ГОСТ 51709 2001 с изменениями

ГОСТы в области эксплуатации ТС

Несмотря на то, что в вопросе требований безопасности автотранспортных средств все «по-старинке» обращаются к различным ГОСТам, это не совсем правильно. Действительно, ГОСТы (а с 2004 года, в соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 N 4 «О национальных стандартах Российской Федерации» все ГОСТы и межгосударственные стандарты признаны Национальными стандартами) устанавливают определенные требования к тому или иному виду продукции, порядку ее производства, эксплуатации, и требования эти устанавливаются в целях повышения уровня безопасности и обеспечения качества товаров и услуг, но одном из основных принципов стандартизации (как это следует из статьи 12 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании») является принцип добровольного применения этих документов. То есть каждый производитель товаров или услуг, самостоятельно, в добровольном порядке и на свое усмотрение принимает решение – выполнять ему требования ГОСТа, или нет.
Исключения из этого правила, обязывающие производителя товаров или услуг, применять конкретный ГОСТ в обязательном порядке, имеют место быть только на момент производства продукции (оказания услуг)​ еще не принят соответствующий Технический регламент, определяющий требования к данному виду продукции. В таком случае ГОСТ носит обязательный характер, но только в части требований к самой продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, и только в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, защиты имущества, охраны окружающей среды, животных и растений, а также предупреждения введения в заблуждение потребителей такой продукции. Другими словами, если товар (результат услуги) из-за неправильного его изготовления, (неправильного ее оказания) может причинить вред чьей-либо жизни или здоровью, чьему-либо имуществу, природе или ввести потребителя в заблуждения, при этом Технического регламента, устанавливающего требования к такому товару (услуге) нет, то в обязательном порядке применяются требования ГОСТа.
Что же касается автомобилей, то в сентябре 2010 года вступил в силу Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, который действовал до 01 января 2015 года, после чего ему на смену пришел Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), Таким образом, основным и обязательным для применения документом, содержащим требования к безопасности транспортных средств, является именно Технический регламент, а не ГОСТы. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что положения Технического регламента во многом повторяют положения соответствующих ГОСТов.
Итак, в настоящее время, время действуют три основных нормативных акта, которые устанавливают требования к техническому состоянию находящегося в эксплуатации транспортному средству, это:
1. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)
2. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждены Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»)
3. Правила проведения технического осмотра транспортных средств (утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств»)
В принципе, все три эти документа содержат аналогичные требования к транспортным средствам, но в той или иной ситуации применяется тот или иной документ. Да и несмотря на то, что требования очень похожи, некоторые отличия все же имеются.
В частности, Технический регламент применяется в общем всеми владельцами транспортных средств, сервисными мастерскими, контролирующими органами при надзоре за техническим состоянием транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Основные положения применяются водителями транспортных средств, при непосредственном управлении ими, а также сотрудниками ГИБДД при надзоре за дорожным движением. Именно за наличие указанных в Основных положениях неисправностей автомобиля водителя могут оштрафовать по статье 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Правила проведения техосмотра применяются Операторами техосмотра при периодическом техническом осмотре транспортных средств. При этом, они не вправе проверять авто на соответствие другим параметрам, не указанным в Правилах проведения техосмотра, даже если такие параметры указаны в Основных положениях, или в Техническом регламенте. Но и диагностическая карта, с отметкой об исправности вашего авто, не спасет Вас от штрафа на наличие таких неисправностей.
Например, в соответствии с Основными положениями и Техническим регламентом, на транспортном средстве нельзя применять одновременно ошипованные и неошипованные шины. То есть если на передней оси установлена «нешиповка», а на задней оси – шины с шипами, это является нарушением. Водителя могут привлечь к ответственности в виде штрафа 500 рублей. Однако при проведении техосмотра это не будет неисправностью (не должно рассматриваться как неисправность), в Правилах проведения техосмотра ничего не сказано о проверке «ошипованности» шин. Или, к примеру, если Вы установите в обычных (предназначенных для использования галогенных ламп) блоках-фарах газорязрядные источники света («ксенон»), то на результаты техосмотра это не повлияет (если, конечно, при этом углы регулировки и сила света фар будут соответствовать требованиям). То есть сам факт установке в обычной блок-фаре «ксенона» не является нарушением при проведении техосмотра. Однако, на дороге сотрудники ГАИ могут привлечь Вас за это к ответственности, вплоть до лишения прав, так как Техническим регламентом и Основными положениями такие изменения режима работы световых приборов запрещены, даже если при этом и углы регулировки и сила света фар соответствуют нормативам.
В то же время, Правила проведения техосмотра содержат ссылки на некоторые пункты отдельных ГОСТов. В этих случаях, требования этих ГОСТов должны применяться, но только в объеме требований тех пунктов, на которые есть прямая ссылка в Правилах проведения ТО. Таких ссылок немного, ниже представлен список пунктов различных ГОСТов, на которые есть ссылки в Правилах проведения техосмотра, и которые подлежат обязательному применению Операторами ТО при проведении техосмотра:
1. Пункты 4.1, 4.3.4-4.3.11, таблица 6а и таблица 10 ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» проверки (см. пункт 1 Приложения №1 к Правилам проведения техосмотра)
2. Раздел 4 ГОСТ Р 17.2.02.06-99 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей» (см. пункт 32 Приложения №1 к Правилам проведения техосмотра)
3. Раздел 4 ГОСТ Р 52033-2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния» (см. пункт 32 Приложения №1 к Правилам проведения техосмотра)
Другие ГОСТы, а также другие пункты перечисленных выше ГОСТов, не применяются при проведении технического осмотра.

ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения (с Изменениями N 1, 2)

ГОСТ 18322-78
Группа Т00

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЕХНИКИ

Термины и определения

Equipment maintenance and repair system. Terms and definitions

МКС 01.040.03
03.080.10

Дата введения 1980-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15.11.78 N 2986

3. ВЗАМЕН ГОСТ 18322-73

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер приложения

ГОСТ 3.1109-82

Приложение 1

ГОСТ 19919-74

П.11 таблицы

ГОСТ 21623-76

Приложение 1

5. ИЗДАНИЕ (декабрь 2007 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в апреле 1986 г., декабре 1988 г. (ИУС 7-86, 4-89)
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области видов, методов и показателей технического обслуживания и ремонта изделий.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.
Настоящий стандарт соответствует СТ СЭВ 5151-85 в части, приведенной в приложении 3.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов — синонимов стандартизованного термина запрещается. Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в стандарте в качестве справочных и обозначены “Ндп”.
Для отдельных стандартизованных терминов приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования. Установленные определения можно, при необходимости, изменить по форме изложения, не допуская нарушений границ понятий.
В случаях, когда необходимые и достаточные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено, и, соответственно, в графе “Определение” поставлен прочерк.
В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.
В приложении 1 приведены пояснения к некоторым установленным терминам, в приложении 2 приведена классификация видов и методов технического обслуживания и ремонтов.
Стандартизованные термины напечатаны полужирным шрифтом, их краткая форма — светлым, а недопустимые синонимы — курсивом.

Термин

Определение

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Техническое обслуживание

Комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании

Ндп. Профилактическое обслуживание

Технический уход

2. Ремонт

Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей

3. Система технического обслуживания и ремонта техники

Совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему

4. Метод технического обслуживания (ремонта)

Совокупность технологических и организационных правил выполнения операций технического обслуживания (ремонта)

Ндп. Способ обслуживания (ремонта)

5. Периодичность технического обслуживания (ремонта)

Интервал времени или наработка между данным видом технического обслуживания (ремонта) и последующим таким же видом или другим большей сложности

Примечание. Под видом технического обслуживания (ремонта) понимают техническое обслуживание (ремонт), выделяемое (выделяемый) по одному из признаков:

этапу существования, периодичности, объему работ, условиям эксплуатации, регламентации и т. д.

6. Цикл технического обслуживания

Наименьший повторяющийся интервал времени или наработка изделия, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической или эксплуатационной документации все установленные виды периодического технического обслуживания

7. Ремонтный цикл

Наименьший повторяющийся интервал времени или наработка изделия, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической или эксплуатационной документации все установленные виды ремонта

8. Запасная часть

Составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия

9. Комплект ЗИП

Запасные части, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта изделий и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования.

Примечание. К принадлежностям могут относиться контрольные приборы, приспособления, чехлы, буксирные тросы и т. д.

10. Средства технического обслуживания (ремонта)

Средства технологического оснащения и сооружения, предназначенные для выполнения технического обслуживания (ремонта)

11. Техническое состояние

По ГОСТ 19919

12. Продолжительность технического обслуживания (ремонта)

Календарное время проведения одного технического обслуживания (ремонта) данного вида

13. Трудоемкость технического обслуживания (ремонта)

Трудозатраты на проведение одного технического обслуживания (ремонта) данного вида

14. Стоимость технического обслуживания (ремонта)

Стоимость одного технического обслуживания (ремонта) данного вида

15. Суммарная продолжительность технических обслуживаний (ремонтов)

Календарное время проведения всех технических обслуживаний (ремонтов) изделия на заданные наработку или интервал времени

16. Суммарная трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов)

Трудозатраты на проведение всех технических обслуживаний (ремонтов) изделия на заданные наработку или интервал времени

17. Суммарная стоимость технических обслуживаний (ремонтов)

Стоимость проведения всех технических обслуживаний (ремонтов) за заданные наработку или интервал времени

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Виды технического обслуживания

18. Техническое обслуживание
при использовании

Техническое обслуживание при подготовке к использованию по назначению, использовании по назначению, а также непосредственно после его окончания

19. Техническое обслуживание
при ожидании

20. Техническое обслуживание при хранении

Техническое обслуживание при подготовке к хранению, хранении, а также непосредственно после его окончания

21. Техническое обслуживание при транспортировании

Техническое обслуживание при подготовке к транспортированию, транспортировании, а также непосредственно после его окончания

22. Периодическое техническое обслуживание

Техническое обслуживание, выполняемое через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени

23. Сезонное техническое обслуживание

Техническое обслуживание, выполняемое для подготовки изделия к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях

24. Техническое обслуживание в особых условиях

Примечание. Примерами особых условий являются природные или другие условия, указанные в отраслевой документации, характеризуемые экстремальными значениями параметров

25. Регламентированное техническое обслуживание

Техническое обслуживание, предусмотренное в нормативно-технической или эксплуатационной документации и выполняемое с периодичностью и в объеме, установленными в ней, независимо от технического состояния изделия в момент начала технического обслуживания

26. Техническое обслуживание с периодическим контролем

Техническое обслуживание, при котором контроль технического состояния выполняется с установленными в нормативно-технической или эксплуатационной документации периодичностью и объемом, а объем остальных операций определяется техническим состоянием изделия в момент начала технического обслуживания

27. Техническое обслуживание с непрерывным контролем

Техническое обслуживание, предусмотренное в нормативно-технической или эксплуатационной документации и выполняемое по результатам непрерывного контроля технического состояния изделия

27а. Номерное техническое обслуживание

Техническое обслуживание, при котором определенному объему работ присваивается определенный порядковый номер

27б. Плановое техническое обслуживание

Техническое обслуживание, постановка на которое осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической или эксплуатационной документации

27в. Неплановое техническое обслуживание

Техническое обслуживание, постановка на которое осуществляется без предварительного назначения по техническому состоянию

Примечание. Термины видов технических обслуживаний по признакам применяемых методов следует образовывать в соответствии с терминами методов технического обслуживания, например, “Поточное техническое обслуживание”, “Централизованное техническое обслуживание” и т. д.

Методы технического обслуживания

28. Поточный метод технического обслуживания

Метод выполнения технического обслуживания на специализированных рабочих местах с определенными технологической последовательностью и ритмом

29. Централизованный метод
технического обслуживания

Метод выполнения технического обслуживания персоналом и средствами одного подразделения организации или предприятия

30. Децентрализованный метод технического обслуживания

Метод выполнения технического обслуживания персоналом и средствами нескольких подразделений организации или предприятия

31. Метод технического обслуживания эксплуатационным персоналом

Метод выполнения технического обслуживания персоналом, работающим на данном изделии, при использовании его по назначению

32. Метод технического обслуживания специализированным персоналом

Метод выполнения технического обслуживания персоналом, специализированным на выполнении операций технического обслуживания

33. Метод технического обслуживания эксплуатирующей организацией

34. Метод технического обслуживания специализированной организацией

Метод выполнения технического обслуживания организацией, специализированной на операциях технического обслуживания

35. Фирменный метод технического обслуживания

Метод выполнения технического обслуживания предприятием-изготовителем

Фирменное обслуживание

РЕМОНТ

Виды ремонта

36. Капитальный ремонт

Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые

Примечание. Значение близкого к полному ресурсу устанавливается в нормативно-технической документации

37. Средний ремонт

Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в нормативно-технической документации.

Примечание. Значение частично восстанавливаемого ресурса устанавливается в нормативно-технической документации

38. Текущий ремонт

Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей

Ндп. Малый ремонт

Мелкий ремонт

39. Плановый ремонт

Ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации

40. Неплановый ремонт

Ремонт, постановка изделий на который осуществляется без предварительного назначения

41. Регламентированный ремонт

Плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта

42. Ремонт по техническому состоянию

Ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяется техническим состоянием изделия

Примечание. Термины видов ремонтов по признакам применяемых методов следует образовывать в соответствии с терминами методов ремонта, например, “Поточный ремонт”, “Обезличенный ремонт» и т.д.

Методы ремонта

43. Обезличенный метод ремонта

Метод ремонта, при котором не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия

Обезличенный ремонт

44. Необезличенный метод ремонта

Метод ремонта, при котором сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия

45. Агрегатный метод ремонта

Обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными

Примечание. Под агрегатом понимается сборочная единица, обладающая свойствами полной взаимозаменяемости, независимой сборки и самостоятельного выполнения определенной функции в изделиях различного назначения, например, электродвигатель, редуктор, насос и т. д.

46. Поточный метод ремонта

Метод ремонта, выполняемого на специализированных рабочих местах с определенными технологической последовательностью и ритмом

47. Метод ремонта эксплуатирующей организацией

48. Метод ремонта специализированной организацией

Метод выполнения ремонта организацией, специализированной на операциях ремонта

49. Фирменный метод ремонта

Метод выполнения ремонта предприятием-изготовителем

Фирменный ремонт

ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

50. Средняя продолжительность технического обслуживания (ремонта)

Математическое ожидание продолжительности одного технического обслуживания (ремонта) данного вида за определенные период эксплуатации или наработку

51. Средняя трудоемкость технического обслуживания (ремонта)

Математическое ожидание трудоемкости одного технического обслуживания (ремонта) данного вида за определенные период эксплуатации или наработку

52. Средняя стоимость технического обслуживания (ремонта)

Математическое ожидание стоимости одного технического обслуживания (ремонта) данного вида за определенные период эксплуатации или наработку

53. Средняя суммарная продолжительность технических обслуживаний (ремонтов)

Математическое ожидание суммарной продолжительности технических обслуживаний (ремонтов) за определенные период эксплуатации или наработку

54. Средняя суммарная трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов)

Математическое ожидание суммарной трудоемкости технических обслуживаний (ремонтов) за определенный период эксплуатации или наработку

55. Средняя суммарная стоимость технических обслуживаний (ремонтов)

Математическое ожидание суммарной стоимости технических обслуживаний (ремонтов) за определенный период эксплуатации или наработку

56. Удельная суммарная продолжительность технических обслуживаний (ремонтов)

Отношение средней суммарной продолжительности технических обслуживаний (ремонтов) к заданной наработке

57. Удельная суммарная трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов)

Отношение средней суммарной трудоемкости технических обслуживаний (ремонтов) к заданной наработке

58. Удельная суммарная стоимость технических обслуживаний (ремонтов)

Отношение средней суммарной стоимости технических обслуживаний (ремонтов) к заданной наработке

59. Коэффициент готовности

Вероятность того, что изделие окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение изделия по назначению не предусматривается

60. Коэффициент технического
использования

Отношение математического ожидания суммарного времени пребывания изделия в работоспособном состоянии за некоторый период к математическому ожиданию суммарного времени пребывания изделия в работоспособном состоянии и простоях, обусловленных техническим обслуживанием и ремонтом за тот же период

61. Готовность парка изделий

Отношение числа работоспособных изделий к общему числу изделий парка в рассматриваемый момент времени

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2)

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Готовность парка изделий

61

Комплект ЗИП

9

Коэффициент готовности

59

Коэффициент технического использования

60

Метод ремонта агрегатный

45

Метод ремонта необезличенный

44

Метод ремонта обезличенный

43

Метод ремонта поточный

46

Метод ремонта специализированной организацией

48

Метод ремонта фирменный

49

Метод ремонта эксплуатирующей организацией

47

Метод технического обслуживания децентрализованный

30

Метод технического обслуживания поточный

28

Метод технического обслуживания (ремонта)

4

Метод технического обслуживания специализированной организацией

34

Метод технического обслуживания специализированным персоналом

32

Метод технического обслуживания фирменный

35

Метод технического обслуживания централизованный

29

Метод технического обслуживания эксплуатационным персоналом

31

Метод технического обслуживания эксплуатирующей организацией

33

Обслуживание в особых условиях техническое

24

Обслуживание при использовании техническое

18

Обслуживание при ожидании техническое

19

Обслуживание при транспортировании техническое

21

Обслуживание при хранении техническое

20

Обслуживание профилактическое

1

Обслуживание с непрерывным контролем техническое

27

Обслуживание с периодическим контролем техническое

26

Обслуживание техническое

1

Обслуживание техническое неплановое

27в

Обслуживание техническое номерное

27а

Обслуживание техническое периодическое

22

Обслуживание техническое плановое

27б

Обслуживание техническое при использовании

18

Обслуживание техническое регламентированное

25

Обслуживание техническое сезонное

23

Обслуживание фирменное

35

Периодичность технического обслуживания (ремонта)

5

Продолжительность технического обслуживания (ремонта)

12

Продолжительность технических обслуживаний (ремонтов) суммарная

15

Продолжительность технических обслуживаний (ремонтов) суммарная средняя

53

Продолжительность технических обслуживаний (ремонтов) суммарная удельная

56

Продолжительность технического обслуживания (ремонта) средняя

50

Ремонт

2

Ремонт капитальный

36

Ремонт малый

38

Ремонт мелкий

38

Ремонт неплановый

40

Ремонт обезличенный

43

Ремонт плановый

39

Ремонт по техническому состоянию

42

Ремонт регламентированный

41

Ремонт средний

37

Ремонт текущий

38

Ремонт фирменный

49

Система технического обслуживания и ремонта техники

3

Состояние техническое

11

Способ обслуживания (ремонта)

4

Средства технического обслуживания (ремонта)

10

Стоимость технических обслуживаний (ремонта) суммарная

17

Стоимость технических обслуживаний (ремонтов) суммарная средняя

55

Стоимость технических обслуживаний (ремонтов) суммарная удельная

58

Стоимость технических обслуживаний (ремонтов) удельная

58

Стоимость технического обслуживания (ремонта)

14

Стоимость технического обслуживания (ремонта) средняя

52

Трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов) суммарная

16

Трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов) суммарная средняя

54

Трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов) суммарная удельная

57

Трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов) удельная

57

Трудоемкость технического обслуживания (ремонта)

13

Трудоемкость технического обслуживания (ремонта) средняя

51

Уход технический

1

Цикл ремонтный

7

Цикл технического обслуживания

6

Часть запасная

8

(Измененная редакция, Изм. N 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). ПОЯСНЕНИЯ К НЕКОТОРЫМ ТЕРМИНАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

К термину «Техническое обслуживание»

Техническое обслуживание содержит регламентированные в конструкторской документации операции для поддержания работоспособности или исправности изделия в течение его срока службы.
Под операцией технического обслуживания в соответствии с ГОСТ 3.1109 понимают законченную часть технического обслуживания составной части изделия, выполняемую на одном рабочем месте исполнителем определенной специальности.
Под транспортированием понимают операцию перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки. В транспортирование самоходных изделий не включается их перемещение своим ходом.
Под ожиданием понимают нахождение изделия в состоянии готовности к использованию по назначению.
В техническое обслуживание могут входить мойка изделия, контроль его технического состояния, очистка, смазывание, крепление болтовых соединений, замена некоторых составных частей изделия (например, фильтрующих элементов), регулировка и т.д.

К термину «ремонт»

Под операцией ремонта в соответствии с ГОСТ 3.1109 понимают законченную часть ремонта, выполняемую на одном рабочем месте исполнителями определенной специальности.
В ремонт могут входить разборка, дефектовка, контроль технического состояния изделия, восстановление деталей, сборка и т.д. Содержание части операций ремонта может совпадать с содержанием некоторых операций технического обслуживания.
Ремонт изделий может выполняться заменой или восстановлением отдельных деталей и сборочных единиц.
Ремонт любого вида, как правило, должен сопровождаться выдачей определенных гарантий на последующий срок эксплуатации или наработку изделия.

К термину «Система технического обслуживания и ремонта техники»

В частном случае в состав системы технического обслуживания и ремонта техники могут входить материалы, заготовки, запасные части и т.д., т.е. она характеризуется материально-техническим обеспечением, которое можно определить как способность обслуживающей организации представить необходимые ресурсы для проведения технического обслуживания и ремонта объекта при заданной стратегии и в заданных условиях. Заданные условия относятся как к самому объекту, так и к условиям его эксплуатации, обслуживания и ремонта.

К терминам «Цикл технического обслуживания» и «Ремонтный цикл»

В частном случае началом отсчета цикла технического обслуживания (ремонтного цикла) может быть начало использования изделия.

К термину «Периодическое техническое обслуживание»

Периодические технические обслуживания могут различаться содержанием операций. В этом случае технические обслуживания нумеруют в порядке возрастания, например, ежесменное техническое обслуживание, ТО-1, ТО-2, ТО-3 и т.д.

К термину «Сезонное техническое обслуживание»

Сезонное техническое обслуживание включает в себя операции замены сезонных сортов эксплуатационных материалов с промывкой соответствующих систем, установки и снятия утеплений и приборов предпускового подогрева двигателей и т.д.
Сезонное техническое обслуживание проводится только для изделий, используемых при существенных изменениях состояния окружающей среды в течение года.

К термину «Регламентированное техническое обслуживание»

Регламент технического обслуживания может быть жестким и с допуском. Вид регламента должен устанавливаться в эксплуатационной документации.

К термину «Метод технического обслуживания специализированным персоналом»

Персонал, выполняющий техническое обслуживание, может быть специализирован по видам объектов, маркам объектов, видам операций и видам технического обслуживания.

К терминам «Капитальный ремонт», «Средний ремонт», «Текущий ремонт»

Капитальный, средний и текущий ремонты могут быть плановыми и неплановыми.
Под базовой частью понимают основную часть изделия, предназначенную для его компоновки и установки других составных частей.

К термину «Неплановый ремонт»

Неплановый ремонт проводится с целью устранения последствий отказов или происшествий.

К термину «Агрегатный ремонт»

Замена агрегатов может выполняться после отказа изделия или по плану. Перечень заменяемых агрегатов, порядок проведения замен и указания по организации агрегатного ремонта устанавливаются в отраслевых нормативно-технических документах.
Противоположностью агрегатного метода является детальный метод, при котором заменяются или восстанавливаются отдельные детали, вышедшие из строя.

К показателям системы технического обслуживания и ремонта

Показатели системы технического обслуживания и ремонта позволяют оценить затраты времени, труда и средств на техническое обслуживание и ремонты и содержат затраты, обусловленные конструкцией и техническим состоянием изделия (оперативные затраты), и затраты, обусловленные организацией, технологией выполнения технического обслуживания и ремонтов, материально-техническим обеспечением, квалификацией персонала, условиями окружающей среды и т.д.
Показатели системы технического обслуживания и ремонта пп.57-65 оценивают общие затраты времени, труда и средств на технические обслуживания и ремонты и содержат затраты, обусловленные конструкцией и техническим состоянием изделия (оперативные затраты), и затраты, обусловленные организацией, технологией выполнения технического обслуживания и ремонтов, материально-техническим обеспечением, квалификацией персонала, условиями окружающей среды и т.д.
Расчет показателей системы технического обслуживания и ремонта техники аналогичен расчету соответствующих показателей ремонтопригодности по ГОСТ 21623. При этом вместо оперативных затрат учитываются общие затраты времени, труда и средств.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное). ВИДЫ И МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБСЛУЖИВАНИЙ И РЕМОНТОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное

Признак классификации

Термин

Виды технического обслуживания

Этап эксплуатации

Техническое обслуживание при использовании

Техническое обслуживание при хранении

Техническое обслуживание при перемещении

Техническое обслуживание при ожидании

Периодичность выполнения

Периодическое техническое обслуживание

Сезонное техническое обслуживание

Условия эксплуатации

Техническое обслуживание в особых условиях

Регламентация выполнения

Регламентированное техническое обслуживание

Техническое обслуживание с периодическим контролем

Техническое обслуживание с непрерывным контролем

Организация выполнения

Поточное техническое обслуживание

Централизованное техническое обслуживание

Децентрализованное техническое обслуживание

Техническое обслуживание эксплуатационным персоналом

Техническое обслуживание специализированным персоналом

Техническое обслуживание эксплуатирующей организацией

Техническое обслуживание специализированной организацией

Техническое обслуживание предприятием-изготовителем

Методы технического обслуживания

Организация выполнения

Поточный метод технического обслуживания

Централизованный метод технического обслуживания

Децентрализованный метод технического обслуживания

Метод технического обслуживания эксплуатационным
персоналом

Метод технического обслуживания специализированным
персоналом

Метод технического обслуживания эксплуатирующей
организацией

Метод технического обслуживания специализированной
организацией

Метод технического обслуживания
предприятием-изготовителем

Виды ремонта

Степень восстановления ресурса

Капитальный ремонт

Средний ремонт

Текущий ремонт

Планирование

Плановый ремонт

Неплановый ремонт

Регламентация выполнения

Регламентированный ремонт

Ремонт по техническому состоянию

Сохранение принадлежности ремонтируемых частей

Обезличенный ремонт

Необезличенный ремонт

Организация выполнения

Агрегатный ремонт

Поточный ремонт

Ремонт эксплуатирующей организацией

Ремонт специализированной организацией

Ремонт предприятием-изготовителем

Методы ремонта

Сохранение принадлежности ремонтируемых частей

Обезличенный метод ремонта

Необезличенный метод ремонта

Организация выполнения

Агрегатный метод ремонта

Поточный метод ремонта

Метод ремонта эксплуатирующей организацией

Метод ремонта предприятием-изготовителем

Методы и средства контроля технического состояния автомобилей и методы диагностирования

К методам и средствам контроля технического состояния автомобилей относят различные виды работ по ТО и ТР а так же диагностические работы. При определении действительной потребности в тех или иных видах работ на СТО исходят, как правило, из следующих факторов: имеет ли автомобиль неисправности в настоящий момент, какие агрегаты и узлы находятся на стадии отказа и каков их остаточный ресурс. Последнее определяется не во всех случаях из-за сложности.

При обслуживании автомобилей на СТО особое внимание уделяют неисправностям, которые могут повлиять на безопасность движения. При этом обязательно устраняют выявленные неисправности и ослабление крепления следующих деталей, узлов, агрегатов и систем:

— при регулировочных работах — накладок колодок и тормозных барабанов, педали тормоза, стояночной тормозной системы, рулевого управления, подшипников колес, передних колес;

— при контрольно-диагностических и крепежных работах — сошки и маятникового рычага рулевого управления, рулевого привода, рулевых тяг на шаровых пальцах и шаровых пальцев в гнездах, шаровых опор, шкворней, поворотного кулака, дисков колес, карданной передачи или приводов, рессор и пружин, амортизаторов, рычагов подвески, трубопроводов, шлангов гидравлического тормозного привода, главного тормозного привода, замков дверей, капота и багажника, регулятора давления тормозного привода, двигателя, разделителя, стекол, стеклоомывателя, стеклоочистителя, зеркал заднего вида, устройства обдува и обогрева ветрового стекла, системы вентиляции и отопления;

— при обслуживании систем питания и электрооборудования — системы питания и выпуска газов, фар, передних и задних фонарей, переключателей света, световозвращателей, звукового сигнала, электропроводки, аварийной сигнализации, сигнала торможения.

При диагностике устанавливают следующее:

— двигатель — наличие стуков в шатунных подшипниках и газораспределительном механизме, клапанах, зубчатых колесах, развиваемую мощность, неисправность системы зажигания в целом и отдельных её элементов;

— система питания двигателя — подтекание топлива в соединениях трубопроводов, в плоскостях разъёма, повышенные расход топлива и содержание СО и CH в отработавших газах для прохождения технического осмотра в Госавтоинспекции, состояние деталей цилиндро-поршневой группы, системы газораспределения, прокладки головки цилиндров;

— смазочная система двигателя — подтекание масла в местах соединений и разъёма (сальники коленчатого вала, картер двигателя, крышка распределительного механизма и другие), давление в системе смазки и правильность показания приборов, установленных на автомобиле;

— система охлаждения двигателя — подтекание охлаждающей жидкости в соединениях и местах разъёма, узлах системы (радиатор, водяной насос и других), перегрев охлаждающей жидкости при работе двигателя под нагрузкой;

— сцепление — пробуксовывание под нагрузкой, рывки во время включения передач, наличие стуков и шумов при работе и переключении передач, неисправность привода сцепления;

— коробка передач — наличия стуков и шумов в рабочем состоянии, самопроизвольное выключение под нагрузкой, наличие течи масла в местах разъёма деталей коробки передач, величину зазора при переключении передач;

— задний мост — наличие стуков и шумов в рабочем состоянии, наличие течи масла в местах разъёма деталей заднего моста, величину суммарного зазора в главной передаче и дифференциале;

— карданный вал и промежуточная опора — зазоры в карданных сочленениях, шлицевых соединениях и в промежуточной опоре карданного вала;

— рулевое управление — усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, зазор вала рулевой сошки во втулках, надежность крепления пружин и рычагов передней подвески, а также штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости;

— рессоры и элементы подвески — наличие поломок листов или пружин, зазоры в соединениях рессорного пальца с втулкой рессоры и с проушиной кронштейнов подвески, параллельность переднего и заднего мостов и их расположение относительно кузова автомобиля;

— элементы кузова — наличие вмятин, трещин, поломок, нарушение окраски автомобиля, правильность работы омывателя ветрового стекла, системы отопления кузова и вентилятора обдува ветрового стекла, состояние замков и петель капота, крышки багажника и дверей.

При ТО-2 кроме объёма работ по ТО-1 выполняют ряд дополнительных операций:

В системе питания проверяют герметичность топливного бака и соединений трубопроводов, крепление агрегатов, и устраняют выявленные неисправности. Снимают приборы системы питания, разбирают их, очищают и проверяют на специальных приборах состояние деталей. После сборки проверяют топливный насос на специальном приборе. Проверяют также легкость пуска и работу двигателя.

Проверяют качество окраски автомобиля, правильность работы омывателя ветрового стекла, системы отопления кузова и вентилятора обдува ветрового стекла, состояние замков и петель капота, крышки багажника и дверей.

Кроме того, необходимо проверить и отрегулировать углы установки управляемых колес, эффективность действия и одновременность срабатывания тормозных механизмов, балансировку колес, работу системы зажигания автомобиля, установку и действие фар, направление светового потока, состояние всего тормозного привода, состояние радиатора, резиновых подушек подвески двигателя.

При обслуживании системы электрооборудования производят следующее: снимают батарею с автомобиля и проверяют степень заряда, проверяют состояние щеток и коллекторов генератора и стартера, работу реле-регулятора; регулируют натяжение пружин якорей; снимают свечи зажигания и проверяют их состояние, очищают от нагара и регулируют зазоры между электродами; снимают прерыватель-распределитель зажигания и очищают его наружную поверхность от грязи и масла, смазывают вал прерывателя-распределителя; проверяют состояние проводов низкого и высокого напряжения и проверяют действие приборов освещения и сигнализации.

На практике применяются три основных метода диагностики автомобилей, основанные на диагностических признаках:

диагностика по параметрам рабочих процессов (мощность двигателя, расход топлива, тормозной путь и др.). Эти параметры измеряются при движении автомобиля (в динамике). При этом необходимо, чтобы условия (режимы) работы механизмов соответствовали или были близки к характерным условиям эксплуатации автомобиля.

диагностика по параметрам сопутствующих процессов, которые косвенно характеризуют техническое состояние механизмов автомобиля. К косвенным параметрам можно отнести нагрев деталей, шумы, вибрации и т. п. Эти параметры также измеряются в динамике, при работе механизмов;

диагностика по структурным параметрам (износ деталей, зазоры в сопряжениях и т. д.). Структурные параметры измеряются в статике, когда механизм не работает.

Чтобы сделать заключение о техническом состоянии механизма (агрегата, системы) автомобиля, необходимо иметь в каждом отдельном случае не один, а несколько диагностических или диагностических и структурных параметров. Кроме того, еще пользуются статистическими данными об автомобиле и принимают во внимание наблюдения шофера.

Технологические процессы диагностирования различных систем и агрегатов автомобиля имеют значительные особенности по номенклатуре работ, а, следовательно, и по применяемому оборудованию. Поэтому отдельно рассматривают диагностирование:

1) двигателя, его механизмов и систем;

2) электрооборудования;

3) тормозной системы и рулевого управления;

4) трансмиссии и ходовой части.

Регулировочные работы, как правило, проводят по результатам диагностирования, в процессе выполнения этих работ применяется контрольное оборудование, а качество работ может проверяться диагностированием. В связи с этим диагностические и регулировочные работы агрегатов и систем автомобиля часто проводят совместно. Техническое состояние двигателя зависит от исправности деталей и их сопряжений кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, а также систем охлаждения, смазывания и питания. Кроме того, надежный пуск любого двигателя и работа на всех режимах карбюраторного двигателя зависят от исправности электрооборудования автомобиля. Поэтому диагностирование двигателя состоит из общего и поэлементного. Отдельно рассматривается диагностирование электрооборудования, в частности системы зажигания двигателя.

Технологический процесс диагностических и контрольных работ двигателя, как и любого другого агрегата автомобиля, строят таким образом, чтобы обеспечить минимум времени и трудовых затрат на поиск и устранение неисправностей. Поэтому контроль технического состояния двигателя начинают с осмотра и опробования пуском, при которых выявляют очевидные неисправности: подтекание топлива, масла или охлаждающей жидкости, затрудненный пуск, дымление, наличие повышенного шума и стуков, неравномерная и неустойчивая работа на отдельных режимах. Осмотр и опробование двигателя на основных режимах работы позволяют сразу перейти к устранению некоторых неисправностей или более целенаправленно вести поиск. Перед проведением диагностирования, кроме того, необходимо ознакомиться с данными о работе двигателя в реальной эксплуатации: пробег автомобиля, ремонты, расход топлива и масла, оценка надежности двигателя водителем. Эта информация позволяет до измерений параметров представить себе наиболее вероятные неисправности, что по двигателю особенно важно, так как уровень большинства диагностических параметров может свидетельствовать сразу о нескольких неисправностях. Например, изменение химического состава выхлопных газов вызывается износом деталей цилиндропоршневой группы или газораспределительного механизма, повреждением прокладки головки блока и впускного коллектора, неисправностями систем питания, охлаждения или зажигания.

Заключение об общем техническом состоянии двигателя составляют на основании оценки эффективности и экономичности его работы, а также по отрицательному влиянию на окружающую среду, используя в качестве диагностических параметров: мощность, расход топлива, состав выхлопных газов, шумы и вибрации. Мощность и расход топлива измеряют на динамометрическом стенде, а затем, проверив состояние шин и оценив КПД трансмиссии, делают заключение об уровне этих параметров двигателя.

Простейшим способом измерения расхода топлива является подключение к топливному насосу мерного бачка, из которого двигатель получает топливо в течение определенного промежутка времени, например 60 с, на заданном режиме работы. Более удобными в работе являются расходомеры непрерывного действия, выполненные аналогично счетчикам замера отпускаемого топлива топливораздаточных колонок, но с большей точностью измерений. Расходомер К-427, например, в котором проходящее топливо вращает ротор, а по его оборотам счетное устройство определяет расход, обеспечивает точность измерений ±2,5% при подаче топлива от 15 до 200 см3/мин.

С помощью менее сложного оборудования, чем динамометрический стенд, мощность двигателя оценивают по разрежению во впускном трубопроводе и по изменению частоты вращения вала при поочередном отключении цилиндров. Уровень и стабильность разрежения во впускном трубопроводе зависит от сопротивления воздушного фильтра, неплотности клапанов, а также от равномерности всех рабочих процессов, обеспечиваемой исправностью систем питания и зажигания. Поэтому получение на вакуумметре стабильного разрежения, например 0,064. . .0,075 мПа на холостом ходу, может ориентировочно указывать на общее удовлетворительное техническое состояние двигателя.

Оценку мощности каждого цилиндра двигателя проводят измерением тахометром частоты вращения вала при отключении цилиндров: дизелей выключением подачи топлива, карбюраторных двигателей — выключением зажигания в проверяемом цилиндре. При этом частота вращения коленчатого вала снижается тем больше, чем больше мощность отключаемых цилиндров в сравнении с мощностью работающих. Отключенные цилиндры являются нагрузочным устройством для работающих, поэтому с увеличением числа цилиндров двигателя точность метода уменьшается. Для повышения нагрузки на работающие цилиндры до полной цикловой подачи топлива используют дросселирование газов на выпуске по принципу работы компрессионного замедлителя автомобиля или оценивают мощность при разгоне (выбеге) вала двигателя. Измерение в последнем случае основано на том, что мощность цилиндров двигателя пропорциональна ускорению переходного процесса в момент, соответствующий номинальной частоте вращения коленчатого вала при разгоне или выбеге. Угловое ускорение измеряют с помощью электронных устройств, ведущих счет числа зубьев венца маховика при разгоне вала двигателя без подключения нагрузки или при его замедлении (выбеге) вследствие отключения всех цилиндров кроме проверяемого. Стенды и приборы (анализатор двигателя К-461, измеритель эффективности работы цилиндров Э216М, прибор ИМД-2 и др.), основанные на таких бестормозных способах оценки эффективности работы цилиндров двигателя, имеют тахометры или электронные устройства измерения и анализа частоты вращения коленчатого вала и средства отключения цилиндров. Режим работы двигателя, особенно температурный, должны строго соответствовать требованиям, указанным в инструкции применяемого стенда или прибора.

Постоянно возрастает значение диагностирования двигателя по параметрам, определяющим загрязнение окружающей среды вредными веществами выхлопных газов, а также по внешнему шуму. Выхлопные газы двигателей автомобилей являются в настоящее время основными источниками засорения атмосферы больших городов такими вредными для здоровья людей веществами, как угарный газ СО, углерод (в виде сажи, дыма), окислы азота, углеводороды. В соответствии с особенностями рабочих процессов у карбюраторных двигателей проверяют с помощью газоанализаторов содержание СО, а у дизелей дымомерами оценивают наличие сажи в выхлопных газах.

Состав выхлопных газов зависит в основном от технического состояния систем питания и зажигания, а также механизмов двигателя. Поэтому по результатам анализа газов первоначально регулируют системы зажигания и питания, а затем выявляют неисправности двигателя. Газоанализаторы используют для проверки двигателей без нагрузки: режим холостого хода, средняя (главное дозирующее устройство, уровень топлива в поплавковой камере) и максимальная (экономайзер, воздушный фильтр) частота вращения вала, при резком открытии дросселя (насос-ускоритель), при закрытой воздушной заслонке (пусковое устройство). Наиболее полная проверка проводится на динамометрическом стенде при различных не только скоростных, но и нагрузочных режимах работы.

Газоанализаторы и дымомеры, применяемые при ТО, наиболее удобны непрерывного действия, которые обеспечивают контроль состава газов в процессе регулировок. В дымомерах, например К.-408, выхлопные газы дизелей пропускают через трубу, в начале которой установлена лампа, а в конце фотоэлемент. Вторая труба, через которую пропускают воздух от вентилятора, служит эталоном отсутствия сажи (дымность 0%), одновременно потоки воздуха защищают лампу и фотоэлемент от загрязнения. Полное поглощение светового потока, фиксируемое фотоэлементом, соответствует 100% дымности. Принцип сопоставления различных свойств газов и воздуха используется в газоанализаторах. Применяются газоанализаторы, основанные на измерении:

1) теплопроводности газов, так как теплопроводность СО2 в 1,5 раза ниже теплопроводности воздуха;

2) поглощения инфракрасного излучения выхлопными газами;

3) теплоты, выделяемой при каталитическом дожигании (окислении) СО в смеси равных объемов выхлопных газов и воздуха.

Отдельные механизмы, системы и элементы двигателей диагностируют, базируясь на опыте эксплуатации и исследования надежности в области физики и частоты отказов. При этом используют в качестве диагностических параметров большое количество характеристик эффективности работы отдельных агрегатов (насосов, фильтров) и сопутствующих процессов.

В двигателях наиболее сложно обеспечить работоспособность и исправность деталей, размещенных в надпоршневом пространстве цилиндра, где реализуется рабочий цикл. Поэтому определению технического состояния цилиндропоршневой группы, герметичности клапанов и прокладки головки блока уделяют особое внимание при диагностировании кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.

Герметичность надпоршневого пространства необходима в первую очередь для обеспечения высокого давления в конце такта сжатия, поэтому наиболее простой метод диагностирования и заключается в измерении давления в этот момент — компрессии. Компрессию в каждом цилиндре измеряют с помощью манометров, которые подключают через отверстие для свечи зажигания или для форсунки. Чтобы определить давление в конце сжатия (в.м.т.) Манометры снабжают устройством, фиксирующим максимальное давление, — компрессометром или записывающим устройством — компрессографом. Уровень компрессии не должен снижаться более чем на 30—40% от регламентированного давления Рс в конце сжатия при проворачивании стартером прогретого (температура >70°С) двигателя.

Для выявления негерметичности только сопряжений цилиндр — поршневые кольца — поршень компрессию измеряют повторно после заливки в цилиндр 20. . . 25 см3 моторного масла, которое герметизирует эти сопряжения. Разность компрессии при замерах в таких условиях определяет состояние цилиндропоршневой группы.

Состояние цилиндропоршневой группы оценивают также по прорыву газов в картер двигателя, измеряя расход газов через картер при работе автомобиля на динамометрическом стенде при полной подаче топлива Газовый счетчик, например КИ-4887-1, устанавливают на маслоналивной горловине и соединяют с отсасывающим устройством, а остальные отверстия (вентиляционная труба, маслоизмерительный щуп) картера герметизируют.

Герметичность надпоршневого пространства каждого цилиндра двигателя наиболее полно проверяют по утечкам сжатого воздуха из цилиндра при закрытых клапанах. Прибор, например К-69М предназначенный для замера утечек воздуха из цилиндра диаметром 50. ..130 мм, состоит из редуктора 3, обеспечивающего подачу воздуха заданного давления 0,16 МПа и манометра 5, проградуированного в процентах утечки. Максимальное давление, соответствующее полной герметичности цилиндров, определяет нуль шкалы, а полная утечка — 100%. Этот метод используют для поэлементной диагностики, проводя замеры в конце (в. м. т.) и начале (н. м. т.) такта сжатия, которые находят с помощью специального индикатора. Так как цилиндр изнашивается в основном около верхнего пояса, то по разности утечек воздуха при положении поршня в в.м.т. и н.м.т. определяют техническое состояние цилиндра. Неисправность клапанов обнаруживают по колебаниям пушинок в индикаторах, устанавливаемых в отверстия свечей или форсунок соседних цилиндров. Утечки через прокладку головки цилиндра выявляют по наличию пузырьков воздуха на предварительно смоченном маслом стыке или в горловине радиатора. О повышенных зазорах в сопряжениях поршень — поршневые кольца свидетельствует шум воздуха, слышный через маслоналивную горловину при положении поршня в н. м. т. и повышенном до 0,5. . . 0,6 МПа давлении воздуха.

Нарушение герметичности надпоршневого пространства повышает в 10. .. 15 раз расход (угар) масла в сравнении с новым двигателем. Масло может поступать в цилиндр вследствие разрежения при впуске через его сопряжения с кольцами и поршнем, а также по направляющим втулкам клапанов. Сложность диагностирования двигателя по расходу масла заключается в большом влиянии на расход утечек масла через сальники, прокладки, а также из-за попадания в отдельных случаях топлива в картер, что повышает уровень масла. Для оценки технического состояния основных деталей двигателя в коленчатого вала и т.д. Установлено, что при примерно постоянных интенсивностях очистки фильтрами и угара масла концентрация примесей прямо пропорциональна интенсивности изнашивания сопряжения. Так как после выработки деталью ресурса интенсивность изнашивания резко возрастает, то концентрация продуктов износа также значительно увеличивается, что может служить сигналом о необходимости ремонта до наступления аварийного отказа.

Исследования показали, что в зависимости от режимов работы двигателя предельное содержание элементов в масле колеблется в диапазонах (%): железа 1…3-10~3, хрома — 1…5-10-5свинца (по износу подшипников) — 4-10-4олова— 1. . .2-10-4никеля— 1. . .2-Ю-4. Кроме того, в масло попадают кремний из воздуха и свинец при применении этилированного бензина. Широкие диапазоны предельного содержания элементов требуют накопления информации по каждому двигателю. Анализ надо повторять при обнаружении неисправности воздушного фильтра, наличие которой вызывает засорение масляного фильтра и в целом загрязнение масла.

Для анализа отбирают из картера двигателя 100. . .150 г масла через 3. . . 12 тыс. км пробега автомобиля через отверстие масломерного щупа с помощью специального шприца и направляют в лабораторию. Тщательно перемешанные пробы масла сжигают в электрической дуге, где высокая температура плазмы переводит атомы элементов в состояние, при котором они излучают световые волны.

Спектры строго определены для каждого элемента, а интенсивность излучения пропорциональна его количеству. Излучаемые спектры волн фиксируют с помощью оптических приборов и затем сопоставляют с эталонными спектрами. Метод спектрального анализа не нашел пока широкого применения на автотранспорте вследствие трудностей в организации работ (широкие диапазоны предельных содержаний элементов) и сложности применяемого оборудования.

Диагностическое оборудование:

-газоанализаторы

-мотор-тестер и сканер

-установка для тестирования и ультразвуковой очистки форсунок

-тестер ДСТ-2М, ДСТ-10, ДСТ-10BAG

-расходомеры

-компресометры и многое другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *