ФЗ о выборах президента

Описание ФЗ о Президенте РФ

Принятие ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» состоялось 10 января 2003 года. Закон регламентирует вопросы, связанные с процедурой и правилами подготовки выборов и конечного избрания Президента.

Законопроект включает в себя 12 глав, 88 статей и 4 приложения:

  • общие положения, отвечающие на основные вопросы об избирательных правах граждан РФ, о финасировании выборов Президента, процедуре избрания и т. д.;
  • избирательные комиссии (ЦИК, ЕИК);
  • участки для проведения выборов Президента и списки участников;
  • политические партии;
  • выдвижение и регистрация претендентов, желающих стать главой государства;
  • статус кандидатов-участников;
  • информирование электората и его агитация;
  • денежные средства, затрачиваемые на проведение выборов Президента;
  • волеизъявление граждан путем голосования, утверждение результатов и итогов;
  • переход Президента к выполнению должностных обязанностей;
  • оспаривание нарушений прав граждан и наказание за несоблюдение закона «О выборах Президента»;
  • заключительные и переходные положения;
  • 1-4 приложения.

Поправки в закон «О выборах Президента» вносились в последний раз 18-го июня 2017, где дополнения и изменения вступили в силу 28-го числа того же месяца и года.

Закон «О выборах Президента» претерпевал множество изменений. Так как скоро срок правления действующего Президента В.В.Путина подойдет к концу, в России ожидается новое избрание главы государства в 2018 году. В связи с будущим событием государственного значения, В.В.Путин внес изменения в закон 1 июня 2017 г. Корректировки коснулись в первую очередь проведения выборов Президента и избирательной кампании:

  • отмена открепительных удостоверений. Теперь каждый совершеннолетний гражданин сможет голосовать по своему местонахождению, а не по месту регистрации, на основании заранее поданного заявления;
  • адрес гражданина может не содержать — наименование субъекта РФ, города, района, улицы, № дома или квартиры;
  • разрешено применение видеонаблюдения;
  • увеличены размеры штрафов за многократное голосование;
  • снижение максимального количества электората на участках с 3.000 до 1.500 человек.

В 2017 году некоторые подпункты и пункты закона были исключены. Федеральный закон «О выборах Президента» доступен по .

Последние изменения

Последняя редакция закона «О выборе Президента» была опубликована 18 июня 2017 г. и некоторые ее изменения и дополнения вступили в силу 28 июня 2017 года. Рассмотрим корректировки, которые были внесены в статьи при последней редактуре:

Статья 19

В ней был затронут подпункт 19. Статья 19 закона «О выборах Президента» рассказывает об обязанностях ЦИК РФ и состоит из 29 пунктов:

  • ЦИК отвечает за проведение и подготовку выборов Президента, занимается организацией и налаживает работу избирательных комиссий;
  • реализовывает контроль за соблюдением прав лиц, являющихся гражданами РФ при избрании главы государства;
  • занимается изданием инструкций для облегчения использования положений действующего закона «О выборах Президента»;
  • избирательные комиссии получают правовую, методическую и организационную техподдержку;
  • организует управление деятельностью коллегиальных органов по проведению выборов Президента при использовании ГАС «Выборы»;
  • занимается регистрацией лиц, представляющих интересы своих политических организаций (партий);
  • регистрирует кандидатов-участников, посредников кандидатов, группы избирателей;
  • предоставляет удостоверения кандидатам, прошедшим регистрацию, и их представителям;
  • следит за исполнением условий и требований по предвыборной деятельности;
  • проводит слушание сообщений о процедуре проведения выборов Президента от членов федеральной службы исполнительной власти, от службы исполнительной власти субъектов и самоуправления;
  • определяет общую нумерацию участков за границей, где будет проводиться избрание;
  • занимается утверждением формы документации по вопросу о выборах, устанавливает методы защиты избирательного бюллетеня, списка участников голосования. Также разрешение вопросов по изготовлению документов;
  • устанавливает текст избирательного документа на государственном языке (русском);
  • устанавливает образцы печатей избирательных комиссий;
  • регулирует порядок доставки документов и их хранения в архиве и дальнейшего уничтожения по прошествии времени;
  • распоряжается финансами для обеспечения процедуры выборов;
  • осуществляет мероприятия по распределению телевизионного времени и печати;
  • готовит техоборудование (кабины и ящики для оборудования);
  • предоставляет электорату информацию о кандидатах, времени проведения выборов и т. д.;
  • рассмотрение претензий и их решение;
  • осуществляет подсчет результатов, их оглашение и выдает победившему кандидату удостоверение;
  • занимается организацией повторного голосования, а также повторных выборов.

Статья 34

Данная статья вступила в силу 28 июня 2017 года. Статья 34 закона «О выборах Президента» рассказывает о процедуре самовыдвижения кандидата-участника.

Каждый совершеннолетний гражданин, который обладает пассивным избирательным правом, может побороться за пост Президента при объявлении о проведении новых очередных выборов.

Закон постановляет, что для поддержки самовыдвиженца создается группа избирателей. Она должна быть состоять из 500 граждан РФ, которые обладают правом голосования. Запрещено избирателю входить в состав множества групп избирателей. Группа избирателей устраивает собрания, о месте и времени которых должен быть уведомлен ЦИК или избирательная комиссия субъекта. Присутствие на собрании представителя ЦИК или избирательной комиссии субъекта разрешено.

Не более, чем через 20 дней после объявления о назначении даты проведения выборов Президента, кандидат-самовыдвиженец должен обратиться в ЦИК с заявлением в письменном виде о регистрации группы избирателей. Если речь идет о досрочном избрании главы государства, то 20-дневный срок не применяется по закону.

В письменном заявлении указывается следующая информация:

  • о кандидате, желающем участвовать в выборах Президента — ФИО, число, месяц, год рождения, место рождения, место работы и занимаемая должность, адрес, гражданство и период проживания на территории РФ;
  • о члене группы избирателей — ФИО, число, месяц, год рождения, место работы/род занятий, должность, адрес, гражданство, серия, номер № и время выдачи паспорта.

К вышеуказанному заявлению прилагается также протокол регистрации участников группы избирателей, заверенный у нотариуса, и протокол собрания данной группы в поддержку кандидата-самовыдвиженца. Ввиду отсутствия нотариуса и невозможности заверить документы, предлагается обратиться к должностному лицу, обладающему нотариальными полномочиями. По закону «О выборах Президента» документ должен содержать следующие положения:

  • о создании группы избирателей;
  • о поддержке кандидата и указание о нем сведений;
  • об установлении полномочий членов группы избирателей и указание о них сведений.

К заявлению прилагаются документы:

  • список лиц, входящих в группу избирателей и указание ФИО, даты рождения, адрес, место службы, должность, № телефона. Также прилагается выраженное согласие в письменном виде каждого члена;
  • согласие кандидата на участие в выборах Президента и указание информации, которая была оговорена выше, а также в дополнении — ИНН, сведения об образовании, имеющейся судимости в прошлом или неснятой/непогашенной в настоящем. Если кандидатом выступает депутат, то информация об этом также должна присутствовать;
  • нотариально заверенные копии всех документов;
  • уведомление, представленное в письменном виде о выдвижении и участии кандидата на других выборах.

В обязательном порядке прилагается справка о размере и источнике доходов кандидата-самовыдвиженца и его жены/мужа за 6-летний период времени, а также сведения об имуществе (в том числе о совместно нажитом), вкладах в банковских учреждениях и ценных бумагах.

Также прилагается информация:

  • о недвижимости за границей, принадлежащая семье кандидата и об источниках финансов, на которые она была приобретена;
  • о денежных тратах семьи кандидата по приобретению земельных участков, недвижимости, автотранспорта, акций за последние 3 года, в том случае, если общая сумма покупки превышает сумму их дохода за 3 года;

В законе говорится о возможности указания причастности к партии, свой статус в данном политформировании, согласование названия партии, состоящее не больше, чем из 7 слов.

Кандидат-самовыдвиженец, который является представителем от политической партии на участие в выборах Президента, не может самовыдвигать свою кандидатуру.

Все документы в ЦИК относятся кандидатом лично, за исключением невозможности явиться из-за болезни, из-за нахождения под стражей и т. д. В этом случае данную процедуру делает представитель группы избирателей.

ЦИК при получении всех документов должна выдать кандидату письменное подтверждение об их получении. Поддержка группой избирателей осуществляется только по отношению одного кандидата, желающего участвовать в выборах Президента. ЦИК в течение 5 дней, после получения всех бумаг, принимает решение об утверждении и выдаче удостоверений или об отказе. Отказ может быть мотивирован отсутствием какого-либо документа, отсутствием пассивного избирательного права у кандидата, невыполнением всех условий закона. Решение об отказе выдается сразу, после его принятия и может быть обжаловано в Верховном Суде РФ, который рассмотрит претензию в 5-дневный срок.

Закон определяет занесение записи «Самовыдвижение» о кандидате, претендующем на должность Президента таким способом. Кандидат должен закрыть счета, не хранить денежные средства в иностранных банках.

Согласно Конституции, президентом Российской Федерации называют лицо, которое избирается в ходе демократических выборов на высшую государственную должность страны. Будучи главой государства, он обладает рядом полномочий, относящихся к исполнительной власти. Основная роль президента как субъекта, являющегося также верховным главнокомандующим, заключается в определении основ внутренней и внешней политики. С 7.05.2012 г. должность президента России занимает Владимир Владимирович Путин. В 2018 году в стране пройдут новые президентские выборы. Их основы как главнейшего политического события в стране определяются ФЗ 19 о выборах президента Российской Федерации.

Общие положения 19 ФЗ

Федеральный закон о выборах президента был принят в 2002 году. 24 декабря закон приняла Госдума, одобрение Советом Федерации состоялось 27.12.2002 г. Последняя редакция датируется 10 января 2003 года. Новые существенные изменения в законе появились в 2017 году (5 декабря). Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» в настоящий момент привлекает к себе повышенное внимание в связи с предстоящим электоральным процессом.

ФЗ о политических партиях в РФ читайте

Что регламентирует закон:

  • Глава первая посвящена общим аспектам закона. Определяются основы правовых принципов, по которым проходят выборы в России (их назначение, методы подготовки и проведения, права лиц, выдвигающихся в качестве кандидатов и пр.). Оговаривается денежная сторона вопроса: разделяется финансирование выборов за счет бюджета и финансирование кампании отдельно взятого кандидата при помощи создания личного избирательного фонда. Статья 8 подробно описывает правила предвыборной агитации, а также гарантируемые для свободы выражения права и гласность. Упомянуты возможность участия в выборах кандидатов, имеющих иностранное происхождение, и порядок деятельности иностранных наблюдателей;
  • Во второй главе детально описывается роль избирательных комиссий на каждом этапе процесса. Приводится информация касательно формирования и деятельности ЦИК. Обозначается спектр полномочий комиссий, как центральной, так и территориальных (по регионам). Развернуто указывается роль наблюдателей от международных представительств в ходе голосования;
  • Согласно главе номер 3, закон определяет порядок функционирования избирательных участков. Упоминаются сроки и правила составления списков, а также методы и порядок сбора сведений о гражданах, имеющих право голоса. Учтен вариант исключения лиц из списка избирателей. В главе оговаривается возможность, подготовка и организация участков для голосования для граждан РФ, находящихся в текущий момент за пределами страны;
  • Глава четвертая 19 ФЗ знакомит нас с принципом участия политических партий в президентских выборах в России;
  • В пятой главе закона оформлен режим выдвижения, который соблюдают кандидаты. Рассматриваются варианты выдвижения лица в индивидуальном порядке (самовыдвижение) и вынесение кандидатуры того или иного участника от политической партии. Статья 39 предоставляет подробный перечень условий для регистрации участия в выборах;
  • Глава №6 – это ключевое описание такого понятия, как «статус кандидата». Закон четко регламентирует все возможные моменты, начиная от обеспечения равных прав каждому зарегистрированному участнику и заканчивая снятием кандидатуры субъекта с выборов;
  • Седьмая глава представляет собой перечень условий для информирования населения и правил предвыборной агитации. Отдельно оговаривается правовая сторона агитации через печатные издания, а также другие СМИ. Дан список ограничений, появление которых подразумевается в ходе выборов/предвыборного этапа;
  • В главе восьмой закона о выборах президента выносится на рассмотрение порядок финансирования данного политического события. Оформлены правила отчетности для избирательных фондов. В отдельный аспект вынесены пожертвования на добровольной основе. Закон разграничивает деятельность служб контроля и ревизии при избиркоме;
  • Глава №9 ознакомляет читателя с порядком проведения голосования в день выборов. Устанавливаются нормы для подведения итогов выборов и определения финальных результатов. Упоминаются методы отчетности и хранения избирательных документов;
  • Глава десятая 19 ФЗ полностью посвящена процессу вступления новоизбранного президента в должность;
  • В главе номер 11 можно узнать о юридических способах обжалования нарушений, выявленных в ходе выборов на должность главы государства. Законодательство позволяет гражданам заявлять о действиях, несоответствующих конституционному процессу избрания президента РФ. В особую графу вынесен вопрос ответственности за нарушения выборного процесса;
  • Двенадцатая глава включает ряд дополнительных положений. Подводятся итоги по содержанию закона в целом.

Какие были внесены изменения?

Федеральный закон о выборах президента под номером 19 претерпел весомые изменения в декабре 2017-го. Согласно редакции от 5.12.2017 г. (N 374-ФЗ), актуальные обновления затронули семь статей. Стоит рассмотреть их подробнее.

Статья 23 19 ФЗ:

  • Определяется форма, при которой соблюдается гласность в ходе проведения выборов президента РФ;
  • Отстаивается безусловное право присутствия на участках представителей СМИ;
  • Указывается свод правил для деятельности избирательных комиссий. Отдельной строкой упоминается порядок участия в выборах лиц, зарегистрированных как иностранные наблюдатели. Статья закона указывает полномочия наблюдателей на выборах и ход их регистрации;
  • Приводится перечень ограничений для наблюдателей, работающих на президентских выборах;
  • Подробно описывается процедура аккредитации СМИ для участия в освещении выборного процесса и порядок оформления выборных протоколов.

В обновленной версии Статьи 26 указываются:

  • Регламентация списков и участков для голосования для избирателей, проживающих не по месту регистрации прописки. Порядок оформления списков для лиц, временно пребывающих или постоянно живущих за границей;
  • Единая форма списков избирателей устанавливается ЦИК РФ. Сроки составления списков также приведены;
  • Порядок сбора и предоставления сведения об избирателях (в печатном, виртуальном виде и пр.);
  • Ответственность для лиц, которые занимаются сбором и составлением отчетов по сведениям об избирателях.

Последняя редакция статьи 27 включает:

  • Основания, при которых происходит включение либо удаление лиц из списков избирателей;
  • Особый пункт, относящийся к правилам внесения в избирательные списки военнослужащих РФ;
  • Порядок подачи заявления о включении в избирательные списки для лиц, находящихся в больничных или пенитенциарных учреждениях. Уточняется избирательный статус лиц, признанных переселенцами;
  • Запрещение внесения модификаций в избирательные списки на этапе окончания выборов и в ходе подсчета голосов.

Новая версия статьи 35 (был изменен подпункт 1.1 пункт 11):

  • Главный акцент в статье делается на процесс выдвижения кандидата от политической партии. Оговариваются сроки, дата, метод принятия решения и возможное количество зарегистрированных в президентских выборах участников от одной партии (один кандидат);
  • Приводится полный список документов, которые должен предоставить кандидат на должность президента в ЦИК. В числе прочих – заявление, персональные данные, сведения о доходах и пр.;
  • Подчеркивается обязательный для каждого кандидата процесс о ликвидации счетов в иностранных банках, если таковые имеются;
  • Устанавливается порядок обжалования отказа в регистрации для участия.

Статья 46 «Информирование избирателей»:

  • Дается перечень органов власти и средств СМИ, которые информируют население о ходе предвыборной подготовки/выборов;
  • Регламентируется общее правило для выпускаемых информационных материалов (объективность, достоверность, доступность, корректность, толерантность, беспристрастность);
  • Формируется роль избиркомов в информировании избирателей;
  • Ограничение по предвыборной агитации в зависимости от приближения к дате выборов (за день до голосования, в день голосования).

Измененная статья 64:

  • В статье детально оговаривается порядок финансирования средств для подготовки и проведения выборного процесса;
  • Упоминается перечень правил контроля за расходом средств на изготовление агитационной атрибутики (печатная продукция). Сюда же входят расходы на компьютерное оборудование и другие материальные ценности;
  • Устанавливается размер заработной платы членов избирательных комиссий и сотрудников информационных центров при избиркомах;
  • Регулируется порядок финансовой отчетности о ходе финансирования выборов.

Отредактированная статья 74:

  • Приводится регламент установления итогов по выборам, которые подводит территориальный избирком;
  • Указывается порядок оформления и приема протоколов;
  • Оговариваются действия участников избиркома в ходе выявленных нарушений, ошибок и несоответствий при оформлении отчетной документации;
  • Приведен список обязательных данных, которые вносятся в итоговый выборный протокол;
  • Указан перечень документов, приобщаемых к протоколу в виде приложений;
  • Включается информация о применении на участках средств видеонаблюдения.

Скачать закон о выборах Президента РФ

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» должен быть удостоен пристального изучения, на которое требуется достаточно много времени.
Полная версия закона доступна .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *