ФЗ о фондах

Фонды — некоммерческие унитарные организации

Основные положения об фондах

  • Имущество фонда

  • Особенности управления в фонде

  • Изменение устава и ликвидация фонда

  • Полезны ссылки

  • Понятие и основные положения о фонде

    Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит в § 7 «Некоммерческие унитарные организации» Гражданского кодекса РФ целый раздел 1 «Фонды» (статьи 12317 — 12320), в том числе — понятие и основные положения о такой организационно-правовой форме, как фонд:

    Статья 12317.

    Основные положения о фонде

    (по состоянию на 01.07.2018)

    1. Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

    2. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

    3. Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, а также законами, устанавливающими основания и порядок реорганизации фонда.
      (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 259-ФЗ)

    4. Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и статьями 12318 — 12320 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах.

    5. Правовое положение наследственных фондов определяется настоящей статьей и статьями 123.18 — 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьями 123.20-1 — 123.20-3 настоящего Кодекса.
      (п. 5 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 259-ФЗ и действует с 01.09.2018)

    Комментарий к статье 12317 ГК

    Из данного в статье 12317 ГК понятия (которое ничего нового не содержит) следует, что фонд — это унитарная (не имеющая членства) некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

    Из приведенного понятия видно, что в отличие от иных видов некоммерческих организаций, фонд представляет собой не объединение лиц, а объединение имущества.

    Характерными признаками фонда как некоммерческой унитарной организации являются:

    • отсутствие системы членства;

    • не ограниченный субъектный состав участников;

    • основан на добровольных имущественных взносах;

    • учредители не сохраняют прав на переданное фонду имущество;

    • учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей;

    • публичная отчетность фонда об использовании имущества;

    • особый орган управления и надзора фонда — Попечительский совет;

    • преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

    Новая редакция ГК не устанавливает новое минимальное количество учредителей фонда, следовательно, учредителем фонда может быть одно физическое или юридическое лицо.

    Статья также устанавливает общие требования к содержанию единственного учредительного документа фонда — устава.

    Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

    Наименование фонда должно содержать указание на характер их деятельности.

    С учетом специальной правоспособности некоммерческих организаций (статья 49 ГК) и согласно статье 52 ГК в уставе фонда должны определяться также и место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также предмет деятельности юридического лица.

    Устав фонда должен содержать помимо общих для всех некоммерческих организаций сведений, также:

    • наименование фонда, включающее слово «фонд»;

    • о месте нахождения фонда;

    • сведения о предмете и целях деятельности фонда;

    • указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения;

    • о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

    Статьей предусмотрено создание специального органа — попечительского совета фонда, который является органом фонда и осуществляет:

    • надзор за деятельностью фонда;

    • принятие другими органами фонда решений и обеспечение их исполнения;

    • использование средств фонда;

    • соблюдение фондом законодательства.

    Причем попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах, то есть не оплачивается фондом.

    Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

    Регламентируя деятельность попечительского совета, закон оставляет на усмотрение учредителей полномочия и порядок деятельности других органов фонда, а также механизмы их взаимодействия между собой и с попечительским советом.

    Имущество фонда

    Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о требованиях к имуществу фонда:

    Статья 12318. Имущество фонда

    (по состоянию на 01.07.2018)

    1. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

    2. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе.

    3. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

      Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ г. Москва «О некоммерческих организациях»

    Комментарий к статье 12318 ГК

    В соответствии со статей 48 Гражданского кодекса РФ фонды относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Согласно статье 213 ГК фонды являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

    По общему правилу пункта 3 статьи 56 ГК учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника), за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица.

    Использование фондом его имущества предопределено его уставными целями и задачами. Вместе с тем поскольку фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, на практике бывает достаточно сложно отграничить коммерческую деятельность, соответствующую уставным целям, от не соответствующей этим целям.

    В целях обеспечения контроля за использованием имущества фонда предусмотрена его обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Но не определены требования к печатным средствам массовой информации, в которых такие отчеты должны опубликовываться. Представляется, что это должны быть средства массовой информации по месту регистрации фонда.

    Управление в фонде

    Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о регулировании вопросов управления в фонде:

    Статья 12319. Управление фондом

    (по состоянию на 01.07.2018)

    1. К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

      • определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

      • образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

      • утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

      • принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда;

      • принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

      • изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

      • одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

      • Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

      • Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление).

      • К компетенции единоличного и (или) коллегиального исполнительных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

      • Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со статьей 531 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.

      • Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

      Изменение устава и ликвидация фонда

      Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о регулировании вопросов изменения устава и ликвидации фонда:

      Статья 12320. Изменение устава и ликвидация фонда

      (по состоянию на 01.07.2018)

      1. Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.

      2. Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.

      3. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

      4. 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

        2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

        3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

        4) в других случаях, предусмотренных законом.

      5. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

      Статья написана и размещена 24 июня 2012 года. Дополнена — 05.01.2013, 16.05.2014

      ВНИМАНИЕ!

      Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

      Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2018

      Полезные ссылки по теме «Изменения в Гражданский кодекс — Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ: Фонды»

      1. Краткий обзор всех существенных изменений в ГК РФ

      2. Изменения в статьи 1 — 10 ГК РФ (Закон № 302-ФЗ от 30.12.2013):

      3. Изменения в статьи 48 — 12328 ГК РФ — положения о юридических лицах (Закон № 99-ФЗ от 05.05.2014)

      4. Изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Законом № 100-ФЗ от 07.05.2013 и Законом № 142-ФЗ от 02.07.2013:

      5. Изменения в ГК РФ, внесенные Законом № 367-ФЗ от 21.12.2013 (статьи 334 — 3922 ГК)

      6. Изменения в статьи 307 — 395 ГК РФ в части обязательственного права (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

      7. Изменения в общие положения о договоре (статьи 4291 — 4491) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

      8. Изменение и расторжение договора (статьи 450 — 453) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

      9. Создание организации

      10. Юридическое лицо — понятие и виды

      11. Подготовка и оформление документов для регистрации

      12. Регистрация организации или ИП в налоговой инспекции

      13. Постановка на учет юридического лица или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате

      14. Печать организации

      15. Открытие расчетного счета в банке

      16. Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ

      17. Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных

      18. Реорганизация юридического лица

      19. Способы ликвидации организации

      Tags: фонд, некоммерческая, унитарная, организация, унитарные организации, некоммерческие унитарные организации

      1. Фондом для целей настоящего Кодекса признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

      Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

      2. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

      Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

      3. Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями.

      4. Устав фонда помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

      Комментарий к статье 118

      1. ГК впервые в качестве юридических лиц выделяет фонды, дает определение фонда, закрепляет их правовой и имущественный статус. Исходя из определения, можно выделить следующие характерные признаки фондов: а) фонды относятся к некоммерческим организациям; б) фонды не являются членскими организациями; в) фонды могут учреждаться как физическими, так и (или) юридическими лицами; г) фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов; д) фонды должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные и иные общественно полезные цели.

      В то же время, как нам представляется, основным признаком фонда (хотя он не указан в комментируемой статье) следует считать обязательное формирование имущества для реализации уставных целей.

      ГК не дает классификацию фондов. Между тем фонды можно различать, например, в зависимости от того, кто является их учредителями. Исходя из этого критерия, могут существовать: 1) частные фонды, учрежденные одним физическим лицом или членами одной семьи; 2) корпоративные фонды, учрежденные одним или несколькими юридическими лицами — коммерческими и (или) некоммерческими организациями; 3) общественные фонды, учрежденные физическими лицами, не являющимися членами одной семьи, и юридическими лицами — общественными объединениями; 4) государственные фонды, созданные решением представительных органов РФ или представительных органов субъектов РФ; 5) муниципальные фонды, созданные представительным органом местного самоуправления.

      Кроме того, могут создаваться фонды, условно обозначенные как смешанные. К таким фондам следовало бы отнести, например, общественно-государственные и государственно-общественные фонды, создание которых предусмотрено в ст. 51 Закона об общественных объединениях.

      Среди фондов широкое распространение получили общественные фонды. Особенности их деятельности регулируются законодательством об общественных объединениях и прежде всего Законом об общественных объединениях.

      Поскольку фонды являются некоммерческими организациями, на них распространяется Закон о некоммерческих организациях, а на благотворительные фонды — Закон о благотворительной деятельности.

      Деятельность некоторых фондов регулируется специальным законодательством. Так, правовой статус и деятельность негосударственных пенсионных фондов определяется Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ &#171;О негосударственных пенсионных фондах&#187; (в ред. от 09.05.2005) <1>. Согласно названному Закону негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

      <1> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071; 2001. N 7. Ст. 623; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 2. Ст. 166; 2004. N 49. Ст. 4854; 2005. N 19. Ст.

      Фонды — некоммерческие унитарные организации

      Некоторые организации хотя и именуются фондами, но, по существу, являются государственными финансово-кредитными учреждениями. К таким фондам относятся, в частности, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

      Поскольку на целый ряд организационных структур, носящих название &#171;фонд&#187;, не распространяется действие ни комментируемой статьи, ни Закона о некоммерческих организациях, встает вопрос о неприменении названия &#171;фонд&#187; к таким структурам.

      2. В соответствии с абз. 2 п. 1 комментируемой статьи имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.

      Комментируемая статья не раскрывает всех возможных источников формирования имущества фондов. Только указано, что фонд учреждается на основе &#171;добровольных имущественных взносов&#187;. Под добровольными имущественными взносами следует прежде всего иметь в виду имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем). В этом случае переданное имущество перестает быть собственностью учредителей и становится собственностью фонда. Фонд может иметь и другие источники формирования обособленного у него имущества, а именно: различного рода пожертвования; поступления от проводимых в соответствии с уставом мероприятий, например лекций, выставок, лотерей и т.д.; доходы, получаемые от соответствующей уставу предпринимательской деятельности; другие не запрещенные законом поступления.

      Особенность реализации имущества фонда состоит в том, что оно должно использоваться не на реализацию внутренних интересов фонда, а на общественно полезные цели. Поэтому учредители и лица, осуществляющие управленческие функции в фонде, не вправе использовать имущество в своих интересах.

      3. В определении, данном в комментируемой статье, указано, что фонд учреждается как некоммерческая не имеющая членства организация, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Эти цели должны быть закреплены в уставе фонда. Учитывая общественно полезную направленность целевых задач фондов, многие из них являются благотворительными. Понятие благотворительной деятельности и статус благотворительной организации, в том числе благотворительных фондов, разработаны в Законе о благотворительной деятельности. Под благотворительной деятельностью фондов следует понимать деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

      4. Пункт 2 комментируемой статьи предоставляет фондам право заниматься предпринимательской деятельностью при наличии двух условий: а) она должна быть необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд; б) она должна соответствовать этим целям.

      Первое условие означает, что доходы от предпринимательской деятельности должны служить источником формирования имущества, которое используется только на реализацию уставных целей. Второе условие предполагает, что предпринимательская деятельность фондов по своей направленности должна ограничиваться сферой уставных целей фонда.

      Согласно п. 2 комментируемой статьи для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать только хозяйственные общества или участвовать в них. Таким образом, создание различного рода товариществ для фондов полностью исключается. Между тем в соответствии со ст. 37 Закона об общественных объединениях общественным фондам предоставляется возможность создавать не только хозяйственные общества, но и хозяйственные товарищества.

      5. Фонды приобретают права юридического лица после их государственной регистрации со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

      Являясь юридическим лицом, фонды обладают специальной правоспособностью, определяемой целями и задачами, указанными в уставе. В качестве юридического лица фонд отвечает по своим обязательствам созданным и обособленным у него имуществом. Учредители (участники) фонда не отвечают по обязательствам созданного ими фонда. В свою очередь, фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (участников). На основании ст. 48 ГК фонд как юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

      От имени фонда права юридического лица осуществляет его постоянно действующий орган управления согласно компетенции, закрепленной в уставе. В фондах создаются попечительские советы, которые являются не органами управления, а органами надзора. Попечительский совет осуществляет надзор за соответствием деятельности фонда законодательству и уставу, за правильностью принятия другими органами фонда решений и за обеспечением их исполнения, а также за использованием средств фонда и др. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется уставом фонда. Уставом фонда может быть предусмотрено также создание контрольно-ревизионного органа, к компетенции которого относится проверка финансово-хозяйственной деятельности фонда.

      6. Основным учредительным документом фонда как юридического лица является его устав. В п. 4 комментируемой статьи указаны сведения, которые должен содержать устав.

      Законодательная база Российской Федерации

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *