ФЗ о внешней разведке

«Комментарий к Федеральному закону от 10 января 1996 г. n 5-ФЗ «О внешней разведке» (постатейный) (Кузьмин В.А.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКЕ
(в ред. Федеральных законов
от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 14.02.2007 N 20-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Внешняя разведка Российской Федерации
Комментарий к статье 1
1. Основу системы обеспечения национальной безопасности России, согласно Закону РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности», Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24, составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов. Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в РФ в соответствии с решениями Федерального Собрания РФ, указами Президента РФ, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.
В систему безопасности входят специально создаваемые государством органы — органы внешней разведки РФ. Они могут быть двух видов:
самостоятельные (имеющие статус федеральных органов исполнительной власти);
входящие в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Органы внешней разведки являются государственным органом, уполномоченным в области обеспечения безопасности РФ в соответствии с законодательством РФ осуществлять функции по безопасности личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных законом методов и средств. Они представляют совокупность различных ведомств, включающих в себя комплекс входящих в него организаций, осуществляющих разведывательную деятельность.
Разведывательная деятельность комментируемым Законом возложена на Службу внешней разведки РФ, орган внешней разведки Министерства обороны РФ (ГРУ Генштаба Минобороны РФ). В последующем в Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» была предпринята попытка на законодательном уровне определить статус нового органа внешней разведки. В частности, ст. 11 устанавливает, что «разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с ФЗ «О внешней разведке».
В соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, т.е. ФСБ РФ. Порядок взаимодействия органа внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности с другими органами внешней разведки РФ определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными правовыми актами.
Органы внешней разведки осуществляют, в частности, такие функции:
разведывательную работу за границей, создавая в этих целях свои загранаппараты;
противодействуют иностранным спецслужбам;
обмен оперативной информацией с заинтересованными организациями и спецслужбами;
поддерживают имеющиеся и устанавливают новые контакты со спецслужбами иностранных государств в интересах обеспечения безопасности России;
обеспечивают безопасность разведывательной деятельности за рубежом, а в необходимых случаях — загранучреждений, безопасность граждан России;
организуют подготовку и переподготовку кадров;
проводят в отношении своих сотрудников оперативно-розыскную деятельность в целях обеспечения собственной безопасности;
осуществляют формирование и хранение оперативных материалов; в соответствии с законодательством и с учетом интересов безопасности передают на государственное хранение материалы, представляющие историческую и культурную ценность;
ведут оперативные учеты;
взаимодействуют в использовании оперативных учетов и архивов.
Органы внешней разведки имеют флаг и эмблему. Описание и рисунки флага и эмблемы органов утверждаются Президентом РФ.
Полномочия органов внешней разведки, их состав, принципы и порядок действий определяются комментируемым Законом и другими соответствующими законодательными актами РФ.
2. Разведывательная деятельность строго подконтрольна, направлена на защиту интересов государства и граждан, осуществляется в порядке и пределах, которые установлены комментируемым Законом, Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами органов внешней разведки и ФСБ РФ. Вот поэтому отличительной особенностью данной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер.
Тайные и замаскированные, тщательно продуманные действия органов внешней разведки требуют применения соответствующих методов получения сведений о лицах и фактах, необходимых для защиты безопасности личности, общества и государства от внешних угроз. Это определяет конспирацию, сочетание гласных и негласных методов и средств, в том числе и технических. Соблюдение скрытности разведывательной деятельности от субъектов, против которых они проводятся, а также тех, кто в них не участвует, в том числе от сотрудников органов внешней разведки, подразумевает негласную оперативно-розыскную деятельность, которая позволяет обеспечить результативность, безопасность участников, предотвратить и нейтрализовать возможное противодействие со стороны иностранных спецслужб.
В том случае, когда содержание, цели разведывательной деятельности и ее участники не скрываются от окружающих, оперативно-розыскная деятельность является гласной. Гласный и негласный варианты работы определяются при выборе цели разведки.
Статья 2. Разведывательная деятельность
Комментарий к статье 2
1. Разведывательная деятельность является комплексом мероприятий, проводимых с целью оценки как международной ситуации, так и реальных и потенциальных возможностей, действий, планов и намерений иностранных государств, организаций и лиц. Она заключается в сборе и обобщении любой информации, которую можно добыть, чтобы получить необходимые данные по обеспечению безопасности государства. Информация о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, добываемая с помощью разведывательных мероприятий, достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Осуществление разведывательной деятельности применительно к рассматриваемой задаче носит превентивный характер. Здесь в определенной мере реализуется и задача предупреждения каких-то действий, причем такое предупреждение носит стратегический, глобальный характер.
2. Разведывательная информация органов внешней разведки позволяет сформулировать основные угрозы России в международной сфере. Они проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Из полученной разведывательной информации можно выделить следующие факторы:
стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;
опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;
укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на Восток;
возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;
ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;
возникновение и эскалация конфликтов вблизи Государственной границы РФ и внешних границ государств — участников Содружества Независимых Государств;
притязания на территорию РФ.
Добывание и обработка разведывательной информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц позволяют определить основные внешние угрозы. Разведывательная деятельность проводится для выявления факторов, грозящих безопасности государства, по следующим направлениям:
территориальные претензии к РФ;
вмешательство во внутренние дела РФ;
попытки игнорировать (ущемлять) интересы РФ в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;
наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи Государственной границы РФ и границ ее союзников;
создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи Государственной границы РФ и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;
расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ;
ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;
создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях РФ и ее союзников;
нападения (вооруженные провокации) на военные объекты РФ, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ, границах ее союзников и в Мировом океане;
действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том числе путем воспрепятствования работе российских систем государственного и военного управления, на нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и обеспечения их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов;
враждебные, наносящие ущерб военной безопасности РФ и ее союзников информационные (информационно-технические, информационно-психологические) действия;
дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в иностранных государствах;
международный терроризм.
3. В целях обеспечения в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ, обязательств, вытекающих из международных договоров, органы выполняют ряд функций. В определенных случаях они устанавливаются конкретными документами. Так, Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на органы внешней разведки в соответствии с международными договорами возложено сотрудничество в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.
Указом Президента РФ от 28 ноября 2007 г. N 1593 «О мерах по выполнению Резолюций Совета Безопасности ООН 1737 от 23 декабря 2006 г. и 1747 от 24 марта 2007 г.» Службе внешней разведки Российской Федерации предписано обеспечить в соответствии со своей компетенцией выполнение мер по выявлению обстоятельств, которые могли бы способствовать деятельности Ирана в ядерной сфере, связанной с обогащением урана, либо способствовать разработке Ираном систем доставки ядерного оружия. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2005 г. N 537 «О функциях федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук по реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний» на Службу внешней разведки РФ возложено обеспечение сбора, анализа и представления в Минобороны РФ оперативной и технической информации, поступающей от иностранных источников, по вопросам нераспространения ядерного оружия и запрещения ядерных испытаний, а также сведений, связанных с подготовкой к вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г. и его реализацией.
Данные документы свидетельствуют о том, что необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий Президент РФ и Федеральное Собрание, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности РФ иными способами.
Статья 3. Правовая основа разведывательной деятельности
Комментарий к статье 3
1. Правовой базой разведывательной деятельности является совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.
Основу всех видов государственной деятельности составляет Конституция РФ, которой заложены важнейшие принципы отношений между государственными и федеральными органами, в том числе внешней разведки, и гражданами. В Основном Законе государства закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих любую деятельность. На органы внешней разведки как субъект оперативно-розыскной деятельности напрямую действует ряд положений Конституций РФ (ст. 23 — 25). Они предусматривают неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, право тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, неприкосновенность жилищ. На конституционных принципах законного уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина базируются все нормы комментируемого Закона, и поэтому ряд норм Конституции напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.
Конституция РФ рассматривает нормы международного права и международные договоры РФ в качестве составной части правовой системы Российского государства. Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
К числу международных правовых актов, регламентирующих наиболее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *