Федеральный закон о договорах

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
    • Глава 27. Понятие и условия договора

1. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

2. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Комментарий к статье.

1. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В Постановлении от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах» Пленум ВАС РФ разъяснил, что норма, определяющая права и обязанности сторон договора, является императивной, если она содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила (например, в ней предусмотрено, что такое соглашение ничтожно, запрещено или не допускается, либо указано на право сторон отступить от содержащегося в норме правила только в ту или иную сторону, либо названный запрет иным образом недвусмысленно выражен в тексте нормы).

Вместе с тем из целей законодательного регулирования может следовать, что содержащийся в императивной норме запрет на соглашение сторон об ином должен толковаться ограничительно. В частности, суд может признать, что данный запрет не допускает установление сторонами только условий, ущемляющих охраняемые законом интересы той стороны, на защиту которой эта норма направлена.

Так, ч. 4 ст. 29 ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» установлен запрет на одностороннее изменение кредитной организацией порядка определения процентов по кредитному договору, заключенному с заемщиком-гражданином, однако это не означает, что запрещено такое одностороннее изменение указанного порядка, вследствие которого размер процентов по кредиту уменьшается.

Статья 310 ГК РФ допускает согласование в договоре права на одностороннее изменение или односторонний отказ от договора только в случаях, когда договор заключается в связи с осуществлением обеими его сторонами предпринимательской деятельности. Цель данной нормы состоит в защите слабой стороны договора. Следовательно, подразумеваемый в ней запрет не может распространяться на случаи, когда в договоре, лишь одна из сторон которого выступает в качестве предпринимателя, право на одностороннее изменение или односторонний отказ от договора предоставлено стороне, не являющейся предпринимателем.

При отсутствии в норме, регулирующей права и обязанности по договору, явно выраженного запрета установить иное, она является императивной, если исходя из целей законодательного регулирования это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т.д.), недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон либо императивность нормы вытекает из существа законодательного регулирования данного вида договора. В таком случае суд констатирует, что исключение соглашением сторон ее применения или установление условия, отличного от предусмотренного в ней, недопустимо либо в целом, либо в той части, в которой она направлена на защиту названных интересов.

При этом, если норма содержит прямое указание на возможность предусмотреть иное соглашением сторон, суд исходя из существа нормы и целей законодательного регулирования может истолковать такое указание ограничительно, то есть сделать вывод о том, что диспозитивность этой нормы ограничена определенными пределами, в рамках которых стороны договора свободны установить условие, отличное от содержащегося в ней правила.

При возникновении спора об императивном или диспозитивном характере нормы, регулирующей права и обязанности по договору, суд должен указать, каким образом существо законодательного регулирования данного вида договора, необходимость защиты соответствующих особо значимых охраняемых законом интересов или недопущение грубого нарушения баланса интересов сторон предопределяют императивность этой нормы либо пределы ее диспозитивности.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи закон, принятый после заключения договора и устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В силу п. 2 ст. 4 ГК РФ это правило применяется как к императивным, так и к диспозитивным нормам.

3. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах»;

— Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (см. п. 83);

— Постановление Пленума ВС РФ от 29.01.2015 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (см. п. 13);

— Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (см. п. п. 1, 16).

Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Статья 420. Понятие договора 1. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. 2. К договорам применяют… 464 3-11-2019 Статья 421. Свобода договора 1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заклю… 421 3-11-2019 Статья 429.4. Договор с исполнением по требованию (абонентский договор)… (введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ)1. Договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесен… 295 3-11-2019 Статья 430. Договор в пользу третьего лица 1. Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не… 263 3-11-2019

1.2. Из комментируемой статьи следует, что в гражданском праве РФ существуют возмездные и безвозмездные договоры.

В п. 1 комментируемой статьи дано определение возмездного договора.

Подавляющая часть гражданско-правовых договоров относится к числу возмездных, что обусловлено использованием товарно-денежной формы в гражданском обороте. Возмездность договора означает, что имущественному предоставлению со стороны одного контрагента соответствует встречное имущественное предоставление другого контрагента (например, по договору имущественного найма наймодатель обязан передать нанимателю во временное пользование индивидуально-определенную вещь, за что наниматель обязан уплатить вознаграждение — наемную плату). При предоставлении каждой стороной равноценного имущества возмездность приобретает характер эквивалентности.

Безвозмездными, как следует из п. 2 комментируемой статьи, являются договоры, по которым одна сторона совершает какое-либо действие в пользу другой, не получая встречного предоставления (например, по договорам дарения, безвозмездного пользования имуществом).

Некоторые договоры в силу закона могут быть как безвозмездными, так и возмездными (поручение, хранение, заем). Классификация договоров на возмездные и безвозмездные имеет значение, в частности, для решения вопроса об имущественной ответственности сторон. Ответственность лица, не извлекающего из договора материальной выгоды, в некоторых случаях менее строгая, чем ответственность стороны, заключающей договор в своем интересе. От лица, действующего безвозмездно, нельзя требовать, чтобы оно производило расходы по принятию особых мер предосторожности, на охрану имущества и т.п. Так, хранитель по безвозмездному договору хранения, заключенному между гражданами, обязан заботиться о переданном ему на хранение имуществе не больше, чем он заботился бы о своем собственном.

3. Поскольку большинство договоров являются возмездными, в п. 3 комментируемой статьи содержится общая презумпция того, что договор является возмездным. Безвозмездным он может быть признан только в том случае, если об этом есть прямое указание закона, иных правовых актов либо из содержания или существа договора не вытекает иное.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УКРАИНЫ

ЗАКОН

О внесении изменений и дополнений, вытекающих из
Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях»,
в Кодекс законов о труде Украины и Декрет Кабинета
Министров Украины «Об оплате труда»

Верховный Совет Украины постановляет:

«Глава II
Коллективный договор

Статья 10. Коллективный договор

Коллективный договор заключается на основе действующего законодательства, принятых сторонами обязательств в целях регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов трудящихся, собственников и уполномоченных ими органов.

Статья 11. Сфера заключения коллективных договоров

Коллективный договор заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, использующих наемный труд и обладающих правами юридического лица.

Коллективный договор может заключаться в структурных подразделениях предприятия, учреждения, организации в пределах компетенции этих подразделений.

Статья 12. Стороны коллективного договора

Коллективный договор заключается между собственником или уполномоченным им органом (лицом) с одной стороны и одним или несколькими профсоюзными либо иными уполномоченными на представительство трудовым коллективом органами, а в случае отсутствия таких органов — представителями трудящихся, избранными и уполномоченными трудовым коллективом.

Статья 13. Содержание коллективного договора

Содержание коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции.

В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности:

изменению в организации производства и труда;

обеспечению продуктивной занятости;

нормированию и оплате труда, установлению форм, системы, размеров заработной платы и иных видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и пр.);

установлению гарантий, компенсаций, льгот;

участию трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия, учреждения, организации (если это предусмотрено уставом);

режиму работы, продолжительности рабочего времени и отдыха;

условиям и охране труда;

обеспечению жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организации оздоровления и отдыха работников;

гарантиям деятельности профсоюзной или иных представительных организаций трудящихся.

Коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы.

Статья 14. Коллективные переговоры, разработка
и заключение коллективного договора, ответственность за его выполнение

Заключению коллективного договора предшествуют коллективные переговоры.

Сроки, порядок ведения переговоров, разрешения разногласий, возникающих при их ведении, порядок разработки, заключения и внесения изменений и дополнений в коллективный договор, ответственность за его выполнение регулируются Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях».

Статья 15. Регистрация коллективного договора

Коллективные договоры подлежат уведомительной регистрации местными органами государственной исполнительной власти.

Порядок регистрации коллективных договоров определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 16. Недействительность условий коллективного договора

Условия коллективного договора, ухудшающие по сравнению с действующим законодательством и соглашениями положение работников, недействительны.

Статья 17. Срок действия коллективного договора

Коллективный договор вступает в силу со дня его подписания представителями сторон или со дня, указанного в нем.

По истечении срока действия коллективный договор продолжает действовать до тех пор, пока стороны не заключат новый или не пересмотрят действующий, если иное не предусмотрено договором.

Коллективный договор сохраняет действие в случае изменения состава, структуры, наименования уполномоченного собственником органа, от имени которого заключен этот договор.

При реорганизации предприятия, учреждения, организации коллективный договор сохраняет действие в течение срока, на который он заключен, или может быть пересмотрен с согласия сторон.

При смене собственника действие коллективного договора сохраняется в течение срока его действия, но не более одного года. В этот период стороны должны начать переговоры о заключении нового либо изменении или дополнении действующего коллективного договора.

При ликвидации предприятия, учреждения, организации коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.

На вновь созданном предприятии, в учреждении, организации коллективный договор заключается по инициативе одной из сторон в трехмесячный срок после регистрации предприятия, учреждения, организации, если законодательством предусмотрена регистрация, или после решения об основании предприятия, учреждения, организации, если не предусмотрена их регистрация.

Статья 18. Распространение коллективного договора на всех работников

Положения коллективного договора распространяются на всех работников предприятия, учреждения, организации независимо от того, являются ли они членами профессионального союза, и обязательны как для собственника или уполномоченного им органа, так и для работников предприятия, учреждения, организации.

Статья 19. Контроль за выполнением коллективного договора

Контроль за выполнением коллективного договора проводится непосредственно заключившими его сторонами либо уполномоченными ими представителями.

Статья 20. Отчеты о выполнении коллективного договора

Стороны, подписавшие коллективный договор, ежегодно в сроки, предусмотренные коллективным договором, отчитываются о его выполнении».

1. Статьи 20-23, 28, части первую-шестую и восьмую статьи 30 исключить.

2. Статью 29 изложить в следующей редакции:

«Статья 29. Регистрация отраслевых, региональных соглашений и коллективных договоров

Отраслевые и региональные соглашения подлежат уведомительной регистрации Министерством труда Украины, а коллективные договоры регистрируются местными органами государственной исполнительной власти.

Порядок регистрации соглашений и коллективных договоров определяется Кабинетом Министров Украины».

III. Соглашения и коллективные договоры, заключенные до вступления в силу Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях», считаются действительными в течение срока, на который они заключены.

Президент Украины Л. КРАВЧУК

854

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ
«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»
(с изменениями от 22 октября 1999 г.)

Принят Государственной Думой 25 мая 1994 года
Одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 года

Статья 1. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Статья 2. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.
Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Статья 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.
Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

О порядке регистрации и официального опубликования международных договоров Российской Федерации см. также Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»

Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Статья 5. «Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете». Обязательному опубликованию в «Парламентской газете» подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.
Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Статья 7. «Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Статья 8. «Собрание законодательства Российской Федерации» состоит из пяти разделов:
в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;
во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;
в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части — иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.

Статья 9. Публикуемые в «Собрании законодательства Российской Федерации» акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.
При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер. При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.
Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Статья 10. Признать утратившими силу:
Закон РСФСР от 13 июля 1990 года «О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 6, ст.93);
Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст.8).

Статья 11. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 12. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Москва, Кремль
14 июня 1994 г.
N 5-фз

Проект договора как оферта

Понятие «оферты» и понятие «проекта договора» в вольном понимании могут расходиться и не вполне совпадать по объёму значения, однако в более строгой трактовке они, как правило, сближаются и становятся синонимами. Чтобы выявить формальные признаки, отражающие суть понятий, рассмотрим оба значения.

Оферта

В широком смысле под офертой понимают любое предложение сделки. С таким инициативным предложением обычно обращается поставщик (продавец, подрядчик) к одному лицу или группе лиц. Форма обращения (как и ответ) строго не регламентируется и может быть как устной, так и письменной.

Например, в бытовом смысле офертой можно назвать предложение мужа, адресованное жене, по очереди мыть посуду. В целом такую инициативу тоже можно назвать проектом договора. Если жена согласится с предложением мужа – примет его условия – то её согласие в вольной трактовке можно назвать акцептом, а её саму – акцептантом. Если она при этом захочет внести изменения в проект – например, требование по очереди мыть только тарелки, а сковородку и кастрюли оставить под постоянной ответственностью мужа – то она откажется от акцепта и выступит со встречным предложением, которое автоматически станет встречной офертой. В деловых отношениях при корректировке первоначальных условий обычно составляется протокол разногласий.

Однако чтобы уже первоначальное предложение приобрело более узкий, формальный, статус оферты, необходимо, чтобы инициатор (которого в том случае называют оферентом), был готов заключить итоговое соглашение на предлагаемых им условиях и с возложением на него обязательств и ответственности за соблюдение этих же условий. Кроме того, более строгое понимание оферты должно удовлетворять ряду принципов:

  1. Адресность. Оферта направляется на различный круг лиц (в том числе – неопределённый, как при ситуациях с публичной офертой), но при создании проекта договора в стандартной форме вписывается адресат, что предполагает и элемент типовой формы документа.
  1. Определённость. Чёткое намерение оферента в будущем заключить договор на тех же условиях, которые были вписаны в исходном документе (или при предложении без документального сопровождения). Например, в случае с публичной офертой действия в магазине продавца, который выкладывает ценники на стеллажах, может считаться предложением (офертой) направленной на неопределённый круг лиц. При этом продавец обязан продать товар за указанную на ценнике сумму. Так же и при подаче проекта договора в виде адресного документа оферент обязуется впоследствии заключить договор на предложенных ранее условиях и несёт ответственность за несоблюдение этого предложения.
  1. Существенность. В документе проекта договора (в оферте) обязательно должны содержаться существенные условия будущей сделки. Например, однозначная и конкретная информация о количестве товара, его стоимости, сроках поставки, сроках оплаты.

При подаче проекта договора оферент указывает срок рассмотрения и принятия решения акцептантом.

В течение этого срока проект нельзя отозвать (если в тексте самой оферты не оговорена такая возможность). Безответные действия акцептанта, как правило, не считаются автоматическим принятием условий оферты и согласием на заключение договора.

Проект договора

В свою очередь, и понятие проекта договора в общем смысле можно трактовать широко, как предварительный план-набросок своего видения будущих отношений одной из сторон потенциального соглашения. Этот план может дорабатываться или корректироваться как самой стороной инициатором, так и стороной, к которой инициатор обращается с предложением. В этом случае, однако, не вполне корректно называть сторону-инициатора оферентом, а сторону, рассматривающую и принимающую предложение – акцептантом, поскольку в таком вольной трактовке проект договора не содержит характеристик, которые в обязательном порядке присущи оферте: адресности, существенности и определённости. Таким образом, в широком понимании объём значений оферты и проекта договора чаще не совпадают.

Кроме того, вольная трактовка не предполагает и жёстких обязательств, которые накладываются на инициатора предложения – в ней обе стороны рассматриваются, скорее, как участники равноправного обсуждения, диалога, который ведётся в свободной форме и, в конечном счёте, может как привести к подписанию итогового контракта, так и не привести ни к каким результатам.

Поэтому, чтобы не создавать разночтений нередко для разделения данных понятий подписанные проекты договоров считаются офертой, а неподписанные проекты в объём этого понятия уже не включаются. Подпись ответственного лица на проекте подтверждает определённость намерения одной стороны заключить соглашение на указанных в проекте условиях, что сразу сближает понятия оферты и проекта и переводит их в юридическую плоскость. На всех типовых бланках проектов договора есть элемент формы, который предполагает размещение в конце документа подписи уполномоченного лица и заверяющей документ печати (штампа).

Аналогичным подтверждением определённости намерений оферента зачастую становится сопроводительное (заказное) письмо, направляемое акцептанту. Письмо отправляется с уведомлением для получателя и описью вложения, являясь косвенным доказательством серьёзности намерений оферента.

Таким образом, в деловых отношениях проектом договора обычно называется документ, содержащий в себе – со стороны инициатора – определённое предложение услуг, работ, приобретения товара, адресованное возможному участнику потенциального соглашения. Подписанное инициатором предложение трактуется как приобрётшее статус оферты с наложением на оферента соответствующих обязательств. Если получатель предложения соглашается с ним, на основе проекта договора составляется и подписывается готовый договор. Если получатель не согласен с какими-то условиями, начинается процесс доработки проекта, путём составления протокола разногласий.

Регламентирующие статьи Гражданского кодекса

В законодательной плоскости в Гражданском кодексе (ГК) понятия проекта договора и оферты в ряде статей рассматриваются как синонимы. Так, например, статья ГК 445, регламентируя случаи обязательного заключения договора, указывает, что если акцептанту направлена оферта (проект будущего договора), обязательная для последующего заключения, то получившая проект сторона должна в течение 30 дней либо принять предложение, либо внести поправки (посредством протокола разногласий), либо уведомить об отказе от принятия этих условий.

Если рассматривать проект соглашения как оферту, то прямо или косвенно взаимоотношения между оферентом и акцептантом регулируются несколькими статьями Гражданского кодекса:

  • Ст. 435, дающей определение оферты. В частности, в этой статье указывается, что если оферент изменил свои намерения и решил отозвать оферту, то он может это сделать без правовых последствий, если извещение об отзыве пришло раньше или в то же время, что и сама оферта. В этом случае оферта определяется как неполученная.
  • Ст. 436, где говорится, что до окончания периода, отведённого адресату на решение, предложение нельзя отозвать.
  • Ст. 432, которая в рамках указания основных положений о заключении договора, вводит понятие существенных условий договора.
  • Ст. 438, определяющая понятие акцепта и исключающее ответное молчание или бездействие как форму принятия предложения (если иное не следует из характера прежних устоявшихся отношений, закона или специально не оговорено сторонами) и др.

Определение оферты позволяет отделить проекты договора со статусом оферты от проектов договора, которые из-за несоблюдения условий адресности, определённости и существенности не могут называться офертой. Кроме этого, ещё одним важным критерием разделения становится связанность оферента предложенными им условиями, обязательными к исполнению в случае принятия предложения акцептантом.

Сложности при подаче проекта договора

Из-за разницы в оценке необходимости соблюдения некоторых формальных моментов возникают спорные ситуации, касающиеся того, что считать проектом договора. Так, например, можно двояко посмотреть на ситуацию, когда истец, по решению суда, должен получить проект договора, но, в рамках исполнения решения, получает документ без подписи и печати отправителя. Можно ли считать заполненный, но неподписанный бланк проектом договора и офертой?

В отношении второй части вопроса, судебная практика не подписанный инициатором документ, чаще всего, офертой не считает. Причём объясняется это решение не столько рамками, которые устанавливает законодательство, сколько технической сложностью приведения необходимых доказательств.

Так, буквальное толкование статьи 434 ГК говорит о том, что наличие подписи не считается обязательным для придания документу статуса оферты. В статье говорится, что соглашение в письменной форме может быть заключено различными способами (телеграф, телетайп электронная почта и т.д.), и главным определяющим фактором становится не подпись, а достоверность адресанта (лица, отправившего предложение). Даже без подписи оферента акцептант может принимать и подписывать проект.

На практике же, из-за технической сложности приведения в суде безусловных доказательств авторства проекта контракта при пересылке его без подписи, суд, чаще всего, не считает неподписанный документ офертой. При этом из вышесказанного можно сделать вывод, что проектом договора (независимо от того, будет ли он офертой) можно с полным основанием называть документ-предложение и без подписи.

Ещё одним моментом, усложняющим процесс обсуждения по проекту договора, становится удлинённая стадия согласования и перепроверки всех пунктов заново, после внесения в договор изменений. Принципиальным считается сохранение в договоре существенных условий, которые были приняты в проекте соглашения. Однако на практике иногда ответственное лицо, перестраховываясь и стараясь избежать возможных проблем, под «существенными условиями» понимает буквально всё, что было в первоначальном проекте. В этом случае любые (даже несущественные) изменения замедляют процесс согласования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *