Градостроительным кодексом РФ

Градостроительный кодекс или ФЗ №190 ориентирован, прежде всего, на государственных и муниципальных служащих. Однако его необходимо знать физическим и юридическим лицам, занимающимся возведением объектов на территориях населённых пунктов.

Градостроительные отношения

Название ФЗ №190 отражает суть документа лишь отчасти. В соответствии с его нормами, конечно, строят города. Однако функции этого документа выходят далеко за пределы формирования поселений. ГрК РФ регулирует взаимоотношения, которые возникают по поводу:

  • планирования развития селитебных территорий;
  • деления этих территорий на зоны в соответствии с предназначением;
  • проектирования строений, коммуникаций и придомовых территорий;
  • строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений.

Это означает, что объектами взаимоотношений являются территории, предназначенные для формирования населённых пунктов, а так же размещаемые на них здания и сооружения различного назначения. Субъектами права в этом случае являются исключительно органы государственной и муниципальной власти различного иерархического уровня (ст. 5 ГрК РФ). Эти субъекты осуществляют планирование, зонирование, дают разрешение на строительство, а так же контролируют его ход в соответствии с утверждённым проектом.

Планирование и проектирование

На этих двух понятиях основана вся нормативная база градостроительных отношений. Территориальное планирование (ТП), рассмотренное в главе 3, представляет собой определение перспектив развития земель, отнесённых к ведению федеральных или региональных органов государственной власти, а так же муниципалитетов.

Результатом процесса ТП является разделение территории на зоны с различными функциями, а так же определение мест строительства объектов. Каждая такая зона имеет свои границы и градостроительные регламенты. При этом переводить земельные участки из одной категории в другую запрещается.

Документальным результатом ТП считается схема. Её подготовка проводится по инициативе высшего исполнительного органа одного или нескольких субъектов РФ. Объектом планирования может быть вся территория субъекта или только её часть.

Термин «проектирование» в данном кодексе используется преимущественно в архитектурно-строительном контексте (глава 6 ГрК РФ). Проект конкретного объекта утверждается уполномоченными органами, после чего он приобретает статус документа, по которому сверяются все действия строителей и людей, принимающих здание в эксплуатацию.

Таким образом, планирование развития территорий и проектирование объектов выполняют функции обеспечения рациональности использования земельных ресурсов и обеспечения безопасности жизни людей.

В связи с тем, что градостроительная деятельность обеспечивается преимущественно саморегулируемыми организациями, их функционированию посвящена отдельная глава ГрК РФ. В ней содержатся нормативы, которые определяют статус и виды СРО, регламент их деятельности, стандарты обязательных документов.

Несмотря на то, что Градостроительный кодекс РФ является основой деятельности государственных и муниципальных органов власти, его нормативы касаются каждого жителя поселений любого ранга. ФЗ №190 позволяет жителям населённых пунктов отстаивать свои права на комфортную среду жизни, участвуя в общественных слушаниях по поводу проектов зонирования территории или строительства отдельных объектов.

  • Глава 1. Общие положения (Статьи 1-5.1)
  • Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (Статьи 6-8.2)
  • Глава 3. Территориальное планирование (Статьи 9-29)
  • Глава 3.1. Нормативы градостроительного проектирования (Статьи 29.1-29.4)
  • Глава 4. Градостроительное зонирование (Статьи 30-40)
  • Глава 5. Планировка территории (Статьи 41-46)
  • Глава 5.1. Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления (Статьи 46.1-46.11)
  • Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства (Статьи 47-55)
  • Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (Статьи 55.1-55.23)
  • Глава 6.2. Эксплуатация зданий, сооружений (Статьи 55.24-55.26)
  • Глава 6.3. Освоение территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов (Статьи 55.27-55.29)
  • Глава 6.4. Снос объектов капитального строительства (Статьи 55.30-55.33)
  • Глава 7. Информационное обеспечение градостроительной деятельности (Статьи 56-57.6)
  • Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности (Статьи 58-62)
  • Глава 9. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе (Статья 63)

1. В комментируемой статье характеризуются состав и содержание градостроительных отношений, установлены общие правила их регулирования. В п. 1 перечислены восемь основных видов таких отношений. Более подробная правовая характеристика большинства названных отношений дана в соответствующих главах ГрК РФ (3, 3.1, 4, 5, 6, 6.2).

В структуре каждого из названных видов градостроительных отношений могут выделяться более конкретные, в чем-то специфические отношения, характеризующиеся разными чертами (в том числе и особенностью объекта правового регулирования, меняющегося в ходе функционирования соответствующих отношений и в результате воздействия на него). Так, отношения по реконструкции объекта капитального строительства приводят к изменению параметров этого объекта (высоты, количества этажей, площади и др.). Специфика тех или иных градостроительных отношений предопределяется особенностями самих объектов этих отношений (например, существуют отличия в строительстве (как комплексе отношений) в зависимости от его объекта — производственное здание, жилой дом, спортивно-оздоровительный комплекс, автомобильная дорога и т.д.). Отношения по поводу инженерных изысканий предопределяют подготовку данных по обоснованию материалов, необходимых для других отношений — по территориальному планированию, планировке территории и архитектурно-строительному проектированию.

Строительство (то есть отношения по поводу строительства объектов капитального строительства) подразделяется также на разнообразные отношения по поводу тех или иных работ: геодезических, земляных, погрузо-разгрузочных, пусконаладочных и иных; работ по бурению и устройству скважин, вбиванию свай и закреплению грунтов, устройству бетонных и железобетонных монолитных конструкций и др.

Правовая характеристика объектов градостроительных отношений, правовой статус субъектов (участников) этих отношений, в том числе их полномочия (права и обязанности), предусматриваются и определяются в соответствующих главах и статьях ГрК РФ.

Градостроительные отношения тесно связаны с иными общественными отношениями. Образно выражаясь, градостроительные отношения «обрамляют» смежные организационно-распорядительные (управленческие) отношения (см. главу 2 ГрК РФ), информационные отношения (см. главу 7 ГрК РФ), контрольно-надзорные отношения (см. ст. ст. 53 — 55, статьи главы 6.1 ГрК РФ), отношения по поводу ответственности за нарушения градостроительного законодательства (см. главу 8 ГрК РФ).

Общее правило заключается в том, что отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности (о его составе и характеристике см. комментарий к ст. 3). Исключения из этого правила предусмотрены в п. п. 2 — 6 комментируемой статьи.

2. В п. 2 комментируемой статьи установлено правило приоритета норм специального законодательства по отношению к нормам законодательства о градостроительной деятельности.

Поскольку некоторые отношения в сфере градостроительства потенциально опасны (связаны с повышенным риском для людей и окружающей среды) из-за специфики производимых работ и возводимых (создаваемых) объектов, они регулируются иным специальным законодательством, а именно законодательством:

— в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— о безопасности гидротехнических сооружений;

— о промышленной безопасности производственных объектов;

— об использовании атомной энергии;

— техническими регламентами.

Только при отсутствии соответствующих норм в таком законодательстве (то есть если данные отношениям этим законодательством из-за наличия пробелов не урегулированы) к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, применяются нормы законодательства о градостроительной деятельности.

3. В ч. 3 комментируемой статьи (в отличие от предыдущего) предусмотрено правило применения к градостроительным отношениям норм иного законодательства, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Как следует из содержания данной части, в указанных случаях к градостроительным отношениям может применяться иное российское законодательство, а именно земельное, лесное, водное, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также иное законодательство РФ. Указанное смежное законодательство применяется к градостроительным отношениям при наличии в нем пробелов, то есть, образно говоря, «в порядке оказания помощи» в регулировании данных отношений (о составе, характеристике и конкретных актах названного законодательства см. комментарий к ст. 3).

4. В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрена возможность и необходимость применения гражданского законодательства к градостроительным (в широком смысле) отношениям, частично регулируемым ГрК РФ (см. п. 17 ст. 1, ст. ст. 55.1 — 55.23 главы 6.1) . Имеются в виду отношения, связанные с приобретением, утратой статуса ГрСРО, определением правового положения указанных СРО, осуществлением ими деятельности и т.п. Условием применения к указанным отношениям гражданского законодательства, в том числе ФЗ «О саморегулируемых организациях», является наличие пробелов в «правовой ткани» ГрК РФ в отношении данных организаций (т.е. если данные отношения не урегулированы правовыми нормами ГрК РФ).

+Читать далее…

Данный пункт в комментируемой редакции вступает в силу с 1 июля 2017 г. — см. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ.

ГрСРО — это, как отмечено в п. 17 ГрК РФ, некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих соответствующие функции в указанных областях.

Названные в настоящем пункте вопросы правового статуса и деятельности ГрСРО регулируются (в дополнение к имеющимся ст. ст. 55.1 — 55.23 ГрК РФ) нормами ГК РФ (ст. ст. 123.8 — 123.11 и др.) и непосредственно ФЗ «О саморегулируемых организациях».

5. В ч. 5 комментируемой статьи сформулировано правило применения градостроительного законодательства к отдельным видам отношений с учетом особенностей, установленных специальным законом. Речь идет о том, что к отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков и строительством объектов капитального строительства на таких участках, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, — это сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Такие участки создаются для целей строительства (размещения) на них объектов капитального строительства и (или) их комплексного освоения в целях строительства. Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них.

Особенные (специальные) нормы вышеуказанного Федерального закона в отношении такого специфического объекта, как искусственный земельный участок, касаются следующих вопросов:

— порядка и последовательности действий при подготовке (согласовании) проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (ст. 4);

— получения разрешения на создание такого земельного участка (ст. 5);

— перечня работ, необходимых для создания искусственного земельного участка (ст. 6);

— порядка заключения и существенных условий договора о создании искусственного земельного участка (ст. 7);

— особенностей подготовки документации по планировке территории и проектной документации искусственно созданного земельного участка и (или) размещаемого на нем объекта капитального строительства (ст. ст. 9, 10) и др.

6. В последней ч. 6 комментируемой статьи установлено аналогичное предыдущему пункту, но зеркально противоположное ему по сути правило о применении к отношениям по сбору и обработке информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства, норм специального законодательства о коммерческой и иной охраняемой законом тайне с учетом особенностей законодательства о градостроительной деятельности.

Нормы градостроительного законодательства, касающиеся определения сметной стоимости строительства на основе сметных норм, методики их применения и сметных цен строительных ресурсов, в ГрК РФ практически отсутствуют, в большинстве своем они имеются в налоговом и бухгалтерском законодательстве, а также в методических документах Минстроя России и Минфина РФ по установлению норм и расценок и по определению стоимости строительных продукции и работ (см. п. п. 30 — 33 комментария к ст. 1). Что касается законодательства о коммерческой и иной охраняемой законом тайне, то действующим законом в этой сфере является Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Федеральные законы
Федеральный закон от 4 мая 2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Федеральный закон от 30 декабря 2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Федеральный закон от 27 февраля 2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Федеральный закон от 23 марта 2011г. №41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования».

Федеральный закон от 21 июля 2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Федеральный закон от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Федеральный закон от 27 июля 2010 года №240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. №215-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения порядка выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию).

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. №243-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части введения понятия капитального ремонта).

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. №224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части возможности досрочного прекращения срока действия разрешения на строительство).

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании».

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. №246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 1 июля 2011 года №169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 11 июля 2011 года №190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 11 июля 2011 года №200-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Федеральный закон от 21 июля 2011 года №257-ФЗ»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

Федеральный закон от 27 июля 2010 года №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Федеральный закон от 27 июля 2010 года №226-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Федеральный закон от 28 ноября 2011 года № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования института экспертизы в строительстве, эксплуатации зданий и сооружений)

Приказы
Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 23 июня 2010 г. № 294 О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (действующая редакция).

Приказ Ростехрегулирования от 1 июня 2010 № 2079 «Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2011 г. № 356 «Об утверждении формы Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 г. № 244″Об утверждении Методических рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов».

Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 г. № 207″Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка».

Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 04 октября 2011 г. № 481″Об утверждении Методических рекомендации по применению государственных сметных нормативов-укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры».

Приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н.

Приказ Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2008 г. № 188.

Постановления
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 318″Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 864 О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 Г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций».

Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения».

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета».

Постановление Правительства РФ от 18 октября 2010 г. № 845 «О некоторых вопросах осуществления проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета».

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».

Постановление Правительства РФ от 24.03.2011 № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулирумыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов».

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1070 «О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. №802″Об утверждении правил проведения консервации объекта капитального строительства».

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. №845 «О Федеральной службе по аккредитации».

Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 916″Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Прочее
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (действующая редакция).

Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р «О перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Письмо Минфина РФ № 03-02-07/1-369 от 17 июля 2009 года.

Письмо c разъяснениями Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям по вопросу получения свидетельства о допуске в случае выполнения капитального ремонта.

Разъяснение от Федеральной антимонопольной службы по вопросу возможности применения в Партнерстве системы коллективного страхования.

При разработке проектной документации жилых комплексов (кварталов, микрорайонов) заказчики и проектировщики в большинстве случаев сталкиваются с вопросами выделения этапов строительства для обеспечения поэтапного ввода в эксплуатацию.

Особенно остро этот вопрос стоит для инвесторов, когда строительство и ввод первых этапов обеспечивает финансирование строительства последующих этапов строительства.

В соответствии с градостроительным кодексом РФ (статья 48, п.12.1.), подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации для объектов капитального строительства, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

Под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.

В современных условиях у инвесторов зачастую возникает необходимость выделения этапов строительства в одном проекте для обеспечения возможности поэтапного ввода в эксплуатацию.

В этом случае при разработке проектной документации необходимо корректно сформировать задание на проектирование и обеспечить выделение этапов строительства во всех разделах проектной документации. Особое внимание необходимо уделить вопросам планировочной организации земельного участка, сетям инженерно-технического обеспечения, инженерным системам, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

Предварительное рассмотрение указанных разделов проектной документации жилых комплексов (кварталов, микрорайонов) в рамках оказания Мосгосэкспертизой консультационных услуг позволит сократить время проведения экспертизы и избежать дополнительных затрат на корректировку разработанной проектной документации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *