ФЗ о третейских судах

Содержание

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 июля 2002 года №102-ФЗ

О третейских судах в Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 27.07.2010 г. №194-ФЗ, 07.02.2011 г. №8-ФЗ, 21.11.2011 г. №327-ФЗ, 29.12.2015 г. №382-ФЗ)

Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства (далее также — стороны) передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Новый закон о третейском суде

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

4. Если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок образования и деятельности третейских судов, чем предусмотренный настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

третейский суд — постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее — третейский суд для разрешения конкретного спора);

третейский судья — физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;

третейское разбирательство — процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

третейское соглашение — соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;

правила постоянно действующего третейского суда — уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией — юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;

правила третейского разбирательства — нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;

стороны третейского разбирательства — организации — юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — граждане-предприниматели), физические лица (далее — граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;

компетентный суд — арбитражный суд субъекта Российской Федерации по спорам, подведомственным арбитражным судам, районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции, в соответствии с подсудностью, установленной арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов

1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об организованных торгах", общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

4. Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ВходРегистрация

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(извлечения)

Принят
Государственной Думой
21 июня 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
10 июля 2002 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации.
  2. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства (далее также — стороны) передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
  3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.
  4. Если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок образования и деятельности третейских судов, чем предусмотренный настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

  • третейский суд — постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее — третейский суд для разрешения конкретного спора);
  • третейский судья — физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;
  • третейское разбирательство — процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом; третейское соглашение — соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;
  • правила постоянно действующего третейского суда — уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией — юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;
  • правила третейского разбирательства — нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;
  • стороны третейского разбирательства — организации — юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — граждане — предприниматели), физические лица (далее — граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;
  • компетентный суд — арбитражный суд субъекта Российской Федерации по спорам, подведомственным арбитражным судам, районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции, в соответствии с подсудностью, установленной арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов

  1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.
  2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.
    Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
  3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:
    1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
    2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
    3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.
  4. Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
  5. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям пунктов 1, 2, 4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9, статьи 11, пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения статей 8 — 14 настоящего Федерального закона.
  6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Статья 4. Получение документов и иных материалов

  1. Документы и иные материалы направляются сторонам в согласованном ими порядке и по указанным ими адресам.
  2. Если стороны не согласовали иной порядок, то документы и иные материалы направляются по последнему известному месту нахождения организации, являющейся стороной третейского разбирательства, или месту жительства гражданина — предпринимателя либо гражданина, являющегося стороной третейского разбирательства, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию доставки указанных документов и материалов. Документы и иные материалы считаются полученными в день их доставки, хотя бы адресат по этому адресу не находится или не проживает.

Статья 5. Передача спора на разрешение третейского суда

  1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.
  2. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.
  3. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.
  4. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

Статья 6. Нормы, применяемые третейским судом при разрешении споров

  1. Третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.
  2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
  3. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.
  4. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Статья 29. Назначение и проведение экспертизы

  1. Если стороны не договорились об ином, то третейский суд может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний, и потребовать от любой из сторон представления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов.
    Если стороны не договорились об ином, то третейский суд может назначить одного или нескольких экспертов.

    Нормативные документы

  2. Если стороны не договорились об ином, то кандидатура эксперта, а также вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, определяются третейским судом с учетом мнения сторон.
  3. Если стороны не договорились об ином, то третейский суд распределяет расходы, понесенные при проведении экспертизы, в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
  4. Экспертное заключение представляется в письменной форме.
  5. Если стороны не договорились об ином, то эксперт при условии, что об этом просит любая из сторон или третейский суд считает это необходимым, должен после представления экспертного заключения принять участие в заседании третейского суда, на котором сторонам и третейским судьям предоставляется возможность задавать эксперту вопросы, связанные с проведением экспертизы и представленным экспертным заключением.

Что касается принципа гласности , то он означает, что все заседания третейского суда проводятся открыто. Здесь, однако, следует напомнить о том, что право определения порядка проведения третейского разбирательства во многом предоставляется самим участникам процесса. Характерно также, что в соответствии с нормой статьи 12 Положения, язык (языки), который должен применяться при разрешении спора, третейский суд, при отсутствии иного соглашения сторон, определяет самостоятельно.

II. Правовое положение третейского суда по законодательству Российской Федерации.

С 1992 г. система третейских судов действует на территории Российской Федерации на основании Арбитражного процессуального кодекса РФ 1995 г., "Закона о международном коммерческом арбитраже" и "Временного положения о третейских судах РФ", а также с учетом иных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность арбитражных судов и гражданские правоотношения в РФ. В данном случае следует упомянуть Положение о третейском суде, утвержденное как Приложение к Гражданско-процессуальному кодексу РСФСР от 11 июня 1964 г.

Арбитражный процессуальный кодекс регулирует порядок организации и деятельности третейского суда для рассмотрения споров между гражданами. Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров применяется при передаче на разрешение третейских судов экономических споров, подведомственных арбитражным судам в соответствии с Законом “Об арбитражном суде”.

Однако, прежде, чем говорить о правовых основах деятельности третейского суда необходимо отметить, что основной источник права Российской Федерации — Конституция РФ, декларирующая основы судебной власти в РФ, не содержит каких-либо упоминаний о третейском суде. Ничего не говорится о нем и в Законе “О судебной системе Российской Федерации”. В определении статьи 4 данного Закона, в Российской Федерации действуют: федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд), мировые судьи и мировые судьи субъектов РФ, а также военные суды (ст.25). Здесь же говорится, что правосудие в Российской Федерации может осуществляться только судами, учрежденными в соответствии с законом.

Федеральный закон РФ «О третейских судах в РФ»

Между тем понятно, что Временное положение о третейских судах законом не является.

Тем не менее основные положения о сущности, целях и принципах деятельности третейских судов Российской Федерации изложены именно во Временном положении о третейских судах 1992 г. (далее — Положение), нормы которого уже были частично рассмотрены в первом разделе работы.

Порядок же организации и деятельности постоянно действующих третейских судов, а также порядок разрешения ими споров по основным позициям регламентирован Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Кроме того, в соответствии со статьей 2 Положения, порядок организации, деятельности и разрешения споров для постоянно действующих третейских судов определяется правилами, разработанными предприятием , учреждением или организацией, создавшими постоянно действующий третейский суд. Под правилами в данном случае понимаются положения, уставы, регламенты и другие документы, устанавливающие процедуру рассмотрения споров третейским судом. (Подробнее примеры таких регламентов будут рассмотрены в следующем разделе).

Как уже упоминалось выше, об обращении в третейский суд стороны должны принять совместное решение, которое должно быть заключено в письменной форме. Соглашение о передаче спора третейскому суду считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование такого соглашения (ст.3 Положения).

Решение Третейского суда исполняется добровольно. Порядок и срок исполнения решения устанавливаются непосредственно в решении. Если в решении срок исполнения не установлен, оно подлежит немедленному исполнению. В случае неисполнения решения Третейского суда в добровольном порядке существует возможность получения в арбитражном суде исполнительного листа на принудительное исполнение этого решения, за что взимается государственная пошлина в пятикратном размере минимального размера оплаты труда. Срок рассмотрения заявления в арбитражном суде в этом случае не может превышать одного месяца. Именно такие правила третейского разбирательства применяются, например, в постоянно действующем Третейском суде при Межбанковском финансовом доме.

Следовательно, обеспечение исполнения решений третейского суда может быть “поддержано” арбитражными судами в соответствии с законом. Однако, сам процесс получения такой поддержки и принудительной реализации решения третейского суда — вопрос не простой.

Прежде всего, необходимо установить, в каком порядке будет производиться исполнение: в государственном суде, например, решение осуществляется судебным исполнителем. В случае с третейским судом вопрос осложняется тем, что у третейского суда своих судебных исполнителей нет, поэтому его решение с заявкой на выдачу исполнительного листа для принудительного исполнения направляется в государственный арбитражный суд. Если вопрос касается исключительно взыскания денег, банк — по приказу арбитражного суда — обязан произвести указанный перевод. А если решение касается не перечисления денег, а чего-то другого, например, истребования имущества, то приведение в исполнение такого рода решения осуществляется с помощью суда и уже его судебный исполнитель фактически истребует указанное имущество: отбирает, описывает и пр..

В некоторых случаях, например, в деятельности арбитражного суда (третейского) при ТПП Санкт-Петербурга, используется практика, при которой решение третейского суда, в случае его неисполнения сторонами, непосредственно передается в государственный арбитражный суд и он уже обеспечивает его исполнение — самостоятельно или через районный народный суд.

Учитывая, что участие в третейском разбирательстве — это частное дело сторон и что решения третейского суда как общественного органа имеют отношение прежде всего к ним самим, особую важность приобретает нормативное регулирование оформления решений третейского суда. Так, нормы статьи 20 Положения требуют, чтобы решение третейского суда принималось (на наш взгляд вернее было бы сказать — оформлялось) в письменной форме и подписывалось всем составом третейского суда. В решении третейского суда должны быть указаны:

1) дата его принятия, состав третейского суда, место и время рассмотрения спора;

2) наименования участников спора, фамилии и должности их представителей с указанием полномочий;

3) сущность спора, заявления и объяснения участвующих в рассмотрении спора лиц;

4) обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на основании которых принято решение, законодательство, которым суд руководствовался при принятии решения;

5) содержание принятого решения, распределение сумм гонорара и других расходов, связанных с рассмотрением дела;

6) срок и порядок исполнения принятого решения.

После принятия решения каждой стороне должен быть передан экземпляр решения, подписанный третейскими судьями.

Как видно из сказанного, нормы этой статьи подтверждают, что в своих решениях третейский суд руководствуется исключительно действующим законодательством.

Как уже упоминалось, помимо рассмотренных выше нормативных актов, регулирующих деятельность третейского суда, в России сегодня имеет силу и Закон о международном коммерческом арбитраже, который, в частности регулирует деятельность Международного коммерческого арбитража при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Речь о нем пойдет ниже.

Можно сказать также, что в настоящее время готовится проект закона о третейских судах, однако предсказать реальные сроки его появления довольно сложно.

На первый взгляд законодательство, регламентирующее деятельность третейского суда в Российской Федерации, кажется не очень обширным и не очень запутанным. Но следует также вспомнить и о новом Гражданском кодексе РФ, и о Гражданском процессуальном кодексе, где также есть положения о третейских судах. Так, например, в статье 10 ГК РФ говорится, что в случаях совершения гражданами или юридическими лицами действий, причиняющих вред другому лицу, “суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права”. Далее в части 1 статьи 11 говорится: “Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее — суд).”

В свою очередь в Гражданско-процессуальном кодексе РСФСР 1964 г. также говорится о том, что, например, судья, единолично разрешающий вопрос о принятии заявления по гражданскому делу, может отказать в этом, “если между сторонами заключен договор о передаче данного спора на разрешение третейского суда…” (см. ст. 129 ГПК ).

Следовательно, практически все, что говорится в Гражданском и в Гражданско-процессуальном кодексах РФ о возможности судебного разбирательства гражданских споров, непосредственно относится и к третейским судам.

Кроме того, следует иметь в виду две вещи. Во-первых, процедуру рассмотрения споров официально регламентируют нормативные акты о третейском суде и о Международном коммерческом арбитраже. Они же предоставляют право самим сторонам в достаточно широких пределах определять порядок рассмотрения споров в третейском суде.

Во-вторых, отношения между спорящими сторонами регулируются так называемым имущественным правом, т.е. гражданским правом РФ, объектом которого являются непосредственно имущественные отношения и имущественные интересы граждан и юридических лиц. Это означает, что в рамках разбирательства экономических споров нормы гражданского права применяются независимо от того, какой суд (третейский или арбитражный) рассматривает дело.

М.А. Момзикова

Статья посвящена обзору основных изменений системы третейских судов в Российской Федерации и анализу проблем, возникающих в связи с созданием постоянно действующих ар- битражных учреждений и осуществлением ими функций администрирования споров.

The article is devoted to the review of the main changes in the system of arbitration courts in the Russian Federation and the analysis of problems arising from the establishment of permanent arbitration institutions and their functions of administering disputes.

Ключевые слова: арбитраж, третейский суд, реформа третейского суда, администриро- вание споров.

Keywords: arbitration dispute, arbitration court, reform of the arbitration court, administration of disputes.

С 1 сентября 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», который пришел на смену старому закону «О третейских судах в РФ».

Обращение в третейский суд в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса является одним из способов защиты нарушенного или оспариваемого права. Как верно отметил В.М. Жуйков в своей монографии, посвященной проблемам развития процессуального права в РФ: «Значение этого института подчеркнуто в правовых позициях Конституционного суда РФ. Конституционный Суд РФ отмечает, что обращение в третейский суд является общепризнанным в современном правовом обществе способом разрешения гражданско-правовых споров, проистекающим из свободы договора»

Реформа третейских судов осуществлялась на протяжении трех лет. Были разработаны законопроекты, связанные с реформированием третейских судов. Проекты неоднократно подвергались корректировке и изменениям в связи с серьезной критикой как со стороны политиков, так и со стороны юристовпрактиков.

Закон об арбитраже вводит новое понятие, обозначающее процедуру спора. Третейским судом в новом законе называют единоличного арбитра или коллегию арбитров, а под «арбитражем» подразумевается третейское разбирательство. Цель введения понятия «арбитраж» – унификация категориального аппарата по аналогии с зарубежными третейскими судами. Однако, не все юристы согласны с введением новых понятий. Например, Кира Гин-Барисявичене высказала следующую позицию, что использование схожих понятий может привести путаницу и неясность среди юристов .

Что касается порядка создания судов, то на смену третейским судам в том понимании, которым их наделял закон «О третейских судах», приходят постоянно действующие арбитражные учреждения, которые создаются при некоммерческих организациях или биржах. Для осуществления функций по администрированию споров необходимо получить разрешение Правительства РФ.

Законом, а также отдельными нормативно-правовыми актами, установлен порядок предоставления документов и сведений некоммерческой организацией в целях получения разрешения Правительства. Правительство РФ будет выдавать разрешение на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства, который создается при Министерстве юстиции РФ.

Защита документов

Примечателен тот факт, что помимо проверки и оценки учредительных документов, будущих процессуальных документов постоянно действующего арбитражного учреждения, Совет будет оценивать и уровень репутации некоммерческой организации, при которой создается учреждение. Пока не совсем ясно, что именно и как собирается оценивать Совет, поскольку формулировка пункта 4 части 8 статьи 44 ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве)»: «анализ репутации некоммерческой организации, а также масштаба и характера ее деятельности с учетом состава ее учредителей (участников)» обладает неопределенностью.

Еще одна проблема, которая уже возникла у ряда некоммерческих организаций, уже обратившихся в Совет по совершенствованию третейского разбирательства и получивших отказ в выдаче рекомендации и передаче документов Правительству, – это оформление документов, необходимых для прохождения процедуры и получения разрешения, поскольку закон не устанавливает обязательных требований к оформлению документов.

Одно из обязательных требований, которое предъявляет закон к будущему постоянно действующему арбитражному учреждению – наличие рекомендованного списка арбитров, соответствующего требованиям Закона об арбитраже. В Законе же сказано, что в каждом рекомендованном списке арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения не менее одной трети арбитров должны иметь ученую степень, присужденную на территории Российской Федерации по определенной научной специальности, а не менее половины арбитров должны обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей и (или) в качестве государственных судей в течение не менее десяти лет, предшествующих дате включения в рекомендованный список арбитров. Одно лицо не может входить в рекомендованные списки арбитров более трех постоянно действующих арбитражных учреждений.

Данное требование для многих организаций невыполнимо.

Во-первых, в некоторых регионах возможность создания нескольких ПДАУ сводится к нулю, поскольку найти специалистов, удовлетворяющим требования закона, практически невозможно.

Во-вторых, не понятно из положений закона и постановления Правительства РФ № 577, каким образом, в какой форме необходимо подтверждать опыт разрешения гражданско-правовых споров частью арбитров.

В ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве)» уточняются правила, регулирующие порядок заключения арбитражного (третейского) соглашения. Новый закон теперь позволяет считать арбитражное соглашение заключенным и в случае обмена процессуальными документами, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает. Кроме того, арбитражную оговорку можно будет включать в устав юридического лица в целях передачи на рассмотрение некоторых корпоративных споров.

Нельзя не отметить и расширение компетенции третейских судов за счет передачи ряда корпоративных споров на рассмотрение постоянно действующих арбитражных учреждений и увеличения функций государственных судов в части взаимодействия и оказания содействия третейским судам. Подобная передача части корпоративных споров негосударственным судам может способствовать разгрузке государственных судов.

ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием ФЗ «Об арбитраже» предусматривает наделение государственных судов функциями, связанными с содействием в получении доказательств, отмене решения при несоблюдении требований процессуального законодательства, выдаче или отказе в выдаче исполнительных листов на решения третейского суда.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что позитивный характер носит стремление законодателя решить накопившиеся проблемы, связанные с деятельностью третейских судов. Сама реформа является следствием стремления бизнеса и общественности к развитию и повышению уровня такого правового института, как третейский суд, однако нельзя не обратить внимание на отрицательные аспекты нового порядка создания третейских судов.

Список литературы:

1. Проблемы развития процессуального права России / Под ред. В.М. Жуйкова. М., 2016.

2. Гин-Барисявичене К. Реформа третейских судов: нюансы и новшеств // ЭЖЮрист. 2016. № 4. С. 15.

Сведения об авторе:

Момзикова Марина Андреевна – студент 4-го года обучения юридического факультета ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Скачать сборник научных статей "Молодежь третьего тысячелетия"

Современное законодательство о третейском суде в российской Федерации (краткий обзор)

Современный период в истории института третейского суда в России начался в 1991-1992 гг.

04.07.1991 г. был принят Закон РФ "Об арбитражном суде", содержавший ст. 7 "Право на обращение в третейский суд и к посреднику". Именно эта единственная статья положила начало созданию правовых основ возрождения в России третейского разбирательства споров из внутреннего торгового оборота. В этой небольшой по объему статье содержались ответы на основные вопросы, связанные с основаниями для передачи споров в третейский суд, с исполнением принимаемых третейскими судами решений.

Закрепленные в ст. 7 Закона РФ "Об арбитражном суде" принципиальные решения о санкционировании государством третейского разбирательства споров при наличии соглашения об этом сторон получили развитие в ст. 157 АПК РФ, введенного в действие с 01.07.1992 г.

В 1992-1993 гг. были приняты 2 нормативных акта о третейском суде:

— Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров (24.06.1992 г.);

— Закон РФ от 07.07.1993 г. "О международном коммерческом арбитраже".

В настоящее время в России действуют 2 закона о третейских судах:

— Федеральный закон от 24.07.2002 г. "О третейских судах в Российской Федерации"*(305);

— Закон РФ от 07.07.1993 г. "О международном коммерческом арбитраже".

Современное российское законодательство о третейском суде формировалось и, очевидно, будет совершенствоваться под влиянием Типового закона ЮНСИТРАЛ "О международном торговом арбитраже" (далее — Типовой закон)*(306) на основе сближения регламентации организации и деятельности всех третейских судов на базе принципов и норм, предназначенных первоначально для международного коммерческого арбитража.

Типовой закон был задуман и выполнен как призванный послужить базой для гармонизации национального законодательства не только законов о международном коммерческом арбитраже, но и о так называемом "внутреннем" третейском суде. При его разработке был изучен опыт законодательной регламентации третейского разбирательства различных стран мира, принадлежащих к разным правовым системам. Как отмечалось в Записке Секретариата Генеральной Ассамблеи ООН от 25.03.1988 г., Типовой закон приемлем для государств всех регионов мира с различными правовыми и экономическими системами.

§ 4. Федеральные законы о третейском суде и о международном коммерческом арбитраже: принципиальные совпадения и принципиальные различия

Положения Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" заполнили правовой вакуум, препятствовавший созданию и деятельности "внутренних" третейских судов для рассмотрения споров между организациями и физическими лицами (гражданами).

Нормы, регулирующие "внутреннее" третейское разбирательство, приведены в большее соответствие с Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже", а значит, и с положениями Типового закона ЮНСИТРАЛ "О международном торговом арбитраже". А именно:

— расширен перечень способов заключения третейского соглашения в письменной форме (ст. 7 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации");

— сближены правила осуществления (арбитражного) разбирательства (разд. V Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже"; разд. V "Третейское разбирательство" Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации");

— введен институт отмены решений всех действующих на территории Российской Федерации третейских судов (международных коммерческих арбитражей) государственными судами (ст. 40 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"*(307); ст. 34 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже"; гл. 30 АПК РФ);

— сближены основания и процессуальные правила отмены и отказа в принудительном исполнении решений третейского суда (международного коммерческого арбитража);

— получила развитие функция содействия государственных судов третейскому разбирательству — к компетенции арбитражных судов отнесено принятие обеспечительных мер в отношении заявленных в третейском суде и в международном коммерческом арбитраже требований (гл. 8 АПК РФ).

В то же время Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" имеет следующие особенности:

— отсутствие норм о том, какой орган осуществляет назначение, отвод, замену третейского судьи в случае отказа стороны или согласованного сторонами органа произвести такие действия;

— регламентация так называемого порядка образования и деятельности третейского суда.

В ст. 3 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" регламентируется порядок образования и деятельности 2 видов третейских судов:

— постоянно действующих третейских судов;

— третейских судов для разрешения конкретного спора.

Под "образованием постоянно действующего третейского суда" закон понимает не создание, и тем более не регистрацию какой-либо специальной организации, а оформление одного из видов деятельности имеющей статус юридического лица организации, созданной в соответствии с гражданским законодательством*(308). Именно такой подход был законодательно закреплен в ст. 3 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", согласно которой:

1) постоянно действующий третейский суд может быть образован уже созданной в соответствии с действующим гражданским законодательством организацией;

2) такая организация должна являться юридическим лицом;

3) постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:

— приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

— утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

— утвердила список третейских судей.

Направление в компетентный суд документов об образовании постоянно действующего третейского суда имеет уведомительный характер.*(309)

Какие-либо правила направления копий документов об образовании постоянно действующего третейского суда в компетентный суд и их рассмотрения в компетентном суде в законодательстве не установлены. На практике копии документов об образовании постоянно действующего третейского суда адресуются в компетентный суд, например в Арбитражный суд г. Москвы. Они направляются по почте с уведомлением о вручении или сдаются в канцелярию компетентного суда. Дата получения компетентным судом копий вышеназванных документов на дату образования постоянно действующего третейского суда также не влияет.

Новые редакции правил постоянно действующих третейских судов направляются в компетентный суд, однако ни принятие новых редакций таких правил, ни их направление в компетентные суды также не влияют на дату образования постоянно действующего третейского суда.

"Образование" третейского суда для разрешения конкретного спора фактически означает формирование состава третейского суда.

К иным, отличающимся своеобразием, новеллам Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" относятся положения:

— об исключении возможности образования третейских судов при органах государственной власти и органах местного самоуправления (п. 2 ст. 3);

— о недопустимости понуждения к третейскому разбирательству путем включения третейских соглашений в договоры присоединения (п. 3 ст. 5);

— об установлении квалификационных требований к третейским судьям. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В случае коллегиального рассмотрения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Дополнительные квалификационные требования к третейским судьям могут быть согласованы сторонами (ст. 8);

— о запрете выполнять функции третейских судей лицам, которые в соответствии с их должностным статусом, определенным федеральным законом, не могут быть избраны (назначены) третейскими судьями (ст. 8). Такой запрет уже предусмотрен в изменениях, внесенных в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 165 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *