Фап иао часть 3

Обязанности должностных лиц ИТС

Заместитель командира авиационной части по ИАС — начальник службы отвечает за:

боевую готовность АТ, состоящей на вооружении части, правильную ее эксплуатацию, хранение и ремонт;

инженерно-авиационное обеспечение боевых действий и боевой подготовки;

инженерно-техническую подготовку личного состава части;

боевую подготовку, воспитание и воинскую дисциплину непосредственно подчиненного ему личного состава.

Он подчиняется командиру части и является прямым начальником всего личного состава части.

Старший инженер (инженер) авиационной части по специальности осуществляет техническое руководство эксплуатацией АТ по своей специальности и отвечает за:

разработку мероприятий по организации эксплуатации, войскового ремонта и содержания АТ в постоянной исправности и боевой готовности;

боевую и мобилизационную готовность непосредственно подчиненных ему подразделений, боевую подготовку, воспитание и воинскую дисциплину их личного состава;

знание личным составом АТ, правил ее эксплуатации и мер безопасности при выполнении работ на АТ;

состояние учебно-тренажной базы;

анализ причин отказов АТ и разработку профилактических мероприятий по их предупреждению;

разработку мероприятий по организации эксплуатации и содержания в исправном состоянии бортовых средств ОК и устройств наземной обработки информации;

разработку мероприятий по организации и контролю выполнения работ по бюллетеням на АТ;

ведение рекламационной работы;

полноту и качество заполнения эталонных экземпляров документации, своевременное изучение с личным составом всех изменений и дополнений;

правильность ведения и своевременность представления установленной учетно-отчетной документации.

Старшие инженеры (инженеры) авиационной части всех специальностей подчиняются заместителю командира части по ИАС.

Старший инженер (инженер) авиационной части по своей специальности имеет право:

давать технические указания по эксплуатации АТ, ИТП всему личному составу авиационной части в пределах своих служебных обязанностей;

отстранять от выполнения работ на авиационной технике специалистов ИАС при грубых нарушениях ими мер безопасности или правил ее эксплуатации.

Начальник тэч части отвечает за:

боевую и мобилизационную готовность тэч части;

боевую подготовку, воспитание и воинскую дисциплину личного состава тэч части;

постоянную готовность подвижных сил и средств тэч части к перебазированию, а также за исправность и боевую готовность АТ части в объеме своих функциональных обязанностей;

исправность, сохранность средств ТО и ремонта, используемых в тэч части;

планирование, организацию, своевременное и качественное выполнение ремонтных работ, регламентных работ и работ по бюллетеням на АТ, находящейся в тэч части;

организацию учета и использование СТО и расходных материалов в тэч части;

соблюдение личным составом требований безопасности и экологической защиты при работе на АТ;

состояние пожарной безопасности на территории, в служебных и производственных помещениях тэч части;

соблюдение личным составом тэч части установленных правил обращения с грифованной АТ и документацией;

правильность ведения и своевременность представления установленной учетно-отчетной документации.

Начальник тэч части подчиняется заместителю командира части по ИАС и является прямым начальником всего личного состава тэч части.

Командир авиационно-технического отряда отвечает за:

боевую готовность ато, боевую подготовку, воспитание и воинскую дисциплину личного состава ато;

содержание АТ, средств ее эксплуатации и ремонта, АСП первого боекомплекта в постоянной готовности к применению и перебазированию;

полноту и качество подготовки ИТС и АТ к несению боевого дежурства;

подготовку АТ к применению в установленные сроки, своевременное ее восстановление и ремонт;

правильное использование и хранение закрепленных за ИТС ато СТО и других материальных средств;

учет и сохранность материалов ОК по результатам облетов АТ;

ввод в строй вновь прибывшего ИТС ато;

инженерно-техническую подготовку личного состава аэ;

соблюдение ИТС ато установленных правил обращения с грифованной АТ и документацией.

Командир ато подчиняется командиру аэ, является его заместителем по ИАС и прямым начальником всего личного состава аэ.

Командир авиационно-технического отряда имеет право:

давать распоряжения личному составу аэ по вопросам эксплуатации АТ;

отстранять от полетов экипажи (летчиков) (до командира звена включительно) при грубых нарушениях ими правил эксплуатации АТ;

отстранять от эксплуатации АТ лиц ИТС ато в случаях грубых нарушений ими мер безопасности или правил эксплуатации АТ, а также показавших при проверке неудовлетворительное знание АТ и правил ее эксплуатации.

Инженер ато по специальности осуществляет техническое руководство эксплуатацией АТ по своей специальности и отвечает за:

полноту и качество выполнения мероприятий по организации эксплуатации, войскового ремонта и содержания АТ и АСП первого боекомплекта в постоянной исправности и боевой готовности;

знание личным составом ато АТ, полноты и технологии выполняемых работ, мер безопасности при работе на ней;

полноту и достоверность сведений об отказах и неисправностях АТ, потребных трудозатратах на их устранение;

состояние средств контроля технического состояния АТ, правильность применения СТО;

контроль комплектности, наличия и правильности заполнения документации на АТ, отправляемую в ремонт, отправку деталей для доработки авиационной техники по бюллетеням промышленности, не выполненным в части;

правильность ведения и своевременность представления установленной учетно-отчетной документации;

своевременное внесение изменений и дополнений в рабочие экземпляры документации и ежеквартальную сверку их с эталонным экземпляром.

Инженер ато подчиняется командиру ато.

Инженеры ато по своей специальности имеют право:

давать указания по эксплуатации авиационной техники всему личному составу авиационной эскадрильи в пределах своих служебных обязанностей;

отстранять от подготовки авиационной техники специалистов ИАС ато при грубых нарушениях ими мер безопасности или правил эксплуатации, а также неудовлетворительных знаниях при проверке.

Начальник технического расчета отвечает за:

боевую готовность технического расчета, боевую подготовку, воспитание и воинскую дисциплину его личного состава;

содержание авиационной техники, АСП первого боекомплекта, агрегатов съемного оборудования, средств технического обслуживания авиационной техники в исправности и постоянной готовности к применению;

качество и полноту подготовки к полетам авиационной техники, своевременное ее восстановление при отказах (повреждениях);

соблюдение личным составом технического расчета мер безопасности при выполнении работ;

ведение установленного учета и отчетности.

Начальник технического расчета подчиняется командиру ато и является прямым начальником личного состава технического расчета.

Начальник технического расчета обязан:

знать авиационную технику и правила ее эксплуатации, объем и технологию проведения всех видов работ и подготовок авиационной техники к полетам, уметь их выполнять;

контролировать полноту и качество выполнения работ на авиационной технике, средствах ее технического обслуживания;

обеспечивать постоянную боевую готовность авиационной техники расчета; организовывать подготовку ВС к полетам в соответствии с требованиями настоящих Правил, руководств (инструкций) и регламентов технического обслуживания, контролировать правильность и своевременность заполнения установленной документации;

знать сорта применяемых горючих и смазочных материалов, специальных жидкостей и газов, нормы их расхода, а также фактические расходы топлива и масел на каждом ВС расчета;

лично проверять полноту выполняемых на ВС работ по подготовке его к полету, проводить межполетный анализ работоспособности авиационной техники по материалам СОК и бланкам экспресс-анализа, в отсутствие командира ато давать разрешение на допуск к полетам ВС своего расчета;

не допускать к полетам ВС с неисправностями или подготовленные с нарушениями требований нормативных документов;

не допускать подготовку авиационной техники с использованием неисправных средств ее технического обслуживания;

знать состояние каждого ВС расчета, проводить осмотры ВС в соответствии с нормами осмотров, установленными настоящими Правилами, и давать указания по устранению недостатков;

осуществлять (после допуска руководящим составом атч) контроль СНО ОП, проверять соответствие топлива, масел и спецжидкостей разрешенным к применению согласно эксплуатационно-технической документации на ВС;

обеспечивать соблюдение личным составом расчета установленных правил обращения с грифованной техникой и документацией;

готовить личный состав, съемное оборудование и техническое имущество расчета к перебазированию и к работе на оперативных аэродромах;

вести установленный учет и отчетность, контролировать правильность и своевременность ведения документации в техническом расчете;

организовывать обучение личного состава расчета войсковому ремонту;

обобщать и анализировать опыт работы на авиационной технике личного состава расчета, ежедневно проводить с ним технические разборы;

разрабатывать и внедрять мероприятия по сокращению сроков и трудозатрат на подготовку ВС и авиационных средств поражения к применению, расхода материальных средств на их техническую эксплуатацию;

организовывать изучение маршрутов подготовки ВС к полету таким образом, чтобы каждый специалист технического расчета освоил не менее 2…3 маршрутов;

вести учет работы личного состава технического расчета по маршрутам, планировать и проводить регулярные тренажи с личным составом технического расчета по восстановлению навыков работы по освоенным маршрутам;

обеспечивать соблюдение мер безопасности при работе на авиационной технике, выполнение мероприятий по защите от оружия массового поражения, противопожарной защите личного состава технического расчета и авиационной технике при работе.

Старший техник (техник) ВС отвечает за:

исправность и боевую готовность, полноту и качество подготовки ВС к полету;

обучение подчиненных ему лиц технического состава экипажа правилам и практическим навыкам выполнения работ на ВС;

исправность и сохранность закрепленного за ним инструмента и оборудования;

сохранность грифованной аппаратуры, установленной на ВС;

сохранность средств поражения первого боекомплекта, находящегося на ВС и хранящегося у ВС.

Он подчиняется начальнику технического расчета и является непосредственным начальником технического состава экипажа.

Старший техник (техник) ВС обязан:

знать конструкцию и правила эксплуатации ВС, силовой установки, а также принцип работы и правила эксплуатации всех систем и всего оборудования ВС, техническое состояние и ресурс закрепленного за ним ВС, двигателей и оборудования;

знать сорта применяемых топлив, масел, спецжидкостей и газов, нормы их расхода, а также фактический расход топлива и масла на закрепленном за ним ВС; лично контролировать марку и количество заправляемых в системы ВС топлива, масла, спецжидкостей и зарядку газов;

знать объем подготовок и уметь выполнять все виды подготовок ВС к полету (по всем маршрутам), знать объем регламентных и периодических работ, порядок их выполнения; контролировать выполнение работ на ВС специалистами технического расчета (групп авиационной эскадрильи) и тэч авиационной части;

докладывать начальнику технического расчета обо всех неисправностях на ВС;

вести установленный учет и отчетность, контролировать правильность заполнения документации на ВС техническим составом;

лично проводить и уметь организовывать подготовку ВС к полету, умело проверять его техническое состояние, выявлять и устранять неисправности, составлять карточки учета неисправностей;

оказывать помощь летчику при посадке в ВС, в подготовке кабины, а также при запуске авиационного двигателя (двигателей);

выпускать в полет только исправное и полностью подготовленное ВС, по окончании предполетной подготовки и подготовки к повторному полету докладывать начальнику технического расчета о выполненной подготовке ВС к полету;

по прибытии летного состава для полета докладывать командиру экипажа (летчику) о выполненных работах на ВС и о степени готовности его к полету;

после полета получать замечания летного состава и специалистов, проводящих межполетный анализ данных СОК (через старшего инженера полетов) о работе авиационной техники в полете с записью в контрольном листе, и принимать меры по устранению отмеченных недостатков;

содержать в исправном состоянии и чистоте закрепленное за ВС наземное оборудование, средства маскировки и укрытие, своевременно проверять и ремонтировать наземное оборудование, производить уборку стоянки (укрытия) ВС и выхода к рулежной дорожке.

Инженерно-авиационное обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ИАО) БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2. УПРАВЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБОЙ

3. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЧНОГО СОСТАВА АВИАЦИОННЫХ ЧАСТЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В выполнении задач, которые возлагаются на авиацию Вооруженных Сил РФ, важное место принадлежит инженерно-авиационной службе (ИАС), которая осуществляет техническую эксплуатацию и ремонт авиационной техники, инженерно-авиационное обеспечение боевых действий авиационных частей и проводит инженерно-техническую подготовку личного состава. Наряду с этим ИАС участвует в решении проблем дальнейшего совершенствования и развития авиационной техники, расширения ее боевых возможностей и улучшения эксплуатационных характеристик, применения наиболее рациональных форм и методов работы по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники, военному воспитанию и обучению личного состава.

Решение возложенных на ИАС задач, проведение технического обслуживания и ремонта АТ осуществляется высококвалифицированными специалистами четырех основных специальностей: по самолету и двигателю, авиационному вооружению, авиационному оборудованию и радиоэлектронному оборудованию. В целом инженерно-авиационная служба частей, соединений и объединений возглавляется инженером-механиком — специалистом по самолету и двигателю.

Успешное выполнение функций и возложенных задач на каждого специалиста ИАС возможно лишь при наличии широкого общетехнического кругозора, глубоких специальных знаний, а также твердых организаторских навыков и других качеств, необходимых командиру для руководства работой и воспитания подчиненных.

>- выполнение инженерных расчетов по применению АТ, обоснование потребных сил и средств ее эксплуатации и ремонта. >- транспортирования.

Планы ИТП составляются на учебный год. В планах предусматривается распределение времени на ИТП для различных групп, последовательность изучения АТ. На основании плана составляется расписание занятий.

В плане указывается:

— расчёт часов по дисциплинам;

— учебное время и изучаемые темы;

— руководители занятий;

— сроки проведения сборов по наземной подготовке и зачетной сессии.

От занятий по ИТП освобождает только командир части или его заместитель по ИАС.

Организация учебных групп, определение их состава и руководителей определяется в ежегодном приказе по части.

Для проведения занятий создаются следующие учебные группы:

Таблица №1.

Наименование учебной группы

Состав учебной группы

Формы проведения ИТП

Группа заместителя командира части по ИАС

Инженеры части по специальности, заместители командиров аэ по ИАС (командиры ато), начальник тэч ап, заместитель начальника тэч ап, начальник техп.

Самостоятельная подготовка

Группа инженера части по самолетам и двигателям

Начальники тэч звеньев (НТР), начальники и техники групп обслуживания самолетов и двигателей, инженеры ато по С и Д, ст. техники ВС, начальники и техники групп регламента и ремонта по самолетам и двигателям; начальник и техники группы регламента и ремонта по САПС, начальник и техники группы регламента и ремонта СНО и П.

Самостоятельная подготовка.

Групповые занятия в полковой группе, практические занятия и тренажи в авиационных эскадрильях (ато)

Занятия по ИТП проводится по соответствующим формам и методам.

Формы обучения характеризуют прежде всего организационную структуру боевой подготовки. В формах обучения находят выражение группировка обучаемых, место, время, режим занятия, характер связи между обучающими и обучаемыми, соотношение между коллективной и индивидуальной познавательной деятельности воинов.

Основными формами проведения инженерно-технической подготовки являются:

— самостоятельная подготовка;

— лекция;

— групповое занятие;

— семинар;

— практическое занятие и тренаж;

— сборы, техническая конференция;

— индивидуальное обучение на авиационной технике;

— технический разбор и разбор полетов;

— тактико-специальные учения ИТС;

— летно-тактические учения.

Самостоятельная подготовка является основной формой подготовки и повышения квалификации офицерского состава и проводится в классах с обязательным использованием образцов АТ, в служебное время, предусмотренное расписанием занятий. Руководство самостоятельной подготовкой и контроль за ее проведением возлагаются на непосредственных начальников.

Тематика самостоятельной подготовки каждого авиационного специалиста определяется его непосредственным начальником на период обучения с указанием сроков изучения отдельных тем или вопросов темы, ее выполнение контролируется в конце каждого периода обучения.

Лекции проводятся для коллективного изучения сложных теоретических вопросов или вопросов, имеющих обзорный характер.

В лекции изучаются основы научных знаний, что обуславливает необходимость последующей самостоятельной проработки учебного материала для расширения и закрепления знаний.

Групповые занятия проводятся в целях закрепления теоретических знаний с последующей отработкой основ практических навыков, как правило, в классах и на авиационной технике при изучении:

— новой авиационной техники;

— новой контрольно-проверочной аппаратуры;

— устройства и работы наиболее сложных систем, агрегатов и приборов авиационной техники;

— материалов по анализу авиационных происшествий, инцидентов, отказов авиационной техники в полете и мероприятий по их предупреждению;

— бюллетеней, инструкций, указаний и других документов по вопросам эксплуатации и ремонта авиационной техники.

Семинар проводится по наиболее сложным темам программ с целью углубить и закрепить знания инженерно-технического состава, полученные им на групповых занятиях.

Семинар проводится в классах с использованием образцов авиационной техники и других учебных пособий, а также непосредственно на самолетах.

Практические занятия и тренажи являются главной формой инженерно-технической подготовки для привития твердых навыков работы на авиационной технике и совершенствования технического мастерства личного состава.

Под практическими занятиями понимают занятия, которые проводятся в целях углубления знаний конструкции, организации рабочего места, усвоения правил пользования инструментом, приспособлениями и контрольно-проверочной аппаратурой, усвоения порядка и технологии выполнения работ на авиационной технике и соблюдения мер безопасности. Практические занятия предшествуют тренажу.

Под тренажем понимается отработка навыков в выполнении определенных операций в установленное время путем неоднократного их повторения.

К тренажам допускаются специалисты, изучившие вопросы по теме тренажа теоретически и практически, но не имеющие твердых навыков в выполнении необходимых операций.

Практические занятия и тренажи проводятся непосредственно на авиационной технике, на специальных макетах-тренажерах, на учебных агрегатах или на рабочих местах в цехах.

Сроки и порядок проведения учебных сборов определяется в соответствии с Организационными указаниями по боевой подготовке Военно-Воздушных Сил на учебный год.

На учебных сборах изучают:

— наиболее сложные образцы новой авиационной техники, поступающей на вооружение части, методы ее эксплуатации и ремонта;

— новые теоретические положения, особенности устройства и работы авиационной техники, методы ее эксплуатации и ремонта.

Технические конференции проводятся с летным и инженерно-техническим составом для изучения и внедрения передового опыта эксплуатации и ремонта АТ, как правило, перед зимней и летней эксплуатацией.

План технической конференцией разрабатывается инженерами части, утверждается командиром части и доводится до личного состава не позже чем за 15 дней до начала ее работы.

Техническая конференция проводится в течение одного-двух дней в форме пленарных заседаний и работы секций. Секции создаются по каждой специальности (по СД, АО, РЭО, АВ, секции летчиков, штурманов).

Индивидуальное обучение на авиационной технике осуществляется непосредственно начальниками во время совместной работы на авиационной технике для передачи личного опыта и приемов эксплуатации авиационной техники с применением контрольно-проверочной аппаратуры, для этой цели используются текущие работы и проводимые непосредственными начальниками осмотры самолетов и их оборудования.

Технические разборы являются эффективной формой обучения инженерно-технического состава. На технических разборах осуществляются: подведение итогов работы, изучение с личным составом результатов анализа неисправностей авиационной техники, дача указаний по их устранению и предупреждению.

Технические разборы проводят начальники тэч звеньев (отрядов) (НТР) и начальники групп в конце каждого рабочего дня, а заместители командиров авиационных эскадрилий по ИАС (командиры ато), начальник тэч ап и командиры подразделений — не реже одного раза в неделю.

Заместитель командира части по ИАС и инженеры части по специальности ежемесячно по итогам работы за прошлый год проводят со всем инженерно-техническим составом занятия по анализу причин авиационных происшествий, инцидентов и отказов авиационной техники. При этом кроме итогов работы своей части должна использоваться информация, получаемая из других частей и вышестоящих инстанций.

Разбор полетов является одним из важных этапов обучения и подготовки к последующим полетам. На разборе полетов подводятся итоги летной смены (дня, ночи), дается оценка качества выполнения полетных заданий, использования средств объективного контроля. производится анализ ошибок в технике пилотирования, навигации, боевом применении, в эксплуатации авиационной техники, инцидентов, недостатков в организации, подготовке, руководстве и обеспечении полетов. а также доводятся мероприятия по их устранению и предупреждению.

Тактико-специальное учение ИТС проводится на конкретном тактическом фоне аэродрома и охватывает комплекс практических и групповых занятий. Целью ТСУ ИТС является закрепление практических навыков исполнения всеми категориями ИТС своих функциональных обязанностей в условиях, максимально приближенных к боевым. Эту форму обучения целесообразно использовать перед проведением летно-тактических учений.

Во время боевых действий основными формами технической подготовки личного состава ИАС части являются индивидуальное обучение и тренажи при выполнении работ на АТ под руководством опытных авиационных специалистов.

К основным методам проведения ИТП относятся:

— устное изложение материала (рассказ, объяснение);

— беседа;

— показ;

— упражнение;

— самостоятельная работа.

Основным видом проверки знаний и профессионального мастерства ИТС является зачетная сессия. На зачетной сессии проверяется знание АТ, правил ее эксплуатации и ремонта в объеме курса боевой подготовки, ФАП ИАО и др. документов, регламентирующих работу личного состава ИАС. Особое внимание обращается на твердые знания всеми категориями ИТС своих функциональных обязанностей и уверенные профессиональные навыки по их выполнению.

Для проведения ИТП по отдельным разделам и темам программы изучения и освоения АТ могут назначаться руководители занятий из числа наиболее подготовленных специалистов. Для подготовки к каждому занятию руководителю накануне выделяется не менее 4 часов рабочего времени. Для повышения методической подготовки с ними организуются инструктивно-методические и показательные занятия. Проведение показательных занятий, упражнений (тренажей) и их учет возлагаются на непосредственных начальников.

Темы индивидуальных заданий офицеров, как правило, должны быть темами занятий, руководителями которых являются эти офицеры.

Инженерно-технический состав вводится в строй в соответствии с требованиями КБП ИТС и настоящих Правил. Ввод в строй прибывшего пополнения организует заместитель командира части по ИАС. Инженеры части по специальности составляют план ввода в строй, программу подготовки в соответствии с КБП ИТС и обеспечивают контроль их выполнения.

Ответственными за ввод в строй являются непосредственные начальники.

Учебная база должна обеспечивать подготовку и поддержание высокого уровня знаний и практических навыков летного и инженерно-технического состава по эксплуатации, ремонту и боевому применению АТ.

Основу учебной базы составляют ТСО, в состав которых входят учебные классы по специальностям, комплексные тренажеры и компьютерные классы, а также оборудование рабочих мест ИТС и АТ.

В каждой части для проведения ИТП создаются учебные классы:

— самолетов (вертолетов) и двигателей;

— комплексов АВ;

— комплексов АО;

— комплексов РЭО;

— специального вооружения.

Оборудование учебных классов должно соответствовать требованиям Федеральных авиационных правил организации учебной базы в частях государственной авиации и носить эксплуатационную направленность.

Обеспечение учебной базы расходными материалами возлагается на начальника штаба части.

Организация работ по оборудованию и оформлению учебных классов возлагается на заместителя командира части по ИАС. Ответственными за оборудование учебных классов являются инженеры части по специальности.

Для проведения инженерно-технической подготовки по отдельным дисциплинам приказом по части назначаются руководители занятий из наиболее подготовленных специалистов. Проведение практических занятий, тренажей и их учет возлагаются на непосредственных начальников. Для повышения качества и эффективности занятий с руководителями занятий проводится методическая работа.

Целью методической работы являются:

— обобщение и передача опыта проведения занятий;

— установление единства в методике обучения;

— изучение и твердое соблюдение организационно-методических указаний, курса боевой подготовки, требований соответствующих программ по технической подготовке личного состава, директив и указаний.

Методическая работа в авиационной части включает:

— методические совещания:

— инструкторско-методические занятия;

— показные занятия;

— контроль и последующий разбор занятий;

— самостоятельная работа руководителей занятий.

Методическую работу с руководителями занятий организует заместитель командира авиационной части по ИАС с привлечением инженеров части по соответствующим специальностям и проводит ее в соответствии с планом инженерно-технической подготовки.

Проведение методической работы способствует творческому росту руководителей занятий, помогает им повысить качество проводимых занятий. Методика построения и проведения каждого конкретного занятия выбирается с учетом целевого назначения занятий, его тематики, уровня подготовки обучаемых, обеспеченности занятия техническими средствами и наглядными пособиями (макеты, чертежи, схемы, плакаты), располагаемого времени.

Для проведения занятий с высокой эффективностью руководитель обязан:

— уяснить содержание предстоящего занятия, определить его место в
подготовке личного состава и проанализировать результаты предстоящего
занятия;

— произвести подбор, систематизацию и обработку фактического материала, выделяя главное;

— выполнить предварительный расчет времени;

— составить план-конспект проведения занятий;

— подготовить наглядные пособия применительно к теме.

На каждое занятие следует выносить логически завершенную часть материала, объем которой способны воспринимать обучаемые в отведенное время. Занятие должно проводиться по принципу «от простого к сложному» и содержать не более 3…4 смысловых частей.

Изучение конкретных агрегатов и систем целесообразно проводить по плану, включающему следующие вопросы:

— назначение агрегата или системы, его боевое применение;

— основные данные;

— устройство и работа отдельных частей, узлов, блоков;

— принцип работы агрегата или системы в целом;

— расположение агрегата на самолете;

— особенности эксплуатации;

— контрольно-проверочная аппаратура и приспособления, применяемые при эксплуатации агрегата или системы;

— характерные неисправности, их внешнее проявление, поиск и устранение. Эффективным методом активизации внимания обучаемых являются схемы, чертежи, рисунки, записи мелом на доске по ходу изложения. При этом на доске изображаются упрощенные схемы и рисунки, поясняющие существо излагаемого материала и не требующие времени более 3…5 минут для своего вычерчивания.

К каждому занятию составляется план-конспект, который содержит:

— тему и цель занятия;

— распределение наглядных пособий по излагаемым вопросам;

— вводную часть (рассчитанную не более чем на 10 минут) с перечнем контрольных вопросов для проверки усвоения обучаемыми предыдущего занятия;

— основную часть с перечнем вопросов, подлежащих изучению на данном занятии.

В каждом вопросе должно иметь место, по крайней мере, три момента: постановка вопроса, изложение или исследование его и, наконец, необходимые теоретические и практические выводы.

— заключительную часть (продолжительностью 5…10 минут), в которой указывается задание на самостоятельную подготовку и рекомендуемая литература.

В заключении обучаемые должны получить выводы по занятию и увидеть прочную связь с вопросами, поставленными в начале занятия. Так достигается ощущение исчерпанности материала.

Рекомендуемая литература должна соответствовать уровню общей подготовки обучаемых. При определении объема материала для самостоятельной подготовки следует учитывать, что, работая над новым материалом (читая и конспектируя), обучаемый затрачивает в среднем 15 минут на страницу, а при повторении уже изучавшегося — 3…5 минут. Кроме того, ему необходимо время для анализа содержания учебного материала, установления связи его с предыдущими и последующими занятиями.

При изучении руководящих документов инженерно-авиационной службы (бюллетеней, указаний, дополнений к инструкциям) заместитель командира авиационной части по ИАС и инженеры по специальностям обязаны:

— установить связь поступившего документа с ранее действовавшим документом по этому вопросу и уяснить причину его введения;

— определить, на какие серии и номера самолетов авиационной части документ распространяется;

— лично участвовать в выполнении требуемых работ (доработок) на первом образце авиационной техники с пунктуальным соблюдением последовательности, изложенной в документе, проверить действия авиационной техники после проведения работ или изменений в правилах эксплуатации;

— определить категорию инженерно-технического состава, с которым следует изучить документ;

— провести инструктаж руководителей занятий непосредственно на авиационной технике.

После инструктажа руководители занятий изучают документ со всем остальным составом.

Для проведения ИТП в каждой части создается учебная база, которая

обеспечивает подготовку и поддержание высокого уровня знаний и практических навыков летного и ИТС по эксплуатации, ремонту и боевому

применению AT.

Основой учебной базы является: оборудование учебных классов, тренажеры, оборудование учебных мест ИТС и авиационная техника.

В каждой авиационной части для проведения ИТП создаются учебные классы:

— самолёта и двигателя;

— авиационного вооружения;

— радиоэлектронного оборудования;

— войскового ремонта.

Оборудование учебных классов должно носить эксплуатационную направленность.

Наглядные и учебные пособия, тренажеры создаются силами авиационной части, изготавливаются ремонтными предприятиями объединений, приобретаются за счет денежных средств отпускаемых на боевую подготовку, а также поступают в порядке централизованного снабжения.

Для оснащения классов учебно-наглядными пособиями и тренажерами разрешается использовать образцы авиационной техники, непригодные к эксплуатации. Обеспечение учебной базы расходными материалами, средствами возлагается на начальника штаба части. Организация работ по оборудованию и оформлению учебных классов возлагается на заместителя командира авиационной части по ИАС. Ответственность за оборудование учебных классов несут инженеры части по специальностям.

Перед каждым учебным годом командир авиационной части проводит смотр готовности учебных классов к проведению ИТП.

Организация управлением инженерно- авиационным обеспечением. Обязанности должностных лиц инженерно-авиационной службы.

12

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

№№ п/п Изучаемые вопросы на СРС Время Прим.
Организация управления инженерно- авиационным обеспечением. Обязанности должностных лиц инженерно-авиационной службы. 90 мин
Документация инженерно- технического состава

Методические указания по структуре проведения занятия

Перед началом занятия преподаватель принимает рапорт от дежурного по взводу о готовности личного состава к занятиям.

Практические занятия проводятся в составе взвода, полувзвода, учебной группы в целях практического освоения вооружения и военной техники, овладения методами их применения, эксплуатации, ремонта и хранения, выработки навыков в решении задач, производстве расчетов и регламентных работ, разработке и оформлении боевых и служебных документов, отработке нормативов и других вопросов в соответствии с программой обучения. Целью практических занятий является привитие и совершенствование практических навыков студентов в выполнении должностных обязанностей в соответствующих звеньях управления. Практические занятия могут проводиться методом тренировок.

В аудитории должны быть подготовлены схемы, таблицы.

Преподаватель осуществляет проверку личного состава по списку в групповом журнале, где делает соответствующие отметки в графе изучаемой дисциплины. Используемые сокращения определены в правилах ведения группового журнала. Далее преподаватель проводит контроль знаний студентов по материалу предыдущего занятия. В процессе контроля, при необходимости, дополняет и исправляет ответы студентов. По завершении опроса подводит итог и делает выводы, выставляет оценки.

Далее преподаватель приступает к изложению материала данного занятия: объявляет тему, название занятия, учебную цель, актуальность, учебные вопросы. Перед началом изложения преподаватель указывает необходимость изучения данной темы, ставит проблемные вопросы.

В начале необходимо напомнить студентам общий назначения и основные задачи инженерно-авиационной службы.

При изложении учебных вопросов акцентировать внимание студентов на управлении инженерно-авиационной службой.

В заключительной части занятия преподаватель делает обзор всего занятия, задает один, два контрольных вопроса и подводит общий итог за занятие в целом.

В заключении преподаватель определяет задание на самостоятельную подготовку, перечисляет литературу на самостоятельную работу студентов. Заканчивает занятие.

Дежурный по взводу подает соответствующую команду.

Методические указания для СРС под руководством преподавателя

В процессе самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя преподаватель напоминает основные более лёгкие вопросы занятия, разъясняет обучаемым где на них можно найти ответы, оптимизирует процесс самостоятельного изучения того или иного вопроса данного занятия; помогает обучаемым выделить основную главную мысль.

Преподаватель путём наводящих вопросов помогает студентам самостоятельно формулировать и конспектировать учебный материал в доступной к пониманию форме.

По окончании СРС преподаватель подводит итог, отвечает на вопросы обучаемых, если таковые имеются, и заканчивает занятие.

Организация управлением инженерно- авиационным обеспечением. Обязанности должностных лиц инженерно-авиационной службы.

Высокая эффективность инженерно-авиационного обеспечения боевых действий и боевой подготовки авиационных частей невозможно без хорошей организации управления ИАС и четкого выполнения ими своих должностных обязанностей.

Управление инженерно-авиационным обеспечением заключается в целенаправленной деятельности руководящего ИТС направленной на выполнения задач ИАО. Управление ИТС части включает в себя:

— получение и уяснение задачи руководящим ИТС;

— принятие решения;

— доведения задач до подчиненных;

— планирование ИАО;

— организацию функционирования системы управления;

— руководство подчиненными в процессе подготовки и выполнения задач ИАО;

— осуществление контроля;

— оценку эффективности работы ИТС.

Заместитель командира части по ИАС непосредственно осуществляет управление ИАО части. Для организации управления в части оборудуются ПУ ИАО, который размещается непосредственно на централизованной заправочной. Он является составной частью командного пункта части и предназначен:

— для руководства ИТС части;

— контроля за ходом подготовки авиационной техники к полетам при проведении части в боеготовое состояние;

— своевременного информирования командира о состоянии и ходе подготовки авиационной техники;

— оказания помощи руководителю полетов по руководству действия летным составом в особых случаях;

— для организации четкого взаимодействия с руководящим составом АТЧ.

На пункте управления ИАО находится:

во время полетов – старший инженер полетов, в дни выполнения работ на авиационной технике – дежурный инженер.

Кроме ПУ ИАО части для организации технологического процесса и руководства работой специалистов ТЭЧ, оборудуется пункт управления ТЭЧ, на ПУ ТЭЧ находится диспетчер.

Для обеспечения управления специалистами ИАС при работе вне базового аэродрома могут быть использованы передвижные командно-диспетчерские пункты (ПДП) оборудованные на шасси автомобилей повышенной проходимости.

ПУ ИАО оснащается необходимой аппаратурой связи и документацией. За оснащение ПУ ИАО средствами связи и содержание их в исправном состоянии отвечает отдельный батальон связи и РТО. Для оперативного управления специалистами ИАС выполняющих работу по подготовке а.т., на стоянке используются портативные радиостанции типа “Ромашка”, которые выдаются руководящему составу ИАС.

ПУ ИАО должен быть обеспечен двухсторонней связью с помещениями и стоянками АТО (а.э.), ТЭЧ части, ППР, КП части, КДП. При этом используется телефонная, селекторная и радиосвязь. При работе со всеми видами связи должны соблюдаться меры предусмотренные инструкцией по ПД ИТР. Работа радиосредств ведется на частотах предусмотренных общей схемой связи части.

ПУ ТЭЧ оборудуется селекторной связью с лабораториями групп регламентных работ и громкоговорящей связью с техническими позициями.

Вопросам совершенствования методов управления ИАО руководящий состав уделяет постоянное внимание в своей повседневной деятельности.

Специалисты инженерно-авиационной службы при решении задач инженерно-авиационного обеспечения выполняют обязанности в соответствии с занимаемыми должностями.

Остановимся ниже на обязанностях возлагаемых на тех должностых лиц, для которых осуществляется подготовка на военной кафедре, а также их непосредственных руководителей.

Т.е. рассмотрим обязанности:

— начальника группы;

— старшего техника (техника) технического расчета по специальности (группы обслуживания, подготовки, регламента и ремонта).

Начальник группы отвечает за:

боевую и специальную подготовку, воспитание и воинскую дисциплину личного состава группы;

постоянную исправность и боевую готовность авиационной техники, закрепленной за группой;

полноту, качество и своевременное выполнение работ на авиационной технике, соблюдение мер безопасности при работе на ней;

своевременное внесение изменений и дополнений в рабочие экземпляры документации и ежеквартальную сверку их с эталонным экземпляром;

техническое состояние и правильное использование по назначению средств технического обслуживания;

учет, хранение, выдачу и получение специальных автомобилей, оборудования, контрольно-проверочной аппаратуры, инструмента и материальных средств в группе;

своевременное обеспечение группы (АТО) материальными средствами и запасными частями;

сохранность грифованной аппаратуры, снятой с самолета или установленной в группе и числящейся за ней.

Начальник группы обслуживания и регламента средств опознавания, начальник группы обслуживания и регламента бортовых средств связи и ЗАС подчиняются начальнику штаба полка, а в специальном отношении – инженеру части по РЭО.

Начальник группы обслуживания (подготовки) высотного оборудования и снаряжения, обслуживания (подготовки) электронных тренажеров и учебной аппаратуры подчиняется инженеру по авиационному оборудованию.

Начальник группы тормозных парашютов в специальном отношении подчиняется инженеру части по СД.

Начальник группы обслуживания авиационной эскадрильи подчиняется командиру АЭ, а в специальном отношении – заместителю командира авиационной эскадрильи по ИАС.

Начальник группы регламента и ремонта (группы ремонта) подчиняется начальнику ТЭЧ части (ВАРМ).

Начальник группы ТЕХП подчиняется начальнику ТЕХП.

Начальник группы СИС подчиняется начальнику СИС.

Начальник группы подготовки и регламентных работ частей беспилотной авиации подчиняется командиру отряда (подразделения).

Начальник группы является непосредственным начальником личного состава группы.

Начальник группы обязан:

планировать работу специалистов группы, организовывать и контролировать полноту и качество выполнения работ, правильность заполнения эксплуатационной документации личным составом группы;

вести документацию в строгом соответствии с установленными требованиями;

уметь лично выполнять наиболее сложные работы по ремонту, проверке, регулировке и настройке образцов авиационной техники;

выяснять причины отказов и неисправностей авиационной техники, принимать меры по оперативному вводу в строй отказавшей авиационной техники, инструктировать специалистов группы о порядке ее восстановления;

вести учет выполнения работ по бюллетеням на авиационной техники по своей специальности и контролировать их выполнение;

проводить осмотры авиационной техники в соответствии с установленными нормами;

не допускать подготовку авиационной техники с использованием неисправных войсковых средств измерений;

обеспечить соблюдение личным составом группы установленных правил обращения с грифованной техникой, документацией, правил радиомаскировки;

обобщать опыт работы личного состава группы на авиационной техники и внедрять передовые методы работы, направленные на повышение боеготовности, сокращение трудозатрат, повышение качества и производительности труда;

ежедневно проводить технические разборы;

обучать личный состав группы умению выполнять работы по подготовке и ремонту авиационной техники, выявлять и устранять неисправности на авиационной техники, а также применять войсковые средства измерений и инструмент;

знать по своей специальности конструкции и принцип действия систем и оборудования авиационной техники, правила ее эксплуатации, техническое состояние, объем и технологию проведения всех видов работ по подготовке авиационной техники к применению;

готовить личный состав и техническое имущество группы к перебазированию и к работе на оперативных аэродромах;

осуществлять (после допуска руководящим составом АТЧ) контроль СНО ОП, проверять соответствие топлива, масел, специальных жидкостей разрешенным к применению согласно эксплуатационно – технической документации на ВС;

следить за чистотой рабочих мест, сохранностью средств технического обслуживания, ежедневно проверять наличие и состояние инструмента, принимать меры к своевременному их ремонту и пополнению;

своевременно представлять заявки на обеспечение группы материальными средствами и запасными частями, контролировать их учет, хранение, получение и расходование по прямому назначению;

обеспечивать соблюдение мер безопасности и выполнение мероприятий по защите от оружия массового поражения, ПД ТСР, противопожарной защите личного состава группы при работе на авиационной техники.

Старший техник (техник) технического расчета по специальности (группы обслуживания, подготовки, регламента и ремонта) отвечает за:

исправность и боевую готовность закрепленных за техническим расчетом (группой) самолетов, систем и оборудования;

исправность, сохранность и правильную эксплуатацию закрепленных за техническим расчетом (группой) средств технического обслуживания авиационной техники;

полноту и качество работ, выполняемых на авиационной технике.

Он подчиняется начальнику технического расчета (группы).

Старший техник (техник) технического расчета по специальности (группы обслуживания (подготовки), регламента и ремонта) обязан:

знать конструкцию авиационной техники, порядок и правила ее эксплуатации, объем и технологию подготовок к полетам (регламентных работ); уметь лично выполнять все работы по подготовке авиационной техники по всем маршрутам, кроме первого;

качественно и своевременно выполнять работы на авиационной техники;

уметь быстро находить и устранять неисправности на авиационной техники, составлять карточки учета неисправностей;

знать и уметь применять средства технического обслуживания и содержать их в постоянной готовности к применению;

обучать специалистов технического расчета (группы) правилам и практическим навыкам выполнения работ, а также проверять качество выполненных работ на авиационной технике;

докладывать начальнику технического расчета (группы), инженеру АТО по соответствующей специальности о всех выявленных на авиационной технике неисправностях;

вести установленные учет и отчетность.

Старший техник (техник) технического расчета (группы) по своей специальности имеет право давать технические указания техническому составу расчета (группы) о порядке выполнения работ и устранения неисправностей на авиационной технике.

Вывод: Таким образом высокая эффективность ИАО боевых действий и боевой подготовки авиационных частей зависит от четкой слаженности в управлении ИАС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *