Федеральная программа одаренные дети

Подпрограмма «Одаренные дети» программы развития МКОУ Юшинкой ОШ

ПОДПРОГРАММА

«Одаренные дети»

программы развития МКОУ Юшинской ОШ

ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ

1. Наименование подпрограммы

Подпрограмма «Одарённые дети»

2. Нормативно — правовая база
разработки подпрограммы

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Конституция Российской Федерации

  • Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства Российской
    Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р).

  • Устав МКОУ Юшинской ОШ

  • Программа развития МКОУ Юшинской ОШ 2017-2021 годы.

3. Основание для разработки
подпрограммы

Развитие системы работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС и Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».

4. Разработчики подпрограммы

Директор МКОУ Юшинской ОШ — Трофимова Е. А.

Заместитель директора по УВР — Долотовская И. П.

5. Цели подпрограммы

Создать условия для выявления, поддержки и развития индивидуальности одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения
в соответствии со способностями.

6. Задачи подпрограммы

  • Совершенствование системы выявления одаренных детей;

  • развитие системы сопровождения одаренных детей;

  • создание максимально благоприятных условий формирования потенциала личности ребенка как внутренней двигательной силы её развития через интеграцию общего и дополнительного образования;

  • стимулирование творческой и интеллектуальной деятельности одаренных детей, направленной на их самовыражение, самоутверждение и
    самореализацию;

  • стимулирование творческой деятельности педагогов, работающих с одарёнными детьми.

7. Срок реализации подпрограммы

2017-2021 гг.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Главным богатством любого государства является подрастающее поколение, а среди них — молодые дарования. Проблема выявления и развития одаренных детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов во всем мире.

В МКОУ Юшинской ОШ реализовывалась программа «Одаренные дети» с 2011 по 2016 годы.

Работа с одаренными детьми рассматривается как одно из приоритетных направлений развития школы.

За время реализации программы в школе сложилась определенная система работы с одаренными учащимися, Создана некоторая нормативная база, включающая Положение о школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, ежегодно обновляется и дополняется банк данных одаренных детей школы.

Для реализации работы с одаренными детьми:

  • проводится педагогическая диагностика учащихся школы для выявления одарённости;

  • проводятся дополнительные индивидуальные занятия с одаренными детьми по
    предметам с целью подготовки к различным конкурсным мероприятиям;

  • введена и развивается проектно-исследовательская деятельность учащихся;

  • организовано регулярное участие учащихся школы в предметных олимпиадах, конкурсах;

  • создана система стимулирования учителей, работающих с одаренными детьми по результатам олимпиад, конкурсов, смотров, участия в мероприятиях различного рода;

  • проведена методическая работа по апробации новых образовательных технологий педагогами школы.

Таблица 1

Количество конкурсных мероприятий, в которых принимали участие учащиеся школы

Участие обучающихся в олимпиадах, конференциях, конкурсах, играх

Учебный год

Название

Участие

Призёры, результаты

Всероссийские Предметные олимпиады Олимпус

Международный игра – конкурс «Русский медвежонок»

22(49%)

Общероссийский конкурс-игра «Британский бульдог»

3(7%)

Международный математический конкурс-игра «Кенгуру»

22(49%)

1(5%)

Всероссийская игра – конкурс «Ч и П»

9(21%)

Игровой конкурс по литературе «Пегас»

17(38%)

2(18%)

Всероссийский полиатлон-мониторинг

7(17%)

1(14%)

Общероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио ученика» издательского дома «Первое сентября»

3(7%)

Дипломы участников

Всероссийские Предметные олимпиады Олимпус

23(56%)

4(17%)

Международный игра – конкурс «Русский медвежонок»

28(68%)

Общероссийский конкурс-игра «Британский бульдог»

3(7%)

1(33%)

Международный математический конкурс-игра «Кенгуру»

22(54%)

4(18%)

Всероссийская игра – конкурс «Ч и П»

10(24%)

2(20%)

Игровой конкурс по литературе «Пегас»

15(37%)

2(13%)

Общероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио ученика» издательского дома «Первое сентября»

1(2%)

Диплом участника

Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси»

1(2%)

Международный игра – конкурс «Русский медвежонок»

22(41%)

1 место в регионе

Международный математический конкурс-игра «Кенгуру»

21(39%)

Игровой конкурс по литературе «Пегас»

17(32%)

Полиатлон-мониторинг «Политоринг»

28(52%)

Наблюдается отрицательная динамика участия в конкурсах всероссийского уровня. Это связано, прежде всего, со стоимостью участия (всероссийского уровня).

Анализируя работу педагогического коллектива за пять лет, мы пришли к выводу, что, несмотря на реализацию программы «Одаренные дети», имеются некоторые проблемные моменты, требующие решения.

Творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей раскрывается не в полной мере, так как

  • в педагогическом сопровождении одаренных детей отсутствует системная диагностика: способностей и талантов учащихся;

  • проведения различных консультаций по вопросам одаренных детей;

  • имеется недостаток оказания адресной поддержки и отсутствует отслеживание динамики результатов относительно самого ребенка с учетом специфики одаренности, например, при помощи разработки индивидуальных «образовательных маршрутов» учащихся;

  • недостаточно мотивации педагогов системно и творчески работать с одаренными детьми, развивать исследовательскую культуру.

Учитывая необходимость дальнейшего развития школьной системы выявления и поддержки талантливых детей, перед педагогическим коллективом выдвигается задача совершенствования работы с одаренными детьми для повышения творческого и интеллектуального потенциала учащихся в контексте требований ФГОС.

Для этого следует обозначить актуальность таких направлений деятельности, как:

  • создание единой системы выявления и психолого-педагогического сопровождения учащихся, проявляющих признаки одаренности;

  • формирование исследовательской культуры у учащихся;

  • развитие системы внеурочной деятельности, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на олимпиадах, конкурсах, конференциях, спортивных соревнованиях различного уровня;

  • разработка и внедрение проектов, индивидуальных «образовательных маршрутов», направленных на развитие и реализацию творческих инициатив всех участников образовательного процесса.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ

Президентской инициативой «Наша новая школа» определена стратегия поддержки, поиска, воспитания, обучения одаренных детей и молодежи. Работа с одаренными детьми и молодежью становится одним из главных направлений государственной политики в области образования, позволяющих раскрыть природу творческой личности и обеспечивающая возможность использования новых педагогических технологий для совершенствования методов и форм обучения детей. Сегодня открываются
новые возможности для развития личности учащегося, и одарённой личности в частности.

Программа развития в школе предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с 1 класса и до осознанного выбора жизненного пути.

Реализация подпрограммы «Одаренные дети» в условиях школы возможна через планомерную и систематическую работу с детьми, способности которых определены как «выше среднего» и «высокие».

Цель подпрограммы:

Создать условия для выявления, поддержки и развития индивидуальности одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи подпрограммы:

  • совершенствование системы выявления и системы сопровождения одаренных детей;

  • создание максимально благоприятных условий для формирования потенциала личности ребенка как внутренней двигательной силы её развития через интеграцию общего и дополнительного образования и внеурочную деятельность;

  • стимулирование творческой и интеллектуальной деятельности одаренных детей, направленной на их самовыражение, самоутверждение и самореализацию через разработку и реализацию индивидуальных «образовательных маршрутов»;

  • стимулирование творческой деятельности педагогов, работающих с одарёнными
    детьми.

Содержание подпрограммы

Ведущие направления деятельности

1.Педагогическая диагностика и сопровождение одаренных детей.

Создание системы педагогической диагностики уровня интеллектуальной и творческой одаренности детей и организация эффективного функционирования этой системы. Создание консультационной психологической службы, осуществляющей функции выявления и психологического сопровождения одаренных детей.

2. Воспитательно-образовательная работа.

Построение воспитательно-образовательной работы с учетом индивидуальной траекторией развития одаренных детей, адаптация программ и методик преподавания к конкретным одаренным учащимся, разнообразие программ дополнительного образования и внеурочной деятельности согласно индивидуальным интересам и склонностям детей.

3. Педагогические кадры, работающие с одаренными детьми.

Создание системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, повышение их профессиональной компетенции для работы с одаренными детьми, организация курсовой подготовки и проведение обучающих семинаров для педагогов школы по вопросам выявления, обучения и воспитания одаренных детей.

4. Индивидуализация развития способностей одаренных детей.

Учет индивидуальных траекторий развития интересов и способностей детей в различных
видах деятельности, развитие научно-методической и опытно-экспериментальной деятельности педагогов по совершенствованию работы с одаренными детьми.

Формы работы с одарёнными учащимися:

  • групповые занятия с учащимися;

  • кружки по интересам;

  • вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность;

  • конкурсы;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам.

Этапы реализации подпрограммы

Таблица 2

этап

Задачи этапа

Организационный

(январь — август 2017 года)

Развитие школьной системы по выявлению одаренных детей.

  • Разработка методического инструментария по педагогической диагностике учащихся школы посредством проведения тестирования, конкурсов, интеллектуальных
    марафонов, предметных олимпиад.

  • Проведение семинаров-практикумов с педагогами школы по проблемам работы с одаренными детьми.

  • Разработка развивающих программ/ маршрутов обучения
    одаренных детей в рамках их индивидуальных образовательных траекторий.

Основной

(сентябрь 2017 г. — 2019 г.)

Создание педагогических условий для работы с одаренными детьми через реализацию вариативного содержания общего и дополнительного образования,
проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов учащихся и педагогов.

  • Реализация воспитательно-образовательной работы с одаренными детьми по различным развивающим программам и методикам.

  • Привлечение обучающихся к научно-исследовательской и проектной деятельности.

  • Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях.

  • Организация методических семинаров по вопросам работы с одаренными детьми.

  • Разработка индивидуальных программ/ маршрутов обучения
    одаренных детей, учебно-методических комплектов для работы с одаренными детьми.

Аналитический

(2019 г. — 2020 г.)

  • Обобщение опыта работы с одаренными детьми.

— Оценка интеллектуального и творческого развития детей посредством результатов их участия в олимпиадах, в научно — практических конференциях, творческих конкурсах, фестивалях, турнирах.

— Формирование библиотеки исследовательских и творческих работ детей по итогам проектно- исследовательской деятельности, участия в научно- практических конференциях и семинарах.

— Создание банка методических материалов педагогов школы по работе с одаренными детьми, перспективных технологий обучения одаренных детей.

Функции участников подпрограммы:

  1. Функции директор школы:

Общее руководство разработкой и реализацией подпрограммы;

Обеспечение реализации подпрограммы:

  • организация;

  • координация;

  • контроль.

  1. Функции заместителя директора по учебно – воспитательной работе:

  • Определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;

  • Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы;

  • Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;

  • Координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.

  • Разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;

  • Корректировка составляющих элементов программы;

  • Анализ и обобщение результатов реализации программы.

  1. Функции учителей, работающих с одаренными детьми:

  • Обеспечение соответствующих условий для физического и морального развития одаренных детей;

  • Разработка, корректировка, совершенствование методов работы с одаренными детьми;

  • Организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

  • Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей;

  • Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам различного уровня;

  • Контроль за выполнением индивидуальных образовательных программ одаренных учащихся;

  • Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;

  • Разработка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными учащимися.

  • Организация исследовательской работы учащихся по различным направлениям.

  1. Функции ШМО учителей школы:

  • Создание развивающего пространства как наиболее благоприятствующего для реализации программы;

  • Подбор диагностического инструментария для определения способностей, склонностей одаренных детей и создания условий поддержки учащихся;

  • Создание банка данных с содержательными характеристиками одаренных детей;

  • Обучение одаренных детей навыкам саморегуляции;

  • Организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их педагогической компетентности.

  1. Функции библиотекаря:

  • Обеспечение реализации программы методическими материалами по проблеме работы с одарёнными детьми;

  • Комплектование библиотеки научно-методической, педагогической литературой в связи с реализацией идей программы;

  • Помощь в подготовке педсоветов и круглых столов по работе с одарёнными детьми.

  1. Функции родителей:

  • Участие в развитии одарённости ребёнка.

  • Содействие в проведении круглых столов, родительских конференций по проблеме одарённых детей.

7. Функции учащихся:

  • Участие в диагностических и коррекционно-развивающих мероприятиях.

  • Участие в олимпиадах, конференциях и конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

  • Устойчивая система работы по выявлению и педагогическому сопровождению развития способных и одаренных детей.

  • Создание банка данных по различным критериям одаренности, мониторинг развития одаренности учащихся.

  • Развитие способностей и одаренности учащихся.

  • Увеличение количества учащихся, проявивших свои потенциальные способности, как актуальные (проявившиеся в деятельности).

  • Повышение качества профессиональной деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми.

  • Увеличение количества учащихся, показавших высокие результаты в деятельности, высокий уровень реализации способностей.

Содержание деятельности по направлениям

Таблица 3

Задачи

Содержание деятельности

Ответственный

Срок

Результат

Направление: педагогическая диагностика и сопровождение

Выявление одарённых
детей посредством
диагностики и анкетирования.

Содержание диагностики:

  1. класс:

  1. карта интересов и склонностей (для
    учащихся) — диагностика «Палитра интересов»;

  2. способности моего ребенка (для
    родителей) — методика «Карта
    одаренности» (А.И. Савенков)

  3. адаптация к новым условиям обучения —
    анкетирование, педагогическое наблюдение;

  4. мотивация учебной деятельности;

  1. класс:

  1. диагностика коммуникативно- организаторских способностей;

  2. социализация личности;

  3. мотивация учебной деятельности;

  1. класс:

  1. социализация личности ;

  2. мотивация учебной деятельности;

  1. класс:

  1. эмоциональный интеллект —
    диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл);

  2. индивидуальный стиль мышления —
    Методика А.Алексеева «Стиль
    мышления»;

  3. мотивация учебной деятельности;

Социальный педагог

В течение всего
периода

Наличие методик
выявления одаренных детей.

Создание базы данных
одарённых детей школе.

Наличие мониторинга
результатов одаренных детей.

Поддержка одаренных детей.

Задачи

Содержание деятельности

Ответственный

Срок

Результат

9 класс:

  1. профессиональный тип личности (по Е.Климову);

  2. диагностика профессиональной сферы
    (по Дж.Голланду);

  3. мотивация учебной деятельности;

Педагогическое
сопровождение
одаренных детей.

Проведение семейных консультаций,
педагогических консультаций.

Социальный педагог

В течение всего
периода

Компетентность
родителей в вопросах общения и оказания помощи детям с
признаками одаренности.

Проведение тренингов со способными и одарёнными детьми

Педагоги школы

В течение всего
периода

Развитие и коррекция самооценки;

Развитие навыков саморегуляции, снижение уровня тревожности;

Развитие коммуникативных навыков, развитие навыков аругментирования;
Развитие навыков
публичных выступлений.

Проведение семинаров с педагогами по вопросам одаренности.

Администрация школы

В течение всего
периода

Разработка индивидуальных
образовательных
траекторий, развивающих программ/ маршрутов
работы с одаренными
детьми.

Повышение
компетентности в области
работы с одаренным детьми

Задачи

Содержание деятельности

Ответственный

Срок

Результат

Просвещение родителей
способных и одарённых
детей.

Организация и проведение семейных
консультаций, родительских лекториев,
собраний.

Информирование общественности о результатах работы с одаренными детьми.

Зам. директора по УВР,

социальный педагог

В течение всего
периода

Повышение уровня
родительской компетентности и удовлетворенности родителей качеством работы школы.
Протоколы собраний, отчетность.

Создание постоянно
действующих стендов,
посвященных победителям и призерам олимпиад, конкурсов, соревнований и
фестивалей различного уровня.

Оценка заслуг родителей
в воспитании одаренных
детей на родительских
собраниях.

Направление: воспитательно-образовательная работа

Повышение социальной,
интеллектуальной и
творческой активности
учащихся на уровне школы.

Организация и проведение предметных
недель и декад, интеллектуальных и
творческих конкурсов практических
конференций учащихся на уровне школы.

Администрация,
МО,

Учителя – предметники, классные руководители

В течение всего
периода

Увеличение количества
участников и призеров и
победителей конкурсных
мероприятий.

Наличие планов и отчетов

Повышение социальной,
интеллектуальной и
творческой активности
учащихся на уровне
республики и России.

Организация участия в конкурсных
мероприятиях. Подготовка конкурсных
материалов.

Учителя-

предметники

В течение всего
периода

По предметным неделям и
конкурсам, отчетов МО и
кафедры,

организационных и
итоговых приказов.

Реализация проектной и
исследовательской работы.

Организация проектной и исследовательской деятельности.

Зам. директора по УВР, учителя- предметники

В течение всего
периода

Наличие и представление
исследовательских работ на
конференциях и конкурсных
мероприятиях.

Разработка памяток, алгоритмов по организации НОТ, методик самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Зам. директора по УВР

Наличие памяток, алгоритмов по организации НОТ,
методик самостоятельной
исследовательской
деятельности.

Учет индивидуальных
интересов и склонностей детей через систему
общего и дополнительного
образования и внеурочную деятельность

Анкетирование. Разработка учебного плана дополнительного образования и внеурочной деятельности в соответствии с запросами учащихся и родителей.

Администрация школы

Ежегодно в
сентябре

Разработка программ дополнительного
образования и внеурочной
деятельности согласно
индивидуальным
интересам и склонностям
детей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *