Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

Материал на тему: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования7

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию1 .

Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

2. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.

3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

4. Стандарт направлен на обеспечение:

  • формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
  • единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
  • доступности получения качественного основного общего образования;
  • преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
  • развития государственно-общественного управления в образовании;
  • формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
  • условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:

  • работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса;
  • руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования;
  • сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;
  • разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования;
  • сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования;
  • авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего образования;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников основной школы;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих разработку положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

1 Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.–1992.–№ 30, Ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации.–1996.– № 3, Ст. 150; 2007.– № 49, Ст. 6070).

2 При этом при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты. См. пункт 5 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070)

Подробности на сайте:

.http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Требования к структуре основных образовательных программ начального общего и основного общего образования включают в себя восемь инвариантных составных частей:

  1. Цели образования на данной ступени общего образования;
  2. Базисный учебный (образовательный) план;
  3. Фундаментальное ядро содержания образования;
  4. Примерные программы по отдельным учебным предметам;
  5. Программа формирования универсальных учебных действий;
  6. Требования к результатам освоения основных образовательных программ;
  7. Система оценки учебных достижений обучающихся;
  8. Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся.

Включение целей образования на данной ступени общего образования в основную образовательную программу обусловлено тем, что в любом виде деятельности невозможно составить программу ее практической реализации, не определив целей деятельности. В данном случае программа представляет собой способ движения целей, фиксирующих те характеристики обучения, воспитания и развития, которые наиболее важны для данной ступени обучения с точки зрения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

В примерной основой образовательной программе цели образования на той или иной ступени общего образования (начальная школа, основная школа или средняя (полная) школа) фиксируются цели, общие для всей системы образования как социального института. При разработке основных образовательных программ в конкретном образовательном учреждении общего образования эти цели могут уточняться в соответствии с особенностями региона и самого образовательного учреждения, при этом более частные цели региона и образовательного учреждения не могут вступать в противоречие (конфликтовать) с общими целями образования.

Таким образом, функцией первого компонента является описание того, что должно достигнуть образовательное учреждение «на выходе» каждой из ступеней общего образования.

Базисный учебный план как наиболее обобщенная форма описания содержания образования в предыдущих версиях стандартов общего образования нормировал содержание образования в узкой трактовке важнейшей педагогической категории: образование = обучение.

Понимая образование как взаимосвязанные и взаимопроникающие системы обучения, воспитания и развития личности, Базисный учебный план, определяющий деятельность школы, следовало бы называть Базисным образовательным планом. Это нашло отражение не только в названии раздела Требований к основным образовательным программам, но в содержании требований к этому компоненту: «Раздел «Внеурочная деятельность обучающихся» фиксирует объем времени, отводимого на организацию мероприятий, отличных от классно-урочной системы обучения (кружки, секции, экскурсии, учебные практики и т.п.) и направленных на развитее социальной активности обучающихся, их творчества, физическое и эстетическое развитие, трудовое воспитание и т.д.».

Фундаментальное ядро содержания образования. Общее описание содержания образования, приведенное в Базисном учебном плане, должно быть конкретизировано в документе, описывающем содержание образования в конкретных областях действительности: Природа, Общество, Человек. Из этого проистекает первая функция Фундаментального ядра содержания образования — фиксация основополагающих элементов научного знания, предназначенных для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т.п. Данная функция определяет и содержание первого требования к Фундаментальному ядру как составной части основной образовательной программы.

Не менее важная функция Фундаментального ядра заключается в конкретизации двух других составляющих образования: воспитания и развития. Базовое содержание образования, представленное в Фундаментальном ядре, нацелено на познавательную (интеллектуальную), коммуникативную, ценностно-ориентационную, эстетическую (художественную), трудовую (технико-технологическую), физическую культуру личности. Воспитание этих видов культур, с одной стороны, тесно связано с предметным обучением (знаниевая составляющая) и, с другой стороны, — с формированием универсальных учебных действий. В этом проявляется принцип двойного вхождения элементов содержания образования. Реализация данной функции Фундаментального ядра содержания образования приводит к необходимости включения требования «В Фундаментальном ядре содержания в обобщенном виде описываются виды деятельности (универсальные учебные действия) регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование которых осуществляется в ходе образовательного процесса».

Примерные программы по отдельным учебным предметам. Дальнейшая детализация содержания образования происходит в примерных программах по отдельным учебным предметам.

Практический опыт отечественной школы, обобщенный дидактикой и частными методиками и получивший теоретическое обоснование, показывает, что учебные программы по отдельным предметам успешно выполняют свое предназначение в том случае, если в них представлены следующие составные части:

  1. Пояснительная записка, в которой уточняются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета — его содержанием, присущими ему особенностями в формировании знаний, умений, навыков, общих и специальных способов деятельности;
  2. Содержание образования. Этот раздел программы по тому или иному учебному предмету является следующей ступенью декомпозиции, конкретизации содержания образования;
  3. Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников, позволяющее

— разработчикам авторских (рабочих) программ получить образец использования вариативной составляющей, заложенной в инвариантную часть учебного плана;

— учителям получить образец планирования учебного материала;

  1. Требования к результатам освоения содержания предметных программ включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Требования к результатам освоения содержания предметных программ являются ориентиром для образовательного учреждения и конкретного учителя в том, что должно быть получено учащимися в результате их деятельности;

  1. Рекомендации по оснащению учебного процесса дают представление о том, какими средствами обучения и воспитания может воспользоваться учитель в своей работе.

Программа формирования универсальных учебных действий. Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующий раздел Фундаментального ядра содержания. Данный раздел должен включать следующие подразделы:

  1. Описание ценностных ориентиров для данной ступени образования — аналог раздела Пояснительной записки примерных программ по учебным предметам;
  2. Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий данной ступени с предыдущей и последующей ступенями;
  3. Связь универсальных учебных действий с изучением отдельных учебных предметов;
  4. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  5. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Система оценки достижения Требований стандарта фиксирует основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерии и процедуры оценивания, состав инструментария, формы представления результатов, условия и границы применения.

Система оценки выступает как инструментальное ядро государственных образовательных стандартов, выполняющее функции обратной связи и регулирования системы образования. Система оценки призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения учебных программ и программы формирования универсальных учебных действий и предполагает:

  1. комплексный подход к оценке результатов образования (оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  2. ориентацию оценки на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности;
  3. оценку индивидуального прогресса учащихся,
  4. использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, портфолио, самоанализ и самооценка и др.
  5. использование персонифицированных процедур (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся) и неперсонифицированных или анонимных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
  6. уровневый подход к разработке инструментария и представлению результатов; использование критериев, основанных на планируемых результатах освоения основной образовательной программы;
  7. использование накопительной системы оценивания, т.е. учет стартового уровня и результатов текущего и промежуточного оценивания в итоговой оценке обучающихся.

Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся должны содержать рекомендации по нормативному и организационно-методическому обеспечению внеурочной деятельности и примерные программы. В первом разделе выделены требования к планированию состава групп, требования к ведению нормативной документации и требования по организации совместной деятельности школы и привлеченных организаций. Второй раздел структурирован по схеме, аналогичной схемам примерных программ по отдельным учебным предметам.

В основную образовательную программу должны включаться другие компоненты, отражающие особенности и интересы субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений общего образования с учетом динамики потребностей личности, общества и государства в общем образовании.

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее — Основные образовательные программы) является основным нормативным документом, развивающим и конкретизирующим положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

1.2. Основные образовательные программы представляют собой компонент системы образования Российской Федерации.

1.3. Основные образовательные программы определяют содержание начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования в профессиональной сфере.

2. Части основной образовательной программы

2.1. Основная образовательная программа для каждой ступени общего образования должна состоять из следующих частей:

2.1.0. Пояснительная записка.

2.1.1. Цели образования на данной ступени общего образования.

2.1.2. Базисный учебный (образовательный).

2.1.3. Фундаментальное ядро содержания образования.

2.1.4. Примерные программы по отдельным учебным предметам.

2.1.5. Программа формирования универсальных учебных действий.

2.1.6. Система оценки учебных достижений обучающихся.

2.1.7. Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся.

2.2. В основную образовательную программу могут включаться другие компоненты, отражающие особенности и интересы субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений общего образования с учетом динамики потребностей личности, общества и государства в общем образовании.

2.3. Соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, должно быть зафиксировано в соотношении инвариантной и вариативной частях Базисного учебного (образовательного) плана.

3. Цели образования

3.1. Цели образования характеризуются планируемыми результатами общего образования для данной ступени и определяют общую направленность, особенности содержания и видов деятельности обучающихся на данной ступени.

3.2. Содержание целей образования должно развивать и конкретизировать требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам освоения основных образовательных программ, фиксировать те характеристики обучения, воспитания и развития, которые наиболее важны для данной ступени обучения с точки зрения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

4. Базисный учебный (образовательный) план

4.1. Базисный учебный (образовательный) план должен определять:

В инвариантной части:

4.1.1. Максимально допустимый объем аудиторной нагрузки обучающихся.

4.1.2. Общий объем нагрузки, подлежащей бюджетному финансированию.

4.1.3. Состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение, по классам (годам) обучения в модальности «не менее».

4.2. Вариативная часть Базисного учебного (образовательного) плана представлена числом часов, отводимых на обеспечение интересов субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, индивидуальных потребностей и запросов обучающихся.

4.3. Раздел «Внеурочная деятельность обучающихся» вариативной части должен фиксировать объем времени, отводимого на организацию мероприятий, отличных от классно-урочной системы обучения (кружки, секции, экскурсии, учебные практики и т.п.) и направленных на развитее социальной активности обучающихся, их творчества, физическое и эстетическое развитие, трудовое воспитание и т.д. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения.

5. Фундаментальное ядро содержания

5.1. Фундаментальное ядро содержания должно фиксировать основополагающие элементы научного знания, предназначенные для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т.п.

5.2. В Фундаментальном ядре содержания в обобщенном виде описываются виды деятельности (универсальные учебные действия) регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование которых осуществляется в ходе образовательного процесса.

6. Примерные программы по отдельным учебным предметам

6.1. Примерные программы по отдельным учебным предметам должны конкретизировать соответствующие разделы Фундаментального ядра содержания и являться основой для разработки рабочих программ.

6.2. Примерные учебные программы должны содержать следующие разделы:

6.2.1. Пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания.

6.2.2. Содержание образования, включающее перечень изучаемого материала.

6.2.3. Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников.

6.2.4.Требования к результатам освоения содержания предметных программ.

6.2.5. Рекомендации по оснащению учебного процесса.

6.3. Базисные (примерные) учебные программы определяют тот минимальный объем содержания по предмету, который должен быть включен в любую рабочую программу.

7. Программа формирования универсальных учебных действий

7.1. Программа формирования универсальных учебных действий должна конкретизировать соответствующие разделы Фундаментального ядра содержания и являться основой для разработки рабочих программ.

7.2. Программа формирования универсальных учебных действий должна содержать следующие разделы:

7.2.1. Описание ценностных ориентиров для данной ступени образования.

7.2.2. Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий данной ступени с предыдущей и последующей ступенями.

7.2.3. Связь универсальных учебных действий с изучением отдельных учебных предметов.

7.2.4. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

7.2.5. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

8. Система оценки учебных достижений обучающихся

8.1. Система оценки учебных достижений обучающихся должна включать следующие разделы:

8.1.1. Описание объекта и содержания оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией).

8.1.2. Критерии и процедуры оценивания.

8.1.3. Состав инструментария.

8.1.4. Формы представления результатов.

8.1.5. Условия и границы применения.

8.2. Инструментарий для оценки достижения планируемых результатов освоения программ данной ступени общего образования должен быть разработан применительно к основным группам результатов.

8.3. Инструментарий должен включать:

8.3.1. Операционализированный перечень планируемых результатов освоения программ данной ступени общего образования.

8.3.2. Примеры заданий для оценки достижения планируемых результатов.

8.3.3. Спецификацию.

8.3.4. Демонстрационный вариант измерительных материалов.

Федеральный государственный образовательный стандарт (Россия)

Эту страницу предлагается объединить со страницей Основная образовательная программа. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/5 октября 2013.
Обсуждение длится не менее недели (). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

ФГОС ВО обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Цели ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
  • духовно-нравственное развитие и воспитание

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой для:

  • разработки примерных основных образовательных программ;
  • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
  • организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
  • разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
  • осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
  • проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
  • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
  • организации деятельности работы методических служб;
  • аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Поколения государственных образовательных стандартов

Стандарты общего образования:

  • стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами);
  • стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий.

Стандарты высшего профессионального образования:

  • стандарты первого поколения (утверждались с 2000 года и именовались государственными образовательными стандартами);
  • стандарты второго поколения (утверждались с 2005 года и именовались государственными образовательными стандартами), ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков;
  • стандарты третьего поколения (утверждаются с 2009 года), согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.

До 2000 года применялся единый государственный стандарт высшего профессионального образования, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 и определял:

  • структуру высшего профессионального образования, документы о высшем образовании;
  • общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации;
  • общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и её объем;
  • академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования;
  • общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;
  • порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента;
  • правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

По каждому направлению подготовки (специальности) принимались государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

С 1 сентября 2013 года согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 должны утверждаться стандарты нового поколения, в том числе и для программ высшего образования − подготовки научно-педагогических кадров, в соответствие с новым законом, а также для дошкольного образования, для которого ранее были предусмотрены Федеральные государственные образовательные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Разработка ФГОС

Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

ФГОС высшего профессионального образования разрабатываются учебно-методическими объединениями вузов по соответствующим направлениями подготовки (специальностям).

Проекты стандартов направляются в Министерство образования и науки Российской Федерации, которое размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет для обсуждения с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием, и направляет их на независимую экспертизу.

Независимая экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из Министерства образования и науки Российской Федерации:

  • объединениями работодателей, организациями, осуществляющими деятельность в соответствующих отраслях экономики, — по проектам стандартов начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования;
  • институтами общественного участия в управлении образованием, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, — по проектам стандартов общего образования;
  • Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, — по проектам стандартов среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования в части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе.

По результатам независимой экспертизы в Министерство образования и науки Российской Федерации направляется экспертное заключение, подписанное руководителем организации или органа, проводивших экспертизу, или уполномоченным им лицом.

Проекты ФГОС, замечания и экспертные заключения к ним обсуждаются советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, который принимает решение рекомендовать проект стандарта к утверждению, либо к доработке, либо к отклонению. После получения решения совета Министерство образования и науки Российской Федерации принимает собственное решение относительно утверждения стандарта.

Внесения изменений в ФГОС осуществляется в том же порядке, что и принятие самих ФГОС.

Порядок принятия ФГОС осуществляется в соответствии с Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

ФГОС ВПО разрабатываются Учебно-методическими объединениями вузов по образованию по соответствующим направлениям подготовки и их базовыми вузами.

В связи с принятием нового закона об образовании и изменений к Трудовому кодексу, вводящим понятие профессионального стандарта по каждой профессии (профессиональной области), планируется разработка ФГОС с учетом положений профессиональных стандартов.

История разработки образовательных стандартов в России

Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.

По мнению бывшего министра образования РФ Эдуарда Дмитриевича Днепрова, существенный шаг назад — в сторону унитаризма в образовании — делали проекты поправок, снимая в законе понятие «национально-региональный компонент» государственных образовательных стандартов и заменяя его «региональным компонентом» (ст. 7, п. 1; ст. 29, п. 2е). Эта тенденция прослеживалась и в утвержденном Министерством образования в 1993 г. базисном учебном плане. Усилившаяся к 1996 году стандартизация образования вызвала сопротивление педагогической общественности, выразившееся в забастовках и акциях протеста работников системы образования.

В редакции, предложенной разработчиками закона «Об образовании» в 1992 году, образовательный стандарт, точнее его федеральный компонент, состоял из пяти элементов:

  • цели образования на каждой ступени обучения
  • требования к базовому содержанию основных образовательных программ
  • предельно допустимый объем аудиторной учебной нагрузки
  • требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих различные ступени школы
  • требования к условиям образовательного процесса

Под давлением сторонников предметно-методического подхода эта редакция была деформирована депутатами профильного комитета Верховного Совета РФ и сокращена до трехсоставной формулы: «обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» (в число коих неправомерно включались и оканчивающие начальную школу).

В результате этого из статьи 7 закона, посвященной образовательным стандартам:

  • из стандартов исчезал целевой блок;
  • требования к базовому содержанию основных образовательных программ заменялись «обязательным минимумом», то есть все тем же традиционным перечнем предметных тем; в итоге стандарт превращался в обычный набор предметных программ;
  • исчезало понятие предельно допустимой аудиторной нагрузки, что отнюдь не адекватно понятию максимальной нагрузки вообще;
  • из стандарта исчезли требования к условиям образовательного процесса.

Оставшаяся в законе указанная трехмерность федерального компонента образовательного стандарта, по мнению Э. Д. Днепрова, «уже вскоре оказалась явно недостаточной, не адекватной ни потребностям образовательной практики, ни запросам развития самого законодательства об образовании. Именно поэтому уже при принятии в 1996 году Федерального закона „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ произошел слом этой узкой законодательной нормы и частичный возврат к исходному замыслу Закона Российской Федерации „Об образовании“. В пункте 2 статьи 5 вузовского закона вновь появились „требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ“ и „условиям их реализации“. Таким образом, возвращаясь к истокам, этот закон делал два существенных шага вперед в трактовке образовательного стандарта. Вновь обращалось внимание на условия реализации образовательных программ и вводились требования к их обязательному минимуму, что уже не позволяло свести этот минимум к банальному перечню предметных тем».

Обязательность принятия федерального государственного образовательного стандарта была установлена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 года.

В 1993—1999 года разрабатывались временные образовательные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта.

С 2000 года стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования).

В истории разработка государственных стандартов общего образования имеет четыре этапа: 1993—1996, 1997—1998 и 2002—2003, 2010—2011 гг. На каждом из этих этапов мотивы разработки стандартов менялись. На первых двух — незначительно, в рамках общей и образовательной политики. На третьем и четвертом — кардинально, в русле личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогики.

С принятием изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в 2009 году стали разрабатываться стандарты нового поколения — федеральные государственные образовательные стандарты. Именно они стали федеральными. Стандарты предыдущих поколений по существу федеральными государственными образовательными стандартами не являлись, а были лишь его компонентами.

Ссылки

  • Портал «Российское образование»
  • Федеральные государственные образовательные стандарты на официальном сайте Министерства образования и науки РФ
  • Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования

  • Среднее профессиональное образование
    • программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
    • программы подготовки специалистов среднего звена
  • Высшее образование
    • программы бакалавриата
    • программы специалитета
    • программы магистратуры
    • программы подготовки кадров высшей квалификации (ранее – послевузовское профессиональное образование) – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
    • программы асситентуры-стажировки
    • программы ординатуры

  • Дополнительное образование детей и взрослых
    • предпрофильные программы
    • общеразвивающие программы
  • Дополнительное профессиональное образование
    • программы повышения квалификации
    • программы профессиональной переподготовки

  • Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
  • Программы повышения квалификации рабочих, служащих

Уровни, виды и направления образования (с указанием программ каждого уровня и вида)
Общее образование Профессиональное образование Дополнительное образование Профессиональное обучение Направления образования в России

  • Дошкольная образовательная организация
    • ясли, детский сад
  • Общеобразовательная организация
    • школа, гимназия, прогимназия, школа-интернат, кадетский корпус
  • Профессиональная образовательная организация
    • колледж, техникум, профессиональный лицей, профессиональное училище
  • Образовательные организации высшего образования
    • вуз, институт, академия, университет, национальный исследовательский университет, федеральный университет
  • Организация дополнительного образования
    • учреждения дополнительного образования детей
  • Организация дополнительного профессионального образования
    • институт повышения квалификации, факультет повышения квалификации

  • Органы управления образованием в России
    • федеральный уровень
    • региональный уровень
    • муниципальный уровень
  • ФГОС
  • УМО вузов по направлениям подготовки и специальностям
  • Лицензирование образовательной деятельности
  • Аккредитация
  • Государственный контроль (надзор) в сфере образования
  • Аттестация выпускников
    • ЕГЭ, ОГЭ, итоговая государственная аттестация студентов вузов

Организация образования в России
Типы образовательных организаций Организационное и учебно-методическое
сопровождение образования в России
Реформа образования в России

История образования в России
Этапы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *