ФЗ об атомной энергетике

Статья 3. Объекты применения настоящего Федерального закона

Объектами применения настоящего Федерального закона (объектами использования атомной энергии) являются:

ядерные установки — сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

радиационные источники — не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;

пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов (далее — пункты хранения) — стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам и предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов;

тепловыделяющая сборка ядерного реактора — машиностроительное изделие, содержащее ядерные материалы и предназначенное для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции;

облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора — облученные в ядерном реакторе и извлеченные из него тепловыделяющие сборки, содержащие отработавшее ядерное топливо;

ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

радиоактивные вещества — не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

радиоактивные отходы — не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации;

ядерное топливо — ядерный материал, предназначенный для получения тепловой энергии и (или) потоков излучения в ядерной установке за счет осуществления контролируемой ядерной реакции деления;

отработавшее ядерное топливо — ядерное топливо, облученное в активной зоне реактора и окончательно удаленное из нее.

Отнесение указанных в части первой настоящей статьи объектов к перечисленным категориям, состав и границы указанных объектов определяются в зависимости от категории объекта организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для целей настоящего Федерального закона под полным жизненным циклом объекта использования атомной энергии в зависимости от категории объекта применения настоящего Федерального закона понимаются размещение, проектирование (включая изыскания), конструирование, производство, сооружение или строительство (включая монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию), эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации (закрытие), транспортирование (перевозка), обращение, хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на объекты, содержащие или использующие ядерные материалы и радиоактивные вещества в количествах и с активностью (и (или) испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией) менее установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии значений, для которых требуются разрешения федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности (далее — органы государственного регулирования безопасности) при использовании атомной энергии при осуществлении деятельности с указанными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 6)
    • Статья 1. Законодательные, правовые и иные акты Российской Федерации в области использования атомной энергии
    • Статья 2. Принципы и задачи правового регулирования в области использования атомной энергии
    • Статья 3. Объекты применения настоящего Федерального закона
    • Статья 4. Виды деятельности в области использования атомной энергии
    • Статья 5. Собственность на ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения, ядерные материалы и радиоактивные вещества
    • Статья 6. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии
  • Глава II. Полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области использования атомной энергии (ст.ст. 7 — 12)
    • Статья 7. Полномочия Президента Российской Федерации в области использования атомной энергии
    • Статья 8. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области использования атомной энергии
    • Статья 9. Полномочия Правительства Российской Федерации в области использования атомной энергии
    • Статья 10. Совместное ведение органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования атомной энергии
    • Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования атомной энергии
    • Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления в области использования атомной энергии
  • Глава III. Права организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан в области использования атомной энергии (ст.ст. 13 — 19)
    • Статья 13. Права организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан на получение информации в области использования атомной энергии
    • Статья 14. Права организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан на участие в формировании политики в области использования атомной энергии
    • Статья 15. Право граждан на возмещение убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием при использовании атомной энергии
    • Статья 16. Права работников объектов использования атомной энергии на социально-экономические компенсации
    • Статья 17. Меры по социальной защите граждан в районах расположения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения
    • Статья 18. Страхование граждан Российской Федерации от риска радиационного воздействия при использовании атомной энергии
    • Статья 19. Права гражданина при проведении медицинских процедур с применением ионизирующего излучения
  • Глава IV. Государственное управление использованием атомной энергии (ст.ст. 20 — 22)
    • Статья 20. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии
    • Статья 21. Государственный контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации
    • Статья 22. Государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
  • Глава V. Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии (ст.ст. 23 — 27)
    • Статья 23. Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии
    • Статья 24. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии
    • Статья 25. Полномочия органов государственного регулирования безопасности
    • Статья 26. Разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии
    • Статья 27. Разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемые работникам объектов использования атомной энергии
  • Глава VI. Размещение и сооружение ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (ст.ст. 28 — 33)
    • Статья 28. Решения о месте размещения и о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения
    • Статья 29. Отмена решения о сооружении ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения
    • Статья 30. Основные требования к безопасности намечаемых к размещению и сооружению ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения
    • Статья 31. Установление санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения
    • Статья 32. Приемка к эксплуатации и ввод в эксплуатацию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения
    • Статья 33. Вывод из эксплуатации и ограничения эксплуатационных характеристик ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения
  • Глава VII. Правовое положение организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии (ст.ст. 34 — 39)
    • Статья 34. Эксплуатирующая организация, осуществляющая деятельность в области использования атомной энергии
    • Статья 35. Ответственность и обязанности эксплуатирующей организации по обеспечению безопасности ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения
    • Статья 36. Обязанности эксплуатирующей организации по защите работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды при аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения
    • Статья 37. Организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации
    • Статья 38. Трудовые отношения и дисциплина работников, деятельность которых связана с использованием атомной энергии
    • Статья 39. Общественные мероприятия на территориях ядерных установок и пунктов хранения
  • Глава VIII. Особые условия строительства и эксплуатации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками (ст.ст. 40 — 42)
    • Статья 40. Основные требования, предъявляемые к судам и иным плавсредствам с ядерными установками и радиационными источниками
    • Статья 41. Заход в порты Российской Федерации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками
    • Статья 42. Предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды судами и иными плавсредствами с ядерными установками и радиационными источниками
  • Глава IX. Особые условия эксплуатации космических и летательных аппаратов с ядерными установками и радиационными источниками (ст. 43)
    • Статья 43. Обеспечение безопасности космических и летательных аппаратов с ядерными установками и радиационными источниками
  • Глава X. Обращение с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами (ст.ст. 44 — 48)
    • Статья 44. Государственная политика в области обращения с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами
    • Статья 45. Транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ
    • Статья 46. Предупреждение транспортных происшествий и аварий при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ
    • Статья 47. Хранение и переработка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
    • Статья 48. Хранение или захоронение радиоактивных отходов
  • Глава XI. Физическая защита ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ (ст.ст. 49 — 52)
    • Статья 49. Обеспечение физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ
    • Статья 50. Требования к обеспечению физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ
    • Статья 51. Ограничение прав лиц, находящихся на территориях ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения, организации по обращению с ядерными материалами или радиоактивными веществами
    • Статья 52. Допуск лиц к работе на ядерной установке, на радиационном источнике, в пункте хранения, с ядерными материалами и радиоактивными веществами
  • Глава XII. Ответственность за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан (ст.ст. 53 — 60)
    • Статья 53. Ответственность за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан
    • Статья 54. Основания гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием
    • Статья 55. Виды и пределы ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием
    • Статья 56. Финансовое обеспечение гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием
    • Статья 57. Участие государства в возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием
    • Статья 58. Исковая давность по возмещению убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием
    • Статья 59. Возмещение убытков за вред, причиненный радиационным воздействием окружающей среде
    • Статья 60. Возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием работникам ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей
  • Глава XIII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии (ст.ст. 61 — 62)
    • Статья 61. Ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности, эксплуатирующих организаций, организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций, работников ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, работников организаций, осуществляющих иную деятельность в области использования атомной энергии, а также граждан за нарушение законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии
    • Статья 62. Административная ответственность организаций
  • Глава XIV. Экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии (ст.ст. 63 — 64)
    • Статья 63. Принципы осуществления экспорта и импорта ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии
    • Статья 64. Порядок осуществления экспорта и импорта ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии
  • Глава XV. Международные договоры Российской Федерации в области использования атомной энергии (ст.ст. 65 — 68)
    • Статья 65. Международные договоры Российской Федерации в области использования атомной энергии
    • Статья 66. Оповещение об аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения
    • Статья 67. Помощь в случае аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения
    • Статья 68. Обмен информацией с иностранными государствами в области использования атомной энергии
  • Глава XVI. Заключительные положения (ст.ст. 69 — 70)
    • Статья 69. Вступление настоящего Федерального закона в силу
    • Статья 70. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ
«Об использовании атомной энергии»

С изменениями и дополнениями от:

10 февраля 1997 г.

Принят Государственной Думой 20 октября 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии.

ГАРАНТ:

О финансировании особо радиационно опасных и ядерно-опасных производств и объектов см. Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 29-ФЗ

Экология СПРАВОЧНИК

Закон РФ «Об использовании атомной энергии». Принят Государственной Думой 20 октября 1995 г. // Российская газета. 1995. 28 ноября.

Законы, появившиеся в 1993-1996 гг.: (“Основы законодательства об охране труда”, федеральные законы “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “О пожарной безопасности”, “Об экологической экспертизе” и др.), регулировали отношения в области безопасности на предприятиях, аварии на которых могли произойти с малой вероятностью и практически не представляли опасности для населения и окружающей среды. Для потенциально опасных объектов, где уменьшение риска требует специальных правовых механизмов, нужно было разработать новые законодательные акты, какими явились законы “Об использовании атомной энергии”, “О безопасности гидротехнических сооружений”, “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

Закон об атомной энергии и закон о водном хозяйстве (последний до сих пор еще полностью не проведен законодательствами всех федеральных земель) слишком новы для вынесения окончательного суждения относительно целесообразности в их основе принципа полной ответственности и осуществления этого принципа на практике. Однако можно считать, что принцип полной ответственности за загрязнение вод прочно укоренился в германском праве.

Согласно Закону об использовании атомной энергии П. х. я. м. и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов (пункты хранения), имеющие оборонное назначение, находятся в федеральной собственности. Не имеющие оборонного назначения П. х. я. м. находятся в федеральной собственности, если иное не установлено законом.

Федеральным законом от 10 июля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии»1 перечень этот был расширен за счет введения понятий тепловыделяющей сборки ядерного реактора, т. е. машиностроительного изделия, содержащего ядерные материалы и предназначенного для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции, и облученных тепловыделяющих сборок ядерного реактора, т. е. облученных в ядерном реакторе и извлеченных из него тепловыделяющих сборок, содержащих отработавшее ядерное топливо.

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ. 1995. № 48.

Если говорить об ЯЭ, то необходимо осознавать ее роль и место в комплексе проблем устойчивого развития страны. Исторически сложившееся привилегированное отношение к использованию атомной энергии в стране наложило отпечаток на образ мышления ее сторонников и сохраняет свой след в правовых и нормативных документах государства (свои законы, свои системы нормативных документов, свой регулирующий орган, свои подходы в отношениях с другими отраслями и общественностью). Имевшее место оправдание такой ситуации в прошлом для ЯЭ у ее приверженцев, может не содействовать ее успешному развитию в настоящее время. Не может быть устойчивого развития страны за счет устойчивого развития отдельно взятой отрасли.

Так, Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г.2 содержит большое количество норм о радиоактивных отходах, например, в ст. 3 определяется понятие радиоактивных отходов, в ст. 5 — полномочия собственников отходов, в ст. 22 — порядок государственного учета и контроля, в гл. X (ст. 44—48) — порядок обращения с радиоактивными отходами, в том числе их переработки, и т. п.

Еще одно положение закона об атомной энергии будет нарушено, если ПАЭС будут размещены в Певеке и у Дудинки. По закону об атомной энергии все население вблизи объектов должно быть застраховано владельцем объекта. В материалах проекта эта проблема даже не поставлена.

В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» и другими правовыми нормативными актами в области обращения с ядерными материалами постановлением Правительства РФ от 10.07.98 г. № 746 утверждены Правила организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов, Правилами предусмотрен статус зоны баланса материалов, т.е. территориально и административно установленной зоны в пределах ядерного реактора или пункта хранения ядерных материалов. В этой зоне на основании измерений определяется количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится баланс ядерных материалов за установленный период времени.

В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» государственное управление использованием атомной энергии осуществляют специально уполномоченные ка то Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ — органы управления использованием атомной энергии. В их компетенцию входит разработка и реализация мер по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии в подведомственных им организациях; обеспечение пожарной охраны объектов использования атомной энергии и контроль за выполнением требований пожарной безопасности (ст.20).

К. о. о. о. с. получили отражение в Законе об охране окружающей природной среды, в Законе об экологической экспертизе, в Законе о радиационной безопасности населения, в Законе об использовании атомной энергии, в Земельном кодексе, Водном кодексе, Лесном кодексе, в Законе о недрах, в Законе об охране атмосферного воздуха и других нормативных правовых актах РФ, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды.

Кроме нарушения уже перечисленных выше законов нарушены также «Правила принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 года № 306, не учтено Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 года № 865 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии».

В развивающемся в России законодательстве об опасных химических веществах, об отходах производства и потребления в качестве меры охраны природной среды также устанавливается разрешительный порядок производства, хранения, транспортирования, использования опасных веществ и сбора, транспортирования, хранения и захоронения опасных отходов. Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» предусмотрен разрешительный (лицензионный) порядок ведения работ в области использования атомной энергии.

Такие зоны предусмотрены ст. 31 Федерального закона «Об использовании атомной энергии». Они устанавливаются в целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. Размеры и границы зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, который согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологи-. ческого надзора и утверждается органами местного самоуправления.

Можно ожидать, что в России будет решен вопрос об обязательном экологическом страховании граждан от риска неблагоприятных воздействий на здоровье человека экологически опасных объектов. Обязательное бесплатное страхование личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии предусмотрено Федеральным законом «Об использовании атомной энергии».

Минатомом была нарушена и статья 30 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», устанавливающая, что «Документы по оценке радиационного воздействия ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения на окружающую среду вместе с другими необходимыми проектными документами указанных объектов использования атомной энергии представляются соответствующим органом управления использованием атомной энергии или эксплуатирующей организацией на негосударственную экологическую экспертизу».

В России впервые экологическое страхование декларировано в Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 1991 г. При этом федеральным законодательством в 90-х гг. определена обязанность предприятия страховать свою гражданскую ответственность. Эти положения нашли отражение в федеральных законах «Об использовании атомной энергии» от 1995 г. и «О промышленной безопасности» от 1997 г., а также в ряде других.

Различные виды деятельности, осуществляемые с использованием атомной энергии, установлены ст.4 Федерального закона «Об использовании атомной энергии».

Государственному комитету СССР по науке и технике, Министерству атомной энергетики и промышленности СССР, Государственному комитету СССР по охране природы, Государственному комитету СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике, Министерству здравоохранения СССР, Министерству юстиции СССР с участием Академии наук СССР подготовить проект Закона об использовании атомной энергии и ядерной безопасности.

Обязательное экологическое страхование — осуществляемое в силу закона страхование гражданско-правовой ответственности предприятий, организаций, учреждений, чья деятельность является источником повышенной опасности для окружающей среды, за причинение ущерба гражданам и юридическим лицам в результате негативного воздействия на природные объекты вследствие аварий и техногенных катастроф на указанных предприятиях и в результате воздействия загрязненных природных объектов на население и территории. Такое страхование предусмотрено в настоящее время лишь Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии».

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях составляют законы РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г), «О пожарной безопасности» (1994 г), «Об использовании атомной энергии» (1995 г). Среди подзаконных актов в этой области можно отметить, например, постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г).

ЯДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ — сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в т. ч. атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства, сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортировки ядерного топлива и ядерных материалов. Являются объектом применения Закона об использовании атомной энергии.

Минатом фактически начал строительство плавучих АЭС при открытом нарушении законов «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Об экологической экспертизе» (1995) и «Об использовании атомной энергии» (1995) и с широким использованием средств федерального бюджета.

РАДИОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА — не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. В Законе об использовании атомной энергии регулируется порядок обращения с Р. в., в т. ч. при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих эти вещества, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении; физической защиты, учета и контроля, экспорта и импорта Р. в. (см. Ядерные материалы).

Эксплуатирующая организация несет ответственность за вред, причиненный Р. в. окружающей среде, в соответствии с Законом об использовании атомной энергии, Законом об охране окружающей природной среды, законами и иными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Проблема радиационной безопасности в процессе нефтегазодобычи стала актуальной в связи с вводом в действие Федеральных Законов «Об использовании атомной энергии» в 1995 г. и «О радиационной безопасности населения» в 1996 г., тем самым нефтяная отрасль стала подконтрольна Госатомнадзору РФ.

Анализ приведенных положений свидетельствует о некоторой противоречивости введенного понятия экологическая безопасность АЭС нормам ФЗ «Об использовании атомной энергии». Очевидно, что в соответствии с законом в паспорте АЭС должны отражаться основные характеристики ядерной, радиационной, технической, пожарной безопасности АЭС, связанные с воздействием АЭС на окружающую среду.

ЯДЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. Все Я. м. находятся в федеральной собственности (ст. 5 Закона об использовании атомной энергии). Подлежат гос. учету и контролю на федеральном и ведомственном уровнях для определения их наличного количества, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам гос. власти; органам управления использованием атомной энергии и органам гос. регулирования безопасности информации о наличии и перемещении Я. м., об их экспорте и импорте.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ эти акты не могут включать нормы об ответственности за административные правонарушения. Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. в ст. 2 признал утратившими силу п. 1 ст. 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»; ст. 62 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», пп. 2 и 4 ст. 66, п. 2 ст. 73 Градостроительного кодекса, ст. 56 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 26 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федерального закона от 12 мая 2000 г. «Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии».

Сброс Р. в. в воды океанов, морей, рек и внутренних водоемов с судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками в количествах, превышающих пределы, установленные нормами и правилами в области использования атомной энергии, не допускается. В случае же утечки Р. в. сверх установленных пределов капитаны или руководители команд судов, плавсредств обязаны принять все зависящие от них меры для прекращения или ограничения утечки Р. в., распространения их в окружающую среду и незамедлительно информировать о происшедшем органы гос. регулирования безопасности, гос. органы, осуществляющие наблюдение и контроль за радиационной обстановкой на территории РФ, иные суда, близлежащие населенные пункты и порты, находящиеся в зоне возможного радиационного воздействия, а также соответствующие органы местного самоуправления (ст. 42 Закона об использовании атомной энергии).

Природоохранное зак-во — отрасль зак-ва, представляющая собой совокупность законодательных актов, регулирующих отношения по охране природных объектов (ресурсов) и всей окружающей среды в целом, а также здоровья и жизни людей. Это — Законы об охране окружающей природной среды; об экологической экспертизе; Закон об особо охраняемых природных территориях; Закон о природных лечебных ресурсах, лечеб-но-оздоровительных местностях и курортах , Законы о предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; о ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; Закон об использовании атомной энергии; Закон о радиационной безопасности населения; Закон об уничтожении химического оружия.

Новое законодательство подверглось критике (Wus-thoff, 1957). Так, например, было высказано мнение, что новая регламентация исходит из идеального состояния вод, которое никакие меры и никакие нормы гражданской ответственности неспособны восстановить, что она игнорирует законные права владельца водных угодий и не учитывает общепринятую степень загрязнения водоемов. Кроме того, высказывалась точка зрения, что неограниченная в отношении размера суммы компенсации ответственность экономически непосильна, а к тому же и нецелесообразна, поскольку она может превысить экономические возможности лиц, ответственных за причиненный ущерб. В настоящее время последнее возражение частично учитывается предполагаемым введением обязательного страхования на случай полной ответственности за ущерб, причиняемый, например, течью нефтяных резервуаров, как это в аналогичной форме уже предусмотрено в отношении эксплуатации атомных установок и другой деятельности в области атомной энергии германским законом об атомной энергии от 23 декабря 1959 г.

Гражданам и общественным объединениям предоставлено право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, о радиационной обстановке и принимаемых мерах радиационной без опасности, на доступ на объекты использования атомной энергии (см. Закон об использовании атомной энергии).

Для предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья в России приняты нормы, регулирующие обращение с отходами производства и потребления, в том числе Федеральные законы: от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления»; от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; от 19 июля 1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»; от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии».

Органы власти Челябинской области вынуждены рассматривать этот факт как несогласованное с органами государственной власти Челябинской области принятие решения о сооружении на территории области дополнительного радиационно опасного объекта в составе ПО ”Маяк”, повышающего вероятность возникновения радиационных аварий в Челябинской области, идущее вразрез с законом РФ “Об использовании атомной энергии”.

Ядерные материалы, вещества и отходы подлежат государственному учету и контролю на федеральном и ведомственном уровнях. Цель такого контроля заключается в определении наличного количества этих материалов и веществ в местах их нахождения, предотвращении потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставлении соответствующим государственным органам информации о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, а также об их экспорте и импорте (ст. 22 Федерального закона «Об использовании атомной энергии»).

С этой чертой экологического права связана и такая его особенность, как чрезвычайная интенсивность развития. Вряд ли можно привести еще один пример, когда за два-три десятилетия создается разнообразнейшее и детальное регулирование, массив различных, хуже или лучше согласованных между собой норм: от заповедного дела до ограничений на производство упаковочных материалов, от охраны редких растений до конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Показательна в этом плане и законотворческая деятельность в РФ: начиная с 1995 г. только на федеральном уровне были приняты десятки законодательных актов, в том числе важнейшие специальные экологические законы — об экологической экспертизе, ген-но-инженерной деятельности, радиационной безопасности, об использовании атомной энергии, об отходах производства и потребления и многие другие.

В большинстве зарубежных стран законодательное регулирование в области использования атомной энергии намного опередило начало ее широкого применения.

В России же очень долгое время не было законов, устанавливающих правовую основу и принципы безопасности при использовании атомной энергии, защищающих жизнь, здоровье, имущество граждан и окружающую среду от возможных негативных ее воздействий. Не были закреплены в законодательном порядке права предприятий и граждан в отношении их деятельности, связанной с использованием атомной энергии, законодательно не были оформлены обязанности эксплуатирующей организации, не определены права и ответственность имеющих отношение к использованию атомной энергии министерств, ведомств, организаций и должностных лиц.

С момента своего возникновения атомная отрасль в нашей стране находилась на особом режиме: она создавалась, прежде всего, в военных целях и формировалась в виде закрытой структуры. Отсутствие законодательного регулирования общественных отношений, возникающих в области использования атомной энергии, было последствием тотальной секретности и прошлого правового нигилизма, что усугубляло многочисленные проблемы, связанные с использованием атомной энергии.

Существовавшая в стране система нормативной документации, являвшаяся основным источником права в области использования атомной энергии, была ориентирована на решение конкретных санитарно-гигиенических и технических проблем. В то же время она не в полной мере определяла правовой статус всех участников отношений, связанных с использованием атомной энергии. Недостаточное внимание к мерам безопасности, игнорирование интересов населения, отсутствие гласности и все другие факторы, напрямую связанные с отсутствием законодательного регулирования, привели, в том числе к увеличению числа тяжелых последствий «атомных аварий» и, в первую очередь, Чернобыльской катастрофы.

Отсутствие соответствующей законодательной базы долгое время вызывало беспокойство не только у населения нашей страны, в том числе и у самих работников атомной отрасли, права которых также не были защищены, но и у международного сообщества. Возникали трудности в осуществлении ядерного экспорта-импорта и других направлений ядерного сотрудничества. Постепенное вхождение России в Европейское сообщество, подписание в 1994 году Конвенции о ядерной безопасности, решение вопроса о присоединении к действующим международно-правовым нормам в области использования атомной энергии, в том числе в области гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб еще в большей степени актуализировали вопрос о необходимости развития национального атомного законодательства.

До 1995 года деятельность в области использования атомной энергии законодательно вообще никак не регламентировалась. Да и на сегодняшний день в этой области действует не так уж много законодательных актов.

Первым Государственной Думой был принят Федеральный Закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ.

Закон определил правовую основу и общие принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях (за исключением деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения).

Принятие закона явилось реальным шагом в содействии безопасному развитию как атомной энергетики, так и других направлений использования атомной энергии в России.

Закон был разработан на основе следующих принципов регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии:

    • в стране должен функционировать единый для всех областей использования атомной энергии закон, который при необходимости может быть дополнен другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Закон предусматривает, что деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, осуществляется на основании иных федеральных законов. Использование атомной энергии для других нужд обороны должно регулироваться настоящим Федеральным законом;
  • в законе должны быть предусмотрены меры социальной защиты населения, проживающего в районах расположения объектов использования атомной энергии, отражены права работников этих объектов, установлены права субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при обсуждении и решении вопросов использования атомной энергии;
  • законодательное регулирование отношений при использовании атомной энергии должно распространяться на все этапы жизненного цикла ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения — от стадии их размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации до захоронения радиоактивных отходов;
  • должна быть обеспечена безопасность при использовании атомной энергии, и осуществлены государственный контроль и надзор за обеспечением этой безопасности;
  • закон призван обеспечить неуклонное выполнение Россией международных договоров в области использования атомной энергии, ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерного оружия;
  • положения закона должны предусматривать, что ядерная и радиационная безопасность будет находиться на уровне не ниже требований, установленных Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), Международной комиссией по радиационной защите (МКРЗ) и другими международными организациями, в деятельности которых участвует Россия.

Основой закрепленного Законом правового режима использования атомной энергии определен принцип обеспечения приоритета безопасности, в соответствии с которым обеспечение безопасности в области использования атомной энергии должно осуществляться опережающими темпами по отношению к расширению использования атомной энергии. Приоритет безопасности означает формирование у всех лиц и организаций, участвующих в процессе использования атомной энергии, общей психологической направленности на безопасность — «культуры безопасности».

Основными участниками процесса регулирования в области использования атомной энергии в соответствии с законом «Об использовании атомной энергии» являются Президент и Правительство Российской Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление и регулирование безопасности при использовании атомной энергии, а также организации, общественные объединения и отдельные граждане.

Закон определяет права и обязанности каждого из участников, в том числе — эксплуатирующих организаций.

В общем виде законом определены подходы к подтверждению соответствия продукции, имеющей обращение в области использования атомной энергии, обеспечению гарантий организаций атомной отрасли в отношении своих сотрудников и третьих лиц.

За законом «Об использовании атомной энергии» последовали Федеральный Закон «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 года №3-ФЗ, Федеральный Закон «О финансировании особо радиационно- опасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 3 апреля 1996 года №29-ФЗ и Федеральный закон «Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии» от 12 мая 2000 года № 68-ФЗ.

На этом перечень действующих специальных законодательных актов и завершается.

Некоторые вопросы развития атомной энергетики и промышленности нашли свое отражение в законах «Об охране природной окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О защите государственной тайны» и других законах, носящих общеправовой характер.

Особое место в перечисленном выше ряду общеправовых законов принадлежит Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулирования». Значимость этого закона определяется тем, что он в корне меняет подходы к вопросам «принятия, применения и исполнения обязательных требований и добровольных правил, общих принципов, характеристик продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ и услуг, оценки соответствия продукции; ответственности участников» указанных отношений. По иному определяет закон и функции федеральных органов исполнительной власти при государственном регулировании национального рынка продукции и услуг, ограничив их надзором и контролем в области обеспечения безопасности (полностью передав регулирование потребительских свойств на рынке независимым негосударственным структурам). В этой связи должна измениться и политика организации надзорной деятельности.

Напрямую все эти нововведения касаются и области использования атомной энергии, и, в том числе технической политики Минатома России и работы Госатомнадзора России (и других государственных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление и регулирование безопасности в области использования атомной энергии).

В условиях меняющихся реалий процедуры подтверждения соответствия приобретают все более значимую роль. При этом они являются, особенно для таких опасных промышленных отраслей, как атомная, действенными механизмами поддержания на достигнутом уровне (а нередко — повышения) общего уровня безопасности этих отраслей.

Но, несмотря на то, что, на первый взгляд, для одной конкретно взятой отрасли законов, вроде бы, и не мало, практика показывает, что их явно недостаточно.

В развитие существующих законов или с целью компенсации отсутствия таковых принят целый ряд Указов Президента и Постановлений Правительства Российской Федерации, разработаны и внедряются в жизнь Федеральные целевые программы.

Однако в целом законотворчество в области использования атомной энергии недопустимо отстает от насущных потребностей и проблем сегодняшнего дня:

    • 21 июля 1995 года был принят Государственной Думой и 27 декабря того же года отклонен Президентом Российской Федерации Федеральный Закон «О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами».
  • Непростительно затянуто окончательное согласование и таких важных законопроектов, как проект Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации в части использования атомной энергии», проект Федерального Закона «О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия».
  • До сих пор не решен вопрос о принятии Закона «О гражданской ответственности за причинении ядерного вреда и ее финансовом обеспечении».

Как считают эксперты, закон о ядерном страховании позволил бы в значительной мере отрегулировать те вопросы, которые в настоящее время препятствуют развитию данного вида бизнеса.

В первую очередь, он приблизит национальную практику ядерного страхования к международным требованиям (Парижской 1957г. и Венской 1963г. конвенциям, не ратифицированным Российским правительством до сих пор).

Во-вторых, размеры страховых выплат должны быть многократно увеличены, что позволит надеяться на реальную компенсацию третьим лицам в случаях ядерных аварий.

В-третьих, ожидается, что после принятия закона установится более взвешенное отношение государственной власти к накоплению резервов компаний-участников ядерного страхового пула.

И, наконец, при правильном отражении в законе существующего опыта правила ядерного страхования станут более четкими и прозрачными, что не позволит демпинговать на этом рынке услуг.

Можно отметить, что кроме того, что действующие законы на сегодня охватывают далеко не все аспекты использования атомной энергии, многие их положения устарели и не учитывают, в первую очередь, требования закона «О техническом регулировании» и проведенную административную реформу, а также (в связи с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО) требования мирового сообщества в части требований к законодательству стран — членов ВТО.

Следует особо подчеркнуть, что в соответствии с Итоговым документом Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, 1994) законодательство России в области использования атомной энергии должно обязательно учитывать разработанные в рамках МАГАТЭ стандарты по безопасности АЭС. Основополагающие правила и нормы по безопасности отражены в Федеральном законе «Об использовании атомной энергии». В последующем они должны учитываться во всех издаваемых на его базе нормативных актах, более детально регулирующих многочисленные общественные отношения в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях. В состав этих актов должны входить также специальные правила и нормы по безопасности, издаваемые органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

В развитие закона «Об использовании атомной энергии» в свое время в положения о федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность в области использования атомной энергии (например, Минатом России, Минтранс России), утвержденные соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, были включены, в том числе функции органов управления в области использования атомной энергии (для каждого — в пределах своей компетенции).

Государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии проводился в рамках деятельности по регулированию безопасности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 января 1997 г. № 26 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственное регулирование при использовании атомной энергии», в числе которых были органы государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности.

Конкретные виды регулируемой деятельности, разграничение полномочий, прав, обязанностей и ответственности соответствующих органов, а также полномочия отдельных должностных лиц устанавливались в положениях об органах государственного регулирования безопасности.

Основная «нагрузка» в части осуществления контроля и надзора на объектах использования атомной энергии традиционно приходится на органы Госатомнадзора России (после административной реформы — Федеральной службы по атомному надзору). Их работа традиционно строится по территориальному признаку и осуществляется на всех этапах жизненного цикла ОАЭ от создания проекта до снятия с эксплуатации.

Инспекции Госатомнадзора России работают во всех основных эксплуатирующих организациях (вне зависимости от типа объекта). В планы ОАЭ в обязательном порядке включаются мероприятия по результатам расследования нарушений в работе, в том числе по предписаниям Госатомнадзора России.

За последнее время наблюдается стойкая тенденция к «старению» и общему оттоку кадров из надзорных органов, что не может положительно влиять на обеспечение надлежащего качества проводимых ими работ. Сокращаются объемы проверок на предэксплуатационных этапах жизни ОАЭ. Контроль выполнения пунктов предписаний, как правило, осуществляется ведомственными службами контроля. Поэтому изыскиваются новые формы регулирования безопасности и возможности участия в них органов государственного контроля и надзора.

Кроме указанных выше видов надзора, которые осуществляют поименованные в Указе Федеральные органы исполнительной власти, на объектах использования атомной энергии осуществляются все другие виды государственного надзора, предусмотренные законодательством РФ.

Помимо государственных независимых надзоров, почти в каждой области хозяйствующей деятельности (будь то сфера производства материальных ценностей, или сфера предоставления различного вида услуг), и в области использования атомной энергии — тоже, функционирует огромное количество ведомственных, межведомственных, внутрикопорационных и всякого другого рода невообразимое число надзорных органов.

Общим недостатком при осуществлении надзорной деятельности является то, что проверяемые различными надзорными органами аспекты деятельности подконтрольных им юридических и/или физических лиц, как правило, во многом очень схожи или просто дублируют друг друга.

Например, большинство промышленных предприятий атомной отрасли подлежат проверке органами Госгортехнадзора России, энергонадзора, пожнадзора, санэпиднадзора, архитектурного надзора, экологического надзора, надзора за использованием недр и водных ресурсов и т.д. Многие из этих надзорных органов осуществляют и контроль выполнения условий действия лицензий, выдачу которых предприятиям осуществляют министерства и ведомства в соответствии с законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и организационно-учредительными документами (Положениями, Уставами и др.) о них. Состав обосновывающих документов для получения лицензий, подаваемых конкретным предприятием в различные надзорные органы почти на 60% повторяется. Для всех лицензионных процедур в обязательном порядке проверяется юридический статус предприятия, его компетентность в заявленной к лицензированию области, способность к покрытию возможных ущербов от деятельности в этой области, наличие необходимых материальных (помещения, оснащение, оборудование и т.д.) и других видов (оргтехника, средства связи и коммуникации и т.д.) ресурсов. Во многом повторяются и требования к «профпригодности». Так, к примеру, для получения лицензии на осуществление деятельности по проектированию крупных промышленных объектов необходимо получить «добро», как минимум, в Госгортехнадзоре России и Минпромнауке России. При этом в Перечень нормативов, по которым должны проектироваться такие объекты входят, в том числе и строительные нормы и правила (СниПы), соответствие проекта которым «отслеживается» одновременно и Госгортехнадзором России, и надзором в области строительства. Т.е. фактически одни и те же требования к знанию проектировщиками указанных нормативов проверяются двумя разными ведомствами в ходе работы двух разных комиссий при выдаче двух формально разных лицензий. А затем на весь срок действия лицензии большое количество проверяющих обеспечивает себе отсутствие безработицы путем проведения плановых и внеплановых инспекций. При этом все эти многочисленные проверки приводят к значительному повышению накладных расходов предприятий и, в конечном итоге, к увеличению стоимости производимой ими продукции (предоставляемых услуг).

Решением указанной проблемы могла бы стать собственно координация работы различных надзоров при осуществлении ими своей деятельности (примером тому может служить Соглашение между Госатомнадзором России и Госгортехнадзором России в части разделения функций при осуществлении контрольно-надзорной деятельности на объектах использования атомной энергии), а также более широкое использование результатов обязательной сертификации в качестве доказательной базы при проведении инспекций надзорных органов.

Однако, учитывая, что для большинства надзорных органов доходы от надзорной деятельности являются основными, совершенно очевидно, что они никоим образом не заинтересованы в их ограничении. И, в результате, на сегодняшний день чуть ли не в каждом ведомстве имеется собственный надзорный орган.

Другой выход Правительство России видит в единой государственной координации всех видов надзорной деятельности. С этими целями в законе «О техническом регулировании» определено, что деятельность всех органов государственного надзора (контроля) должна будет осуществляться при координации со стороны федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Но при этом не ясно, как, имея под своей координацией надзоры, сфера деятельности которых включает, к примеру, ветеринарию и промышленную безопасность, сделать эту координацию действенной и не формальной.

Другой «бедой» в работе большинства надзорных органов является совмещение ими в своей работе выполнения государственных и коммерческих функций.

Например, оба государственных надзора (Госатомнадзор России и Госгортехнадзор России) участвуют в деятельности систем обязательной сертификации поднадзорной им продукции. При этом с одной стороны, своими руководящими документами, определяющими допуск продукции на объекты использования, они требуют проведения ее обязательной сертификации, а с другой, — сами эти сертификаты и выдают. Кроме этого, надзорные органы участвуют и в работе комиссий по аккредитации участников систем сертификации, большинство из которых является поднадзорными им предприятиями (т.е. уже зависимыми от них лицами).

В законе «О техническом регулировании» однозначно указывается на недопустимость совмещения функций государственного надзора (контроля) и проведения обязательной сертификации продукции, а также функций государственного надзора (контроля) и проведения работ по аккредитации.

Реформирование Минатома России и преобразование его в Федеральное агентство по атомной энергии также должно привести к коренному изменению его функций, в первую очередь, функции по определению политики развития и становления отрасли, что должно найти отражение в основополагающих законах и подзаконных актах, действующих в области использования атомной энергии.

«Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 1995 г. n 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (постатейный) (Матиящук С.В., Лазарева О.С.) («Юстицинформ», 2010)

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
ОТ 21 НОЯБРЯ 1995 Г. N 170-ФЗ
«ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ»
(Постатейный)
С.В. МАТИЯЩУК, О.С. ЛАЗАРЕВА
Матиящук Светлана Владимировна, заведующая кафедрой гражданского права СибУПК, кандидат юридических наук, доцент. Специалист по законодательству в сфере энергетики. Автор более 70 научных работ, в том числе пяти монографий, по проблемам правового регулирования отношений на рынках тепловой и электрической энергии.
Лазарева Ольга Сергеевна, заместитель директора юридической фирмы «Яковлев и Партнеры».
Матиящук Светлана Владимировна — предисловие, комментарий к статьям 1, 2, 4 — 8, 10 — 13, 16, 19 — 37, 39 — 47, 50 — 70.
Лазарева Ольга Сергеевна — комментарий к статьям 3, 9, 14, 15, 38, 48, 49.
Предисловие
С 28 ноября 1995 г. вступил в силу Федеральный закон «Об использовании атомной энергии». Его принятие связано с коренными изменениями в политической, социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими решение таких важнейших задач, какими являются обеспечение ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях. Уже более пятидесяти лет прошло с тех пор, как была пущена в эксплуатацию первая атомная станция , но не утихают споры о целесообразности использования атомной энергии в мирных целях. Одни исследователи полагают, что использование атомной энергии принесло с собой и новую заботу — заботу о предотвращении загрязнения окружающей среды радиоактивными продуктами. К ней, в частности, относится проблема длительного и безопасного хранения высокоактивных отходов. Другие, наоборот, считают, что именно использование мирного атома как по ресурсно-экономическим, так и по экологическим характеристикам может обеспечить на перспективный период возрастающие потребности общества в топливе и энергии. Вместе с тем приходится признать, что безопасность не может быть абсолютной и необходимо создавать механизм эффективной защиты от вредного ионизирующего излучения при осуществлении деятельности, связанной с использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях.
———————————
27 июня 1954 г. в городе Обнинске была пущена в эксплуатацию первая в мире атомная электростанция.
С принятием Федерального закона «Об использовании атомной энергии» регулирование отношений в области использования атомной энергии приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами, и прежде всего с международно-правовыми актами, ратифицированными Россией.
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» основывается на конституционных нормах об охране окружающей среды и здоровья граждан, об обеспечении безопасности, о доступе к информации и т.п. Его основными целями являются обеспечение эффективной защиты от вредного ионизирующего излучения при различных аспектах использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, приоритетная охрана жизни и здоровья людей, а также окружающей среды.
В Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» включены новые для российского законодательства институты и нормы: эксплуатирующая организация, разграничение государственных функций управления, регулирование безопасности использования атомной энергии и др. Получил отражение положительный опыт формирования законодательства в области использования атомной энергии в зарубежных странах.
Нормы Федерального закона «Об использовании атомной энергии», посвященные регулированию отношений в области использования атомной энергии, разработаны с учетом соглашений и конвенций, участником которых является Россия, и прежде всего Конвенции о ядерной безопасности, Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии, Конвенции о физической защите ядерного материала и др., а также мировой законодательной практики.
Комментарий носит научно-практический характер. Его основная цель — разъяснение норм Федерального закона «Об использовании атомной энергии» для их правильного толкования и применения на практике. Комментарий к каждой статье Федерального закона «Об использовании атомной энергии» дается с привлечением других законодательных и иных правовых актов, примеров из практики.
Авторы не претендуют на бесспорность своих суждений, но надеются, что, несмотря на дискуссионность ряда разъяснений, комментарий дает читателям ориентир в сложных вопросах применения Федерального закона «Об использовании атомной энергии».
21 ноября 1995 года N 170-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1997 N 28-ФЗ,
от 10.07.2001 N 94-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 28.03.2002 N 33-ФЗ, от 11.11.2003 N 140-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ,
от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ,
от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательные, правовые и иные акты Российской Федерации в области использования атомной энергии
Комментарий к статье 1
Глобальные угрозы, сопряженные с использованием атомной энергии, обусловливают необходимость специального государственного регулирования и тотального контроля отношений в этой сфере. Это отражено в различных документах. Прежде всего необходимо назвать Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерной и радиационной безопасности на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Указом Президента РФ от 4 декабря 2003 г.
Законодательство Российской Федерации в области использования атомной энергии развивается с учетом международных норм и стандартов, а также рекомендаций международных организаций, таких как Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Международная комиссия по радиологической защите (МКРЗ).
МАГАТЭ — это единственная организация, которая находится в особой связи с ООН, непосредственно с Генеральной Ассамблеей, а в случае необходимости — и с Советом Безопасности. Одной из задач МАГАТЭ в области права является задача обеспечения единообразия в вопросах внутреннего законодательства стран — членов этой организации. Имеется специальная Программа МАГАТЭ по оказанию помощи государствам в вопросах законодательства. Особая роль отводится МАГАТЭ в решении проблем обеспечения международно-правового режима безопасного развития ядерной энергетики. Именно в рамках МАГАТЭ за почти полувековой период его деятельности было разработано, а затем заключено большое количество международных конвенций в области безопасного использования атома.
Принципы и положения, отраженные в общепризнанных актах международного права — Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и т.п., — служат ориентирами при разработке конституций, кодексов и иных законодательных актов в государствах, приоритетной политикой которых выступает обеспечение ядерной и радиационной безопасности. Так, в российскую правовую систему согласно ч. 4 ст. 15 Конституции входят общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. К международным договорам РФ в области использования атомной энергии следует отнести ратифицированные Российской Федерацией конвенции, соглашения и договоры.
Россия участвует в Конвенции о ядерной безопасности, предусматривающей укрепление национальных мер и международного сотрудничества в области безопасности АЭС, обеспечения на них ядерной и радиационной безопасности, предотвращения радиационных аварий и смягчения их последствий. В развитие Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии (1986 г.) были заключены двусторонние соглашения, которые идут дальше положений этой Конвенции и предусматривают взаимный обмен информацией о состоянии и эксплуатации АЭС, расположенных во взаимно согласованных пограничных территориях соответствующих стран. Такие соглашения заключены с Великобританией, Германией, Норвегией, Польшей, Румынией, Финляндией, Швецией. Ведутся переговоры по заключению аналогичных соглашений с рядом других стран.
Россия также участвует в Конвенции о физической защите ядерного материала, в Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, в Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция 1972 г.).
В настоящее время в Российской Федерации активно идет процесс формирования законодательства, регулирующего вопросы использования атомной энергии. Уже действуют Федеральный закон «Об использовании атомной энергии», Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «О радиационной безопасности населения», Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории», Федеральный закон «Об экологической экспертизе», Федеральный закон «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», Закон РФ «О таможенном тарифе», Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая).
Вместе с тем нормотворческая деятельность в области использования атомной энергии не ограничивается только уровнем принятия федеральных законов, особо можно выделить систему подзаконного нормативного регулирования отношений, связанных с использованием атомной энергии. Подзаконные акты, регулирующие рассматриваемые отношения, не должны противоречить федеральным законам в данной сфере и могут лишь уточнять, дополнять и конкретизировать их.
Таким образом, законодательство Российской Федерации в области использования атомной энергии представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях, и характеризуется следующими признаками:
особый субъектный состав регламентирующих отношений, к числу которых относятся эксплуатирующие организации, Государственная корпорация «Росатом», уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления и т.п.;
особая сфера регулирования — деятельность, направленная на использование атомной энергии в мирных и оборонных целях, за исключением той, которая связана с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
комплексный характер этого законодательства обусловлен сочетанием в нем норм конституционного, гражданского, административного, экологического и земельного законодательства.
В то же время, по мнению ряда специалистов, существующее правовое регулирование деятельности в области использования атомной энергии нельзя признать удовлетворительным, в полной мере обеспечивающим интересы развития нашей страны, что говорит о необходимости его дальнейшего совершенствования.
Так, сегодня в целях совершенствования законодательного обеспечения развития атомной отрасли разрабатываются проекты нескольких федеральных законов: «Об обращении с радиоактивными отходами», «Об обращении с отработавшим ядерным топливом», «О выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии», «О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности», «О статусе и безопасном использовании объектов, подвергшихся радиационному загрязнению в результате деятельности ФГУП «ПО «Маяк» и т.п.
Статья 2. Принципы и задачи правового регулирования в области использования атомной энергии
Комментарий к статье 2
Чтобы исключить вредное воздействие ионизирующих излучений на человека и окружающую среду при различных аспектах использования атомной энергии, необходима особая дисциплина и специальная организация деятельности в этой сфере. Для осуществления этого надо ясно сформулировать цели и задачи правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении всех видов деятельности в области использования атомной энергии, принципы его построения.
В каждой правовой системе выделяются основополагающие начала, определяющие содержание норм, регулирующих определенные общественные отношения. Такие основные начала, отраженные в содержании норм, получили название принципов, которые имеют важнейшее значение для построения нормативной базы общественных отношений в конкретной сфере.
Значительное влияние на современную национальную систему принципов правового регулирования в области использования атомной энергии оказывает концепция прав человека и ее положения, отраженные в различных международно-правовых актах, в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также деятельность таких международных организаций, как Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Международная комиссия по радиологической защите (МКРЗ).
Таким образом, принципы правового регулирования в области использования атомной энергии — это такие идеи, которые закреплены в нормах, регламентирующих отношения, связанные с использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях, и которые имеют нормативный характер.
Значение принципов правового регулирования в области использования атомной энергии двояко и заключается в следующем:
принципы являются ориентиром в нормотворческой деятельности при совершенствовании законодательства в сфере использования атомной энергии, так как на их базе происходит построение всех иных норм и институтов, которые не могут противоречить принципам;
принципы позволяют обеспечить правильное понимание законодательства в области использования атомной энергии и верно его применять в соответствии с действительным смыслом.
Национальные принципы правового регулирования в области использования атомной энергии, сформированы в том числе под воздействием международных принципов и отражены в комментируемой статье, к их числу относятся принципы:
обеспечения безопасности;
доступа к информации;
участия общественности;
возмещения ущерба.
Основным принципом осуществления деятельности по использованию атомной энергии выступает принцип обеспечения безопасности. Под безопасностью ядерной деятельности понимаются условия функционирования объекта использования атомной энергии, предотвращающие недопустимый риск, связанный с возможностью нанесения ущерба вследствие ядерной аварии, хищения ядерных материалов и т.п. Как известно, безопасность не может быть абсолютной. Риск негативных последствий от атомной индустрии

ФЗ 170 «Об использовании атомной энергии»

Закон об использовании атомной энергии 170 фз был принят Госдумой РФ 20 октября 1995 г., последние актуальные правки внесены 3 июля 2016 г. Он регулирует правовые, юридические и технологически-хозяйственные аспекты деятельности, связанной с атомной энергетикой.
Основные положения закона ФЗ 170.

Фз об использовании атомной энергии 170, в частности, включает следующие основные положения:

  1. Данный закон регулирует исключительно деятельность предприятий и организаций, работающих в сфере «мирного атома». Деятельность, связанная с разработкой ядерного оружия и ядерных энергетических установок (например, для военных атомных подлодок) данным законом не регулируется.
  2. В законе указываются основные принципы, которыми надлежит руководствоваться, осуществляя любые работы в атомной отрасли. В первую очередь – обеспечение безопасности населения и защита окружающей среды, прозрачность информации по ядерным объектам (если она не содержит государственной тайны), соблюдение РФ международных договоров и соглашений в области ядерной энергетики.
  3. В законе указываются виды объектов использования атомной энергии, эксплуатация (монтаж, строительство, возведение, использование в научно-технических целях и т.п.) которых регулируется данным ФЗ. Узнать подробней об Оиаэ – что это, определение и Перечень ОИАЭ, можно, пройдя по ссылке.
  4. Также в ФЗ об использовании атомной энергии 170-фз указываются виды деятельности использования атомной энергии, на которые распространяется действие данного закона.
  5. В законе перечислены государственные институты и организации, на которые на федеральном и региональном уровнях возлагается надзор за использованием атомной энергии в мирных целях.
  6. Указывается, что все предприятия, чья деятельность прямо или косвенно связана с ядерной энергетикой, независимо от формы хозяйствования (как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели) обязаны получать атомные лицензии. Выдача лицензий осуществляется межрегиональными подразделениями ЯРБ по месту юридического адреса предприятия (за исключением предприятий и видов деятельности, подлежащих лицензированию в Центральном аппарате).

ФЗ об использовании атомной энергии 170 является основополагающим документом в сфере атомной энергетики, и его положения обязательны к исполнению для всех организаций, являющихся соискателями или уже обладающих атомными лицензиями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *