Фармацевтические товары

Классификация фармацевтических товаров

Товар — это все, что предназначено для удовлетворения определенной потребности и предлагаемое на рынке для продажи.

Товары классифицируют по различным признакам. По сфере применения их подразделяют на:

потребительские товары,

товары промышленного назначения.

В свою очередь потребительские товары классифицируют на основе потребительских привычек на товары повседневного спроса, товары предварительного выбора, товары особого спроса и товары пассивного спроса. Среди них фармацевтические товары, в частности, лекарственные средства занимают промежуточное место между товарами повседневного спроса и товарами предварительного выбора.

Товары повседневного спроса — это товары, которые покупают часто, без особых раздумий и с минимальными усилиями для сравнения их между собой. Это, в частности, перекись, цитрамон, уголь активированный и т.д.

Товары предварительного выбора — товары, которые покупатель тщательно выбирает, сравнивает между собой по показателям качества, цены, внешнего оформление. К ним относятся, в частности, витамины, средства гигиены, противовирусные препараты.

Товары особого спроса — престижные дорогие товары, к приобретению которых покупатели готовы приложить дополнительные усилия. Такими считают, препараты, действующие на сердечно-сосудистую систему, гапатотропные препараты, препараты при заболеваниях ЖКТ.

Товары пассивного спроса — это товары, о которых покупатель ничего не знает, а если кто и знает, то, как обычно, не думает об их приобретении. Это, например, венотонизирующие препараты, лечебная косметика.

Лекарственные средства классифицируют по:

токсикологическим группам (список А — ядовитые и наркотические вещества, список Б — сильнодействующие вещества, список В — вещества общего списка);

анатомо-нозологическим принципом (средства, влияющие на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, для лечения инфекций и т.д.);

терапевтическим применением (например, анальгетики, антибиотики, гипотензивные средства);

фармакологическим действием (антикоагулянты, диуретики, вазодилататоры и др.);

химическому строению (алкалоиды, сердечные гликозиды, стероидные средства и др.);

видом контроля и порядком обращения (наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры);

правилам выписывания и порядком отпуска (препараты, которые отпускают по рецепту врача, и препараты, которые разрешены к отпуску без рецепта);

способом употребления (внешние, внутренние);

физико-химическими свойствами и влиянием различных факторов внешней среды (светочувствительные, термолабильны, пахучие, красящие и др.);

агрегатным состоянием (лекарственные средства в массе «ангро» — твердые, жидкие, м «которые, газообразные);

видом лекарственной формы (растворы, суспензии, эмульсии, капли, порошки, таблетки, драже, гранулы, мази, пасты, линименты, суппозитории и т.д.);

готовые лекарственные средства (заводского и аптечного изготовления) и лекарственные средства индивидуального изготовления;

сроками годности — с коротким сроком годности (до двух лет) и длительным сроком годности (более двух лет);

дозированные и не дозированные лекарственные средства.

Формируя товарную политику, фармацевтическое предприятие непременно должно работать над обновлением ассортимента и выводом на рынок новых лекарственных средств.

Товар — материальная продукция, предназначенная для купли-продажи (коммерческой деятельности).

Поскольку в товароведении основными, описывающими потребительские свойства товаров являются нормативно-технические документы, фармакопейные статьи, технические условия, ГОСТы и ОСТы, необходимо придерживаться определенной стандартизованной терминологии.

Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О лекарственных средствах»

· лекарственные средства — вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции);

· лекарственные препараты — дозированные лекарственные средства, готовые к применению; иммунобиологические лекарственные средства — лекарственные средства, предназначенные для иммунологической профилактики и иммунологической терапии;

· наркотические лекарственные средства — лекарственные средства, включенные в перечень наркотических средств, составленный и обновляемый в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года и законодательством Российской Федерации;

· психотропные вещества — вещества, включенные в перечень, составленный и обновляемый в соответствии с Конвенцией о психотропных веществах 1971 года и законодательством Российской Федерации;

Классическая классификация фармацевтических товаров

На фармацевтическом рынке сложилось понятие «товаров аптечного ассортимента», обобщающее группы товаров, реализуемых через розничные и оптовые аптечные организации (Приложение1). В первую очередь, это лекарственные средства, лекарственные препараты, в том числе гомеопатические, и изделия медицинского назначения.

Гомеопатические лекарственные средства — одно- или многокомпонентные препараты, содержащие, как правило, микродозы активных соединений, производящиеся по специальной технологии и предназначенные для внутреннего, парентерального или местного применения в виде различных лекарственных форм.

Изделия медицинского назначения — это зарегистрированные в установленном законодательством порядке медицинские приборы, вспомогательные медицинские средства, предметы ухода за больным, иная продукция, используемая для решения проблем, связанных со здоровьем.

Это товары основного ассортимента, которые традиционно реализуются из аптек и составляют основу перечней обязательного ассортимента жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, препаратов, отпускаемых бесплатно и на льготных условиях. Большая часть данного ассортимента реализуется только из аптечных организаций, поэтому эти товары условно можно назвать фармацевтическими.

В связи с расширением товарной номенклатуры, в аптечных организациях появилось значительное число продукции дополнительного ассортимента, или парафармацевтических товаров.

Парафармацевтические товары — товары дополнительного аптечного ассортимента, сопутствующие лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения, предназначенные для профилактики и лечения заболеваний, облегчения состояния человека, ухода за частями тела.

К парафармацевтическим товарам следует относить товары, отпускаемые населению для ухода за различными частями тела, личной гигиены, профилактики заболеваний, поддержания здорового образа жизни и некоторые другие.

Товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, которые, в основном, реализуются лечебно-профилактическим учреждениям, НИИ, другим предприятиям или частным предпринимателям, занимающимся медицинской деятельностью, выделены в отдельную группу — другие товары.

По срокам использования фармацевтические товары могут быть:

· длительного пользования (как, например, предметы санитарии, гигиены, медицинские приборы)

· и кратковременного пользования (лекарственные средства, лекарственное сырье, лечебная косметика и парфюмерия)

По характеру спроса фармацевтические товары скорее являются товарами массового спроса. Однако и в группе фармацевтических товаров можно выделить:

· товары массового спроса.

· товары пассивного спроса. Товары данной группы отличаются либо высокой ценой, либо низкими качественными характеристиками, либо о товаре мало известно из-за недостатка информации и отсутствия рекламы.

· товары особого спроса (эксклюзивного спроса) с уникальными свойствами, приобретение которых требует дополнительных усилий и затрат со стороны покупателей.

· товары выборочного спроса, приобретение которых связано с предварительной оценкой имеющегося ассортимента и последующим выбором товара путем сравнения по качеству, оформлению, цене, фирме-производителю, стране.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *