ФЗ о железнодорожном транспорте

Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 N 17-ФЗ (последняя редакция)

10 января 2003 года N 17-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 115-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. 28.04.2009), от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 04.05.2011 N 99-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 31.12.2014 N 503-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 13.07.2015 N 247-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 26.07.2017 N 205-ФЗ, от 20.12.2017 N 400-ФЗ, от 03.08.2018 N 312-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации
    • Статья 2. Основные понятия
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте
  • Глава 2. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта
    • Статья 4. Основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта
    • Статья 5. Лицензирование отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта
    • Статья 6. Обязательная сертификация и декларирование соответствия на железнодорожном транспорте
    • Статья 7. Стандартизация и обеспечение единства измерений на железнодорожном транспорте
    • Статья 8. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте
    • Статья 9. Особенности государственного регулирования использования земель железнодорожного транспорта
    • Статья 10. Приобретение, проектирование, строительство, реконструкция и содержание объектов железнодорожного транспорта
  • Глава 3. Основные требования к организациям железнодорожного транспорта и объектам железнодорожного транспорта. Управление перевозочным процессом
    • Статья 11. Основные требования к владельцам инфраструктур
    • Статья 12. Основные требования к перевозчику
    • Статья 13. Основные требования к организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом
    • Статья 14. Основы осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа
    • Статья 15. Основные требования к железнодорожным путям общего пользования
    • Статья 16. Основные требования к железнодорожным путям необщего пользования, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования
    • Статья 17. Основные требования к железнодорожному подвижному составу и контейнерам
    • Статья 18. Организация управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте общего пользования
    • Статья 19. Регулирование отношений, возникающих при взаимодействии железнодорожного транспорта и других видов транспорта
  • Глава 4. Безопасность на железнодорожном транспорте, охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта, организация работы в особых условиях
    • Статья 20. Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств
    • Статья 20.1. Государственный надзор в области железнодорожного транспорта
    • Статья 21. Основные положения в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
    • Статья 22. Утратила силу
    • Статья 22.1. Обеспечение на железнодорожном транспорте общего пользования экологической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда, единства измерений, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения
    • Статья 23. Охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта общего пользования и обеспечение общественного порядка на железнодорожном транспорте общего пользования
    • Статья 24. Организация работы железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях
  • Глава 5. Трудовые отношения и дисциплина работников железнодорожного транспорта
    • Статья 25. Трудовые отношения и гарантии работников железнодорожного транспорта
    • Статья 26. Дисциплина труда на железнодорожном транспорте общего пользования
  • Глава 6. Иные вопросы организации деятельности на железнодорожном транспорте
    • Статья 27. Учетно-отчетное время на железнодорожном транспорте
    • Статья 28. Язык общения, используемый на железнодорожном транспорте
    • Статья 29. Форменная одежда работников железнодорожного транспорта общего пользования
    • Статья 30. Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области железнодорожного транспорта
    • Статья 31. Страхование на железнодорожном транспорте общего пользования
    • Статья 32. Мобилизационная подготовка и гражданская оборона на железнодорожном транспорте общего пользования
  • Глава 7. Заключительные положения
    • Статья 33. Утратила силу
    • Статья 34. Заключительные положения

Открыть полный текст документа>Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

10 января 2003 года N 17-ФЗ

Описание закона

Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» N 17-ФЗ принят Государственной думой 24 декабря и одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года. Настоящим законом регламентируются юридические, экономические и организационные аспекты функционирования общественного железнодорожного транспорта. Действительный нормативный акт определяет способы взаимодействия управленческого органа ЖД с государственной властью и основы государственного упорядочивания в указанной сфере. Актуальный Федеральный закон ФЗ-17 основывается на принципах Конституции Российской Федерации (ст. 3 ФЗ-17).

В основной перечень Федерального закона ФЗ-17 входят понятия (ст. 2):

  • Железнодорожный транспорт общего пользования — подвижные составы, поезда, электропоезда, предназначенные для удовлетворения потребностей основного населения;
  • ЖД транспорт необщего пользования — транспорт, предоставляемый физическим и юридическим лицам на основе договорённости;
  • Подвижный состав — локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны;
  • Перевозочный процесс — комплекс взаимосвязанных технологических и организационных операций по осуществлению перевозки пассажиров или груза;
  • Перевозчик — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, на которое возложена обязанность по осуществлению перевозочного процесса;
  • Пользователь услугами железнодорожного транспорта — пассажир, отправитель грузов или багажа.

Определение тарифов на перевозку посредством общественного и необщественного железнодорожного транспорта пассажиров или багажа определяется в соответствии с нормативами Федерального закона «О естественных монополиях». При тарификации учитывается непосредственная себестоимость услуг и уровень рентабельности (п. 1 ст 8 действительного закона). Тарификация международных железнодорожных перевозок определяется международными договорённостями Российской Федерации (п. 4. ст. 8).

Железные пути должны соответствовать нормам безопасности. Согласно пункту 2 статьи 15 ФЗ-17, государственные органы исполнительной власти уполномочены направлять своих законных представителей с целью проверки технического состояния общественных ЖД путей. Технической проверке так же подлежат выполнения погрузки и разгрузки перевозимого багажа или товара и условия перевозки пассажиров.

Качественными показателями перевозок багажа и грузов являются (ст. 14):

  • Сроки доставки;
  • Сохранность перевозимого;
  • Условия размещения товара и багажа и процесса перевозки.

Если при проектировании железнодорожных путей не были соблюдены нормативы, предписанные настоящим нормативным актом, государственные органы вправе отказать в разрешении на сдачу подобного объекта в постоянную эксплуатацию (п. 6 ст. 15).

Действительным Федеральным законом о транспорте ЖД предусматривается форменная одежда для сотрудников железнодорожного транспорта (ст. 29). Спецодежда приобретается работниками за счёт работодателей.

Для упразднения возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с терактами, законодательством Российской Федерации предусматривается подготовка к срочной мобилизации и готовности к гражданской обороне (п. 1, ст. 32 настоящего Федерального закона). Проведение подготовительных мероприятий по обороне и мобилизации возлагается на организации железнодорожного транспорта. Ответственность за своевременное и нормативное проведение подготовительных мероприятиях лежит на должностных лицах этих организаций.

С момента вступления в силу действительного Федерального закона, Федеральный закон от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» признан недействительным и упразднён.

Скачать закон о ЖД транспорте РФ

Для более глубокого изучения положений Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» N 17-ФЗ рекомендуется ознакомиться с его актуальным текстом. Текст рассматриваемого нормативного акта с последними поправками можно скачать по Так же следует знать устав транспорта.

Последние изменения, внесенные в ФЗ о железнодорожном транспорте

Как и другие нормативные акты, Федеральный закон о железнодорожном транспорте регулярно претерпевает необходимые изменения. Последние поправки в 17-ФЗ внесены 26 июля 2017 года Федеральным законом N 17-ФЗ. Изменения коснулись пункта 2 ст. 8. В актуальном тексте указанной статьи говорится о том, что тарификация железнодорожного транспорта, не упорядоченная в соответствии с пунктом 1, устанавливается на основе письменной договорённости и регламентируется согласно нормативам антимонопольного закона.

Наиболее важные из поправок предыдущих лет относятся к статьям 20 и 25 Федерального закона 17-ФЗ. В ст. 20 рассматриваемого нормативного акта, регламентирующей принципы безопасности использования и движения железнодорожного транспорта, были упразднены абзацы 4 и 5 пункта 1. Актуальный текст ст. 20 гласит о том, что юридическое и техническое упорядочивание основ безопасности при эксплуатации железнодорожного транспорта полностью возлагается на государственный орган исполнительной власти в железнодорожной сфере.

Согласно п. 2 статьи 20, участники процесса перевозки обязаны обеспечить:

  • Условия проезда, обеспечивающие сохранность здоровья и безопасность пассажиров;
  • Безопасную и качественную перевозку багажа и грузов;
  • Безопасность использования и движения ЖД транспорта;
  • Отсутствие экологической опасности.

Последние изменения в статье 25 действительного закона произошли 13 июля 2015 года и коснулись положения пункта 3 рассматриваемой статьи. Согласно актуальному тексту, каждый сотрудник ЖД структуры, как при поступлении на работу, так и непосредственно перед каждым рейсом, обязан пройти плановой медицинский осмотр. Порядок специализированных осмотров, а также отбора сотрудников по психологическим, физическим и профессиональным качествам, определяется государственным органом исполнительной власти в сфере РЖД.

Помимо обязательного медосмотра, работники, занимающиеся погрузочными и разгрузочными работами, обязуются проходить проверку технических знаний в вопросе основ расположения груза или багажа в подвижном составе. Отказавшиеся от аттестации или не прошедшие её сотрудники к дальнейшим работам не допускаются (ст. 25, п. 4).

Согласно пункту 5 статьи 25 действительного нормативного акта, работодатель обязан предоставить сотруднику РЖД гарантию трудовой безопасности. В случае получения работником травмы, увечья или болезни, приобретённой не по его вине и последовавшим увольнением по этой причине, за гражданином остаётся право на все льготы, доступные сотрудникам железнодорожной сферы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *