Градостроительный кодекс ст. 48

Разграничение сетей инженерно-технического обеспечения и линейных объектов

Вопрос: 

На замечание об отсутствии в составе исходно- разрешительной документации на объект «Подстанция с питающей линией» градостроительного плана на земельный участок, предоставленный для строительства (далее — ГПЗУ), заявитель пояснил, что уполномоченный орган ОМС отказал в утверждении ГПЗУ на земельный участок, необходимый для размещения ВЛ, объясняя это тем, что подводящие электрические сети являются линейным объектом, в отношении которого должна осуществляться подготовка проекта планировки и межевания территории.

Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование

При этом заместитель главы ОМС сослался на позицию Минстроя России, изложенную в письме от 24.02.2015 N4729-ЮР/09. Правомерен ли отказ органов ОМС? Правомерно ли определение органами МО видов объектов внутри единого объекта при обращении застройщика за утверждением ГПЗУ? 

Ответ: 

ОМСУ прав.

На самом деле данная позиция о разграничении сетей инженерно-технического обеспечения и линейных объектов не нова.

Ранее Минрегион РФ выпустил свое разъяснение «Письмо Минрегиона России от 20.05.2011 N 13137-ИП/08».

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в силу п.11 ст.1 ГрК РФ) к линейным объектам отнесены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, расположенные в пределах красных линий — линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков.

Государственная экспертиза проектной документации по сетям инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства проводится в составе проектной документации объекта капитального строительства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 (далее — Постановление) предусмотрены: раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка», раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений».

По мнению Минрегиона России, в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта сетей инженерно-технического обеспечения, являющихся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящих за пределы границ земельного участка, отведенного под указанные цели, и при этом не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон), сведения о таких сетях также включаются в раздел 5 проектной документации. Инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.).

С учетом изложенного, проектная документация сетей инженерно-технического обеспечения, функционально не относящихся к отдельным объектам капитального строительства, подлежит государственной экспертизе как проектная документация линейных объектов. Проектная документация на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения, не являющихся линейными объектами и входящих в состав объекта капитального строительства (раздел 5 проектной документации), подлежит государственной экспертизе только в том случае, если проектная документация на сам объект подлежит государственной экспертизе.

В период указанных разъяснений в законодательстве не было альтернативы государственной экспертизы (в настоящее время слово «государственной» из указанного разъяснения необходимо мысленно исключить, т.к. ст.49 ГрК РФ в ряде случаев говорит и о негосударственной экспертизе).

Ст.44 ГрК РФ действительно не предусматривает возможность разработки градпланов для линейных объектов, о чем и содержится разъяснение в интересующем вас письме.

В вашем случае, видимо, речь идет о расположении кабелей и труб за границами участка под основным объектом и за границами планировочной единицы (квартала), если он вообще определен. 

Статья 48. Градостроительного кодекса РФ
Архитектурно-строительноепроектирование



1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляетсяпутем подготовки проектной документацииприменительно к объектамкапитального строительства и их частям, строящимся,реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельногоучастка, а также отдельных разделов проектной документации припроведениикапитального ремонта объектов капитального строительствавсоответствии с частью 12-2 настоящей статьи. В случае, еслидокументацией по планировке территории предусмотрено размещениелинейного объекта транспортной инфраструктуры федеральногозначения, регионального значения или местного значения,архитектурно-строительное проектирование осуществляется путемподготовки проектной документации применительно к такомулинейномуобъектуи его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе вграницах не принадлежащего застройщику земельного участка (в ред.Федеральногозакона от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4591;Федеральногозакона от 23 июля 2013 г. N 247-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2013, N , ст. ).

2. Проектная документация представляет собой документацию,содержащуюматериалы в текстовой форме и в виде карт (схем) иопределяющую архитектурные, функционально-технологические,конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечениястроительства, реконструкции объектов капитального строительства,ихчастей, капитального ремонта (вред. Федерального закона от 18июля 2011 г. N 243-ФЗ — Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2011, N 30, ст. 4591).

3. Осуществление подготовки проектной документации нетребуется при строительстве, реконструкции, капитальномремонтеобъектовиндивидуального жилищного строительства (отдельно стоящихжилыхдомов с количеством этажей не более чем три, предназначенныхдляпроживания одной семьи). Застройщик пособственной инициативевправеобеспечить подготовку проектной документации применительно кобъектам индивидуального жилищного строительства (в ред.Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2006, N 1, ст. 21).

4. Виды работ по подготовке проектнойдокументации, которыеоказывают влияние на безопасность объектов капитальногостроительства, должны выполняться только индивидуальнымипредпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданныесаморегулируемойорганизацией свидетельства о допуске к таким видамработ. Иные виды работ по подготовке проектнойдокументации могутвыполняться любыми физическими или юридическими лицами (в ред.Федеральногозакона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2008, N 30, ст. 3604).

5. Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации,может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком илитехническимзаказчиком на основании договора физическое илиюридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектнойдокументации, организует и координирует работы по подготовкепроектнойдокументации, несет ответственность за качество проектнойдокументациии ее соответствие требованиям технических регламентов.Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправевыполнять определенные виды работ по подготовке проектнойдокументации самостоятельно при условии соответствия такого лицатребованиям, предусмотренным частью 4 настоящейстатьи, и (или) спривлечениемдругих соответствующих указанным требованиям лиц (вред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4209;Федеральногозакона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015).

5-1. В случае, если работы по организацииподготовки проектнойдокументации объекта капитального строительства включены вуказанныйв части 4 статьи 55-8 настоящего Кодекса перечень, лицо,осуществляющееподготовку проектной документации такого объектакапитальногостроительства, должно иметь выданноесаморегулируемойорганизациейсвидетельство о допуске к работам по организацииподготовки проектной документации (часть 5-1 введенаФедеральнымзакономот 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2010, N 31, ст. 4209).

5-2. Договором о подготовке проектной документации,заключеннымзастройщиком или техническим заказчиком с физическимили юридическим лицом, может быть предусмотрено задание навыполнениеинженерных изысканий. В этом случае указанное физическоеили юридическое лицо осуществляет также организацию и координациюработ по инженерным изысканиям и несет ответственность задостоверность,качество и полноту выполненных инженерных изысканий.Этимдоговором также может быть предусмотрено обеспечение полученияуказанным физическим или юридическим лицом технических условий

(часть5-2 введена Федеральным законом от 27 июля 2010 г.

Статья 48 ГрК РФ. Архитектурно-строительное проектирование

N 240-ФЗ

-Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4209; в ред. Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7015).

6. В случае, если подготовка проектной документацииосуществляетсяфизическим или юридическим лицом на основаниидоговорас застройщиком или техническим заказчиком, застройщик илитехнический заказчик обязан предоставить такому лицу (в ред.Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015):

1) градостроительный план земельного участка или в случаеподготовки проектной документации линейного объекта проектпланировки территории и проект межевания территории (в ред.Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 13, ст. 1688);

2) результаты инженерных изысканий (в случае, если ониотсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание навыполнениеинженерных изысканий);

3) технические условия (в случае, если функционированиепроектируемого объекта капитального строительства невозможнообеспечитьбез подключения (технологического присоединения) такогообъекта к сетям инженерно-технического обеспечения) (в ред.Федеральногозакона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643).

7. Технические условия, предусматривающие максимальнуюнагрузку, сроки подключения (технологического присоединения)объектовкапитального строительства к сетям инженерно-техническогообеспеченияи срок действия технических условий, а также информацияо плате за такое подключение (технологическое присоединение)предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетейинженерно-техническогообеспечения, без взимания платы в течениечетырнадцати дней по запросам федеральных органовисполнительнойвласти, органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления или правообладателейземельныхучастков, если иное не предусмотренозаконодательством огазоснабжениив Российской Федерации. Срок действия предоставленныхтехническихусловий и срок внесения платы за такое подключение

(технологическое присоединение) устанавливаются организациями,осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-техническогообеспечения, не менее чем на три года или при комплексномосвоенииземельныхучастков в целях жилищного строительства не менее чем напятьлет, за исключением случаев, предусмотренных законодательствомРоссийскойФедерации. Правообладатель земельногоучастка в течениеодногогода или при комплексном освоении земельного участка в целяхжилищногостроительства в течение трех лет с момента предоставлениятехнических условий и информации о плате за такое подключение

(технологическоеприсоединение) должен определить необходимую емудля подключения (технологического присоединения) к сетяминженерно-технического обеспечения нагрузку в пределахпредоставленныхему технических условий. Обязательства организации,предоставившейтехнические условия, предусматривающиемаксимальнуюнагрузку, сроки подключения (технологического присоединения)объектовкапитального строительства к сетям инженерно-техническогообеспечения и срок действия техническихусловий, прекращаются вслучае, если в течение одного года или при комплексном освоенииземельного участка в целях жилищного строительства в течение трехлетс момента предоставления правообладателю земельного участкауказанных технических условий он не определит необходимую ему дляподключения(технологического присоединения) к сетяминженерно-технического обеспечения нагрузку в пределахпредоставленныхему технических условий и не подаст заявку о такомподключении (технологическом присоединении) (в ред.

Федеральногозаконаот 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ -Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2012, N 53, ст. 7643).

8. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетейинженерно-технического обеспечения, обязана обеспечитьправообладателю земельного участка в установленные срокиподключение (технологическое присоединение) построенного илиреконструированного объекта капитального строительства к сетяминженерно-технического обеспечения в соответствии с техническимиусловиямии информацией о плате за подключение (технологическоеприсоединение),предоставленными правообладателю земельного участка

(вред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7643).

9. Орган местного самоуправления непозднее чем за тридцатьднейдо дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятиярешения о предоставлении земельного участка, находящегося вгосударственнойили муниципальной собственности, для строительства,либодо дня принятия решения о предварительном согласовании местаразмещения объекта капитального строительства предоставляетзаинтересованным лицам технические условия подключения

(технологического присоединения) к сетям инженерно-техническогообеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срокподключения (технологического присоединения) объекта капитальногостроительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срокдействия технических условий, информацию о плате за подключение

(технологическоеприсоединение) (в ред. Федеральногозакона от 31декабря 2005 г. N 210-ФЗ — Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2006, N 1, ст. 21; Федерального закона от 29 декабря2006г. N 258-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2007, N 1, ст. 21; Федерального закона от 30 декабря 2012г. N318-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N53,ст. 7643).

10. Порядок определения и предоставлениятехнических условий иопределенияплаты за подключение (технологическое присоединение), атакже порядок подключения (технологическогоприсоединения) объектакапитального строительства к сетям инженерно-техническогообеспечения может устанавливаться Правительством РоссийскойФедерации(в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N318-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N53,ст. 7643).

10-1. Требования частей 7-10 настоящейстатьи не применяются ктехнологическомуприсоединению объектов капитального строительствак электрическим сетям. Порядок соответствующеготехнологическогоприсоединенияк электрическим сетям устанавливаетсязаконодательствомРоссийской Федерации об электроэнергетике (часть10-1 введена Федеральным законом от 30 декабря2012 г. N 318-ФЗ -Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7643).

11. Подготовка проектной документации осуществляется наоснованиизадания застройщика или технического заказчика (приподготовке проектной документации на основании договора),результатов инженерных изысканий, градостроительного планаземельного участка или в случае подготовки проектной документациилинейногообъекта на основании проекта планировки территории ипроекта межевания территории в соответствии с требованиямитехническихрегламентов, техническими условиями, разрешением наотклонениеот предельных параметров разрешенного строительства,реконструкции объектов капитального строительства (в ред.Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 21;Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2011, N 13, ст. 1688;Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015).

12. В состав проектной документации объектов капитальногостроительства, за исключением проектной документации линейныхобъектов,включаются следующие разделы:

1) пояснительная записка с исходными данными дляархитектурно-строительного проектирования, строительства,реконструкции, капитального ремонта объектов капитальногостроительства, в том числе с результатами инженерных изысканий,техническимиусловиями;

2) схема планировочной организации земельного участка,выполненная в соответствии с градостроительнымпланом земельногоучастка;

3) архитектурные решения;

4) конструктивные и объемно-планировочныерешения;

5) сведения об инженерном оборудовании, о сетяхинженерно-техническогообеспечения, перечень инженерно-техническихмероприятий,содержание технологических решений;

6) проект организации строительства объектов капитальногостроительства;

7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектовкапитальногостроительства, их частей (принеобходимости сноса илидемонтажа объектов капитального строительства, их частей длястроительства, реконструкции других объектов капитальногостроительства);

8) перечень мероприятий по охранеокружающей среды;

9) перечень мероприятий по обеспечениюпожарной безопасности;

10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидовкобъектамздравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта ииным объектам социально-культурного и коммунально-бытовогоназначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания,объектам делового, административного, финансового, религиозногоназначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовкисоответствующейпроектной документации);

10-1) требования к обеспечению безопасной эксплуатацииобъектовкапитального строительства (пункт 10-1 введен Федеральнымзаконом от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2011, N 49, ст. 7015);

11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонтобъектовкапитального строительства, финансируемых за счет средствсоответствующихбюджетов (в ред. Федерального закона от18 декабря2006г. N 232-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2006, N 52, ст. 5498; Федерального закона от 24 июля 2007 г. N215-ФЗ- Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2007, N31,ст. 4012);

11-1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдениятребований энергетической эффективности и требований оснащенностизданий, строений, сооружений приборами учета используемыхэнергетических ресурсов (пункт 11-1 введен Федеральным законом от23ноября 2009 г. N 261-ФЗ — Собраниезаконодательства РоссийскойФедерации,2009, N 48, ст. 5711);

12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральнымизаконами.

12-1. Подготовка проектной документации по инициативезастройщикаили технического заказчика может осуществлятьсяприменительно к отдельным этапам строительства, реконструкцииобъектовкапитального строительства (часть 12-1 введена Федеральнымзакономот 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ -Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2006, N 1, ст. 21; в ред. Федерального законаот 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2011, N 49, ст. 7015).

12-2. В случае проведения капитального ремонта объектовкапитального строительства осуществляется подготовка отдельныхразделовпроектной документации на основании задания застройщикаилитехнического заказчика в зависимости от содержания работ,выполняемых при капитальном ремонте объектов капитальногостроительства (часть 12-2 введена Федеральным закономот 18 июля2011г. N 243-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2011, N 30, ст. 4591; в ред. Федерального закона от28 ноября 2011г.N 337-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,N49, ст. 7015).

13. Состав и требования к содержанию разделов проектнойдокументацииприменительно к различным видам объектов капитальногостроительства,в том числе к линейным объектам, состав и требованияксодержанию разделов проектной документации применительно котдельнымэтапам строительства, реконструкции объектов капитальногостроительства, состав и требования к содержанию разделовпроектнойдокументации при проведении капитального ремонта объектовкапитального строительства, а также состав и требования ксодержанию разделов проектной документации, представляемой наэкспертизупроектной документации и в органы государственногостроительного надзора, устанавливаются ПравительствомРоссийскойФедерации(в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N210-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1,ст. 21; Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст.5498; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4591;Федеральногозакона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015).

14. Проектная документация объектов использования атомнойэнергии(в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерныхматериалови радиоактивных веществ, пунктовхранения радиоактивныхотходов),опасных производственных объектов, определяемых всоответствии с законодательством Российской Федерации, особоопасных, технически сложных, уникальных объектов,объектов обороныибезопасности также должна содержать перечень мероприятий погражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера, мероприятий попротиводействию терроризму (в ред. Федерального закона от 11 июля2011г. N 190-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2011, N 29, ст. 4281; Федерального закона от28 ноября 2011 г. N337-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N49,ст. 7015).

15. Проектная документация утверждается застройщиком илитехническимзаказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик доутвержденияпроектной документации направляет ее на экспертизу. Приэтом проектная документация утверждается застройщиком илитехническим заказчиком при наличии положительного заключенияэкспертизыпроектной документации (в ред. Федерального закона от 31декабря2005 г. N 210-ФЗ — Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2006, N 1, ст. 21; Федерального закона от 28 ноября 2011г.N 337-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,N49, ст. 7015).

16. Не допускается требовать согласование проектнойдокументации, заключение на проектную документацию и иныедокументы,не предусмотренные настоящим Кодексом (часть 16введенаФедеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст.5498).

Другие статьи закона

Статья 48-1. Особо опасные, техническисложные и уникальные объекты

Статья 49. Экспертиза проектнойдокументации и результатов инженерных изысканий,государственная экологическая экспертиза проектнойдокументации объектов, строительство, реконструкциюкоторых предполагается осуществлять в исключительнойэкономической зоне Российской Федерации, наконтинентальном шельфе Российской Федерации, вовнутренних морских водах, в территориальном мореРоссийской Федерации, на землях особо охраняемыхприродных территорий (наименование статьи в ред. Федеральногозакона от 16 мая 2008г.N 75-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008,N20, ст. 2260; Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7015)

Статья 49-1. Аттестация физических лиц направо подготовки заключений экспертизыпроектной документации и (или) экспертизырезультатов инженерных изысканий

Статья 50. Аккредитация юридических лиц направо проведения негосударственной экспертизыпроектной документации и (или)негосударственной экспертизы результатов инженерныхизысканий

Статья 51. Разрешение на строительство (наименование статьи в ред. Федерального закона от 18 июля2011г. N 224-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2011,N 30, ст. 4572)

Статья 52. Осуществление строительства,реконструкции, капитального ремонта объектакапитального строительства

Статья 53. Строительный контроль

Статья 54. Государственный строительныйнадзор

Статья 55. Выдача разрешения на вводобъекта в эксплуатацию

Статья 55-1. Основные целисаморегулируемых организаций и содержание их деятельности

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки специалистов

Квалификационная работа на тему:

«Осуществление функции генерального проектировщика»

Санкт-Петербург

2010 г.

Содержание :

Введение………………………………………………………….………..3

I. Осуществление функций генерального проектировщика ………..4

1. Информация по выполнению функции Генпроектировщика ………5

2. Функциональные обязанности генпроектировщика ………………..6

3. Права и ответственность генпроектировщика ………………………8

4. Принципиальная схема управления проектом ………………………9

Заключение ………………………….……………………………………10

Список литературы………………………………………………………………11

Введение

Строительство предприятий, зданий, сооружений и других объектов ведется по проектам.

ст 48 Архитектурно-строительное проектирование, Градостроительный кодекс РФ 2018

Проект на строи­тельство – это комплекс графических, технических, экономических, текстовых документов и расчетов, необходи­мых для определения возможности и целесообразности строительства объекта в заданном районе и в установлен­ные сроки.

С чего начинается строительство или реконструкция какого-либо объекта? С поиска тех, кто воплотит его в жизнь. Обычно таковыми являются генпроектировщик, генподрядчик и генеральный поставщик.

Первое место в этой триаде по праву занимает генпроектировщик — тот, кто полностью отвечает за проект — от идеи до реализации. Не случайно генерального проектировщика обычно выбирают на конкурсной основе: объявляется тендер и выигравшая компания получает право разработки проекта, создания проектной документации и оргплана.

I. Осуществление функций генерального проектировщика

Генеральный проектировщик — первое юридическое лицо в организации и осуществлении проектирования и авторского надзора.

Одной из задач технического заказчика является организация заключения договоров с проектно-изыскательными, конструкторскими организациями. Оптимальным является заключение договора с генпроектной организацией, принимающей на себя всю ответственность за разработку необходимой проектной документации.

Мировой практикой является привлечение компаний, специализирующихся на комплексе услуг по управлению проектами в области строительства (функция заказчика — застройщика). Такие компании имеют в штате специалистов различного профиля и:

— выступают в качестве консультантов инвестора,

— действуют в его интересах в течение всего процесса проектирования и строительства,

— организуют и координируют действия других участников,

— проверяют контракты участников,

— отслеживают ход реализации проекта, бюджет.

Как правило, такие компании также предлагают услуги технического заказчика. Наличие профессионального управляющего проектом снижает риски, связанные с особенностями заключения договора с генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком, является важным условием успешного привлечения инвестиций.

Заказчик — Застройщик обязан обеспечить генпроектировщика:

— исходно-разрешительной документацией,

— согласовать с инвестором и генпроектировщиком график выпуска проектно-сметной документации, задание на проектирование,

— принять результаты работ,

— согласовать результат с госструктурами.

Обратной стороной такого союза является отсутствие объективной оценки хода реализации проекта. Поэтому есть необходимость инвестору заключать договор с генпроектировщиком, чтобы получить быстрее и качественный результат.

Генеральный проектировщик может поручать по договору подряда осуществление авторского надзора другим юридическим и физическим лицам, по разработанным ими разделам проектной документации. В необходимых случаях, заказчик может заключить по согласованию с генеральным проектировщиком прямой договор с юридическими и физическими лицами на выполнение авторского надзора по отдельным видам работ.

1. Информация по выполнению функции Генпроектировщика.

Генпроектировщик несет ответственность за комплексную разработку проектов и смет в установленные сроки и высокого качества, технико-экономические показатели, а также за выполнение обязанностей согласно Градостроительного Кодекса РФ, нормативных документов РФ и положений по функции Генпроектировщика.

В соответствии с главной задачей, на Генпроектировщика возлагаются обязанности:

— в области обеспечения и контроля за разработкой качественной проектно-сметной документации;

— Выдает исходные данные для разработки проектно-сметной документации;

— обеспечивает полноту и качество выдаваемых проектной организации исходных данных для проектирования;

— подготавливает совместно с проектно-изыскательскими организациями задания на разработку проектно-сметной документации, проводит ее согласование в установленном порядке;

— заключает с соответствующими организациями договоры на выполнение проектно-изыскательских, конструкторских и при необходимости научно-исследовательских работ;

— согласовывает с проектной организацией календарный график разработки и выдачи проектно-сметной документации;

— осуществляет контроль за его выполнением;

— организует в установленном порядке согласование, утверждение и переутверждение проектно-сметной документации (с определением договорной цены), а также внесение в соответствующую документацию исправлений по замечаниям и заключениям подрядных организаций и органов экспертизы.

2.

Функциональные обязанности генпроектировщика.

В соответствии с главной задачей на генпроектировщика возлагаются обязанности:

— Участие в составлении задания на проектирование и выборе площадки для строительства;

— Определение по согласованию с заказчиком и подрядчиком объемов, этапов и стоимости проектных работ;

— Подготовка и своевременная выдача субподрядным организациям заданий на проектирование и инженерные изыскания.

— Оформление договоров на выполнение всех видов проектных и изыскательских работ.

— Заключение прямых договоров между заказчиком и отдельными специализированными организациями без согласования с генпроектировщиком не допускается.

— Подготовка по поручению заказчика за счет его средств исходных данных для проектирования.

— Подготовка совместно с заказчиком, подрядчиком субподрядными проектными и изыскательскими организациями графика выполнения работ.

— Своевременное решение вопросов, возникающих у субподрядных организаций в процессе проектирования, а подрядчика — в процессе строительства.

— Координация работ субподрядных организаций и увязка архитектурно-планировочных, объемно-пространственных, технических решений и экологических требований при выполнении комплекса проектных работ.

— Согласование в процессе проектирования принципиальных технических решений, принимаемых субподрядными организациями.

— Обеспечение соответствия проектов заданию на проектирование.

— Приемка от субподрядных организаций готовой проектной документации.

— Комплектация всей проектно-сметной документации и передача ее заказчику, в том числе и разработанной субподрядными организациями, имея в виду, что эти организации несут ответственность за высококачественную разработку документации соответствующих частей проекта в установленные сроки.

— Участие в рассмотрении, согласовании и утверждении проектной документации в порядке, установленном действующими инструкциями.

— Организация авторского надзора за реализацией проектных решений, участие в приемке объектов в эксплуатацию.

Договором с заказчиком могут быть определены дополнительные функции генпроектировщика, в том числе:

— формирование банка данных по осуществляемому и текущему строительству объектов жилищно-гражданского назначения,

— инженерной и транспортной инфраструктуре,

— наличию проектной документации,

— состоянию зданий и сооружений,

— технико-экономическим показателям,

— нормативным вопросам и пр.;

— разработка предложений к перспективному плану проектных и научно-исследовательских работ;

— выявление и изучение территорий для жилищно-гражданского строительства,

— обобщение и использование полученных данных для составления планов экономического и социального развития города и другие функции.

Стоимость выполнения дополнительных функциональных обязанностей определяется по трудозатратам или договорным ценам.

Свои задачи и функциональные обязанности генпроектировщик выполняет в тесном взаимодействии с местными органами архитектуры и градостроительства, генеральными проектировщиками промышленных объектов, единым (генеральным) заказчиком и генеральным подрядчиком.

3. Права и ответственность генпроектировщика

Генпроектировшик имеет право:

— Осуществлять контроль в субподрядных организациях за качеством проектирования и изысканий и требовать выполнения работ в сроки, установленные утвержденными графиками, а также устранения выявленных в проектах недостатков.

— Требовать от заказчика пересмотра ранее утвержденных, но нереализованных проектов или отдельных проектных решений как устаревших и не отвечающих современным градостроительным требованиям.

— Устанавливать по согласованию с заказчиком и подрядчиком сокращенный состав и объем проектно-планировочной и проектно-сметной документации, достаточной для оценки проектных решений, определения стоимости строительства и выполнения строительных работ.

— Получать в министерствах, ведомствах, местных Советах дополнительные материалы и документы для выполнения возложенных на него функций.

Градостроительный кодекс. Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование

1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее также — капитальный ремонт).
2. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
4. Подготовка проектной документации осуществляется физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование (далее — лица, осуществляющие подготовку проектной документации).
5. Лицами, осуществляющими подготовку проектной документации, могут являться застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или заказчиком физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи. Договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий, обеспечение технических условий.
6. В случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик обязан предоставить такому лицу:
1) градостроительный план земельного участка;
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
7. Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.
8. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
9. Орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня принятия решения о проведении соответствующих торгов либо о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства либо принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информацию о плате за подключение.

10. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
11. Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий в соответствии с градостроительным планом земельного участка, документами об использовании земельного участка для строительства (в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для него не устанавливается градостроительный регламент), требованиями технических регламентов и техническими условиями.
12. В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
11) проектно-сметная документация объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
13.

Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
14. Проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
15. Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу.

Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Градостроительный кодекс Российской Федерации
Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование

1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее также — капитальный ремонт).

2. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства. (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

4. Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 г. N 148-ФЗ)

5. Лицами, осуществляющими подготовку проектной документации, могут являться застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или заказчиком физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи. Договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий, обеспечение технических условий.

6. В случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик обязан предоставить такому лицу:

1) градостроительный план земельного участка;

2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);

3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

7. Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.

8. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.

9. Орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.

(В редакции федеральных законов от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ; от 29.12.2006 г. N 258-ФЗ)

10. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

11. Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

12. В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:

1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;

3) архитектурные решения;

4) конструктивные и объемно-планировочные решения;

5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;

6) проект организации строительства объектов капитального строительства;

7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;

9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);

11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; (В редакции федеральных законов от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ; от 24.07.2007 г. N 215-ФЗ)

11-1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов; (Пункт дополнен — Федеральный закон от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ)

12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

12-1. Подготовка проектной документации по инициативе застройщика или заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства. (Часть дополнена Федеральным законом от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

13. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ; от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

14. Проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

15. Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

16. Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом. (Часть дополнена — Федеральный закон от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ) Статья 48-1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
 

1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ);

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;

7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

8) метрополитены;

9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;

10)(Утратил силу — Федеральный закон от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ)

10-1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше; (Пункт дополнен — Федеральный закон от 04.12.2007 г. N 324-ФЗ)

11) опасные производственные объекты, на которых:

а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно; (В редакции Федерального закона от 04.12.2007 г. N 324-ФЗ)

б)(Утратил силу — Федеральный закон от 04.12.2007 г. N 324-ФЗ)

в) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

г) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;

д) используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры.

2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более чем 100 метров;

2) пролеты более чем 100 метров;

3) наличие консоли более чем 20 метров;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;

5) наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета. (Статья дополнена — Федеральный закон от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)
 



Статья 1…46‑347484950…63

Скачать бесплатно Градостроительный кодекс Российской Федерации ФЗ 190 от 29.12.2004

Добавить комментарий к ст.48 Градостроительный кодекс РФ ФЗ 190 от 29.12.2004

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *