Грбс

Содержание

Статья 120. Главный распорядитель бюджетных средств

Статья 120. Главный распорядитель бюджетных средств

1. Главным распорядителем средств областного бюджета является уполномоченный орган Правительства Нижегородской области, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств областного бюджета, определенных ведомственной классификацией расходов областного бюджета.

Главным распорядителем средств местного бюджета является уполномоченный орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенных ведомственной классификацией расходов местного бюджета.

2. Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

3. Главный распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат.

4. Главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.

5. Главный распорядитель бюджетных средств составляет сводную бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

6. Главный распорядитель бюджетных средств имеет право на основании мотивированного представления распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.

7. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

8. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения собственность соответственно Нижегородской области или муниципальных образований. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного и муниципального финансового контроля.

9. Главный распорядитель средств областного бюджета уполномочен представлять Нижегородскую область в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.

Информация об изменениях:

Законом Нижегородской области от 27 января 2005 г. N 1-З в пункт 10 статьи 120 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

10. Главный распорядитель средств областного бюджета выступает в суде от имени казны Нижегородской области:

по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности;

по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.

Выплата средств по исполнительным листам производится из средств областного бюджета, выделенных распорядителям средств областного бюджета.

Главный распорядитель средств федерального бюджета

В качестве главного распорядителя бюджетных средств выступает руководитель государственной или муниципальной организации, который наделен правом дистрибьютировать выделяемые ему государством деньги между подконтрольными организациями либо использовать их по целевому назначению. Последнее право доступно управляющим тех организаций, которые не имеют под-элементов и выступают заключительным звеном в цепочке распределения. То есть само распределение можно представить в следующей примитивной форме:

Перечень главных распорядителей бюджетных средств (будем сокращать как ГРБС) определен министерством финансов (ознакомиться можно по ссылке http://info.minfin.ru/fbrashgrbs.php). Каждому из главных распорядителей присвоен код – например, Росалкогольрегулирование – 160, а Антимонопольная служба – 161.

Чем главный распорядитель отличается от простого?

Любой попытавшийся найти отличия заметит, что описания Бюджетным кодексом (БК) обоих понятий практически идентичные. Поэтому к БК обращаться бессмысленно – лучше прислушаться к мнению экспертов экономики, которые все же нашли ряд отличий:

  • Источник. Главный распорядитель получает деньги от государства (то бишь из бюджета), тогда как рядовой распорядитель – от другого распорядителя. При этом источник рядового распорядителя вовсе не обязательно является главным распорядителем – он тоже может быть рядовым звеном в цепочке дистрибьюции.
  • Классификация. Перечень главных распорядителей определен государством и сведен в единую классификацию, тогда как список рядовых распорядителей не контролируется так строго. Такой порядок установлен законом «О бюджетной классификации РФ».

Упрощенный вывод можно сформулировать так: главные распорядители – это те, над которыми нет никого, кроме финансового органа.

Функции главного распорядителя

Основные функции ГРБС можно свести в такую схему:

  1. Ведение сметы. ГРБС составляет роспись по статьям расходов, вносит коррективы в текущую смету (при необходимости) и распределяет задания между подконтрольными органами в соответствии с выделенным финансированием.
  1. Контроль. ГРБС должен следить за тем, чтобы выделенные им деньги расходовались по целевому назначению. Также ГРБС контролирует эффективность использования муниципального имущества.
  1. Отчетность. По контролю и распределению ГРБС отчитывается финансовому органу. К отчету прикрепляется смета.

>Роль ГРБС в закупках

Роль ГРБС в закупках

Главные распорядители играют существенную роль и в закупочном процессе подведомственных организаций.

В области закупок ГРБС:

  • сами выступают в роли заказчиков;
  • согласовывают планы закупок и формируют сводные планы закупок товаров, работ, услуг на этапе планирования госзаказа;
  • проводят нормирование гозакупок.

В первую очередь они ответственны за плановый процесс. До главных распорядителей доводят сведения об общем объеме бюджетных средств, а также информацию о целевых аспектах исполнения сформированного на финансовый период бюджета. ГРБС составляют бюджетную роспись денежных средств и доводят их до подведомственных учреждений. Распорядители должны расписать эти суммы как по источникам, так и по направлениям расходования. Затем получатели средств обрабатывают доведенную до них информацию о денежных средствах, которые выделены им на закупочную деятельность с целью удовлетворения их нужд как на государственном, так и на муниципальном уровнях.

После распределения ПБС занимаются планированием — в обязательном порядке формируют свои планы закупок (в течение 10 дней после доведения лимитов бюджетных обязательств или утверждения ПФХД — ст. 17 44-ФЗ).

Задача ПБС — грамотно и эффективно спланировать свои закупки. Получатели постатейно распределяют доведенные ГРБС бюджетные средства, формируют планы финансово-хозяйственной деятельности (казенные учреждения — бюджетные сметы), а затем отправляют их на согласование. В каждом плане или смете необходимо указать код контролирующего ГРБС. После утверждения ПФХД получатели составляют планы закупок, которые также согласовываются с главными распорядителями. На основе закупочных планов подведомственных учреждений ГРБС формируют сводные планы.

При этом учреждение для подчиненных организаций может быть ГРБС, но в то же время выступать в роли получателя средств и организации-заказчика. В таком случае ответственный специалист главного распорядителя формирует план-график закупок, а затем отправляет его на согласование вышестоящему распорядителю.

Также распорядители, в соответствии со ст. 19 44-ФЗ, занимаются нормированием закупок. Они утверждают требования к приобретаемым отдельным видам товаров, работ, услуг, определяют предельные цены, типовые условия контрактов, правила и порядок исчисления нормативных затрат на обеспечение государственных или муниципальных нужд как для себя, так и для подведомственных учреждений (Письмо Минфина РФ № 02-03-06/18202 от 31.03.2016). Они утверждают характеристики товаров, работ, услуг, предельные цены на ТРУ, подпадающие под нормирование, а также же для тех категорий закупаемой продукции, которые им необходимы, но при этом отсутствуют в обязательном перечне.

Главный распорядитель бюджетных средств

Смотреть что такое «Главный распорядитель бюджетных средств» в других словарях:

  • Главный распорядитель бюджетных средств — (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее… … Официальная терминология

  • Главный распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти Российской Федерации, орган местного самоуправления либо бюджетное учреждение, имеющие право распределять средства соответствующего бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные… … Большой юридический словарь

  • ГЛАВНЫЙ РАСПОРЯДИТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ — руководитель органа государственной власти и органа местного самоуправления или иного прямого получателя бюджетных средств, определенных ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета, имеющий право распределять его средства по… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) — 3.24 главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) : Государственный орган, который распределяет средства федерального бюджета по подведомственным учреждениям (утверждает сметы доходов и расходов подведомственных учреждений, составляет бюджетную … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Главный распорядитель финансовых средств — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. В Пограничной… … Пограничный словарь

  • Главный распорядитель бюджетных — СРЕДСТВ в бюджетном законодательстве РФ понятие, обозначающее главного распорядителя средств федерального бюджета и главного распорядителя средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета (ст. 158 БК РФ*). Главным распорядителем средств … Энциклопедия права

  • Распорядитель бюджетных средств — (англ. superintendent of budget means) в бюджетном законодательстве РФ орган гос ной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным … Энциклопедия права

  • Распорядитель бюджетных средств — (англ. superintendent of budget means) в бюджетном законодательстве РФ орган гос ной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (ст. 159 БК РФ*). Р.б.с.… … Большой юридический словарь

  • Главный распорядитель бюджетных — СРЕДСТВ в бюджетном законодательстве РФ понятие, обозначающее главного распорядителя средств федерального бюджета и главного распорядителя средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета (ст. 158 БК РФ*). Главным распорядителем средств… … Большой юридический словарь

  • Главный распорядитель средств федерального бюджета — в РФ орган государственной власти, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. См. также:… … Финансовый словарь

Получатели бюджетных средств (далее — ПБС), подведомственные главному распорядителю бюджетных средств (далее — ГРБС), — бюджетные, автономные и казенные учреждения. ГРБС ведет и составляет сводную бюджетную роспись, доводит до адресата бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования при организации исполнения бюджета ПБС казенного типа. У ГРБС с бюджетными и автономными учреждениями заключены соглашения на предоставление субсидий (на выполнение государственного задания и иные цели). Бюджетным и автономным учреждениям бюджетные полномочия не передаются, лицевые счета по переданным полномочиям для указанных учреждений не открываются.
Необходимо ли доводить бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования до ПБС бюджетного и автономного типа?

8 июня 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования до бюджетных и автономных учреждений законодательством не предусмотрено. При этом предоставление средств субсидий должно согласовываться с размерами доведенных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемы финансирования до ГРБС, информация и отчетность по которым формируются в соответствии с утвержденным в субъекте РФ порядком доведения лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования при организации исполнения бюджета.

Обоснование вывода:
Бюджетные и автономные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) в сферах, перечисленных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) и ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется путем предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ; ч. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств таких субсидий, неся при этом ответственность за своевременное и полное исполнение задания учредителя.
Кроме того, из соответствующего бюджета бюджетному (автономному) учреждению могут выделяться:
— субсидии на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
— субсидии на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ).
Согласно ст. 69.1 БК РФ бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям относятся к ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), однако это не означает, что такие учреждения являются получателями бюджетных средств (смотрите ст. 6 БК РФ).
Предоставление субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляется в соответствии с Соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями (абз. 6 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).
Неотъемлемой частью Соглашения, как правило, является график перечисления денежных средств. График составляется с учетом ограничений, установленных в публично-правовом образовании. В графике указываются коды по бюджетной классификации, по которым бюджетному (автономному) учреждению предоставляются средства субсидии на выполнение задания, суммы и сроки перечисления субсидии.
При заключении между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением Соглашения, учредитель на его основании и в сумме Соглашения принимает бюджетные обязательства в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств (п. 140 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н). Денежное обязательство принимается учредителем при наступлении даты предоставления субсидии, например, согласно графику перечисления денежных средств при его составлении (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, смотрите также письмо Минфина России от 05.04.2013 N 02-06-07/11164).
Таким образом, доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемы финансирования до бюджетных и автономных учреждений в рассматриваемой ситуации законодательством не предусмотрено. При этом предоставление средств субсидий должно согласовываться с размерами доведенных до ГРБС бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемы финансирования, информация и отчетность по которым формируется в соответствии с утвержденным в субъекте РФ порядком доведения лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования при организации исполнения бюджета*(1).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

16 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, Распоряжение Министерства финансов Московской области от 20.10.2016 N 23РВ-100 «Об утверждении Порядка доведения лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования при организации исполнения бюджета Московской области».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *