Экологическая экспертиза понятие виды объекты принципы

Понятие экологической экспертизы

Согласно Федеральному закону «Об экологической экспертизе» под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. Она является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны права каждого на благоприятную окружающую среду, источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.
И, наконец, если оценка воздействия на окружающую среду представляет собой средство обеспечения учета экологических требований при планировании и проектировании новой хозяйственной деятельности и составляет основу подготовки экологически значимых хозяйственных решений, то экологическая экспертиза, прежде всего государственная, создает правовые предпосылки для их принятия.

Виды экологической экспертизы

В соответствии с законодательством в России осуществляются:

  • государственная экологическая экспертиза;
  • общественная экологическая экспертиза.

Проведение таких видов экспертизы имеет юридически значимый характер.
В литературе по экологическому праву можно встретить мнение о том, что помимо государственной и общественной проводятся ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза. Проведение таких экспертиз самостоятельного правового значения не имеет.

Принципы экологической экспертизы

Согласно Федеральному закону «Об экологической экспертизе» такая экспертиза основывается на принципах:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;
  • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  • гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
  • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности означает, что при оценке материалов, являющихся объектом экологической экспертизы, эксперты должны исходить из того, что реализация соответствующей деятельности может влечь вредные воздействия на окружающую природную среду. Исходя из этой презумпции, перед лицами, участвующими в процессе экологической экспертизы, стоит первоочередная задача выявить все потенциальные виды и масштабы таких воздействий.

Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы. Для заказчика это означает, что он не вправе принять решение о реализации планируемой деятельности и осуществлять ее, не представив материалы на государственную экологическую экспертизу. Для уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы из этого принципа вытекает обязанность принять на экспертизу материалы, организовать и провести государственную экологическую экспертизы.

Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий обязывает органы и комиссии государственной экологической экспертизы оценить полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы.

Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы обязывает субъектов эколого-экспертного процесса обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов животного и растительного мира, правовых экологических требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние природной среды, и, в конечном счете, права каждого на благоприятную окружающую среду.

Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу обязывает заказчика обеспечить представление на экологическую экспертизу достоверной и полной информации об объекте экспертизы.
Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на ее проведение, задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы. В соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экспертируемого объекта и выводах по нему.

Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы указывает на то, что заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными, а содержащиеся в них суждения и выводы должны быть научно аргументированными. Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность в данной области проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической экспертизы и подготовке включаемых в заключения выводов по нему каждым участником эколого-экспертного процесса и комиссией в целом.
Содержание принципа законности заключений экологической экспертизы означает, что если в процессе проведения государственной экологической экспертизы объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические требования, то комиссия не вправе допустить реализацию объекта; другими словами, комиссия не вправе дать положительное заключение. Если же такое заключение все же дается, то это служит основанием для вывода о нарушении принципа законности при проведении государственной экологической экспертизы.

Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения устанавливает обязанность других субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства в области экологической экспертизы относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической экспертизе, участия о ней общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы. Невыполнение ими этой обязанности является правонарушением и соответственно основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы, они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Последовательное соблюдение названных принципов в процессе организации и проведения государственной экологической экспертизы — важнейшее требование и условие эффективности экспертизы в обеспечении реализации экологического права. На практике в связи с соблюдением этих принципов возникает немало проблем.

3. Цели, задачи и принципы государственной экологической экспертизы

5. Государственная экологическая экспертиза — вид экспертной деятельности уполномоченного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды — центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды — Министерства, его территориальных органов и местных исполнительных органов в пределах их компетенции, целью которой является реализация требований экологического законодательства Республики Казахстан, обеспечение условий рационального природопользования в процессе принятия решений о социально — экономическом развитии Республики, ее отдельных регионов, отраслей народного хозяйства, деятельности отдельных предприятий.

Государственная экологическая экспертиза устанавливает соответствие намечаемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, а также определяет допустимость реализации объекта государственной экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных последствий.

6. Целями государственной экологической экспертизы является:

1) определение и ограничение возможных негативных последствий реализации планируемой и осуществляемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной нормотворческой и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;

2) соблюдение баланса интересов экономического развития и охраны окружающей среды, а также предотвращение ущерба третьим сторонам в процессе природопользования.

7. Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и должна предшествовать принятию правовых, хозяйственных и управленческих решений в части природопользования и воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы финансирование и реализация проектов запрещается.

8. Задачами государственной экологической экспертизы являются:

1) определение экологической обоснованности намечаемых решений, реализация которых может повлиять на состояние окружающей среды и природных ресурсов;

2) определение полноты и правильности оценки воздействия планируемой и осуществляемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, включая анализ возможных социальных, экономических и экологических последствий и определение уровня экологического риска;

3) оценка эффективности, полноты и достаточности, предлагаемых в объектах экспертизы мер по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, охране здоровья населения;

4) подготовка заключений государственной экологической экспертизы, своевременная передача их государственным и иным организациям, принимающим решение о реализации объекта экспертизы и представление необходимой информации заинтересованным органам и населению;

5) проверка соблюдения в экспертируемой документации экологических требований, содержащихся в законах Республики Казахстан, стандартах, нормах и правилах, действующих на территории Республики Казахстан.

9. Принципами государственной экологической экспертизы являются:

1) обязательность проведения государственной экологической экспертизы;

2) взаимодействие с контролирующими и надзорными государственными органами;

3) объективность и научная обоснованность выводов государственной экологической экспертизы;

4) независимость экспертных органов и экспертов при осуществлении ими своих полномочий;

5) гласность;

6) комплексность государственной экологической экспертизы и разнообразия ее видов;

7) приоритетность экологических и медико — биологических интересов.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Время на прочтение: 4 минут(ы)

В последнее время темы, связанные с экологией, становятся все более актуальными, а наши соотечественники все охотнее проверяют собственное имущество (дом, квартиру, офис, автомобиль) на экологическую безопасность. В этой статье мы расскажем о том, в чем заключается экологическая экспертиза и каких видов она бывает.

Что это такое и для чего нужна?

Государственная и независимая экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза представляет собой комплекс мероприятий, направленный на выявление соответствия любого объекта или вида деятельности утвержденным требованиям и возможности продолжения эксплуатации объекта или ведения деятельности без каких-либо негативных последствий для окружающей среды.

Важно: Нормы проведения экологических экспертиз регламентированы положениями федерального законодательства в рамках законов №65-ФЗ от 15.04.1998 года и №174-ФЗ от 23.11.1995 года.

Основной целью экологической экспертизы является обеспечение экологической безопасности населения и сохранение природного потенциала.

Необходимо отметить, что еще недавно в нашей стране все природоохранные мероприятия проводились на государственном уровне, а понятия независимой экспертизы просто не существовало. Однако с развитием технического процесса существенно ужесточилось и законодательство в области экологии. На данный момент существует два основных вида экологической экспертизы: государственная и общественная.

Согласно действующему законодательству государственная экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти в субъектах страны. Проводиться такая экспертиза может как на федеральном, так и на региональном уровне.

Общественная экспертиза проводится по инициативе общественных организаций и отдельных граждан. Кроме того, инициаторами такой экспертизы могут являться:

  • органы местного самоуправления общественных объединений и организаций;
  • общественные объединения, ведущие деятельность по охране окружающей среды;
  • общественные объединения, занимающиеся проведением экологических экспертиз.

Важно: Оплачивает услуги по проведению экологической экспертизы ее инициатор (заказчик). Аналогичным образом финансируются повторные экспертизы, если в них есть необходимость.

Экологическая экспертиза проектной документации проводится в случае:

Проведение экологической экспертизы обязательно для таких объектов, как:

  • проекты и документы в области охраны окружающей среды, утвержденные органами государственной власти;
  • проекты федеральных программ, предусматривающие строительство или эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду расположением в природоохранных зонах;
  • проекты, касающиеся обоюдных соглашений о разделе продукции;
  • проекты и технические документы, касающиеся использования новых технологий, потенциально опасных для окружающей среды;
  • документы о преобразовании государственных природных заповедников в национальные парки;
  • документы, касающиеся экспертизы для объектов, указанных в Законах №187–ФЗ, 155–ФЗ, 191–ФЗ;
  • вышеуказанные объекты, ранее прошедшие экспертизу и получившие положительное заключение, в случае прохождения доработки или истечения срока действия заключения.

Объекты государственной экологической экспертизы

Объектом экологической экспертизы может выступать любой объект, вызывающий какие-либо опасения, в том числе:

  • квартира;
  • загородный дом;
  • земельный участок;
  • офисное помещение;
  • производственное помещение;
  • автомобиль.

Кто проводит?

Государственные экспертизы проводятся в специализированных бюджетных учреждениях.

В то же время проведением общественных экспертиз занимаются независимые частные организации, имеющие соответствующий сертификат, квалификацию и, соответственно, право на проведение таких работ.

Методы

Методов экологической экспертизы существует довольно много, однако подходящую методологию исследования специалисты подбирают для каждого конкретного случая в индивидуальном порядке с учетом особенностей и сложности рассматриваемых объектов. В то время как в некоторых случаях бывает достаточно какого-то одного метода, порой приходится использовать сразу несколько.

Необходимо отметить, что в ходе проведения экологической экспертизы специалисты проводят мероприятия по:

  • химическому и микробиологическому анализу воздуха в помещении;
  • измерению уровня электромагнитного излучения;
  • измерению средней температуры и влажности воздуха;
  • определению соответствия циркуляции и вентиляции воздуха установленным нормам;
  • выявлению потенциальных источников радиационного излучения;
  • проведению иных специальных мероприятий по требованию заказчика экспертизы.

Наиболее распространенными методами разрешения проблем экологического характера являются:

  • анкетирование – опрос специалистов в письменной форме;
  • интервьюирование – устный опрос в форме беседы;
  • метод Дельфы – многотуровая процедура анкетирования с обработкой и передачей результатов каждого тура специалистам, работающим инкогнито в отношении друг друга;
  • мозговой штурм – групповое обсуждение с целью получения новых вариантов решения проблемы;
  • дискуссия – открытое коллективное обсуждение рассматриваемой проблемы.

Когда проводится общественная экологическая экспертиза?

Проведение экологической экспертизы может потребоваться в случаях необходимости выявления негативных факторов, оказывающих влияние на окружающую среду.

Для особо опасных, с точки зрения экологии, промышленных предприятий проведение экологической экспертизы является обязательным.

Инициатором (заказчиком) экологической экспертизы может являться как физическое, так и юридическое лицо, ответственное за проведение намечаемого исследования.

В роли заказчика могут выступать и государственные органы, и частные лица. Соответственно, в первом случае экспертиза будет государственной, а во второй – общественной.

Федеральный закон 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»: последняя редакция с изменениями

С актуальной версией Федерального закона №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в последней редакции можно ознакомиться на официальном информационно-правовом портале «Консультант-Плюс» по ссылке http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8515/ или на сайте системы «Гарант» по адресу http://base.garant.ru/10108595/ .

Виды

Все виды экологических экспертиз, проводящихся в нашей стране, условно можно разделить на пять групп:

  • государственные – установление соответствия документов любого объекта или вида деятельности требованиям, утвержденным на законодательном уровне и регламентирующим вопросы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • общественные – организуются и проводятся по инициативе и под надзором общественных объединений/организаций, созданных с целью защиты окружающей среды, заключения имеют, как правило, рекомендательный характер;
  • ведомственные – проводятся на основании распоряжения соответствующего ведомства, а заключения имеют юридическую силу только внутри структуры (при условии, что вердикт не противоречит заключению государственной экспертизы);
  • научные – организуются по инициативе отдельных ученых или коллективов учебных заведений или научных учреждений с целью получения необходимых сведений для дальнейших научных исследований;
  • коммерческие – проводятся в интересах коммерческих организаций, нуждающихся в получении объективных сведений об интересующей сфере деятельности или объекте.

По типу исследования классифицировать экологические экспертизы можно и следующим образом:

  • экспертиза шума и шумового фона;
  • экспертиза электромагнитного излучения;
  • экологическая экспертиза катастроф;
  • экспертиза вибрации;
  • радиационная экспертиза.

Порядок проведения

Алгоритм проведения экологической экспертизы, как правило, выглядит следующим образом:

  • выбор экспертной компании;
  • предоставление необходимой документации;
  • заключение договора и оплата услуг по проведению экспертизы;
  • ожидание проведения исследований;
  • ожидание результатов экспертизы;
  • получение сертификата соответствия и отчета о проделанной работе.

При этом с точки зрения экспертов проведение государственной экологической экспертизы выглядит несколько иначе и состоит из:

  • предоставления материалов;
  • регистрации, проверки полноты и достаточности предоставленных материалов;
  • формирования комиссии государственной экспертизы;
  • подготовки групповых, индивидуальных заключений и сводного заключения государственной экспертизы;
  • подписания и утверждения заключения.

Государственная экологическая экспертиза: официальный сайт

Государственная экспертиза федерального уровня организуется и проводится Росприроднадзором. Официальный сайт ведомства располагается по адресу http://rpn.gov.ru .

Центры экологических экспертиз: где заказать услуги

Заказать проведение экологической экспертизы можно в таких организациях, как:

Образцы документов

Заключение

Ознакомиться с примером заключения государственной экологической экспертизы можно по ссылке https://yadi.sk/i/B2NBYvnv3M2RA8 .

Для того чтобы скачать образец заключения общественной экспертизы, необходимо перейти по адресу https://yadi.sk/i/D2xnUCAW3M2RBr .

Таким образом, экологическая экспертиза – важнейший вид исследования, направленный на выявление соответствия объектов или деятельности утвержденным требованиям, а также возможности продолжения использования объекта или ведения деятельности причинения вредя окружающей среде. Именно поэтому для особо опасных с экологической точки зрения промышленных объектов проведение такой экспертизы обязательно.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку: 3 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *