Фонда национального благосостояния

Информация об изменениях:

Статья 96.10 дополнена пунктом 6 с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 262-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 6 применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении федерального бюджета, начиная с федерального бюджета на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.

6. В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не может превышать абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.

В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, не превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не может превышать объем, эквивалентный 1 проценту объема валового внутреннего продукта, указанного на соответствующий финансовый год в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.

Согласно правилам использования нефтегазовых доходов, Минфин для компенсации выпадающих нефтегазовых поступлений сначала должен был потратить валютные средства, еще не зачисленные в ФНБ. В первом квартале 2020 года, когда цены на нефть еще были относительно высоки, Минфин успел приобрести на рынке без зачисления в ФНБ более $9 млрд. Августовское вскрытие фонда означает, что Минфин полностью потратил валюту, купленную в начале года, после чего по правилам обязан брать деньги из ФНБ. В результате только с августа фактически начались чистые траты валютных резервов Минфина.

«Начиная с августа 2020 года, после образования нулевых остатков на валютных счетах по учету средств дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, Минфин России перешел к продаже иностранной валюты за счет средств ФНБ», — подтвердила пресс-служба Минфина России. С января по март 2020 года Минфин приобретал валюту за счет дополнительных нефтегазовых доходов бюджета, начиная с апреля Минфин продавал валюту в целях компенсации недополученных нефтегазовых доходов. «Суммарный объем проданной иностранной валюты в текущем году эквивалентен объему приобретенной валюты за счет дополнительных нефтегазовых доходов 2020 года», — заявили в Минфине.

Замминистра финансов Владимир Колычев в июле прогнозировал, что по итогам года из ФНБ заберут 250–300 млрд руб. В последние два месяца Минфин направляет на продажи валюты примерно по 60 млрд руб. в месяц при ценах на нефть Urals, стабилизировавшихся на уровнях $44–46 за баррель. С августа предельный уровень нефтедобычи для России в соответствии со сделкой ОПЕК+ (по сокращению с 1 мая поставок на мировой рынок) повысился с 8,5 млн до 9 млн барр. в сутки. Если в оставшиеся месяцы года ценовая конъюнктура не поменяется, чистое использование ФНБ как раз может составить около 250 млрд руб.

Минфин продал имевшуюся на счетах по учету дополнительных нефтегазовых доходов валюту, которая была куплена с начала года, и теперь для осуществления продаж берет ее из ФНБ, подтверждает макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. «На деле это пока фактически нулевые траты (3,6 млрд руб.)», — заметил он.

Валютные резервы Минфина — около $120 млрд

На 1 сентября ликвидные активы ФНБ (средства в долларах, евро и фунтах) составили $119,4 млрд. В сентябре Минфин направит на продажу валюты около $730 млн. Несмотря на превышение фактических цен нефти над заложенной в бюджете базовой ценой ($42,4 за баррель), российский бюджет продолжает недополучать нефтегазовые доходы относительно базового уровня. Это связано с тем, что Россия резко сократила добычу нефти по сравнению с изначальным прогнозом в результате договоренностей ОПЕК+. Но текущие темпы использования ФНБ невелики, и по итогам года размер его ликвидных активов будет превышать 7% ВВП.

Средняя цена нефти Urals в 2020 году сложится на уровне $41 за баррель, ожидает главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Софья Донец. В этих условиях объем чистого расходования валютных средств Минфина составит около 450 млрд руб. (чуть более $6 млрд), говорит она.

В марте 2020 года в ФНБ была зачислена валюта, приобретенная по бюджетному правилу в 2019 году, — 3,3 трлн руб. по курсу на момент перечисления, напоминает замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Если учитывать и это, чистые траты ФНБ за полный 2020 год будут отрицательными, то есть стоимость фонда вырастет. Использование ФНБ для замещения выпадающих нефтегазовых доходов составит 0,3–0,4 трлн руб., оценил он. «С учетом операций, валютной и курсовой переоценки сальдо пополнения/использования ФНБ за год может составить +4,6 трлн руб.», — полагает он.

Покупка акций Сбербанка на средства ФНБ за 2,1 трлн руб. привела к снижению объема ликвидных средств фонда, но в целом для его величины (валюта плюс активы) операция носила нейтральный характер. «Так как среднегодовая цена нефти по итогам года, вероятно, окажется близкой к базовой цене нефти (+/-5% от базовой), на выпадающие нефтегазовые доходы в 2020 году, скорее всего, значимо повлияет меньший объем добычи и экспорта энергоресурсов (в основном в результате сделки ОПЕК+)», — говорит Куликов. Величину выпадения нефтегазовых доходов за счет обоих факторов — цена и объем — в АКРА оценивают примерно в 0,3 трлн руб. с учетом дополнительных нефтегазовых доходов начала года, говорит он.

До пандемии Минфин планировал начать инвестировать свободные средства ФНБ во внутренние доходные проекты и экспортные кредиты. По Бюджетному кодексу это возможно после достижения ликвидной части ФНБ планки 7% ВВП. Однако возобновления дискуссии об инвестировании средств ФНБ в обозримом будущем Донец не ожидает, подход правительства к расходованию резервов будет консервативным. Вопрос инвестирования ФНБ будет отложен, согласен Мурашов.

Сейчас доля американской валюты в нормативной структуре Фонда национального благосостояния составляет 45%. В Минфине думают о том, чтобы сблизить его со структурой резервов Банка России Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Министерство финансов России в 2020 году намерено диверсифицировать валютные резервы в Фонде национального благосостояния. Основной задачей ставится уменьшение доли долларовых запасов, сообщает агентство Reuters со ссылкой на источник в российском ведомстве.

«Думаем , планируем быстро это сделать, наверное, в следующем году… Снизим долю доллара США до уровней, примерно как у ЦБ в структуре резервов, будет примерно такая же структура. Добавим валюты, только резервные, как у ЦБ», — сказал источник Reuters.

По его словам, работа по снижению зависимости экономики от доллара объясняется в том числе инициативой американских законодателей отлучить российские государственные банки от расчетов в американской валюте.

РБК направил запрос в Министерство финансов.

Сейчас нормативная валютная структура средств ФНБ определена так: доллары — 45%, евро — 45%, фунты стерлингов — 10%. На 1 ноября 2019 года фактическая структура почти полностью соответствовала нормативной: 46% в долларах, 44% в евро и 10% в фунтах. Общий размер валютных средств ФНБ составлял $98,6 млрд.

Когда Минфин закупает иностранную валюту на рынке на нефтегазовые сверхдоходы, он делает это в той же нормативной пропорции (по 45% долларов и евро, 10% — фунтов). Таким образом, чтобы снизить долю доллара и, возможно, добавить другие валюты, Минфину понадобится изменить структуру валютных закупок — покупать меньше долларов и начать скупать на Мосбирже другие валюты, например китайский юань, японскую иену, швейцарский франк.

В феврале прошлого года в конгресс США был внесен законопроект об ужесточении антироссийских санкций, где среди прочего были предложения ввести санкции в отношении российских госбанков. Предлагалось заблокировать активы и операции любого из них, предоставившего «финансовую или иную поддержку с целью вмешательства правительства России в демократический процесс или выборы любой другой страны».

МОСКВА, 16 сен — ПРАЙМ. Минфин РФ продолжит одновременно пополнять и расходовать Фонд национального благосостояния в 2021 году, чистые траты составят 91 миллиард рублей, сообщил журналистам министр финансов Антон Силуанов.

«В последующем году мы, наверное, тоже будем тратить ФНБ – и пополнять его, и тратить. На чистой основе всего 90 миллиардов рублей, чуть больше – 91», — сказал глава Минфина на брифинге в среду.

Минфин РФ планирует потратить 342 миллиарда рублей из ФНБ на покрытие дефицита бюджета РФ в 2020 году.

Эксперты посчитали, как рубль и займы повлияют на объем ФНБ к концу года

«Из ФНБ в текущем году планируется на покрытие дефицита бюджета потратить 342 миллиарда рублей», — сказал он.

Ранее Минфин сообщил, что в августе 2020 года направил 3,556 миллиарда рублей из ФНБ на финансирование дефицита бюджета.

К чистым покупкам валюты в ФНБ Минфин планирует вернуться кв 2022 году.

«Что касается валюты, то с 2022 года, я уже сказал, мы ожидаем образования дополнительных нефтегазовых доходов, будем покупать. А в следующем году в чистом виде пока еще будем тратить, тратить ФНБ, я уже цифру называл, чуть больше 90 миллиардов рублей», — сказал он.

Минфин РФ по бюджетному правилу покупает валюту на дополнительные доходы, поступающие в бюджет при высокой цене нефти, направляя эти средства на счета в Банке России для последующего перечисления в ФНБ. В случаях, когда цена нефти оказывается ниже установленного правилом уровня (в 2020 году это 42,4 доллара за баррель), валюта, напротив, продается, а полученные средства идут на финансирование дефицита бюджета. Операции на рынке в интересах Минфина осуществляет ЦБ.

По словам министра, Минфин пока сохраняет консервативную политику в части инвестирования средств ФНБ, хотя министерству хотелось бы инвестировать в инфраструктурные проекты.

Минфин в конце ноября прошлого года опубликовал законопроект об инвестировании средств ФНБ сверх 7% ВВП, средства предлагалось направлять на экспортные кредиты и на проекты в России.

«У нас на трехлетнем промежутке предусмотрен объем несвязанных ресурсов ФНБ около 7%. В какие-то годы выше – 7,1%, в 2022 году – чуть меньше, где-то 6,8%. Поэтому есть такая норма, что если мы на протяжении трех лет видим, что ФНБ ликвидной частью превышает 7%-ный уровень, то мы можем принимать решение об инвестировании средств фонда», — сказал Силуанов.

Однако министерство видит, что в отдельные годы, в частности, в 2022 году размер ФНБ будет ниже планки 7%. «Поэтому будем здесь пока проводить консервативную политику. Хотя конечно, хотелось бы вложить в инфраструктурные проекты, у нас таких много сейчас появляется, слава богу. Еще раз повторюсь, что ликвидная часть не во все годы будет превышать 7%», — заключил министр.

Бюджетная политика

УДК 336.143.231

ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИТОГИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А. Н. СУХАРЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного, административного и таможенного права E-mail: su500005@yandex. ru Тверской государственный университет

В статье представлено обобщение практики функционирования Фонда национального благосостояния РФ (2008 — середина 2013). Показаны необходимость создания и принципы функционирования финансового механизма Фонда национального благосостояния РФ. Рассматриваются вопросы формирования и использования его средств (включая использование средств для обеспечения стабильности национальной экономики). Представлены статистические сведения о движении и доходности средств Фонда национального благосостояния РФ.

Ключевые слова: Фонд национального благосостояния, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, центральный банк, Внешэкономбанк.

Главным фактором, воздействующим на социально-экономическое развитие РФ, является цена на нефть, складывающаяся на мировых рынках (ее колебания приводят к существенным изменениям важнейших макроэкономических показателей в РФ). Это требует проведения особой экономической политики, а в сфере государственных финансов — реализации антициклического бюджета, который должен быть сбалансирован не в рамках отдельного года, а за несколько лет . Наиболее остро такая необходимость обозначилась в результате роста цен на нефть с начала 2000-х гг. В целях сдер-

живания инфляции, нарастающей под воздействием притока иностранной валюты от продажи нефти по более высоким ценам, в условиях управляемого плавания российского рубля Банку России необходимо было найти неэмиссионные источники приобретения все возрастающего потока иностранной валюты, не допустив значительного укрепления рубля. Сдерживание процесса укрепления рубля было необходимо для поддержания ценовой конкурентоспособности российских товаров. Все это потребовало создания автоматического механизма, в котором, с одной стороны, происходило бы формирование государственных сбережений, а с другой — использование этих государственных сбережений для приобретения иностранной валюты. Реализация такого механизма была осуществлена на основе создания Стабилизационного фонда РФ (2004—2008).

Развитие в РФ антициклического регулирования экономики на основе механизма государственных сбережений привело к созданию в 2008 г. Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ. Резервный фонд РФ, по сути, стал выполнять ту же роль, которую выполнял Стабилизационный фонд РФ, а Фонд национального благосостояния РФ (первоначально в бюджетном законодательстве он

получил название Фонда будущих поколений РФ) был призван решать долгосрочные и даже сверхдолгосрочные задачи. При создании Фонда будущих поколений РФ в бюджетном законодательстве даже не было прописано его целей и не было ясно, зачем он нужен, какие конкретно задачи он должен выполнять. По-видимому, средства этого фонда планировалось передать «умным потомкам», которые и должны будут найти им более правильное применение. В дальнейшем в бюджетном законодательстве этот фонд получил название Фонда национального благосостояния РФ (его цели: софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ) .

Первое зачисление средств в Фонд национального благосостояния было осуществлено 30.01.2008 в объеме 782,8 млрд руб. из Стабилизационного фонда РФ (табл. 1). Эта сумма представляла собой превышение объема Стабилизационного фонда РФ на величину 10 % от ВВП, которая и была зачислена в Резервный фонд РФ. В дальнейшем источником формирования Фонда национального благосостояния РФ должны были стать нефтегазовые доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в него при достижении объема Резервного фонда РФ 10 % ВВП (в дальнейшем 7 %). По мере роста номи-

нального ВВП предельная величина Резервного фонда РФ должна была также увеличиваться. Однако за все время функционирования Фонда национального благосостояния РФ зачисление в него нефтегазовых доходов было только в 2008 г. — в первом году его создания (5 зачислений на сумму 1 622 млрд руб.) (табл. 2). В дальнейшем из-за мирового финансового кризиса 2008—2009 гг., который затронул и Россию, такие зачисления были временно приостановлены (с внесением соответствующих поправок в бюджетное законодательство). С 2009 г. зачисление нефтегазовых доходов не производилось, оно было приостановлено до 01.01.2015 (также до этой даты было приостановлено выделение в составе доходов федерального бюджета нефтегазовых доходов).

Из-за изменения курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам объем средств Фонда национального благосостояния РФ подвержен изменению. Это связано с тем, что большая часть его средств номинирована в иностранной валюте. Максимальный объем средств Фонда национального благосостояния РФ по отношению к ВВП был достигнут в феврале—марте 2009 г. (период наибольшего номинального обесценения рубля) и составлял 7,7 %, одновременно в этот период максимальный объем был достигнут и в абсолютном выражении — 2 995,5 млрд руб.

Таблица 1

ключевые события в области формирования и использования средств Фонда национального благосостояния рФ

событие дата Примечание

Первое зачисление средств 30.01.2008 За счет расформированного Стабилизационного фонда РФ (перечисление на счета, открытые в долларах США, евро и фунтах стерлингов в Банке России, средств, которые в эквиваленте соответствовали 782,8 млрд руб.)

Первое зачисление нефтегазовых доходов 18.08.2008 Зачисления были только в 2008 г. (5 зачислений на 1 622,0 млрд руб.)

Первое зачисление доходов от размещения средств 20.01.2009 Зачисления были только в 2009 г. (включая доходы, полученные за 2008 г.) в сумме 92,5 млрд руб.

Первое размещение средств в российской экономике в целях ее стабилизации (перечисление средств Внешэкономбанку) 29.01.2009 В соответствии с Федеральным законом от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» (с изм. и доп.)

Первая продажа иностранной валюты в целях размещения средств в национальной валюте 31.07.2009

Первое расходование средств 29.04.2010 Расходование производилось только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан (начиная с накоплений за 2009 г.)

Источник: информационные сообщения о результатах размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ. Рассчитано и составлено по данным о движении средств Фонда национального благосостояния РФ. URL: http://www. minfin. ru.

финансы и кредит

Таблица 2

Формирование и расходование средств Фонда национального благосостояния РФ

(2008 — середина 2013), млрд руб.

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013* Итого

Зачисление средств

Объем средств Стабилизационного фонда РФ 782,8 — — — — — 782,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем нефтегазовых доходов федерального бюджета 1 622,0 — — — — — 1 622,0

Доходы от размещения средств — 92,5 — — — — 92,5

(по году зачисления)

Итого… 2 404,8 92,5 — — — — 2 497,3

Расходование средств

Объем софинансирования добровольных — — 2,5 3,4 3,9 5,7 15,5

пенсионных накоплений граждан

Итого… — — 2,5 3,4 3,9 5,7 15,5

Сальдо: +2 404,8 +92,5 —2,5 —3,4 —3,9 —5,7 +2 481,8

— накопленное сальдо зачислений +2 404,8 +2 497,3 +2494,8 +2 491,4 +2 487,5 +2 481,8 —

и расходований

— изменение средств за счет переоценки +179,7 +271,7 +200,7 +303,0 +203,1 +346,4 —

иностранной валюты (накопленный итог

на 1 января следующего года)

— остаток средств на 1 января следую- 2 584,5 2 769,0 2 695,5 2 794,4 2 690,6 2 828,2** —

щего года

Как предполагалось, другим источником формирования Фонда национального благосостояния РФ должны были стать инвестиционные доходы от размещения его средств. Фактически в него они были зачислены только в 2009 г. в сумме 92,5 млрд руб. (6 зачислений) по итогам инвестирования средств за 2008 и 2009 гг. С 2010 г. инвестиционные доходы подлежали непосредственному перечислению в федеральный бюджет, минуя счета Фонда национального благосостояния РФ. Такой установленный порядок был связан с необходимостью снижения дефицита федерального бюджета. Предполагалось, что он является временным, а в дальнейшем инвестиционные доходы опять должны зачисляться в фонд. Всего за 5,5 лет функционирования Фонда национального благосостояния РФ (2008 — середина 2013 г.) величина инвестиционного дохода составила 188,2 млрд руб. (что крайне мало, соответствует только среднегодовой номинальной доходности в 1,4 %), в то время как за все годы существования фонда уровень инфляции превышал его значение. В итоге среднегодовая реальная доходность составила «минус» 6,0. Таким образом, в целом средства Фонда национального благосостояния РФ имели тенденцию к обесцениванию (6,0 % в год) (табл. 3).

По расчетам автора, размещение средств фонда в российской экономике с доходностью, равной ставке рефинансирования, позволило бы получить доход в размере 1 052 млрд руб., что почти в 2 раза больше фактически полученного дохода (с учетом переоценки активов). Чтобы выйти на нулевую среднегодовую реальную доходность для средств Фонда национального благосостояния РФ, им необходима девальвация российского рубля на 8,2 руб. до соотношения 40 руб. 90 коп. за 1 долл. США (по состоянию на 01.07.2013).

Совокупно за 5,5 лет наибольший прирост средств Фонда национального благосостояния РФ (2/3) был получен не за счет доходов от их размещения, а за счет переоценки активов фонда вследствие изменения курса иностранных валют. Таким образом, доходность средств с учетом переоценки средств была почти в 3 раза больше, чем собственно полученный инвестиционный доход. Если учитывать фактор переоценки средств фонда вследствие изменения курса национальных валют, в которых номинированы его активы, то среднегодовая номинальная доходность средств составит 4,2 %, а среднегодовая реальная доходность — «минус» 3,4 %.

Таблица 3

Финансовые результаты от размещения средств Фонда национального благосостояния РФ (2008 — середина 2013)

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013* Итого

Доходы от размещения средств (по году отнесения), млрд руб. 55,3 34,9 26,8 41,1 14,9 15,2 188,2

Финансовый результат от переоценки активов, 179,7 92,0 —77,0 102,3 —99,9 143,3 346,4

номинированных в иностранной валюте, млрд руб.

Итого… 235,0 126,9 —44,2 143,4 —85,0 158,5 534,6

Номинальная доходность от размещения средств 3,3 1,3 1,0 1,5 0,5 0,6 1,4

(без переоценки активов), %

Номинальная доходность от размещения средств 13,9 4,7 —1,6 5,2 —3,1 5,7 4,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(с учетом переоценки активов), %

Реальная доходность от размещения средств —8,8 —6,9 —7,2 —4,3 —5,7 —2,8 —6,0

(без переоценки активов), %

Реальная доходность от размещения средств 0,6 —3,7 —9,6 —0,8 —9,1 2,2 —3,4

(с учетом переоценки активов), %

Источник: рассчитано и составлено по данным о движении средств Фонда национального благосостояния РФ. URL: http:// www. minfin. ru. * За январь—июнь.

На масштабы переоценки средств фонда наиболее существенное воздействие оказывает изменение курса российского рубля, что в перспективе (при оставлении значительной доли его средств, номинированных в иностранной валюте) может привести к кардинальному изменению общего уровня доходности фонда за весть период его функционирования. Так, снижение цен на нефть приведет к необходимости ослабления национальной валюты, что вызовет автоматическую переоценку средств фонда. Например, ослабление российского рубля и рост курса доллара США на 5 руб. приведет к приросту величины средств фонда на 360 млрд руб. (при увеличении курса на 10 руб.

Использование средств фонда включает в себя два типа операций: размещение и расходование.

Размещение — это направление средств во вложение в какие-либо активы, что не приводит к уменьшению общей величины средств фонда.

Расходование — это направление средств на те цели, для достижения которых фонд создан. За

Таблица 4

Оценка изменения величины и доходности средств Фонда национального благосостояния РФ при изменении курса российского рубля

Изменение курса Курс российского Изменение Среднегодовая доходность фонда

доллара США* рубля (руб. /долл.) ** величины фонда (с учетом переоценки активов) (2008 — середина 2013), °%

Млрд руб. % Номинальная Реальная

Уменьшение на 10 руб. 22,71 —720 —25,5 0,2 —7,3

Уменьшение на 5 руб. 27,71 —360 —12,7 2,0 —5,5

Уменьшение на 1 руб. 31,71 —72 —2,5 3,7 —3,8

Прирост на 1 руб. 33,71 +72 +2,5 4,6 —3,0

Прирост на 5 руб. 37,71 +360 +12,7 6,3 —1,3

Прирост на 10 руб. 42,71 +720 +25,5 8,5 0,8

Прирост на 15 руб. 47,71 +1 080 +38,2 10,7 2,9

Прирост на 20 руб. 52,71 +1 440 +50,9 12,9 5,0

Источник: авторская разработка.

* Предполагается сохранение неизменным курса доллара США к евро и фунту стерлингов.

** В качестве «точки отсчета» берется курс рубля к доллару США на 01.07.2013 (1 долл. = 32,71 руб.).

все время функционирования Фонда национального благосостояния РФ из него было произведено расходование 15,5 млрд руб. на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан.

В соответствии с программой софинанси-рования добровольных пенсионных накоплений гражданин может получить на каждую 1 тыс. руб. добровольных отчислений на формирование своих пенсионных накоплений от государства еще 1 тыс. руб. (за счет Фонда национального благосостояния РФ). В том случае, если гражданин добровольно не выбрал частную управляющую компанию для своих пенсионных накоплений или негосударственный пенсионный фонд, то эти средства автоматически передаются под управление Внешэкономбанку. При таком расходовании средств Фонда национального благосостояния производится продажа Министерством финансов РФ через Банк России иностранной валюты и размещение полученных средств во Внешэкономбанке. Учитывая инвестиционную стратегию Внешэкономбанка, а также других негосударственных управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, можно считать, что за счет этого происходит трансформация средств из внешних во внутренние активы. На покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ до настоящего времени пока расходование средств из Фонда национального благосостояния не производилось.

Первоначально не предполагалось размещение средств Фонда национального благосостояния РФ в российской экономике, и они вкладывались в наиболее надежные и ликвидные ценные бумаги ряда зарубежных стран (Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции, Швеции) 1, включая ценные бумаги международных финансовых организаций, и номинировались в трех валютах: в долларах США (45 %), в евро (45 %) и в фунтах стерлингов (10 %). Начавшийся в 2008 г. финансовый кризис потребовал активного использования средств фонда, и в соответствии с Федеральным законом от 13.10.2008 № 173 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» они стали использоваться (размещаться, а не расходоваться) в целях стабилизации национальной экономики (в качестве

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния: постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 № 18.

агента стабилизации был выбран Внешэкономбанк, являющийся по своему статусу банком развития и имеющий организационно-правовую форму некоммерческой организации — государственной корпорации). Средства фонда передавались Внешэкономбанку под фиксированную ставку процента (в среднем около 7 % годовых в российских рублях). Внешэкономбанк за счет средств фонда предоставлял субординационные кредиты российским банкам, столкнувшимся с сокращением капитала (собственных средств) из-за падения стоимости финансовых активов, а также использовал средства на приобретение ценных бумаг российских эмитентов. Средства, направленные Внешэкономбанку на поддержание курса ценных бумаг российских эмитентов, были с процентами возвращены и в какой-то степени выполнили свою функцию. Однако сам механизм предоставления финансовой помощи банкам подвергся обоснованной критике из-за предоставления ее не всем банкам.

По состоянию на середину 2013 г. во Внешэкономбанке было размещено 24 % средств Фонда национального благосостояния (табл. 5), что составляло несколько больше 1 % ВВП. Эти средства используются на предоставление субординированных кредитов и займов российским банкам, для предоставления кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», для приобретения акций ОАО «Газпромбанк» и т. д. Остальные средства Фонда национального благосостояния РФ находились на счетах Банка России, который выполняет функции управляющей компании по размещению средств Правительства РФ в иностранные активы. Их размещение в настоящее время происходит в составе международных резервов Банка России, а доход от размещенных средств фонда перечисляется напрямую на счет федерального бюджета, открытый в Федеральном казначействе и находящийся в Банке России. Покупка и продажа иностранной валюты Министерством финансов РФ в целях управления средствами Фонда национального благосостояния РФ осуществляется нерыночно (но по рыночному курсу), т. е. без выхода на валютный рынок (иностранная валюта покупается у Банка России). Такой механизм является правильным, так как купля-продажа иностранной валюты в целях управления средствами фонда, во-первых, приводила бы к дестабилизации курса рубля и, во-вторых, снизила бы выгодность операций инвестирования средств в активы, номини-

Источник: рассчитано и составлено по данным о движении средств Фонда национального благосостояния РФ. URL: http:// www. minfin. ru.

Примечание. Данные представлены на 1 января соответствующего года.

* На 30.01.2008 — первый день, когда в Фонд национального благосостояния РФ было произведено зачисление средств.

Таблица 5

Объем средств Фонда национального благосостояния рФ и направления его размещения (2008 — середина 2013)

размещение средств 2008* 2009 2010 2011 2012 2013 2013 (на 1 июля)

В Банке России:

— на счете в долларах США, млрд долл. 10,4 34,0 32,6 28,3 27,7 27,7 27,6

— на счете в евро, млрд евро 12,7 24,1 24,7 24,6 24,2 24,2 24,1

— на счете в фунтах стерлингов, млрд фунтов 1,4 4,4 4,5 4,5 4,4 4,4 4,4

стерлингов

Во Внешэкономбанке:

— в российских рублях, млрд руб. — в долларах США, млрд долл. — 400,0 434,0 2,0 437,0 6,3 474,0 6,3 474,0 6,3 474,0 6,3

Доля размещенных средств во Внешэкономбанке, % — 15,5 17,8 23,3 24,2 24,7 24,0

Общий объем средств фонда: — в эквиваленте национальной валюты, млрд руб. 782,8 2 584,5 2 769,0 2 695,5 2 794,4 2 690,6 2 828,2

— в эквиваленте долларов США, млрд долл. 32,0 88,0 91,6 88,4 86,8 88,6 86,5

Общий объем фонда по отношению к ВВП, %о 1,9 6,3 7,1 5,8 5,0 4,3 4,3

рованные в иностранной валюте (из-за приобретения иностранной валюты по более высокому курсу и продажи по более низкому). Поэтому нерыночный механизм купли-продажи иностранной валюты было бы логично сохранить и в будущем.

В настоящее время необходимо ставить задачу о повышении эффективности функционирования Фонда национального благосостояния РФ как средства (инструмента) воздействия на ускорение социально-экономического развития страны, на решение важнейших задач в области финансового обеспечения модернизационного развития экономики. Средства фонда — это потенциальный источник «длинных» денег, которые могут быть использованы для инвестиций в инфраструктурные проекты, предоставления долгосрочных кредитов и займов бизнесу под конкретные проекты. Крупнейшие российские компании, занимая деньги за рубежом, сталкиваются с валютным риском. При падении цен на нефть и девальвации рубля внешний корпоративный долг в пересчете на рубли может увеличиться в разы. Наоборот, используя финансовые ресурсы Фонда национального благосостояния РФ, компании получают большую определенность и менее подвержены валютным рискам. Учитывая объем средств фонда (на 01.07.2013 — 2 828,2 млрд руб.), его можно рассматривать как дополнительный (существенный) источник финансовых ресурсов для российской экономики. В отличие от Резервного

фонда РФ средства Фонда национального благосостояния могут и должны быть размещены в России. Для Резервного фонда РФ существует необходимость размещения средств вне рамок российской экономики, так как в этом случае достигается наибольший эффект в обеспечении внешнего равновесия национальной экономики. Это связано с тем, что при падении цен на нефть не только государство будет иметь запасы финансовых ресурсов для покрытия дефицита бюджета, но и страна в целом будет иметь запасы иностранной валюты, которая может быть использована для внешних расчетов, включая расчеты за импортные поставки.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. планируется направить средства Фонда национального благосостояния в объеме до 450 млрд руб. на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва—Казань, на строительство центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, на модернизацию Транссибирской магистрали.

При оценке эффективности вложений средств Фонда национального благосостояния РФ в инфраструктурные проекты следует исходить не только из учета возвратности средств в фонд, но принимать во внимание и бюджетную окупаемость (с учетом увеличения потока доходов в бюджетную систему страны).

финансы и кредит

Размещение средств Фонда национального благосостояния РФ в инфраструктурные проекты будет иметь следующие риски:

Первое — снижение ликвидности средств, что приведет к невозможности их использования в качестве «резерва» Резервного фонда РФ при его полном исчерпании. Предполагается, что расходование Фонда национального благосостояния РФ для обеспечения сбалансированности Пенсионного фонда РФ должно быть реализовано на плановой, прогнозной основе, что позволит учесть при размещении средств в инфраструктурные проекты время их «входа» и «выхода» из них. Вместе с тем, оказывается, что очень трудно вообще прогнозировать дефицит Пенсионного фонда РФ с учетом изменяющихся цен на углеводороды. Падение цен на нефть снизит поток доходов и в Пенсионный фонд РФ, что потребует расходования средств Фонда национального благосостояния РФ.

Второе — искусственное занижение первоначальной стоимости инфраструктурных проектов для привлечения средств фонда. В дальнейшем стоимость этих проектов может возрасти в разы, что сделает инвестиции нерентабельными и из-за чего не произойдет возврата средств в фонд. Однако с учетом софинансирования проекта за счет иных источников данный риск будет несколько ниже.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третье — досрочное прекращение финансирования проектов из-за внезапного падения цен на нефть. Это приведет к «заморозке» капиталовложений на неопределенное время и к невозможности их трансформации обратно в финансовые ресурсы.

Также было бы целесообразно повысить значение Фонда национального благосостояния РФ как средства выплаты пенсий в будущем за счет зачисления в него иных (а не только нефтегазовых) доходов. Это смогло бы в некоторой степени снизить остроту финансового обеспечения пенсионных обязательств со стороны государства. Например, в фонд следовало бы зачислять средства, получаемые от приватизации федерального имущества, а также

было бы желательно предусмотреть зачисление в фонд разницы между кадастровой стоимостью земельных участков при переводе их из земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений (эта разница не что иное, как единоразовая рента, получаемая собственником земли). В условиях дефицита федерального бюджета увеличение величины средств Фонда национального благосостояния РФ представляется крайне проблематичным. Дефицит федерального бюджета и расширение бюджетных расходов (увеличивая потребление и уровень жизни населения в настоящее время) приводят к сокращению внутренних источников сбережений и торможению социально-экономического развития страны.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что создание Фонда национального благосостояния РФ было объективно необходимо, но его потенциал до настоящего времени полностью не использован. Существует большая вероятность упразднения данного фонда из-за дефицитности федерального бюджета и падения цен на нефть или из-за смены экономической политики государства. Однако возможен и иной сценарий, который заключается в развитии российской экономики на основе совершенствования финансово-экономического механизма Фонда национального благосостояния РФ, однако этот сценарий менее вероятен.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2013.

2. Сухарев А. Н. Финансовые механизмы формирования и использования суверенных фондов // Финансы и кредит. 2010. № 18. С. 28—33.

3. Сухарев А. Н. Суверенные фонды благосостояния: международный и российский опыт // Финансы и кредит. 2010. № 17. С. 31—37.

4. Сухарев А. Н. Фонд будущих поколений: теоретические представления // Экономические науки. 2009. № 5. С. 262—265.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *