Государственной регистрации юридических лиц

Федеральными законами от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» регулируются специфические вопросы ликвидации юридических лиц в зависимости от их организационно-правовых форм.
Также порядок ликвидации юридических лиц регламентируется гл. VII Федерального закона от 8 августа 2001г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации), Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о несостоятельности).
Положения Гражданского кодекса РФ, касающиеся ликвидации юридического лица, определяют круг лиц и возможных случаев ликвидации.
Подробнее о ликвидации юридических лиц:

  • Актуальность ликвидации юридических лиц
  • Законы о ликвидации юридических лиц
  • Причины ликвидации юридического лица
  • Обращение в суд о ликвидации юридического лица
  • Ликвидация юр лица, прекратившего существование
  • Ликвидация юр лиц, не зарегистрировавших выпуск акций
  • Запись о ликвидации юридического лица
  • Ликвидация вследствие деятельности без лицензии
  • Ликвидация при банкротстве
  • Ликвидация гос органов и учреждений
  • Проведение ликвидации в связи с банкротством
  • Ликвидация ИП
  • Процедура ликвидации юридического лица
  • Ликвидационная комиссия
  • Публикация о ликвидации юридического лица
  • Увольнение работников при ликвидации предприятия
  • Налоговые вопросы при ликвидации предприятия
  • Уведомление кредиторов о ликвидации
  • Промежуточный ликвидационный баланс
  • Расчеты с кредиторами при ликвидации
  • Ликвидационный баланс
  • Очередность выплат при ликвидации
  • Невозможность удовлетворения требований кредиторов
  • Действие закона о несостоятельности
  • Ликвидация при недостаточности имущества
  • Регистрация ликвидации юридического лица
  • Сведения ликвидационного баланса
  • Отмена ликвидации юридического лица
  • Регистрация отмены ликвидации юр лица
  • Процедура удовлетворения требований кредиторов
  • Уплата налога при ликвидации организации
  • Новая редакция Ст. 23.61 КоАП РФ

    1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.25 настоящего Кодекса.

    2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:

    1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его заместители;

    2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Комментарий к Статье 23.61 КоАП РФ

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с послед. изм.) государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 Министерство РФ по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. — государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств. Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразуется в Федеральную налоговую службу с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации

    Таким образом, настоящее время государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляет Федеральная налоговая служба. Более подробно о ней см. комментарий к ст. 23.5.

    Другой комментарий к Ст. 23.61 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

    1. Государственная регистрация юридических лиц предусмотрена ст.51 ГК РФ. Регистрация осуществляется органами юстиции на основе Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц».

    2. Административным правонарушением в соответствии со ст.14.25 КоАП РФ признается нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими такую регистрацию.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 24 июня 2019 г. № ГД-3-14/6063

    О сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ

    Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение сообщает следующее.

    1. В отношении внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений об учредителях (участниках) садоводческих некоммерческих товариществ.

    Согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица, которые вносятся в названный реестр регистрирующим органом в соответствии со сведениями, указанными заявителем при государственной регистрации в заявлении о государственной регистрации, оформленном в соответствии с установленными требованиями (пункты 1.1 и 1.2 статьи 9 вышеназванного Федерального закона).

    До июля 2013 года в сведениях об учредителях садоводческих товариществ указывались данные о членах правления садоводческого товарищества (пункт 7.13 Методических разъяснений по порядку заполнения формы N Р17001 «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», утверждённых приказом МНС России от 15 октября 2002 года N БГ-3-09/572 (зарегистрирован Минюстом России 19 ноября 2002 года, регистрационный номер 3934); пункт 4.11 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утверждённых приказом ФНС России от 1 ноября 2004 года N САЭ-3-09/16@ (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2004 года, регистрационный номер 6220).

    Таким образом, до июля 2013 года в ЕГРЮЛ в сведения об учредителях (участниках) садоводческих товариществ вносились данные не обо всех учредителях (участниках) товарищества, а о членах правления товарищества.

    С июля 2013 года сведения об учредителях (участниках) садоводческих товариществ в заявлениях о государственной регистрации товарищества не указываются (пункт 2.12 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утверждённых приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ (зарегистрирован Минюстом России 14 мая 2012 года, регистрационный номер 24139).

    При этом необходимо отметить, что исходя из положений пункта 4 статьи 18, статьи 19.1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» сведения об учредителях садоводческого товарищества, которые стали членами товарищества с момента государственной регистрации товарищества, содержатся в реестре членов товарищества.

    Одновременно необходимо отметить, что в настоящее время ФНС России проводит работу по внесению в установленном порядке изменений в формы заявлений, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, с учётом изменений, внесённых в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и иные федеральные законы в 2014 — 2019 годах. Планируемый срок вступления в силу соответствующего нормативного правового акта ФНС России — 2 полугодие 2019 года.

    2. В отношении проверки регистрирующим органом соответствия сведений о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) организационно-правовой форме юридического лица.

    Согласно подпункту «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения о кодах по ОКВЭД, которые вносятся в названный реестр регистрирующим органом в соответствии со сведениями, указанными заявителем при государственной регистрации в заявлении о государственной регистрации.

    При этом необходимо отметить, что в соответствии с Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года N 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области», коды по ОКВЭД определяются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

    Исходя из положений пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации содержащиеся в представленных при государственной регистрации документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных статьёй 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, положениями которой не предусмотрен отказ в государственной регистрации в связи с несоответствием кодов по ОКВЭД организационно-правовой форме юридического лица.

    Учитывая изложенное, правовых оснований для проведения проверки соответствия сведений о кодах по ОКВЭД организационно-правовой форме юридического лица не имеется.

    3. По вопросу достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица и лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

    Исходя из положений пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включённых в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц. Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, порядок использования результатов этих мероприятий утверждены приказом ФНС России от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@ (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 года, регистрационный номер 42195).

    Основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений об адресе юридического лица или лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включённых в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

    В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включённых в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений об адресе юридического лица или лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

    В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

    4. По вопросу осуществления проверки достоверности сведений, включаемых или включённых в ЕГРЮЛ, налоговыми органами, на которые не возложены полномочия по осуществлению государственной регистрации юридических лиц.

    Из положений статьи 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ следует, что государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.

    Исходя из положений пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. ФНС России и её территориальные органы (управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

    Учитывая изложенное, положения приказа ФНС России от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@ (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 года, регистрационный номер 42195) по проведению мероприятий по проверке достоверности сведений ЕГРЮЛ предусматривают взаимодействие территориальных налоговых органов, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц, и территориальных органов ФНС России, на которые такие полномочия не возложены.

    5. В отношении ответственности заявителей за непредставление или представление недостоверных сведений для включения в ЕГРЮЛ необходимо отметить, что такая ответственность предусмотрена пунктом 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    6. В отношении предоставления сведений и документов, содержащихся в ЕГРЮЛ.

    В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения и документы о конкретном юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 указанной статьи, и предоставляются в виде выписки из ЕГРЮЛ; копии документа (документов), содержащегося в ЕГРЮЛ и справки об отсутствии запрашиваемой информации.

    Сведения и документы, содержащиеся в ЕГРЮЛ, предоставляются в порядке, установленном Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утверждённым приказом Минфина России от 15 января 2015 года N 5н (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2015 года, регистрационный номер 37242).

    Таким образом, участники любого юридического лица вправе получить в установленном порядке содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения и документы.

    Действительный государственный

    советник Российской Федерации

    2 класса

    Д.Ю. Григоренко

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *