ФЗ об объединении работодателей

Об объединениях работодателей

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все объединения работодателей, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации.

Статья 2. Право работодателей на объединение

1. Работодатели в целях представительства и защиты своих прав и охраняемых законом интересов без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов имеют право создавать на добровольной основе объединения работодателей, а также вступать в объединения работодателей в порядке, установленном уставами объединений работодателей.

2. Государство содействует реализации права работодателей на объединение, участию объединений работодателей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в формировании и реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, оказывает в соответствии с федеральными законами поддержку объединениям работодателей как социально ориентированным некоммерческим организациям, включая предоставление работодателям, являющимся членами объединения работодателей, в соответствии с законодательством о налогах и сборах льгот по налогообложению в части их взносов в объединения работодателей, создает другие условия, стимулирующие вступление работодателей в объединения работодателей.

Статья 3. Понятие объединения работодателей и правовое положение объединений работодателей

1. Объединение работодателей — социально ориентированная некоммерческая организация, образованная в организационно-правовой форме ассоциации (союза) и основанная на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединений работодателей. Уставом объединения работодателей может предусматриваться вхождение в него иных некоммерческих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности.

1.1. Объединения работодателей самостоятельно определяют программу своей деятельности, в том числе предусматривают своими программами и уставами в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществление деятельности в сферах социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, профессионального образования, охраны здоровья работников на производстве, содействия занятости населения, социального страхования и иной направленной на решение социальных проблем и развитие гражданского общества деятельности.

2. Правовое положение объединений работодателей определяется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статья 4. Виды объединений работодателей

1. Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, территориально-отраслевому признакам.

2. Общероссийское объединение работодателей — объединение, в которое входят не менее чем три общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, а также региональные объединения работодателей, в совокупности осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации. Уставом общероссийского объединения работодателей может предусматриваться членство в нем также работодателей.

3. Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей — объединение, в которое входят работодатели отрасли (отраслей) или вида (видов) экономической деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины общего числа работников этой же отрасли (отраслей) или этого же вида (видов) экономической деятельности. Уставом общероссийского отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей может быть предусмотрено членство в нем также соответствующих межрегиональных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей, региональных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей, территориальных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей.

4. Межрегиональное объединение работодателей — объединение, в которое входят региональные объединения работодателей, в совокупности осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. Уставом межрегионального объединения работодателей может предусматриваться членство в нем также соответствующих межрегиональных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей и (или) территориальных объединений работодателей, осуществляющих свою деятельность на территориях данных субъектов Российской Федерации.

5. Межрегиональное отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей — объединение, в которое входят соответствующие региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, в совокупности осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. Уставом межрегионального отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей может предусматриваться членство в нем также соответствующих территориальных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей, работодателей этой же отрасли (отраслей) или этого же вида (видов) экономической деятельности, осуществляющих свою деятельность на территориях данных субъектов Российской Федерации.

6. Региональное объединение работодателей — объединение, в которое входят территориальные объединения работодателей, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях не менее одной четвертой части муниципальных образований соответствующего субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), или не менее двадцати пяти работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

7. Региональное объединение работодателей города федерального значения Москвы — объединение, в которое входят территориальные объединения работодателей, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях не менее половины административных округов города федерального значения Москвы. Уставом регионального объединения работодателей города федерального значения Москвы может предусматриваться членство в нем также работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории города федерального значения Москвы.

8. Региональное объединение работодателей города федерального значения Санкт-Петербурга — объединение, в которое входят территориальные объединения работодателей, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях не менее половины административных районов города федерального значения Санкт-Петербурга. Уставом регионального объединения работодателей города федерального значения Санкт-Петербурга может предусматриваться членство в нем также работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории города федерального значения Санкт-Петербурга.

9. Региональное объединение работодателей города федерального значения Севастополя — объединение, в которое входят территориальные объединения работодателей, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях не менее половины административных районов города федерального значения Севастополя. Уставом регионального объединения работодателей города федерального значения Севастополя может предусматриваться членство в нем также работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории города федерального значения Севастополя.

10. Региональное отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей — объединение, в которое входят соответствующие территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей и (или) работодатели этой же отрасли (отраслей) или этого же вида (видов) экономической деятельности, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

11. Территориальное объединение работодателей — объединение, в которое входят территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей и (или) работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования.

12. Территориальное отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей — объединение, в которое входят работодатели отрасли (отраслей) или вида (видов) экономической деятельности, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования.

Статья 5. Принципы деятельности объединения работодателей

1. Деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления в него и выхода из него работодателей и (или) их объединений.

2. Объединение работодателей самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности.

3. Взаимодействие объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства.

Статья 6. Независимость объединений работодателей

1. Объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений).

2. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность объединений работодателей, которое может повлечь за собой ограничение прав объединений работодателей, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Порядок взаимодействия объединений работодателей определяется ими в соответствии с их уставами, решениями органов управления объединений работодателей.

Статья 7. Права членов объединения работодателей

1. Члены объединения работодателей имеют равные права.

2. Члены объединения работодателей имеют право:

1) участвовать в формировании органов управления объединения работодателей в порядке, определяемом уставом объединения работодателей;

2) вносить на рассмотрение органов управления объединения работодателей предложения, касающиеся вопросов деятельности объединения работодателей, участвовать в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений в порядке, определяемом уставом объединения работодателей;

3) участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения (далее — соглашения);

4) получать информацию о деятельности объединения работодателей, заключенных им соглашениях, а также тексты этих соглашений;

5) получать от объединения работодателей помощь, предусмотренную уставом объединения работодателей;

6) свободно выходить из объединения работодателей;

7) иные предусмотренные уставом объединения работодателей права.

Статья 8. Обязанности членов объединения работодателей

Члены объединения работодателей обязаны:

выполнять требования устава объединения работодателей;

соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями.

Статья 9. Ответственность членов объединения работодателей за нарушение или невыполнение соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и заключенных объединением работодателей

1. Нарушение или невыполнение членом объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, регулирующими социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и заключенными объединением работодателей, влечет за собой ответственность в порядке, установленном федеральными законами. Ответственность члена объединения работодателей за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, регулирующими социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и заключенными объединением работодателей, может быть предусмотрена также уставом объединения работодателей.

2. Прекращение работодателем своего членства в объединении работодателей не освобождает его от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, соглашениями за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в указанном объединении.

3. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашений, заключенных этим объединением, несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, указанными соглашениями.

Статья 10. Создание объединения работодателей

1. Объединение работодателей создается на основании решения его учредителей в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», настоящим Федеральным законом.

1.1. Учредителями объединения работодателей могут быть не менее трех работодателей или двух объединений работодателей, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

3. Государственная регистрация общероссийских объединений работодателей, общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей осуществляется без специального разрешения на использование в наименованиях указанных объединений работодателей слов «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе словосочетаний.

Статья 10.1. Ведение государственного реестра объединений работодателей

1. Сведения о прошедшем государственную регистрацию объединении работодателей вносятся в государственный реестр объединений работодателей на основании заявления объединения работодателей.

2. Порядок ведения государственного реестра объединений работодателей устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Объединение работодателей обязано представить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения об объединении работодателей для их внесения в государственный реестр объединений работодателей в течение не более шести месяцев с момента государственной регистрации данного объединения работодателей в качестве юридического лица.

4. Некоммерческие организации, не внесенные в соответствии с настоящим Федеральным законом в государственный реестр объединений работодателей, не вправе использовать в своем наименовании слова «объединение работодателей» и образованные на их основе словосочетания.

5. Сведения, содержащиеся в государственном реестре объединений работодателей, являются открытыми и общедоступными.

Статья 11. Учредительные документы объединений работодателей

1. Учредительными документами объединений работодателей являются уставы.

2. Устав объединения работодателей должен определять:

1) наименование объединения работодателей;

2) цели и задачи объединения работодателей;

3) место нахождения объединения работодателей;

4) порядок управления объединением работодателей;

5) права и обязанности членов объединения работодателей;

6) условия и порядок приема в члены объединения работодателей и выхода из него;

7) источники формирования имущества объединения работодателей;

8) порядок внесения изменений в устав объединения работодателей;

9) структуру, порядок создания и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений;

10) порядок наделения представителя и (или) представителей объединения работодателей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, а также на участие в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров;

11) другие не противоречащие Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации положения.

3. Уставом объединения работодателей может предусматриваться ответственность члена объединения работодателей за несоблюдение положений устава, решений органов управления объединения работодателей.

4. Изменения в устав объединения работодателей вносятся на основании решения его высшего органа управления.

Статья 12. Органы управления объединения работодателей

Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом объединения работодателей.

Статья 13. Права объединения работодателей

1. Объединение работодателей имеет право:

1) — 2) утратили силу. — Федеральный закон от 24.11.2014 № 358-ФЗ;

3) представлять и защищать права и охраняемые законом интересы членов объединения работодателей, а также работодателей — членов объединений работодателей, входящих в данное объединение работодателей, и субъектов предпринимательской деятельности, объединенных в некоммерческие организации, входящие в данное объединение работодателей, в случаях и в порядке, которые установлены уставами объединений работодателей;

4) выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;

4.1) в случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия по проведению коллективных переговоров, заключению или изменению соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, разрешению коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения этих соглашений, а также его полномочия при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей, если состав членов данного объединения работодателей отвечает требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей;

4.2) предлагать участвовать работодателям, не являющимся членами объединения работодателей, в коллективных переговорах по заключению соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, путем вступления в члены данного объединения работодателей или в других формах, определенных данным объединением работодателей;

4.3) осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, в том числе региональных соглашений о минимальной заработной плате, другими сторонами этих соглашений, а также работодателями, которые уполномочили данное объединение работодателей от их имени заключить эти соглашения либо присоединились к этим соглашениям после их заключения, и работодателями, на которых действие этих соглашений распространено в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации;

5) наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;

6) вносить в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим права и охраняемые законом интересы работодателей, участвовать в разработке указанных нормативных правовых актов;

6.1) участвовать в установленном федеральными законами порядке в разработке и (или) обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов, других актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, в разработке документов стратегического планирования;

6.2) оспаривать от своего имени в установленном федеральными законами порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нарушающие права и охраняемые законом интересы объединения работодателей или создающие угрозу такого нарушения;

6.3) направлять в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, своих представителей в состав общественных советов, постоянных и временных рабочих групп, комиссий, создаваемых при органах исполнительной и законодательной власти, органах местного самоуправления по вопросам, затрагивающим охраняемые законом интересы работодателей в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

7) принимать в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, участие в формировании и реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

8) проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;

8.1) участвовать в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в формировании основных направлений миграционной политики, определении потребностей экономики в привлечении и использовании иностранных работников;

9) получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

10) участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, формировании перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, государственной аккредитации образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

11) участвовать в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в создании и развитии системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации, формировании системы независимой оценки квалификации работника, разработке и экспертизе проектов профессиональных стандартов.

1.1. Объединение работодателей также может иметь помимо установленных частью 1 настоящей статьи иные предусмотренные уставом объединения работодателей права.

2. Объединения работодателей имеют равные с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти права на паритетное представительство в органах управления государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Обязанности объединения работодателей

Объединение работодателей обязано:

вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения;

выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей;

предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений;

предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

осуществлять контроль за выполнением членами объединения работодателей соглашений, заключенных объединением работодателей и регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, в том числе региональных соглашений о минимальной заработной плате;

содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями — членами объединения работодателей;

абзацы восьмой — девятый утратили силу. — Федеральный закон от 24.11.2014 № 358-ФЗ;

вести реестр членов объединения работодателей, содержащий сведения о работодателях, включая вид (виды) осуществляемой ими экономической деятельности, об объединениях работодателей и иных некоммерческих организациях, входящих в объединение работодателей. Объединение работодателей, входящее в общероссийское, общероссийское отраслевое (межотраслевое), межрегиональное (отраслевое, межотраслевое), региональное, региональное отраслевое (межотраслевое), территориальное объединение работодателей, представляет указанным объединениям работодателей сведения о своих членах, содержащиеся в реестре членов объединения работодателей;

исполнять иные предусмотренные уставом объединения работодателей обязанности.

Статья 15. Ответственность объединения работодателей

1. Объединение работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, указанными соглашениями.

2. Объединение работодателей не несет ответственность по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей.

Статья 16. Имущество объединения работодателей

1. Объединение работодателей может иметь на праве собственности и ином праве земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

2. Члены объединения работодателей при выходе из объединения работодателей не сохраняют прав на переданное ими в собственность объединению работодателей имущество, в том числе на членские и иные взносы, если иное не предусмотрено уставом объединения работодателей.

3. Объединение работодателей не отвечает своим имуществом по обязательствам членов объединения работодателей.

Статья 17. Реорганизация, ликвидация объединения работодателей

1. Реорганизация, ликвидация объединения работодателей осуществляются на основании соответствующего решения высшего органа управления объединения работодателей.

Объединение работодателей может быть реорганизовано, ликвидировано также в случаях, установленных федеральными законами.

2. Реорганизация, ликвидация объединения работодателей осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.

Статья 18. Переходные положения

1. Организации, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона и осуществляющие права и обязанности объединений работодателей, обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с настоящим Федеральным законом до 1 ноября 2007 года. До приведения указанными организациями своих учредительных документов в соответствие с настоящим Федеральным законом данные документы действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

2. Указанные организации, не приведшие свои учредительные документы в соответствие с настоящим Федеральным законом в срок, установленный частью 1 настоящей статьи, не вправе осуществлять права и обязанности объединений работодателей, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

«Комментарий к Федеральному закону «Об объединениях работодателей» (постатейный) (Киреев А.С.) («Юстицинформ», 2003)

КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
«ОБ ОБЪЕДИНЕНИЯХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ»
(Постатейный)
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 августа 2003 года
А.С. КИРЕЕВ
Киреев Алексей Сергеевич, юрисконсульт Московского филиала ОАО «Международный банк Санкт-Петербурга». Специалист по гражданскому праву. Родился 16 августа 1980 г. в г. Кашине Тверской обл. В 2002 г. окончил юридический факультет Тверского государственного университета. Опубликовал несколько статей в журналах «Русский инвестор», «Право и экономика».
27 ноября 2002 года N 156-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЪЕДИНЕНИЯХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
Пункт 1 ст. 1 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (далее — Закон) освещает основные вопросы, регулируемые и закрепленные в Законе. Так, Закон определяет правовое положение объединений работодателей (п. 2 ст. 3), устанавливает, что правовое положение объединений работодателей определяется Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом и иными федеральными законами, а также порядок их создания. Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Деятельность объединений осуществляется на основе принципа добровольности вступления в него и выхода из него. Объединение самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности. Взаимодействие объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства; реорганизация, ликвидация объединения осуществляются на основании соответствующего решения высшего органа управления объединения в порядке, установленном федеральными законами. Объединение работодателей может быть реорганизовано, ликвидировано также в случаях, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона его действие можно разграничить на три составляющие:
в пространстве — в данном случае Закон действует на всей территории Российской Федерации;
по субъектному составу — распространяется на все объединения работодателей;
по распространению — согласно переходным положениям Закона объединения, созданные до вступления в действие Закона, должны привести в определенный срок в соответствие с данным Законом свои учредительные документы, в противном случае они будут подлежать принудительной ликвидации в судебном порядке, по требованию органа, осуществляющего их государственную регистрацию.
Целью принятия данного Закона является появление законодательно урегулированного социального партнера объединений работников — объединений работодателей.
Изначально предполагалось, что комментируемая статья будет содержать правило о неприменении Закона в отношении работодателей в лице органов государственной власти, местного самоуправления или юридических лиц, не осуществляющих самостоятельно найм работников. В процессе согласования данный пункт из статьи Закона был исключен.
Статья 2. Право работодателей на объединение
Комментарий к статье 2
Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» «работодатель — организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях». В статье 2 Закона закреплено право работодателей на добровольной основе без чьего-либо согласия создавать объединения в целях представительства интересов и защиты прав своих членов.
Права работодателей раскрываются в ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), в соответствии с которой работодатель имеет право:
заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, установленных Трудовым кодексом, иными федеральными законами;
вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;
привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами;
принимать локальные нормативные акты;
создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.
Возможность создавать объединения дана работодателям для того, чтобы они, в случае злоупотребления своими правами работниками либо органами государственной власти, местного самоуправления, а также в случае нарушения корреспондирующих правам работодателей обязанностей, могли эффективно защищать свои интересы.
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи государство содействует реализации права работодателей на объединение в целях развития социального партнерства, обеспечения участия работодателей в установленном порядке в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
Легальное понятие «социального партнерства» дано в ст. 23 ТК РФ.
Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений.
Эта же статья указывает, что органы государственной власти и местного самоуправления являются сторонами социального партнерства тогда, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями.
Впервые в Трудовом кодексе появился раздел, посвященный социальному партнерству. На федеральном уровне и на уровне субъектов РФ подобные вопросы освещались в законах уже достаточно давно (например, Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 «О социальном партнерстве»).
Основными принципами социального партнерства являются: равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях, содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе, добровольность принятия сторонами на себя обязательств.
Статья 27 ТК РФ определяет формы, в которых осуществляется социальное партнерство. Это коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участие работников, их представителей в управлении организацией; участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Статья 3. Понятие объединения работодателей и правовое положение объединений работодателей
Комментарий к статье 3
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В статье 48 ГК РФ указано, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Исходя из вышеизложенного, объединение работодателей — это форма организации, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, не распределяющая полученную прибыль между участниками, основанная на членстве организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающих по своим обязательствам этим имуществом, имеющих право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, которые состоят с работниками в трудовых отношениях.
Объединение работодателей — это форма некоммерческой деятельности наряду с религиозными организациями, фондами, государственными корпорациями, некоммерческими партнерствами, учреждениями, автономными некоммерческими организациями и т.д.
В соответствии с абз. 3 ст. 33 ТК РФ объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Правовое положение объединений работодателей определяется Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Тем не менее, согласно ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов наряду с административным, административно-процессуальным, семейным, жилищным, земельным, водным, лесным находится и трудовое законодательство.
Исходя из этого представляется целесообразным включение в п. 2 ст. 3 Закона фразы «…а также законами субъектов Российской Федерации», которые, обладая меньшей юридической силой по сравнению с законодательными актами федерального уровня, призваны их дополнять и обязаны им соответствовать.
В подтверждении указанной позиции в Московской области был принят Закон Московской области от 26 апреля 2000 г. N 26/2000-ОЗ «О деятельности объединений работодателей в сфере социального партнерства в Московской области», ст. 1 которого гласит: «объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления», что соответствует ст. 3 и другим нормам комментируемого Закона.
Правовые основы деятельности объединений работодателей нашли закрепление не только в комментируемом Законе, но и в других законодательных актах, как кодифицированных (ТК РФ), так и не кодифицированных (Закон «О некоммерческих организациях» и др.).
В качестве примера международного правового регулирования деятельности объединений работодателей можно привести Конвенцию Международной организации труда N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию, вступившую в силу 4 июля 1950 г., ратифицированную РСФСР 10 августа 1956 г.; Конвенцию Международной организаций труда N 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров, вступившую в силу 18 июля 1951 г., ратифицированную РСФСР 10 августа 1956 г.
Статья 4. Виды объединений работодателей
Комментарий к статье 4
Объединения работодателей могут создаваться по определенным признакам, основополагающим началам, принципам деятельности.
Во-первых, в зависимости от территории это:
территориальные объединения работодателей — это объединения, осуществляющие свою деятельность на территории одного муниципального образования.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная этим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление (т.е. признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций), имеются муниципальная собственность (т.е. собственность муниципального образования), местный бюджет (т.е. бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления) и выборные органы местного самоуправления (т.е. органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти, избранные в соответствии с действующим законодательством);
региональные объединения работодателей — это объединения, осуществляющие свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 65 Конституции РФ в составе Российской Федерации находятся 89 субъектов, в том числе: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов;
межрегиональные объединения работодателей — это объединения, осуществляющие свою деятельность на территориях не менее двух субъектов Российской Федерации.
Например, в силу исторически сложившегося соседственного расположения вполне возможно объединение работодателей Ленинградской и Тверской областей для защиты своих экономических интересов, связанных с социально-трудовыми интересами.
Во-вторых, в зависимости от отраслей это:
отраслевые объединения работодателей — объединения, созданные на добровольной основе работодателями отрасли или вида деятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» отрасль российской экономики — производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (аналогичный или непосредственно конкурирующий товар — товар, классифицируемый одним и тем же кодом Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств и полностью идентичный другому товару или сопоставимый с ним по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам и по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить таким товаром другой товар в процессе потребления) в любых отраслях российской экономики (в том числе в отраслях, занимающихся переработкой сельскохозяйственных

Федеральный закон об объединениях работодателей

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЪЕДИНЕНИЯХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

N 156-ФЗ 27 ноября 2002 года

Принят Государственной Думой 30 октября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 13 ноября 2002 года

(в ред. Федеральных законов от 05.12.2005 N 152-ФЗ, от 01.12.2007 N 307-ФЗ)

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все объединения работодателей, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации.

Статья 2. Право работодателей на объединение

1. Работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединения работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

2. Государство содействует реализации права работодателей на объединение в целях развития социального партнерства, обеспечения участия работодателей в установленном порядке в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Статья 3. Понятие объединения работодателей и правовое положение объединений работодателей

1. Объединение работодателей — форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).

2. Правовое положение объединений работодателей определяется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статья 4. Виды объединений работодателей

1. Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

2. Общероссийское объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации.

Уставами общероссийских объединений работодателей может предусматриваться членство в них также работодателей.

3. Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности.

4. Межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территориях не менее двух субъектов Российской Федерации.

5. Региональное объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации.

6. Региональное отраслевое объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации.

7. Территориальное объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их территориальными отраслевыми объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования.

8. Территориальное отраслевое объединение работодателей — объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования.

Статья 5. Принципы деятельности объединения работодателей

1. Деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления в него и выхода из него работодателей и (или) их объединений.

2. Объединение работодателей самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности.

3. Взаимодействие объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства.

Статья 6. Независимость объединений работодателей

1. Объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений).

2. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность объединений работодателей, которое может повлечь за собой ограничение прав объединений работодателей, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Порядок взаимодействия объединений работодателей определяется ими в соответствии с их уставами, решениями органов управления объединений работодателей.

Статья 7. Права членов объединения работодателей

1. Члены объединения работодателей имеют равные права.

2. Члены объединения работодателей имеют право:

1) участвовать в формировании органов управления объединения работодателей в порядке, определяемом уставом объединения работодателей;

2) вносить на рассмотрение органов управления объединения работодателей предложения, касающиеся вопросов деятельности объединения работодателей, участвовать в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений в порядке, определяемом уставом объединения работодателей;

3) участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения (далее — соглашения);

4) получать информацию о деятельности объединения работодателей, заключенных им соглашениях, а также тексты этих соглашений;

5) получать от объединения работодателей помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

6) свободно выходить из объединения работодателей;

7) иные предусмотренные уставом объединения работодателей права.

Статья 8. Обязанности членов объединения работодателей

Члены объединения работодателей обязаны:

выполнять требования устава объединения работодателей;

соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями.

Статья 9. Ответственность членов объединения работодателей

1. Нарушение или невыполнение членом объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными объединением работодателей, влечет за собой ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, указанными соглашениями.

2. Прекращение работодателем своего членства в объединении работодателей не освобождает его от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, соглашениями за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в указанном объединении.

3. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашений, заключенных этим объединением, несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, указанными соглашениями.

Статья 10. Создание объединения работодателей

1. Объединение работодателей создается на основании решения его учредителей.

Учредителями объединения работодателей могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей.

2. Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Статья 11. Учредительные документы объединений работодателей

1. Учредительными документами объединений работодателей являются уставы.

2. Устав объединения работодателей должен определять:

1) наименование объединения работодателей;

2) цели и задачи объединения работодателей;

3) место нахождения объединения работодателей;

4) порядок управления объединением работодателей;

5) права и обязанности членов объединения работодателей;

6) условия и порядок приема в члены объединения работодателей и выхода из него;

7) источники формирования имущества объединения работодателей;

8) порядок внесения изменений в устав объединения работодателей;

9) структуру, порядок создания и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений;

10) порядок наделения представителя и (или) представителей объединения работодателей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, а также на участие в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров;

11) другие не противоречащие Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации положения.

3. Уставом объединения работодателей может предусматриваться ответственность члена объединения работодателей за несоблюдение положений устава, решений органов управления объединения работодателей.

4. Изменения в устав объединения работодателей вносятся на основании решения его высшего органа управления.

Статья 12. Органы управления объединения работодателей

Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом объединения работодателей.

Статья 13. Права объединения работодателей

1. Объединение работодателей имеет право:

1) формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

3) отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

4) выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;

5) наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;

6) вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке;

7) принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;

8) проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;

9) получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

10) участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(п. 10 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 307-ФЗ)

1.1. Объединение работодателей также может иметь помимо установленных частью 1 настоящей статьи иные предусмотренные уставом объединения работодателей права.

(часть первая.1 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Объединения работодателей имеют равные с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти права на паритетное представительство в органах управления государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Обязанности объединения работодателей

Объединение работодателей обязано:

вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями;

выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей;

предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений;

предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений;

содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями — членами объединения работодателей;

отчитываться перед своими членами о деятельности объединения работодателей в порядке и в сроки, которые предусмотрены уставом объединения работодателей;

оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

исполнять иные предусмотренные уставом объединения работодателей обязанности.

Статья 15. Ответственность объединения работодателей

1. Объединение работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, указанными соглашениями.

2. Объединение работодателей не несет ответственность по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей.

Статья 16. Имущество объединения работодателей

1. Объединение работодателей может иметь на праве собственности и ином праве земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

2. Члены объединения работодателей при выходе из объединения работодателей не сохраняют прав на переданное ими в собственность объединению работодателей имущество, в том числе на членские и иные взносы, если иное не предусмотрено уставом объединения работодателей.

3. Объединение работодателей не отвечает своим имуществом по обязательствам членов объединения работодателей.

Статья 17. Реорганизация, ликвидация объединения работодателей

1. Реорганизация, ликвидация объединения работодателей осуществляются на основании соответствующего решения высшего органа управления объединения работодателей.

Объединение работодателей может быть реорганизовано, ликвидировано также в случаях, установленных федеральными законами.

2. Реорганизация, ликвидация объединения работодателей осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.

Статья 18. Переходные положения

(в ред. Федерального закона от 05.12.2005 N 152-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Организации, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона и осуществляющие права и обязанности объединений работодателей, обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с настоящим Федеральным законом до 1 ноября 2007 года. До приведения указанными организациями своих учредительных документов в соответствие с настоящим Федеральным законом данные документы действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

2. Указанные организации, не приведшие свои учредительные документы в соответствие с настоящим Федеральным законом в срок, установленный частью 1 настоящей статьи, не вправе осуществлять права и обязанности объединений работодателей, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В.ПУТИН

Москва, Кремль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *