Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в решении вопросов по регулированию миграционных процессов, включая меры по предупреждению и недопущению нелегальной миграции из третьих стран, для чего заключат отдельное соглашение.

Статья 33

Высокие Договаривающиеся Стороны сотрудничают в борьбе с преступностью, прежде всего с организованной, терроризмом во всех его формах и проявлениях, в том числе преступными деяниями, направленными против безопасности морского судоходства, гражданской авиации и других видов транспорта, незаконным оборотом радиоактивных материалов, оружия, наркотических средств и психотропных веществ, контрабандой, включая незаконное перемещение через границу предметов, представляющих культурную, историческую и художественную ценность.

Статья 34

Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в правовой сфере на основе отдельных соглашений.

Статья 35

Высокие Договаривающиеся Стороны способствуют развитию контактов и сотрудничества между парламентами и парламентариями обоих государств.

Статья 36

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Высоких Договаривающихся Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

Статья 37

Споры относительно толкования и применения положений настоящего Договора подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров между Высокими Договаривающимися Сторонами.

Статья 38

Высокие Договаривающиеся Стороны заключат между собой другие соглашения, необходимые для осуществления положений настоящего Договора, а также соглашения в областях, представляющих взаимный интерес.

Статья 39

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами*.
——————
* Договор вступил в силу 1 апреля 1999 года.
Со дня вступления в силу настоящего Договора прекращает свое действие Договор между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Украинской Советской Социалистической Республикой от 19 ноября 1990 года.

Статья 40

Настоящий Договор заключается сроком на десять лет. Его действие будет затем автоматически продлеваться на последующие десятилетние периоды, если ни одна из Высоких Договаривающихся Сторон не заявит другой Высокой Договаривающейся Стороне о своем желании прекратить его действие путем письменного уведомления не менее чем за шесть месяцев до истечения очередного десятилетнего периода.

Статья 41

Настоящий Договор подлежит регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 102 Устава ООН.
Совершено в г.Киеве 31 мая 1997 года в двух экземплярах, каждый на русском и украинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 2 марта 1999 года N 42-ФЗ — «Бюллетень международных договоров», N 5 за 1999 год).

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
Президент Украины
Л.Кучма

Текст документа сверен по:
«Бюллетень международных договоров»,
N 7, июль 1999 года

Украина разорвала договор о дружбе с Россией. Это было последнее соглашение между странами? (Спойлер: оказывается, нет)

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве

Что за договор. Это базовый договор, по которому страны определяли себя как стратегических партнеров. Среди прочего Россия и Украина гарантировали друг другу уважение территориальной целостности, соблюдение прав национальных меньшинств, разрешение споров мирным путем и развитие сотрудничества в самых разных сферах, в том числе в военной.

Что за история. Первый установочный договор между Россией и Украиной был заключен в 1990 году, когда обе республики еще были частью СССР. Полноценное соглашение между двумя независимыми государствами подписано только в мае 1997 года, когда у обеих стран накопилось достаточно взаимных претензий, а в Киеве в ход вошло выражение «едет, как Ельцин в Украину» — в смысле очень долго.

Ратификация документа тоже затянулась: украинская оппозиция была недовольна тем, что Киев не получил гарантий вывода со своей территории российских военных баз, а граждане Украины — гарантий возвращения вкладов, замороженных во время распада СССР. В свою очередь, противники соглашения в России, неформальными лидерами которых стали руководитель ЛДПР Владимир Жириновский и тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков, возмущались тем, что Крым окончательно передан Украине. Даже митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, будущий патриарх Московский, призывал отложить ратификацию до тех пор, пока не будут сняты «все вопросы, неясности и уязвимые места». Судя по всему, изначально недовольство договором подогревали сами российские дипломаты, которые, прежде чем принимать его, хотели окончательно разобраться с судьбой Черноморского флота, который базировался в Крыму и после распада СССР оставался в неясном статусе.

Министр иностранных дел России Игорь Иванов во время обсуждения договора в Совете Федерации в феврале 1999 года заявил, что документ оставляет «правовые основания для возвращения Севастополя России».

Что происходит. Договор прекратит действие через полгода, поскольку именно этот срок предусмотрен 40-й статьей после письменного уведомления одной из сторон о выходе из соглашения. Если бы такого заявления подано не было, договор автоматически продлили бы еще на 10 лет, как это произошло в 2009 году. При этом Петр Порошенко подчеркивает, что речь идет не о разрыве соглашения, а о том, что Киев его не продлевает. В любом случае для этого тоже понадобится согласие Верховной рады, которая ратифицировала договор, но сомнений в том, что оно будет получено, фактически нет.

Что значит. Российская сторона настаивает на том, что выход Украины из договора нанесет ущерб прежде всего ее собственным гражданам, поскольку они лишатся правовой защиты на территории РФ, как было предусмотрено 10-й статьей соглашения. Однако, по мнению украинских юристов, основные положения договора лишь повторяют нормы, и так гарантированные международным правом и самим российским законодательством. В частности, пункт 3 статьи 62 Конституции России наделяет иностранцев теми же правами и обязанностями, что и россиян, за небольшими исключениями.

В интерпретации Киева договор имел прежде всего декларативный характер и обозначал направления развития дружеских отношений, которое после событий 2014 года все равно невозможно. В начале нынешнего года депутат российской Госдумы Константин Затулин предлагал России денонсировать договор, поскольку он, по его мнению, был выгоден прежде всего Украине.

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной

Эта статья — о «Большом договоре» между Россией и Украиной. О других значениях понятия см. Большой договор.

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной

Дата подписания

31 мая 1997 года

• место

Киев, Украина

Вступление в силу

1 апреля 1999 года

Окончание действия

1 апреля 2019 года

Подписали

Борис Ельцин
Леонид Кучма

Стороны

Украина Украина
Россия Россия

Статус

утратил силу

Языки

русский, украинский

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной (укр. Договір про дружбу, співробітництво і партнерство між Україною і Російською Федерацією) — соглашение между Российской Федерацией и Украиной, в котором закреплялся принцип стратегического партнёрства, признания нерушимости существующих границ, уважения территориальной целостности и взаимного обязательства не использовать свою территорию в ущерб безопасности друг друга.

Договор был подписан президентом Украины Леонидом Кучмой и президентом России Борисом Ельциным 31 мая 1997 года в ходе государственного визита последнего в Киев. Верховная рада ратифицировала договор 14 января 1998 года, Госдума — 25 декабря 1998 года. Обмен грамотами о ратификации Договора состоялся в Москве 1 апреля 1999 года, с этого дня он вступил в силу.

Условия договора

Согласно договору обе страны гарантируют гражданам другой страны права и свободы на тех же основаниях и в таком же объёме, что и своим собственным гражданам, кроме случаев, установленных национальным законодательством государств или их международными договорами.

Каждая из стран защищает в установленном порядке права своих граждан, проживающих на территории другой страны, в соответствии с обязательств по документам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других общепризнанных принципов и норм международного права, договорённостей в рамках Содружества Независимых Государств, участниками которых они являются.

Украина и Россия принимают на своей территории необходимые меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости.

Украина и Россия взаимодействуют в ООН и других международных организациях, включая экономические, финансовые, оказывают поддержку друг другу во вступлении в международные организации и присоединении к соглашениям и конвенциям, участником которых не является одна из стран.

Обе стороны обязались уважать территориальную целостность и подтвердили нерушимость существующих между ними на момент подписания договора границ.

Согласно статье 40 договора он был заключен сроком на десять лет и его действие автоматически продлевается на последующие десятилетние периоды. Прекращение договора возможно путём соответствующего заявления одной из сторон не менее чем за шесть месяцев до окончания очередного десятилетнего периода. В соответствии с данной статьей в октябре 2008 года действие договора было автоматически продлено на следующие 10 лет — до 1 апреля 2019 года.

Прекращение действия договора

В 2014 году было осуществлено присоединение Крыма к Российской Федерации, в связи с которым украинские власти обвинили Россию в нарушении положений договора. Как украинскими так и российскими политиками выдвигались предложения о расторжении договора; однако ни Россия, ни Украина разрывать договор не намеревались. РФ считала, что её потенциальный выход из договора не будет «способствовать решению проблем российско-украинских отношений». Украинские же власти намеревались использовать формальное продолжение действие договора в целях «привлечения к ответственности» России за имевшее, по их мнению, место нарушение документа.

В марте 2018 года денонсировать договор о дружбе с Россией предложило министерство иностранных дел Украины. 28 августа президент Украины Пётр Порошенко поручил МИДу готовиться к расторжению договора. 6 сентября Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении договора согласно положениям его статьи 40. 17 сентября это решение утвердил президент. 24 сентября официальная нота была вручена МИДу РФ.

3 декабря 2018 года законопроект о прекращении действия договора с 1 апреля 2019 года был внесён президентом Украины в Верховную раду в качестве неотложного. Документ предусматривает, что «прекращение действия этого Договора освобождает Украину от любого обязательства по его выполнению и не влияет на права, обязательства или правовое положение Украины, возникшие в результате выполнения названного Договора до прекращения его действия, согласно статье 70 Венской конвенции о праве международных договоров».

6 декабря 2018 года Верховная Рада Украины одобрила законопроект о прекращении действия договора о дружбе с Россией с 1 апреля 2019 года. 10 декабря 2018 года президент Украины Пётр Порошенко подписал закон «О прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией».

1 апреля 2019 года договор официально прекратил своё действие.

Примечания

  1. 1 2 Договір про дружбу, співробітництво і партнерство між Україною і Російською Федерацією (укр.). Офіційний сайт Верховної Ради України. Дата обращения 18 октября 2015.
  2. Ю. Дубинин. Как была заложена правовая основа российско-украинских отношений // Международная жизнь : журнал.
  3. Продление Большого договора: чего ожидать. РИА Новости Украина (1 октября 2008). Дата обращения 18 октября 2015.
  4. Брифінг в МЗС
  5. Украина не разорвала договор о дружбе с Россией. Это не случайно (англ.). BBC News Русская служба (1 June 2017). Дата обращения 29 августа 2018.
  6. В Госдуме предложили начать процедуру разрыва договора о дружбе с Украиной
  7. Жириновский предложил Путину прекратить действие Договора о дружбе с Украиной
  8. Жириновский предложил Путину прекратить действие Договора о дружбе с Украиной
  9. Лавров: Россия не будет денонсировать Большой договор о дружбе с Украиной. ТАСС. Дата обращения 29 августа 2018.
  10. 1 2 Вадим Пристайко, заместитель министра иностранных дел — руководитель аппарата:»Почему мы не расторгаем Договор о дружбе с Россией? Потому что идем в суд с иском за его нарушение». Укринформ (30 декабря 2016).
  11. Лавров: Россия не будет денонсировать Большой договор о дружбе с Украиной. ТАСС. Дата обращения 17 сентября 2018.
  12. Украина готова к разрыву Договора о дружбе с Россией (31 августа 2018). Дата обращения 17 сентября 2018.
  13. Украина разорвет договор о дружбе с Россией
  14. Порошенко поручил МИДу подготовиться к разрыву договора о дружбе с Россией (28 августа 2018). Дата обращения 17 сентября 2018.
  15. На Украине назвали сроки уведомления России о разрыве договора о дружбе‍
  16. Президент ввел в действие решение СНБО о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией. Администрация Президента Украины (17.09.18). Дата обращения 17 сентября 2018.
  17. Порошенко прекратил договор о дружбе между Украиной и Россией (рус.), Interfax.ru (17 сентября 2018). Дата обращения 17 сентября 2018.
  18. Указ президента України № 284/2018 (укр.) (17.09.18). — Про рішення Ради національної безпеки і оборони України від 6 вересня 2018 року «Про Договір про дружбу, співробітництво і партнерство між Україною і Російською Федерацією». Дата обращения 17 сентября 2018.
  19. Петр Порошенко разорвал договор о дружбе с Россией (17 сентября 2018). Дата обращения 17 сентября 2018.
  20. Порошенко предлагает прекратить действие Договора о дружбе с РФ с 1 апреля 2019 года (видео) (рус.). Дата обращения 3 декабря 2018.
  21. Порошенко предложил разорвать договор о дружбе и сотрудничестве с РФ с 1 апреля. Interfax.ru (3 декабря 2018). Дата обращения 3 декабря 2018.
  22. Порошенко официально разорвал Договор о дружбе с Россией / rg.ru, 10.12.2018
  23. Deutsche Welle (www.dw.com). Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ прекратил действие | DW | 01.04.2019. DW.COM. Дата обращения 2 апреля 2019.

> Ссылки

  • Текст соглашения на русском языке
  • Текст соглашения на украинском языке (укр.). Офіційний сайт Верховної Ради України. Дата обращения 18 октября 2015.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *